Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боташева Фатима Юсуфовна, Бостанова Мадина Магомедовна, Чомаева Зухра Умаровна

В статье анализируются уроки с использованием информационных технологий. Они требуют особого подхода в условиях современного информационного общества. В таких случаях педагог должен владеть определенными навыками и умениями по применению ИКТ. Это нужно для управления учебным процессом. Актуальность темы определяется тем, что достижения информационных технологий в совершенствовании процессов самоконтроля и воспитания человеческой личности очень важны. Практическая значимость исследования заключается в том, очень важна роль современных информационных технологий в дальнейшем совершенствовании нормального процесса общения и повышении эффективности межличностных отношений. При этом роль преподавателя имеет большое значение. Он является организатором и руководителем образовательного процесса. Правильная организация процесса должна создать возможности для поиска и эффективного использования возможностей информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CLASSING WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article analyzes lessons using information technology. They require a special approach in today's information society. In such cases, the teacher must have certain skills and abilities in the use of ICT. This is necessary for the management of the educational process. The relevance of the topic is determined by the fact that the achievements of information technology in improving the processes of self-control and education of the human personality are very important. The practical significance of the study lies in the fact that the role of modern information technologies is very important in further improving the normal process of communication and increasing the effectiveness of interpersonal relationships. In this case, the role of the teacher is of great importance. He is the organizer and leader of the educational process. The correct organization of the process should create opportunities for finding and effectively using the possibilities of information technology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

7. Силецкая, А.В. О релевантности понятий социальная перцепция и профайлинг / А.В. Селецкая // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2020. - №3.

8. Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни. - Москва: Акад. Проект, 2006. - 206 с.

9. Юнг, К. Конфликты детской души / Карл Густав Юнг. - Москва: Канон, 1995. - 333 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Боташева Фатима Юсуфовна

Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск); старший преподаватель Бостанова Мадина Магомедовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Чомаева Зухра Умаровна Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье анализируются уроки с использованием информационных технологий. Они требуют особого подхода в условиях современного информационного общества. В таких случаях педагог должен владеть определенными навыками и умениями по применению ИКТ. Это нужно для управления учебным процессом. Актуальность темы определяется тем, что достижения информационных технологий в совершенствовании процессов самоконтроля и воспитания человеческой личности очень важны. Практическая значимость исследования заключается в том, очень важна роль современных информационных технологий в дальнейшем совершенствовании нормального процесса общения и повышении эффективности межличностных отношений. При этом роль преподавателя имеет большое значение. Он является организатором и руководителем образовательного процесса. Правильная организация процесса должна создать возможности для поиска и эффективного использования возможностей информационных технологий.

Ключевые слова: эффективность, информация, технологии, образование, электронный ресурс, образовательный процесс, преподаватель.

Annotation. The article analyzes lessons using information technology. They require a special approach in today's information society. In such cases, the teacher must have certain skills and abilities in the use of ICT. This is necessary for the management of the educational process. The relevance of the topic is determined by the fact that the achievements of information technology in improving the processes of self-control and education of the human personality are very important. The practical significance of the study lies in the fact that the role of modern information technologies is very important in further improving the normal process of communication and increasing the effectiveness of interpersonal relationships. In this case, the role of the teacher is of great importance. He is the organizer and leader of the educational process. The correct organization of the process should create opportunities for finding and effectively using the possibilities of information technology.

Key words: efficiency, information, technologies, education, electronic resource, educational process, teacher.

Введение. Человеческое общество требует решения некоторых сложных вопросов, таких как объединение людей в ту или иную общину. С этой целью более совершенные информационные системы не могут заменить человеческое общение, но информационные технологии могут повысить эффективность их участия и автоматизировать творческую деятельность людей [1].

Цель: рассмотрение особенностей занятий с использованием информационных технологий.

Задачи:

- проанализировать способы создания условий для мотивации деятельности обучаемых на занятиях;

- разобрать модернизацию проведения занятий как мотивационную нагрузку;

- рассмотреть методы дистанционного образования.

