Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПО НА ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПО НА ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Анна Николаевна

В статье рассматривается вопрос обеспечения качества в условиях модернизации российского среднего профессионального образования. Обсуждается вопрос создания необходимых организационно-педагогических условий. Отмечается важная роль инструментов независимой оценки квалификаций в обеспечении реагирования системы СПО на запросы работодателей и сетевого взаимодействия в распространении передового педагогического опыта. Приведены результаты демонстрационных экзаменов, опроса работодателей и мониторинга трудоустройства выпускников по колледжу туризма Санкт-Петербурга. Отмечается высокий уровень достигнутых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараканова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING TIMELY RESPONSE OF THE ACT SYSTEM TO CHANGING LABOUR MARKET REQUIREMENTS AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of quality assurance in the conditions of modernization of Russian secondary vocational education. The issue of creating the necessary organizational and pedagogical conditions is discussed. The important role of the tools of independent assessment of qualifications in ensuring the response of the secondary vocational education system to the requests of employers and network interaction in the dissemination of advanced pedagogical experience is noted. The results of demonstration exams, a survey of employers and monitoring the employment of graduates at the College of tourism of St. Petersburg are presented. There is a high level of achieved indicators.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПО НА ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Определение источников информации о музыке у обучающихся специальности Специальное

(дефектологическое) образование

Названия вопросов Обучающиеся (%)

1 курс 3 курс 4 курс Магистранты

Олиго Лого

Вы посещали музыкальные концерты?

Раз в месяц 7 10 20 0

Раз в год 40 26 36 40 18

Не посещаю 46 60 44 40 64

Посещаю в интернете 14 7 10 0 18

Откуда вы узнаете о новшествах в музыкальном мире?

Радио 7 0 0 20 18

Интернет 100 100 100 100 90

Телевидение 0 0 10 20 18

Пресса 7 0 0 0 10

Какие музыкальные каналы вы смотрите?

RU TV 20 0 28 0 10

Europa Plus TV 0 13 36 20 36

MYS TV 46 26 28 40 10

ТНТ Music 34 7 28 40 0

Шансон ТВ 0 0 0 0 0

Не смотрят вообще никаких музыкальных каналов 20% первокурсников, 54% третьекурсников-олигофренопедагогов, 10% третьекурсников-логопедов и 36% магистрантов. В качестве собственных вариантов ответов по просмотру музыкальных каналов были указаны социальная сеть «В контакте», М1, Music Box.

Основным источником информации, музыкальной в том числе, на сегодняшний день продолжает являться Интернет, о чем свидетельствует подавляющее число ответов опрошенных студентов. Посещение концертов варьирует от «раза в год» до полного непосещения данных мероприятий вообще. Получение информации через сеть музыкальных каналов распределено между всеми предложенными категориями.

Выводы. Проведенное нами анкетирование студенческой аудитории позволяет сделать следующие выводы относительно роли музыки в жизни современного студента-дефектолога. Музыка так или иначе присутствует в жизни каждого опрошенного, но безусловно в разной степени. Положительным фактом является то, что обучающиеся обращают внимание на содержательную сторону музыки, которая является неотъемлемой частью досуга и приятного времяпрепровождения. Однако следует отметить снижение общей музыкальной культуры и грамотности на фоне отсутствия дополнительного музыкального образования, которое регулирует сеть специальных музыкальных образовательных учреждений. Интернет продолжает занимать лидирующие позиции в качестве как основного источника информации о событиях в музыкальном мире, так и является заменой реальных посещений разного рода музыкальных мероприятий.

Литература:

1. Ануфриева Н.И. Современные методы постановки голоса в процессе обучения педагогов-музыкантов / Н.И. Ануфриева // Ученые записки российского государственного социального университета. - Том: 19. - 1 (154). - 2020. -С. 106-113

2. Бисун Ч. Формирование музыкальной культуры личности / Ч. Бисун // Мир науки, культуры, образования. - № 5 (78). - 2019. - С. 177-179

3. Бонфельд М.Ш. Музыка: язык. речь. мышление (опыт системного исследования музыкального искусства) / М.Ш. Бонфельд. - 1991. - М., 125 с.

