Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Ирина Александровна

В статье рассмотрена методика развития у обучающихся гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности. Обоснована актуальность обращения к предложенной проблематике. Раскрыты методологические основания педагогического процесса формирования гражданской идентичности обучающихся. Они представлены идеями гуманизации, культурологичности, системно-деятельностным подходом, а также принципами природосообразности, культуросообразности, интеграции, образовательной событийности, краеведческим. Обоснована и охарактеризована структура и содержание гражданской идентичности в контексте школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Структура интегрирует ценностно-смысловой, когнитивный, поведенческий аспекты. Значительное внимание обращено на организационно-процессуальные аспекты рассматриваемой методики. С организационных позиций приоритет отдан интеграции урочных и внеурочных форм обучения в виде образовательных событий. В процессуальном плане развитие гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности средней школы этапен. На мотивационно-ценностном этапе образовательные события ориентированы на развитие у обучающихся позитивных отношений. Превалируют образовательные события во внеурочное время. Конструктивно-деятельностный этап спряжен с образовательными событиями - «знание». Акцент сделан на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Креативно-деятельностный этап предполагает активность - «действие» как на уроках основ безопасности жизнедеятельности, так и во внеурочной время. Приведены позитивные результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING CIVIC IDENTITY OF LEARNERS IN LIFE SAFETY FUNDAMENTALS

The article considers the methodology of developing civic identity among students in the course of the basics of life safety. The relevance of addressing the proposed issues is justified. Methodological foundations of pedagogical process of formation of civic identity of students are disclosed. They are represented by the ideas of humanization, cultural similarity, a systematic-active approach, as well as the principles of nature, culture, integration, educational eventuality, local history. The structure and content of civic identity in the context of the school course of the basics of life safety is justified and described. The structure integrates the value-sense, cognitive, behavioral aspects. Considerable attention is paid to the organizational and procedural aspects of the methodology under consideration. From organizational positions, priority is given to integrating lesson and out-of-hours forms of training in the form of educational events. In procedural terms, the development of civic identity in the knowledge of the fundamentals of the safety of life of a secondary school is phased in. At the motivational and value stage, educational events are focused on the development of positive relations among students. Educational events in extra-time prevail. The constructive and active stage is conjugated with educational events - "knowledge." The emphasis is placed on the lessons of the basics of life safety. The creative and activity stage involves activity - "action" both in the lessons of the basics of life safety and in extra-time. Positive results of pedagogical experiment are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) - различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения.

Выводы. Элективные курсы для обучающихся старшего звена школы могут быть рассмотрены как способ реализации профильной дифференциации обучения. Именно они выполняют обширный спектр функций и решают значительный ряд задач как предметного характера, так и способствуют за счет индивидуального подхода, раскрытию внутреннего мира обучающихся, раскрытию задатков их таланта, помогают выпускникам определиться с выбором жизненной стези. В работе отражено содержание элективного курса. Описана организация педагогического эксперимента и его результаты. Для выявления эффективности разработанного элективного курса «Задачи оптимизации и методы их решения» был применен критерий Фишера.

Литература:

1. Быкова, А.А., Фомина А.В. Элективный курс по математике для обучающихся профильных классов «Задачи оптимизации и методы их решения» // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 6-7 апреля 2021 г.) / Под общей ред. Д.А. Погонышева. Ч. 10. Психология. Педагогика. - Нижневартовск: Издательство НВГУ, 2021. - C. 241-245, ISBN 978-500047-605-5

2. Егорова, А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. - 2012. - С. 173-179.

3. Ермаков, Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова // Школьные технологии. - 2003. - №6. - С. 23-29.

4. Задачи и структура элективных курсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mylektsii.ru/2-70007.html

5. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

6. Овечкина, А.В., Фомина А.В. Анализ эффективности реализации элективного online-курса «Реальная математика» при подготовке к единому государственному экзамену // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 71-4. - С. 232-236

7. Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы: учеб.пособие / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2011. - 88 с.

8. Синько, Т.П. Элективные курсы в профильной школе / Т.П. Синько // Первое сентября. - 2005. - С. 34-39.

