Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Жамалова Диляра Ильхамовна, Уздимаев Сергей Олегович

Внимание к социальной безопасности в среде образовательных организаций, обусловленное увеличением рисков и угроз в школьной жизни, диктуется потребностями всех субъектов образования в устойчивой и защищенной деятельности. В результате теоретического анализа уточнены сущность и общее назначение социальной безопасности, состоящей в организации образовательной среды школы, ориентированной на творческое безопасное развитие обучающихся, их учебной деятельности и общения. Представляя сложное и многоплановое явление, охватывающее разнообразные вопросы безопасности: психологической, коммуникативной, информационной, физической, духовно-нравственной, гражданско-правовой, социальная безопасность раскрывается в логике гуманистических тенденций образования. Выполненная методическая разработка системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации на основе школьного курса по безопасности жизнедеятельности реализует принципы приоритетного внимания к здоровью и безопасности обучающихся, непрерывности и преемственности в урочной и внеурочной работе, коммуникативности, природосообразности, ситуативности. Обосновано выделение взаимосвязанных мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного компонентов системной модели, представляющих структурность и логическую последовательность в формировании личности безопасного типа поведения. Раскрыты особенности реализации системной модели в урочной и внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Жамалова Диляра Ильхамовна, Уздимаев Сергей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING SOCIAL SAFETY OF STUDENTS IN THE ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Attention to social security among educational organizations, due to increased risks and threats in school life, is dictated by the needs of all educational entities in sustainable and protected activities. As a result of theoretical analysis, the essence and general purpose of social security, which consists in organizing the educational environment of the school, focused on the creative safe development of students, their educational activities and communication, was clarified. Presenting a complex and multifaceted phenomenon covering a variety of security issues: psychological, communicative, informational, physical, spiritual and moral, civil and legal, social security is revealed in the logic of humanistic educational trends. The methodical development of a system model for ensuring social safety of students in an educational organization based on a school course on life safety implements the principles of priority attention to the health and safety of students, continuity and continuity in hours and after hours, communication, nature, situational. The identification of interconnected motivational, cognitive, practical, communicative, reflexive components of the system model, representing the structure and logical sequence in the formation of a person of a safe type of behavior, is justified. Features of system model implementation in time and out-of-hours activities are disclosed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Литература:

1. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А Атанов, И.И. Пустынникова; под ред. Г.А. Атанова. - Донецк: Изд-во ДонНТУ, 2004. - 50 с.

2. Бойко, Н.В. Первый предуниверсарий в Кемеровской области: результаты работы, перспективы развития / Н.В. Бойко, Н.В. Кудреватых // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - № 1 (346). - С. 167176

3. Болвачев, А.И. Эмпирическая модель предуниверсария / А.И. Болвачев, К.А. Кушнарев // Открытое образование. -2022. - Т. 26. - № 3. - С. 4-16

4. Емелева, А.Ю. Необходимость трансформации старшей школы в предуниверсарий / А.Ю. Емелева, Л.Ф. Розанова // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, 21-23 ноября 2022 г., г. Комсомольск-на-Амуре: в 2-х ч. / редколлегия: И.В. Цевелева (отв. ред.), Н.Э. Ракитина, Н.В. Малышева. - Комсомольск-на-Амуре, 2022. - Ч. 2. -С. 55-57

5. Каменская, И.Б. Структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Компетентностая модель филолога: коллективная монография / И.Б. Каменская, Я.М. Бузинская, А.И. Каменский, Ю.К. Картавая, А.Н. Шевченко; под общ. ред. И.Б. Каменской. - Симферополь: ИТ Ариал, 2017. - С. 97157

6. Каменский, А.И. Содержание и уровни сформированности профессиональн-когнитивной компетенции будущих филологов / А.И Каменский, И.Б. Каменская // Язык и культура. - 2012. - № 2 (18). - С. 110-114

7. Либина, И.И. Организация познавательной деятельности школьников в рамках довузовской подготовки по проекту «Предуниверсарий» / И.И. Либина, Н.Н. Морозова, М.Э. Хуторецкий // Прикладные информационные аспекты медицины. -2020. - Т. 23. - № 1. - С. 109-116

8. Лозинг, В.Р. Организационная модель старшей школы-предуниверсарий: индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты / В.Р. Лозинг, О.А. Фиофанова // Народное образование. - 2015. - № 10. - С. 97-105

9. Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 41-57

10. Предуниверсарий - путь вхождения в профессию: методическое пособие / сост.: Е.Е. Кравцова, В.А. Кузнецов, Г.Б. Ховрина. - М.: МГПУ, 2021. - 32 с.