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Тараканова Анна Николаевна

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж туризма и гостиничного сервиса" (г.Санкт-Петербург)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПО НА ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос обеспечения качества в условиях модернизации российского среднего профессионального образования. Обсуждается вопрос создания необходимых организационно-педагогических условий. Отмечается важная роль инструментов независимой оценки квалификаций в обеспечении реагирования системы СПО на запросы работодателей и сетевого взаимодействия в распространении передового педагогического опыта. Приведены результаты демонстрационных экзаменов, опроса работодателей и мониторинга трудоустройства выпускников по колледжу туризма Санкт-Петербурга. Отмечается высокий уровень достигнутых показателей.

Ключевые слова: качество образования, среднее профессиональное образование, независимая оценка квалификаций, демонстрационный экзамен, трудоустройство выпускников.

Annotation. The article deals with the issue of quality assurance in the conditions of modernization of Russian secondary vocational education. The issue of creating the necessary organizational and pedagogical conditions is discussed. The important role of the tools of independent assessment of qualifications in ensuring the response of the secondary vocational education system to the requests of employers and network interaction in the dissemination of advanced pedagogical experience is noted. The results of demonstration exams, a survey of employers and monitoring the employment of graduates at the College of tourism of St. Petersburg are presented. There is a high level of achieved indicators.

Keywords: quality of education, vocational education, independent assessment of qualifications, demonstration exam, employment of graduates.

Введение. Вопрос обеспечения качества российского профессионального образования и повышения его конкурентоспособности является сегодня одной из приоритетных задач государственной образовательной политики, закрепленной в положениях государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2019-2025 годы. Реализация этой задачи происходит, в том числе, в рамках Федерального проекта "Молодые профессионалы", где основным целевым показателем установлен определенный процент выпускников среднего профессионального образования (далее - СПО), трудоустроенных по полученной специальности. Показатели трудоустройства недавних выпускников СПО по данным Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ), отраженным в аналитическом отчете по итогам Туринского процесса за 2018-2020 гг., на 2018 год составляют: 61,8% выпускников 2015 года выпуска, 76,3% 2016 года выпуска и 71% 2017 года выпуска [7]. Однако этот показатель отражает общее трудоустройство, а не по профилю специальности, и сильно дифференцирован в зависимости от профессии и региона. В этом же отчете одной из основных проблем при трудоустройстве выпускников СПО указано отсутствие опыта работы; при этом каждый третий выпускник проходит на рабочем месте дообучение или переобучение, что работодатели связывают с недостаточным соответствием их квалификации требованиям конкретного рабочего места. Таким образом, можно сделать вывод, что современное профессиональное образование не во всем соответствует запросам работодателей, что определяет противоречие между качеством профессиональной подготовки студентов колледжей и требованиями рынка труда.

Актуальные требования работодателей к профессиональным квалификациям выпускников СПО сформулированы в профессиональных стандартах, являющихся основным элементом национальной системы квалификаций, формируемой в нашей стране с 2012 года. Национальная система квалификаций призвана обеспечить прозрачность и понятность во взаимодействии рынка труда и системы образования, а "связующим звеном между образовательной системой и работодателями", по словам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Наумовича Лейбовича, послужит независимая оценка квалификаций [2]. Закон, определяющий основные положения независимой оценки квалификаций, принятый в 2016 году, институционализировал все элементы национальной системы квалификаций, и в настоящее время играет все возрастающую роль в оценке качества профессионального образования.

Согласно "Стратегии развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года" использование инструментов независимой оценки квалификаций (далее - НОК) в процедуре подтверждения квалификаций, полученных по итогам реализации основных профессиональных образовательных программ, является одной из задач, направленных на обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка [5].

