Научная статья на тему 'Методологические аспекты психологической рефлексии в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической направленности'

Методологические аспекты психологической рефлексии в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической направленности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РЕФЛЕКСИВНАЯ ИГРА / REFLECTIVE GAME / ФРУСТРАЦИЯ / FRUSTRATION / АНТИЭКСТРЕМИЗМ / АНТИТЕРРОРИЗМ / ANTI-TERRORISM / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ANTI-EXTREMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова О.В.

статье рассматривается многоаспектный феномен рефлексии, уровни и механизмы рефлексии в классических трудах отечественных психологов и современных исследованиях, представлены феноменологические модели графической, нормативно-деятельностной, личностно-смысловой моделей рефлексии. Раскрываются пять уровней рефлексивного акта. Рассматриваются возможности реализации рефлексивных подходов в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. Представлен опыт разработки рефлексивной игры, целями и задачами которой является создание условий для индивидуального развития рефлексивного потенциала личности, изучение собственного поведения в фрустрирующей ситуации угрозы террористического акта или проявления экстремизма. Также целью рефлексивной игры является выявление культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для субъектов-участников рефлексивной игры, относящихся к разным общественным и молодежным организациям, органам власти, студентам; создание условий для формирования навыков понимания поведения других людей в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку или участия в террористическом акте; расширение возможности участников в проектировании социальных ситуаций и управлении социальными процессами на основе отрефлексированных форм поведения. Представлен диагностический инструментарий пилотного исследования рефлексии у студентов от 16 до 25 лет в количестве 200 человек, выходцев Северного Кавказа, Закавказья, Адыгеи, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области, в том числе приграничных украинских территорий, еще до начала военных действий. Методы исследования: методика изучения причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде К. А. Бабиянц, методика «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик, методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарева, методика определения рефлексивности мышления О. С. Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдера. Представлены результаты пилотного исследования доминирующего типа реакции студенческой молодежи в ситуации вовлечения в экстремистскую группировку, проявления экстремизма и угрозы террористического акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects of Psychological Reflections into the Problems of Anti-Extremist and Anti-Terrorist Orientations

The article discusses the multifaceted phenomenon of reflection, reflection levels and mechanisms in the classical works of domestic psychologists and modern studies, presented phenomenological models of graphics, standard-activity, personal and semantic models of reflection. Disclosed are five levels of reflexive act. The possibilities of realization of reflexive approaches to the problems of anti-extremist and anti-terrorist activities are considered. Experience in the development of reflexive games, goals and objectives of which is to create conditions for the individual development of reflective capacity of the individual to examine their own behavior in a frustrating situation threat of terrorism or extremism. Also, the aim of the game is to identify the reflexive cultural and mythological stereotypes and attitudes characteristic of the subjects participating reflexive game belonging to different social and youth organizations, authorities, students, creation of conditions for formation of skills of understanding the behavior of other people in the frustrating situation, involvement in an extremist group or participating in a terrorist act, empower participants in the design of social situations and management of social processes on the basis of conscious behavior. Diagnostic tools presented a pilot study of reflection among students 16 to 25 years in the amount of 200 people, natives of the North Caucasus, Transcaucasia, Adygeya, Stavropol and Krasnodar Territories, Rostov Region, including the Ukrainian border territories, even before the outbreak of hostilities. Methods: method of studying the causes and factors of the growth of extremism among young people, K. A. Babiyants; Individually-typological method L. N. Sobchik questionnaire; methodology for determining the level of reflexivity A. V. Karpov, V. V. Ponomarev; method of determining reflective thinking, O. S. Anisimov; self-assessment test for personality in communication of M. Snayder. The results of the pilot study of the dominant type of reaction in a situation of students engaging in extremist group, extremism and the threat of a terrorist act are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты психологической рефлексии в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической направленности»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОБЛЕМАТИКЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Мануйлова О. В.

