Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракотова Светлана Абугалиевна, Джаубаева Зарима Курмановна, Бостанова Фатима Ахмедовна

В статье рассматриваются методы исследования возможностей информационных технологий в образовательном процессе. Тема актуальна. Введение нынешних информационных технологий в область образования дает возможность преподавателям в корне поменять контент. Видоизменяются способы и организационные виды преподавания. Исследование имеет определенную практическую значимость. Использование информационных технологий на занятиях помогает преподавателю планировать свою работу по руководству и формированию креативного взгляда обучаемых к занятиям. Целью исследования является рассмотрение методов обучения для повышения умственных потенциалов студентов. Сегодняшние информационные технологии в сфере образования позволяют педагогам полностью трансформировать контент, способы видов обучения. Подача образцов для проверки учебных заданий или компьютерных программ, показ рассмотрения оснований для допуска ошибок дают возможность учить детей самоконтролю и самокоррекции своей учебно-познавательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракотова Светлана Абугалиевна, Джаубаева Зарима Курмановна, Бостанова Фатима Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses methods for studying the possibilities of information technologies in the educational process. The topic is relevant. The introduction of current information technologies in the field of education enables teachers to radically change the content. Methods and organizational types of teaching are changing too. The study has a certain practical significance. The use of information technology in the classroom helps the teacher to plan his work to guide and form a creative view of students to the classroom. The aim of the study is to consider teaching methods to improve the mental potentials of students. Today's information technologies in the field of education allow teachers to completely transform the content, methods of learning. Submission of samples for checking educational tasks or computer programs, showing consideration of the reasons for making mistakes make it possible to teach children self-control and self-correction of their educational and cognitive work.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

дискуссий. На четвертом рефлексивно-оценочном этапе происходит обсуждение результатов групповой работы, утверждение наиболее рационального алгоритма безопасного поведения, оценивание итогов.

Проведенное итоговое тестирование оценки результатов учебной деятельности школьников показало, что предложенная методическая модель вполне эффективна. Обучающиеся в целом (89%) усвоили правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, 63% - правильно выстраивают алгоритм безопасной деятельности, не нарушая логической последовательности действий. Более половины школьников не только верно выполняют систему ситуационных заданий, но и грамотно аргументируют состав умений безопасного поведения в зависимости от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Практически все демонстрируют понимание жизненных ценностей и необходимости освоения правил безопасного поведения, а также осознание взаимопомощи в условиях угроз и рисков. Следует отметить возрастающий уровень коммуникативных умений у школьников, сформированный в ходе групповой работы. В процессе движения от теоретического осмысления чрезвычайных ситуаций к пониманию необходимости разработки и соблюдения практических действий по защите от них, формируется функционально грамотная и ответственная личность безопасного типа поведения.

Выводы. Методическая модель формирования функциональной грамотности в сфере безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях выстраивается в логике актуальных тенденций, современного этапа отечественного образования и учета растущих угроз XXI века. Разработанная модель с использованием кейс-обучения создает условия для успешного формирования функциональной грамотности школьников в сфере безопасного поведения в условиях природных, техногенных, социальных и экологических чрезвычайных ситуаций. Положительная результативность достигается посредством систематического выполнения обучающимися кейсов из разработанного банка ситуационных заданий в соответствие с этапностью учебной деятельности; сочетанием индивидуальной и групповой работы.

Литература:

1. Авдеева, Н.В. Развитие информационной грамотности населения о правилах безопасного поведения в ситуациях техногенного характера / Н.В. Авдеева, В.Ю. Абрамова // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3.1. - С. 4-7

2. Асмолов, А.Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - №4. - С. 3-26

3. Демидова, Н.Н. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного познания / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2016. №2. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205 (дата обращения: 19.11.2022)

4. Ермоленко, В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности /

B.А. Ермоленко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №1(4). - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-kontekste-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 19.11.2022).

5. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»: сайт. - Москва, 2022. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 21.11.2022).

6. Камерилова, Г.С. Педагогическая технология ситуационного анализа в обучении безопасности жизнедеятельности / Г.С. Камерилова, В.А. Шутова, А.А. Давыдова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - №12(117). - С. 74-77

7. Картавых, М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии / М.А. Картавых, Е.М. Рубан, М.А. Веряскина // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №6(50). - Ч. 5. -

C. 53-58

8. Педагогика здравого смысла: сб. материалов / [А.А. Леонтьев и др.]; под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс: Изд. дом РАО, 2003. - 368 с.

