определенная ситуация, опорные слова, выражения, конструкции. Можно предложить начало диалога, середину его, концовку. Эта работа закрепляет навыки ведения диалога, активизирует изучаемые синтаксические конструкции.
При обучении диалогической речи по специальности можно предложить курсантам составлять диалог парами. Данная работа обеспечивает высокий уровень активного говорения. Каждый в паре слушает и говорит. Недостаток работы — невозможность исправления преподавателем ошибок учащихся в процессе составления диалога. Но, как показывает практика, при составлении диалогов преподаватель не всегда исправляет ошибки говорящих во время работы, а проводит анализ типичных ошибок в конце занятия.
К эффективным видам работы по развитию диалогической речи можно отнести составление диалогов по схеме и таблице [1, с. 64].
Одним из важнейших видов работы по развитию диалогической речи является составление диалога на основе словесного описания ситуации. Так, например, курсантам предлагается составить диалог по следующей ситуации: Ваш товарищ учится на техническом факультете. Он готовится к экзамену по радиоэлектронному оборудованию. Вы спрашиваете его о задачах авиационной радиосвязи, он вам отвечает.
Заключительный этап работы — проведение беседы по теме. Беседа - сложная для иностранных курсантов форма общения. Она должна стать итогом всей работы, показать степень усвоения изученного языкового материала и навыков ведения диалога. Для проведения беседы необходима соответствующая подготовительная работа.
До занятий преподаватель продумывает план беседы, затем определяет синтаксическую структуру вопросов, на основе которых будет проводиться беседа, и намечает реплики, которые должны быть употреблены. Учащиеся повторяют на самоподготовке выученные ранее диалоги, прочитывают заново текст, на основе которого изучалась тема, подготавливают сообщения по теме.
Проведение беседы начинается с сообщения курсанта (в группах с недостаточной подготовкой это может сделать преподаватель). После сообщения курсанту задаются вопросы. При этом вопросы формулируются так, чтобы они стимулировали ответы, подготавливали к дальнейшему расспросу по теме, уточнению, конкретизации. Ответы разговаривающих должны быть развернутыми, не сводиться к словам «да», «нет». Учащиеся в процессе беседы дополняют ответы говорящих, подтверждают или опровергают их, высказывают сомнение по поводу выступления, уточняют отдельные утверждения. В случае незнания курсантом какой-либо грамматической формы возможна подсказка преподавателя.
Выводы. Следует заметить, что проведение беседы на тему по специальности намного сложнее беседы на бытовую тему. Вначале иностранные учащиеся даже на родном языке с большим трудом говорят на специальные темы, поэтому преподаватель должен хорошо знать предмет беседы, чтобы на всем протяжении её побуждать курсантов задавать вопросы, дополнять, уточнять высказывания, включаться в диалог.
Курсантам, слабо владеющим языковым материалом, ограничивающимся репликами «да», «нет», преподаватель задает вопросы: Почему вы так думаете?, Разве это так?, просит их обосновать высказанное. В конце беседы преподаватель комментирует выступления курсантов, делает обобщение по всему занятию.
В заключение следует отметить, что работа по обучению диалогической речи на основе текстов по специальности сопряжена, особенно на первых порах, со значительными трудностями, однако она вызывает у иностранных учащихся большой интерес, желание говорить на русском языке, пользуясь им как средством коммуникации в сфере своей специальности. Систематическая работа по обучению говорению на специальные темы способствует овладению основами научной речи и, в то же время, дальнейшему развитию и совершенствованию навыков ведения диалогов.
Литература:
1. Безносенко Л. Н. О некоторых видах работ по развитию устной речи на продвинутом этапе // Русский язык за рубежом. №4/1972 - С. 64-65.
2. Орловская Т. И. Распространение диалога // Иностранные языки в школе, № 5/1965 - С. 47-49.
3. Поспелов Н.Г. Тезисы докладов Межвузовской конференции по стилистике художественной литературы [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 110 с.
Педагогика
УДК: 371
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Воронина Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Национальное и культурно - этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию сообщества. В статье раскрываются подходы к определению понятия «гражданская идентичность» и его роли в достижении содружества наций. Указывается на сложный состав определения «гражданская идентичность» и определяеются его основные аспекты: эмоционально-чувственный, когнитивный, ценностно- ориентировочный, деятельностный. Указывается на возможность формирования гражданской идентичности в обучении безопасности жизнедеятельности. В разработанной методической системе формирования гражданской идентичности обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» определены ведущие методологические основания, соответствующие современным представлениям о развитии общеобразовательной школы, выделены и обоснованы базовые компоненты
системы. Показан процесс формирования гражданской идентичности обучающихся по мере последовательного прохождения этапов от образно-ассоциативного к логически-смысловому и от него к творческо-практическому. Выделенные личностные позиции обучающихся наглядно свидетельствуют об эффективности разработанной методики.
