Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ВЫЗОВОВ И ПЕРСПЕКТИВ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ВЫЗОВОВ И ПЕРСПЕКТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Братусин Алексей Радиславович

В статье поднимается проблема изменений в системе высшего образования, обусловленная рядом ключевых и неизбежных запросов. Эти запросы продиктованы рядом ошибок, связанных с устареванием жестких административных мер, регламентирующих процесс создания основных образовательных программ, а также отсутствием сотрудничества с работодателями. Авторы убеждены, что интересный и прогрессивный опыт ряда ведущих вузов страны представляет собой спектр новых возможностей и перспектив для всей высшей школы в стране в целом. К таким возможностям следует отнести следующие: системный и структурированный подход, креативные и технологические решения, ценности высшей школы, наставничество и экспертность, академическое лидерство, повышение квалификации преподавателей. Ключевым аспектом высшего образования является преподаватель. Для преподавательской деятельности в современных условиях необходимы три важных составляющих. Среди них наставничество, академическое лидерство и адаптивность. Без академических лидеров в стремительно меняющемся, турбулентном мире изменения в парадигме перспектив и ответов на вызовы, не возможны априори. Возможно, должен быть создан институт развития высшей школы, где будут адаптивные, быстрые, важные, необходимые для бизнеса, работодателей, и главное, - преподавателей, формы повышения квалификации и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Братусин Алексей Радиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE PARADIGM OF CHALLENGES AND PROSPECTS

The article raises the problem of changes in the higher education system due to a number of key and unavoidable requests. These requests are dictated by a number of errors related to the obsolescence of strict administrative measures regulating the process of creating basic educational programs. The authors are convinced that the interesting and progressive experience of a number of leading universities in the country represents a range of new opportunities and prospects for the entire higher school in the country as a whole. Such opportunities include the following: a systematic and structured approach, creative and technological solutions, higher school values, mentoring and expertise, academic leadership, teacher training. The key aspect of higher education is the teacher. Teaching in modern conditions requires three important components. Among them are mentoring, academic leadership and adaptability. Without academic leaders in a rapidly changing, turbulent world, changes in the paradigm of perspectives and responses to challenges are not possible a priori. Perhaps an institute for the development of higher education should be created, where there will be adaptive, fast, important, necessary for business, employers, and most importantly, teachers, forms of professional development and integration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ВЫЗОВОВ И ПЕРСПЕКТИВ»

2. Голаева, А.Х-М. Педагогические методы использования интерактивных технологий на занятиях как способа повышения мотивации учащихся / А.Х-М. Голаева, М.А. Эльканов, А.А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022

3. Голаева, А.Х-М. Основные функции учителя при применении информационно-коммуникационных технологий на занятиях / А.Х-М. Голаева, М. А. Эльканов, А. А. Эльканова. - Ялта: Педагогический вестник, 2022.

4. Каракетова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракетова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 69-74

5. Каракетова, С.А. Управление системой образования в условиях модернизации / С.А. Каракетова // В сборнике Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119

6. Каракетова, С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе / С.А. Каракетова, Д.К. Алиева. - Алтай: Мир науки, культуры, образования. - 2022. - №3(94). - С. 179-181

7. Конопляник, Л. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в высшей школе в: Материалы II Международной научной конференции «Современные тенденции обучения второму языку в школы и высшие учебные заведения» / Л. Конопляник. - Горловка: НОРМ, 2011. - С. 84-85

8. Кипкеева, З.К. Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова. - Ялта: Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20

9. Койчуева, Л.М. Факторы, влияющие на взаимосвязь самосознания и уровня толерантности подростка / Л.М. Койчуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2022. - № 5 (207). - С. 560-563

10. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148

11. Лепшокова, Е.А. Предлог и послелог в предложении и речи в английском и карачаево-балкарском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3-2 (57). - С. 104-107

12. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123

13. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации. - Ростов на Дону: Южное измерение. - 2013. - № 6 (32). - С. 133-137

14. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов педагогические колледжи / Е.С. Полат. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

15. Пометун, О.И. Текущий урок. Интерактивные технологии обучения, научный метод / О.И. Пометун. - Киев, Издательство А.С.К., 2004.

