Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЕЙС-ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеев Артем Александрович, Веряскина Наталья Павловна

Статья посвящена обоснованию процесса формирования у школьников функциональной грамотности безопасного поведения при угрозах природного, техногенного, социального и экологического характера. Раскрывается актуальность развития функциональной грамотности в поведении детей и подростков при чрезвычайных ситуациях, число, масштаб, острота и драматизм проявления которых увеличиваются по мере общественного развития. Представляя собой определенный уровень владения способами защиты от чрезвычайных ситуаций, функциональная грамотность служит условием обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Предложенная методическая модель разработана исходя из современных научных представлений о безопасности, с учетом перспективных тенденций современного этапа образования в области безопасности жизнедеятельности. Содержательной основой модели послужили аксиологические, когнитивные, праксиологические аспекты научных основ школьного курса безопасности жизнедеятельности, решающего основные задачи идентификации чрезвычайных ситуаций, их предупреждения и профилактики, ликвидации негативных последствий. Обращение к технологии кейс-обучения позволило разработать банк ситуационных задач и рационально организовать учебный процесс по их решению. Результатом деятельности обучающихся явилось успешное усвоение правил безопасного поведения, свидетельствующее о положительной динамике на пути формирования функциональной грамотности с обеспечением безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеев Артем Александрович, Веряскина Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG STUDENTS IN THE FIELD OF SAFE BEHAVIOR IN EMERGENCY SITUATI

The article is devoted to justifying the process of formation of functional literacy among schoolchildren of safe behavior in case of threats of natural, man-made, social and environmental nature. The relevance of the development of functional literacy in the behavior of children and adolescents in emergency situations is revealed, the number, scale, severity and drama of which increase as social development. Representing a certain level of ownership of methods of protection against emergency situations, functional literacy serves as a condition for ensuring the safety of the life of the person, society, and the state. The proposed methodological model was developed on the basis of modern scientific ideas about safety, taking into account the promising trends of the modern stage of education in the field of life safety. The substantive basis of the model was the axiological, cognitive, praxiological aspects of the scientific foundations of the school course on life safety, which solves the main tasks of identifying emergencies, preventing and preventing them, and eliminating negative consequences. The appeal to case learning technology made it possible to develop a bank of situational tasks and rationally organize the educational process to solve them. The result of the activities of the students was a successful assimilation of the rules of safe behavior, indicating a positive trend in the formation of functional literacy with the provision of safe behavior in emergency situations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Агеев Артем Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Веряскина Наталья Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОГО

ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию процесса формирования у школьников функциональной грамотности безопасного поведения при угрозах природного, техногенного, социального и экологического характера. Раскрывается актуальность развития функциональной грамотности в поведении детей и подростков при чрезвычайных ситуациях, число, масштаб, острота и драматизм проявления которых увеличиваются по мере общественного развития. Представляя собой определенный уровень владения способами защиты от чрезвычайных ситуаций, функциональная грамотность служит условием обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Предложенная методическая модель разработана исходя из современных научных представлений о безопасности, с учетом перспективных тенденций современного этапа образования в области безопасности жизнедеятельности. Содержательной основой модели послужили аксиологические, когнитивные, праксиологические аспекты научных основ школьного курса безопасности жизнедеятельности, решающего основные задачи идентификации чрезвычайных ситуаций, их предупреждения и профилактики, ликвидации негативных последствий. Обращение к технологии кейс-обучения позволило разработать банк ситуационных задач и рационально организовать учебный процесс по их решению. Результатом деятельности обучающихся явилось успешное усвоение правил безопасного поведения, свидетельствующее о положительной динамике на пути формирования функциональной грамотности с обеспечением безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: функциональная грамотность, безопасность поведения, чрезвычайная ситуация, безопасность жизнедеятельности, кейс-обучение, школьное образование.

Annоtation. The article is devoted to justifying the process of formation of functional literacy among schoolchildren of safe behavior in case of threats of natural, man-made, social and environmental nature. The relevance of the development of functional literacy in the behavior of children and adolescents in emergency situations is revealed, the number, scale, severity and drama of which increase as social development. Representing a certain level of ownership of methods of protection against emergency situations, functional literacy serves as a condition for ensuring the safety of the life of the person, society, and the state. The proposed methodological model was developed on the basis of modern scientific ideas about safety, taking into account the promising trends of the modern stage of education in the field of life safety. The substantive basis of the model was the axiological, cognitive, praxiological aspects of the scientific foundations of the school course on life safety, which solves the main tasks of identifying emergencies, preventing and preventing them, and eliminating negative consequences. The appeal to case learning technology made it possible to develop a bank of situational tasks and rationally organize the educational process to solve them. The result of the activities of the students was a successful assimilation of the rules of safe behavior, indicating a positive trend in the formation of functional literacy with the provision of safe behavior in emergency situations.

