Педагогика
УДК: 372.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Аракелян Артем Артурович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ АКТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ В ОБУЧЕНИИ ОБЖ
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Раскрыты позиции исследователей по рассматриваемой проблеме. Сконструирована и охарактеризована модель формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. Модель включает теоретико-методологический и методический уровень. Теоретико-методологический уровень модели объединяет подходы, принципы и функции. Методический уровень модели образован взаимосвязанным сочетанием целевого, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов.
Ключевые слова: антиэкстремистская личностная позиция, модель, экстремизм, основы безопасности жизнедеятельности.
Annotation. In article the relevance of formation at pupils of an anti-extremism personal position in the course of training in basics of life safety is considered. Positions of researchers on the considered problem are opened. The formation model at pupils of an anti-extremism personal position in the course of training in basics of life safety is designed and characterized. The model includes teoretiko-methodological and methodical level. Teoretiko-methodological level of model unites approaches, the principles and functions. Methodical level of model is formed by the interconnected combination of target, substantial, procedural and reflexive and estimated components.
Keywords: anti-extremism personal position, model, extremism, basics of life safety.
Введение. Постиндустриальный этап развития мирового сообщества в значительной мере характеризуется ростом социальных угроз и опасностей, среди которых «пальма первенства» принадлежит экстремистским и террористическим проявлениям. Используя широкие возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями, экстремистские организации активно распространяют свой идеологически опасный контент по сети Интернет, охватывая даже самые удаленные уголки нашей планеты. Особую опасность идеология экстремизма, представляющая собой приверженность крайним взглядам, особенно в политике, несет лицам подросткового и юношеского возраста, поскольку именно этот возрастной период характеризуется активным становлением нравственных ориентаций и развитием мировоззренческих позиций. В этой связи одной из ключевых задач современной системы образования является формирование у учащихся общеобразовательных организаций устойчивой активной антиэкстремистской личностной позиции, что отражено в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования.
Изложение основного материала статьи. Обратим внимание на тот факт, что формирование антиэкстремистской личностной позиции школьников - проблема сложная, многоаспектная, решение которой требует значительного внимания и времени, как в условиях урочной, так и внеурочной деятельности. Значительным потенциалом для формирования антиэкстремистской личностной позиции учащихся обладают учебные дисциплины предметной области «Общественны науки» и учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно на раскрытии возможностей школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в формировании антиэкстремистской личностной позиции учащихся мы остановимся в настоящей работе.
В современных педагогических исследованиях накоплен определенный опыт относительно трактовки понятия «антиэкстремистская личностная позиция обучающихся» (Е.П. Белинская, И.В. Гайдомашко, В.В. Гафнер, Е.М. Дубовская, О.А. Манжукова, Т.Д. Марцинковская, В.А. Мижериков, В.А. Попов, А.А. Реан, А.А. Свиридов). Анализ работ авторов позволил установить неоднозначность и неоднотипность употребляемой терминологии в обозначенном контексте. Так В.В. Гафнером была сформулирована авторская дефиниция понятия «антиэкстремистская личностная позиция», в котором акцент сделан на мировоззренческую сущность обозначенного социального и педагогического феномена, включающего систему ценностей, взглядов, установок и мотивов, и подразумевающую категоричное отрицание проявлений экстремизма с собственной стороны и неприятие таких действий со стороны других людей [1]. Таким образом, внешним проявлением антиэкстремисткой личностной позиции учащегося являются его непосредственные действия, демонстрирующие соответствующую модель поведения.
На структурную сложность антиэкстремистской личностной позиции учащегося обращено внимание в диссертационном исследовании А.А. Свиридова, которым сформулированы ее четыре основные элемента: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, поведенческо-деятельностный [7]. В работах Е.П. Белинской, Т.Д. Марцинковской, А.А. Реан в качестве ключевой выдвигается идея превентивности и профилактики проявлений экстремизма среди подростков и молодежи с обязательной их социализацией. Профилактическая работа подразумевает, по мнению Т.Д. Марцинковской, интеграцию ее трех блоков -информационного, ценностного и поведенческого [5].
В контексте представленной работы мы опираемся на рассмотренные выше позиции ученых, взяв их за основу при конструировании модели формирования антиэкстремистской позиции учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности, имеющей системный и личностно-ориентированный характер педагогического воздействия на школьников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, приводящей к достижению необходимого результата.
