Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная безопасность / образовательная среда / компетентность / профессионально-педагогические условия / интегрированная клиническая практика / цикличность / social security / educational environment / competence / professional and pedagogical conditions / integrated clinical practice / cyclicity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Сомов Георгий Анатольевич, Выродов Дмитрий Юрьевич

Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса для системы профессионально-педагогического образования. Цель статьи состояла в характеристике системы профессионально-педагогических условий, способствующих развитию компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Проведен анализ имеющихся педагогических исследований по обозначенной проблематике. Предложены профессионально-педагогические условия развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Они представлены освоением студентами учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы деструктологии», а также прохождением интегрированной клинической практики. Каждое из предложенных условий раскрыты в статье. Приведены методические рекомендации по организации процесса изучения безопасности жизнедеятельности в контексте рассматриваемого вопроса. Охарактеризовано содержание основ декструктологии как относительно нового педагогического феномена. Раскрыт цикличный характер интегрированной клинической практики будущих педагогов с акцентом на особенности процесса развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Отмечен личностно-деятельностный характер профессионально-педагогических условий развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Сомов Георгий Анатольевич, Выродов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the issue under consideration for the vocational education system is justified. The purpose of the article was to characterize the system of professional and pedagogical conditions that contribute to the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process. An analysis of the available pedagogical research on the indicated problems was carried out. Professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors of pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process are proposed. They are represented by the mastering by students of the educational disciplines "Life Safety," "Fundamentals of Destructology," as well as the passage of integrated clinical practice. Each of the proposed conditions is disclosed in the article. Guidelines are provided for organizing the process of studying life safety in the context of the issue under consideration. The content of the foundations of dextructology is characterized as a relatively new pedagogical phenomenon. The cyclical nature of the integrated clinical practice of future teachers with an emphasis on the peculiarities of the process of developing the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social safety in the educational process is disclosed. The personality and activity of the professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process was noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

2. Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект / В.А. Ермоленко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 11.04.2023).

3. Камерилова, Г.С. Кейс-обучение как средство формирования функциональной грамотности по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях / Г.С. Камерилова, М.А. Губарева, E.H. Петрова // Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 6 - URL: https://science-education.ru/article/view?id=32348 (дата обращения: 17.04.2023)

4. Картавых, М.А. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752/643 (дата обращения 21.04.2023)

5. Погодаева, М.В. Аксеологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения / М.В. Погодаева // Интернетжурнал «Мир науки» - 2018- №1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMNll 8.pdf (дата обращения 21.04.2023)

6. Психология безопасности: учебное пособие для вузов / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М.: Юрайт, 2020. - С. 276.

7. Сухов, А.Н. Безопасность личности как научно-практическая проблема / А.Н. Сухов // Человеческий капитал. -2021. -№ 2 - 146 с.

8. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.П. Айзман, C.B. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - С. 208.

9. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - URL: https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/1251?locale=ru_RU (дата обращения 21.04.2023)

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Сомов Георгий Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Выродов Дмитрий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса для системы профессионально-педагогического образования. Цель статьи состояла в характеристике системы профессионально-педагогических условий, способствующих развитию компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Проведен анализ имеющихся педагогических исследований по обозначенной проблематике. Предложены профессионально-педагогические условия развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Они представлены освоением студентами учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Основы деструктологии», а также прохождением интегрированной клинической практики. Каждое из предложенных условий раскрыты в статье. Приведены методические рекомендации по организации процесса изучения безопасности жизнедеятельности в контексте рассматриваемого вопроса. Охарактеризовано содержание основ декструктологии как относительно нового педагогического феномена. Раскрыт цикличный характер интегрированной клинической практики будущих педагогов с акцентом на особенности процесса развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе. Отмечен личностно-деятельностный характер профессионально-педагогических условий развития компетентности бакалавров педагогических направлений подготовки в сфере обеспечения социальной безопасности в образовательном процессе.

Ключевые слова: социальная безопасность, образовательная среда, компетентность, профессионально-педагогические условия, интегрированная клиническая практика, цикличность.

