Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / личность безопасного типа поведения / безопасность жизнедеятельности / саморегуляция и самоорганизация личности / конструктивный внутриличностный конфликт / functional literacy / personality of a safe type of behavior / life safety / self-regulation and self-organization of personality / constructive intrapersonal conflict

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Петрова Елена Николаевна

Целью настоящей статьи является выявление роли функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения. Методологической основой послужил функциональный подход к исследованию сущности функциональной грамотности и положения складывающейся теории формирования личности безопасного типа поведения. Установлено, что обеспечение безопасности личности определяется ее способностью к саморегуляции, сознательному управлению своим психологическим состоянием в чрезвычайной ситуации, которая развивается на основе мотивации, прочных знаний в сфере защиты от угроз и рисков, уверенного владения способами защиты и правилами безопасного поведения. Эффективность формирования личности безопасного типа поведения обеспечивается функциональной грамотностью обучающихся в области безопасности, включающей идентификацию опасностей, их предотвращение и ликвидацию. Значимость функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения раскрывается через ее функции: личностного развития, социализации, пропедевтики, профессиональной ориентации, реабилитации, воспитания. Обоснованные функции позволяют сделать вывод о правомерности использования функционального подхода и комплексном значении функциональной грамотности в обучении безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Петрова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to identify the role of functional literacy in the formation of a safe type of behavior personality. The methodological basis was a functional approach to the study of the essence of functional literacy and the position of the emerging theory of the formation of a safe type of behavior personality. It is established that ensuring the security of an individual is determined by its ability to self-regulation, conscious management of its psychological state in an emergency situation, which develops on the basis of motivation, solid knowledge in the field of protection from threats and risks, confident possession of methods of protection and rules of safe behavior. The effectiveness of the formation of a safe type of behavior personality is ensured by the functional literacy of students in the field of safety, including the identification of hazards, their prevention and elimination. The importance of functional literacy in the formation of a safe type of behavior personality is revealed through its functions: personal development, socialization, propaedeutics, professional orientation, rehabilitation, education. The reasoned functions allow us to conclude that the use of a functional approach is legitimate and the complex significance of functional literacy in life safety training.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ»

длительные и представляют интерес обучающимся с наиболее выраженным мотивационно-ценностным отношением к обучению. Наиболее востребованы в развитии самостоятельной деятельности в настоящее время учебные web-квесты. Обращение к интернет ресурсам и умение самостоятельно получать информацию, востребовано в цифровом обществе, поэтому задания такого плана имеют двойное назначение. С одной стороны, происходит расширение и обогащение имеющихся знаний, с другой стороны, овладение компетенциями необходимыми в дальнейшем при продолжении обучения в вузе. К таким компетенциям можно отнести информационную грамотность, проверку достоверности полученной информации, аналитические умения (сравнивапть, анализировать, систематизировать, обобщать, конкретизировать и др.). Излагать информацию в обобщённом виде, представлять в виде презентации или научной статьи, реферата и т.п.

Отметим, что публичная защита web-квеста влияет на развитие коммуникативных умений (чётко излагать мысли, логично и последовательно строить выступление, отвечать на вопросы, вести диалог с собеседником, умение слушать оппонента, доказывать или опровергать высказывания и т.д.).

Таким образом, цифровые образовательные инструменты развивают самостоятельную познавательную деятельность. Развитие происходит в процессе самостоятельного целепологания, планирования, саморегуляции и самоорганизации деятельности обучающегося.

Выводы. Индивидуальный образовательный маршрут в обучении математике обучающихся профильной школы ориентирован на развитие интеллектуального потенциала обучающегося. Конструирование маршрута проходит по определённому алгоритму, что позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся. Конструктор маршрута представляет собой матрицу выбора оптимальных форм обучения и способов усвоения знаний. Вариативность содержания обучения обеспечивает потребности обучающегося в личностном росте и профессиональном ориентировании на будущую профессию [3]. Ценность и результат достигается за счет самостоятельного выбоа и принятия участия в создании маршрута обучения. Сотрудничество всех участников образовательного процесса (обучающегося, родителей, педагогов и психологов) в конструировании индивидуального образовательного маршрута, совместное планирование и анализ результатов обеспечивает наиболее эффективный вектор развития обучающегося.