Сконструированная нами модель формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности объединяет ее теоретико-методологический уровень,
представленный ключевыми подходами, реализуемыми принципами и выполняемыми функциями, и методический уровень, сочетающий целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Первый уровень модели представляет ее теоретико-методологический базис. В качестве ключевых подходов, которые положены в основу конструирования модели, нами определены системный (И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, О.Г. Прикот), личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Сериков, И.Я. Якиманская), культурологический (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, Б.М. Неменский, К.Д. Ушинский), аксиологический (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Г.М. Коджаспирова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий).
В качестве целесообразных для формирования антитеррористической личностной позиции учащихся в обучении основам безопасности жизнедеятельности нами определены принципы культуросообразности, субъектности, превентивности, целенаправленности, единства знания и поведения. Принцип культуросообразности предполагает учет особенностей культурной и этнической среды, в которой воспитываются учащиеся.
Принцип субъектности исходит из понимания решающей роли деятельности в развитии личности. Логика развития: индивид - личность - субъект деятельности - индивидуальность. Субъектность является условием реализации активной антиэкстремистской личностной позиции учащегося в обеспечении безопасности. Субъектность в контексте рассматриваемой проблемы связана с личностными качествами: самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, относительной независимостью и устойчивостью к воздействию среды.
Принцип превентивности предусматривает работу «на опережение» при формировании антитеррористической личностной позиции, еще до того как на сознание учащегося может оказать воздействие идеология экстремистских и террористических организаций.
Принцип целенаправленности, требующий четкого осознания целесообразности педагогического воздействия, требующего создания обязательной внешней и внутренней мотивации учащихся, подразумевая осознания ими личностной необходимости в антитеррористической личностной позиции, и осмысления значимости этого феномена для общества.
Принцип единства знания и поведения, подразумевает интеграцию информационной составляющей -знаний о проявлениях экстремизма в современном обществе, его глубинных смыслах, ответственности за экстремистскую деятельность, и деятельностной составляющих в виде освоения позитивных образцов социального поведения и творческого решения проблем противостояния активно распространяемой экстремистской идеологии.
Рассматриваемая модель формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции выполняет ценностно-мировоззренческую, информационно-деятельностную, профилактическую, рефлексивно-регулирующую функции. Ценностно-мировоззренческая функция предполагает осмысление учащимися смысла экстремизма как распространенного социально-опасного явления, формирование устойчивой установки на неприятие экстремистских идей, связана с реализацией принципов культуросообразности и целенаправленности. Информационно-деятельностная функция предусматривает получение учащимися общеобразовательных организаций информации идеологического характера, ее критический анализ и оценка на предмет экстремистского и террористического потенциала и опасности для личности, общества и государства и целесообразное ее использование или игнорирование, реализует принципы субъектности, единства знания и поведения. Выполнение профилактической функции способствует формированию антиэкстремистской личностной позиции, с одной стороны, заранее еще до того, как в формирующееся детское сознание смогут проникнуть экстремистские идеи, с другой стороны, постоянная педагогическая деятельность, связанная с систематическим убеждением школьников в негативном характере обозначенной идеологии, недопустимости ее распространения и категорического неприятия подрастающим поколением. Рефлексивно-регулирующая функция раскрывается в возможности осмысления учащимися собственной личностной позиции в отношении к экстремистской идеологии, и ее коррекции.
Методический уровень модели формирования антиэкстремисткой личностной позиции образован взаимосвязанным сочетанием целевого, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного компонентов.
Целевой компонент имеет стратегическое значение и задает «вектор» на формирование у учащихся антиэкстремисткой личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Сопровождается мотивацией учащихся на непринятие экстремистской идеологии; проблематизацией, в ходе которой осознается и осмысливается проблема ее активного распространения и опасности, которую она представляет непосредственно для личности учащегося, нашего государства и мирового сообщества; целеполаганием; активной коммуникацией и рефлексией.