В статье рассматривается многоаспектный феномен рефлексии, уровни и механизмы рефлексии в классических трудах отечественных психологов и современных исследованиях, представлены феноменологические модели графической, нормативно-деятельностной, личностно-смысловой моделей рефлексии. Раскрываются пять уровней рефлексивного акта. Рассматриваются возможности реализации рефлексивных подходов в проблематике антиэкстремистской и антитеррористической деятельности. Представлен опыт разработки рефлексивной игры, целями и задачами которой является создание условий для индивидуального развития рефлексивного потенциала личности, изучение собственного поведения в фрустрирующей ситуации угрозы террористического акта или проявления экстремизма. Также целью рефлексивной игры является выявление культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для субъектов-участников рефлексивной игры, относящихся к разным общественным и молодежным организациям, органам власти, студентам; создание условий для формирования навыков понимания поведения других людей в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку или участия в террористическом акте; расширение возможности участников в проектировании социальных ситуаций и управлении социальными процессами на основе отрефлек-сированных форм поведения.

Представлен диагностический инструментарий пилотного исследования рефлексии у студентов от 16 до 25 лет в количестве 200 человек, выходцев Северного Кавказа, Закавказья, Адыгеи, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области, в том числе приграничных украинских территорий, еще до начала военных действий.

Методы исследования: методика изучения причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде К. А. Бабиянц, методика «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик, методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарева, методика определения рефлексивности мышления О. С. Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдера.

Представлены результаты пилотного исследования доминирующего типа реакции студенческой молодежи в ситуации вовлечения в экстремистскую группировку, проявления экстремизма и угрозы террористического акта.

Ключевые слова: рефлексия, молодежь, рефлексивная игра, фрустрация, антиэкстремизм, антитерроризм, профилактика.

Сегодня рефлексия как психологический феномен рассматривается с многоаспектной позиции свойства и характерных черт сознания. В отечественной психологии под рефлексией понимают: способность сознания к самопознанию; способность человека мыслить и понимать, что мыслишь; способность наблюдать собственные психические процессы, осознавать их и сознательно регулировать; понимать, что Я - это уникальная единица, отличающаяся от всего окружающего живого и неживого мира, с уникальными индивидуальными особенностями, единица, протяженная во времени; осознавать себя в прошлом, будущем и настоящем [8]. Есть несколько определений рефлексии. От латинского «геАехю - отражение - это размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния» [9, с. 433], «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [16, с. 340].

С. Л. Рубинштейн говорил о двух способах жизнедеятельности человека и о соответствии этим способам двух видов рефлексии: внешней и внутренней. Внешняя рефлексия, согласно С. Л. Рубинштейну, направлена на внешние предметы и явления окружающего мира, а внутренняя - на внутренние состояния и процессы субъективного характера. Поведение и действия человека, который не выходит за пределы привычных внешних связей (семья, круг друзей) протекает автоматически, и человек не задумывается над выполнением социальных ролей и функционирования. «Сознание человека как бы растворяется в наличном бытии» [12]. Поведение и действия человека в большей степени зависят от внешних условий, ритуалов, неписанных правил, традиций, религии, коллективных и групповых требований социума. В этом случае мы имеем дело с внешней рефлексией. Появление собственной внутренней рефлексии приостанавливает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы, появляется ценностное осмысление жизни, возникают экзистенциальные интересы к смыслу собственного существования и своему месту в мире, своей конечной цели и миссии рождения [1, 10, 12].

Для того, чтобы стал более возможным переход от внешней рефлексии к внутренней, необходимо развитие нравственного реф-

лексивного сознания. Именно поэтому часто рефлексию трактуют как разрыв, раздвоение, выход за пределы обычного течения жизни [12, 14, 17, 18].

В. А. Лефевр, И. Н. Семенов трактуют рефлексию как целостный акт осознавания, который проходит стадии развития в процессе онтогенеза. В. А. Лефевр полагал, что у человека может быть несколько (а точнее столько, сколько человек сможет сделать) уровней (или «шагов») акта рефлексивного сознания [7]. Отечественные авторы выделяют пять таких уровней [13, 14, 17]. Первый уровень - начало, возникновение рефлексии. Для этого необходима полная остановка естественного хода каких бы то ни было событий. Второй уровень - фиксация произошедшей остановки, который обычно проявляется в речевом или двигательном акте, в позе «фигура движения», «схема пути» [11, с. 60]. Третий уровень - объективация (по Д. Н. Узнадзе) или осознание («моя норма», «мое правило», «мой способ действия»). Четвертый уровень - это предельное обобщение объективированного содержания в законе, принципе, общем методе. Этот уровень делает возможным осуществление теоретической умственной деятельности и осуществление субъект-объектных взаимодействий. Считается, что для научно-теоретической деятельности этот четвертый (предельный) уровень рефлексии является достаточным для реализации познавательных целей.