Литература:

1. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева идр.]. -М.: Просвещение, 2014. - 463 с.

2. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО: учебно-методическое пособие / O.K. Абдулаева, Е.В. Алабина, М.Н. Битюкова [и др.]; под редакцией О.Н. Крыловой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2019. - 224 с.

3. Санина, Е.И. Вариативное обучение как одно из направлений модернизации образования / Е.И. Санина, A.M. Маскаева//Преподаватель XXI век.-2010. -№ 4.1. - С. 7-10

4. Санина, Е.И. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий как условие личностного развития обучающихся / Е.И. Санина, Т.Е. Тужба // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №2. - С. 237-243

5. Сборник задач по математике / П.Т. Апанасов, М.И. Орлов. - М., 1987. - 282 с.

6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингивистич. исследований; Под редакцией А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 (электронная версия http://feb-web.ru>feb/mas/mas-abc/Oencyc.htm?cmd...istext=l)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. Целью настоящей статьи является выявление роли функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения. Методологической основой послужил функциональный подход к исследованию сущности функциональной грамотности и положения складывающейся теории формирования личности безопасного типа поведения. Установлено, что обеспечение безопасности личности определяется ее способностью к саморегуляции, сознательному управлению своим психологическим состоянием в чрезвычайной ситуации, которая развивается на основе мотивации, прочных знаний в сфере защиты от угроз и рисков, уверенного владения способами защиты и правилами безопасного поведения. Эффективность формирования личности безопасного типа поведения обеспечивается функциональной грамотностью обучающихся в области безопасности, включающей идентификацию опасностей, их предотвращение и ликвидацию. Значимость функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения раскрывается через ее функции: личностного развития, социализации, пропедевтики, профессиональной ориентации, реабилитации, воспитания. Обоснованные функции позволяют сделать вывод о правомерности использования функционального подхода и комплексном значении функциональной грамотности в обучении безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, личность безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности, саморегуляция и самоорганизация личности, конструктивный внутриличностный конфликт.

Annotation. The purpose of this article is to identify the role of functional literacy in the formation of a safe type of behavior personality. The methodological basis was a functional approach to the study of the essence of functional literacy and the position of the emerging theory of the formation of a safe type of behavior personality. It is established that ensuring the security of an individual is determined by its ability to self-regulation, conscious management of its psychological state in an emergency situation, which develops on the basis of motivation, solid knowledge in the field of protection from threats and risks, confident possession of

methods of protection and rules of safe behavior. The effectiveness of the formation of a safe type of behavior personality is ensured by the funetional literacy of students in the field of safety, including the identification of hazards, their prevention and elimination. The importance of funetional literacy in the formation of a safe type of behavior personality is revealed through its functions: personal development, socialization, propaedeutics, professional orientation, rehabilitation, education. The reasoned functions allow us to conclude that the use of a funetional approach is legitimate and the complex significance of funetional literacy in life safety training.

Key words: funetional literacy, personality of a safe type of behavior, life safety, self-regulation and self-organization of personality, constructive intrapersonal conflict.

