Научная статья на тему 'Идеи проблематизации в предметно-методической подготовке бакалавров образования (профиль "безопасность жизнедеятельности")'

Идеи проблематизации в предметно-методической подготовке бакалавров образования (профиль "безопасность жизнедеятельности") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТЕРЖНЕВАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОБЛЕМНОЕ ЗНАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНАЯ КАРТИНА МИРА / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROBLEMATIZATION / BACHELOR OF EDUCATION / SUBJECT AND METHODICAL PREPARATION / HEALTH AND SAFETY / CONTENT OF EDUCATION / ROD PROBLEM / PROBLEM KNOWLEDGE / SUBJECT MATTERS / TRAINING TECHNIQUE / EMERGENCY SITUATION / SAFE PICTURE OF THE WORLD / SAFE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна

В статье раскрыта сущность и особенности проблематизации предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Охарактеризована динамичность понятия «содержание образования» и его зависимость от общественно-исторических условий, достижений научного знания, современных тенденций отечественной образовательной политики. Обращено внимание на тот факт, что проблематизация содержания образования в области безопасности жизнедеятельности является результатом постиндустриального этапа, связанного с идеями демократизации, открытости, допустимости разных взглядов на решение проблемы. Обозначенная в подготовке бакалавров стержневая проблема обеспечение безопасности жизнедеятельности и роль культурной личности безопасного типа поведения на пути к устойчивому развитию рассматривается в разных аспектах по мере изучения дисциплин профильной подготовки бакалавров. Содержание предметно-методической подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности») рассмотрено с позиций его фундаментализации и проблематизации. Определена и обоснована его структура, включающая аксиологический, когнитивный и праксиологический аспекты. Аксиологический аспект содержания предметно-методической подготовки представлен ценностными установками на безопасную жизнедеятельность для сохранения жизни и здоровья людей и надлежащего качества окружающей среды, которые должны быть приняты студентами. Когнитивный аспект предусматривает освоение знаний о безопасности жизнедеятельности и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Праксиологический аспект предполагает владение способами обеспечения безопасности в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а также способами обучения школьников безопасности жизнедеятельности. Методический дискурс проблематизации отражен в используемых методах проблемного обучения, применяемых в инновационных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF PROBLEMS IN THE SUBJECT-METHODICAL TRAINING OF BACHELORERS OF EDUCATION (PROFILE "LIFE SAFETY")

In article the essence and features of a problematization of subject and methodical training of bachelors of education in the field of health and safety is disclosed. The dynamism of the concept "content of education" and its dependence on socio-historical conditions, achievements of scientific knowledge, current trends of domestic educational policy is characterized. The attention to that fact that the problematization of content of education in the field of health and safety is result of the post-industrial stage connected with the ideas of democratization, openness, admissibility of different views on a solution is paid. The rod problem designated in training of bachelors safety of activity and a role of the cultural identity of safe type of behavior on the way to sustainable development is considered in different aspects in process of studying of disciplines of profile training of bachelors. Content of subject and methodical training of bachelors in the direction Pedagogical education (Health and safety profile) is considered from positions of his fundamentalization and a problematization. Its structure including axiological, cognitive and praksiologichesky aspects is defined and proved. The axiological aspect of content of subject and methodical preparation is presented by valuable installations on safe activity for preservation of life and human health and appropriate quality of the environment which have to be accepted by students. The cognitive aspect provides development of knowledge of health and safety and a technique of training of health and safety. The Praksiologichesky aspect assumes possession of ways of safety in everyday life and in the conditions of dangerous and emergency situations and also ways of training of school students of health and safety. The methodical discourse of a problematization is reflected in the used methods of problem training applied in innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Идеи проблематизации в предметно-методической подготовке бакалавров образования (профиль "безопасность жизнедеятельности")»

педагогические науки

Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна ИДЕИ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ...