Ключевые слова: гражданская идентичность, безопасность жизнедеятельности, методическкая система, личностная ориентация обучения, коммуникативность.
Annоtation. National and culturally - the ethnic originality of the country sets for education a formation task at younger generation of the civil identity contributing to sustainable development of community. In article approaches to definition of the concept "civil identity" and its role of achievement of the British Commonwealth of Nations reveal. "the civil identity" is indicated complex structure of definition and its main aspects opredelyaetsya: emotional and sensual, cognitive, valuable approximate, activity. It is specified a possibility of formation of civil identity in training of health and safety. In the developed methodical system of formation of civil identity of students in the school course "Basics of life safety" the leading methodological bases meeting modern expectations of development of comprehensive school are defined, basic components of a system are allocated and proved. Process of formation of civil identity of the stages studying in process of consecutive passing from about figurative and associative to logical semantic and from not GOK creative practically is shown. The allocated personal positions of students show efficiency of the developed technique clearly.
Keywords: civil identity, health and safety, methodical system, personal orientation of training, communicativeness.
Введение. В условиях формирования поликультурного многонационального и многоконфессиального пространства России жизненно важной для единства страны становится решение проблемы межкультурного диалога, как важного фактора стабильности. Не случайно, поэтому в стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ставится задача укрепления гражданского самосознания россиян и духовной общности всего многонационального народа [8]. Проблема гражданской идентичности, связанная с достижением национального согласия и выдвигаемая в качестве приоритетного направления государственной политики, включена в содержание общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах при формировании личностных универсальных учебных действий отмечается, что в ситуации ценностно-нормативной неопределенности, актуализируется новая стратегия воспитания, состоящая в социальном конструировании гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности (А.Г. Асмолов).
Проведенный анализ выделения сущности и роли понятия «гражданская идентичность» (Е.М. Арутюнова, А.Г. Асмолов, Т.В. Большаков, Т.В. Водолажская, Д. В. Григорьев, О.И. Зазнаев, И.В. Кожанов, С.В. Рыжова, А.Г. Санина, Р.Ю. Шикова, М. А. Юшин) показал признание неоспоримого факта ее важности, вступающей в противоречие с недостаточной разработанностью целостной методики формирования у обучающихся осознания своего гражданского состояния [1, 2, 3, 7]. Признавая роль гражданской идентичности, авторы, сходясь в главном, отличаются контекстной трактовкой ее содержания. Гражданская идентичность рассматривается как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т.В. Водолажская), как оценка своего гражданского состояния, готовности и выполнять сопряжённые с этим обстоятельством обязанности, принимать активное участие в жизни государства (М.А. Юшин), как структурный компонент социальной идентичности, как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровня.
По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность означает свободное отождествление человека с народом, его включённость в социально-культурную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому, осознание себя россиянином [4]. Авторитетный специалист в области воспитания А.Г. Асмолов рассматривает гражданскую идентичность как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе [9]. Представляется интересным факт консолидации вокруг интересов страны в понятии гражданской идентичности (А.Г. Санин), что является условием единства общества. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в педагогических исследованиях в случае гражданской идентичности имеется в виду добровольное осознание личностью принадлежности к тому или иному сообществу государства, которое обладает личностным смыслом и делает личность коллективным субъектом. Обучающийся, признавая себя членом общества, готов и способен выполнять гражданские обязанности. Гражданская идентичность - категория динамическая, способна развиваться под воздействием смыслообразующих факторов образовательной среды. Следует подчеркнуть, что благодаря своему интегрированному содержанию и нацеленностью на развитие культурной личности безопасного типа поведения, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», может внести неоценимый вклад в становление гражданской идентичности обучающихся [5]. Цель нашей работы состояла в создании методической системы формирования в школьников гражданской идентичности в обучении безопасности жизнедеятельности
Изложение основного материала статьи. Теоретическое осмысление методической системы формирования гражданской идентичности у обучающихся на основе изучения безопасности жизнедеятельности осуществлялась нами в логике ведущих парадигмальных подходов, связанных с развивающим и деятельностным характером образования, рассмотрения личности обучающегося как цели и результата учебно-воспитательной деятельности, культурологичности процесса обучения, всемерного использования информатизации образования в области безопасности жизнедеятельности.
Ведущий во ФГОС общего образования системно-деятельностный подход обеспечивает целостность методической системы, единство и взаимосвязь ее теоретико-методологических (идеи, подходы принципы) оснований и методических компонентов (целевого, содержательного, процессуального, технологического, рефлексивно-оценочного).
