Научная статья на тему 'Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности'

Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ELECTRONIC PRESENTATION / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / ФУНКЦИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ / PRESENTATION FUNCTIONS / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ПОСТНЕКЛАССИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / УСВОЕНИЕ / MASTERING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / POST-NONCLASSIC / ECOLOGICAL COMPATIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна, Костенко Галина Александровна

Рассматриваются педагогические достоинства средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: интерактивность, мультимедиа, моделирование, коммуникативность, новый уровень производительности. Особое внимание уделяется одному из самых распространенных средств ИКТ электронным презентациям, применяемым в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Выделены и обоснованы функции учебных электронных презентаций: ценностно-смысловая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, рефлексивно-оценочная. Ценностно-смысловая функция, проявляющаяся в гуманистических идеях курса безопасности жизнедеятельности, заложенных в презентацию, определяет эмоционально-ценностное отношение личности к безопасности и смыслы воспитательного гражданского обучения. Теоретико-мировоззренческая отражает научное содержание, с выделением главных закономерностей, системным представлением знаний в области безопасности жизнедеятельности и фиксированным выделением ключевых понятий в логике идей постнеклассичности. Характерная для безопасности жизнедеятельности интеграция содержания проявляется в генерализации знаний в процессе их системного объединения, принципе типологичности. Проблемаизация включает рассмотрение, как академических научных проблем, так и реальных жизненных ситуаций. Конструктивно-деятельностная реализуется в организации восприятия учебного материала презентации и его усвоения. Оценочно-рефлексивная контрольно-диагностическая деятельность и итоговая рефлексия процесса и результатов работы с презентацией. Раскрываются три варианта использования электронных презентаций в образовательном процессе, которые выполняют дополнительную функцию сопровождения устного изложения информации, несущую основную смысловую нагрузку, выступающую на равных условиях с устным изложением учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна, Костенко Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC PRESENTATIONS IN THE SYSTEM OF INFORMATION, COMMUNICATION AND LEARNING TECHNOLOGIES OF LIFE SAFETY

The article discusses the pedagogical advantages of information and communication technologies in the educational process: interaction, multimedia, modeling, communicativeness, a new level of performance. Special attention is paid to one of the most common IT tools electronic presentations that are used in the theory and methods of teaching life safety. The functions of the instructional presentations such as axiological, theoretical, ideological, structural-activity, reflexive-evaluative are stressed. Axiological function manifested in the humanistic ideas of the course of safety determines the emotional attitude of a personality to safety and the sense of the civil education. Theoretical-philosophical function reflects the scientific content highlighting the main patterns and the system of knowledge representation in the course of safety. The same function also gives the key concepts of the logic of the ideas of the post-nonclassical period. The integration of the content typical for the course of safety is manifested in the generalization of knowledge in the process of systematic unification. Problematics include both the academic problems and the real life situations. Constructive-activity function is implemented in the organization of perception of educational material its presentation and learning. Assessment and reflective function implies the diagnostic activities and the final reflection on the process and a feedback to the presentation. Three options for the usage of electronic presentations in the educational process are demonstrated. These options add the additional function to a verbal presentation acting on equal terms with the oral presentation of the educational material.

Текст научной работы на тему «Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности»

педагогические науки

Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна и другие

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ...