УДК 378

ИДЕИ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)

© 2018

Картавых Марина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Веряскина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Петрова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

водоснабжения, водоотведения, инженерной экологии и химии Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрыта сущность и особенности проблематизации предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Охарактеризована динамичность понятия «содержание образования» и его зависимость от общественно-исторических условий, достижений научного знания, современных тенденций отечественной образовательной политики. Обращено внимание на тот факт, что пробле-матизация содержания образования в области безопасности жизнедеятельности является результатом постиндустриального этапа, связанного с идеями демократизации, открытости, допустимости разных взглядов на решение проблемы. Обозначенная в подготовке бакалавров стержневая проблема - обеспечение безопасности жизнедеятельности и роль культурной личности безопасного типа поведения на пути к устойчивому развитию рассматривается в разных аспектах по мере изучения дисциплин профильной подготовки бакалавров. Содержание предметно-методической подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности») рассмотрено с позиций его фундаментализации и проблематизации. Определена и обоснована его структура, включающая аксиологический, когнитивный и праксиологический аспекты. Аксиологический аспект содержания предметно-методической подготовки представлен ценностными установками на безопасную жизнедеятельность для сохранения жизни и здоровья людей и надлежащего качества окружающей среды, которые должны быть приняты студентами. Когнитивный аспект предусматривает освоение знаний о безопасности жизнедеятельности и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Праксиологический аспект предполагает владение способами обеспечения безопасности в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, а также способами обучения школьников безопасности жизнедеятельности. Методический дискурс проблематизации отражен в используемых методах проблемного обучения, применяемых в инновационных технологиях.

Ключевые слова: проблематизация, бакалавр образования, предметно-методическая подготовка, безопасность жизнедеятельности, содержание образования, стержневая проблема, проблемное знание, учебные дисциплины, методика обучения, чрезвычайная ситуация, безопасная картина мира, безопасное поведение.

IDEAS OF PROBLEMS IN THE SUBJECT-METHODICAL TRAINING OF BACHELORERS OF EDUCATION (PROFILE «LIFE SAFETY»)

© 2018

Kartavykh Marina Anatolievna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physiology and safety of human life Veryaskina Marina Aleksandrovna, senior lecturer of the Department of Physiology and Human Security Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov Street, 1, e-mail: [email protected]) Petrova Elena Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of water supply, water disposal, engineering ecology and chemistry Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya str., 65, e-mail: [email protected])

Abstract. In article the essence and features of a problematization of subject and methodical training of bachelors of education in the field of health and safety is disclosed. The dynamism of the concept "content of education" and its dependence on socio-historical conditions, achievements of scientific knowledge, current trends of domestic educational policy is characterized. The attention to that fact that the problematization of content of education in the field of health and safety is result of the post-industrial stage connected with the ideas of democratization, openness, admissibility of different views on a solution is paid. The rod problem designated in training of bachelors - safety of activity and a role of the cultural identity of safe type of behavior on the way to sustainable development is considered in different aspects in process of studying of disciplines of profile training of bachelors. Content of subject and methodical training of bachelors in the direction Pedagogical education (Health and safety profile) is considered from positions of his fundamentalization and a problematization. Its structure including axiological, cognitive and praksiologichesky aspects is defined and proved. The axiological aspect of content of subject and methodical preparation is presented by valuable installations on safe activity for preservation of life and human health and appropriate quality of the environment which have to be accepted by students. The cognitive aspect provides development of knowledge of health and safety and a technique of training of health and safety. The Praksiologichesky aspect assumes possession of ways of safety in everyday life and in the conditions of dangerous and emergency situations and also ways of training of school students of health and safety. The methodical discourse of a problematization is reflected in the used methods of problem training applied in innovative technologies.

Keywords: problematization, bachelor of education, subject and methodical preparation, health and safety, content of education, rod problem, problem knowledge, subject matters, training technique, emergency situation, safe picture of the world, safe behavior.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- тегорией динамической и изменяется в соответствие ными научными и практическими задачами. с изменением социокультурных условий общециви-

Высшее педагогическое образование является ка- лизационного развития. Переход к постиндустриаль-

Kartavykh Marina Anatolievna, Veryaskina Marina Aleksandrovna, Petrova Elena Nikolaevna IDEAS OF PROBLEMS IN THE SUBJECT-METHODICAL TRAINING ...