Педагогика

УДК 371.8

директор Воронина Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 129» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ОСНОВ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена методика развития у обучающихся гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности. Обоснована актуальность обращения к предложенной проблематике. Раскрыты методологические основания педагогического процесса формирования гражданской идентичности обучающихся. Они представлены идеями гуманизации, культурологичности, системно-деятельностным подходом, а также принципами природосообразности, культуросообразности, интеграции, образовательной событийности, краеведческим. Обоснована и охарактеризована структура и содержание гражданской идентичности в контексте школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Структура интегрирует ценностно-смысловой, когнитивный, поведенческий аспекты. Значительное внимание обращено на организационно-процессуальные аспекты рассматриваемой методики. С организационных позиций приоритет отдан интеграции урочных и внеурочных форм обучения в виде образовательных событий. В процессуальном плане развитие гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности средней школы этапен. На мотивационно-ценностном этапе образовательные события ориентированы на развитие у обучающихся позитивных отношений. Превалируют образовательные события во внеурочное время. Конструктивно-деятельностный этап спряжен с образовательными событиями - «знание». Акцент сделан на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Креативно-деятельностный этап предполагает активность - «действие» как на уроках основ безопасности жизнедеятельности, так и во внеурочной время. Приведены позитивные результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: гражданская идентичность, основы безопасности жизнедеятельности, методика, образовательное событие, интеграция.

Annоtation. The article considers the methodology of developing civic identity among students in the course of the basics of life safety. The relevance of addressing the proposed issues is justified. Methodological foundations of pedagogical process of formation of civic identity of students are disclosed. They are represented by the ideas of humanization, cultural similarity, a systematic-active approach, as well as the principles of nature, culture, integration, educational eventuality, local history. The structure and content of civic identity in the context of the school course of the basics of life safety is justified and described. The structure integrates the value-sense, cognitive, behavioral aspects. Considerable attention is paid to the organizational and procedural aspects of the methodology under consideration. From organizational positions, priority is given to integrating lesson and out-of-hours forms of training in the form of educational events. In procedural terms, the development of civic identity in the knowledge of the fundamentals of the safety of life of a secondary school is phased in. At the motivational and value stage, educational events are focused on the development of positive relations among students. Educational events in extra-time prevail. The constructive and active stage is conjugated with educational events - "knowledge." The emphasis is placed on the lessons of the basics of life safety. The creative and activity stage involves activity - "action" both in the lessons of the basics of life safety and in extra-time. Positive results of pedagogical experiment are given.

Key words: civic identity, fundamentals of life safety, methodology, educational event, integration.

Введение. Глобализационные процессы, происходящие в мировом пространстве, подразумевают распространение идей космополитизма и ассимиляцию отдельных наций и народностей. Проявление этих тенденций обострило проблематику их культурной и гражданской самоидентификации. Именно гражданская идентичность подразумевает отождествление каждым

человеком себя как гражданина своей страны и понимание доли своей ответственности на ее судьбу (А.Г. Асмолов). Серьезная роль гражданской идентичности заключается в интеграции многочисленных российских наций и под эгидой единой национально-государственной идеи (Р.Г. Абдуллатипов, Т.В. Водолажская, В.А. Тишков, В.А. Ядов), способствующей достижению стабильности и устойчивости во всех сферах общественной жизни [1, 3, 7, 8].

Значительным потенциалом для развития у обучающихся гражданской идентичности обладает школьный курс основ безопасности жизнедеятельности. Отдельные теоретико-прикладные аспекты рассматриваемого вопроса нашли отражение в работах Л.А. Акимовой, С.В. Алексеева, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гафнера, Л.Н. Гориной, Г.С. Камериловой, М.А Картавых, В.Н. Латчука, Л.А. Михайлова, С.В. Петрова, Л.В. Поповой, П.В. Станкевича [4, 5, 6]. Становление и укрепление в сознании обучающихся гражданской идентичности, основанной на уважительном отношении и чувстве гордости за свое Отечество, вызывает необходимость отхода от формального процесса догматической передачи социально-гражданского опыта школьникам к активному вовлечению их обсуждение затрагивающих их гражданские интересы актуальных проблем. С методической точки зрения это подразумевает трансформацию стандартных учебных занятий / мероприятий в личностно-значимые эмоционально окрашенные образовательные события (Г.Н. Прозументова, Н.В. Волкова, В.В. Лобанов, А.А. Полонников). Именно идея образовательной событийности поставлена нами «во главу угла» при разработке и реализации методики развития у обучающихся средней школы гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Разработка и реализация обозначенной методики предполагала обращение к идеям гуманизации, культурологичности, системно-деятельностного подхода, рассматриваемого как методологическую основу современных общеобразовательных систем (А.Г. Асмолов), а также принципов природосообразности, культуросообразности аксиологичности, интеграции, образовательной событийности, краеведческому.

Определенные целевые ориентиры, акцентирующие педагогическое внимание на гражданской идентичности как ведущем личностном результате обучения школьников в целом и курса основ безопасности жизнедеятельности в частности, потребовал отбора содержания рассматриваемого педагогического феномена и определения его организационно-процессуальных сторон.