11. Федотова, Е.Л. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника / Е.Л. Федотова, Е.А. Никитина // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). - С. 137-140

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Жамалова Диляра Ильхамовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уздимаев Сергей Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Внимание к социальной безопасности в среде образовательных организаций, обусловленное увеличением рисков и угроз в школьной жизни, диктуется потребностями всех субъектов образования в устойчивой и защищенной деятельности. В результате теоретического анализа уточнены сущность и общее назначение социальной безопасности, состоящей в организации образовательной среды школы, ориентированной на творческое безопасное развитие обучающихся, их учебной деятельности и общения. Представляя сложное и многоплановое явление, охватывающее разнообразные вопросы безопасности: психологической, коммуникативной, информационной, физической, духовно-нравственной, гражданско-правовой, социальная безопасность раскрывается в логике гуманистических тенденций образования. Выполненная методическая разработка системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации на основе школьного курса по безопасности жизнедеятельности реализует принципы приоритетного внимания к здоровью и безопасности обучающихся, непрерывности и преемственности в урочной и внеурочной работе, коммуникативности, природосообразности, ситуативности. Обосновано выделение взаимосвязанных мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного компонентов системной модели, представляющих структурность и логическую последовательность в формировании личности безопасного типа поведения. Раскрыты особенности реализации системной модели в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: социальная безопасность, социальные угрозы, образовательная организация, безопасность жизнедеятельности, урочная и внеурочная деятельность.

Annоtation. Attention to social security among educational organizations, due to increased risks and threats in school life, is dictated by the needs of all educational entities in sustainable and protected activities. As a result of theoretical analysis, the essence and general purpose of social security, which consists in organizing the educational environment of the school, focused on the creative safe development of students, their educational activities and communication, was clarified. Presenting a complex and multifaceted phenomenon covering a variety of security issues: psychological, communicative, informational, physical, spiritual and moral, civil and legal, social security is revealed in the logic of humanistic educational trends. The methodical development of a system model for ensuring social safety of students in an educational organization based on a school course on life safety implements the principles of priority attention to the health and safety of students, continuity and continuity in hours and after hours, communication, nature, situational. The identification of interconnected motivational, cognitive, practical, communicative, reflexive components of the system model, representing the structure and logical sequence in the formation of a person of a safe type of behavior, is justified. Features of system model implementation in time and out-of-hours activities are disclosed.

Key words: social security, social threats, educational organization, life safety, time and extracurricular activities.

Введение. Одним из ведущих национальных приоритетов России является государственная политика в области благополучного и защищенного детства. Ее основные положения утверждаются в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и воплощаются в реальной практике выполнения национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также федеральных и региональных целевых программах. Необходимость специального внимания к проблемам социальной безопасности обучающихся определяется возрастающей динамикой социальных угроз в образовательных организациях. Школьники испытывают дискомфорт, неуверенность и страх перед опасностью агрессии и насилия, обмана и мошенничества. В складывающейся в образовательной среде стрессовой ситуации естественно невозможна эффективность учебно-воспитательной деятельности, направленная на формирование компетентного гражданина России, обладающего ответственностью, креативностью, инициативностью, отличающегося нравственно-этическими качествами, гражданско-патриотическими устремлениями, готовностью к широкой и разнообразной коммуникации. В ряде случаев, педагогическим коллективом игнорируются необходимые установки и требования по развитию безопасной школы, направленной на становление дружественной для всех образовательной среды и непременное искоренение всех форм жестокости, агрессии и насилия. Социальную безопасность обучающегося следует понимать как систему взаимодействия его как индивида и субъекта деятельности со средой образовательной организации, защищенность в условиях разнообразного школьного общения. В результате изучения законодательной основы по вопросам обеспечения безопасности детей и подростков в сфере социальных угроз, анализа научно-педагогической и методической литературы (С.П. Данченко, В.В. Гафнер, Л.А. Михайлов, Г.А. Костецкая, С.В. Петров, В.П. Соломин) сделан вывод о четко выраженной гуманистической стратегии социальной безопасности. Мы разделяем позицию авторов на положение о том, что в данной проблеме ключевой является личность обучающегося, с потребностями безопасного развития в процессе своей учебной деятельности в направлении движения к личности безопасного типа поведения [3, 8, 9]. Многоаспектность понятия «социальная безопасность» определила ее структурную неоднородность. В научной литературе обосновываются разные подходы к составу и классификациям составляющих компонентов социальной безопасности. Нам представляется интересным подход И.А. Баевой и П.А. Кислякова, основанный на функциональности, что позволило авторам рассмотреть особенности психологической безопасности, безопасности в опасных ситуациях, в ситуациях социального взаимодействия; раскрыть специфику физической информационная, духовно-нравственной, гражданско-правовой и религиозной видов безопасности [7].