УДК 378

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Медникова Ольга Николаевна, магистрант Власова Ольга Александровна, магистрант Костенко Галина Александровна, магистрант Нижегородский Государственный педагогический университет им. К.Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматриваются педагогические достоинства средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: интерактивность, мультимедиа, моделирование, коммуникативность, новый уровень производительности. Особое внимание уделяется одному из самых распространенных средств ИКТ - электронным презентациям, применяемым в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Выделены и обоснованы функции учебных электронных презентаций: ценностно-смысловая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, рефлексивно-оценочная. Ценностно-смысловая функция, проявляющаяся в гуманистических идеях курса безопасности жизнедеятельности, заложенных в презентацию, определяет эмоционально-ценностное отношение личности к безопасности и смыслы воспитательного гражданского обучения. Теоретико-мировоззренческая - отражает научное содержание, с выделением главных закономерностей, системным представлением знаний в области безопасности жизнедеятельности и фиксированным выделением ключевых понятий в логике идей постнеклассичности. Характерная для безопасности жизнедеятельности интеграция содержания проявляется в генерализации знаний в процессе их системного объединения, принципе типологичности. Проблемаизация включает рассмотрение, как академических научных проблем, так и реальных жизненных ситуаций. Конструктивно-деятельностная - реализуется в организации восприятия учебного материала презентации и его усвоения. Оценочно-рефлексивная - контрольно-диагностическая деятельность и итоговая рефлексия процесса и результатов работы с презентацией. Раскрываются три варианта использования электронных презентаций в образовательном процессе, которые выполняют дополнительную функцию сопровождения устного изложения информации, несущую основную смысловую нагрузку, выступающую на равных условиях с устным изложением учебного материала.

Ключевые слова: средства информационно-коммуникационных технологий, электронная презентация, интерактивность, моделирование, коммуникативность, функции презентации, гуманизация, постнеклассичность, интеграция, экологизация, усвоение, рефлексия.

ELECTRONIC PRESENTATIONS IN THE SYSTEM OF INFORMATION, COMMUNICATION AND LEARNING TECHNOLOGIES OF LIFE SAFETY

© 2017

Kamerilova Galina Savelievna, doctor of pedagogical sciences, professor department of physiology and security of human life Mednikova Olga Nikolaevna, undergraduate Vlasova Olga Alexandrovna, undergraduate Kostenko Galina Alexandrovna, undergraduate Nizhny Novgorod State pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str.1, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses the pedagogical advantages of information and communication technologies in the educational process: interaction, multimedia, modeling, communicativeness, a new level of performance. Special attention is paid to one of the most common IT tools - electronic presentations that are used in the theory and methods of teaching life safety. The functions of the instructional presentations such as axiological, theoretical, ideological, structural-activity, reflexive-evaluative are stressed. Axiological function manifested in the humanistic ideas of the course of safety determines the emotional attitude of a personality to safety and the sense of the civil education. Theoretical-philosophical function reflects the scientific content highlighting the main patterns and the system of knowledge representation in the course of safety. The same function also gives the key concepts of the logic of the ideas of the post-nonclassical period. The integration of the content typical for the course of safety is manifested in the generalization of knowledge in the process of systematic unification. Problematics include both the academic problems and the real life situations. Constructive-activity function is implemented in the organization of perception of educational material its presentation and learning. Assessment and reflective function implies the diagnostic activities and the final reflection on the process and a feedback to the presentation. Three options for the usage of electronic presentations in the educational process are demonstrated. These options add the additional function to a verbal presentation acting on equal terms with the oral presentation of the educational material.

Keywords: means of information and communication technologies, electronic presentation, interactivity, simulation, communication, presentation functions, humanization, post-nonclassic, integration, ecological compatibility, mastering, reflection.

Постановка проблемы. Масштабная информатизация образования обогатила образовательный процесс системой средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые представляют собой программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам ком-

пьютерных сетей (И.Г.Захарова [1], В.М. Илькевич [2], Ю.В. Карякин [3], А В. Осин [4], И.В. Роберт [5], А.Г. Сукиязов [6]) А.В. Осин отмечает, что средства ИКТ в электронной образовательной среде обеспечивают обучающимся уникальные возможности: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности [4].

