Научная статья на тему 'К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения'

К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL SKILL / TEACHER / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL IMPACT / PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

В статье автор рассматривает педагогическое мастерство как неотъемлемую часть образовательного процесса. Педагог-мастер это тонкий и вдумчивый учитель, воспитатель, излучающий мудрость, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Формирование мастерства это длительный, творческий и очень разнообразный процесс, включающий в себя ознакомление с литературой, освещающей тонкости профессии учителя, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, проведение показательных уроков и их обсуждение, внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д. По мнению автора, лишь овладев тонкостями науки обучения, секретами педагогического мастерства возможно научить другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PEDAGOGICAL SKILL AS A COMPONENT OF THE TEACHING

In the article the author considers pedagogical skill as an integral part of the educational process. Teacher-master is a delicate and thoughtful teacher, educator, radiating wisdom, perfectly mastering modern methods of teaching and educational work. Formation of mastery is a long, creative and very diverse process, including acquaintance with literature highlighting the subtleties of the teacher's profession, with theoretical works on pedagogy and psychology, listening to lectures by specialists and experienced scientists, studying the best practices of their colleagues, observing, conducting demonstrative lessons and their discussion, the introduction in their own practice of the results of scientific research and best practices, self-education and improvement of working methods, working out the right mind Nij, check the efficiency of applied methods of teaching and education, and so on. d. According to the author, only mastered the intricacies of science learning, the secrets of pedagogical skill may teach others.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения»

обучении основам безопасности жизнедеятельности обладают коммуникативные технологии, основанные на межсубъектном взаимодействии в процессе живого, непосредственного общения (исследовательская, проектная, ситуационного анализа, игровая); взаимодействии на основе читательской деятельности с текстом (технология развития критического мышления через чтение и письмо); информационно-коммуникационные технологии - взаимодействие на основе использования глобальных информационных каналов, мультимедийной сети, аппаратно-компьютерного оборудования [3, 4].

В качестве примеров приведем варианты применения обозначенных образовательных технологий в формировании антиэкстремистской личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Так применение исследовательской технологии целесообразно при анкетировании учащихся и других возрастных категорий людей для выявления их позиций по отношению к распространению экстремистской идеологии; исследования контента сайтов различных общественных организаций. Применение проектной технологии целесообразно при разработке социальной рекламы, пропагандирующей неприятие экстремистских идей и информирующей детей и взрослых о явных и скрытых путях их распространения. Использование технологии ситуационного анализа предусматривает всестороннее рассмотрение реальных обстоятельств, в которых оказались разные люди, вовлеченные в экстремистские и террористические организации, последствий их поступков и предложение различных путей предотвращения таких ситуаций в будущем. Применение разнообразных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом сопряжено с одновременным использованием информационно-коммуникационных технологий и предполагает работу с информационным интернет - контентом. Предусматривается также рассмотрение популярных среди подростков и молодежи субкультур на предмет наличия или отсутствия в их философии экстремистского потенциала.

Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает определение уровня сформированности у учащихся антиэкстремистской личностной позиции в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Выводы. Сконструированная модель формирования у учащихся антиэкстремисткой личностной позиции в обучении основам безопасности жизнедеятельности проходит апробацию в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Промежуточные результаты апробации позволяют говорить о целесообразности выбранных теоретико-методологических и методических оснований.

Литература:

1. Гафнер В.В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Safety of a person and society: materials of the international scientific conference on December 7-8, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 202 p. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.

2. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 02.10.2018).

3. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016.

4. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2015.

5. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. - 2016. - №3 (73). - С. 26-34.

6. Мижериков В. А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области [Текст] / В. А. Мижериков // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. Вдвух частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 140 - 144

7. Мижериков, В. А. Терминологические аспекты противодействия школы ксенофобии и экстремизму / В. А. Мижериков // Вестник образования России. - 2011. - № 14. - с. 68-74.

8. Свиридов А.А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде: Автореф. дисс... .канд. пед. наук. - Тамбов, 2014.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Коблов Феликс Черменович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВУ

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье автор рассматривает педагогическое мастерство как неотъемлемую часть образовательного процесса. Педагог-мастер — это тонкий и вдумчивый учитель, воспитатель, излучающий мудрость, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Формирование мастерства - это длительный, творческий и очень разнообразный процесс, включающий в себя ознакомление с литературой, освещающей тонкости профессии учителя, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, проведение показательных уроков и их обсуждение, внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д. По мнению автора, лишь овладев тонкостями науки обучения, секретами педагогического мастерства возможно научить другого.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, учитель, учебно-воспитательная деятельность, педагогическое воздействие, профессиональная деятельность, образовательный процесс, педагогическая практика, профессиональное становление.