Key words: functional literacy, behavior safety, emergency, life safety, case learning, school education.

Введение. Современная система образования в области безопасности жизнедеятельности переживает особый период, связанный с осознанием важности обеспечения защиты детей и подростков от растущих угроз и рисков. Обеспечение личной безопасности является важнейшей потребностью человека, живущего в условиях кризиса и продолжительной неопределенности. Именно динамизм, противоречивость, широкое распространение в современной жизни опасностей определяет необходимость формирования у подрастающего поколения готовности и способности ориентироваться и комфортно существовать в современном мире. Только для подготовленного школьника возможна успешная адаптация и эффективная самореализация в стремительно развивающемся обществе, отличающемся разнообразными опасностями и чрезвычайными ситуациями. В связи с этим, возрастает интерес к педагогическому феномену функциональной грамотности, которая, по мнению А.А. Леонтьева, представляет собой способность человека использовать приобретаемые в течение всей жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [8].

Принятое еще в середине 1970-х годов понятие «функциональная грамотность» в отношении чтения и письма получило в настоящее время более расширенное толкование как определенный уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития (А.С. Тангян [11]). Благодаря функциональной грамотности происходит движение от информационных ограничений в освоении содержания учебного материала к его интеграции на уровне практического применения в реальной жизни. Это позволяет рассматривать функциональную грамотность в общеобразовательной организации в качестве метапредметного образовательного результата [2]. Этот результат является одним из основных социально-педагогических индикаторов качества образования. Он, в известной мере, отражает интеллектуальную, социальную и эмоциональную зрелость выпускников (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкин).

В международной и отечественной практике исследования функциональной грамотности у школьников выделяются ее отдельные компоненты: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность; глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное и критическое мышление. Стремительность общественного развития цифровой цивилизации ставит перед образованием новые вызовы, ответом на которые является выделение новых компонентов функциональной грамотности: компьютерной, информационной, коммуникативной, грамотности поведения в чрезвычайной ситуации. В контексте нашего исследования особый интерес представляет функциональная грамотность, связанная с обеспечением безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального, экологического характера.

Постиндустриальное общественное развитие сопровождается высокой динамикой и напряженностью. Прогресс человечества не ликвидирует опасностей существованию общества, а наоборот вызывает новые глобальные угрозы,

связанные с технологическими модернизациями, социальными конфликтами, экологическими катастрофами. Мир становится комфортнее, но не безопаснее. В этой связи как нельзя актуальнее встает проблема формирование функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. На увеличение роли функциональной грамотности как основы безопасности жизнедеятельности указывают исследования В.Ю. Абрамовой, Н.В. Авдеевай, Р.И. Поповой, В.П. Соломина, П.В. Станкевича [1, 9, 10]. В работах В.А. Ермоленко предлагается динамическая модель функциональной грамотности, отражающая существенные изменения в ее структуре в соответствие с появляющимися новыми социальными и личными потребностями [4].

Тесная взаимосвязь функциональной грамотности и поведения в опасных и чрезвычайных жизненных ситуациях обусловила наш выбор приоритетной технологии - кейс-обучения. Кейс-обучение нашло достаточно широкое распространение в образовательной практике по безопасности жизнедеятельности (Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак) [6, 7, 12], отличающееся, однако, известной фрагментарностью.

Цель исследования: осмысление актуальности функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и разработка методической модели ее формирования у обучающихся общеобразовательной школы.

Изложение основного материала статьи. Формирование функциональной грамотности у школьников в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях является одним из основных условий обеспечения защиты от стремительно развивающихся угроз современной жизни. Обретенное чувство защищенности от агрессии окружающей среды способствует более успешному развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала, воспитанию ответственности за собственную безопасность, безопасность своего окружения, своей страны. Выпускник со сформированной функциональной грамотностью в области безопасности, способен к высокой мобильности, адаптации и социализации, успешной будущей профессиональной деятельности, эффективному решению проблем в жизненно важных ситуациях. В своей работе мы руководствовались идеями проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», разработанного Институтом стратегического развития образования РАО [5].

