- Куда собрался Филипок вместе с ребятами?
- Куда уехал отец мальчика?
- Чью шапку взял Филипок?
- Где располагалась школа?
- Почему собаки не трогали мальчика, когда он шел по своей слободе?
- Как звали собак, которые побежали за мальчиком?
- Почему Филипок не ответил, когда учитель начал задавать ему вопросы?
- Как звали брата Филипка?
- Что учитель попросил сделать мальчика?
- Кто учил Филипка читать?
_2) Подготовь пересказ от первого лица._
Одна из главных проблем детей с ОНР - это бедный словарный запас. Для его наращивания должна выполняться большая всесторонняя работа. Это и речевые упражнения, упражнения на мышление, память, а также работа над развитием сенсорных анализаторов. Опираясь на них, дети собирают более полную картину происходящего, они могут назвать не только цвет и размер, например, если бы перед ними была картинка, а также его запах, поверхность того или иного предмета на ощупь, материал из которого сделан предмет, вкус, звук. Для достижения такого эффекта, целесообразно применение артпедагогических технологий. Обучающиеся могут строить свой пересказ, опираясь на творчество. Работа, которая строится на деятельности и дает материальный продукт, сделанный своими руками, радует детей и стимулирует на порождение речевого высказывания.
Выводы. Как видим, пересказ - это передача прослушанного, прочитанного текста своими словами. Обучение пересказу детей с ОНР - это непростая, но важная работа, так как данная речевая деятельность способствует развитию таких психических процессов, как мышление, память, речь. Необходима работа над пониманием содержания текста, сохранения основных звеньев, последовательности и связности, чтобы не терялась нить повествования. В практике успешно применяются как традиционные, так и инновационные подходы в обучении пересказу детей с ОНР. В статье представлены далеко не все способы работы по формированию навыка пересказа у обучающихся с общим недоразвитием речи. Рассмотрены традиционные способы: чтение художественного произведения, ответы на вопросы, пересказ по ролям, пересказ по картинке. Из инновационных подходов предложены ТРИЗ-технология, наглядное моделирование, кейс-технология, артпедгогические технологии. Все они представляют целостную систему способов, принципов формирования навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Литература:
1. Воротнина Л.М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 2011. - № 9. - С. 15-23
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
3. Грахова С.И., Пономарева Т.А. Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. III. - С. 60-66.
4. Кейс-задания к урокам литературного чтения. 4 класс / под ред.: С.И. Граховой. - Набережные Челны: НГПУ, «ЭНДИ-Типография», 2019. - 170 с.
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
6. Grakhova S.I., Kaguy N.V. The development of verbal creativity of primary school students on the basis of folklore // Modern Journal of Language Teaching Methods. - Vol. 8, Issue 6. - June, 2018. - P. 410-414.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ВУЗА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению теории и практики развития профессиональной компетентности, педагогического мастерства и педагогической техники как составных частей педагогической культуры студентов спортивного вуза.
В работе рассмотрены также результаты исследования сформированности общей культуры и педагогического мастерства студентов Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма.
Ключевые слова: спортивный педагог, профессиональная компетентность, педагогическая культура, педагогическое мастерство, педагогическая техника.
Annоtation. This research is devoted to the study of the theory and practice of the development of professional competence, pedagogical skills and pedagogical techniques as components of the students' pedagogical culture of the sports higher educational institution.
The results of the study of the formation of students' general culture and pedagogical skills of the Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism are considered in this scientific article.
Keywords: sports teacher, professional competence, pedagogical culture, pedagogical skills, pedagogical technique.
Введение. Современное общество выдвигает новые требования к системе подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов, способных к самообразованию и самосовершенствованию, обладающих высоким конкурентоспособным потенциалом в условиях формирования рынка образовательных услуг.
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, обладающему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче духовных ценностей. Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Необходимость повышения профессионально-педагогической культуры как преподавателя высшей школы, так и ее выпускников, обусловлена возрастающими требованиями к общекультурной и социальной компетентности выпускников вузов. Таким образом, мы наблюдаем актуализацию проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов как агентов формирования и развития молодых поколений российского общества.