Интерактивное взаимодействие, в отличие от традиционной линейной формы (педагог-обучающийся), основано на цикле обратной связи (И.А. Колесникова), где каждое сообщение происходит, как с учетом соб-

Kamerilova Galina Savelievna, Mednikova Olga Nikolaevna, Vlasova Olga Alexandrovna and others pedagogical

ELECTRONIC PRESENTATIONS IN THE SYSTEM OF INFORMATION ... sciences

ственного мнения, так с учетом мнения собеседника [7]. Происходящий цикличный взаимообмен ценностными ориентациями и смыслами, информацией, способами деятельности организуется с учетом личностных и психолого-возрастных особенностей обучающихся, позволяет определить принципы отбора содержания образования, методы и технологии его освоения. Именно интерактивность за счет постоянной обратной связи помогает осуществлять оперативный мониторинг учеб-но-вооспитательного процесса, обнаружить проблемы и принять незамедлительные корректирующие меры. Если при линейной форме общения происходит трансляция информации, не претерпевающей изменений, то в интерактиве информационная емкость электронной образовательной среды увеличивается за счет совместного вклада участников и их интерпретационной деятельности (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий).

Средства мультимедиа предполагают использование комбинации разнообразных каналов передачи информации (от англ. multi - «много», media - «среда, способ, средство»). Создаваемое «многосредие» (звук, изображение, анимация, графика), в отличие от обычного текстового или наглядного представления учебного материала, существенно повышает уровень организации образовательного процесса и качество обучения. Мультимедиа особенно эффективно в изучении безопасности жизнедеятельности, когда существующие и потенциальные опасности и угрозы природного, техногенного, экологического и социального характера, недоступные непосредственному восприятию, демонстрируются обучающимся, создавая зримый образ и реальное представления о масштабах бедствия. Создание и применение различных форм визуализации с помощью мультимедийных средств (анимаций, аудио- и видеозаписей, слайд-шоу), а также виртуальных экскурсий, например, автономному существованию в природе, повышая мотивацию «встречи» обучающегося с информацией, по новому реализует традиционный принцип наглядности.

Коммуникативность, создающая возможность расширения рамок межличностного общения, в том числе сетевого, за счет ИКТ, когда обучающиеся вступают в диалог, независимо от места проживания и возможностей непосредственного живого взаимодействия. Это способствует формированию общего видения остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий [8]. Коллективный обмен мнениями по вопросам безопасной жизнедеятельности строится на основе культурной коммуникации, которая позволяет достичь взаимопонимания, позитивного настроя, толерантности, направленности обсуждений на устойчивое развитие [9].

Моделинг включает имитационное моделирование реальных опасных и чрезвычайных ситуаций, их поражающих факторов, причин и последствий, тренинг безопасного поведения.

Производительность в логике использования программных средств, а означает автоматизацию рутинных операций: поиск информации, доступ к базам данных, возможность быстрой перекодировки нужной информации [10].

Все эти достоинства присущи распространенным в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности учебным электронным презентациям, которые нуждаются в обосновании их функций и методики использования.

Анализ публикаций по проблеме исследования. В научно-педагогической литературе существуют различные подходы к классификациям средств информационно-коммуникационных технологий. Прежде всего выделяют аппаратные (ЭВМ, телекоммуникация, аудио-и видеосредства) и программные (источники информации, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, экспертные системы) средства. В контексте нашей работы интерес представляют программные средства ИКТ, ко-82

торые классифицируются, исходя из разных критериев: 1) по функциональному назначению (электронные учебники, автоматизированные обучающие системы, экспертные обучающие системы, программы-тренажеры, программные средства для контроля и тестирования, базы данных учебного назначения); 2) по способу представления информации (виды вербализованной формы (текст), гипертекст, мультимедиа, «виртуальная реальность»); 3) по методическому назначению (проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные, полифункциональные, способные представлять учебный материал, обеспечивать контроль и оценку уровня его усвоения, включать дополнительную справочную информацию и пр.) [2, 3, 4]. Функциональное назначение средств ИКТ дифференцируется более подробно: а) информационно-обучающие средства ИКТ, обеспечивающие информатизацию учебно-воспитательного процесса; б) интерактивные средства ИКТ, связанные с обеспечением взаимосвязи субъектов образовательной деятельности; в) поисковые средства ИКТ, включающие каталоговые и поисковые системы [1].

В теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности необходимость использования средств ИКТ подчеркивалась в работах Н.П. Абаскаловой [11], С.В. Абрамовой [12], Л.А. Михайлова [13], В.М. Губанова, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, Г.С. Камериловой, М.А. Картавых, И.В. Прохоровой [9], Е.Л. Агеевой.[14] и др. Авторы, рассматривая методические особенности использования в курсе «Безопасности жизнедеятельности» различных средств ИКТ, отмечают безусловный приоритет использования компьютерных (электронных) презентаций.

Электронная презентация рассматривается в многочисленных работах [15-22], что позволяет представить ее как особый способ предъявления учебной информации по определенной теме или проблеме, включающий систему взаимосвязанных слайдов с текстом, визуальным изображения, аудиоматериалами, видеороликами. С помощью презентации наглядно и доступно излагается необходимый учебный материал по безопасности жизнедеятельности, аргументируются основные положения и аксиомы о потенциальной опасности любого вида деятельности человека, раскрываются правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях различного типа.

Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская, раскрывая особенности презентации, указывают на возможность ее применения на различных этапах урока: для актуализации знаний (видеоряд), при объяснении нового материала, закреплении (в виде текста заданий), на уроках обобщения и систематизации знаний [23]. Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выделить различные аспекты электронной презентации при обучении безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования: обоснование функциональной значимости электронных презентаций в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности.

Результаты исследования. Прежде всего, следует отметить, что реализация общедидактического принципа единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев [17], С.Л. Рубинштейн [24]) определяет единство информационной и процессуальной функций, выполняемых презентациями.

Электронные презентации, как средство ИКТ, отражают ведущие тенденции образования в области безопасности жизнедеятельности: гуманизации, культу-рологичности, постнеклассичности научного знания, коммуникации, осуществляемой в рамках культурного диалога. В контексте общих парадигмальных направлений современной образовательной политики функции электронных презентаций выстраиваются следующим

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна и другие

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ...

1. Ценностно-смысловая функция, заключающаяся в гуманистических идеях курса, заложенных в презентацию. Безопасность жизнедеятельности направлена на защиту человека, страны, мира от растущих внешних и внутренних опасных и чрезвычайных ситуаций; формирование позитивного отношения к решению проблем безопасности, эмоционально-ценностном отношении к таким категориям, как «здоровье», «жизнь», «угроза», «культура безопасного поведения». В содержании презентации должны быть отражены смыслы воспитательного гражданского звучания в контексте социализации личности. В становлении активной гражданской позиции личности обращается внимание на мотивационно-ориентировочный, познавательный и поведенческий аспекты.

Мотивационно-ориентировочный аспект раскрывает отношение обучающегося к окружающему миру, ощущение своего единства с ним; опасным событиям, обществу, самому себе. Это отношение складывается на основе нравственных норм, нормативно-правовых требований в области соблюдения безопасности, этических установок (сострадание, сочувствие, толерантность, готовность оказания помощи пострадавшим). Познавательный аспект ориентирован на развитие базисных ценностных ориентаций в области защиты личности, общества, государства, природной среды, которые определяют смысл жизни и ценностную платформу поведения. Поведенческий аспект отражает сформиро-ванность у личности безопасного типа поведения, реальных умений соблюдать важнейшие правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Важно уяснить, что становление данного типа поведения осуществляется через усвоение личных и общественных ценностей безопасной жизнедеятельности, понимание их единства, когда их значимость подтверждается реальными жизненными ситуациями.

