интерактивного обучения для студентов юридических факультетов обладает большой практической ценностью, так как позволяет увидеть в полевых условиях плюсы и минусы будущей профессии и оценить свой уровень знания на данный момент.
Литература:
1. Муляр Е.Н., Прошутинская А.О. Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении. // Инновационная наука. 2016. № 5-3. С. 151-154.
2. Иваненко А.Ю., Иваненко Я.И. Интерактивные методы правового обучения как элемент взаимодействия педагога и учащихся. // Матрица научного познания. 2020. № 12. С. 395-397.
3. Арустамян Д.В., Дроздова Е.А. Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе. // Евразийский союз ученых. 2018. № 7. С. 7-8.
4. Иванова С.Г. Применение активных методов обучения при формировании правовой компетентности студентов. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 12. С. 57-61.
5. Куршев А.Х. Эффективные методы обучения в системе организации самостоятельной работы студентов. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 185-188.
6. Османов М.М., Куршев А.Х. Современные методы активного и интерактивного обучения, применяемые в ходе освоения правовых дисциплин. // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7. С. 437-438.
7. Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В. использование интерактивных методов обучения при проведении занятий по гражданско-правовым дисциплинам ВО ВЮИ ФСИН России. // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории. 2018. № 11. С. 163-169.
8. Крюкова Н.В., Макаренко Г.И. некоторые особенности подготовки обучающихся и использования интерактивных методов обучения при преподавании правовых дисциплин. // Вопросы педагогики. 2020. № 2. С. 103-106.
9. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения. // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 81-87.
10. Шелкоплясова Н.И. Роль методов интерактивного обучения в реализации компетентностной парадигмы образования (на примере правовых дисциплин). // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 244-246.
11. Попова С.А., Баглаева Е.М. Использование интерактивных методик обучения бакалавров дисциплинам уголовно-правового цикла в Нижегородской Правовой Академии. // Вестник Нижегородской правовой академии. 2017. № 13. С. 70-74.
12. Муляр Е.Н., Прошутинская А.О. Инновации в обучении праву: сочетание традиционных и инновационных технологий в правовом обучении. // Инновационная наука. 2016. № 5. С. 151-154.
Педагогика
УДК 371.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
директор Воронина Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 129» (г. Нижний Новгород);
аспирант Аракелян Артем Артурович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению воспитательного потенциала школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Повышенное внимание к вопросам воспитания в современной педагогической науке объясняет актуальность тематики выполненной работы. Проведен анализ работ, посвященных воспитательным аспектам образования в области безопасности жизнедеятельности. Обращено внимание на потенциал курса основ безопасности жизнедеятельности и раскрыты особенности применения методов и приемов духовно-нравственного, гражданского, правового, патриотического, эстетического, экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, основы безопасности жизнедеятельности, метод, прием, культурная личность безопасного типа поведения.
Annоtation. The article is devoted to the consideration of the educational potential of the school course of the basics of life safety. The increased attention to issues of education in modern pedagogical science explains the relevance of the topics of the work performed. Analysis of works on educational aspects of life safety education has been carried out. Attention was drawn to the potential of the course of the basics of life safety and the peculiarities of the use of methods and techniques of spiritual and moral, civil, legal, patriotic, aesthetic, environmental education in lessons and out-of-hours activities were revealed.
Keywords: education, the basics of life safety, method, reception, cultural personality of a safe type of behavior.
Введение. Идеологическая «пропасть», в которой оказалась наша страна в 90-е годы прошлого века, новые ценностные ориентиры и достижения современной России на мировой арене, способствующие восстановлению ее реноме как сильного суверенного государства, привели к необходимости пересмотра всех составляющих педагогического процесса и усиления внимания к его воспитательным сторонам, что чрезвычайно актуализирует рассматриваемую проблематику.
В сравнении с большинством традиционных школьных учебных дисциплин по историко-педагогическим меркам основы безопасности жизнедеятельности прошли еще очень незначительный путь своего становления и развития - всего тридцать лет. Однако даже за этот период в три десятилетия уже накоплен определенный опыт обучения и воспитания школьников. Проведенный анализ большинства теоретических и прикладных частно - дидактических исследований показал, что они касаются содержательных и организационно-технологических аспектов обучения основам безопасности жизнедеятельности (С.В. Абрамова, Л.А. Акимова, С.В. Алексеев, Е.Н. Бояров, Н.Ф. Виноградова, В.В. Гафнер, Л.Н. Горина, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, А.А. Михайлов, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, Р.И. Попова, П.В. Станкевич, О.М. Филатова). При этом значительный воспитательный потенциал курса основ безопасности жизнедеятельности еще изучен и охарактеризован фрагментарно и явно недостаточно. В представленной статье авторами предпринята попытка раскрыть и обобщить различные аспекты содержательных сторон воспитательного процесса при освоении обучающимися школьного курса основ безопасности жизнедеятельности.