Наличие комплекса взаимосвязанных социальных угроз в образовательной организации предопределяет разработку системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации, объединяющей комплекс психолого-педагогических и методических средств защиты. В исследованиях Р.И. Айзмана, О.В. Гукаленко, Д.В. Зеркалова, Г.Г. Силласте, В.М. Ширшова отмечается, что главная миссия в формировании у школьников компетенций в сфере социальной безопасности принадлежит школьному курсу по основам безопасности жизнедеятельности, поскольку он позволяет обучающимся систематично и последовательно сформировать свое отношение к социальным опасностям, освоить жизненно необходимые знания и способы безопасного поведения [1, 2]. Авторы отмечают высокий интегративный потенциал урочной и внеурочной деятельности, позволяющий объединить достоинства каждого из данных направлений c применением современного технологического инструментария [4, 5, 6].

Цель нашего исследования состояла в разработке системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации на основе школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изложение основного материала статьи. Поскольку конструируемая системная модель обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации опиралась на содержание обучения по безопасности жизнедеятельности, наши рассуждения выстраивались в логике данного научного направления. Во-первых, мы обращали внимание на комплекс социальных угроз в школьной жизни обучающихся, оценки их последствий; во-вторых, определялись основные направления социальной безопасности; в-третьих, на основании установленных исходных положений разрабатывалась системная модель обеспечения социальной безопасности на уроках и во внеурочной работе.

В логике общих классификационных критериев и результатов анкетирования обучающихся, в среде образовательной организации выделяются следующие виды социальных опасностей: 1) воздействие на обучающегося, включающее как психологическое (угрозы, мошенничество, обман), так и физическое (насилие, терроризм, который может распространяться на группы школьников). Современной школьной угрозой является широкое распространение буллинга (от англ. «bully» -«травля») - сознательное агрессивное поведение по отношению к личности, связанное с психологическим и физическим давлением; 2) распространение вредных привычек, негативно воздействующих на здоровье обучающихся: алкоголь, наркотические вещества, табакокурение; 3) нарушение психики детей и подростков, вызывающее девиантное поведение с серьезными последствиями для жизни и здоровья школьника (суицид и др.).

В образовательной среде школы могут возникнуть различные по остроте ситуации разного вида опасностей: стандартные, критические и экстремальные. При работе образовательных организаций в штатном режиме обычными, как правило, являются стандартные ситуации, которые проявляются в форме явных или скрытых угроз, насилия, мелкого воровства, курения. Во время массовых мероприятий, эскалации скрытых конфликтов возникают критические и экстремальные ситуации, охватывающие целые группы обучающихся. Они отличаются неожиданностью и требуют незамедлительного вмешательства педагогов и разрешения конфликтов. Их развитие - это негативное событие, которое влечет за собой нравственные потери, ущерб здоровью, материальные затраты, корректировку планов учебно-воспитательной деятельности и инструкций, уставов.

Структура социальной безопасности сопряжена с комплексом угроз и включает такие направления безопасности, как: а) психологическая; б) в экстремальных ситуациях в школе; в) в условиях межличностного взаимодействия; г) физическая; д) информационная; е) нравственно-этическая; ж) гражданско-правовая. Психологическая безопасность означает, с одной стороны, базовую защищенность личности в школе, с другой, свойство личности, связанное с психологической устойчивостью, и защищающее от деструктивных влияний. Обеспечивается образовательной средой, отличающейся важностью для обучающегося, направленностью на сохранение психического здоровья, психологической защищенностью, личностными доверительными отношениями, сотрудничеством и взаимопомощью, неприятием психологического насилия.

Назначение системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации заключается в научно-педагогическом обосновании политики защиты обучающихся от социальных угроз и обеспечение безопасной жизнедеятельности в образовательной среде. Разработанная модель ориентирована на создание благоприятных условий для личностного творческого развития школьников, формирования необходимых личностных качеств, направленных на повышение самооценки, целеустремленности, стойкости, уверенности, коммуникативной компетентности. Основу методологии системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации составили идеи: гуманизации современного образования (Н.В. Бордовская, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин); защиты детства, системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков), сохранения безопасности и здоровья подростков. Модель реализует принципы: приоритет внимания к здоровью и безопасности