9. Попова, Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников / Р.И. Попова // Молодой ученый. -2014. - №12. - С. 295-297

10. Соломин, В.П. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / В.П. Соломин, П.В. Станкевич // Молодой ученый. - 2014. - №18.1 (77.1) - С. 4-6

11. Тангян, С.А. Образование на пороге XXI века / С.А. Тангян // Педагогика. - 1995. - № 1. - С. 11-13

12. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / [Л.А. Михайлов и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Каракотова Светлана Абугалиевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Джаубаева Зарима Курмановна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат физико-математических наук, доцент Бостанова Фатима Ахмедовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются методы исследования возможностей информационных технологий в образовательном процессе. Тема актуальна. Введение нынешних информационных технологий в область образования дает возможность преподавателям в корне поменять контент. Видоизменяются способы и организационные виды преподавания. Исследование имеет определенную практическую значимость. Использование информационных технологий на занятиях помогает преподавателю планировать свою работу по руководству и формированию креативного взгляда обучаемых к занятиям. Целью исследования является рассмотрение методов обучения для повышения умственных потенциалов студентов. Сегодняшние информационные технологии в сфере образования позволяют педагогам полностью трансформировать контент, способы видов обучения. Подача образцов для проверки учебных заданий или компьютерных программ, показ рассмотрения оснований для допуска ошибок дают возможность учить детей самоконтролю и самокоррекции своей учебно-познавательной работы.

Ключевые слова: информационные технологии, креативность, учебно-познавательная работа, компьютерные программы.

Annotation. The article discusses methods for studying the possibilities of information technologies in the educational process. The topic is relevant. The introduction of current information technologies in the field of education enables teachers to radically change the content. Methods and organizational types of teaching are changing too. The study has a certain practical significance. The use of information technology in the classroom helps the teacher to plan his work to guide and form a creative view of students to the classroom. The aim of the study is to consider teaching methods to improve the mental potentials of students. Today's information technologies in the field of education allow teachers to completely transform the content, methods of learning. Submission of samples for checking educational tasks or computer programs, showing consideration of the reasons for making mistakes make it possible to teach children self-control and self-correction of their educational and cognitive work.

Key words: information technology, creativity, educational and cognitive work, computer programs.

Введение. Применение информационных технологий в образовательном процессе позволяют педагогам всецело модифицировать контент, методы и организационные виды обучения. Целью данных технологий в обучении является увеличение умственных потенциалов обучающихся в информационном социуме, а также гуманизация, персонализация, усиление хода обучения и роста качества обучения на всех стадиях обучающей системы [1].

Задача, поставленная в исследовании: рассмотреть эффективность обучения при использовании информационных технологий в образовательном процессе.

Главными методами обучения при помощи информационных технологий считаются:

1. Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса.

2. Применение метода презентации.

3. Метод проектной работы.

4. Метод индивидуальной работы или в малых группах над небольшими задачами на компьютере и проектами по программированию.

5. Лекции и использование интегрированных сред разработки [2].

Изложение основного материала статьи. Имеется несколько важнейших групп информационных и телекоммуникационных технологий, значительных с точки зрения систем обычного и удаленного обучения. Некоторыми из них являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и средства ИКТ дают возможность громадному количеству обучаемых быть на прослушивании лекций лучших лекторов. Видеокассеты с лекциями могут быть применены как в видео классах, так и дома. В американских и европейских курсах обучения главный материал дается в печатных публикациях и на видеокассетах [3].

Телевидение, как одна из самых популярных ИКТ, занимает большое место в жизни людей: почти у всех дома есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы свободно применяются в мире и являются образцом удаленного обучения. Вследствие использования телевидения, возникает вероятность читать лекции для большого количества людей в целях увеличения общего развития обучаемых без проверки постижения знаний, а также вероятность позже проконтролировать знания посредством тестов и испытаний.

