Научная статья на тему 'Инновационное обучение безопасности жизнедеятельности школьников: культурологический дискурс'

Инновационное обучение безопасности жизнедеятельности школьников: культурологический дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE LEARNING / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / CULTUROLOGICAL DISCOURSE / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / METHODICAL SYSTEM / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / PROBLEMATIZATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF LIFE SAFETY / COMMUNICATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна

Обосновывается актуальность культурологической направленности инновационного обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности, связанная с современными тенденциями модернизации отечественного образования и требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования. На основе культурологического подхода разработана инновационная методическая система обучения безопасности жизнедеятельности, включающая взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты. Целевой компонент методической системы представлен формированием культурной личности безопасного типа поведения. Раскрыта сущность культуры безопасности жизнедеятельности и выделены ее структурные компоненты: аксиологический, когнитивный, праксиологический. Выделение структурной неоднородности культуры безопасности жизнедеятельности повлияли на принципы отбора содержания образования: гуманизация, интеграция, проблематизация. Обоснованы этапы формирования культурной личности безопасного типа поведения, инновационные технологии обучения, диагностика его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Медникова Ольга Николаевна, Власова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE LEARNING OF SAFETY OF LIFETIME OF SCHOOLCHILDREN: CULTURAL DISCOURSE

The urgency of the culturological orientation of the innovative education of schoolchildren is based on the basics of life safety related to modern trends in the modernization of the national education and the requirements of the federal state educational standard of general education. On the basis of the culturological approach, an innovative methodical system for teaching life safety, including interrelated target, content, process-technological and diagnostic components, was developed. The target component of the methodical system is represented by the formation of the cultural personality of a safe type of behavior. The essence of the culture of life safety is revealed and its structural components are distinguished: axiological, cognitive, praxiological. The isolation of the structural heterogeneity of the culture of life safety influenced the principles of selection of the content of education: humanization, integration, problematization. The stages of formation of the cultural personality of a safe type of behavior, innovative technologies of training, diagnostics of its effectiveness are grounded.

Текст научной работы на тему «Инновационное обучение безопасности жизнедеятельности школьников: культурологический дискурс»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Медникова Ольга Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Власова Ольга Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация. Обосновывается актуальность культурологической направленности инновационного обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности, связанная с современными тенденциями модернизации отечественного образования и требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования. На основе культурологического подхода разработана инновационная методическая система обучения безопасности жизнедеятельности, включающая взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты. Целевой компонент методической системы представлен формированием культурной личности безопасного типа поведения. Раскрыта сущность культуры безопасности жизнедеятельности и выделены ее структурные компоненты: аксиологический, когнитивный, праксиологический. Выделение структурной неоднородности культуры безопасности жизнедеятельности повлияли на принципы отбора содержания образования: гуманизация, интеграция, проблематизация. Обоснованы этапы формирования культурной личности безопасного типа поведения, инновационные технологии обучения, диагностика его результативности.

Ключевые слова: инновационное обучение, безопасность жизнедеятельности, культурологический дискурс, методическая система, гуманизация, интеграция, проблематизация, интерактивные технологии, коммуникативность, культура безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The urgency of the culturological orientation of the innovative education of schoolchildren is based on the basics of life safety related to modern trends in the modernization of the national education and the requirements of the federal state educational standard of general education. On the basis of the culturological approach, an innovative methodical system for teaching life safety, including interrelated target, content, process-technological and diagnostic components, was developed. The target component of the methodical system is represented by the formation of the cultural personality of a safe type of behavior. The essence of the culture of life safety is revealed and its structural components are distinguished: axiological, cognitive, praxiological. The isolation of the structural heterogeneity of the culture of life safety influenced the principles of selection of the content of education: humanization, integration, problematization. The stages of formation of the cultural personality of a safe type of behavior, innovative technologies of training, diagnostics of its effectiveness are grounded.