Изложение основного материала статьи. Развитие современной науки и техники совершенствует образовательный процесс, с другой стороны, приводит к утрате учащимися устойчивого интереса к знаниям, поскольку вместо настойчивого творческого поиска и твердой воли учащегося сегодня его место занимает бездеятельность, нежелание учиться. Иными словами, они становятся «рабами готовой информации», поскольку компьютеры, калькуляторы облегчают умственную работу человека, освобождая его от умственного напряжения [2].

При этом важное значение имеет роль преподавателя, который является организатором и руководителем образовательного процесса. Потому что правильная организация процесса должна устранить указанные выше недостатки и создать возможности для поиска и эффективного использования возможностей информационных технологий. От того, как педагог определяет и выполняет свои обязанности, зависит правильная организация процесса [3].

В образовании есть особенности использования уроков, организованных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Воспитательные аспекты таких уроков заключаются в следующем:

- преподаватель учитывает не объем и правильность знаний учащегося, а степень информированности;

- проверить уровень знаний и умение практиковать знания на данный момент;

- рассмотрение ответов студента с их плюсами и минусами.

Еще одним важным аспектом использования компьютерных средств является использование инновационных методов, носящих характер коллективных исследований. Эти методы направлены на поиск решений проблем самостоятельной творческой деятельности студента и принятие самостоятельных решений [4].

Поэтому использование информационных технологий на уроках у учащихся вызывает интерес на уроках, вызывает желание осваивать новые знания. Эти уроки повышают мотивацию ученика к получению знаний.

Всем ясно, что нынешняя общеобразовательная школа все время встречается с проблемой уменьшения мотивации к учебе и недостатком познавательной инициативности детей. Вопрос увеличения мотивации обучения требует от педагога свежего способа к ее решению. Например, разработки новых организационных видов и методических способов обучения. В процессе обучения большое значение имеют не только знания, но и впечатления, полученные ребенком от урока [5].

Развитие мотивации - это организация условий для возникновения побуждений к учению.

Развитие серьезной мотивации может реализовываться путём решения следующих задач:

1. Составление специально разработанной системы упражнений, в результате выполнения которых дети чувствовали бы итог своей работы.

2. Система дидактических методов педагога, к примеру, присутствие стимулов и поощрений, которые содействуют развитию мотивации.

3. Предельно действенное применение на занятиях аудиовизуальных возможностей обучения, компьютерных технологий и интернет ресурсов.

4. Использование эмоциональной среды во время занятий [6].

Очень важно насыщение учебного материала наглядностью, красочностью. В качестве подобной наглядности можно употребить мультимедийные презентации. При помощи мультимедиа обучаемого можно быстрее заинтересовать и научить, На него оказывается не только информационное, но и экспансивное воздействие. Презентация позволяет преподавателю педагогу самостоятельно спланировать обучающий материал, отталкиваясь от характера избранной темы, дисциплины. Это дает возможность провести занятие так, чтобы достичь наибольшего результата [7].

Самым значимым способом образования мотивации является соответствие обучающего материала годам и увлечениям обучающихся. Кроме этого, значительная мотивационная тяжесть зависит от модернизации проведения занятий [8].

Модернизация действий во всем мире приобретает интернациональный характер по превращению общества в иной вид. Интернационализация базируется на перекрестном общении и коммуникации между отдельными национальностями. Согласно этого определения, принятого в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), интернационализация обучения на международном и отраслевом уровнях обычно осознается как процесс, посредством которого цели, функции и организация представления обучающих материалов услуги приобретают международное значение [9].

Существует особый вид обучения - дистанционное обучение.

Его отличительной чертой является интерактивность согласованности всех членов образовательного процесса. Присутствие учителя не требуется потому, что дистанционное обучение - цикл независимого исследования темы. При дистанционном обучении осуществляется индивидуальный способ учебы. Дистанционному обучению характерны обще дидактические правила обучения. Употребление последних информационных и телекоммуникационных технологий дает возможность реализовать согласованность участников дистанционного обучения, невзирая на их геолокацию [10].