«Основной технологией, дающей возможность сберегать и транслировать главную часть проходимого материала, являются электронные учебники. Работа с ними помогает усвоить материал. Обучающие электронные книги дают возможность демонстрировать данные в подвижном графическом виде» [4].

Обучающимся нравится проектная работа, самостоятельная деятельность, а также практические задания и в определенной степени обучение под руководством учителя. «Им не нравятся теоретические знания без практического применения и старомодные учебники по информатике» [5].

Преподаватель может играть важную роль в передаче информации и оказании помощи в решении упражнений с использованием программных инструментов, например, в создании веб-страниц и других программных приложений. «Студенты считали, что этот метод станет важной частью их будущей профессиональной карьеры инженеров-программистов. Кроме того, решение программных упражнений с помощью учителя соответствует духу предмета и национальной учебной программе, в которой информатика рассматривается как практический предмет» [6].

Преподавание информатики на уровне средней школы должно поддерживать все типы обучения: социокультурное, конструктивистское и бихевиористское (или под руководством учителя).

Проектная работа, сочетающая социокультурное обучение, формальное и неформальное обучение, а также сотрудничество учащихся, представляется лучшим методом обучения школьной информатике. Однако акцент на преимуществах конструктивистской педагогики, т. е. индивидуального обучения, в данной работе не подтверждается в полной мере. Напротив, результаты показывают важность обучения под руководством учителя, которое вовлекает учащихся в осмысленное обучение, как ясно показывает исследовательская литература [7].

Групповая работа, даже под руководством преподавателя, не дает такого же обучающего эффекта по сравнению с аналогичными методами, например проектной работой. Им нравится этот метод. Предполагается, что групповая работа имеет эффект обучения 50%. Рабочая группа является формальным методом и проводится в обычных условиях классной комнаты. Кроме того, предполагается, что он будет способствовать взаимодействию между студентами и социальными связями.

Тем не менее, обучающие учителя сообщили, что если групповая работа не связана с проектной работой и разработкой программного обеспечения, она не будет иметь желаемого эффекта обучения. Если групповая работа будет больше сосредоточена на обсуждении теоретических аспектов информатики, чем на решении практических упражнений, она не будет привлекать и мотивировать учащихся.

В самом деле, не следует недооценивать прямое обучение, когда речь идет о четком обучении студентов тому, что делать для решения упражнений или как использовать программные инструменты [9].

Кроме того, обучение информатике должно быть подкреплено качественными учебниками и мотивирующими упражнениями. Кроме того, демонстрация функциональных возможностей программного обеспечения, используемого для создания значимых приложений, по-прежнему очень важна в условиях обучения. Ясно, что учащиеся, которые проводят большую часть своего времени, выполняя упражнения, повторяя уроки и получая инструкции от учителей или работая под непосредственным наблюдением учителей, добиваются более высоких результатов, чем те, от которых ожидается, что они будут учиться полностью самостоятельно (индивидуальное обучение) [10].

Однако методы обучения сами по себе не имеют желаемого эффекта обучения без квалифицированных учителей с точки зрения педагогических стратегий и технических знаний.

Следовательно, предстоит еще много работы, и педагогические изменения и инновации в предмете информатики в средних школах могут быть достигнуты только через итеративный и непрерывный цикл экспериментов и оценок в различных школьных контекстах [11].

Можно подчеркнуть такие главные дидактические цели применения средств нынешних информационных технологий:

- усиление всех степеней учебно-воспитательного процесса путем использования орудий нынешних информационных технологий;

- увеличение действенности и качества хода обучения;

- увеличение инициативности познавательной работы;

- упрочение межпредметных связей;

- повышение количества и оптимизация поиска требуемых данных.

Формирование личности обучаемого, подготовка обучаемого к комфортному существованию в мире информационного социума имеет большое значение. Это:

- формирование всевозможных типов мышления;

- формирование речевых возможностей;

- воспитание возможностей принимать наилучшее решение или давать версии решения в тяжелой обстановке;

- эстетическое развитие путем применения компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- воспитание информационной культуры, умений выполнять шлифовку данных;

- формирование умений решать проблему или обстоятельства;

- развитие умений выполнять экспериментально-исследовательское дело.

Использование информационных технологий помогает в работе на выполнение общественного требования социума. Для этого мы ставим следующие педагогические цели:

- воспитание информационно компетентного человека;

- воспитание пользователя компьютерными орудиями;

- выполнение профориентационной деятельности в сфере информатики.