pedagogical sciences

ному информационному обществу сопровождается стремительными темпами технолого-экономическо-го роста, информационного насыщения среды жизни, масштабным ростом опасностей и угроз различного характера. Разрабатываемые инновационные педагогические парадигмы предъявляет новые требования к бакалаврам образования, которые отражаются в целях, содержании, процессе их подготовки (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, П.И. Пидкасистый, М.Н.Скаткин). Возрастает востребованность в компетентных педагогах, отражающих творческой самостоятельностью, индивидуальностью, социально-значимыми личностными качествами [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Постиндустриальный этап общественного развития характеризуется активным использованием идей проблематизации (Н.М.Мамедов, А.П.Огурцов, В.С.Степин) [2, 3, 4], которые отражаются как в содержании образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, так и в их методической подготовке. В исследованиях специалистов отмечается, что актуализация проблемного подхода определяется его полифункциональной ролью, в частности, обеспечением более интенсивного взаимодействия различных научных дисциплин в решении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности [5, 6, 7, 8]. При этом осуществляется необходимая взаимосвязь между научно-исследовательской деятельностью, проектным моделированием, социальной практикой, историческим исследованием и прогнозированием. Становится актуальным выражение В.И.Вернадского о специализации не по наукам, а по проблемам [9]. Нами исследованы особенности проблематизации содержания предметно-методической подготовки бакалавров и установлено, что наряду с дисциплинарным уровнем организации научного знания (понятия, законы, аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности) возрастает массив проблемного уровня. В обучении бакалавров рассматриваются проблемы, связанные с вопросами обеспечения безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, бытовой сфере, городской среды, автономного существования и другими.

Формирование целей статьи (постановка задания). Научное знание проблемного характера, как отмечается в научной литературе, отличается высокой степенью неопределенности, так как не имеет однозначного решения. Для него характерно динамичность, многозначность трактовки, разнообразие дискурса. Главным типом научного знания выступает научная проблема и поиск ее решения (глобальное потепление климата, прогнозирование землетрясений, безопасность АЭС). Решение проблемы предполагает использование исследовательского метода, включающего информационный поиск, выдвижение рабочих гипотез, формулирование концепций, высокий уровень аргументации в групповых дискуссиях. Вышеназванные качества проблемного знания определяют необходимость выхода на уровень творческого воображения, креативности мышления. Дело в том, что проблемы безопасности жизнедеятельности в большинстве случаев не имеют простых, однозначных решений. Поэтому обсуждаются разные подходы, критерии оценки, возможные ошибки в гипотезах. Научная проблема выступает центром интеграции междисциплинарного знания. Так, стержневая проблема здоровья в курсе безопасности жизнедеятельности объединяет системы знаний в области медицины, экологии, географии, социологии, психологии и других; общая проблема безопасности раскрывается через ее разнообразные дискурсы: социальная безопасность, безопасность в техносфере, безопасность на производстве.

Структурная неоднородность научных проблем в курсе «Безопасность жизнедеятельности» раскрывает-

ся через их классификации. Так, рассматривая чрезвычайные ситуации в зависимости от происхождения их подразделяют на природного, техногенного, социального, экологического характера. В своих исследованиях В.В.Денисов, указывая на источник возникновения, все чрезвычайные ситуации природного характера классифицирует следующим образом: связанные с опасными явлениями в литосфере (геофизические и геологические опасные явления, природные пожары), с опасными явлениями атмосфере (температурный режим, ветровой режим, осадки), с опасными явлениями в гидросфере (морские гидрологические, гидрологические и гидрогеологические опасные явления), с биологическими опасными явлениями (инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями) [10]. Обобщенная типология чрезвычайных ситуаций техногенного характера, взятая по работам В.И.Болдина, выглядит следующим образом: I. Аварии: транспортные; гидродинамические; на химических, радиационных, биологических опасных объектах; электроэнергетических предприятиях, коммунальных системах жизнеобеспечения; очистных сооружениях. II. Пожары и взрывы на объектах производства горючих и взрывчатых веществ, в шахтах, промышленных объек-тах.Ш. Внезапное обрушение зданий (промышленных, жилых зданий, инфраструктурной сферы, транспортных коммуникаций). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по масштабам распространения подразделяются на: локальные, муниципальные; межмуниципальные; региональные; межрегиональные; федеральные и трансграничные [12].