Keywords: innovative learning, life safety, culturological discourse, methodical system, humanization, integration, problematization, interactive technologies, communicative, culture of life safety.

Введение. Инновационное обучение, обусловленное новыми социальными запросами и требованиями образовательных стандартов, предполагает личностное развитие на основе существенных изменений в системе школьного образования в области безопасности жизнедеятельности. Инновационное обучение связано с: а) целенаправленно проектируемым, осознанно организуемым процессом обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний; б) организованной социальной ситуацией развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание),так и процессом достижения готовности к участию в его осуществлении (В.Я.Ляудис).

Решение масштабных задач инновационного обучения безопасности жизнедеятельности возможно лишь при изменении взглядов обучающихся на окружающий мир и свою роль в достижении его безопасности путем формирования культурной личности безопасного типа поведения. Появление термина «культура безопасности» не случайно и связано с трагическими событиями аварии на Чернобыльской АЭС. Данное понятие введено специалистами Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAQ), которые проводили анализ и оценку причин и последствий известной катастрофы [2].

Каждый этап общественного развития характеризуется определенными доминирующими тенденциями в культуре, ее ценностями и установками (Н.М. Мамедов). Современный этап перехода к постиндустриальному обществу отличается беспрецедентным ростом опасностей и угроз природного, социального, техногенного характера, кризисными явлениями во взаимоотношениях человека и природы [1, 3, 6, 13]. Формирующаяся в этих условиях культура безопасности - это способ и результат адаптации и организации безопасной жизнедеятельности людей. Она проявляется в сохранении исторических традиций, духовной и интеллектуальной сферах жизни, мировоззрении и способе мышления [7, 9, 11]. Если, по Э.С. Маркаряну, общая культура человека - это социально-детерминированный способ жизнедеятельности [17], то современная культура в качестве составляющего компонента обязательно включает культуру безопасности жизнедеятельности [4, 5].

В психолого-педагогической науке культурологический подход определяется как важная методологическая основа современного образования, где культура рассматривается, с одной стороны, как социальный феномен-культура эпохи, с другой, как личностное качество - культура человека [16, 18, 19]. Культурологичность как ведущая методологическая основа образования, ориентирована на человека, поскольку «культурные смыслы образования - это и есть человеческие смыслы» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич).

Основные научно - теоретические положения культуры безопасности разработаны в исследованиях Л.Н. Гориной, В.А. Евтеева, Т.А. Ивановой, Л.А. Михайлова, С.В. Петрова, Ю.Л. Воробьева, В.В. Гафнера и др.

Обобщение подходов к определению сущности культуры безопасной жизнедеятельности позволяет установить ее системную целостность, многоуровневость и многокомпонентность. Под культурой безопасности жизнедеятельности обычно понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности [2, 19, 20].

Культура безопасности жизнедеятельности проявляется в различных прошедших проверку временем формах и моделях безопасной жизнедеятельности, способах воспитания у подрастающего поколения правил безопасного поведения. Следовательно, культура безопасности жизнедеятельности характеризует уровень развития человека или общества по отношению к обеспечению безопасной жизни и активной деятельностью по снижению уровня опасности. Проведенный анализ сущности культуры безопасности жизнедеятельности отражается в разработке ее концепций: личностной (культура отдельного человека, развивающегося в контексте культуры безопасности и сам творящий ее ценности и смыслы), социальной (культура безопасности жизнедеятельности общества определенной исторической эпохи), аксиологической (ценностные смыслы, нормы и правила безопасного поведения), познавательной (базис знаний в области безопасности жизнедеятельности и стилевые установки мышления), деятельностной (безопасная жизнедеятельность и поведение), коммуникативной (диалоговой режим взаимоотношений), рефлексивной (осмысление оснований, принципов, результатов безопасной жизнедеятельности).

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности исходного уровня целесообразно рассматривать личность.