Изложение основного материала статьи. К воспитательным аспектам педагогического процесса традиционно приковано внимание многих исследователей (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, И.К. Гончаров, А.Я. Данилюк, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, А.М. Кондаков, Ф.Ф. Королев, А.С. Макаренко, И.Т. Огородников, И.П. Подласый, С.В. Сидоров, В.А. Тишков, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская). Все упомянутые исследователи сходятся во мнении относительно целостности педагогического процесса, неотъемлемой частью которого выступает воспитание. Воспитание, в свою очередь, предполагает комплекс управляемых, последовательно развертываемых педагогических взаимодействий субъектов воспитательного процесса, ориентированных на развитие и саморазвитие личности обучающегося.
Воспитательные аспекты курса основ безопасности жизнедеятельности нашли отражение в работах ряда педагогов и методистов. Так В.В. Гафнером и В.Д. Ширшовым обращено внимание на эстетическое воспитание обучающихся [21; Е.Н. Южакова рассматривала в своем диссертационном исследовании [131 условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегративном пространстве полной школы; Э.Я. Егорова обращала внимание на педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровому и безопасному поведению [41. Различные аспекты экологического воспитания обучающихся в рамках обучения основам безопасности жизнедеятельности рассмотрены в исследованиях С.В. Алексеева, И.Б. Бичевой, Г.С. Камериловой, М.А. Картавых, Л.В. Поповой, О.М. Филатовой [6, 8, 121. В этой связи обратимся к более детальному рассмотрению воспитательных возможностей курса основ безопасности жизнедеятельности.
В представленной работе авторы опираются на предлагаемые в классической теории воспитания виды воспитательной деятельности, которые классифицируются по их аспектам и направленности на разные сферы личности (Т.Н. Сильченкова). В этом ракурсе рассматриваются духовно-нравственное, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, патриотическое, трудовое, экономическое и экологическое виды воспитания [111. Учитывая интегративный характер содержания курса основ безопасности жизнедеятельности все перечисленные виды воспитательных аспектов в том или ином объеме находят отражение в рассматриваемой нами школьной учебной дисциплине. Содержание школьного курса основ безопасности жизнедеятельности четко определяется предметными образовательными результатами, отраженными в Федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования. Их контент-анализ позволил сделать вывод о значительном воспитательном потенциале школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. В рассматриваемых нами направлениях воспитания, ключевые позиции занимают ценностные ориентации обучающихся, составляющие «ядро» опыта эмоционально-ценностного отношения содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности. Содержание школьного курса основ безопасности жизнедеятельности ориентировано на формирование у обучающихся позитивного отношения к общечеловеческим ценностям и их интериоризацию. Своеобразным «ценностным каркасом» курса основ безопасности жизнедеятельности выступают следующие позиции: «жизнь», «здоровье», «окружающая среда», «материальные ценности», «духовные ценности», которые «красной нитью» проходят через все содержание обучения и воспитания.
Раскроем последовательно особенности каждой из обозначенных воспитательных линий в контексте общего образования в области безопасности жизнедеятельности. Обратим внимание на тот факт, что большинство видов воспитательных направлений довольно сложно охарактеризовать отдельно друг от друга в контексте образования в области безопасности жизнедеятельности. Интегрированное содержание курса подразумевает и логику объединения направлений воспитательной деятельности.
Целесообразным представляется комплексное рассмотрение и применение методов и приемов духовно-нравственного, гражданского, патриотического и правового воспитания в образовании в области основ безопасности жизнедеятельности. В этом ракурсе допустимо применение в понятийном аппарате настоящей работы ряда интегрирующих терминов «гражданско-патриотическое воспитание», «гражданско-правовое воспитание».
Формирование у обучающихся позитивного отношения, понимания значимости и бесценности жизни и здоровья через освоение огромного пласта культуры безопасности жизнедеятельности является ключевой задачей курса основ безопасности жизнедеятельности. Это подразумевает формирование у обучающихся культурной личности безопасного типа поведения - человека, неспособного нанести вреда себе, другим людям и окружающей среде (Е.В. Бондаревская, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов). Не случайно в качестве предметных образовательных результатов по основам безопасности жизнедеятельности, способствующих духовно-нравственному воспитанию, выступают понимание обучающимися значимости безопасного и здорового образа жизни, личной и общественной значимости культуры безопасности жизнедеятельности.