Пятый уровень - духовно-практический -осмысление самой ситуации познания, выход за пределы субъект-объектных взаимодействий, трансцендирование этого осмысления в область жизненных смыслов. «Такое уровневое развертывание рефлексивного акта можно рассматривать в качестве этапов процесса рефлексивного мышления как у индивида, так и у коллективного субъекта познания. Представленные уровни (этапы) могут быть взяты за основу создания модели рефлексивного мышления при необходимости его развития в целях творческого преобразования субъектом (субъектами) самих себя и своей деятельности в любой области жизни (эволюции, культуре, образовании)» [11, с. 61].

Для понимания того, как можно использовать феноменологию рефлексии в антиэкстремистской и антитеррористической

деятельности для субъектов - определенных представителей социальных групп, необходимо обратиться к типам и видам рефлексии. И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов составили схематическое представление типов и видов рефлексии [11, с. 70]. Согласно их представлениям, каждый тип рефлексии содержит свой предмет изучения. Интеллектуальная рефлексия - знание об объекте и способах действия с ним; личностная рефлексия - знание о себе как о личности, индивидуальности, образы своего собственного Я, своего поведения; коммуникативная рефлексия - представление о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; кооперативная рефлексия - знания о ролевой структуре и по-зициональной организации коллективного взаимодействия [4, 14, 15, 17].

Наиболее интересным для нашего исследования является подход И. Н. Семенова: глубинные, мировоззренческие и экзистенциальные смыслы рассматриваются им как содержание культуральной и экзистенциальной рефлексии [15]. Используя рефлексивную игру в качестве профилактики экстремизма в молодежной среде, мы обращаемся к содержательным и смысловым структурам творческого мышления, в процессе которого развиваются операциональный, предметный рефлексивный и личностный компоненты. Рефлексивный компонент творческого мышления представляет процесс, с помощью которого происходит осмысление и переосмысление движения в содержании задачи. В личностном компоненте выражается отношение субъекта к самому себе. С его помощью осуществляется осмысление и осознание человеком себя в качестве целостной личности, выполняющей роль субъекта мышления при решении задачи [14].

Интеллектуальную рефлексию на примере решения школьниками мыслительных задач изучали В. В. Давыдов, А. З. Зак и др. [3, 5, 6].

Различают два вида (уровня) интеллектуальной рефлексии - формальная и содержательная. Формальная имеет место тогда, когда субъект рассматривает способы действия, выясняет, из каких звеньев оно состоит, какие операции необходимы для успешного выполнения, и если все эти операции «привязаны» к ситуативным моментам. Если субъект рассматривает способ

действия применительно ко всем ситуациям, ищет его уникальность и существенные особенности, то мы имеем дело с обобщенным рассмотрением собственного действия [3, 5].

Личностная рефлексия подразумевает возможность субъекта оценивать свои личностные и физические качества, результатом чего становится формирование образа Я: Я-реальное и Я-идеальное; Я в прошлом, настоящем и будущем; Я как носитель культуры, правил и норм общества; Я как носитель гражданской позиции и т. д., - все то, что чрезвычайно важно учитывать и развивать в рефлексивных подходах к формированию антитеррористической и антиэкстремистской молодежной политики.

Личностная рефлексия довольно хорошо изучена в отечественной литературе (Н. И. Гуткиной, Г. И. Давыдовой, В. К. Зарецкого, Е. Р. Новиковой, И. Н. Семенова, В. И. Слободчикова, С. Ю. Степанова, А. Б. Холмогоровой, Г. А. Цукерман и др.) [3, 14], но следует отметить, что центральным для большинства работ является понимание рефлексии как процесса переосмысления, процесса дифференциации различных ипостасей Я - физического, социального, биологического, творческого, а также целостности Я как уникальной интегрированной структуры [14]. Также много исследований посвящено коммуникативной рефлексии в области педагогической и социальной психологии. Здесь рассматривается возможность рефлексии индивидом таких понятий, как «Я - глазами других», формирование рефлексивных образов «мы», «ты», «вы», «они», которые лежат в основе социально-перцептивной рефлексии и понимания друг друга в совместной деятельности (А. А. Бодалев, Л. Регуш); происходит переосмысление своих представлений об обучающихся в педагогической деятельности (Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьев, И. В. Орлова).

В возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии бытует многоплановость подходов к исследованию рефлексии на разных этапах онтогенеза. Однако можно выделить общепсихологический феномен - он заключается в непрерывности нахождения взрослеющего субъекта в «психической общности Я - Значимый другой» [11, с. 75]. В этом процессе возможно перерождение натурально-природной данности в культурно выраженную

способность к рефлексии с последующим отчуждением ее на основе объективации, и формирование собственной самости, способной к исследованию своей мысли и своей деятельности (Н. В. Дорофеева, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) [11, с. 75].

Благодаря исследованиям в области педагогической психологии, мы получили такие понятия, как: «зона ближайшей рефлексии» - компонент деятельности, относительно которого разворачивание целостного рефлексивного процесса не произошло, но имеется активизация такого его аспекта, как усиление критичности; «рефлексивно-инновационный потенциал» - сочетание способности к целостному переосмыслению профессионального опыта, деятельности и высокого уровня готовности к профессиональному творчеству (И. В. Байер, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов).

Очень важным аспектом, на наш взгляд, является возможность осуществления в рефлексивной игре взаимосвязи между различными типами рефлексии и рефлексивно-инновационным потенциалом личности, что должно сформировать понимание личностного и поведенческого аспектов в ситуациях угрозы террористического акта или вовлечения в экстремистскую группировку, проявления экстремизма в молодежной среде, понимание возможных собственных реакций, реакций значимых и незначимых других, вовлеченных в ту же ситуацию. Может развиваться творческий и регулятивный тип рефлексии, связанный с осознанием и переосмыслением стереотипов планирования и организации собственной деятельности в ситуации эмоциональной фрустрации.

Нами была разработана и проведена рефлексивная игра, которая носила интерактивный характер и содержала в себе методическую помощь руководителям ведомств, организаций и учреждений, в виде учебно-методических рекомендаций и информационно-справочных материалов по действиям в условиях возникновения террористических угроз и иных чрезвычайных ситуаций, при совершенном террористическом акте. Игра создавалась с целью развивать в сознании студенческой молодежи рефлексию проявлений экстремистской и террористической деятельности,

выработки умения распознавать признаки вербовки и идеологической пропаганды в СМИ, в межличностных контактах со значимыми и незначимыми людьми, выработки умения вести себя адекватно в момент террористического акта, понимать поведение других значимых и незначимых людей в заявленных ситуациях.

При проведении рефлексивной игры учитывались основные положения и подходы к изучению типологии экстремизма на Юге России, которые были воплощены в пилотной методике К. А. Бабиянц [2]. К ним относится экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т. д.), поэтому мы включили 3 ситуации методики: вовлечение в группировку по средствам угрозы (три проекции: общая угроза, личная угроза, угроза близким), экстремистское проявление в молодежной среде (три проекции: по отношению к представителю другой национальности, представителю другой социальной группы, представителям другого статуса), угроза террористического акта (три проекции: подозрение, что террорист среди нас; заложники; подозрение, что в подъезде нашего дома взрывное устройство) [2].

Также основным элементом исследования являлась реакция фрустрации как ответ на ситуацию вовлечения, теракта и экстремизма.

В отечественной психологии фрустрация рассматривается как один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации - с другой. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Фрустрация - это состояние человека, сопрово-

ждаемое различными формами отрицательных эмоций, это переживание неудачи [10].

Разновидностью типологии экстремизма на Юге России является экстремизм с применением методов морально-психологического насилия, поэтому в методике были представлены 3 описанные выше ситуации: вовлечение в группировку по средствам угрозы, экстремистское проявление в молодежной среде, угроза террористического акта.