Обозначенные в парадигмальных подходах идеи воплощают гуманистические традиции в принципах личностной ориентации всего учебно-воспитательного процесса за счет создания условий для развития духовных сил, моральной ответственности за свои убеждения и поступки в напряженных и опасных ситуациях, успешной самореализации в будущей жизни). Освоение личностных стратегий безопасной жизнедеятельности обеспечивается деятельностным принципом, согласно которому обучающиеся усваивают
необходимые знания в разнообразной, в том числе, творческой деятельности. Ускоренное развитие аффективной, когнтивной, практической сторон личности обучающихся происходит в процессе совместного обучения (Л.С. Выготский), то есть реализации принципа диалогичности. В учебном взаимодействии по формированию гражданской идентичности становятся востребованными принципы сотрудничества и взаимопомощи, толерантности, консенсуса, эмпатии, умение договариваться, пресечение любой агрессии [6]. Обязательным является принцип природо- и культуросообразности (Я.А. Коменский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.В. Бондаревская), определяющий разработку методической системы формирования гражданской идентичности у школьников при обучении безопасности жизнедеятельности в соответствии с психологическими и возрастными особенностями, в культуре современной эпохи, отличающейся нестабильностью и ростом социальных угроз.
Целевой компонент методической системы представлен задачей формирования гражданской идентичности у школьников в процессе обучения безопасности жизнедеятельности. Цель играет главную систематизирующую роль, определяя композицию и содержание всех других структурных компонентов системы. Инновационный подход к целеполаганию означает его ориентацию на планируемые результаты обучения. Для это выделяется модельный комплекс гражданской идентичности, включающий аспекты:
1)эмоционально - чувственный, связанный с чувствами, эмоциями, отношениями к происходящим в стране, городе, поселке опасным общественным событиям (теракт, диверсия, взрывы в общественных зданиях), защиты от них, наличием собственных представлений об этом, выражение своего мнения;
2) когнитивный, включающий знания о государственной власти, ее роли в организации защиты целостности страны, безопасности общества, личности, окружающей среды. Важно владеть правовой основой организации безопасности жизнедеятельности: национальной безопасности, безопасности на транспорте, в быту и т.п. Учащиеся знакомятся с проблемами и правилами социальной безопасности, организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, МЧС России, Вооруженных сил России.
3) ценностно-ориентировочный, предполагающий освоение новых ценностей (толерантность, уважение к людям другой национальности, признание право различных точек зрения на одну проблемы, признание свободы выбора, ответственности за него, уважение к законодательству России). Сформированная ценностная платформа правильно сориентирует будущее поведение обучающегося - основу гражданской идентичности.
4) деятельностный, характеризует активность деятельности и поведения в социально-экономической сфере города, страны; общественной жизни своей школы. Обучающиеся включаются в патриотические и гражданские акции ко Дню Победы, Дню защиты детей, квесты, морально-этические диспуты «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!», где демонстрируют и отстаивают свои убеждения.
Содержательный компонент методической системы отражает структурную неоднородность цели и раскрывает ее одноименные аспекты: эмоционально-чувственный, когнитивный, ценностно-ориентировочный, деятельностный. Рассмотрим его на примере состава Вооруженных сил России, изучаемого в старших класса. Вид Вооружённых сил России, сформированный в 2015 году, в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны, выглядит следующим образом: военно-воздушные силы, войска противовоздушной и противоракетной обороны; космические войска, ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска.
Представляя собой военную организация, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооружённой защиты ее территории. Вооруженные силы имеют славные боевые традиции, которые передаются из поколения в поколение: преданность Родине, верность присяге, боевое товарищество. У каждого вида и рода войск есть свои символы воинской чести.
Процессуальный компонент методической системы определяет процесс формирования гражданской идентичности, идущий этапно: от образно-ассоциативного к логически-смысловому и от него к творческо-практическому. Деятельность учащихся организована по группам в соответствии с видами Вооруженных сил.
На образно-ассоциативном этапе формируются эмоционально-чувственные представления о различных видах вооруженных сил, их боевой истории, подвигах, гимне. Формируется гражданский патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну, уважение к ее военной истории, культурно-историческим традициям, связанным с проявлением храбрости и героизма; межэтническая толерантность, готовность к равноправному диалогу. Обучающиеся с помощью наглядных и практических методов осознают свою сопричастность к изучаемому материалу, выделяют наиболее яркие образы (тельняшка, пилотный шлем, песни).
На логически-смысловом этапе при освоении теоретических знаний преобладает когнитивный аспект гражданской идентичности: состав Вооруженных сил, их предназначение. Усваиваются ключевые понятия, используются эвристические, поисковые, исследовательские методы для исторических экскурсов. Обсуждение основано на основе сотрудничества, диалога, коллективного взаимодействия.