Педагогика

УДК 336

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ВЫЗОВОВ И

ПЕРСПЕКТИВ

Аннотация. В статье поднимается проблема изменений в системе высшего образования, обусловленная рядом ключевых и неизбежных запросов. Эти запросы продиктованы рядом ошибок, связанных с устареванием жестких административных мер, регламентирующих процесс создания основных образовательных программ, а также отсутствием сотрудничества с работодателями. Авторы убеждены, что интересный и прогрессивный опыт ряда ведущих вузов страны представляет собой спектр новых возможностей и перспектив для всей высшей школы в стране в целом. К таким возможностям следует отнести следующие: системный и структурированный подход, креативные и технологические решения, ценности высшей школы, наставничество и экспертность, академическое лидерство, повышение квалификации преподавателей. Ключевым аспектом высшего образования является преподаватель. Для преподавательской деятельности в современных условиях необходимы три важных составляющих. Среди них наставничество, академическое лидерство и адаптивность. Без академических лидеров в стремительно меняющемся, турбулентном мире изменения в парадигме перспектив и ответов на вызовы, не возможны априори. Возможно, должен быть создан институт развития высшей школы, где будут адаптивные, быстрые, важные, необходимые для бизнеса, работодателей, и главное, - преподавателей, формы повышения квалификации и интеграции.

Ключевые слова: высшее образование, многоуровневость образования, бакалавриат, специалитет, профессиональные образовательные стандарты, трудовые функции, система национальных квалификаций, цифровые компетенции.

Annotation. The article raises the problem of changes in the higher education system due to a number of key and unavoidable requests. These requests are dictated by a number of errors related to the obsolescence of strict administrative measures regulating the process of creating basic educational programs. The authors are convinced that the interesting and progressive experience of a number of leading universities in the country represents a range of new opportunities and prospects for the entire higher school in the country as a whole. Such opportunities include the following: a systematic and structured approach, creative and technological solutions, higher school values, mentoring and expertise, academic leadership, teacher training. The key aspect of higher education is the teacher. Teaching in modern conditions requires three important components. Among them are mentoring, academic leadership and adaptability. Without academic leaders in a rapidly changing, turbulent world, changes in the paradigm of perspectives and responses to challenges are not possible a priori. Perhaps an institute for the development of higher education should be created, where there will be adaptive, fast, important, necessary for business, employers, and most importantly, teachers, forms of professional development and integration.

Key words: higher education, multi-level education, bachelor's degree, specialty, professional educational standards, labor functions, system of national qualifications, digital competencies.

Введение. Сегодня весьма остро стоит вопрос о многоуровневой системе образования, которую нужно сохранять, несмотря на спорное отношение к Болонскому процессу. Причем сохранить эту многоуровневость, по мнению ряда

экспертов, координирующих работу высшей школы, среди которых О.Ю. Васильева, О.Н. Смолин, Л.Н. Духанина и другие, нужно и в системе «бакалавр-магистр», и рассматривать в качестве одного из ключевых и перспективных направлений работы, следует реализацию многоуровневого специалитета.

Решение данной проблемы является серьезным вызовом, ответом на который может служить практика разработки, развития собственных основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО). Изначально, этот процесс может быть запущен и апробирован в ведущих вузах страны, а затем эти программы могут быть распространены и на другие вузы.

Подход к решению этих сложных задач должен быть регламентирован принципами альтернативности и конкурентоспособности при сохранении специалитета, т.е. свободой и конструктивной инвариантностью выбора программ вузами, работодателями, студентами. Жестким административным мерам уже нет места в новой реальности современной образовательной среды. При таком подходе студенты смогут сами определять, бакалавриат или специалитет необходим им для построения своей индивидуальной образовательной траектории, учитывая при этом мнение работодателей и потребности рынка труда в целом.

При разработке новых основных образовательных программ, регламентируемых национальными профессиональными стандартами, необходимы специалисты, которые прекрасно владеют пониманием, какими должны быть этапы и технологии разработки авторского онлайн-курса [1; 3]. Эти электронные учебные курсы (ЭУК) должны разрабатываться не только в соответствии с требованиями ЕИС (единой информационной среды) конкретного вуза, но и с учетом требований и критериев контекста методологической проблематики современного высшего образования [2]. Тогда на приоритетные позиции проблемного поля будет выдвинут вопрос об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза, к профессиональным экзаменам в новом формате (с учетом основных трудовых функций), а также вопрос о преимуществах и недостатках внедрения дистанционного обучения, потому что реализация всех возможных образовательных сценариев и инвариантность дизайна педагогического контента тяготеют к цифровой трансформации во всех сферах [4]. В настоящее время неизбежно внедряется переход на индивидуальные образовательные траектории и онлайн-обучение, т.к. этого требуют инновационные запросы образовательной среды и целевой аудитории, требующей сквозных цифровых технологий и сервисов, масштабной диджитализации, к которой они привыкли и адаптивны в поле коммуникации в социальных сетях и глобальной сети Интернет [5].