Содержательный компонент традиционно рассматривается в виде интеграции четырех компонентов (ВВ. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Опыт познавательной деятельности в виде знаний понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», «экстремистская организация», «экстремистские материалы»; характерных признаков экстремизма, его типологии, принципов и основных направлений противодействию экстремисткой деятельности в Российской Федерации. Опыта осуществления известных способов деятельности - поведения в стандартных, уже знакомых учащимся ситуациях, связанных с распространением в подростковой и молодежной среде экстремистских идей, в виде активного противостояния им (например, игнорирование рассылки экстремистского контента в социальных сетях). Опыта творческой деятельности учащихся, связанного с действием в незнакомых ситуациях, связанных с экстремистскими проявлениями, с которыми школьники еще не сталкивались в реальных условиях. Предполагает принятие учащимися нестандартных решений для обеспечения, в первую очередь, личной безопасности. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций на категорическое неприятие экстремисткой идеологии, как неприемлемой для мирового сообщества.
Процессуальный компонент модели формирования антиэкстремистской личностной позиции предусматривает применение широкого спектра форм, методов обучения и образовательных технологий в обучении основа безопасности жизнедеятельности в условиях урочной и внеурочной деятельности. Значительным потенциалом для формирования у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в
обучении основам безопасности жизнедеятельности обладают коммуникативные технологии, основанные на межсубъектном взаимодействии в процессе живого, непосредственного общения (исследовательская, проектная, ситуационного анализа, игровая); взаимодействии на основе читательской деятельности с текстом (технология развития критического мышления через чтение и письмо); информационно-коммуникационные технологии - взаимодействие на основе использования глобальных информационных каналов, мультимедийной сети, аппаратно-компьютерного оборудования [3, 4].
В качестве примеров приведем варианты применения обозначенных образовательных технологий в формировании антиэкстремистской личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Так применение исследовательской технологии целесообразно при анкетировании учащихся и других возрастных категорий людей для выявления их позиций по отношению к распространению экстремистской идеологии; исследования контента сайтов различных общественных организаций. Применение проектной технологии целесообразно при разработке социальной рекламы, пропагандирующей неприятие экстремистских идей и информирующей детей и взрослых о явных и скрытых путях их распространения. Использование технологии ситуационного анализа предусматривает всестороннее рассмотрение реальных обстоятельств, в которых оказались разные люди, вовлеченные в экстремистские и террористические организации, последствий их поступков и предложение различных путей предотвращения таких ситуаций в будущем. Применение разнообразных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом сопряжено с одновременным использованием информационно-коммуникационных технологий и предполагает работу с информационным интернет - контентом. Предусматривается также рассмотрение популярных среди подростков и молодежи субкультур на предмет наличия или отсутствия в их философии экстремистского потенциала.
Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает определение уровня сформированности у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Выводы. Сконструированная модель формирования у учащихся антиэкстремисткой личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности проходит апробацию в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Промежуточные результаты апробации позволяют говорить о целесообразности выбранных теоретико-методологических и методических оснований.
Литература:
1. Гафнер В.В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Safety of a person and society: materials of the international scientific conference on December 7-8, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 202 p. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.
2. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 02.10.2018).
3. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
4. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015.
5. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. - 2016. - №3 (73). - С. 26-34.
6. Мижериков В. А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области [Текст] / В. А. Мижериков // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. Вдвух частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 140 - 144
7. Мижериков, В. А. Терминологические аспекты противодействия школы ксенофобии и экстремизму / В. А. Мижериков // Вестник образования России. - 2011. - № 14. - с. 68-74.
8. Свиридов А.А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде: Автореф. дисс... .канд. пед. наук. - Тамбов, 2014.
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук Коблов Феликс Черменович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВУ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье автор рассматривает педагогическое мастерство как неотъемлемую часть образовательного процесса. Педагог-мастер — это тонкий и вдумчивый учитель, воспитатель, излучающий мудрость, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Формирование мастерства - это длительный, творческий и очень разнообразный процесс, включающий в себя ознакомление с литературой, освещающей тонкости профессии учителя, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, проведение показательных уроков и их обсуждение, внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д. По мнению автора, лишь овладев тонкостями науки обучения, секретами педагогического мастерства возможно научить другого.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, учитель, учебно-воспитательная деятельность, педагогическое воздействие, профессиональная деятельность, образовательный процесс, педагогическая практика, профессиональное становление.
Annotation. In the article the author considers pedagogical skill as an integral part of the educational process. Teacher-master is a delicate and thoughtful teacher, educator, radiating wisdom, perfectly mastering modern methods