Линии гражданско-правового и гражданско-патриотического воспитания предусматривает формирование у обучающихся позитивного отношения и подготовки к защите Отечества. Учитывая тот факт, что школьная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является правопреемницей курса «Начальная военная подготовка», имевшего серьезную значимость в советский период развития школьного образования, содержательный блок «Основы обороны государства и основы подготовки к военной службе» выступает в качестве самостоятельного модуля. Его содержание предусматривает изучение обучающимися
нормативной базы, относящейся к исполнению гражданского долга по защите Родины, содержания военных уставов, боевых традиций вооруженных сил, славных страниц истории Российской армии.
В контексте гражданско-патриотического воспитания наиболее целесообразно применение следующих методов:
- формирования сознания с использованием приемов убеждений в необходимости службы в армии; проведение этических бесед с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий и участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций; дискуссий, диспутов с обсуждением ситуаций подвигов российских и советских воинов, обсуждение современной политической ситуации в мире, связанной с проявлениями неонацизма и случаями героизации фашизма; просмотр тематических документальных и художественных фильмов;
- организации деятельности и формирования опыта общественного поведения с применением упражнений, поручений, воспитательной ситуации, проявляющихся в несении «Вахты памяти» у Поста № 1, участии в массовых гражданско-патриотических акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Блокадный хлеб»;
- стимулирования поведения и деятельности, подразумевающих участие в соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, таких как «Зарница», «Безопасное колесо», «Гвардеец», «Партизан».
Учитывая нарастающую социальную напряженность, связанную с широкомасштабным распространением идей экстремизма и терроризма в мировом пространстве, важнейшее значение в рамках гражданского воспитания обучающихся при освоении ими курса основ безопасности жизнедеятельности приобретает формирование у них антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции. Методические аспекты обозначенной проблематики раскрыты в работах В.В. Гафнера, М.А. Картавых, Т.Д. Марцинковской, В.А. Мижерикова, А.А. Аракеляна [2, 5, 9, 101. В данном контексте рекомендуется систематическое применение приемов убеждений, этических бесед, дискуссий, воспитательных ситуаций. Неоценимую помощь оказывает применение приемов технологии развития критического мышления (корзина идей, маркировка текста, эссе, синквейн) при рассмотрении причин обозначенной проблематики, освоении правовых основ противодействия экстремизму и терроризму, правил обеспечения безопасности.
Относительно новой и актуальной содержательной линией курса основ безопасности жизнедеятельности являются вопросы обеспечения национальной безопасности. Обозначенное содержание подразумевает продолжение гражданско-правового воспитания обучающихся, связанного с пониманием ими роли нашей державы и актуальных нормативных документов в защите наших национальных интересов. Предполагается освоение школьниками правовых основ действующей государственной системы и российского законодательства, которое гарантирует гражданам защиту от внутренних и внешних угроз, в том числе в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Также в логике рассмотрения вопросов национальной безопасности и противодействия экстремизма и терроризма актуальным представляется развитие толерантности обучающихся и их гражданской идентичности путем разностороннего анализа культурно-исторических и национально-конфессиональных особенностей различных наций и нардов нашей страны и зарубежных стран, что соответствует специфике духовно-нравственного направления воспитательной деятельности.
Эстетическое, трудовое и экономическое направления воспитательной работы не настолько явно выражены в рамках образования в области безопасности жизнедеятельности. Однако потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности для развития у обучающихся умений понимать и ценить прекрасное, выражать собственные суждения по поводу художественного воплощения действительности еще не в полной мере находит применение. В данном контексте адекватным представляется использование в образовательном процессе художественных произведений: книг, фильмов, живописи, музыкальных произведений. В качестве средств эстетического воспитания в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности применимы произведения живописи, на которых отражены опасные природные явления:
- извержение вулкана (К. Брюллов «Последний день Помпеи»);
- гроза, которой посвящено довольно значительное количество произведений: ситуации, предшествующей грозе посвящали свои картины И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан; обстановке, складывающейся во время грозы - В.А. Тропинин, П.П. Кончаловский; после грозы -Б.И. Кустодиев, И.И. Машков, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи;
- буря, которая вдохновляла Б.М. Козмина, И.К. Айвазовского;
- наводнения, нашедшие отражение на полотнах А.Ф. Яковлева и В.К. Шебуева, изобразивших наводнение в Санкт-Петербурге; Ф. Моргана - наводнение в Англии, Юэ. Поля - наводнение в Сен-Клу, А. Сислея, уделившего значительное внимание в своем творчестве обозначенной чрезвычайной ситуации, показавшего наводнения в Порт-Марли, на пути в Сен-Жермен, в Маре.
