Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CIVIC IDENTITY / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / SYSTEM / FORMS OF OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Воронина Ирина Александровна, Аракелян Артем Артурович

В статье рассмотрена система развития у обучающихся гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности. Система представляет собой взаимосвязанное сочетание целевого, содержательного, процессуального, диагностического компонента. В статье раскрыто содержание каждого компонента системы, особое внимание обращено на формы и технологии развития гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF STUDENTS UNDER EXTERNAL ACTIVITY

The article discusses the system of development of civic identity among students in conditions of extra-standard activity. The system is an interconnected combination of target, meaningful, procedural, diagnostic component. The article discloses the content of each component of the system, pays special attention to the forms and technologies of development of civil identity in conditions of extra-day activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК: 372.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Воронина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Аракелян Артем Артурович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена система развития у обучающихся гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности. Система представляет собой взаимосвязанное сочетание целевого, содержательного, процессуального, диагностического компонента. В статье раскрыто содержание каждого компонента системы, особое внимание обращено на формы и технологии развития гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, внеурочная деятельность, система, формы внеурочной деятельности, педагогические технологии.

Annotation. The article discusses the system of development of civic identity among students in conditions of extra-standard activity. The system is an interconnected combination of target, meaningful, procedural, diagnostic component. The article discloses the content of each component of the system, pays special attention to the forms and technologies of development of civil identity in conditions of extra-day activity.

Keywords: Civic identity, out-of-school activities, system, forms of out-of-school activities, pedagogical technologies.

Введение. Современная политическая и социально-экономическая ситуация в мире отличается серьезной напряженностью во взаимоотношениях между отдельными странами и целыми государственными альянсами. Российская Федерация находится под многочисленными санкциями и жесточайшим прессингом со стороны ведущих стран и международных организаций. В этих условиях происходят коренные позитивные изменения в самосознании граждан нашей страны, связанные с успехами и укреплением позиций России на мировой политической арене в первые два десятилетия XXI века. Значительная часть взрослого населения нашей страны отмечает, что они ощущают собственную принадлежность к российскому обществу и гордятся тем, что они являются гражданами своей страны, выражая тем самым личностную позицию в отношении своей гражданской идентичности. При этом подчеркнем, что гражданская идентичность, как социально-педагогическая категория, имеет ярко выраженный мировоззренческий характер и формируется в течение длительного времени. Именно период обучения в общеобразовательной школе является стартовым и вносит весомый вклад в развитие гражданской идентичности обучающихся. Данное положение получило легитимность в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования.

Изложение основного материала статьи. Решение проблемы формирования у обучающихся гражданской идентичности потребовало обращение к рассмотрению глубинной сущности данного педагогического феномена. С семантических позиций идентичность предусматривает отождествление человека как самого себя и определение принадлежности себя различным национальным, языковым, экономическим, социальным, профессиональным, политическим, религиозным, расовым группам или сообществам. С позиций основоположника теории идентичности Э. Эриксона идентичность предусматривает установление и осознанный выбор человеком своей принадлежности к группе или общности [11].

Проблематика гражданской идентичности нашла отражение в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. При этом ряд исследователей обращают внимание на интегрированный, междисциплинарный характер данного научного феномена, рассматриваемого в рамках философии, психологии, социологии, политологии, педагогики. В философских исследованиях З. Бауманом, У. Беком, А. Гидденсом, Э. Смитом гражданская идентичность рассматривается с постклассических позиций, отмечая ее конструктивистский характер. Б. Андерсон, Э. Гелленер, А. Смит гражданскую идентичность отождествляют с национальной (государственной) идентичностью, что характерно для идеологий, господствующих в мононациональных странах. С социально-психологических позиций феномен гражданской идентичности нашел отражение в работах Ч. Кули, Дж. Г. Мида, З. Фрейда, Э. Фромма, К-Г. Юнга.

В отечественных исследованиях проблема развития гражданской идентичности нашла развитие в работах С.А. Арутюнова, Т.В. Водолажской, А.Я. Данилюка, А.Г. Здравомыслова, Н.Л. Ивановой, Б.Г. Капустина, А.М. Кондакова, Н.Е. Покровского, В.А. Тишкова, М.А. Юшина, В.А. Ядова и других.

Так Б.Г. Капустиным, Н.Е. Покровским, В.А. Ядовым гражданская идентичность рассматривается как современный способ организации общества в период его перехода от традиционного уклада к позднему модерну с учетом тенденций глобализации [13]. При этом С.А. Арутюнов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Тишков подчеркивают противоречивость влияния глобализации на процесс развития гражданской идентичности, обращая внимание на несовместимость этих двух феноменов, их во многом антагонистичность [9]. В своих исследованиях Т.В. Водолажская определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [1].