При подготовке данной методики рассматривался феномен молодежного экстремизма как массового явления, выражающегося в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения, в их отрицании. Особую опасность это явление приобретает потому, что оно связано с недостаточной социальной адаптацией и развитием «анормальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия - т. е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном сознании.

Сложная политическая и экономическая ситуация, неконтролируемая миграция способствуют внешним и внутренним деструктивным силам манипулировать молодежью в экстремистских целях. Специальный социально-психологический анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Этот возраст наиболее важен для положительно направленной идентификации личности, как полоролевой, так и гражданской, политической, профессиональной, это важный период для социальной интеграции в систему общественного воспроизводства, обретения желаемой статусной позиции.

Проведенный теоретический анализ рефлексии как психологического феномена, социальных явлений негативного толка (экстремизма и терроризма) позволил нам сформулировать цель и задачи нашего исследования, подобрать диагностический инструментарий для исследования рефлексии студенческой молодежи, а также провести пилотное изучение типов реакций в ситуации фрустрации, причинами которой послужили угроза террористического акта и проявление экстремизма в молодежной среде.

Целью нашего исследования стало изучение интеллектуальной, эмоциональной, личностной рефлексии у молодых людей студенческого возраста в конфликтных, пограничных, постконфликтных и неконфликтных регионах России и СНГ, проведение рефлексивной игры по формированию и развитию этих видов рефлексии.

Задачами исследования явились изучение указанных видов рефлексии, типов реакции в фрустрирующей ситуации, индивидуально-типологических особенностей участвующих в исследовании молодых людей.

Объектом исследования выступили студенты в количестве 200 человек, представители Северного Кавказа, Закавказья, Адыгеи, Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области, в том числе приграничных украинских территорий, еще до начала военных действий.

Методами исследования стали: методика изучения причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде К. А. Бабиянц, методика «Индивидуально-типологический опросник» Л. Н. Собчик, методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономарева, методика определения рефлексивности мышления О. С. Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдера.

Участвовали студенты вузов - в равном количестве девушки и юноши от 16 до 25 лет. Были получены первые результаты, свидетельствующие о том, что доминирующим типом реакции студенческой молодежи на вовлечение в экстремистскую группировку, проявление экстремизма и угрозы террористического акта являются: реакции самозащиты с направленностью на источник фрустрации (в 40 % случаев), фиксация в виде переживания на источнике фрустрации (в 35 % случаев, реакция, свойственная в основном девушкам), и в 25 % случаев реакции распределились между самозащитой с принятием на себя ответственности за разрешение возникшей ситуации (15 % - юноши) и надеждой на то, что ситуацию должны разрешить компетентные органы полиции, МЧС, спецназа и т. д. (10 % случаев).

Были проанализированы некоторые типы высшей нервной деятельности и формирующиеся на их основе социальные качества личности, уровень развития различных видов рефлексив-

ности. На основе полученных материалов была составлена рефлексивная игра.

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (например, деловые игры, ролевые игры), рефлексивная игра представляет собой процесс социального взаимодействия, в котором правила, роли и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. Задачи рефлексивной игры:

1. Создание условий для индивидуального развития рефлексивного потенциала личности. Изучение и рефлексия собственного поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения, экстремистского поведения и террористического акта.

2. Анализ индивидуальных личностных характеристик в виде проекции поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения экстремистского проявления, террористического акта.

3. Выявление и развитие культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для субъектов-участников рефлексивной игры, относящихся к разным общественным и молодежным организациям, органам власти, студентам. С этой целью участники делятся на группы. В каждой группе организовывается обсуждение проективной ситуации с целью определить наилучший способ решения поставленной задачи.

4. Развитие понимания поведения других людей в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку или участия в террористическом акте. С этой целью организовывается межгрупповое взаимодействие участников рефлексивной игры. Рефлексия, обратная связь.

5. Расширение возможности участников в проектировании социальных ситуаций и управлении социальными процессами на основе отрефлексированных форм поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку и террористического акта.

Раздаточный материал:

1. Карточки с рисуночными ситуациями вовлечения, экстремистского проявления и угрозой теракта, и бланком для ответа.

2. Таблицы с типами реакций (на каждого).

3. Ватман (по одному листу на каждую группу).

