Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Боташева Замира Хусейевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье ставится проблема методов применения информационных технологий на занятиях по математике. На этих уроках применяются типы информационных технологий: презентации, видеофрагменты и слайд-шоу. Они дают возможность наглядно и доступно растолковать студентам материал. Тема актуальна. Сегодняшняя система образования включает применение всевозможных инновационных технологий. Цифровые технологии являются информационным снабжением фронтальной работы педагога с группой и состоят из слайдов. Практическая значимость исследования: преподаватели математики могут использовать его результаты на своих уроках, на внеклассных занятиях Основными выводами является то, что использование последних информационных технологий в образовании помогает составлять программы и приложения, реализующие методологические идеи.
Ключевые слова: математика, информационные технологии, презентации, видеофрагменты и слайд-шоу.
Annotation. The article raises the problem of methods of using information technology at mathematics' lessons. At mathematics' lessons such types of information technologies are used: presentations, video clips and slide shows. They provide an opportunity to clearly and easily explain the material to students. The topic is relevant. The modern education system provides for the use of a variety of innovative technologies. Digital technologies are the information supply of the frontal work of the teacher with the group and consist of slides. The practical significance of the study lies in the fact that its results can be used by teachers at mathematics' lessons. The main conclusions are that the use of new information technologies in education stimulates the development of software tools and applications that implement methodological ideas.
Key words: mathematics, information technology, presentations, video clips and slide shows.
Введение. Сегодня совершается процесс информатизации социума - возникновение и вырабатывание множества знаковых систем, благодаря которым складывается поликомпонентное «информационное поле», являющееся характерной информационной сферой индивидуума. Так как потенциалы информационных технологий безмерны, появляется вопрос информационного (коммуникативного) приспособления индивидуума в социуме. Нынешний социум понял, что завтрашний день невообразим без информатизации всех областей людской деятельности [1].
Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, так как информационные технологии играют большую роль во всех областях жизни личности, особенно в учебе. Благодаря информационным технологиям и интернету, дети могут вместе трудиться над своими работами. У них есть выход к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они имеют возможность принимать участие в телеконференциях, вебинарах [2].
Методами исследования послужили дискурсивный анализ, функциональный анализ, различные методы описательного и сравнительного плана.
Новизна заключается в том, что сделана попытка провести более детальное исследование методов применения информационных технологий на занятиях по математике.
Целью исследования является анализ методов изучения применения информационных технологий на занятиях по математике.
Реализация цели статьи дала возможность выделить следующие главные задачи:
- помочь овладеть способами применения информационных технологий на занятиях по математике;
- содействовать освоению детьми фундаментальной информационной подготовкой.
Теоретическая значимость исследования заключается в правомерности обращения к теме исследования методов применения информационных технологий на занятиях по математике, которая аргументируется достижениями в этой области, связи их с категориями мышления и вопросами предметного мира.
Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут послужить справочным материалом для преподавателей математики, информатики, информационных технологий.
Изложение основного материала статьи. Поток информации, с которым человек встречается каждый день, каждый час, делается все более мощным. Быстрорастущий поток информации приводит к тому, что ежегодно повышается расстояние между совместным объемом научных знаний и той его частью, которая постигается в образовательном учреждении [3].
Специфично, что односторонний вид речи наличествует не только на лекциях, но и на практических занятиях. Отличие только в том, что часть информации передает не педагог, а обучающийся. Это могут быть ответы на вопросы, заданные педагогом перед практическим занятием, конспекты, отображение лекционного содержания. Такой вид речи не соответствует взглядам компетентностного подхода [4].
На уроках математики применяются типы информационных технологий: презентации, видеофрагменты и слайд-шоу. Они дают возможность наглядно и доступно растолковать студентам материал. Главные виды предоставленной информации - текст, рисунки, чертежи. Опыт использования электронных презентаций, реализованных в программе Power Point показал, что повышается качество занятия [5].
Компьютерные презентации - это самые последние методы показа информации. Виды и место применения презентации на занятии зависят от контента данного занятия, от цели, которая определяется на занятии. При прохождении новой темы применение презентации дает возможность показывать учебный материал, связанный с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и так далее [6].
При выполнении вербальных упражнений презентация позволяет быстро давать задания. Учебная презентация может являться конспектом занятия. В данном случае она включает главные части обычного занятия: названная тема, цель, план занятия, стержневые представления, домашнее задание. Для занятий по математике имеет большое значение использование анимированных чертежей, когда требуется сформировать занятие обучающихся с графиками, чертежами для доказательства теорем и задач, нарисовать схему, применить таблицу и т.д. [7].
Информационные технологии, чаще всего применяемые на занятиях, можно распределить на две группы:
1) сетевые технологии, использующие местные сети и глобальную сеть Internet;
2) технологии, применяемые на местных компьютерах.