Уже сейчас многие колледжи используют для промежуточной и/или итоговой государственной аттестации своих студентов механизмы НОК, проводя их в виде демонстрационных экзаменов. Формат демонстрационного экзамена нацелен на проверку сформированности профессиональных компетенций обучающихся в максимально приближенных к реальной трудовой ситуации условиях. При этом оценивание осуществляется группой экспертов, не только обученных соответствующей методике, но и не являющихся сотрудниками образовательной организации, студенты которой принимают участие в экзамене. Таким образом обеспечивается объективность и независимость оценки. Задания демонстрационного экзамена основаны на реальных трудовых ситуациях и должны быть выполнены на экзаменационной площадке, этой ситуации соответствующей, что дает возможность оценивать готовность обучающихся к выполнению тех или иных трудовых действий, предусмотренных их профессиональной квалификацией.

Моделей независимой оценки, параллельно действующих в системе СПО, несколько, в том числе, и на основе международных стандартов WorldSkills, и по системе НОК; каждая имеет как свои достоинства, так и преимущества [3]. Однако внедрение элементов НОК в образовательный процесс колледжей требует создания в образовательной организации определенных организационно-педагогических условий, обеспечивающих устойчивое и эффективное функционирование подобной модели. Исходя из результатов апробации пилотного проекта проведения итоговой государственной аттестации в формате демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге, можно сделать вывод, что такие условия позволят максимально нивелировать выявленные недостатки и достичь запланированных показателей [4].

Колледж туризма Санкт-Петербурга является ведущей инновационной образовательной организацией северо-запада России, осуществляющей подготовку по специальностям и профессиям сферы услуг.

Для проведения процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций в колледже создан "Учебный центр профессиональной квалификации", в котором с 2014 года процедуру НОК прошли 60 выпускников колледжа [6].

Для приведения в соответствие требований профессиональных стандартов и требований федеральных государственных образовательных стандартов к оценке образовательных достижений выпускников СПО, формулируемых через профессиональные компетенции с 2016 года в колледже проводилась актуализация основных профессиональных образовательных программ и комплектов учебно-методического обеспечения, включающих комплекс контрольно-оценочных средств. Все изменения учитывают не только требования профессиональных стандартов и согласованы с работодателями, но также отражают требования по соответствующей компетенции WorldSkills.

С 2017 года в образовательный процесс колледжа по основным направлениям подготовки внедряется процедура демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, для проведения которой в колледже создана соответствующая материально-техническая, методическая база и кадровый потенциал.

Результаты демонстрационных экзаменов по различным компетенциям за 2017-2019 года представлены в таблице 1.

Результаты демонстрационных экзаменов за 2017-2019 гг.

Год Компетенция Количество Количество студентов, Количество

участников соответствующих стандартам Ворлдскиллс Россия / в % от общего числа участников студентов, получивших Skills Passport / в % от общего числа участников

2017 Поварское дело 20 0 0 16 80

2018 Поварское дело 19 1 5 18 95

Администрирование отеля 27 1 3,7 22 81,5

2019 Поварское дело 46 8 17,4 30 65

Туризм 20 2 10 20 100

Администрирование отеля 20 15 75 19 95

Важно отметить, что показатель соответствия стандартам Ворлдскиллс Россия отражает максимально высокий уровень подготовки студентов - на уровне победителей чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills, в то время как Skills Passport подтверждает уровень овладения профессиональной компетенцией с указанием баллов, полученных за выполнение конкретных заданий.

Достигнутые в колледже показатели являются следствием реализации актуализированных образовательных программ, учитывающих требования работодателей, выраженных в формате утвержденных в РФ профессиональных стандартов, а также готовности обучающихся к оценочным процедурам, которую обеспечил преподавательский коллектив колледжа.

Кадровый потенциал сотрудников колледжа как одно из организационно-педагогических условий внедрения элементов независимой оценки квалификаций в образовательный процесс колледжа постоянно развивается. За 2017-2019 гг. в рамках повышения квалификации более половины преподавателей колледжа прошли обучение по педагогическому направлению, стажировку на профильных предприятиях и обучение по стандартам WorldSkills. В целях формирования нового набора компетенций, необходимых для работы в условиях модернизации инфраструктуры СПО, актуализации содержания образовательных программ и технологий сотрудники колледжа прошли обучение в Академии Ворлдскиллс.