Изложение основного материала статьи. Одним из непременных условий профессиональной деятельности является профессионально-педагогическая культура специалиста, под которой понимают социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя.
Стержнем формирования современного педагога является парадигма профессионально-педагогической культуры, ее формирование у будущих специалистов всех педагогических направленностей и профилей. Формирование основ этой парадигмы обеспечивает пролонгированное личностное развитие педагога и обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности специалиста. Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры педагога, представляющей «выражение зрелости и развитости социально значимых характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности» [2, с. 105]. Элементами общекультурного развития, обуславливающими педагогическую культуру, являются: гражданская позиция, нравственная правовая, экологическая, экономическая, эстетическая и физическая культура.
Процесс формирования общей культуры связан с активной гражданской и личностной позицией, развитием эрудиции и рефлексией мировоззренческих установок, корректировкой индивидуальных норм поведения, соответствующих принятым в обществе эталонам поведения.
Педагогическая культура обладает спецификой в рамках общей культуры, что связано с особенностями профессиональной деятельности, но должна при этом, безусловно, сохранять в качестве этических ориентиров принципы общечеловеческой культуры. В основе педагогической культуры учителя лежат глубокие психолого-педагогические познания, разносторонняя образованность, внутренняя удовлетворенность по отношению к работе. Структурно педагогическая культура включает в себя следующие элементы: профессиональную мотивацию и убеждения, педагогическую этику и этикет, сформированное в процессе практики стиль и мастерство профессиональной деятельности, обеспечивающие ее эффективность личностные качества. Развитая педагогическая культура проявляется в глубоких психолого-педагогических знаниях, разносторонней образованности, постоянной активности педагогической мысли, внутренней удовлетворенности по отношению к работе.
Педагоги спортивного профиля, во-первых, должен обладать навыками и умениями спортивной деятельности, быть «действующим» спортсменом, во-вторых, владеть теорией и методикой преподавания физической культуры, в-третьих, обладать необходимым набором личностных качеств, способных привести обучающихся к достижению высоких результатов в спортивной карьере.
Согласно А.К. Марковой, «профессиональная компетентность педагога -это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины» [9, с. 147]. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который не только на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, но и уделяет большое внимание личностному росту и профессиональному самоопределению. Таким образом, в формировании профессиональной компетентности можно выделить два взаимосвязанных источника - постоянно осуществляемая педагогическая деятельность и личное самосовершенствование.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что профессиональная («внешняя») компетентность базируется на личностной («внутренней») компетентности (прежде чем учить другого - научи сначала себя, прежде чем требовать чего-либо от ученика - умей выполнять это сам, анализируешь деятельность ученика -не забудь про самоанализ). Большинство авторов выстраивают свои определения компетентности на данной основе, различия лишь в акцентах.
По мнению Е.В. Поповой «компетентность - категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей. Компетентность - устойчивая способность к деятельности со знанием дела» [10]. Системный подход к пониманию профессиональной компетентности демонстрирует А.К. Маркова [9] выделяющая в структуре профессиональной компетентности:
- педагогическую компетентность (включает предметные, методические, диагностические, инновационные и исследовательские знания и умения);
- коммуникативную компетентность (включает гуманистические, эмпатийные, конфликтологические, управленческие знания и умения);
- личностно-индивидуальную компетентность (включает субъективную, рефлексивную, кризисные, акмеологические знания и умения).
Профессиональная компетентность тесно связана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство совершенствуется в процессе овладения педагогической техникой, однако важной предпосылкой его становления является выявленная в юношеские годы склонность и профессиональный интерес к педагогической деятельности. Развитие педагогического мастерства является результатом осознанной рефлексии собственного практического опыта.
К основным элементам педагогического мастерства можно отнести:
• умение в доступной форме излагать сложные проблемы;
• умение своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний;
• умение наблюдать, анализировать жизнь студентов, причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование;
• способность преобразовывать теоретические и прикладные психолого-педагогические знания, достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля деятельности.