Содержание гражданской идентичности конструировалось исходя из ее структуры (А.Я. Данилюк, Л.М. Дробижева, А.М. Кондаков и другие), интегрируя ценностно-смысловой, когнитивный, деятельностный (поведенческий) аспекты.

1. Ценностно-смысловой аспект предполагает обеспечение понимания личного и социального смысла гражданской идентичности в современной национальной культуре, концентрирующим мировоззренческое гуманистическое содержание обучения, ценностные приоритеты Родины, родного края, гражданственности, нравственного выбора, ответственности, долга, чести, справедливости.

Значительное внимание в ценностно-смысловом аспекте отводится рассмотрению государственной символики (герб, флаг, гимн), именно с которой, зачастую, происходит отожествление человека себя как гражданина своей страны. Именно государственные символы вызывают положительные патриотические эмоции, связанные с внешнеполитическими, военными, спортивными успехами граждан нашей страны. Выполняя особую коммуникативную функцию, государственная символика порождает ассоциативность и чувство принадлежности к российской общности, ее консолидированному развитию (Сапронова П.Е.).

2. Когнитивный аспект предполагает освоение обучающимися системы знаний гражданско-правового характера, отражающих специфику основ безопасности жизнедеятельности в условиях урочной и внеурочной деятельности. В структуру когнитивного элемента гражданской идентичности включены: система междисциплинарных понятий гражданско-правового характера: гражданская ответственность, гражданская оборона, воинская обязанность, военная служба, военная присяга; история государственных символов Российской Федерации; дни воинской славы России, боевой славы и традиций российских воинов; основные положения Федеральных законов по безопасности, определяющих организационно-правовые нормы в сфере защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; права и обязанности граждан по защите Отечества, правовые основы воинской обязанности, призыв на военную службу, особенности военной службы по призыву и по контракту, а также особенности альтернативной гражданской службы.

3. Деятельностный (поведенческий) аспект ориентирует обучающихся на активное освоение методов и способов социальной деятельности (в том числе, речевой) в процессе обучения на уроках по безопасности жизнедеятельности и внеурочной работе. Содержательной основой деятельности (поведения) служит образовательное событие гражданского характера, предполагающее сопричастность старшеклассников к происходящему. Включает освоение методов объяснения, убеждения, аргументации в выработке своей гражданской позиции в сфере идентичности; проведение этических бесед с ветеранами боевых действий и участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций; дискуссий, диспутов с обсуждением ситуаций подвигов российских и советских воинов, обсуждение современной политической ситуации в мире, связанной с проявлениями неонацизма и случаями героизации фашизма; просмотр тематических документальных и художественных фильмов; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения с применением упражнений, поручений, воспитательной ситуации, проявляющихся в несении «Вахты памяти» у Поста № 1, участии в массовых гражданско-патриотических акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Блокадный хлеб».

Организационно-процессуальный компонент является титульным и характеризуется значительным многообразием, заключающемся в объединении урочных и внеурочных форм учебной деятельности, с приоритетной организацией образовательных событий. Предлагаемые нами образовательные события, нацеленные на формирование у обучающихся гражданской идентичности органично «вписываются» в целостный учебно-воспитательный процесс по безопасности жизнедеятельности. В этих образовательных ситуациях обучающиеся выступают не статистами, а активными участниками, включенные во все хитросплетения личностно значимого события.

Процесс формирования гражданской идентичности старшеклассников при изучении безопасности жизнедеятельности осуществляется в три этапа: мотивационно-ценностный, информационно-познавательный, креативно-деятельностный.

На мотивационно-ценностном этапе формируется цельный образ реальности в нашей стране и мире. Внимание обучающихся концентрируется на эмоционально-ценностных отношениях к событиям в стране, затрагивающим чувства всех россиян, необходимости их толерантного общения, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Интегрирующим началом выступает единые историческое прошлое и перспективы, связанные с устойчивым развитием, решением проблем национальной безопасности. Эмоционально-образное конструирование обучения, базирующееся на личностно значимых общественных образовательных событиях, способствует пониманию обучающимися 10-11 классов важности своего самоопределения в координатах гражданского общества, необходимости гражданского самоопределения как фактора стабильности целостной личности и российской государственности. Приоритет отдан образовательным событиям - «отношениям».

Ориентируясь на краеведческий принцип развития у обучающихся средней школы гражданской идентичности в рамках мотивационно-ценностного этапа нами предлагается определенная логика развертывания образовательного события -«отношения».