Важным средством эстетического воспитания в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности являются литературные произведения и художественные фильмы, в которых содержатся яркие и красочные описания опасных и чрезвычайных ситуаций, действия героев по их предотвращению и их ликвидации; военных действий. После знакомства с художественными произведениями необходимо организовать их обсуждение.
Учитывая множественные взаимосвязи курсов основ безопасности жизнедеятельности и экологии, экологическое воспитание обучающихся представляется чрезвычайно актуальным, поскольку жизнедеятельность человека проходит в окружающей среде, а ее качество непосредственно влияет на безопасность человека. В школьном образовании по основам безопасности жизнедеятельности вопросам экологической безопасности посвящен отдельный содержательный модуль. При этом потенциалом для проведения экологического воспитания обладают все модули курса основ безопасности жизнедеятельности, поскольку ключевые экологические понятия «здоровье», «окружающая среда», «природа» пронизывают все его содержание.
Выводы. Контент-анализ школьного курса основ безопасности жизнедеятельности позволил сделать вывод о его значительном воспитательном потенциале. Предложенные варианты его применения в образовательном процессе проходят апробацию в общеобразовательных организациях. Результаты систематически проводимой педагогической диагностики свидетельствуют о целесообразности выбранных педагогических оснований.
Литература:
1. Гафнер В.В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Safety of a person and society: materials of the international scientific conference on December 7-8, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 202 p. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.
2. Гафнер В.В., Ширшов В.Д. Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогическое образование в России. 2017. № 3.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
4. Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного о^тношения к здоровью и безопасному поведению: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2004. 22 с.
5. Картавых М.А., Аракелян А.А. Модель формирования у обучающихся антиэкстремистской личностной позиции в обучении ОБЖ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 187-189.
6. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. 2016. 1-1 (13). С. 21.
7. Картавых М.А., Воронина И.А., Аракелян А.А. Развитие гражданской идентичности обучающихся в условиях внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 129-133.
8. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
9. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. 2016. №3 (73). - С. 26-34.
10. Мижериков В.А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. В двух частях. Часть 1. М., 2014. С. 140-144
11. Сильченкова Т.Н. Виды воспитания и их характеристика. URL: http://www.silchenkova.ru/vidi_vospit/index.html
12. Филатова О.М., Картавых М.А. Экологическая безопасность: научно-педагогический контекст // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 4. С. 838-840.
13. Южакова Е.Н. Условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегрированном пространстве полной школы: Автореф. дисс. ... к.п.н. Омск, 2002, 21 с.
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Касимова Елена Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье исследованы особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Определены критерии диагностики и в соответствие с ними подобраны методики для изучения состояния слухоречевой памяти у дошкольников. Проведен сравнительный анализ результатов диагностики слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормативным речевым развитием.
Ключевые слова: слухоречевая память, краткосрочная и долгосрочная память, опосредованное и непосредственное запоминание, объем памяти, продуктивность запоминания.
Annotation. The article examines the features of auditory-speech memory in older preschoolers with General speech underdevelopment. Diagnostic criteria were determined and methods for studying the state of auditory-speech memory in preschool children were selected in accordance with them. A comparative analysis of the results of diagnostics of auditory-speech memory in preschool children with General speech underdevelopment and in children with normative speech development was carried out.
Keywords: auditory-speech memory, short-term and long-term memory, indirect and direct memorization, memory capacity, memory productivity.
Введение. Негативной тенденцией последних лет является стабильное увеличение числа детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. На момент поступления в школу у многих из них недостатки речевой деятельности сохраняются и переходят на школьный этап обучения. Наиболее сложные и стойкие речевые нарушения являются причиной общего недоразвития речи (ОНР). В дошкольном возрасте любые нарушения нельзя рассматривать как локальный, изолированный дефект. Общее недоразвитие речи негативно влияет на психическую сторону развития ребенка, затрагивает память, внимание, мышление, познавательные процессы. Связано это с постоянным взаимодействием речи и высших психических функций. С одной стороны, высшие формы нервной деятельности являются психологической базой формирования речевой функции, с другой - сама речь развивает, совершенствует и изменяет психические функции [1, 2, 4, 8].