4. Цветные маркеры (по одному набору для каждой группы).

Демонстрационный материал:

Мультимедийная презентация с результатами мониторинга по проективному тесту и рекомендациями по поведению в ситуации угрозы теракта и экстремистского поведения.

Последовательность проведения рефлексивной игры.

1 этап игры. Участники делятся по группам. Принцип разделения на группы:

- равное количество людей в группах;

- по половой принадлежности;

- по конфессиональной принадлежности;

- по статусной принадлежности;

- по принадлежности к различным представителям общественных организаций, органов власти, студентов;

- по возрастной принадлежности - студенты и молодежь, взрослые, зрелые.

2 этап. Знакомство с ситуациями и определением экстремизма и терроризма.

Каждому индивидуально дается задание пройти тест.

3 этап. Знакомство с типами реакций. Саморефлексия. Предложить каждому отнести свой ответ к определенному типу реакции. Подсчитать, какие реакции доминируют внутри группы.

4 этап. Презентация количественного подсчета в группе по доминирующему типу реакции. Демонстрация результатов проведенного исследования во время фестиваля. Интерактивный режим проведения рефлексивной игры.

5 этап. Обсуждение в группе. Выработка единого группового решения по каждой ситуации как наиболее оптимального. Выбор представителя от группы для презентации решения.

6 этап. Презентация решения группы, обоснование своей позиции - почему это решение будет наиболее приемлемым в данной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

7 этап. Общий вывод по межгрупповой дискуссии - какой тип поведения наиболее оптимальный в сложившихся ситуациях, чтобы избежать вовлечения в экстремистскую группировку или тяжелых последствий террористического акта.

8 этап. Рекомендации МЧС и ФСБ России о том, как вести себя в ситуации угрозы теракта или экстремистских проявлений.

Таким образом, исследование методологических аспектов психологической рефлексии и реализация их в конкретной форме рефлексивной игры могут являться действенным средством для развития рефлексивности сознания как личностного, так и коллективного, а также служить инструментом развития антиэкстремистского сознания молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумо ва И. В., Кагермазова Л. Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Психология в вузе. Научно-методический журнал.- 2011. -№ 5. - С. 10-23.

2. Бабиянц К. А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Психология в вузе. Научно-методический журнал. - 2011. - № 5. - С. 23-42.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

4. Деркач А. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. - М.: РАГС, 1998. - 250 с.

5. Истомина И. П., Свешникова Е. М. Формирование рефлексивных компонентов математического мышления у младших школьников в процессе работы над сюжетными арифметическими задачами // Психология обучения.- 2007. - № 9. -С. 35-42.

6. КузьминаН. В., РеанА. А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб.: Изд-во ЛГПУ им. А. А. Герцена, 1993.

7. Лефевр В. А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. - 496 с.

8. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1966. - 509 с.

9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика Пресс, 1997. - С. 440.

10. Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / Под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. - М.: КРЕДО, 2013. - 352 с.

11. Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии. - Красноярск: Изд-во Красноярского госуниверситета им. В. П. Астафьева, 2009. - 244 с.

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, человек и мир. - СПб.: Питер Принт, 2003. - 508 с.

13. Семенов И. Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед выбором будущего. - М., 2006. - С. 61-64.

14. Семенов И. Н. Рефлексивная психология творчества: Концепции, экспериментатика, практика // Психология: журн. высш. шк. экономики. -2005. - Т. 2. - № 4. - С. 63-73.

15. Семенов И. Н., Савенкова И. А. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности // Мир психологии. - 2007. - № 2. -С. 203-217.

16. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова. -М.: Русский язык, 1987. - С. 433.

17. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. - М.: Наука, 2000. - 174 с.

18. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы // Рефлексивные процессы и управление. - 2001. - Т. 1. - № 1.

19. Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России. Информационно-справочные и методические материалы / Отв. ред. Д. В. Кротов. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. - С. 13.

20. Rodrigues T. F. Meaning in couples relationships // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7 (3). - pp. 126-135.

21. Shadrikov V. D. The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - 6 (2). - pp. 55-64.

22. Zinchenko Yu. P. Extremism from the perspective of a system approach // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7 (1). - pp. 23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.