2.Теоретико-мировоззренческая функция, отражающая научное содержание темы или проблемы, с выделением главных теоретических представлений и закономерностей, системным представлением знаний в области безопасности жизнедеятельности и фиксированным выделением ключевых понятий, демонстрацией научных методов. Новое научное направление «безопасность жизнедеятельности» встраивается в современную научную постнеклассическую картину мира, которая, по мнению А.П. Огурцова, В.С. Степина, А.И. Субетто учитывает важность социокультурных факторов, отвечающих потребностям рассмотрения реальности в аспекте универсальных человеческих ценностей [25]. Обеспечение безопасности в идеях постнеклассичности мыслится в связке: безопасность «через защиту» - безопасность «через устойчивое развитие» [26]. Научное содержание презентации реализует идеи интеграции, проблематизации, экологизации. Интеграционные процессы обеспечивают целостное представление об изучаемом явлении за счет акцента на обобщающих идеях, генерализации знаний в процессе их системного объединения, принципе типологичности. В результате происходит расширение его эвристических возможностей: в содержании электронной презентации формируется знание первого плана - явное и знание второго плана -контекстное, не менее важное.

Проблемный уровень определяет рассмотрение в содержании презентаций проблем безопасности жизнедеятельности, развитие проблемного стиля мышления, мышления оценочного, рефлексирующего, прогностического. Согласно идеям постнеклассичности, наряду с научными академическими проблемами (мониторинг оползневой деятельности), широко используются повседневные жизненные проблемы - конкретные опасные и чрезвычайные ситуации. Ситуационные исследования (case studies) (М. Малкея, Р. Телнер, Т. Пинч) касаются отдельных событий, каждое из которых рассматривается в его цельности, уникальности, невоспроизводимости.

Экологизация связана с осознанием угроз глобального экологического кризиса, пониманием единства человека и природы, их неизбежного гармоничного коэволю-ционного развития, отказ от природопокорительского мировоззрения и принятия экологического императива на пути к устойчивому социоприродному сосуществованию [26].

3. Конструктивно-деятельностная функция реализуется в организации восприятия учебного материала презентации и его усвоения. Процессу усвоения уделяется главное внимание, и он, в представлениях С.Л. Рубинштейна, включает такие стадии, как: 1) первичное ознакомление с учебным материалом и его восприятие; 2) осмысление предложенного материала; 3) закрепление усвоенного содержания; 4) оперирование усвоенным материалом в различных ситуациях [24, 27, 28]. Огромное значение имеет «первая встреча» обучающихся с презентацией, которая охватывает, в первую очередь, эмоционально-чувственную сферу сознания личности. Поэтому на данной стадии актуализируются различные виды наглядности: предметной, изобразительной (реалистической и абстрактно-символической), словесной, которые «включают активное сознательное отношение личности к воспринимаемому» (С.Л. Рубинштейн). На стадии осмысления важную роль играет логичность изложения, позволяющая обучающимся понять сущность ключевых терминов, их взаимосвязь (чрезвычайная ситуация - виды - причины - поражающие факторы - последствия - меры предотвращения -правила безопасного поведения). Применение опорных схем, алгоритмов, наглядного показа динамики процессов, включение обучающихся в их активное обсуждение облегчает прочность запоминания. При закреплении достигается ясность понимания основного содержания, его системное представление и включение в свой субъектный опыт. Окончательное овладение материалом происходит в его применении на практике или оперирование им в различных реальных ситуациях - «жизненный контекст». При этом соблюдается принцип необходимости и достаточности, не позволяющий перегружать презентацию излишней, отвлекающей от основной цели, наглядностью, многословным текстом, сложными для восприятия графиками и таблицами.

4. Оценочно-рефлексивная функция завершает работу с презентацией и включает итоговые контрольно-диагностические задания и вопросы, письменные или устные ответы которые позволяют оценить уровень усвоения учебного материала. В ходе рефлексии в результате обмена мнениями о присвоенной информации, ее соотнесение с уже имеющимся опытом, проясняется смысл нового материала, формулируются выводы о процессе учебной деятельности и ее результатах, достижениях и проблемах. Обучающийся формирует личностное отношение и переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний, фиксирует свое продвижение вперед. Рефлексивные механизмы, действующие на уровне содержания образования и коллективных способов его усвоения, влияют на развитие всех сфер сознания личности (аффективной, когнитивной, волевой), обеспечивают успешное становление культурной личности безопасного типа поведения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Электронные презентации имеют универсальный характер и могут применяться как в процессе всего занятия, так и на его разных этапах. В зависимости от этого они будут выполнять различные главные функции и, следовательно, иметь особый вид. Так, на мотивационном этапе для формирования интереса к предстоящей деятельности, желания в ней участвовать следует использовать разнообразную видеонаглядность и мультимедиа (краткие видеофильмы по правилам безопасного поведения), увлекательно и ненавязчиво вовлекающих обучающихся в образовательный процесс. Компьютерная презентация может