Введение. В современном обществе растущих рисков и угроз, увеличения деструктивных факторов формируется качественно новое представление о безопасности жизни и деятельности как общепризнанной ценности и нормы, необходимой для защиты общественных отношений, обеспечивающих устойчивое развитие личности, общества и государства, соблюдения национальных интересов России. Актуализация научного направления безопасности жизнедеятельности сопряжена с проблемой разработки теории формирования личности безопасного типа поведения (Р.И. Айзман, А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотов, С.В. Петров, Е.Б. Перелыгина, М.В. Погодаева, А.Н. Сухов, В.М. Ширшова) [6, 8,]. Анализ научных источников показал широкий разброс суждений при трактовке дефиниции понятия личность безопасного типа поведения. В исследованиях А.Н. Сухова категории «безопасность личности», «безопасное поведение личности», «безопасный тип личности» анализируются с точки зрения конфликтологического подхода к их пониманию [7]. В основе безопасного поведения лежит, по мнению автора, внутриличностный конструктивный и деструктивный конфликты, определяющие принятие решений на основе имеющихся социальных представлений. Конфликтность возникает при различных состояниях социально-психологической структуры личности: ментальности, ценностно-смысловой и мотивационной сферы, когнитивных характеристик, «Я-концепции», локуса контроля; социально-психологической компетентности и др.. При деструктивном конфликте эти представления сформированы на основе вседозволенности и позиции «цель оправдывает средства» (противоправные, аморальные),причем цели также могут иметь негативный характер. В условиях конструктивного конфликта принятие решений о достижении позитивных целей происходит с помощью средств, не выходящих за рамки права и морали. Это обстоятельство свидетельствует о настоятельной необходимости развития у обучающихся ценностей и установок, отражающих личную и гражданскую ответственность, личностные качества сострадания, готовности к оказанию помощи, толерантности, заботы о защите интересов своей страны. Данный аспект раскрывается М.В. Погодаевой, рассматривающей потенциал развития личности безопасного типа поведения в логике аксиологического подхода [5]. При обосновании ценностной детерминанты, автор, совершенно справедливо, на наш взгляд, аргументирует роль образования, как транслятора ценностей современной культуры в ходе развития ценностно-смысловой сферы личности. Действительно, личностное развитие определяется качеством образования в области безопасной жизнедеятельности, построенном на культурологических принципах (Н.Б. Абаскалова, Л.А. Михайлов, М.А. Картавых, Э.М. Киселева, О.Н. Русак, В.П. Соломин) [4].

Механизм обеспечения безопасности определяется способностью личности к саморегуляции и самоорганизации, то есть сознательного управления своим психологическим и эмоциональным состоянием в опасной или чрезвычайной ситуации [6]. Справиться со своими чувствами страха и опасности возможно на основе уверенных знаний способов защиты и умений их применять в обычной жизни, владеть приемами снижения волнений и нерешительности, повышения устойчивости к стрессу. Решение данной педагогической задачи лежит плоскости функциональной грамотности, проявляющейся на практике в действиях обучающихся, а оценка ее сформированности - в модели поведения в реальных ситуациях жизни [1]. Применительно к безопасности жизнедеятельности, функциональная грамотность означает готовность и способность школьников к безопасной деятельности в социальной и природной среде на основе обретения опыта анализа опасных ситуаций, соблюдения правил безопасного поведения, умений выстраивать коммуникации в учебном взаимодействии [3]. В этой связи целесообразным представляется использование функционального подхода к раскрытию роли функциональной грамотности в формировании культурной личности безопасного типа поведения. Функциональный подход предполагает выявление функций данного педагогического феномена и их взаимодействия в образовании по основам безопасности жизнедеятельности. В наших рассуждениях учитываются, выделенные В.А. Ермоленко, адаптивная, пропедевтическая, профориентационная, реабилитационная, воспитательная и развивающая функции [2], интерпретируемые в контексте формирования личности безопасного типа поведения.

Цель нашего исследования состояла в раскрытии педагогической значимости функциональной грамотности в формировании культурной личности безопасного типа поведения на основе функционального подхода.