В современных научных исследованиях отсутствует и единые взгляды на типологию социальных опасностей. На наш взгляд, наиболее удачную классификацию социальных опасностей по их природе дают О.Н.Русак, К.К.Малаян, Н.Г.Занько. Авторы выделяют опасности связанные: с воздействием на человека (психическое, физическое); с нарушением здоровья человека (употребление веществ, разрушающих организм человека, социальные болезни, нарушение психики); с воздействием на группы людей (экономико-социальные, политико-социальные, демографическо-социальные) [13].

Группа чрезвычайных ситуаций экологического характера в свою структуру включают события, связанные: с изменением состояния суши; с изменением состава и свойств атмосферы; с изменением состояния гидросферы (водной среды), с изменением состояния биосферы.

Особо важную роль в структуре курса «Безопасность жизнедеятельности» играет проблема обеспечения безопасности человека, общества, государства, природной среды от риска возникновения различных опасностей, в частности, гражданской обороны, а также подготовки к военной службе (А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, С.В.Петров и др.).

Таким образом, весь рассмотренный комплекс проблем вместе с фундаментальными понятиями, являющимися «опорным каркасом» научного содержания курса «Безопасность жизнедеятельности», отражают ее ведущие идеи. Эмоционально-ценностные, когнитивные, праксиологические отношения и знания, формируемые в контексте Устойчивого развития, представления составляют базовую безопасно ориентированную картину мира, на основе которой формируется культурная личность безопасного типа поведения. Она готова и способна к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей природной среды [14].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

педагогические науки

Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна ИДЕИ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ...

Нами выделяются различные направления проблематизации предметно-методической подготовки бакалавров образования в сфере безопасности жизнедеятельности: проблематизация целеполагания, проблематизация отбора учебного содержания с точки зрения его эмоционально-ценностного, когнитивного, праксиологического точек зрения; проблематизация методики его освоения с использованием электронной образовательной среды Мининского университета и созданных в ней электронных учебно-методических комплексов. Целевая направленность современного высшего педагогического образования, в соответствие с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, состоит в проблеме формировании профессиональной компетентности обучающихся, которая складывается из освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Их выделенная совокупность обеспечивает подготовку будущих педагогов как в области освоения содержания солидного межпредметного фонда безопасности жизнедеятельности, так и в сфере методики обучения данного курса. Отметим, что проблемное содержание опирается на фундаментальный уровень, образованный аксиомой о потенциальной опасности любого вида деятельности, концепции Устойчивого развития как единственно возможной стратегии выхода из кризисной ситуации, главными теоретическими положениями об опасности как потенциальной возможности возникновения риска, безопасности как зоны приемлемого риска; теоретических и эмпирических понятий [15, 16, 17].

Проблемность педагогической подготовки бакалавров, на наш взгляд, обеспечивается системой разнообразных проблем безопасности и методики ее изучения, объединяемых ведущей проблемой - обеспечение безопасности жизнедеятельности и роль культурной личности безопасного типа поведения на пути к устойчивому развитию. Выступая стержневой, данная проблема концентрирует внимание на интеграции предметного и методического образования педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности, его рассмотрении как единого целостного процесса, направленного на освоении обучающимися выделенных компетенций. Постиндустриальные научные представления изменили взгляды на проблемность в сторону ее расширения от традиционных классических проблем безопасности к рассмотрению отдельных, частных проблемных ситуаций (М.Малкей, Р.Телнер, Т.Пинч). Это обстоятельство, несомненно, имеет большое методологическое значение в обучении курса «Безопасность жизнедеятельности», поскольку обращает внимание на конкретные жизненно важные негативные события, личнозначимые для каждого человека. Обсуждение реальных проблем природной, технологической, социальной безопасности обеспечивает более эффективное формирование у обучающихся ценностных смыслов образования, устойчивой внутренней мотивации, прочности осознанного усвоения содержания, успешности освоения компетенций.