Annotation. In the article the author considers pedagogical skill as an integral part of the educational process. Teacher-master is a delicate and thoughtful teacher, educator, radiating wisdom, perfectly mastering modern methods

of teaching and educational work. Formation of mastery is a long, creative and very diverse process, including acquaintance with literature highlighting the subtleties of the teacher's profession, with theoretical works on pedagogy and psychology, listening to lectures by specialists and experienced scientists, studying the best practices of their colleagues, observing, conducting demonstrative lessons and their discussion, the introduction in their own practice of the results of scientific research and best practices, self-education and improvement of working methods, working out the right mind Nij, check the efficiency of applied methods of teaching and education, and so on. d. According to the author, only mastered the intricacies of science learning, the secrets of pedagogical skill may teach others.

Keywords: pedagogical skill, teacher, educational activities, pedagogical impact, professional activity, educational process, pedagogical practice, professional development.

Введение. Профессия учителя, того кто может действительно научить и действительно учит, сегодня, как и во все времена вызывает к себе самое пристальное внимание не только интеллигенции, но и всей общественности. Бытует мнение, что учить и быть учителем легко и подвластно это практически каждому. И не обязательно этому учиться, заканчивать специальные образовательные заведения. Изучил содержание лекционного материала, смело входишь в учебную аудиторию и излагаешь его обучаемым. Так ли обстоит дело в действительности?

Изложение основного материала статьи. Считаем, что подобные рассуждения ошибочны, не дальновидны и являются глубоким заблуждением.

Действительно, выучить материал лекции смогут наверное многие. Возможно, что и смогут неплохо рассказать содержание заученного. Но доступно ли каждому, вызубрившему учебный материал, объяснить обучаемым закономерности науки? Придать обучению целенаправленный, развивающийся характер, характер поиска, открытия нового? Подчинить учебно-воспитательный процесс принципу научности? Полагаем, что только человек с высокой мотивацией преподавания, получивший специальное образование и приобщивший к этому в совокупности практический опыт, сможет справиться с этими задачами.

Учебно-воспитательная деятельность - одна из сложнейших, требующая не только полной выкладки, но и глубоких знаний специальных и психолого-педагогических дисциплин [1].

Путь профессионального становления учителя берет свое начало с момента поступления в высшее учебное заведение. Каждому, избравшему подобный жизненный путь, необходимо систематически и напряженно трудиться над формированием профессиональной направленности, максимально готовить себя непосредственно к делу обучения и воспитания подрастающей смены.

За период обучения в вузе будущему педагогу необходимо фундаментально овладеть наукой, тонкостями профессионального мастерства, основы которой в совокупности с приобретаемым в результате практической деятельности опытом будут впоследствии передаваться обучаемым. Наука в данном случае выступает проводником, формирующим личность завтрашнего специалиста, т.е. педагогическая деятельность будучи воплощенной в образовательный процесс призвана соединять в неразрывное единство функцию обучения и воспитания.

Без соответствующей теоретической и практической подготовки в области психологии и педагогики справиться с этим практически не представляется возможным.

Творчески усваивая основы педагогики и психологии, вооружаясь обобщенными знаниями о структуре педагогического воздействия, каждый из числа будущих педагогов готовит себя к эффективной профессиональной деятельности, исключающей неправильные решения и поступки [3].

Только овладение педагогической теорией и психологией, которые объясняют основные механизмы педагогической деятельности, может гарантировать сегодняшнему студенту его превращение через несколько лет педагогической деятельности в учителя-мастера. И возможным это становится при неустанном проведении систематической работы над углублением знаний по психологии и педагогике, активном формировании теоретико-познавательной направленности и потребности в овладении педагогической теорией.

Анализ научных публикаций и опыта работы педагогических вузов говорит о положительном отношении и студентов и педагогов к дисциплинам психолого-педагогической направленности [2].

Материал, предусмотренный программой обучения вызывает неподдельный интерес со стороны обучаемых. Занятия проходят активно, ярко прослеживается двусторонняя связь: учитель - ученик - учитель. Изложение теоретического материала плотно увязывается с практикой, опираясь при этом на конкретные примеры.

Создается реально рабочая обстановка. Будущие учителя под руководством опытных педагогов и психологов учатся анализировать поступки человека на конкретных примерах, пытаются для себя раскрыть его духовный мир и направление развития личности, понимать мотивы поступков, распознавать причины асоциального поведения. Иначе говоря, студенты, осваивая теоретические знания, одновременно применяют их на практике, примеряя свои формирующиеся знания, умения, способности к той или иной учебной ситуации, практическому заданию. Таким образом, по крупицам, от опыта к опыту закладывается фундамент педагогического мастерства, осознание того, что оно немыслимо без опоры на фундаментальные психолого-педагогические знания.

Большое значение в формировании профессионально-педагогической направленности в педагогических вузах имеет углубленное изучение наследия выдающихся педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, посвятивших себя всего столь важному и нужному делу - науке о педагогике, высшему искусству жизни [4].

Изучение наследия великих педагогов оказывает стимулирующее воздействие на формирование профессиональной направленности студентов, значительно повышает уровень профессиональной мотивации обучаемых, вызывает интерес и стремление глубже познать жизнь, практическую деятельность, педагогические идеи талантливых учителей.