Существует несколько методов дистанционного обучения:

- Метод обучения при помощи согласованности обучаемого с обучающими данными при наименьшем участии педагогов, учителей, консультантов. Для реализации этого способа педагогами, тьюторами организовываются всевозможные образовательные способы.

- Метод персонального занятия, характерными особенностями которого являются связи одного обучаемого, с одним педагогом, тьютором. Этот метод может осуществиться в дистанционном обучении при помощи факса, mail, Скайп [11].

- Метод, базирующийся на объяснении учебной темы педагогом. Данный метод используется учителем, тьютором, когда обучаемых много. На базе сегодняшних информационных технологий данный способ имеет новое значение. Так, лекции становятся электронными лекциями. Электронную лекцию готовят и составляют педагоги, тьюторы. Это может быть отбор статей, а также учебных данных, натаскивающих детей к диспутам.

- Метод, содействующий инициативной согласованности между всеми членами учебного процесса. Это метод нацелен на групповую деятельность обучающихся и является более приемлемым для дистанционного обучения. Он нацелен на обширное применение исследовательских методов преподавания. Деятельностью педагога является то, что он задает проблему для обучающихся. Затем ему надо основать и придерживаться такого круга коммуникации, при котором обучаемые смогут трудиться в согласии. Педагог отвечает за ведение диспута, а также за сбор данных, составление плана работы, анализируемых проблем и вопросов [12].

- Метод проектов нацелен на сложный ход обучения, дающий возможность обучаемому показать независимость в составлении, образовании и проверке своей учебно-познавательной работы. Базой данного метода является формирование познавательных, креативных увлечений, умений независимо развивать свой запас знаний.

- Метод проблемного обучения нацелен на анализ трудных познавательных задач, выполнение которых представляет значительный практический или теоретический интерес. Интерес обучаемых при этом заостряется на существенных вопросах. Они мотивируют познавательную инициативность, содействуют формированию умений и навыков для разрешения этих вопросов. Педагог должен быть только лишь тьютором.

- Исследовательскому методу обучения свойственно присутствие ясных целей, взвешенного и аргументированного контента, обширного применения методов изучения, применения научных методов шлифовки и отображения итогов [13].

Методическим отличием удаленного обучения является то, что приобретение знаний, умений и навыков, имеющихся в учебных программах, реализовывается не в обычных видах обучения, а способом независимой работы обучаемого при содействии всевозможных орудий - носителей данных. Ядром хода удаленного обучения является не обучение, а учение, то есть независимая познавательная работа обучаемого по получению знаний, умений и навыков. При этом обучающемуся надо не только обладать навыками пользования компьютером, но и методами анализа учебных данных, с которыми он сталкивается во время удаленного обучения [14].

Выводы. Обучаемые очень впечатлительны и любознательны. Педагог должен обращать внимание на это при планировании занятий, прорабатывании контента обучения, предпочтении учебно-методического комплекса, которые определяют эмоционально-мотивационный мир обучающегося. Именно впечатления и пытливость должны стать базой для развития стабильной мотивации в процессе обучения [15].

В зависимости от способа коммуникации педагогов и обучаемых, подчеркнуты методы удаленного обучения:

- метод обучения при помощи согласованности обучаемого с обучающими данными;

- метод персонального занятия;

- метод, базирующийся на объяснении учебной темы педагога;

- метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса;

- метод проектов, нацеленный на сложный ход обучения;

- исследовательский метод обучения.

В целом информационные технологии - это удобство, действенность, увлекательность. Технические орудия обучения -это совокупность технических механизмов с дидактическим снабжением, употребляемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для показа и шлифовки данных. Без надлежащей технической помощи образовательных образцов нельзя добиться нужного уровня нынешнего образования, основать обстановки для разностороннего формирования личности.

Литература:

1. Блэр, Р. Инновационные подходы к преподаванию языков / Р. Блэр. - Нью-Йорк: Ньюбери Хаус. - 2010.

2. Голаева, А.Х-М. Педагогические методы использования интерактивных технологий на занятиях как способа повышения мотивации учащихся / А.Х-М. Голаева, М.А. Эльканов, А.А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022

3. Голаева, А.Х-М. Основные функции учителя при применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях / А.Х-М. Голаева, М. А. Эльканов, А. А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022.