Исходя из состава формируемых компетенций, нами выделены аксиологический, когнитивный, праксиологический аспекты содержания и проведена его систематизация по учебным дисциплинам подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности с ориентацией на главную стержневую проблему - обеспечение безопасности жизнедеятельности и роль культурной личности безопасного типа поведения на пути к устойчивому развитию.

Аксиологичность содержания отражает ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности как объективной потребности личности, общества, государства в прогрессивном устойчивом развитии, положения стратегии Устойчивого развития на принципах коэволюции, открытости и демократичности, всеобщей толерантности, взгляду на личность как на субъект жизнедеятельности, готовый и способный творчески решать задачи защиты

от возможных опасностей путем их идентификации, предупреждения, ликвидации последствий. Аксиологический «заряд» стержневой проблемы пронизывает весь курс и закладывается в начале изучения его базовой дисциплины «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». Когнитивная сторона содержания, раскрывающая научно-практическую сущность безопасности, активизируется в дальнейших курсах предметного обучения, где стержневая проблема рассматривается с разных позиций в зависимости от материала изучения. Так, например, опасные и чрезвычайные ситуации различных типов и способы защиты от них становятся предметом обсуждения в одноименных курсах. Методический дискурс стержневой проблемы отражается в использовании при обучении, главным образом, проблемной технологии, как в ее классическом варианте (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), так и в инновационных проявлениях: анализ конкретных ситуаций (case study), проект, организация исследовательской деятельности. Сложные теоретические и практические вопросы безопасности изучаются на проблемных лекциях в диалоговом режиме проблемного изложения; обсуждаются на дискуссиях, круглых столах, решении кейс-задач в условиях семинарских занятий при изучении каждой из дисциплин подготовки. Преобладание частично-поисковых методов привлекает обучающихся к самостоятельной деятельности, учит творчеству, погружает в информационный поиск и анализ различных материалов, развивает критическое мышление. Более высокий уровень творческой самостоятельности и практической направленности предполагается при освоении праксиологического аспекта, при котором бакалавры осваивают ориентировочные основы и умения применять усвоенное содержание на практике в новых незнакомых ситуациях опасности. Доминируют самостоятельно выполняемые в электронной образовательной среде творчески-практические работы исследовательского и лабораторного характера. Проблемно-организованная учебная деятельность по-новому раскрывает стержневую проблему, показывая ее многогранность, значимость, актуальность. Проблемы формирования культурной личности безопасного типа поведения и пути их решения активно обсуждаются в методике обучения безопасности жизнедеятельности, а студенческие методические разработки апробируются в рамках педагогической практики. На уроках основ безопасности жизнедеятельности и в дополнительном образовании школьников в режиме культурного диалога и сотрудничества применяется весь предметно-методический арсенал, охватывающий содержание профессиональной компетентности [18; 19, 20, 21].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассмотренная про-блематизация предметно-методической подготовки обучающихся на бакалавриате позволила представить образовательный процесс как единство научного содержания в сфере безопасности жизнедеятельности и методики обучения данного курса в общеобразовательных организациях. Это объединение достигнуто путем выделения стержневой проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и роли культурной личности безопасного типа поведения на пути к устойчивому развитию. Проблематизация раскрывается в двух направлениях:!) содержание курса - через научные проблемы безопасности и реальные ситуации опасного и чрезвычайного характера;2) методика обучения, основанная на проблемных технологиях. Проблематизация целостно и по-новому раскрывает материал дисциплин подготовки, усиливая его ценностно-смысловой потенциал, а также обеспечивает развитие самостоятельности и творчества на основе широкой коммуникативной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте

Kartavykh Marina Anatolievna, Veryaskina Marina Aleksandrovna, Petrova Elena Nikolaevna

IDEAS OF PROBLEMS IN THE SUBJECT-METHODICAL TRAINING ...

pedagogical sciences

России 11.01.2016N 40536). - Электрон. дан. M., [2015]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf, свободный.

2. Mамедов ^M. Культура устойчивого развития как важнейшее условие гармонизации социально-экономического и экологического развития // Cовременные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография /Под ред. r.C. Камериловой, Н.Д. Aндреевой.

