8. Pikalova, Ye.A., Savva, L.I., Gasanenko, Ye.A. The mastery of university students by means of auto didactics of professional image design // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2016. - № 4. -pp. 64-69.
9. Savva, L.I., Gasanenko, Ye.A., Shakhmaeva, K.E. Readiness of students of a technical college for teamwork as the basis of a professional image // Perspectives on science and education. - 2018. - № 6 (36). -pp. 56-64.
10. Savva, L.I. Interpersonal cognition in the system of preparing the future teacher: Monograph. -Magnitogorsk: MAGU, 2001. - 246 p.
11. Savva, L.I. Professional image of a technical university student / L.I. Savva, E.A. Hasanenko // Bulletin of ChGPU. - 2015. - №2. - pp. 170-177.
12. Feofanov, O.A. USA: Advertising and Society / OA Feofanov. - M.: Thought, 1974. - 262 p.
13. Shepel, V.M. Imageology: Secrets of personal charm. M., 1997, p. 87
14. Yakunina, E.K., Dyorina, N.V. Development of information and technological potential of university teachers in the process of corporate training // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 63-1. -pp. 428-432.
Педагогика
УДК 37.022
кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); магистрант Галимова Алсу Маулитовна
«Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье представлен обзор и теоретическое обоснование традиционных и инновационных подходов к обучению разным видам пересказа младших школьников с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделено ТРИЗ-технологии, наглядному моделированию, кейс- и артпедагогическим технологиям.
Ключевые слова: пересказ, традиционные технологии, инновационные технологии, организация учебной деятельности.
Annotation. The article presents a review and theoretical justification of traditional and innovative approaches to teaching different types of retelling of primary school children with General underdevelopment of speech. Special attention is given to TRIZ, technology, visual simulation, case- and arcidiocesi technologies.
Keywords: retelling, traditional technologies, innovative technologies, organization of educational activities.
Введение. В последние годы наблюдается тенденция роста речевых нарушений у детей. Речь остается одной из уязвимых сторон развития. Все чаще детям уже с раннего детство ставят диагноз «Задержка речевого развития», что в дальнейшем переходит в общее недоразвитие речи.
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса; фонематического слуха; звукопроизношения; грамматического строя; связной речи.
Данная речевая патология препятствует овладению родного языка. Одними авторами отмечается, что первые слова у детей с ОНР появляются к трем-четырем, а то и к пяти годам, другими указывается на то, что время появления первых слов у детей с нормой и детей с недоразвитием может не иметь большой разницы (в зависимости от этиологии), но дальнейшее речевое развитие последних отстает, это проявляется в долгом употреблении в речи отдельных слов, они не способны их соединять в двухсловные предложения. Имеющиеся в активном словаре слова сильно искажаются, пропускаются фрагменты, воспроизводятся преимущественно открытые слоги.
Порождение речевого высказывания - непростой и многоуровневый процесс, который описан отечественным психологом Л.С. Выготским [21. В своих трудах он писал, что прежде чем мысль будет воспроизведена в виде слов, должен появиться мотив, которые содержит какой-то замысел. Замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь решаются вопросы: что говорить, в какой последовательности и как. Затем происходит переход задуманной мысли в слова, т.е. программа реализуется во внешней речи, оформленная по правилам грамматики и синтаксиса. У детей с общим недоразвитием речи возникают трудности с внутренним программированием высказывания, а именно с построением схемы, порождающей именно речевое высказывание.
Одним из явных показателей ОНР является неразвитость экспрессивной речи. У детей с ОНР отмечается низкий словарный запас ситуативного характера. Они плохо усваивают новые изученные слова, поэтому и не используют их в речи. У них отмечаются сложности в построении развернутой речи. Их речь малопонятна, так как имеются многочисленные аграмматизмы: трудности в словоизменении и словообразовании, неправильное использование частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, союзов), либо опускание некоторых из них. В связи с плохо сформированным навыком построения высказывания и с критичностью к своему дефекту у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкая речевая активность, которая может падать, если не будет предпринято педагогическое воздействие. В дальнейшем это накладывает отпечаток на личности ребенка: он скован, неохотно идет на контакт, стеснителен.