На основе концентрации материальных ресурсов, технического и интеллектуального потенциала в 2018 году на базе Колледжа туризма в целях обеспечения подготовки высокопрофессиональных и востребованных на рынке труда кадров создана Региональная площадка сетевого взаимодействия, объединившая шесть образовательных организаций Санкт-Петербурга. Для обеспечения функционирования региональной площадки были введены в действие 11 лабораторий и учебных мастерских, обеспечивающих подготовку кадров в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Комплекс учебных лабораторий, тренинговых кабинетов и мастерских позволяет студентам колледжа и других участников сетевого взаимодействия отрабатывать практические умения в условиях, моделирующих реальные трудовые ситуации, которые готовят студентов не только к заданиям демонстрационного экзамена, но и к дальнейшей трудовой деятельности.

Созданные условия позволили провести в колледже в 2020 году демонстрационный экзамен с элементами НОК для выпускников по специальности "Гостиничный сервис" на высоком уровне.

Таблица 2

Результаты демонстрационного экзамена по модели ГИА-НОК по специальности "Гостиничный сервис" в 2020 г.

Код и наименование ФГОС 43.02.11 Гостиничный сервис

Статус ФГОС неактуализированный ФГОС

Количество участников 20

Статус участника демонстрационного экзамена выпускник

Компетенция Администрирование отеля

Максимальный результат по РФ и максимальный результат по колледжу, в баллах 29,80 26,33

Средний результат участников, в % от макс 78,79

Количество участников, соответствующих стандартам Ворлдскиллс Россия 20

Представленные показатели демонстрируют, что средний результат студентов колледжа превышает 50% от максимального, а количество выпускников, выполнивших требования стандартов WoridSkiИs, составляет 100%, что несомненно свидетельствует о высоком качестве профессиональной подготовки выпускников, которое обеспечили созданные в колледже организационно-педагогические условия.

В настоящее время колледж является Центром проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенциям "Администрирование отеля", "Поварское дело" и "Туризм", имеет статус Специализированного центра компетенций по указанным компетенциям. Кроме того, колледж является экзаменационной площадкой НОК по квалификации "Работник службы приема и размещения гостей", что подтверждает соответствие его материально-технической базы как требованиям международных стандартов WorldSkills, так и требованиям национальной системы квалификаций.

Для оценки качества обучения в рамках системы менеджмента качества в колледже ежегодно проводится мониторинг образовательного процесса и мониторинг удовлетворенности работодателей.

В анкетировании работодателей по направлению "Гостиничный сервис", проведенному в апреле-мае 2021 года, приняли участие представители 27 гостиничных предприятий Санкт-Петербурга. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, в том числе, связанных с оценкой профессиональной подготовки выпускников колледжа по специальности "Гостиничный сервис".

Результаты анкетирования работодателей

Вопрос Распределение ответов, %

Абсолютно Скорее да Скорее нет Не удовлетворяет Другое

Удовлетворяет ли вас уровень теоретических знаний студентов колледжа 25,9 59,3 14,8 0 0

Удовлетворяет ли вас уровень практических умений студентов колледжа 14,8 77,8 7,4 0 0

Удовлетворяет ли вас уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа 25,9 63 7,4 0 3,7

Можно отметить, что большинство работодателей удовлетворены как уровнем теоретических знаний и практических умений студентов-практикантов, так и в целом профессиональной подготовкой выпускников колледжа по данной специальности.

Одним из важных показателей качества профессиональной подготовки студентов для работодателей является необходимость доучивания/переучивания выпускников СПО при приеме на работу. Из 27 респондентов 10 ответили, что им никогда не приходилось это делать с выпускниками колледжа, 12 - редко, 3 - иногда, а 1 еще не имел опыта трудоустройства выпускников колледжа.