4. Каракетова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракетова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 69-74

5. Каракетова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракетова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119

6. Каракетова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракетова, Д.К. Алиева. - Алтай: Мир науки, культуры, образования. - 2022. - №3(94). - С. 179-181

7. Конопляник, Л. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в высшей школе в: Материалы II Международной научной конференции «Современные тенденции обучения второму языку в школы и высшие учебные заведения» / Л. Конопляник. - Горловка: НОРМ, 2011. - С. 84-85

8. Кипкеева, З.К. Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова. - Ялта: Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20

9. Койчуева, Л.М. Факторы, влияющие на взаимосвязь самосознания и уровня толерантности подростка / Л.М. Койчуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - № 5 (207). - С. 560-563

10. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148

11. Лепшокова, Е.А. Предлог и послелог в предложении и речи в английском и карачаево-балкарском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3-2 (57). - С. 104-107

12. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

13. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов на Дону: Южное измерение. - 2013. - № 6 (32). - С. 133-137

14. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов педагогические колледжи / Е.С. Полат. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

15. Пометун, О.И. Текущий урок. Интерактивные технологии обучения, научный метод / О.И. Пометун. - Киев, Издательство А.С.К., 2004.

Педагогика

УДК 336

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ВЫЗОВОВ И

ПЕРСПЕКТИВ

Аннотация. В статье поднимается проблема изменений в системе высшего образования, обусловленная рядом ключевых и неизбежных запросов. Эти запросы продиктованы рядом ошибок, связанных с устареванием жестких административных мер, регламентирующих процесс создания основных образовательных программ, а также отсутствием сотрудничества с работодателями. Авторы убеждены, что интересный и прогрессивный опыт ряда ведущих вузов страны представляет собой спектр новых возможностей и перспектив для всей высшей школы в стране в целом. К таким возможностям следует отнести следующие: системный и структурированный подход, креативные и технологические решения, ценности высшей школы, наставничество и экспертность, академическое лидерство, повышение квалификации преподавателей. Ключевым аспектом высшего образования является преподаватель. Для преподавательской деятельности в современных условиях необходимы три важных составляющих. Среди них наставничество, академическое лидерство и адаптивность. Без академических лидеров в стремительно меняющемся, турбулентном мире изменения в парадигме перспектив и ответов на вызовы, не возможны априори. Возможно, должен быть создан институт развития высшей школы, где будут адаптивные, быстрые, важные, необходимые для бизнеса, работодателей, и главное, - преподавателей, формы повышения квалификации и интеграции.

Ключевые слова: высшее образование, многоуровневость образования, бакалавриат, специалитет, профессиональные образовательные стандарты, трудовые функции, система национальных квалификаций, цифровые компетенции.

Annotation. The article raises the problem of changes in the higher education system due to a number of key and unavoidable requests. These requests are dictated by a number of errors related to the obsolescence of strict administrative measures regulating the process of creating basic educational programs. The authors are convinced that the interesting and progressive experience of a number of leading universities in the country represents a range of new opportunities and prospects for the entire higher school in the country as a whole. Such opportunities include the following: a systematic and structured approach, creative and technological solutions, higher school values, mentoring and expertise, academic leadership, teacher training. The key aspect of higher education is the teacher. Teaching in modern conditions requires three important components. Among them are mentoring, academic leadership and adaptability. Without academic leaders in a rapidly changing, turbulent world, changes in the paradigm of perspectives and responses to challenges are not possible a priori. Perhaps an institute for the development of higher education should be created, where there will be adaptive, fast, important, necessary for business, employers, and most importantly, teachers, forms of professional development and integration.

Key words: higher education, multi-level education, bachelor's degree, specialty, professional educational standards, labor functions, system of national qualifications, digital competencies.

Введение. Сегодня весьма остро стоит вопрос о многоуровневой системе образования, которую нужно сохранять, несмотря на спорное отношение к Болонскому процессу. Причем сохранить эту многоуровневость, по мнению ряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.