Цель исследования состояла в осмыслении и разработке культурологических оснований инновационного обучения безопасности жизнедеятельности школьников, раскрываемых в специфике его методической системы.

Результаты исследования. Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально -нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, нашло отражение во ФГОС ООО. Это обеспечило легитимность разработки культурологической модели методической системы образования в области безопасности жизнедеятельности, объединяющей целевой, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты.

Главным функциональным фактором организации всего учебно-воспитательного процесса по инновационному обучению безопасности жизнедеятельности выдвигается генеральная цель: формирование культурной личности безопасного типа поведения. Именно главная цель, как прообраз будущего, задает основные ориентиры и требования к отбору содержания образования, этапам и способам его усвоения. Не случайно в научной литературе подчеркивается путеводное значение образовательной цели. Исключительное значение цели состоит и в том, что она выступает систематизирующим фактором в деятельности субъектов образования при условии, если имеет для них обоих ценностный смысл (цель-ценность). В целеполагании важны как социальные, так и личностнозначимые аспекты, культурологическая направленность обеспечивает их интеграцию (Е.В. Бондаревская). Выстроенные в контексте культурологического подхода цели основаны на взаимодействии и согласовании личностных, социальных и общественных целей формирования культурного человека безопасного типа поведения, готового и способного к безопасной самореализации в будущей жизни.

Целевые ориентиры реализуются на основе специально сконструированного содержания образования, исходя из структуры культуры безопасности [10, 12]. Культура безопасности жизнедеятельности касается всех сфер материальной и духовной жизни общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают защиту человека, общества, государства, природы от внутренних и внешних угроз. В рамках данного представления специалисты предполагают наличие у человека определенной системы знаний в области безопасности жизнедеятельности, убеждений, готовности к деятельности по обеспечению безопасности, а также практических действий, согласующихся с требованиями безопасного типа поведения. Среди требований действующего образовательного стандарта:

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

-овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни.

Содержательный аспект культуры безопасности жизнедеятельности представлен системой взаимосвязанных компонентов: аксиологический (ценности жизни и здоровья, безопасной среды жизни и деятельности), когнитивный (знания в сфере безопасности), нормативный (законодательные нормы), творческо-деятельностный (опыт безопасной деятельности), поведенческий (правила безопасного поведения).

Логика культурологичности позволяет рассматривать содержание по основам безопасности жизнедеятельности и способы его усвоения в традициях гуманистической педагогики, идей интеграции и проблематизации [15]. Гуманистические идеи проявляются в личностном, деятельностном и диалогическом подходах (В.А. Сластенин), где культура личности обучающегося рассматривается и как цель, и как результат обучения. Ее развитие детерминировано разнообразной учебной деятельностью обучающегося, а также межсубъектным взаимодействием на основе диалоговой коммуникации. Образовательный процесс, как правило, строится вокруг обсуждения актуальных проблем безопасности жизнедеятельности, поэтому востребованным является технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов), а также другие технологии, базирующиеся на решении проблем (case study, проектная, игровая и др.). В проблемном обучении акцент делается не на привычном усвоении знаний, умений и навыков, а на развитии творческой самостоятельности обучающихся в процессе решения проблемных задач.

Интегративность содержания выражается в разнообразных межпредметных связях. Выделяются три типа межпредметных связей: 1) содержательно-информационные (состав научных знаний, ценностей); 2) операционно-деятельностные (способы деятельности); 3) организационно-методические (методы обучения, организационные формы, технологии) [20]. Содержательно-информационные связи различаются

по: а) составу научных знаний (теоретические, эмпирические); б) по знаниям о процессе познания (логические, философские); в) по знаниям о ценностных ориентациях (этические, правовые). Операционно-деятельностные связи: а) по способам практической деятельности (оказание первой помощи); б) по способам учебно-познавательной деятельности (целеполагание, планирование, рефлексия); в) по способам ценностно-ориентационной деятельности (оценочная, коммуникативная). Важно также выделение морфоструктурной (идеи, теории, понятия) и функциональной (проблемы безопасности, способы безопасной деятельности) видов интеграции, определяющих стилевые установки мыщления [3].