Центральным учебным событием на данном этапе является образовательная ситуация, раскрывающая социальные и личностные смыслы Дня народного единства, имеющего для обучающихся - нижегородцев личностную значимость, предусматривающего ощущение сопричастности к событиям начала семнадцатого века. Вся урочная и внеурочная работа строится вокруг праздничной даты 4 ноября под лозунгом «Праздник, рожденный в нашем городе».

В качестве основных локаций выбраны: мультимедийный парк «Россия - моя история» и Нижегородский государственный художественный музей, в котором экспонируется картина К.Е. Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896 г.).

При посещении обучающимися мультимедийного парка «Россия - моя история» основное внимание уделено интерактивной экспозиции, касающейся развития российской государственности в досоветскую эпоху с акцентом на период «смутного времени» и польско-литовской интервенции (1609 - 1618 г.г.), а также роли личности гражданина - нижегородца Кузьмы Минина в освобождении Москвы от иноземных захватчиков.

Во второй локации экскурсионной программы предусмотрено знакомство с самым крупным в нашей стране станковым историческим полотном «Воззвание Минина к нижегородцам» К.Е. Маковского, отсылающее школьников к событиям сентября 1611 года.

Подведение итогов учебного события предполагало написание обучающимися эссе, выбрав одну из двух предложенных тем: «Великое дело К. Минина и Д. Пожарского» и «Что для меня день народного единства?». Именно эссе как форма рефлексии и оценки позволила выявить уровень достижения запланированных образовательных результатов события - «отношения»: понимание обучающимися сущности гражданственности и патриотизма, формирование патриотических чувств и установок.

Второй информационно-познавательный этап ориентирован на формирование и осмысление гражданско-правовых знаний в курсе основ безопасности жизнедеятельности средней школы. Соответствует освоению содержания, касающегося обеспечения безопасности и защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, основ первой помощи и здорового образа жизни, основ обороны государства и подготовки к военной службе.

Образовательный процесс основывается на первостепенном обращении к принципу интеграции, что обеспечивает понимание обучающимися смысла единства многонационального и многоконфессионального российского государства. Формирование систематизированных социально-ориентированных знаний и общенаучных обобщений в логике идей устойчивого развития закладывает основы когнитивного аспекта гражданской идентичности. На уроках и во внеурочной работе в процессе изучения новой информации, обучающиеся опираясь на свой жизненный опыт, осваивают сущность понятий гражданского общества, положений российского законодательства в области прав, свобод и обязанностей граждан, особенностей воинской службы. Используемое содержание конструируется через разработанное нами образовательное событие - «знание», раскрываемое через его предметное измерение. Устанавливается линия смысловой предметной связи старшеклассника со своим образованием по основам безопасности жизнедеятельности. Формируется понимание всеобщей связи боевых традиций и современных инноваций, взаимосвязи всех жителей страны, их общих проблем и достижений.

Именно на этом этапе развития гражданской идентичности у обучающихся средней школы в обучении основам безопасности жизнедеятельности большое значение имеют групповые формы и технологии деятельности. Серьезное внимание на уроках основ безопасности жизнедеятельности уделяется проблемно-ценностному общению в виде круглых столов, дебатов, диспутов, а также общение во внеурочное время с использованием социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир и других.

На третьем креативно-деятельностном этапе превалируют деятельностные аспекты содержания. Обучающиеся включаются в различные виды социально-значимой деятельности, проблемно-ценностного общения (с участниками военных действий; общественных слушаниях), гражданско-патриотических движениях и акциях, социального творчества. Обучающиеся осознают остроту социальных противоречий, их причины, обсуждают пути преодоления. В сконструированном образовательном событии - «действие» старшеклассники вырабатывают личные гражданские убеждения, которые доказательно аргументируют в дискуссиях. Событие - «действие» характеризует организацию совместной деятельности, в итоге которого происходят качественные изменения в личности обучающихся. Акцентируется внимание на групповой и индивидуальной формах и технологиях деятельности, направленных на развитие у обучающихся средней школы гражданской идентичности в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Примерами таких событий - «действий» являются подготовка таких проектов «Война в истории моей семьи», «Герои Отечества в моем городе (районе)», «Их именами названы улицы нашего города», «Солдатский альбом» и другие.

Диагностика развития у обучающихся гражданской идентичности в курсе основ безопасности жизнедеятельности средней школы проходила с учетом подходов, разработанных в психолого-педагогических исследованиях, направленных на покомпонентное оценивание достижений обучающихся. Обобщенный анализ полученных данных позволил выйти на интегральный показатель сформированности гражданской идентичности целом. На основании структуры и критериальной базы разработана уровневая дифференциация развития гражданской идентичности обучающихся, в которой приведены и охарактеризованы высокий, средний, низкий уровни.