- Н. Новгород: НГПУ им. К. Mинина, 2013. - C.7-17.

3. Огурцов A.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования // Bестник Cамарской гуманитарной академии. Bbi^rn «Философия. Филология», 2006. - .№1(4). — C.3-27.

4. Cтеnин B.C. Cовременная научная картина мира /B.C. Cтепин //Философия русского космизма.-M.: 1996. — C.5-25.

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Текст] / C.B. Белов, A.B. Ильницкая, A.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. C.B. Белова. 7-е изд., стер. — M.: Bысш. шк., 2007. — 616 с.

6. Девисилов B.A. Концепция образования в области безопасности жизнедеятельности: структура, содержание, дидактика [Текст] /B.A. Девисилов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005.

- № 5. — C.39-49.

7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведении [Текст] / ЛЛ. Mихайлов, Э.M. Киселёва, О.Н. Русак и др.; под ред. Л.A. Mихайлова. — M.: Издательский центр «Aкадемия», 2009. — 288 с.

8. Aйзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Р.И. Aйзман, C.B. Петров, B.M. Ширшова. — Новосибирск: AРТA, 2011. — 208 с. — (Cерия «Безопасность жизнедеятельности»). — ISBN 978-5-902700-18-0.

9. Bернадский B.B. Научная мысль как планетарное явление.- M.: Наука,1991.-271с.

10. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / B. B. Денисов [и др.]. - Ростов-на-Дону: MарТ, 2003. — 715 с.

11. Cоломин B.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст] / под общ. ред. B.П. Cоломина. — M.: Издательство Юрайт, 2015. — 399с.

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12153609, свободный.

13. Русак О.Н., Mалаян К.К., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. — 4-е изд., стереотип. / Под ред. О.Н. Русака. — CПб.: Лань, 2001.

14. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 «О Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_191669/, свободный.

15. Kamerilova G.S. Environmental safety in the substantive training of bachelors of education in the field of life safety / G. S. Kamerilova, M. A. Kartavykh, O.M. Filatova, E.N. Petrova, E.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, M.A. Veryaskina // Ecology, Environment and Conservation. 23 (4): 2017; pp. (446-450).

16. Картавых M.A. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [Электронный ресурс] /M.A. Картавых, r.C. Камерилова// VestnikofMinin University. 2018. Volume 6. No 1. BестникMининскогоуниверситета, 2018. Т. 6. - № 1.-http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/752/643 (дата обращения 07.10.2018).

17. Bеряскина M.A. Проектирование научно-методического обеспечения подготовки в области экологической безопасности будущих учителей безопасности жизнедеятельности /M.A. Bеряскина // Cовременное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Mеждународной научно-практической конференции. B 2 ч. Ч. 1. — Пенза: MЦHC «Наука и Просвещение». — 2018. — 214 с. — C. 176-179.

18. Якупов, A.M. Преподавание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам гуманитарных специальностей вузов: проблема программно-содержательного обеспечения педагогического процесса и пути её решения [Электронный ресурс] / AM. Якупов, ИA. Кувшинова, П.И. Костенок, B.B. Денисова // Mеждународный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 2-2. — C. 321-328. — Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9583, свободный.

19. Kartavykh M.A. Periodicity of professional pedagogical education within bachelor's and master's programmes in natural sciences / M.A. Kartavykh, E.L. Ageeva , O.M. Filatova, M.A. Veryaskina, E.M. Ruban // European Research Studies Journal. — 2015. - № 4; URL: http://www.ersj. eu/index.php?op-tion=com_content&task=view&id=600.

20. Aбаскалова Н.П. Mетодика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст]: учебное пособие для педагогич. вузов / Н.П. Aбаскалова, C.B. Петров, Л.A. Aкимова. - Новосибирск: ООО AРТA, 2011. — 304 с.

21. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.П. Белозерцев, A.^ Гонеев, A.r. Пашков и др.]; под ред. B.A. ^астёнина. — 3-е изд., стер. — M.: Издательский центр «Aкадемия», 2007. — 368 с.

Отатья поступила в редакцию 21.10.2018 Отатья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.