Предлагаемая нами методическая модель формирования у обучающихся функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях основана на теоретических и методологических подходах и принципах, характерных для современного образования в области безопасности жизнедеятельности. Научные основы составляют ведущие положения об аксиоме о потенциальной опасности любого вида человеческой деятельности и ориентации на теорию приемлемого риска. Содержание деятельности обучающихся выстраивалось, исходя из главных задач безопасности жизнедеятельности: 1) идентификация чрезвычайных ситуаций; 2) профилактика, направленная на их предупреждение; 3) ликвидация негативных последствий и оказание первой помощи пострадавшим. Методология конструирования модели формирования у обучающихся функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях предусматривала логику развивающего образования личности, реализующуюся посредством принципов: системно-деятельностного, природосообразности, культуросообразности, проблемной ситуативности, практико-ориентированного, интегративного, краеведческого. Системно-деятельностный характер модели предполагал системность включения обучающихся в различные виды учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное личностное становление на пути формирования функциональной грамотности в условиях чрезвычайных ситуаций. Выбор уровня сложности и самостоятельности работы зависел от соблюдения принципа природосообразности, означающей учет возрастных и психологических особенностей школьников, а также организацию комфортной образовательной среды. Весь процесс обучения отражает современное состояние культуры безопасности с ее ценностями жизни и здоровья подрастающего поколения, защиты от угроз и рисков, направлен на воспитание культурной личности безопасного типа поведения. В основе образовательного процесса лежит проблема безопасности, на разрешение которой направлена деятельность обучающихся. Рассматриваемая проблема оформляется в виде конкретной ситуации (кейса), что обеспечивает принятие обучающимися решения не в модельных (как в классическом проблемном обучении), а конкретных реальных ситуациях [3]. Примечательно, что ситуации разрабатывались исходя из их личной и социальной значимости путем рассмотрения чрезвычайных ситуаций преимущественно краеведческого характера. Формирование функциональной грамотности происходит «от ближайшего окружения», что позволяет школьникам более успешно усвоить сложные причинно-следственные связи и уяснить алгоритмы безопасного поведения. Прагматическая ориентация находит свое выражение в практико-ориентированном принципе, предусматривающем отработку умений и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Принципиально важным является принцип интеграции, поскольку рассматриваемая проблема раскрывается через представление о целостности личности, целостности учебно-воспитательного процесса, достижения функциональной грамотности как интегрированного результата образования.

Достижение поставленной цели потребовало разработки содержания деятельности обучающихся с учетом его аксиологических, когнитивных и праксиологических аспектов. Аксиологический аспект подчеркивает значимость формирования у школьников функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, ее ценности в обеспечении здоровья и жизни, безопасного существования. Когнитивный аспект объединял междисципоинарный массив теоретических и практических знаний по чрезвычайным ситуациям природного, техногенного, социального, экологического характера и способам защиты от них. Праксиологический аспект раскрывает комплекс умений и навыков безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуации, а также способы оказания первой помощи. Нами разработан банк ситуационных заданий (кейсов), включающих четыре группы: 1) ситуации-иллюстрации с демонстрацией закономерностей проявления чрезвычайных ситуаций, их поражающих факторов, трагических последствий, а также эффективных способов защиты и правил безопасного поведения; 2) ситуации-проблемы, где дается описание реальной проблемы и требуется разработать оптимальный алгоритм безопасного поведения (пожар в доме, стрельба в школе, акты терроризма и экстремизма); 3) ситуации-оценки, включающие анализ уже разработанного варианта безопасного поведения при чрезвычайной ситуации, с последующей оценкой; 4) ситуация-упражнение, означающее тренинг сформированных действий и отработку умений, необходимых при определении чрезвычайной ситуации, ее предотвращении и ликвидации последствий.