Изложение основного материала статьи. Сущность и значение такого педагогического феномена как функциональная грамотность, раскрываемого с помощью функционального подхода, предполагает необходимость обращения к динамике содержания образования по безопасности жизнедеятельности. Современный характер общественных отношений определяет четко выраженный тренд в изменении содержания, связанный с актуализацией функционального знания [9]. Междисциплинарный контент содержания образования по безопасности жизнедеятельности отличается практической направленностью на понимание реальных угроз и освоение методов их преодоления. Обучающийся должен уметь анализировать и оценивать опасности и чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального, экологического характера, находясь в доме, на улице, при выполнении какой-либо деятельности или отдыхе. При идентифицировании опасности, он способен к разработке соответствующей модели безопасного поведения, включающей адекватные способы ее предотвращения и ликвидации последствий. Обобщенное понятие «личность безопасного типа поведения» раскрывается через готовность и способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире на основе саморегуляции и самоорганизации. При этом важно, что принятие решения происходит на основе конструктивного внутриличностного конфликта, построенного на позитивных социальных ценностях. Осознанное и уверенное управление своим поведением в угрожающей ситуации в своей фундаментальной основе имеет психологическую устойчивость, проявляющуюся в мотивационных установках и волевых качествах, а также необходимую компетентность в сфере обеспечения безопасности.

Формирование личности безопасного типа поведения на основе развития функциональной грамотности у обучающихся в сфере защиты от угроз и рисков потребовало обращения к выявлению ее роли и функций. Нами обоснованы функции: личностного развития, социализации, пропедевтики, профессиональной ориентации, реабилитации, воспитания. Функциональная грамотность развивает способности обучающегося решать актуальные жизненные проблемы безопасности с помощью усвоенных знаний и умений, социального и личностного взаимодействия. Движущими силами личностного развития являются противоречия между новыми потребностями в безопасности и возможностями их удовлетворения, возросшими возможностями обучающегося к познанию и привычным типом обучения и общения, изменением общественных запросов на творческую личность безопасного типа поведения и имеющимся уровнем ее развития.

Интегральный результат в виде развития личности безопасного типа поведения предусматривает развитие у обучающихся ценностно-смысловой мировоззренческой платформы, базовой основой которой является конструктивный внутриличностный конфликт, построенный на позитивных социальных ценностях. Когнитивный и праксиологический компоненты личности безопасного типа поведения обеспечиваются формированием творческого и критического мышления в осмыслении единой научной картины мира с ее угрозами; освоением средств и методов защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; навыков общения на основе вербальной и невербальной коммуникации. Ориентация на существующую реальность превращает учебный материал в «живое», имеющее для школьником личную значимость, знание. Обучающиеся приходят к пониманию, что усвоенные ценности, знания и способы безопасного поведения необходимы и полезны, как сегодня, так и в будущей жизни.

Функциональная грамотность в сфере формирования личности безопасного типа поведения играет роль социализации, то есть успешной интеграции обучающегося в социальную сферу жизни учебного коллектива, общества, страны, мира. Социализация представляет собой двусторонний процесс усвоения обучающимся социального опыта в сфере обеспечения безопасности и активной самореализации личностью своих возможностей и притязаний, поиска «собственного я» как субъекта деятельности и общения в плане осознания и обеспечения безопасности. Непрерывный характер процесса социализации диктуется, с одной стороны, изменениями в масштабах, усилении угроз, структуре опасностей и способах защиты от них, с другой, постоянным развитием личности безопасного типа поведения посредством освоения все новых актуальных компетенций в обеспечении безопасности и гармонизации взаимоотношений в системе «личность — общество -природа». Благодаря социализации усваиваются доминирующие демократические представления, социальные ценности и нормы поведения, не противоречащие требованиям безопасности.