Какие существуют типы технологий в классе математики? Классная комната математики вышла далеко за рамки образа учителя, классной доски и кучки скучающих учеников. Сегодняшние занятия по математике вовлекают учащихся в процесс обучения, используя множество различных технологий. Учащиеся используют такие технологии, как компьютеры и калькуляторы, самостоятельно, в небольших группах и в классе под руководством учителя. Учителя используют технологии для планирования уроков, проведения уроков и отслеживания успеваемости учащихся [8].
Компьютеры могут быть использованы для многих вещей в классе математики. Их можно использовать для демонстрации виртуальных математических моделей, например, в виртуальной библиотеке Mathematics, для упрощения создания графиков с помощью Excel и для отработки математических навыков на таких веб-сайтах, как A+ Math и Mathquarium. Учителя также могут использовать Excel или программу журнала оценок, чтобы отслеживать оценки и навыки учащихся. Смартборды (Умные доски) - это мост между компьютером и старомодной классной доской или белой доской.
Учителя могут использовать цифровые ручки, чтобы писать на доске, а затем сохранять написанное на своих компьютерах, так что независимо от того, какой урок вы проводите, если вы используете доску, у вас будет запись об этом [9].
Smartboard также подключен к классному компьютеру, так что все программы на компьютере доступны на доске. Таким образом, вы можете легко научить учащихся пользоваться программным обеспечением и веб-сайтами, при этом все учащиеся смогут видеть доску.
Как только учащиеся освоят основные математические понятия, использование калькуляторов поможет им подготовиться к работе в реальном мире. Обучающиеся также должны знать, как эффективно использовать калькуляторы.
Для классов математики, которые не имеют доступа к технологии Smartboard, проекторы очень полезны. Эта технология позволяет учителям и учащимся нормально писать, а затем проецировать изображение на экран, чтобы все учащиеся могли легко его увидеть. Учителя могут повторно использовать диапозитивы (чистую бумагу) или сохранять те, что были на уроках.
Телевизоры и DVD-плееры иногда используются на занятиях по математике. Хотя пассивный просмотр DVD - не лучшее занятие для детей в школе, иногда планы экстренных уроков или поощрения за поведение позволяют это сделать. Таким образом, даже на уроках математики телевизоры и DVD-плееры можно использовать для просмотра программ, основанных на математике.
Математическая лаборатория - это класс или специально отведенное место для проведения уроков математики в интерактивной и увлекательной форме. Создание математической лаборатории потребует определенного уровня знаний. Требуется соответствующее оборудование, чтобы обучающиеся могли учиться и улучшать свои математические способности. В школе, учебном центре или университете создание математической лаборатории при подготовке к урокам имеет большое значение, чтобы у студентов и преподавателей было оборудование, необходимое для работы с материалом курса [10].
Лаборатория должна быть готова к проведению занятия: убраны все ненужные книги, ненужные плакаты и беспорядок. Это делается для того, чтобы в классе было минимальное количество отвлекающих факторов, чтобы ученики могли сосредоточиться.
Надо приготовить необходимое математическое оборудование и правильные инструменты. Могут понадобиться статистические калькуляторы, линейки, транспортиры или миллиметровая бумага, но это зависит от возраста учащихся и математической дисциплины.
Следует проверить готовность инструментов - например, батарейки в калькуляторах работают, а карандаши заточены, оборудования достаточно для количества присутствующих учеников. Математическая лаборатория - это место для демонстрации математики в увлекательной форме.
Документы, которые понадобятся во время занятий, должны быть распечатаны и оставлены на столе для раздачи. Это означает, что математическая лаборатория будет работать гладко, и преподаватель не будет задерживаться, собирая документы.
Линейные графики обеспечивают простой и наглядный способ для учащихся всех возрастов интерпретировать данные и делать выводы о математических соотношениях, таких как: равенство, неравенство, больше, чем, меньше, чем, группировка.
Учащиеся также узнают, что графики имеют ограничения - многие из них не отображают все данные и не объясняют альтернативные варианты. Учащиеся, которые учатся рисовать уравнения в виде графиков, часто хорошо подготовлены к курсам по математике, статистике, инженерии и естественным наукам.
Они также визуально привлекательны. Визуальные графики дают подсказки, которых нет в словах и уравнениях. Например, учащимся средней или старшей школы может потребоваться несколько минут, чтобы прочитать, переварить, интерпретировать и составить карту словесной задачи. С помощью пиктограммы или круговой диаграммы учащиеся могут быстро сделать выводы. Графики показывают тенденции, пробелы и кластеры, а также сравнивают несколько наборов данных одновременно, часто охватывая большие наборы данных. Они позволяют ученым и обучающимся легко формулировать гипотезы и делать выводы.