Как одно из следствий общего недоразвития речи - это трудности освоения навыка пересказа. Пересказ -это воспроизведение услышанного текста своими словами в устной речи. Важно, что пересказ не значит заучивание текста, а осмысление его содержания [3, 61. Для удачного освоения данного навыка детям необходимо уметь выделять основные моменты в рассказе, понимать последовательность событий. Все чаще в первый класс за школьные парты садятся дети, которым трудно дается пересказ, а детям с ОНР такая речевая деятельность может быть вовсе недоступна, поэтому данная проблема остается актуальной. С детьми
с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа, одна из главных задач которой обучение связной монологической речи.
Освоение данного навыка способствует совершенствованию памяти, обогащению словарного запаса, формированию умения грамотно передавать чужую мысль. Дети, способные пересказывать в дальнейшем учатся и самой высокой ступени связного высказывания - это творческое рассказывание, то есть они сами придумывают рассказы на определенную тему.
Формулировка цели статьи - обзор и теоретическое обоснование традиционных и инновационных подходов к обучению пересказу младших школьников с общим недоразвитием речи.
Изложение основного материала статьи. Развитие речи, речевого общения - это одна из главных задач обучения в школе. Чтобы в совершенстве владеть языком, недостаточно просто уметь строить предложения, так же необходимо освоить навык рассказывания и пересказывания. Самостоятельное воспроизведение содержания текста, на его основе придумывать новый важно для формирования связной монологической речи. Владение данным видом речевой деятельности означает, что ребенок умеет анализировать содержание текста, отбирать нужную информацию в соответствии с определенной задачей, придумать свой текст. Учащиеся начальных классов общеобразовательных школ овладеют этим навыком довольно быстро, но учащимся коррекционных школ это будет сложнее, так как пересказ - это интегративный вид деятельности. Здесь включается работа восприятия, анализа и порождения текста, его понимания [51.
Один из традиционных подходов работы при обучении пересказу - это чтение художественных произведений. Этот классический способ формирует предпосылки формирования навыка пересказа, поэтому читать детям сказки, рассказы надо начинать с раннего детства. Ведь во время этого у детей формируется определенный образ происходящего, про который он потом сможет рассказать сам [11.
Чтение художественных, народных произведений делает речь ребенка живой, в духе подлинной художественной речи, способствует обогащению словаря ребенка. Данный традиционный подход содействует выработке таких речевых умений, как последовательно и связно выстраивать текст, извлекать главную мысль из всего содержания. Одна из важных задач, это выразительное и эмоциональное рассказывание. Дети, с детства читающие художественные произведения, замечательно справляются с этим (мещеряков, см. вниз).
Еще один традиционный подход - это такие упражнения, как индивидуальные и хоровые повторения слов, предложений, варианты произнесения. В предварительной беседе учителем задаются вопросы по содержанию текста. Так же можно обратиться к личному опыту детей, использовать наглядный материал, ведь все это помогает детям лучше понять содержание и проникнуть в историю произведения.
Такой метод, как подсказывание слов, предложений часто уместно с целью достижения связности плавности пересказа. С детьми с ОНР часто практикуется совместный пересказ педагога и ребенка.
Еще один традиционный подход пересказа - это пересказ по ролям, если в тексте есть диалог. Здесь же широко распространено хоровое проговаривание реплик героев текста. Так же в таких текстах уместен такой метод, как драматизация или инсценирование. Это может проводится с использованием кукол, игрушек, а могут стать героями и сами дети.
Важным моментом является оценка детского пересказа. Учителем должны отмечаться как положительные стороны, так и негативные: чего не хватало, что необходимо исправить. Старания ученика обязательно нужно поощрить. Не стоит забывать и о слушателях, учитель может спросить, какую оценку они бы поставили товарищу. Так же будет мотивирующим моментом для класса, если учителем дается установка классу на то, чтобы они слушали внимательно и могли в любой момент прийти на помощь однокласснику.
Один из традиционных способов обучения пересказу - это пересказ по плану. Для составления плана рассказа, необходимо прочитать текст с детьми. Затем дети совместно с учителем делят текст на смысловые части, то есть одна часть текста должна отличаться от другого содержательно. После проделанного дети придумывают название каждой части. Может быть несколько вариантов названий, а дети, пообщавшись, могут выбрать наиболее удачное.