Изучение наследия великих педагогов сродни творческой лаборатории, где происходит всестороннее изучение секретов педагогического мастерства, пропаганда их теоретического и практического наследия, где формируются профессиональные навыки и умения, рождаются новые идеи и мысли.

Подтверждается практикой, что важное значение в образовательном процессе при подготовке будущих педагогов имеют традиционные внеаудиторные формы работы, такие как: неделя педагогического мастерства, дни психологии, конкурсы педагогического мастерства.

На семинарских и лабораторно-практических занятиях по педагогике и психологии особое внимание следует уделять решению психолого-педагогических задач и ситуаций. Положительно себя зарекомендовал опыт привлечения студентов к оцениванию ответов по заданной теме сокурсниками. При этом проводится анализ полноты и правильности прозвучавшего ответа, обращается внимание на замеченные недостатки, озвучивается правильная версия ответа. Тем самым будущие учителя уже вовлекаются в педагогическую деятельность, формируя личный опыт и основы педагогической техники.

В дальнейшем проверка и отработка предварительно сформированных профессиональных умений найдет воплощение в процессе педагогической практики, в условиях, максимально приближенных к реальному педагогическому процессу в учебных заведениях.

Педагогическая практика, конечно же является важным звеном в подготовке специалиста к профессиональной работе.

В процессе практики студенты овладевают основами профессионально-педагогических умений, связанных с учебно-воспитательной работой в учебных заведениях.

Активно участвуя в методической и исследовательской работе во время практики обучаемые приобретают умения по анализу своей практической деятельности, обобщению учебно-воспитательной работы педагогов, систематическому наблюдению и формированию навыков профессиональной деятельности.

Педагог-мастер — это тонкий и вдумчивый учитель, воспитатель, эмоционально располагающий к себе и излучающий мудрость, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы. Огромный кропотливый труд пронизывает путь становления каждого, ставшего впоследствии профессионалом. Это мастерство. Постичь его в студенческие годы невозможно. Процесс формирования его, начатый в студенческие годы находит свое продолжение в процессе непосредственного педагогического труда. Формирование мастерства - это длительный, творческий и очень разнообразный процесс, включающий в себя ознакомление с литературой, освещающей тонкости профессии учителя, с теоретическими работами по педагогике и психологии, прослушивание лекций специалистов и опытных ученых, изучение передового опыта своих коллег, наблюдение, проведение показательных уроков и их обсуждение, внедрение в собственную практику результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и усовершенствование приемов работы, отработка нужных умений, проверка эффективности применяемых методов обучения и воспитания и т. д.

Выводы. Педагог-мастер, это педагог, который постоянно находится в состоянии поиска нового, более эффективного, будь то методы или средства обучения. Педагог-мастер умеет завести учеников и вместе с ними двигаться к достижению намеченных целей. Педагог-мастер постоянно находится во власти стремления к непрекращающемуся совершенствованию наработанных знаний и умений, у которого никогда не ослабевает стремление все дальше постигать секреты обучения и воспитания и делиться ими со своими учениками. Лишь овладев тонкостями науки обучения, секретами педагогического мастерства лично представится возможным научить другого.

Литература:

1. Коблов Ф.С. Совершенствование профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел в условиях региона. Дисс. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2015. - 285 с.

2. Коблов Ф.Ч. О личностном росте как составляющей профессионализма сотрудника полиции. // Евразийский юридический журнал. № 3 (118) 2018. С. 392-394.

3. Нагоева М.А. Познавательная деятельность слушателей: структура, особенности и пути активизации. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 182-185

4. Нагоева М.А. Подходы к педагогической организации процесса образования. // Современный ученый. 2017. № 3. С. 67-70.

Педагогика

УДК: 372.452

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); педагог дополнительного образования Андросова Анжела Тимофеевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей «Айылгы» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Аннотация. Рассматривается адаптированная роль якутских настольных игр в преодолении проблем в процессе развития мелкой моторики детей, у которых по результатам наблюдения были выявлены: общий тонус мышц, недостаточно гибкие и точные движения пальцев рук, несвоевременное переключение движении кисти рук по команде. Разработана и апробирована программа внеурочных занятий по якутским настольным играм. Дано описание планирования учебно-тренировочной работы с учащимися первых классов по отдельности в игре «Хабылык» (лучинки) и «Хаамыска» (камешки). После апробации программы обобщены результаты эксперимента с целью проверки эффективности работы по развитию мелкой моторики рук у детей посредством якутских настольных игр.

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие мелкой моторики рук, начальное образование, дополнительное образование, якутские настольные игры, этнические традиции.

Annotation. Considered adapted the role of the Yakut Board games to overcome the challenges in development of fine motor skills of children according to the results of monitoring were identified: the overall tone of the muscles are not flexible enough and precise movement of the fingers, difficulties in the rapid switching movement of hands on the team. Developed and tested program of extracurricular classes in the Yakut Board games. The description of the planning training with students of the first classes individually in the game "khabylyk" (splinter) and "khaamyska"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.