Раскрывая смысл гражданской идентичности, М.А. Юшин подчеркивает ее соответствие гражданскому состоянию, что предусматривает выполнение человеком гражданских обязанностей и гарантирует ему

пользование правами, активное участие в жизни общества и российского государства [12]. В своих исследованиях Р.Ю. Шикова демонстрирует ярко выраженный социальный характер гражданской идентичности, подразумевая под ней самоотождествление человека с социальной группой на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [10].

Наиболее полным нам видится представление о гражданской идентичности, составленное Д.В. Григорьевым, который характеризует ее как свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [2].

С психолого-педагогических позиций понятие гражданской идентичности наиболее полно рассмотрено в работах идеологов Федеральных государственных стандартов для общеобразовательных школ и теории развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова. Не случайно с нормативных документах в перечне образовательных результатов, которые должны быть достигнуты выпускниками общеобразовательных школ, значительное внимание уделено развитию у них гражданской идентичности, понимаемой как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл [6].

Анализ школьных образовательных стандартов второго поколения в отношении необходимости развития у обучающихся гражданской идентичности показал, что рассматриваемому вопросу в обозначенных нормативных документах уделяется значительное внимание. Понятие гражданской идентичности систематически проявляется в личностных и предметных образовательных результатах, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ, как на ступенях общего, так и среднего образования. Наибольшим потенциалом для развития гражданской идентичности обучающихся обладает содержание следующих предметных областей и учебных дисциплин: «Литература», «Общественно-научные предметы» («История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»), «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Для реализации образовательного процесса по обозначенным предметным областям и учебным дисциплинам разработано научно-методическое обеспечение, позволяющее педагогам применить методики развития гражданской идентичности обучающихся на уроках. В контексте настоящей работы предложена система развития у обучающихся гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности.

Являясь обязательной, внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития у обучающихся гражданской идентичности за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которых происходит деятельность. Разработанная система развития гражданской идентичности обучающихся в условиях внеурочной деятельности конструировалась на основе психолого-педагогической интерпретации системного подхода (Е.С. Безрукова, Н.В. Кузьмина) и представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов. Раскроем суть каждого из компонентов обозначенной системы.

Целевой компонент системы ориентирует ее на развитие у обучающихся гражданской идентичности, сущностные характеристики которой рассмотрены нами выше по тексту. Однако, считаем необходимым остановиться при определении целевых ориентиров структуры гражданской идентичности (А.Я. Данилюк, Л.М. Дробижева, А.М. Кондаков и другие), включающей когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и поведенческий элементы.

Когнитивный элемент предусматривает знания обучающихся о национальных символах, правах и обязанностях гражданина своей страны, историко-географических аспектов развития гражданского общества. Ценностно-смысловой элемент подразумевает позитивное / негативное / амбивалентное отношение обучающегося к имеющемуся у него российскому гражданству. Эмоциональный элемент предполагает принятие / непринятие российского гражданства. Поведенческий элемент ориентирует обучающихся на активное участие в общественной жизни, реализацию собственной гражданской позиции в непосредственных поступках в реальных жизненных условиях.

Содержательный компонент системы развития у обучающихся гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности конструировался исходя из нормативно-определенных ее направлений: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального и общекультурного.

Процессуальный компонент имеет принципиальное значение и обладает существенным разнообразием. Подразумевает применение различных форм, методов, средств, технологий, ориентированных на развитие у обучающихся гражданской идентичности, сопряженных с ее элементами и вышеперечисленными направлениями внеурочной деятельности. В наиболее общем виде взаимосвязь направлений, форм и технологий внеурочной деятельности при развитии у обучающихся гражданской идентичности представлен в таблице 1.

Таблица 1

Направления, формы и технологии развития гражданской идентичности обучающихся в условиях

внеурочной деятельности

Направления / формы внеурочной деятельности Массовые формы и технологии внеурочной деятельности Групповые формы и технологии внеурочной деятельности Индивидуальные формы и технологии внеурочной деятельности

1. Спортивно- оздоровительное направление Всероссийский конкурс «Зарница», волонтерство Военно- патриотические клубы Поисковые и научные исследования

2. Духовно-нравственное направление Участие во Всероссийских акциях, общественно-полезные практики волонтерство Проблемно-ценностное общение -диспуты, дебаты, круглые столы, тематические вечера, групповое общение в социальных сетях (в том числе дискуссионные площадки); творческие объединения -дискуссионные клубы; школьные научные общества экскурсии

3. Социальное направление Общественно-полезные практики, волонтерство, краудсорсинг Социальное проектирование