обучащихся в образовательной организации; непрерывность и преемственность деятельности по обеспечению социальной безопасности в урочной и внеурочной работе; коммуникативность как межсубъектное взаимодействие, реализующееся в общении, основанном на идеях сотрудничества и групповой работе; природосообразность, означающая педагогическую поддержку индивидуально-личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося в благоприятной среде, выступающей как защитный механизм от агрессивной реальности; ситуативность, ориентированная на творчество в поиске решения социальных проблем в условиях неопределенности. Созданная системная модель обеспечения социальной безопасности обучающихся в среде образовательной организации имеет пятикомпонентный состав из мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного компонентов. Мотивационный компонент разрабатывался исходя из понимания мотивации как сознательной установки обучающегося на безопасную учебную деятельность в образовательной организации и проявление искреннего и устойчивого интереса к ее достижению. В качестве главной цели выступает становление личности безопасного типа поведения посредством повышения уровня социальной безопасности школьников за счет комплекса педагогических методов и форм, обеспечивающих развитие аффективной, когнитивной, волевой сфер сознания. Мотивация связана с повышенным эмоциональным настроем, созданием ситуации успеха, благоприятной образовательной средой. Положительная оценка стимулирует продолжение деятельности, поэтому так важен благоприятный позитивный настрой в учебно-воспитательном процессе. Познавательный компонент включает междисциплинарное теоретическое и эмпирическое содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по опасностям социального характера и способам защиты от них, объединяющее аксиологические (ценностные отношения), когнитивные (знаниевые), праксиологические (деятельностно-поведенческие) аспекты. Практический компонент системной модели ориентирован на применение усвоенного содержания в реальных жизненных ситуациях, отработку методов и приемов защиты в условиях тренинга. Отметим важность навыкового тренинга в формировании личности безопасного типа поведения путем многократных упражнений по социальной безопасности, помогающих выработать уверенность, готовность и способность к самозащите. Коммуникативный компонент отражает характер учебных взаимоотношений, основанных на идеях сотрудничества, толерантности, предполагающих добровольную помощь, исключение угроз и притеснения слабых. В построении такого типа взаимоотношений большая роль отводится учителю и, в целом, принятым в образовательной организации правилам и традициям общения. Рефлексивный компонент предусматривает размышления и анализ проблем формирования социальной безопасности, оценку обучающимися собственных действий по осмыслению угроз и усвоению способов защиты от них.

Реализация разработанной системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в среде образовательной организации осуществлялась в сочетании урочной и внеурочной деятельности. На уроках по основам безопасности жизнедеятельности основное внимание уделялось изучению ключевых понятий в сфере социальных опасностей, их причин, видов, последствий, способов предотвращения и защиты. Во внеурочной деятельности акцент делается на практической подготовке обучающихся, формированию и отработке правил безопасного поведения. Широко использовались технологии ситуационного анализа, тренинга, диалога.

Оценивание общего уровня освоения обучающимися мотивации, теоретических и практических вопросов обеспечения социальной безопасности осуществлялось по критериям: высокий, отличающийся высокой внутренней мотивацией, полнотой и осознанностью знаний, владением умениями предотвращения социальных угроз, проявлением изобретательности в выборе способов защиты; средний, характеризующийся сочетанием внешней и внутренней мотивации, осознанностью усвоенных основных знаний, умений и способов защиты; низкий с преимущественной внешней мотивацией, частичным усвоением необходимых знаний и умений. В начале обучения соотношение критериев выглядело следующим образом: 12%, 65%,23%, по их завершению: 19%, 71%, 10%. Оценка выполнения заданий показала положительную динамику в развитии социальной безопасности обучающихся.

Выводы. Актуальность разработки проблемы социальной безопасности в образовательной организации очевидна и определяется потребностями в защите деятельности обучающихся от угроз и рисков, препятствующих становлению творческой инициативной личности будущего. Предлагаемая системная модель обеспечения социальной безопасности обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности способствует обретению школьниками психологической устойчивости, уверенности в общении, повышение самооценки на основе сформированной мотивации, освоения знаний и применения правил безопасного поведения.

Литература:

1. Веряскина, М.А. Кластерный подход в изучении проблем обеспечения социальной безопасности / М.А. Веряскина, Е.И. Заикина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №6. - С. 85.

2. Гукаленко, О.В. Безопасность детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы / О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - №7. -С.25-32.

3. Данченко, С.П. Педагогика безопасности: о понятии «личность безопасного типа» / С.П. Данченко, Г.А. Костецкая // Педагогика. - 2021. - №2. - С. 57-84

4. Демидова, Н.Н. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного познания / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2016. №2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205 (дата обращения: 22.03.2023)

5. Диалоговое взаимодействие в обеспечении социальной безопасности детей при обучении безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, Е.А. Бирина, И.Ю. Волкова, И.Е. Тарабарина // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28287 (дата обращения: 22.03.2023)

6. Картавых, М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. - 86 с.

7. Кисляков, П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика / П.А. Кисляков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - №2; URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220131 (дата обращения 22.03.2023)

8. Михайлов, А.А. Опасные ситуации социального характера и защита от них / А.А. Михайлов, С.В. Петров, П.А. Кисляков. - Москва: Издательство «Русский журнал», 2009. - 252 с.

9. Соломин, В.П. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта / В.П. Соломин, В.А. Рабош, А.Г. Гогоберидзе // Педагогическое образование в России. - 2015. - №12. - С. 145-151

10. Хлебцова, А.С. Проблема буллинга - проблема современной школы / А.С. Хлебцова, Г.Ю. Лизунова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2022. - №14 (22). - С. 430-432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.