Выводы. Результаты проведенного многолетнего педагогического эксперимента позволяют сделать ряд выводов. Анализ полученных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволил говорить о том, что в начале исследования объективно и оправданно у обучающихся 10 классов превалирует низкий (62%) и средний (24%) уровень развития гражданской идентичности. У обучающихся 11 классов этот уровень выше - у половины опрошенных он средний и только менее чем у четверти респондентов он находится на высоком уровне, что явно недостаточно.

По завершении опытно-экспериментальной работы результаты были более красноречивы: 41% обучающихся показал высокий уровень развития гражданской идентичности, 49% - средний и только 10% - низкий. Следовательно, полученные результаты позволяют говорить о целесообразности выбранных методических оснований.

Литература:

1. Абдулатипов, Р.Г. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография / Р.Г. Абдулатипов, В.А. Михайлов. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум». - 2016. - 102 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. - 2007. - 526 с.

3. Водолажская, Т.М. Идентичность гражданская / Т.М. Водолажская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. -С. 140-142.

4. Картавых, М.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова, И.А. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 111-114.

5. Картавых, М.А. Модель формирования у учащихся актиэкстремистской личностной позиции в обучении ОБЖ / М.А. Картавых, А.А. Аракелян // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 187-189.

6. Картавых М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1(13). - С. 21.

7. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

8. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3-4. - С. 158-181.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент Цыбулина Елена Викторовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной работе рассматривается значение развивающих игр в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Раскрываются функции игры, ее социально-культурное назначение, видовое разнообразие (классификация игр), её природа и структура. Представлены информационные материалы, связанные с развитием познавательной активности детей дошкольного возраста. Анализированы взгляды и подходы ученых по данной проблеме.

Ключевые слова: познавательная активность, игра, дошкольный возраст, инициатива, мышление, кругозор, самостоятельность, игровая деятельность, классификация.

Annotation. This paper examines the importance of developing games in the development of cognitive activity in preschool children. The functions of the game, its socio-cultural purpose, species diversity (classification of games), its nature and structure are revealed. Information materials related to the development of the cognitive activity of preschool children are presented. The views and approaches of scientists on this problem are analyzed.

Key words: cognitive activity, play, preschool age, initiative, thinking, outlook, independence, play activity, classification.

Введение. В свое время Сергей Рубинштейн первый психолог, член-корреспондент Академии наук, писал: «показателем зрелости развития ребенка является свободная и самостоятельная игровая деятельность» [7]. Изучив теоретический материал по данной проблеме, и учитывая практический опыт, нельзя не согласиться с высказыванием С.Л. Рубинштейна.

Ученые, педагоги считают, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка. Естественно, в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей дошкольного возраста.

Нельзя не согласиться с утверждением педагогов, что только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать.

Изложение основного материала статьи. В дошкольном возрасте потребность в игре очень высокая. Мы наблюдаем разнообразные сюжеты детских игр. Дети в играх отражают и те стороны действительности.

Обычно самые младшие дети выбирают наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («Дочки - матери»), а дети среднего дошкольного возраста начинают более интересоваться играми с производственным сюжетом («Железная дорога», «Строительство»); старшие дошкольники любят играть в игры с общественно-политическим сюжетом («Космос», «Война, Супермены») [2, С. 25].

Е.И. Добринская и Э.В. Соколов классифицируют игры:

- по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);

- по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);

- по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.) [8, С. 12-14]. Многие ученые считают, что это наилучший системный подход к классификации игр.

Н.С. Чинькова, Е.Ю. Никитина в учебно-методическом пособии «Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков» представляют информационные материалы, связанные с освоением игровых технологий и изучением теоретических аспектов феномена игры. Они рассматривает развивающие игры, групповые и мелкогрупповые, ролевые, подвижные, игры малой подвижности (строительно-конструкторские игры, настольные игры, дидактические игры) [8, С. 14].

Организуя, малоподвижные игры важно:

- учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

- знать методику проведения данных игр;

- уметь придумать конструкторскую игру с предложенным материалом;

- знать, что такое оригами;

- знать условные знаки при создании игрушек из бумаги;

- знать методику организации работы с оригами и т.д.

Строительно-конструкторские игры основаны на творческой игре. Строительных игры формируют у детей дошкольного возраста умения, качества и свойства личности, которые подготавливают его переход к новому виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.