Полученные результаты демонстрируют, что в большинстве случаев это происходит редко, то есть выпускники сразу могут приступить к выполнению трудовых функций, что свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки в колледже.

Удовлетворенность работодателей уровнем профессиональной подготовки выпускников должна напрямую отражаться в результатах их трудоустройства. Как уже упоминалось выше, мониторинг трудоустройства выпускников проводится ежегодно и за 2017-2019 гг. этот показатель по направлению подготовки "Гостиничный сервис" демонстрирует положительную динамику.

Таблица 4

Результаты мониторинга трудоустройства выпускников по специальности "Гостиничный сервис"

за 2017-2019 гг.

Учебный год 2017 2018 2019

Параметры Чел. % Чел. % Чел. %

Всего выпуск 91 100 121 100 136 100

Трудоустройство по профилю специальности 66 75,9 105 88,2 116 89,2

В государственной программе РФ "Развитие образования" на 2019-2025 гг. в качестве целевых установлены следующие показатели удельной доли трудоустроенных выпускников: в 2018 году - до 51%, в 2019 году - до 53% [1]. Показатели, достигнутые в колледже, превышают установленные программой, что позволяет считать качество профессиональной подготовки студентов по специальности "Гостиничный сервис" соответствующим требованиям современного рынка труда.

Выводы:

1. Качество профессионального образования непосредственно связано с обеспечением своевременного реагирования системы СПО на запросы рынка труда.

2. Показатели трудоустройства выпускников являются одним из важнейших критериев, демонстрирующих качество профессионального образования с позиции удовлетворения требований рынка труда и свидетельствующих о соответствии уровня профессиональной подготовки обучающихся современным запросам работодателей.

3. Для обеспечения достигнутых результатов необходимыми условиями являются:

- актуализация образовательных программ с учетом требований работодателей, отраженных в профессиональных стандартах;

- создание материально-технической базы, позволяющей осуществлять практическое обучение студентов в условиях, максимально приближенных к реальной трудовой ситуации;

- повышение профессиональной квалификации педагогических работников с целью формирования нового набора компетенций, необходимых для работы в условиях модернизации инфраструктуры СПО и обновления содержания образовательных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Достижение высоких результатов обеспечивается, в том числе, внедрением в образовательный процесс элементов независимой оценки квалификаций, а создание региональной площадки сетевого взаимодействия способствует диссеминации данного опыта в системе СПО.

Литература:

1. Государственная программа "Развитие образования" на 2019-2025гг. [Электронный ресурс]: Минпросвещения России: [сайт]. // URL: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения: 06.08.2021).

2. Лейбович А.Н. Независимая оценка квалификаций является связующим звеном между образовательной системой и работодателями // Профессиональное образование: сетевой журн.2020. URL: http://проф-обр.рф/news/2020-07-04-842 (дата публикации: 04.07.2020).

3. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации по программам СПО // Академический вестник. Санкт-Петербург, СПбАППО, 2020. - Вып. 1 (74). - С. 49-55.

4. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петербурга) // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта. РИО ГПА, 2019. -Вып. 63. - Ч.3. - С. 99-102.

5. Стратегия развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям: [сайт]. // URL: https://nspkrf.ru/ (дата обращения: 06.08.2021).

6. Тараканова А.Н. Опыт проведения независимой оценки квалификаций в сотрудничестве с ГоЦИСС в рамках экспертизы инновационной деятельности Колледжа туризма Санкт-Петербурга // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. - Ч.1. - С. 206-209.

7. Туринский процесс 2018-2020 Российская Федерация [Электронный ресурс]: Федеральный институт развития образования: [сайт]. // URL: https://firo.ranepa.ru/ (дата обращения: 06.08.2021).