Annotation. The relevance of the issue under consideration for the vocational education system is justified. The purpose of the article was to characterize the system of professional and pedagogical conditions that contribute to the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process. An analysis of the available pedagogical research on the indicated problems was carried out. Professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors of pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process are proposed. They are represented by the mastering by students of the educational disciplines "Life Safety," "Fundamentals of Destructology," as well as the passage of integrated clinical practice. Each of the proposed conditions is disclosed in the article. Guidelines are provided for organizing the process of studying life safety in the context of the issue under consideration. The content of the foundations of dextructology is characterized as a relatively new pedagogical phenomenon. The cyclical nature of the integrated clinical practice of future teachers with an emphasis on the peculiarities of the process of developing the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social safety in the educational process is disclosed. The personality and activity of the professional and pedagogical conditions for the development of the competence of bachelors in pedagogical areas of training in the field of ensuring social security in the educational process was noted.

Key words: social security, educational environment, competence, professional and pedagogical conditions, integrated clinical practice, cyclicity.

Введение. Современный этап общественного развития характеризуется растущей важностью проблем, связанных с обеспечением социальной безопасности детей, являющихся наиболее незащищенной категорией населения. Социальная безопасность детей предполагает их защиту от внешних и внутренних угроз, развитие устойчивости; способности к прогнозированию, возможному предупреждению и противостоянию опасностям, связанным с физическим насилием

(разбой, бандитизм, терроризм) и психическим воздействием (шантаж, мошенничество, воровство); употреблениемпсихотропных веществ (наркомания, алкоголизм), опасностью суицидов (П.А. Кисляков, C.B. Петров, В.М. Ширшов). Исследователи (О.О. Андронникова, И.А. Баева, Ю.В. Варданян, Н.В. Гаряев, М.Г. Гераськина, E.H. Руськина) единодушны в том, что проблемы социальной безопасности могут быть разрешены только с помощью целенаправленной и системной деятельности, организованной на государственном, общественном, личностном уровнях, предполагающих комплексность политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых мер [1, 2, 3, 4, 5]. Особую значимость в ее решении приобретает система образования, а первоочередная роль в ней принадлежит педагогам, которые должны при этом обладать соответствующей компетентностью [6, 8, 9, 10]. Необходимость владения педагогами соответствующей компетентностью отражена в профессиональном стандарте, согласно требованиям которого учителя должны в процессе воспитательной деятельности «регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасности образовательной среды» [11] и, в первую очередь, для обеспечения социальной безопасности. Ведь школа - это, прежде всего, социальная среда, особый микромир со своими правилами, традициями, в том числе и опасностями, в котором обучающиеся находятся значительное время. Учитывая тот факт, что в современном мире именно социальные опасности превалируют среди других групп угроз для личности и общества, то обеспечение социальной безопасности детей в образовательном процессе является первоочередной общепедагогической проблемой. В настоящее время дети с еще не сформированным до конца мировоззрением, постоянно общаясь в различных социальных сетях, в виртуальной реальности, ежедневно подвергаются опасности идеологической обработки, быть вовлеченными в экстремистские и террористические организации, проникнутся положениями течения «Колумбайн». Все это деструктивно сказывается как на образовательном процессе, так и на развитии российского общества.

Несмотря на важность проблемы, ее разработка в области теории и методики профессионального образования еще не получила должного освещения. В образовательных организациях не сложилось четкого представления об их роли в обеспечении социальной безопасности детства, а педагоги не в полной мере используют разработанный в науке коммуникативный технологический инструментарий формирования культуры безопасного поведения.

Изложение основного материала статьи. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Мининском университете) разработаны и реализуется профессионально-педагогические условия развития у будущих педагогов компетентности по обеспечению социальной безопасности школьников в образовательном процессе. Предлагаемые профессионально-педагогические условия обладает универсальностью, могут быть тиражированы среди других организаций высшего образования, реализующих педагогические направления подготовки. Среди представленных профессионально-педагогических условий отметим следующие:

1) освоение будущими бакалаврами - педагогами обязательной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

2) освоение факультативной дисциплины «Основы деструктологии»;

3) усиление практической подготовки будущих педагогов в процессе интегрированной клинической практики [7].