Наиболее существенными факторами совершенствования педагогического мастерства являются:
• уровень развития современной науки, особенно науки о человеке, и прежде всего педагогики и психологии;
• профессиональная подготовка преподавателей и обеспеченность учебного заведения средствами обучения, в том числе техническими;
• методические установки, заключенные в программах, учебниках, инструктивных материалах органов народного образования; требования, предъявляемые органами народного образования, инспекторами и методистами учебного заведения к преподавателю;
• педагогическая позиция данного коллектива, его творческий потенциал, психологическая атмосфера, настроенность на совместный поиск лучших решений, что во многом определяется качествами личности руководителей учебного заведения, а также сложившимися традициями.
Третьим важным элементом педагогической культуры является педагогическая техника, под которой А.А. Деркач понимает «умение быть эстетически выразительным, уметь, когда это нужно скрывать своё дурное настроение, а если необходимо - показать свою взволнованность, радость, страстность» [5].
Для начинающего спортивного педагога необходимо развитие навыков саморегуляции для преодоления чувства неуверенности, страха, умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Исходя из вышеизложенного можно конкретизировать элементы педагогической техники для спортивных педагогов:
• владеть навыками чёткой подачи команд;
• уметь чётко, ясно и образно объяснять упражнения;
• доступно сообщать задачи занятия;
• находить общий язык с воспитанниками;
• проводить специальные педагогические беседы;
• использовать специальную терминологию;
• осуществлять показ упражнений, действий, элементов;
• использовать жесты-команды, судейские жесты и др.;
• эффективно осуществлять общение с воспитанниками во время тренировки посредством жестов и мимики;
• систематически заниматься самовоспитанием, управлять своим психическим состоянием и психологической настройкой на занятиях и спортивный успех.
Следовательно, педагогическая техника создает предпосылки формирования целостной педагогической культуры будущих спортивных педагогов.
В ходе анкетирования студенты 1 и 4 курсов Поволжской академии физической культуры и спорта провели самооценку отдельных элементов общекультурного развития, а также самооценку педагогического мастерства (проявляемого как в рамках педагогической практики, так и внеучебной тренерской работы). Результаты анкетирования представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сформированность общей культуры и педагогического мастерства тренера в самооценке студентов 1 и 4 курсов ПГАФКСиТ (в баллах)
№ Общекультурная самооценка 1 курс 4 курс
1 Социальная и профессиональная позиция 25 21
2 Интеллектуальный уровень 26 28,6
3 Гражданская позиция 24 25
4 Правовая культура 19 23
5 Нравственная культура 24 23,8
6 Экологическая культура 27,2 26,4
7 Трудолюбие 28 28,2
8 Экономическая культура 24,2 27
9 Эстетическая культура 21 22
10 Физическая культура 28 30
11 Духовная культура 24,8 26,6
12 Культура межэтнических отношений 20,4 23
13 Культура здоровья 27 28
14 Языковая культура (умение грамотно писать и говорить) 25 26
15 Поведение в чрезвычайной ситуации 25,8 27
Педагогическое мастерство спортивного педагога 1 курс 4 курс
1 комплексность: синтез и сравнение полученных знаний в области ФК и С 24 26
2 личностная окрашенность знаний: увлеченность своей профессией, умение заинтересовать воспитанников 25 26
3 коммуникативность: расположенность к людям, доброжелательность, общительность 28,8 27,6
4 перцептивность: профессиональная наблюдательность, педагогическая интуиция 24 27
5 динамизм личности: эмоциональная устойчивость, способность к 27 26
саморегуляции
6 внешний вид: красивая осанка, уверенная походка, соблюдение чувства меры в одежде 23 25
7 способность к психофизической саморегуляции 24 27
8 владение невербальными средствами общения 21 25
9 техника и культура речи: звучность голоса, темп речи, дикция, корректное использование профессиональной терминологии 20 24,6
10 культура педагогического общения: педагогический такт, наличие собственного стиля общения 21 25
Самооценка общей культуры демонстрирует устойчивость показателей, что свидетельствует, что в академию приходят студенты с уже сформировавшимися ценностными системами. Снижение одного показателя - «социальной и профессиональной позиции» является результатом естественного процесса социализации, когда радужные надежды первокурсников корректируются реальностью, но остаются при этом достаточно высокими. Особенно наглядна положительная динамика в развитии правовой, экономической и физической культуры и, в целом, - интеллектуального уровня, что является наглядным результатом обучения в стенах академии и высокой оценки преподавателей соответствующих дисциплин. Особенно актуальна, на наш взгляд, высокая положительная динамика показателя культуры межэтнических отношений, что является результатом жизни и обучения в толерантной полиэтничной среде, свойственной нашему региону.