Педагогика

УДК 377.01

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Дается авторская трактовка актуальных проблем обучения студентов в образовательной среде вуза; раскрывается место учебно-познавательной активности обучающихся в контексте повышении качества их подготовки. Обосновывается мнение о том, что одной из основных задач преподавателей и применяемых педагогических технологий -не передача научной информации, а мотивация студентов к учебно-познавательной активности, к систематической интеллектуальной деятельности. Отмечается, что в условиях относительно небольшого количества часов аудиторных занятий необходимо использовать такие методы и формы обучения, которые всячески поощряют студентов к самостоятельной работе и в качестве такой формы в работе представлены технологии погружения студентов в изучаемые дисциплины. Раскрыта ролевая позиция преподавателя в современной высшей школе - не ментора, строгого наставника, а научного лидера, гуманиста, заинтересованного в учебных и научных успехах студентов.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, познавательная активность, мотивация, технология погружения, интерактивное сотрудничество.

Annotation The author's interpretation of the actual problems of teaching students in the educational environment of the university is given; the place of educational and cognitive activity of students in the context of improving the quality of their training is revealed. The author substantiates the opinion that one of the main tasks of teachers and applied pedagogical technologies is not the transfer of scientific information, but the motivation of students to educational and cognitive activity, to systematic intellectual activity. It is noted that in the conditions of a relatively small number of classroom hours, it is necessary to use such methods and forms of training that encourage students to work independently in every possible way, and as such, the technologies of students ' immersion in the studied disciplines are presented in the work. The role position of a teacher in a modern higher school is revealed-not a mentor, a strict mentor, but a scientific leader, a humanist interested in the educational and scientific success of students.

Keywords: self-educational activity, cognitive activity, motivation, immersion technology, interactive cooperation.

Введение. В исследованиях, посвященных профессиональной подготовке студентов, обсуждаются проблемы использования современных образовательных технологий, участия обучающихся в различных видах учебно-познавательной деятельности, вопросы взаимодействия организаций-работодателей и вузов и другие актуальные направления деятельности вузовских коллективов. Круг таких мнений довольно широк, однако проблема, избранная нами в данной статье, не была предметом рассмотрения теоретиков и практиков педагогики, что и обусловило выбор автором темы статьи.

Цель данной статьи - раскрыть и обосновать формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов как важного компонента их профессиональной подготовки и показать ведущую роль преподавателя в формировании самообразовательной компетентности будущих педагогов и психологов образования.

Изложение основного материала статьи. Согласно последним образовательным стандартам самостоятельная работа становится ведущей формой освоения студентами содержания образования. Такой перенос акцента на самообразовательную деятельность объясняется несколькими факторами, среди которых отметим:

- увеличение доли дистанционных форм образовательной деятельности;

- значительное расширение информационного поля, важного и необходимого для освоения студентами;

- выработка у студентов привычки систематической самостоятельной работы;

- потребность и необходимость для любого специалиста постоянного обращения к открытой информационной библиотеке.

Сформированные в образовательном процессе вуза самообразовательные компетенции не только будут востребованы в практической работе, но станут основой профессиональной культуры личности, фактором ее востребованности в условиях постоянного обновления содержания и форм профессиональной деятельности.

В публикациях последнего времени самостоятельная работа студентов рассматривается в контексте повышения качества образовательного процесса [4; 7], как необходимое условие гармонизации вузовского этапа подготовки педагога [9]. Е.А. Столбова [10] характеризует подготовку педагога с точки зрения его профессионального имиджа; обусловленность подготовки студентов профессионально-педагогической компетентностью преподавателей доказывается в исследованиях И.В. Григорьева [2], Л.Ф. Красинской [3], Б.А. Тахохова [11].

Несмотря на важность указанных работ для системы подготовки педагогов и психологов образования наиболее актуальной проблемой следует признать качество образования с ведущим компонентом организация и эффективность самообразовательной деятельности студентов. Ежегодный мониторинг базовых интегральных характеристик готовности выпускников школ разных регионов страны к обучения в вузе свидетельствует о низком уровне сформированности их самообразовательных компетенций [1; 3].

Методологической основой исследования избрана гуманистическая парадигма в психологии и педагогике; системный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.