Образовательный процесс формирования культурной личности безопасного типа поведения осуществляется в три последовательных этапа: мотивационно-целевой, информационно-познавательный, творческо-деятельностный.

На мотивационно-целевом этапе приоритет отдается аксиологическому аспекту культурологического содержания, когда создается целостное представление о единстве мира, неразрывной связи человека с миром природы и общества, ценности безопасности ,устойчивом социоприродном развитии, существующих опасностях и угрозах, необходимости владения способами защиты. Эмоционально-образные методы обеспечивает чувственное восприятие материала, понимание учащимися роли курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в становлении культурной личности безопасного типа поведения, уважение к нормативным требованиям безопасности, желание изучать материал. Формируемая мотивация «сдвигается» на цель, обретая смысл и побудительную силу (А.Н. Леонтьев).

На информационно-познавательном этапе смысловая доминанта касается когнитивного аспекта культурологического содержания, где предусматривается формирование и осмысление системы знаний в области опасных и чрезвычайных ситуаций, первой помощи, основ военной службы. Особенностью знаниевого компонента содержания курса является объемная интегрированная системы знаний в области безопасности жизнедеятельности. Наряду с теоретическими (учение о безопасности жизнедеятельности, аксиома о потенциальной опасности любого вида человеческой деятельности, концепция риска, концепция Устойчивого развития), выделяется мощный пласт практических знаний, представляющих собой жизненно важный аспект культуры безопасности. Это знания способов защиты от опасностей и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического, социального характера; правил безопасного поведения в штатных и внештатных ситуациях, способов оказания первой помощи пострадавшим. Помимо важных информационных знаний, большую роль приобретают оценочные знания, связанные с одной из главных задач курса-идентификацией опасных ситуаций, включающих оценку масштаба их распространения, наносимого ущерба, риска. Среди формируемых выделяются также прогностические знания, предполагающие составление прогнозов развития негативных событий с целью обеспечения защиты от них. Система знаний в области безопасности жизнедеятельности включает дисциплинарно-организованный (понятия, закономерности) и проблемный уровни. Исследование проблем безопасности требует обращения к широким культурологическим основаниям взаимодействия человека и окружающего его мира, где в качестве «ядер интеграции» выступают проблемы безопасности разного уровня и характера: научные академические и ситуационные (case studies) (М.Малкея, Р.Телнер, Т.Пинч), связанные с реальными и важными отдельными событиями. Исходя из современных научных трактовок, каждое событие обладает научной ценностью, где объединяются идеи предшествующей науки и культурные ценности современности, в то время, как в представлениях классической науки, старые идеи сменяются новыми.

На творческо-деятельностном этапе основное внимание уделяется праксиологическому аспекту культурологического содержания, освоению методов и способов безопасной жизнедеятельности и поведения, как в штатных, так и во внештатных ситуациях. Усвоенные знания и логика раскрытия проблем безопасности рассматриваются в новых нестандартных условиях применения накопленного опыта. Обучающиеся с помощью характерных для современной педагогической культуры диалогических методов, технологий взаимного толерантного общения включаются в разнообразную деятельность интеллектуального и практического характера [14].

В формировании культурной личности безопасного типа поведения огромное значение имеет активность обучающегося, его желание и умение сотрудничать в процессе межсубъектного взаимодействия на принципах диалога. При этом актуализируются интерактивные методы обучения, используемые современными инновационными технологиями. Обучение во взаимодействии позволяет достичь гораздо больших успехов; в ходе разнообразной коммуникативной деятельности происходит активный обмен чувствами, знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на формирование личной позиции обучающегося, умении ее аргументировать. Широко используемый интерактивный режим модерации развивает способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов безопасности посредством единства индивидуально-личностной и групповой деятельности.