Функция пропедевтики функциональной грамотности в процессе формирования личности безопасного типа поведения означает, что при обучении закладываются основы безопасности жизнедеятельности, значимость смыслов и ценностей безопасности, важность освоения траектории общего и личного продвижения к пределам допустимого риска, базовой системы знаний и способов преодоления угроз в настоящей и будущей жизнедеятельности. Функциональная грамотность демонстрирует преемственность осваиваемых обучающимися новых впечатлений, отношений, знаний и способов безопасного поведения с имеющимся личностным опытом и перспективными путями его обогащения в процессе обучения на основе междисциплинарных связей. Опора на жизненный опыт по безопасности жизнедеятельности позволяет установить не только его уровень, но и, с позиций апперцепции, психологические особенности восприятия и мышления (Г.В. Лейбниц, Д. Локк). В результате в обучении происходит естественная интеграция нового знания и элементов личного опыта, «восхождение» от личного опыта деятельности школьников к его рефлексии и соотнесению с актуальными теоретическими положениями, и далее к их практическому применению в опасных и чрезвычайных ситуациях. Пропедевтика связана с мотивацией к самой проблеме безопасности и способам ее разрешения, ее глубинным ценностно-смысловым пониманием. Обеспечивает переход к самостоятельности, готовности использовать традиционные и современные методы познания и опыт лучших практик, нравственно-ответственное отношение.

Профессиональная ориентация функциональной грамотности при формировании личности безопасного типа поведения состоит в том, что в процессе личностного становления рельефно проявляются склонности, и интересы обучающихся, качества их личности, связанные с саморегуляцией и самоорганизацией в стрессовых условиях чрезвычайных ситуаций, смоделированных с помощью кейс-задач, тренингов, учебно-социальных практик. При решении задач на идентификацию, предотвращение и ликвидацию опасностей обучающиеся проявляют и развивают метапредметные аналитические, прогностические, проблемные, практические умения, демонстрирующие их способности и профессиональную направленность. Оценка социальных потребностей и собственных возможностей и особенностей приводит к обоснованному выбору профессионального будущего. Данная функция функциональной грамотности как полезного и нужного знания приобретает особое значение в старших классах в период профессионального самоопределения. Учитывая, что данный выбор осуществляется в условиях неопределенности, и обучающиеся должны его совершать неоднократно в своей жизни, необходим определенный базовый задел в образовании обучающихся, входящий в содержание функциональной грамотности. Функция реабилитации состоит в том, что она обеспечивает восстановление личностного статуса обучающегося при утрате им позитивных социальных представлений при неблагоприятных факторах развития. Функциональная грамотность при формировании личности безопасного типа поведения особенно значима для школьников из неблагополучных семей, являющихся одновременно и жертвой, и источником опасностей, а также детей с ограниченными возможностями развития. В результате реабилитации у такого контингента обучающихся появляется уверенность в собственных возможностях использования знаний в обеспечении безопасности, желание активной самостоятельной деятельности в социуме, профессиональной ориентации. Функция воспитания отражает основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания обучающихся в отечественном образовании (А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков), ФЗ «Об образовании в Российской федерации», обновленных ФГОС общего образования. Исходя из них, по-новому звучат задачи развития личностных качеств обучающихся, в том числе в сфере гражданской идентичности и патриотизма. Воспитательные задачи реализуются через жизненное, личностное, профессиональное самоопределение личности безопасного типа поведения, означающее выбор ценностно-смысловых ориентиров и нравственно-этических установок, формирование мировоззрения на основе единой научной картины мира. Гражданско-патриотическое, нравственно-этическое воспитание, воспитание познавательной и экологической культуры, культуры здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности позволяет успешно решать различные учебные и реальные жизненные проблемы безопасности, выстраивать позитивные взаимоотношения в социальной группе.

Выводы. Социальный запрос на формирование личности безопасного типа поведения обусловлен развитием качественно новых представлений о безопасности жизнедеятельности как общепризнанной ценности и нормы, обеспечивающей устойчивое развитие личности, общества и государства. В качестве психологического механизма обеспечения безопасности рассматривается способность личности обучающегося к саморегуляции в условиях угроз и рисков, которая основывается на мотивации, основных знаниях и умениях применять их в реальной жизни. Использование функционального подхода позволило оценить разностороннюю роль функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения. Обоснованные взаимосвязанные функции личностного развития, социализации, пропедевтики, профессиональной ориентации, реабилитации, воспитания характеризуют высокую значимость функциональной грамотности, ее комплексное воздействие на формирование личности безопасного типа поведения.