Результаты исследования показывают положительную динамику развития педагогической культуры и профессионального мастерства. Отметим положительный рост по показателям «культура педагогического общения» (владение невербальными средствами общения, перцептивность, техника и культура речи). Этот качественный рост определяется изучением теории и ежегодной педагогической практикой, а также постоянной работой в качестве учителей физкультуры общеобразовательных школ, тренеров спортивных школ, волонтеров спортивных мероприятий. Таким образом, наличие прекрасной материальной базы создает прекрасную для этого возможность, а поддержка Поволжской академией желания студентов уже в процессе учебы совмещать теорию и практику овладения тонкостей педагогического мастерства дает свои положительные результаты.
Выводы. В заключение отметим, что цель Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма - подготовка профессионально-компетентных, творчески развивающихся, гуманных, нравственно-ориентированных спортивных педагогов, обладающих ярко выраженной субъектной позицией, индивидуальным стилем деятельности и богатым творческим потенциалом. Формирование профессиональной компетентности и педагогического мастерства являются важными целями образовательной деятельности Поволжской академии, положительные результаты которой показали итоги исследования: положительная динамика характеризует развитие, как профессиональной компетентности, так и общекультурного потенциала будущих спортивных педагогов. Отметим следующие результаты исследования: качественный рост по таким показателям как проективные, организаторские и информационные умения и навыки, а также устойчивую положительную динамику по всем показателям личностного роста студентов академии. Отметим также проявленную практико-ориентированную тенденцию в образовательном процессе будущих спортивных педагогов, следовательно, процесс обучения для студентов Поволжской академии - это не только накопление необходимой теории, но и овладение основами необходимых практических навыков и умений.
Литература:
1. Аппакова-Шогина Н.З., Гут А.В., Зиннурова Р.И. Профессионализм и мастерство в спортивной педагогике (на примере Поволжской академии спорта) // Вестник Казанского технологического университета». 2014. №24. С. 353-356.
2. Аппакова-Шогина Н.З., Гут А.В., Пайгунова Ю.В. Развитие педагогической культуры и профессиональной компетентности спортивного педагога (на примере Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма). // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET. 2015. С. 102-113.
3. Бабушкин, Г.Д. Психология деятельности тренера: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ. 2006. 90 с.
4. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Учебное пособие. Омск: ОГИФК. 1985. 85 с.
5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС. 1981. 374 с.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 208 с.
7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учителя // Вопросы психологии.1984. №1. С. 20-26.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа. 1990. 119 с.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М: Просвещение. 1993. 192 с.
10. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д. 1996. 17 с.
Педагогика
УДК: 37.02
старший преподаватель Даниленко Алексей Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, профессор Шершнёва Виктория Анатольевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Понятие «учебная автономия» является актуальным в современном образовании. Отмечая отсутствие единогласно принятого определения этого понятия в педагогике, авторы рассматривают различные варианты его толкования, предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями. Описываются истоки возникновения учебной автономии в науке, особое внимание уделено роли преподавателя, его взаимодействию с учащимися в условиях развития учебной автономии. Основываясь на проведённом анализе определений, авторы предлагают своё видение понятия «учебная автономия», отмечая особую важность формирования ее у студентов для успешного и эффективного обучения иностранному языку. Кроме того, в статье поставлены вопросы, ответы на которые необходимо дать для дальнейшего изучения учебной автономии и её успешного применения в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: учебная автономия, обучение иностранному языку, самообучение, стратегии обучения, самостоятельность обучающихся.