Методическая модель формирования функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях основана на этапности кейс-обучения, включающей как индивидуальную, так и групповую деятельность обучающихся. На первом мотивационно-целевом этапе происходит знакомство с ситуацией, определение ее типа (природная, техногенная) актуализация личного опыта при анализе ее особенностей, постановка цели. На втором информационно-аналитическом этапе выделяется основная проблема безопасности, устанавливаются ее причины и последствия с помощью обращения к различным источникам информации. На третьем творческо-практическом этапе разрабатываются правила и алгоритмы безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации: до ее начала, во время действия (стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие, кибермошенничество), а также после него. Особенностью данного этапа является активная групповая работа с использованием «мозгового штурма» и групповых

дискуссий. На четвертом рефлексивно-оценочном этапе происходит обсуждение результатов групповой работы, утверждение наиболее рационального алгоритма безопасного поведения, оценивание итогов.

Проведенное итоговое тестирование оценки результатов учебной деятельности школьников показало, что предложенная методическая модель вполне эффективна. Обучающиеся в целом (89%) усвоили правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, 63% - правильно выстраивают алгоритм безопасной деятельности, не нарушая логической последовательности действий. Более половины школьников не только верно выполняют систему ситуационных заданий, но и грамотно аргументируют состав умений безопасного поведения в зависимости от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Практически все демонстрируют понимание жизненных ценностей и необходимости освоения правил безопасного поведения, а также осознание взаимопомощи в условиях угроз и рисков. Следует отметить возрастающий уровень коммуникативных умений у школьников, сформированный в ходе групповой работы. В процессе движения от теоретического осмысления чрезвычайных ситуаций к пониманию необходимости разработки и соблюдения практических действий по защите от них, формируется функционально грамотная и ответственная личность безопасного типа поведения.

Выводы. Методическая модель формирования функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях выстраивается в логике актуальных тенденций, современного этапа отечественного образования и учета растущих угроз XXI века. Разработанная модель с использованием кейс-обучения создает условия для успешного формирования функциональной грамотности школьников в сфере безопасного поведения в условиях природных, техногенных, социальных и экологических чрезвычайных ситуаций. Положительная результативность достигается посредством систематического выполнения обучающимися кейсов из разработанного банка ситуационных заданий в соответствие с этапностью учебной деятельности; сочетанием индивидуальной и групповой работы.

Литература:

1. Авдеева, Н.В. Развитие информационной грамотности населения о правилах безопасного поведения в ситуациях техногенного характера / Н.В. Авдеева, В.Ю. Абрамова // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3.1. - С. 4-7

2. Асмолов, А.Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - №4. - С. 3-26

3. Демидова, Н.Н. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного познания / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2016. №2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205 (дата обращения: 19.11.2022)

4. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности /

B.А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №1(4). - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-kontekste-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 19.11.2022).

5. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»: сайт. - Москва, 2022. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 21.11.2022).

6. Камерилова, Г.С. Педагогическая технология ситуационного анализа в обучении безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, В.А. Шутова, А.А. Давыдова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - №12(117). - С. 74-77

7. Картавых, М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №6(50). - Ч. 5. -

C. 53-58

8. Педагогика здравого смысла: сб. материалов / [А.А. Леонтьев и др.]; под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. - 368 с.

9. Попова, Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников / Р.И. Попова // Молодой ученый. -2014. - №12. - С. 295-297

10. Соломин, В.П. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / В.П. Соломин, П.В. Станкевич // Молодой ученый. - 2014. - №18.1 (77.1) - С. 4-6

11. Тангян, С.А. Образование на пороге XXI века / С.А. Тангян // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 11-13

12. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / [Л.А. Михайлов и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Каракотова Светлана Абугалиевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Джаубаева Зарима Курмановна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат физико-математических наук, доцент Бостанова Фатима Ахмедовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются методы исследования возможностей информационных технологий в образовательном процессе. Тема актуальна. Введение нынешних информационных технологий в область образования дает возможность преподавателям в корне поменять контент. Видоизменяются способы и организационные виды преподавания. Исследование имеет определенную практическую значимость. Использование информационных технологий на занятиях помогает преподавателю планировать свою работу по руководству и формированию креативного взгляда обучаемых к занятиям. Целью исследования является рассмотрение методов обучения для повышения умственных потенциалов студентов. Сегодняшние информационные технологии в сфере образования позволяют педагогам полностью трансформировать контент, способы видов обучения. Подача образцов для проверки учебных заданий или компьютерных программ, показ рассмотрения оснований для допуска ошибок дают возможность учить детей самоконтролю и самокоррекции своей учебно-познавательной работы.

Ключевые слова: информационные технологии, креативность, учебно-познавательная работа, компьютерные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.