Перечисленные выше дидактические цели обусловливают главные назначения введения информационных технологий в образование:

- применение информационных технологий в виде способа обучения, улучшающего процесс обучения, увеличивающего его результативность и качество;

- применение информационных технологий в виде орудия знакомства с окружающим миром и самопознанием;

- применение информационных технологий в виде формирования личности обучаемого;

- применение информационных технологий в виде предмета исследования (например, во время прохождения курса информатики);

- применение информационных технологий в виде способа информационно-методического снабжения и руководства учебно-воспитательной деятельностью, образовательными учреждениями, системой образовательных учреждений;

- применение информационных технологий в виде орудия речи для внедрения последних дидактических технологий (например, проектная работа);

- применение информационных технологий в виде автоматизации хода проверки, исправления итогов учебной работы, компьютерного дидактического тестирования и психодиагностики;

- применение информационных технологий в виде орудий автоматизации хода шлифовки итогов опыта (лабораторного, демонстрационного) и работа с учебным оснащением.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение информационо-речевых технологий в сегодня является обязательной частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении всякого вида, дает возможность выполнить деловое отношение в преподавании и благополучно развивать речевую и информационную компетенции детей.

Информационно-речевые технологии снабжают большим качеством объяснения темы и применяют всевозможные речевые способы (текстовый, акустический, графический, чувственный и т.д.) [12].

Использование возможностей Microsoft PowerPoint для организации образовательного процесса.

Одним из самых известных программных возможностей, употребляемых для проведения всяческих докладов, лекций, чтения рефератов и т.д. является программа компании Microsoft - PowerPoint. Программа PowerPoint несложна в употреблении. Ее может выучить всякий обладатель личного компьютера.

Применение презентации:

- для показа темы и показа главных пунктов, на которых будет сфокусировано внимание во время занятия.

- в качестве показа материала, который объясняет педагог. Например, слайд может наполнен тематическими иллюстрациями, добавочными данными, любопытными фактами и пр.;

- в виде закрепления рассмотренной темы. Файлы могут иметь список проблем или всяких упражнений, которые помогут детям собрать вместе все приобретенные знания;

- для контроля домашней работы;

- для обогащения знаний.

Презентация может иметь больше данных, чем преподавательский доклад. Это позволяет дать детям не только главный материал, но и углубить знания. Кроме этого презентации в состоянии разрядить ситуацию. Можно употребить забавные анимации, особенно, если занятия последние и дети утомились.

Применение интерактивных и просто обучающих презентаций дает возможность педагогам за одно занятие сделать намного больше, чем при чтении простой лекции. Они могут осуществлять всевозможные функции.

Положительные качества применения презентаций на занятиях:

- Наглядные материалы помогут преподавателю правильно растолковать тему. Кроме этого дети получают информацию сразу зрением и слухом. Это увеличивает шансы постижения темы;

- Презентации стимулируют коммуникацию, инициативность, что мотивирует обучаемых тянуться к более обширным знаниям. Энергичный диспут может всецело овладеть вниманием личности.

Сложные таблицы, графики и диаграммы трудно отобразить на доске, а вот презентация прекрасно преодолеет это. К тому же интерактивное приложение дает возможность вводить анимации, видеофайлы. Они содействуют восприятию таблиц и других графических предметов. Верно построенное приложение дает возможность перебрасываться с помощью гиперссылок и быстро находить требуемый слайд. Особенно это актуально, когда надо найти тему занятия или выбросить излишнюю информацию.

Презентации повышают эффективность занятия, так как могут дать больше данных и привлечь больше обучаемых.

Несовершенства применения презентаций на занятиях:

Трудности при формировании наглядностей могут появляться не только с программным снабжением, но и из-за дефицита знаний, которые содействуют верному составлению слайдов, чтобы они давали как можно больше данных обучаемым. Подобный способ изложения не всем может понравиться из-за трудности понимания текстов. Презентации могут содействовать не только энергичным дискуссиям, но и громким дебатам, вызывающим шум в группе [13].

Выводы. Итак, в ходе исследования мы проанализировали особенности применения ИКТ, эффективность обучения при использовании информационных технологий в образовательном процессе, специфику их введения в обучающий процесс.