Изложение основного материала статьи. На заседании Всероссийской научно-практической конференции, инициированной Российской Академией образования, на тему: «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе» в своем докладе «Система квалификаций в высшем образовании как инструмент развития человеческого капитала», председатель Совета по профессиональным компетенциям в сфере образования Л.Н. Духанина подчеркнула, что «...вузы всегда были и будут тем пространством, которое обеспечивает движение страны вперед. Это пространство формирования новых знаний и инноваций, при этом вузы работают на международных рынках, содействуют развитию городской региональной среды, формируют местные сообщества, что, безусловно, транслирует огромный спектр проблем и задач в сфере высшего образования» [9].

В настоящее время, самое главное ожидание от высших учебных заведений связано с высоким качеством реализуемых в РФ образовательных программ. Создаваемая в Российской Федерации система национальных квалификаций обусловлена необходимостью формирования современного гибкого механизма кадрового обеспечения в процессе решения приоритетных задач как научно-технологического, так и социального вектора развития страны.

Находящаяся на стадии активной разработки система национальных квалификаций позволяет фактически «пересобрать» не только систему образования, но и систему подготовки кадров на основе профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты - это ключевой элемент национальной системы, который создается фактически всем профессиональным сообществом. Он проходит несколько стадий профессионального общественного обсуждения и является ориентиром для образовательной организации при разработке образовательных программ, по которым готовят студентов [6].

Объединение процедуры государственной итоговой аттестации с профессиональным экзаменом позволяет работодателям еще в большей степени влиять на программы подготовки студентов. Система квалификации предполагает, что человек может зафиксировать и подтвердить документально в результате независимой оценки свой уникальный компетентностный профиль, например, за счет микроквалификации, опыта работы, обучения, неформального образования.

Совет по профессиональным квалификациям прилагает большие усилия для внедрения инструментов национальной системы квалификации, который строит свою работу, совместно с Российской академией образования.

1 сентября 2021 года вступил в силу разработанный профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования», который описывает требования к квалификации ректора, президента и научного руководителя университета. Фактически данный профессиональный стандарт касается становится более чем тысячи ректоров, президентов и директоров филиалов, начальников военных училищ и ведомственных вузов и более двухсот тысяч работников [10].

На языке системы профессиональных квалификаций есть такое понятие, как «обобщенная трудовая функция», под которой понимают совокупность тех трудовых функций, которые сложились при реализации человеком своих трудовых обязанностей. В процессе работы над профессиональным стандартом «Педагогический работник высшего образования» выявлено, что это очень сложный профессиональный стандарт, потому что он описывает деятельность преподавателей, которые работают абсолютно по разным образовательным программам, в разных системах. Это и ВУЗы, подчиняющиеся и находящиеся в ведении Министерства образования и науки, и Министерств культуры, спорта, обороны, сельского хозяйства и др. В данный стандарт авторам и разработчикам Совета профессиональных компетенций и Российской Академии образования удалось ввести выделение трудовых функций, выделение на каждом уровне квалификации подуровней квалификации, и для разных должностей предусмотреть не просто четкое деление по подуровням квалификации, но и разное деление по подуровням тех или иных трудовых действий [7].

Вопрос о цифровых компетенциях педагогов может служить примером реализации новых задач в данной области. Фактически они пронизывают и преподавание, и научную деятельность, и участие во внешних коммуникациях ВУЗа. Расширяются и усложняются они по мере роста квалификации педагогического работника. Умение применять современные технологические средства обучения должно быть свойственно всем педагогическим работникам. Весь документооборот в образовании полномасштабно переходит в электронный формат, даже подписание контрактов будет заверяться электронной подписью в цифровой среде, не говоря уже о сквозных цифровых технологиях, соответствующих не только компетенциям цифровой экономики, но и запросу со стороны целевой аудитории, активно потребляющей диджитал-контент в обучении и тяготеющей к нему в силу индивидуально-типологических, когнитивных, социально-психологических и личностных особенностей.