На творческо-практическом этапе доминируют ценностно-ориентировочный и деятельностный аспекты. Ценности приобретают личностный смысл и становиться нормами, ориентирами дальнейшего поведения. Деятельность приобретает обобщенный и творческий характер, способствующий самоорганизации личности в плане дальнейшего исследования или практической деятельности. Используется выполнение проектов, электронных презентаций разного типа, отражающих специфику вида Вооруженных сил.
Технологический компонент методической системы объединяет три взаимосвязанные личностные позиции становления гражданской идентичности: 1) «Создаем образ Вооруженных сил», соотносимый с первым этапом. Используются разные средства визуализации, электронные образовательные ресурсы, предметы одежды, беседы с ветеранами. Формируется внутренняя мотивация, направленная на процесс дальнейшего познания; 2) «Изучаем состав Вооруженных сил», сопряженный со вторым этапом. Используются эвристические беседы, работа с учебником, решение ситуационных задач, составление кластера, обобщающих таблиц, опорных схем; 3) «Выражаем готовность прохождения службы в различных видах Вооруженных сил», связанный с третьим этапом. Доминируют методы проектирования, рефлексии, практической деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент методической системы отражает ее целевые ориентиры и включает контрольно-оценочную деятельность в отношении познавательного Аксиологического и праксиологического аспектов формирования гражданской идентичности.
Выводы. Формирование гражданской идентичности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности, при изучении Вооруженных сил России, связано Национальной доктриной развития образования, нацеленной на сохранение национально-исторических и культурных духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями россиян, в том числе и в военной сфере. Современная образовательная политика в области гражданской идентичности определяется и Концепцией духовно-нравственного развития гражданина России, где предполагается развитие у обучающихся основополагающих принципов гражданского общества, на приоритете толерантности, осознания гражданской идентичности, активного участия в прогрессивном движении в будущее.
Литература:
1. Большаков А. Г., Зазнаев О. И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. II. C. 38-41.
2. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
3. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта, отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: РОССПЭН, 2013. - 485 с.
4. Григорьев Д.В. Гражданская идентичность современного школьника // http /ргоек!ра1гю12.птро/сот/гражданская идентичность [электронный ресурс].
5. Камерилова Г.С., Гарина Ю.С. Формирование гражданской идентичности у старшеклассников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]; URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18561 (дата обращения: 04.01.2017).
6. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1; URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/327
7. Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичность личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 27.12.2018).
8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года «Система ГАРАНТ»; URL: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz5atbaE0WY
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурминская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Педагогика
УДК 372.881.111.1
доцент кафедры филологии Катекина Анастасия Александровна
Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)
ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальным аспектам формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения английского языка в вузе. Автор рассматривает модульное структурирование содержания иноязычной подготовки обучающихся; актуализирует важность коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка; указывает, что обеспечение профессиональной подготовки обучающихся путем использования технологии портфолио и использование театральных технологий, обеспечивающих развитие эмоционально-ценностного творческого опыта обучающихся в поликультурном иноязычном коммуникативном взаимодействии на учебных занятиях по иностранному языку обогащают ее дидактический ресурс и обеспечивают достаточный уровень информированности обучающихся.
Ключевые слова: поликультурная иноязычная компетенция, культуроориентированное модульное структурирование, технология портфолио, технология театральной педагогики.
Annotation. The article is devoted to topical aspects of the formation of the future specialist's multicultural foreign language competence in the process of learning English in high school. The author considers the modular structuring of the content of foreign language training of students; actualizes the importance of the communicative orientation of the process of learning a foreign language; indicates that providing training for students through the use of technology portfolio and the use of theater technologies that ensure the development of emotional and value creative experience of students in a multicultural foreign language communicative interaction in foreign language classes enrich its didactic resource and ensure an adequate level of awareness of students.
Keywords: multicultural foreign language competence, culture-forming modular structuring, portfolio, technology of theatrical pedagogy.
Введение. В условиях глобализации социально-экономических и социально-культурных изменений в современном российском обществе повышается значение профессионального образования, ориентированного на культурологическую парадигму. Модернизация образования рассматривается в соответствии с реформированием различных сторон социально-экономической жизни, обеспечивая реализацию этих реформ. В связи с этим перед профессиональной школой стоит задача сохранения непреходящих социокультурных ценностей российского образования и обновления его содержания в соответствии с глобализирующимися требованиями XXI века. Воспитание и обучение человека в духе гуманизма, поликультурной толерантности и диалога культур становятся первостепенными задачами международных правовых актов ЮНЕСКО.