Постарались обрисовать всевозможные виды ИКТ в процессе преподавания в образовательных учреждениях, самыми популярными из которых являются компьютерные прикладные программы пакета Microsoft Office, выявить роль и место ИКТ в обучающем процессе. Мы пришли к выводу о том, что применение ИКТ на занятиях позволяет предельно персонифицировать обучение, сделать этот процесс креативным, научным, поднимает мотивацию и внимание к прохождению дисциплины.

Данные технологии в обучении содействуют увеличению умственных потенциалов обучающихся в информационном социуме.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Блэр, Р. Инновационные подходы к преподаванию языков / Р. Блэр. - Нью-Йорк: Ньюбери Хаус. - 2010.

2. Голаева, А. Х-М. Педагогические методы использования интерактивных технологий на занятиях как способа повышения мотивации учащихся / А. Х-М. Голаева, М.А. Эльканов, А.А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022.

3. Голаева, А. Х-М. Основные функции учителя при применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях / А. Х-М. Голаева, М. А. Эльканов, А. А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022.

4. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 69-74

5. Каракотова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракотова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119

6. Каракотова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракотова, Д.К. Алиева. - Алтай: Мир науки, культуры, образования. - 2022. - №3(94). - С. 179-181

7. Кипкеева, З.К Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова. - Ялта: Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20

8. Койчуева, Л.М. Факторы, влияющие на взаимосвязь самосознания и уровня толерантности подростка / Л.М. Койчуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - № 5 (207). - С. 560-563

9. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148

10. Лепшокова, Е.А. Предлог и послелог в предложении и речи в английском и карачаево-балкарском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3-2 (57). - С. 104-107

11. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

12. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов на Дону: Южное измерение. - 2013. - № 6 (32). - С. 133-137

13. Пометун, О.И. Текущий урок. Интерактивные технологии обучения, научный метод / О.И. Пометун. - Киев, Издательство А.С.К., 2004.

Педагогика

УДК 378.016:811.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Карамышева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ «АВТОБИОГРАФИЯ» В КУРСЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И

ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Аннотация. В настоящей статье показано, что сопоставительно-аналитический подход в изучении автобиографии и перевод рассматриваемой темы из сферы современной высоко формализованной нормативистики в область историко-экскурсивного и историко-аксиологического подходов не только задают положительную динамику формирования побудительно-мотивационных моментов у студентов, но и способствуют актуализации морально-этического и нравственного аспектов в сфере делового коммуницирования. Вместе с тем учебно-методические материалы для темы «Автобиография», разработанные в традиционной логике дидактического вопрошания, обеспечивают прочное закрепление лексико-грамматического максиминимума, характерного для данного вида официально-деловых документов.

Ключевые слова: автобиография, лексико-грамматические средства, учебно-методическое обеспечение.

Annotation. This article shows that the comparative-analytical approach in the study of autobiography and the displacement of the considered topic from the sphere of modern highly formalized normative studies to the field of historical-excursative and historical-axiological approaches not only set the positive dynamics of the formation of incentive-motivational moments among students, but also contribute to the actualization of ethical and moral aspects in the field of business communication. At the same time, educational and methodological materials for the topic "Autobiography," developed in the traditional logic of didactic questioning, provide a strong consolidation of the lexical-grammatical maxi minimum typical for this type of official-business documents.

Key words: autobiography, lexical and grammatical means, educational and methodological support.

Введение. На основе типологического анализа различных источников (научно-методических публикаций, учебных пособий, служебных рекомендаций, типовых указаний и т.д.) мы можем говорить о том, что автобиографические документы дифференцируются в логике нормативности на две основные типовые группы: формализованные, то есть оформленные по заданным требованиям организации или учреждения (как правило, в соответствии с перечнем вопросов, разработанных кадровыми службами), и «неформальные», то есть написанные субъектом в произвольной форме с опорой на имеющийся практический опыт (например, в соответствии с учебной программой школьного предмета «Русский язык» обучающиеся должны владеть базовыми компетенциями написания автобиографии). Далее в статье наше внимание будет акцентировано только на второй группе документов, как вызывающей наибольшие затруднения у студентов, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.