Kamerilova Galina Savelievna, Mednikova Olga Nikolaevna, Vlasova Olga Alexandrovna and others ELECTRONIC PRESENTATIONS IN THE SYSTEM OF INFORMATION ...

pedagogical sciences

применяться в трех вариантах:

1. Как «проникающая» технология, которая сопровождает и визуально поддерживает лекцию, объяснение, рассказ. Выполняет дополнительную функцию наглядности к основному методу и форме обучения. Может применяться как в целом по всему курсу обучения, так и по отдельным темам, разделам для конкретных дидактических задач.

2. Как «основная» технология, определяющая приоритет самой трансляции презентации, несущей основную смысловую нагрузку. Сопроводительный текст служит для пояснения изображения при изучении нового материала, освоении новых навыков и других частных задач.

3. Как «равноправная» технология, при которой основная смысловая нагрузка занятия распределяется поровну между устным изложением материала и его презентацией, возникает паритет в распределении содержания материала.

Перспективы дальнейшего развития связываются с обоснованием ведущих принципов использования электронных презентаций в образовательном процессе, разработке методики их применения в зависимости от целевого назначения.

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. (Сер. Бакалавриат). - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

2. Илькевич В.М. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин: дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. - 120 с.

3. Карякин Ю.В. От автоматизации учебного процесса к открытому образованию // Информационные технологии в открытом образовании: материалы конференции. - М., 2001. - 342 с.

4. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. - 2003. - №2. - С. 25-29.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИОРАО, 2010. - 140 с.

6. Создание электронных каталогов и презентаций. URL:http://www.amnt.m/services/electronic/electronic-pre-sentation/ (дата обращения 13.10.2017)

7. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

8. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности в области безопасности жизнедеятельности: монография. - М.: Флинта; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 212 с.

9. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 16.

10. Ларина В. П. Информатизация образования как инновационный вектор его развития. URL: http://www. aova.ru/content/conf/infobr/infobr_st_01.pdf (дата обращения 20.10.2017)

11. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. -Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2008. - 136.с.

12. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. - 244 с. 84

13. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие // Под ред. Л.А. Михайлов., Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др. -М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 288 с.

14. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие.

- Н.Новгород: Мининский университет, 2016. - 80 с.

15. Андрюшина Т.В., Пиралова О.Ф. Учебная компьютерная презентация // Высшее образование в России . -2009. - № 10.- С. 154-156.

16. Юрина М.В., Градалева Е.А. Методические основы создания мультимедийных учебных пособий // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 67-72.

17. Вернигора А.Н. Мультимедийные презентации как средство обучения // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Серия Естественные науки. - 2011. № 25. С.706-709.

18. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

19. Леонтьев, А.И. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2005. - 352 с.

20. Сукиязов А. Г., Крамаров С. О. Принципы использования активных компьютерных технологий для предметного обучения // Компьютерные учебные программы. - 2002. № 4. С. 33-45.

21. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 22-24.

22. Коновалова Е.Ю. Методика обучения слушателей презентации различной информации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 186-189.

23. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

24. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 191 с.

25. Огурцов А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования.//Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология».

- 2006. №1(4). С.3-27

26. Введение в теорию устойчивого развития. - М.: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.

27. Миронов Д.Ф. Мультимедийная презентация и ее возможности в организации самостоятельной работы студентов / Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. - 2015. -Том 205.

- С.191-196.

28. Обжорин А.М. Анализ 15 лучших презентаций мира: критерии мастерства // Метеор-Сити: наука развития. -2016. № 4. С.16- 35.

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.