Первое профессионально-педагогическое условие развития компетентности педагогов по обеспечению социальной

безопасности обучающихся в образовательном процессе связано с освоением ими содержания обязательной для изучения всеми бакалаврами в нашей стран, независимо от направления и профиля подготовки, учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В структуре содержания упомянутой дисциплины выделяется ряд модулей, ключевым из которых выступает «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях». Помимо изучения способов обеспечения безопасности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, значительное внимание уделяется рассмотрению социальных опасностей, на которые в современном мире приходится «львиная доля» угроз человечеству.

В ходе лекционных и практических занятий со студентами - будущими педагогами разных предметных областей подробно разбираются виды и формы проявлений социальных угроз и опасностей, их глубинные истоки, способы предотвращения конфликтных ситуаций и безопасного поведения людей. При этом изучаемое содержание рассматривается в контексте будущей профессионально-педагогической деятельности, где акцент делается не только на алгоритмы защиты себя, но и на способы обеспечения безопасности вверенных педагогу школьников в момент их нахождения в образовательном пространстве.

Приоритет отдается практико-ориентированным контекстным заданиям, в которых рассматриваются реальные и гипотетические профессиональные ситуации, связанные с получением угроз террористического характера, захватом заложников, буллингом и так далее.

Второе профессионально-педагогическое условие предполагает внедрение в учебный процесс вуза достаточно «молодой» учебной дисциплины «Основы деструктологии», которая в структурно-содержательном аспекте находится еще в стадии становления, впитывая в себя самую актуальную на данный момент социально-опасную проблематику. Помимо общетеоретических вопросов, отражающих специфику науки конфликтологии, основное внимание обращено на виды деструктивного поведения обучающихся, способные оказать разрушительное влияние как на психическое, так и на физическое здоровье обучающихся. Самыми распространенными среди них выступает скулшутинг и приверженность идеям течения «Колумбайн». В процессе рассмотрения теоретических и прикладных аспектов деструктологии основное внимание уделяется знакомству с методиками выявления потенциальных «колумбайнеров», дабы учителя, находящиеся на своеобразной педагогической «передовой» могли вовремя распознать признаки надвигающейся беды и предотвратить ее.

Третье профессионально-педагогическое условие подразумевает усиление практической подготовки будущих педагогов в процессе интегрированной клинической практики. Интегрированная клиническая практика предполагает постоянное (систематическое) нахождение студентов - будущих педагогов в образовательных организациях, которые имеют статус «клиническая база практики». Такой статус присваивается образовательной организации, которая обладает высококвалифицированным кадровым составом, имеет современное материально-техническое обеспечение, в профессиональной деятельности внедряет новейшие достижения психолого-педагогических наук, педагогический коллектив готов к осуществлению наставничества над будущими педагогами. Студенты еженедельно в течение всего учебного дня находятся на территории клинической базы практики, работая по индивидуально-групповой программе.

Следует отметить, что тематика программы действий будущих педагогов в процессе прохождения ими интегрированной клинической практики определяется руководством базовой организации в рамках проблематики, над разработкой которой она работает. Стержневым видом деятельности студентов является проектно-исследовательская работа, в том числе сопряженная с обеспечением социально-безопасной образовательной среды в отдельных классах и школе в целом.

Интегрированная клиническая практика имеет цикличный характер - каждый год обучения в вузе - отдельный цикл. Причем предполагается, что студенты будут прикреплены к одной и той же школе в течение всего процесса обучения, чтобы можно было досконально и комплексно изучить специфику образовательной организации и имитировать процесс профессиональной деятельности, добившись ранней профессионально-педагогической социализации.