Традиционным методом обучения пересказу является пересказ по изображению, либо по опорным картинкам. Это может быть предметные, сюжетные или же серия сюжетных картин. В изображении выделяются герои, либо событие, происходящее по содержанию текста. Один из важных «плюсов» использование картин на уроках литературного чтения - это то, что изображение помогает детям лучше представить и понять ситуацию, развитие действий, сюжет, данный метод способствует развитию зрительного внимания и восприятия.
Еще один эффективный способ в обучении пересказу детей с ОНР - это использование детского рисунка. После разбора текста в вопросно-ответной форме детям предлагается выполнить рисунок сюжета рассказа, после чего учащиеся сами составляют пересказ. Этот способ позволяет детям пофантазировать, проявить творческие способности детей, развить воображение, что благотворно влияет на стимуляции речевой деятельности.
Обучение монологической речи школьника с общим недоразвитием речи является одной из главных целей учителя. Кроме традиционных методов в работе над коррекцией связной речи внедряются и инновации. Один из таких методов является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Разработчик данной технологии - Генрих Саулович Альтшуллер - писатель-фантаст и изобретатель. Использование технологии ТРИЗ эффективно при обучении творческому пересказу. Данный метод включает в себя несколько приемов:
- аналогия - ребенок представляет себя одним из героев произведения. Например, в сказке С. Михалкова «Бараны» ребенку предлагается задание: «Представь себя одним из баранов. Уговори другого, чтобы он тебе уступил дорогу в мостике»;
- сказка наизнанку - ребенку предлагается переиграть сказку, что-то поменяв в героях, например, положительные качества характера в отрицательные и наоборот (Красная шапочка - злая, волк - добрый);
- коллаж сказок - дети совместно с учителем сочиняют новую сказку на основе уже знакомых;
- знакомые герои в новых условиях - ребенку предлагается пофантазировать, при этом герои остаются прежними, но уже при других обстоятельствах.
Еще один инновационный подход в обучении пересказу школьников с ОНР - это наглядное моделирование. Данный подход включает в себя применение символов, пиктограмм, схем-заместителей, таймлайнов.
Данный метод способствует облегчению запоминания и повышает объем памяти - совершенствует мнестическую деятельность мозга. Использование разных символов при моделировании сюжета рассказа -это один из способов овладения навыком пересказа младшим школьником при таком дефекте, как общее недоразвитие речи. Работая с пиктограммами, ребенок, прослушав текст пересказа, схематически зарисовывает символ, который помогает ему запомнить содержание, последовательность событий, определенные отношения между персонажами произведения. Таким образом, добивается единство мыслительных и речевых операций.
Все чаще учителям начальной школы применяется такая инновационная технология, как кейсы. Свое применение данная технология нашла и в обучении пересказу. Данный тип заданий сложен для детей с общим недоразвитием речи и требует детальной отработки. В основе кейс-задания лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Ребенку предлагается задание, которое включает в себя практическую ситуацию, где дается сам текст (на уроках литературного чтения это чаще всего небольшое художественное произведение или отрывок из него). Во второй части задания приводится вспомогательный материал, где ребенку может быть дана или подсказка в виде описания результата, или алгоритм действий (пересказа конкретного вида) и т.п. В третьей части - задания к тексту: ответить на вопросы, пересказ текста (указывается вид пересказа: подробный, сжатый, выборочный, творческий). Приведем пример кейс-задания [4]:
Кейс
по рассказу Л.Н. Толстого «Филипок»
1. Практическая ситуация
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
- Куда ты, Филипок, собрался?
- В школу.
- Ты ещё мал, не ходи. - И мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его - они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
- Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
- Все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошёл в школу.
В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
- Ты что? - закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
- Да ты кто? Филипок молчал.
- Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу. Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже знал и немножко читать умел.
- Ну-ка, сложи свое имя. Филипок сказал;
- Хве-и - хви, ле-и - ли, пе-ок - пок. Все засмеялись.