4. Общеинтеллектуальное Олимпиады, викторины, конференции Проблемно-ценностное общение-диспуты, дебаты, круглые столы, тематические вечера групповое общение в социальных сетях(в том числе дискуссионные площадки)

5. Общекультурное направление Конференции, конкурсы, викторины Экскурсии, проблемно-ценностное общение -диспуты, дебаты, круглые столы, тематические вечера групповое общение в социальных сетях (в том числе дискуссионные площадки)

Подчеркнем, что представленная дифференциация направлений, форм и технологий внеурочной деятельности, направленных на развитие у обучающихся гражданской идентичности достаточно условна. В реальной образовательной практике довольно проблематично рассматривать какое-либо конкретное мероприятие, проводимое с обучающимися в рамках только одного направления внеурочной деятельности. Гораздо объективнее говорить о комплексном характере внеурочной деятельности с определенной доминантой.

Так, среди массовых форм организации внеурочной деятельности, ориентированных на развитие у обучающихся гражданской идентичности, следует выделить участие школьников во Всероссийском конкурсе «Зарница», массовых акциях «Бессмертный полк», «Вахта памяти»; в реализации гражданских инициатив, в том числе с использованием электронных ресурсов, интернет - платформ государственный электронный портал «Российская общественная инициатива».

В последние годы активно набирает силу волонтерское движение, в котором могут принимать участие и обучающиеся, для которых в их образовательных организациях проводятся «Школы волонтеров».

Не теряют актуальности общественно-полезные практики в виде благотворительных акций «Рука помощи», «Ветеранам наша забота!»; трудовых десантов - «Марш парков», очистка русел малых рек, озеленение населенных пунктов.

Традиционно обучающиеся имеют возможность принимать участие в проводимых регулярно на всероссийском, региональном, муниципальном, школьном уровнях в конференциях, олимпиадах и конкурсах гражданско-патриотического содержания.

Существенное значение для развития гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы имеют групповые формы и технологии внеурочной деятельности. Большое внимание в данном случае

уделяется проблемно-ценностному общению в виде круглых столов, дебатов, диспутов, тематических вечеров, в том числе и с использованием социальных сетей Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир и других; социальное проектирование. В качестве примеров приведем организацию круглого стола «Мои гражданские права и обязанности», дебаты по теме «Контрактная Российская армия: преимущества и недостатки», диспут «Современные гражданские инициативы», гражданских уроков, проводимых депутатами Областного Законодательного Собрания. В качестве социального проекта, имеющего ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность, следует отметить реализованную инициативу «Парта героя». Обучающимися была собрана и оформлена информация о Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Минееве, жителе довоенного города Горького, чье имя носит соседняя со школой улица современного Нижнего Новгорода.

Обратим внимание на индивидуальные формы и технологии внеурочной деятельности, направленные на развитие у обучающихся гражданской идентичности. Подчеркнем, что ни одна технология и форма массовой и групповой деятельности не обходится без индивидуальной работы, подразумевающей проведение научно-исследовательского поиска. Примерами индивидуальной деятельности являются подготовка таких работ как: «Война в истории моей семьи», «Герои Отечества в моем городе (районе)», «Их именами названы улицы нашего города» и другие.

Весь перечисленный комплекс форм и технологий внеурочной деятельности способствует развитию у обучающихся гражданской идентичности, на оценку уровня которой ориентирован диагностический компонент разработанной системы. Нами определены и охарактеризованы три уровня развития у обучающихся гражданской идентичности: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень развития гражданской идентичности характеризуется приобретением обучающимися социальных знаний с акцентом на нормы, действующие в российском обществе, об его структуре, социально одобряемых / неодобряемых формах поведения; пониманием социальной реальности повседневной жизни.

Средний уровень развития гражданской идентичности подразумевает получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым социальным ценностям, формирование ценностного отношения к существующей российской и общемировой реальности в целом.

Высокий уровень предусматривает получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия, готовности к поступкам, попадающим под категорию общественно одобряемых.

Выводы. Реализация в течение значительного периода времени разработанной системы развития в обучающихся гражданской идентичности в условиях внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Нижнего Новгорода и полученные положительные результаты позволяют говорить о целесообразности выбранных педагогических оснований.

Литература:

1. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

3. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданская, этническая и религиозные идентичности в современной России. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. С. 10-30.

4. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С 112-116.

5. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-93.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 151 с.

7. Картавых М.А., Камерилова И.А., Воронина И.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 111-114.

8. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 15.

9. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

10. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 111-116.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Изд. гр. «Прогресс», 1996. 436 с.

12. Юшин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: Автореф. дисс. кандидата политических наук. Тула, 2007. 24 с.

13. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ - М., 2003. С. 597.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.