Некоторые учащиеся делают поспешные выводы и неточно интерпретируют графики, что приводит к неверным ответам на прикладные математические задачи. Они могут игнорировать важную информацию, спешить с деталями проблемы, не читать инструкций, относиться к не относящимся к делу данным как к важным и забывать опираться на предшествующие знания. Графики, такие как линейные графики и гистограммы, предназначены для работы в сочетании с другими источниками информации, такими как текст, поэтому учащиеся, которые сосредотачиваются исключительно на графиках, часто неправильно интерпретируют данные [11].
Компьютеризированные графики часто сокращают объем работы, который необходимо выполнить, что может быть преимуществом во время тестов на время, но они также мешают процессу обучения. Учащиеся могут не полностью развить свои собственные навыки построения графиков, что может привести к проблемам, когда батарейки разрядятся или компьютерные программы перестанут работать.
Выводы. Навыки математических вычислений обычно вводятся в младших классах в следующем порядке: сложение, вычитание, умножение и затем деление. Учителя часто укрепляют навыки математических вычислений с помощью игр, тестов на время и упражнений. Новое обучение основывается на предшествующих знаниях и постоянно зависит от него, пока учащиеся не овладеют всеми четырьмя навыками.
В результате исследования методов использования информационных технологий на уроках математики сделаны определенные выводы: использование новых информационных технологий в образовании стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи.
Был проведен обзор литературы по способам исследования использование новых информационных технологий в образовании. Многие ученые посвятили свои труды исследованию информационных технологий: А.Б. Антопольский, Е.А. Лепшокова, С.А. Каракотова, К.А. Тоторкулова, И.В. Устинина, О.Б. Часовникова.
Полезно обеспечить ежедневную практику математических фактов с помощью различных мероприятий, чтобы дети не потеряли интерес. Математические упражнения на время с рабочими листами очень популярны у большинства детей, так как детям нравится видеть, сколько математических фактов они могут решить за определенное время. Компьютерные игры также могут быть полезны. Предоставьте выбор деятельности, чтобы дети были мотивированы, и настаивайте на том, чтобы некоторые математические упражнения выполнялись каждый день в течение 2-10 минут. Когда дети освоят несколько операций, они могут чередовать дни занятий (сложение по понедельникам, вычитание по вторникам и т.д.).
Литература:
1. Антопольский, А.Б. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. А.Б. Антопольский Т.С. Маркарова, Е.А. Данилина - Москва : ИНИЦ «Патент» 1., 2008. - 339 с.
2. Дурдымурадова, Б.Я. Описание микрополей функционально-семантического поля квалитативности / Б.Я .Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2019. - С. 103-108
3. Каракотова, С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности / С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2018. - С. 133-137.
4. Каракотова, С.А. Цели и основные задачи модернизации образования / С.А. Каракотова, А.М. Алиева // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2017. - С. 106-110.
5. Лепшокова, Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2021. - С. 219-222
6. Лепшокова, Е.А. Эффективность использования информационных технологий в образовании / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития. Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2021. - 223-228.
7. Лепшокова, Е.А. Семантические ограничения, регулирующие структурную стабильность конструкции каузации движения / Е.А. Лепшокова //В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2018. - С. 145-150.
8. Лепшокова, Е.А. Использования сети интернет в формировании учебно-познавательной потребности у школьников / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. - № 56-7. -С. 149-156.
9. Тоторкулова, К.А. Роль образования в социуме / К.А. Тоторкулова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVII. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 228-231.
10. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / И.В. Устинина, С.А. Каракотова // В сборнике трудов конференции «Инновационные процессы в системе образования: теория и практика», КЧГУ. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2018. - С. 168-172.
11. Часовникова, О.Б., "Использование новых информационных технологий обучения в школе" / О.Б. Часовникова, Ю.И. Гибина, А.Б. Лисица, Е.В. Гусельникова. - Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе "Школа - Вуз", Новосибирск, 20 июня 2003 г.
Педагогика
УДК 373.2
магистрант Бугаева Айыына Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Николаева Алевтина Васильевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация. Данная статья затрагивает актуальные вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В статье анализируется годовой план и ресурсное обеспечение ДОО, проведено анкетирование среди родителей (законных представителей) и педагогов, а также представлена модель взаимодействия ДОО и семьи средствами виртуального общения.
Ключевые слова: взаимодействие, семья, средства виртуального общения, годовой план, ресурсное обеспечение, модель взаимодействия, компоненты модели.
Annоtation: This article touches upon topical issues of interaction between a preschool educational organization and the family. The article analyzes the annual plan and resource provision of the preschool educational institution, conducted a questionnaire among parents (legal representatives) and kindergarten teachers, and also presented a model of interaction between the preschool educational institution and the family by means of virtual communication.
Key words: interaction, family, means of virtual communication, annual plan, resource provision, interaction model, model components.
Введение. Перед системой дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, ставится важнейшая цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка, создаются предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации социального заказа [6].