- Молодец, - сказал учитель. - Кто же тебя учил читать? Филипок осмелился и сказал:
- Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий! Учитель засмеялся и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
2. Вспомогательный практический материал Алгоритм пересказа
1) Внимательно прочитать рассказ, определить тему;
2) Сформулировать основную мысль текста;
3) Разбить текст на части, составить план;
4) Найти ключевые слова каждой части;
5) Обдумать средства связи между частями.
3. Задания к тексту:
1) Ответить на вопросы:_
- Куда собрался Филипок вместе с ребятами?
- Куда уехал отец мальчика?
- Чью шапку взял Филипок?
- Где располагалась школа?
- Почему собаки не трогали мальчика, когда он шел по своей слободе?
- Как звали собак, которые побежали за мальчиком?
- Почему Филипок не ответил, когда учитель начал задавать ему вопросы?
- Как звали брата Филипка?
- Что учитель попросил сделать мальчика?
- Кто учил Филипка читать?
_2) Подготовь пересказ от первого лица._
Одна из главных проблем детей с ОНР - это бедный словарный запас. Для его наращивания должна выполняться большая всесторонняя работа. Это и речевые упражнения, упражнения на мышление, память, а также работа над развитием сенсорных анализаторов. Опираясь на них, дети собирают более полную картину происходящего, они могут назвать не только цвет и размер, например, если бы перед ними была картинка, а также его запах, поверхность того или иного предмета на ощупь, материал из которого сделан предмет, вкус, звук. Для достижения такого эффекта, целесообразно применение артпедагогических технологий. Обучающиеся могут строить свой пересказ, опираясь на творчество. Работа, которая строится на деятельности и дает материальный продукт, сделанный своими руками, радует детей и стимулирует на порождение речевого высказывания.
Выводы. Как видим, пересказ - это передача прослушанного, прочитанного текста своими словами. Обучение пересказу детей с ОНР - это непростая, но важная работа, так как данная речевая деятельность способствует развитию таких психических процессов, как мышление, память, речь. Необходима работа над пониманием содержания текста, сохранения основных звеньев, последовательности и связности, чтобы не терялась нить повествования. В практике успешно применяются как традиционные, так и инновационные подходы в обучении пересказу детей с ОНР. В статье представлены далеко не все способы работы по формированию навыка пересказа у обучающихся с общим недоразвитием речи. Рассмотрены традиционные способы: чтение художественного произведения, ответы на вопросы, пересказ по ролям, пересказ по картинке. Из инновационных подходов предложены ТРИЗ-технология, наглядное моделирование, кейс-технология, артпедгогические технологии. Все они представляют целостную систему способов, принципов формирования навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Литература:
1. Воротнина Л.М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 2011. - № 9. - С. 15-23
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
3. Грахова С.И., Пономарева Т.А. Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - Ч. III. - С. 60-66.
4. Кейс-задания к урокам литературного чтения. 4 класс / под ред.: С.И. Граховой. - Набережные Челны: НГПУ, «ЭНДИ-Типография», 2019. - 170 с.
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
6. Grakhova S.I., Kaguy N.V. The development of verbal creativity of primary school students on the basis of folklore // Modern Journal of Language Teaching Methods. - Vol. 8, Issue 6. - June, 2018. - P. 410-414.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Гут Анжелика Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО ВУЗА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению теории и практики развития профессиональной компетентности, педагогического мастерства и педагогической техники как составных частей педагогической культуры студентов спортивного вуза.
В работе рассмотрены также результаты исследования сформированности общей культуры и педагогического мастерства студентов Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма.
Ключевые слова: спортивный педагог, профессиональная компетентность, педагогическая культура, педагогическое мастерство, педагогическая техника.
Annоtation. This research is devoted to the study of the theory and practice of the development of professional competence, pedagogical skills and pedagogical techniques as components of the students' pedagogical culture of the sports higher educational institution.
The results of the study of the formation of students' general culture and pedagogical skills of the Volga Region Academy of Physical Culture, Sports and Tourism are considered in this scientific article.
Keywords: sports teacher, professional competence, pedagogical culture, pedagogical skills, pedagogical technique.
Введение. Современное общество выдвигает новые требования к системе подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов, способных к самообразованию и самосовершенствованию, обладающих высоким конкурентоспособным потенциалом в условиях формирования рынка образовательных услуг.