Литература:

1. Басюк, B.C. Формирование функциональной грамотности обучающихся - важный аспект достижения личностных результатов образования / B.C. Басюк // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, № 6. - С. 34-42. - Режим доступа: OZP 6 80 T.1 2021 .pdf (instrao.ru)

2. Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект / В.А. Ермоленко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 11.04.2023).

3. Камерилова, Г.С. Кейс-обучение как средство формирования функциональной грамотности по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях / Г.С. Камерилова, М.А. Губарева, E.H. Петрова // Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 6 - URL: https://science-education.ru/article/view?id=32348 (дата обращения: 17.04.2023)

4. Картавых, М.А. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752/643 (дата обращения 21.04.2023)

5. Погодаева, М.В. Аксеологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения / М.В. Погодаева // Интернетжурнал «Мир науки» - 2018- №1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMNll 8.pdf (дата обращения 21.04.2023)

6. Психология безопасности: учебное пособие для вузов / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М.: Юрайт, 2020. - С. 276.

7. Сухов, А.Н. Безопасность личности как научно-практическая проблема / А.Н. Сухов // Человеческий капитал. -2021. -№ 2 - 146 с.

8. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.Н. Айзман, C.B. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - С. 208.

9. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - URL: https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/1251?locale=ru_RU (дата обращения 21.04.2023)

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Сомов Георгий Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Выродов Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса для системы профессионально-педагогического образования. Цель статьи состояла в характеристике системы профессионально-педагогических условий, способствующих развитию компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Проведен анализ имеющихся педагогических исследований по обозначенной проблематике. Предложены профессионально-педагогические условия развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Они представлены освоением студентами учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы деструктологии», а также прохождением интегрированной клинической практики. Каждое из предложенных условий раскрыты в статье. Приведены методические рекомендации по организации процесса изучения безопасности жизнедеятельности в контексте рассматриваемого вопроса. Охарактеризовано содержание основ декструктологии как относительно нового педагогического феномена. Раскрыт цикличный характер интегрированной клинической практики будущих педагогов с акцентом на особенности процесса развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Отмечен личностно-деятельностный характер профессионально-педагогических условий развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе.

Ключевые слова: социальная безопасность, образовательная среда, компетентность, профессионально-педагогические условия, интегрированная клиническая практика, цикличность.

Annotation. The relevance of the issue under consideration for the vocational education system is justified. The purpose of the article was to characterize the system of professional and pedagogical conditions that contribute to the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process. An analysis of the available pedagogical research on the indicated problems was carried out. Professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors of pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process are proposed. They are represented by the mastering by students of the educational disciplines "Life Safety," "Fundamentals of Destructology," as well as the passage of integrated clinical practice. Each of the proposed conditions is disclosed in the article. Guidelines are provided for organizing the process of studying life safety in the context of the issue under consideration. The content of the foundations of dextructology is characterized as a relatively new pedagogical phenomenon. The cyclical nature of the integrated clinical practice of future teachers with an emphasis on the peculiarities of the process of developing the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social safety in the educational process is disclosed. The personality and activity of the professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process was noted.

Key words: social security, educational environment, competence, professional and pedagogical conditions, integrated clinical practice, cyclicity.

Введение. Современный этап общественного развития характеризуется растущей важностью проблем, связанных с обеспечением социальной безопасности детей, являющихся наиболее незащищенной категорией населения. Социальная безопасность детей предполагает их защиту от внешних и внутренних угроз, развитие устойчивости; способности к прогнозированию, возможному предупреждению и противостоянию опасностям, связанным с физическим насилием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.