Актуализация содержания образовательных стандартов должна соответствовать времени, чтобы оценить, соответствует ли работник профессиональному стандарту.

Таблица 1

Положительные эффекты профессионального экзамена по мнению соискателей

Критерий оценки эффективности Сущностная характеристика и эффект

Качество знаний Проверка полученных знаний, умений и навыков

Тематическое поле Широкий охват тем, проверяемых в рамках профессионального экзамена, интересные форматы заданий

Удобство организации и реализации процедуры Динамичность процедуры сдачи экзамена по сравнению с классической государственной итоговой аттестацией

Оценка Независимость оценки

По мнению ряда экспертов, результаты апробации сопряжения государственной итоговой аттестации выпускников СПО и высшего образования формате профессионального экзамена, что дает хорошие результаты и может быть весьма перспективным ресурсом для вузов (Таблица 1). По итогам сдачи такого экзамена человек попадает в Федеральный реестр квалифицированных работников, и этот фактор является его колоссальным преимуществом на рынке труда при трудоустройстве. Такие профессиональные экзамены проводятся в электронной среде с защитой персональных данных с выделенными каналами связи [8].

Очень важным моментом для сегодняшних образовательных реформ является диада «предпринимательское мышление - академическое образование». Эта идея связана с тем, что глобальная цель - решение проблем, связанных с инновационным развитием системы высшего образования, поиском ориентиров, технологий, конвергенций, новых форм работы. Все эти проектные задачи могут стать достойным ответом на запрос экономики, бизнеса, сферы труда, работодателей.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время создается, апробируется и доказывает свою эффективность достаточно большое количество инструментов и технологий, повышающих качество образования не на словах, а на реальных моделях. Идея создания систем национальных квалификаций родилась достаточно давно. Истоком послужило большое количество жалоб со стороны работодателей на качество реализуемых программ профессиональной подготовки. После изучения международного опыта, удалось увидеть, что есть такая система, которая позволяет измерять качество на языке трудовых действий. Назрела необходимость в работе над сотрудничеством в процессе разработки совместных адаптивных программ на основе креативности и высокой мотивированности на результат.

При анализе прогрессивных проектов перестройки системы высшего образования, эксперты и руководители профессиональных сообществ высшей школы высокого уровня, рекомендуют использовать в работе системный и структурированный подход, креативные и технологические решения, популяризировать ценности высшей школы, активно использовать такие ресурсы, как: наставничество и экспертность, академическое лидерство, повышение квалификации ППС. При таком подходе это будет проблемное поле контекста парадигмы вызовов и перспектив.

Литература:

1. Боцоева, А.В. Этапы и технологии разработки авторского онлайн-курса в контексте методологической проблематики современного высшего образования / А.В. Боцоева, Т.А. Иваненко, А.А. Чупрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 40-43

2. Боцоева, А.В. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 343-346

3. Братусин, А.Р. Методологические подходы к созданию авторского онлайн-курса в современной образовательной среде высшей школы / А.Р. Братусин // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2022. - С. 50-54

4. Братусин, А.Р. К вопросу о преимуществах и недостатках внедрения дистанционного обучения в условиях пандемии / А.Р. Братусин // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.С. Дудко, А.А. Фролов, Ю.А. Напалков [и др.]. - Краснодар, 2021. - С. 34-36

5. Братусин, А.Р. О необходимости перехода на индивидуальные образовательные траектории и онлайн-обучение в контексте инновационных запросов образовательной среды / А.Р. Братусин, С.А. Списивцев, А.Ю Расторгуев // В сборнике: Новая наука: новые вызовы. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. - 2020. - С. 42-49

6. Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 ноября 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. -220 с. - ISBN 978-5-00159-597-7. - EDN WCRJGV

7. Иванова, Н.Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе / Н.Л. Иванова, Е.П. Попова // Вопросы образования. - 2017. - №1. - С. 184-206

8. Кондакова, В.О. Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект / В.О. Кондакова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 474-477. - URL: https://moluch.ru/archive/314/71526/ (дата обращения: 26.11.2022).

9. Современное просветительство для интеллектуального будущего страны. К 5-летию Российского общества «Знание» / [Л.Н. Духанина и др].; под. ред. В.Э. Багдасарян. - Москва: Российское общество «Знание», 2021. - 372 с.

10. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования». https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=106550

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.