Диагностика результатов оценивалась по критериям сформированности культурной личности безопасного типа поведения [8, 12].

Выводы. Разработка культурологических оснований инновационного обучения безопасности жизнедеятельности школьников, представляет собой актуальную проблему системного и междисциплинарного характера, направленную на решение одной из ключевых задач современного образования. Выстроенная и обоснованная в культурологической логике методическая система ориентирована на формирование культурной личности безопасного типа поведения, что нашло отражение в отборе содержания и его структурировании, исходя из состава культуры безопасности жизнедеятельности. Усилены взаимосвязанные аксиологические, когнитивные, праксиологические аспекты содержания; сделан акцент на гуманистических, интегративных и проблемных тенденциях. Культурологические идеи легли в основу проектирования процессуально-технологического и диагностического компонентов, раскрывающих последовательный характер формирования культурной личности безопасного типа поведения и уровни ее становления.

Литература:

1. Абрамова С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно- Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.

2. Айзман Р. И.Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

3. Байбородова Л.В., Индюков И.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. - М.: Гуманит.изд.центр: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

4. Бекмурадов М.Р. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у школьников как приоритетная задача государства - режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/275/1635 (дата обращения 23.02.2018).

5. Воробьев Ю.Л. Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России /Право и безопасность, 2006, №3-4(20-21), режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_19_25.htm (дата обращения 03.03.2018).

6. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учеб пособ. \ В.В.Гафнер, С.В.Петров, Л.И.Забара. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.

7. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изоморфизма и гомоморфизма. Автореф. дис. д-ра н. - Тольятти, 2002. - 42 с.

8. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности: дефиниция и уровни формирования // Материалы XVI Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: «Технологии обеспечения комплексной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - проблемы, перспективы, инновации» г. Москва, ВВЦ, павильон №75, 17-19 мая 2011 режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2006-12/Durnev.pdf (дата обращения 05.12.2017).

9. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования: авто- реф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.

10. Есипова А. А., Ребко Э. М. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 36-38. - режим доступа: https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 14.03.2018).

11. Иванова Т. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Владикавказ, 2008. - 21 с.

12. Камерилова Г.С., Медникова О.Н. Развитие экологической культуры учащихся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла // Современные проблемы науки и образования. - 2015.-№3.-С.346 -режим доступа: www.science-education.ru/123-19308 (дата обращения: 26.10.2017).

13. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. - №1. - С. 26-34.

14. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. - 86 с.

15. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / (Г.С. Камерилова и др.). Н. Новгород: Мининский университет, 2016. - 228 с.

16. Концепция безопасности образовательного пространства. Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php. (дата обращения 12.12.2017)

17. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

18. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся в современной школе // Окружающая среда, безопасность и здоровье человека: Сборник научных трудов/Под общей ред. С.В.Алексеева.- СПб.:СПбАППО,2008, - с. 121-127.

19. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2002, - 127 с.

20.Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие / Л.А.Михайлов, Э.М.Киселева, О.Н.Русак и др; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород); преподаватель Степанова Светлана Юрьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ИХ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием и развитием Единого портала государственных услуг: нормативно-правовые основы, история создания, структура портала; акцентировано внимание на необходимости популяризации предоставления государственных услуг в электронной форме в образовательных организациях.

Ключевые слова: единый портал государственных услуг, электронное правительство, электронная услуга, популяризация предоставления государственных услуг в электронной форме.

Аииогагюи. The article considers the issues associated with creation and development of the Unified portal of state services: legal and regulatory framework, the history of creation, the structure of the portal; It focused on the necessity of popularization of state services in electronic form in the educational institutions.

Keywords: The Unified portal of the state services, e-government, e-service, popularization of public services in electronic form.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий, становление информационного общества повлияли на развитие государства. В последнее десятилетие под воздействием информационно-коммуникационных технологий происходит модернизация социальных отношений. Во многих странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.