Annotation. The concept of learner autonomy is topical for modern education. Remarking the absence of a unanimously acknowledged definition of this concept in pedagogy, the authors consider various interpretations of this phenomenon, put forward by both Russian and foreign researchers. The roots of learner autonomy are described; special attention is paid to the teacher role and interaction with students in terms of developing learner autonomy. Basing on the definition analysis carried out in the article, the authors propose their original view of learner autonomy concept. The authors point out the critical importance of learner autonomy development for efficient foreign language learning. Besides, the article raises the questions that must be answered for further learner autonomy studying and its effective implementation into foreign language teaching.
Keywords: learner autonomy, foreign language teaching, self-instruction, learner strategies, learner independence.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00654
Введение. Можно с уверенностью утверждать, что идея непрерывного образования является ключевой для современного образования по всему миру. Среди требований, предъявляемых к специалистам самых разных областей, значатся готовность повышать свою квалификацию за счёт самообразования, способность самостоятельно критически мыслить, принимать независимые решения и брать на себя ответственность за них. Именно эти требования и обосновывают важность учебной автономии в образовании. Кроме того, учебная автономия - это одна из центральных концепций учреждённого в 1990-х годах Болонского процесса, который ставит целью привить обучающимся высокую степень самостоятельности в обучении. Учебной автономии посвящены работы многих исследователей, как в России, так и за рубежом. Однако, несмотря на это, некоторые её аспекты до сих пор остаются недостаточно описанными. Какова роль преподавателя в учебной автономии? В чём отличие учебной автономии от самостоятельной работы? В каком направлении должны идти дальнейшие работы по изучению учебной автономии и её применению в обучении иностранному языку?
Изложение основного материала статьи. Идею, ставшую основой концепции учебной автономии, можно найти ещё в трудах средневековых просветителей. Галилео Галилей, например, говорил: «Нельзя чему-то научить человека. Можно лишь помочь ему открыть это в самом себе» [1, с. 23]. Жан-Жак Руссо предлагал следующий путь поиска знаний учениками: учитель должен сначала заинтересовать их изучаемой проблемой, а само решение оставить за ними[13]. Само понятие «учебная автономия» впервые упоминается в работе французского педагога А. Холека «Автономия и изучение иностранного языка», изданной в 1981 году. Холек определяет учебную автономию как способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность [9]. Это означает, что обучающиеся должны самостоятельно устанавливать цели, определять содержание учебной деятельности, выбирать методы и приёмы обучения и оценивать полученный результат. Помимо этого, Холек отмечает, что данная способность не является врождённой, а формирование происходит в процессе обучения.
Необходимо отметить, что учебная автономия - это феномен, который имеет множество трактовок, в некоторой степени отличающихся друг от друга. К примеру, Д. Литтл понимает под учебной автономией не только ответственность за собственное учение, но и способность дистанцироваться, принимать решения самостоятельно и критически оценивать результаты проделанной работы [11, c. 21-23]. Помимо этого, Литтл называет следующие педагогические принципы, имеющие большое значение для формирования учебной автономии: 1) вовлечение в учебную деятельность (проявление ответственности за собственную учебную деятельность); 2) учебная рефлексия (критическое рассмотрение плана обучения, самой учебной деятельности и полученного результата) 3) использование целевого языка в качестве средства обучения [10].
Некоторые исследователи подчёркивают относительную природу учебной автономии. Так, итальянский специалист Лучано Мариани утверждает, что автономное обучение - это непрекращающийся процесс самопознания, в ходе которого человек осознаёт тот максимум автономии, данный как индивидуальное качество [12]. Филипп Кэнди считает, что «человек не становится автономным, а работает, следуя принципам автономии», что показывает, что данный специалист считает учебную автономию процессом, а не рассматривает её формирование как цель обучения [8, с. 115].
Некоторые отечественные специалисты также рассматривали понятие «учебная автономия» в своих трудах. Для Н.Ф. Коряковцевой, к примеру, учебная автономия - это «способность личности осознанно осуществлять продуктивную образовательную деятельность, направленную на создание личностного