Первый цикл - ознакомительный. В процессе первого года первокурсники педагогических направлений подготовки посещают образовательные организации - клинические базы практик и знакомятся с нормативной базой образования, направлениями деятельности школы, посещают уроки учителей наставников, знакомятся с воспитательной системой организации.

Второй цикл - психолого-педагогический. Студенты заканчивают изучение общепрофессиональных дисциплин одноименного модуля. В процессе практической подготовки будущие педагоги, выступая классным руководителем -дублером, изучают досконально прикрепленный им классный коллектив, совместно с классными руководителями с помощью психологических методик составляют психологический портрет класса, выявляют проблемы межличностных взаимоотношений учащихся, которые потенциально могут стать или уже переросли в категорию социальных угроз в рамках отдельно взятого детского коллектива. В качестве проектно-исследовательской деятельности студентам предлагается разработать рекомендации по предотвращению и разрешению социальных конфликтов в школьном коллективе, способствуя повышению социальной безопасности образовательной среды.

Третий цикл - методический. В этот период студенты, осваивая предметные методики обучения, пробуют себя в процессе практической подготовки в качестве учителей - предметников и продолжают воспитательную работу в вверенном ученическом коллективе совместно с классным руководителем.

Четвертый цикл - стажерский, в процессе которого многие студенты официально начинают трудовую деятельность в качестве педагогов, на плечи которых ложится обязанность обеспечения безопасности образовательного процесса, в первую очередь социального характера.

Выводы. Весь представленный комплекс профессионально-педагогических условий развития компетентности педагогов по обеспечению социальной безопасности обучающихся в образовательном процессе имеет ярко выраженный личностно-деятельностный характер, соответствующий специфике компетенстностного подхода. Реализуемая в Мининском университете в течение последних десяти лет успешная практика профессиональной подготовки педагогов, ориентированная на формирование у них компетентности по обеспечению социальной безопасности обучающихся в образовательном процессе позволяет сделать вывод об адекватности выбранных профессионально-педагогических условий.

Литература:

1. Андронникова, О.О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа / О.О. Андронникова. - URL: http://obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html (дата обращения 03.06.2023)

2. Баева, П.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.

3. Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования / Ю.В. Варданян, E.H. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82

4. Гаряев, Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: диссертация ... к.п.н.: 13.00.02 / Гаряев Николай Владимирович. - Екатеринбург, 2007. - 169 с.

5. Гераськина, М.Г. Психологическая характеристика безопасности образовательных учреждений / М.Г. Гераськина // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 3. - С. 167-171

6. Забродин, Ю.М. Образовательная среда - феноменология и практика безопасности / Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В2ч. 4.II / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - С. 15-19

7. Картавых, М.А. Концепция интегрированной клинической практики студентов в системе высшего педагогического образования / М.А. Картавых, И.В. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 126-129

8. Кисляков, П.А. Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в сетевом научно-образовательном центре педагогического вуза / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. - №2(10). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/kislyakov.pdf (дата обращения: 02.06.2023)

9. Ковров, В.В. Создание модели психологически безопасной образовательной среды на экспериментальных площадках МГППУ / В.В. Ковров // Безопасность образовательной среды: сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - С. 75-80

10. Петров, C.B. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие / C.B. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 03.06.2023)

Педагогика

УДК 371

аспирант Кашицин Арсений Михайлович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

кандидат исторических наук, доцент Талызина Анна Аркадьевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В

ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация. Развитие системы федерального последипломного педагогического образования в области обучения педагогов подготовке школьников к предметным олимпиадам, в частности «Всероссийской олимпиаде школьников», осуществляется в организации дополнительного образования «Центр педагогического мастерства» с 2007 года. Реализация программ курсов повышения квалификации педагогических работников проводится в различных форматах, но особое внимание стоит уделить прогрессивному формату дистанционного обучения с использованием информационных технологий (образовательной платформы ГАОУ ДПО ЦПМ) с высокой доступностью для специалистов из любых субъектов Российской Федерации. В настоящей работе описаны методологические основы курса для учителей истории: «Подготовка обучающихся к всероссийской олимпиаде школьников по истории», разработанного в Центре педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.