Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РФ'

ВНЕДРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная система квалификаций / квалификация / профессиональный стандарт / трудовые действия / профессиональный экзамен / квалификационно-ориентированная модель / практико-ориентированное обучение / national qualifications system / qualification / professional standard / labor actions / professional exam / qualification-oriented model / practiceoriented training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Бугаева, Г.С. Соломонова

Статья посвящена проблеме новых подходов к организации образовательной деятельности в вузе в условиях внедрения проектных решений трансформации содержания педагогического образования. Амбициозные цели реформирования систем образования во многих странах показывают возрастающие требования к уровню квалификации педагогов и высокие общественные ожидания от результатов их деятельности. Изменения требований к квалификации современных педагогов во многом связаны с выводами о роли качественного образования в формировании экономической конкурентоспособности стран. Профессиональные стандарты, транслирующие актуальные кадровые потребности работодателей, и независимая оценка квалификации – это система управления качеством подготовки кадров для экономического прорыва России. Назрела необходимость выработки единых подходов к формированию образовательного пространства подготовки, оценивания, профессионального развития педагогов, отвечающих современным вызовам XXI века. Целью статьи является раскрытие квалификационно-ориентированной модели подготовки учителей с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF A QUALIFICATION-ORIENTED MODEL OF TEACHER TRAINING USING THE TOOLS OF THE NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article studies a problem of new approaches to organization of educational activities at a university in the context of implementation of design solutions for the transformation of the content of pedagogical education. The ambitious goals of reforming education systems in many countries show increasing demands on the level of qualification of teachers and high public expectations of the results of their activities. The changing requirements for the qualifications of modern teachers are largely related to the conclusions about the role of quality education in shaping the economic competitiveness of countries. Professional standards that translate the current personnel needs of employers, and an independent assessment of qualifications is a quality management system for training personnel for Russia’s economic breakthrough. There is a need to develop unified approaches to the formation of the educational space of training, evaluation, professional development of teachers who meet the modern challenges of the XXI century. The purpose of the article is to reveal a qualification-oriented model of teacher training using the tools of the national qualifications system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РФ»

References

1. Starovikov M.I. Stanovlenie issledovatel'skoj deyatel'nostiShkolnikov v kurse fiziki v usloviyah informatizacii obucheniya. Barnaul: BGPU, 2006.

2. Polushkina S.V. Metodika obucheniya uchaschihsya 'eksperimental'noj deyatel'nostipo fizike v usloviyah realizacii FGOS. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2017.

3. Verhovceva M.O. Uchebnyj fizicheskij 'eksperiment s ispol'zovaniem sovremennogo oborudovaniya kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti uchebnogo processa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

4. Ermakova E.V. Organizaciya i provedenie laboratornyh zanyatij po kursu obschej fiziki v pedagogicheskih vuzah s ispol'zovaniem zadachnogo metoda. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2003.

5. Gorin V.V. Metodika adaptacii sovremennogo fizicheskogo 'eksperimenta k usloviyam special'nogo praktikuma pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

6. Lebedeva O.V. Podgotovka uchitelya fiziki k proektirovaniyu i organizacii uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod. 2019.

7. Pavlova M.S. Formirovanie kompetentnosti buduschego uchitelya fiziki v oblasti ispol'zovaniya uchebnogo fizicheskogo 'eksperimenta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2010.

8. Teregulov D.F. Podgotovka buduschih uchitelej kispol'zovaniyu naturno-vychislitel'nogo 'eksperimenta priobuchenii fizike. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2017.

9. Loboda Yu.O. Proektnaya deyatel'nost' v oblasti fizicheskogo 'eksperimenta kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2006.

10. Tanygin S.V. Metodika organizacii konstruktivno-proekiirovochnoj deyatel'nosti studentov v oblasti laboratornogo fizicheskogo 'eksperimenta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2004.

11. Bychkova A.S. Professional'naya podgotovka bakalavrov i magistrov k organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya osnovnoj shkoly (na predmete fizika). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2014.

12. Pevin N.M. Praktikum po fizike. Mehanika. Barnaul: BGPU, 1999.

13. Kirsta Yu.B., Orlov V.L., Zadoncev V.F., Kotyrlo T.V. Laboratornyjpraktikumpo fizicheskim osnovam mehaniki, molekulyarnoj fizike i termodinamike. Barnaul: AltGTU, 2005.

14. Burov V.A. i dr. Frontal'nye laboratornye zanyatiya po fizike v 7-11 klassah. Moskva: Prosveschenie, 1996.

15. Usova A.V., Vologodskaya Z.A. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya po fizike v srednej shkole. Moskva: Prosveschenie, 1981.

16. Shapovalov A.A., Andreeva L.E. Pedagogicheskoe konstruirovanie 'eksperimental'nyh zadach po fizike. Barnaul: AltGPU, 2018.

17. Shapovalov A.A. Uchebno-issledovatel'skie raboty dlya smeshannogo obucheniya po fizike. Barnaul: AltGPU, 2021.

18. Suranov A.Ya., Shapovalov A.A. Issledovatel'skie raboty po fizike s Arduino. Barnaul: AltGPU, 2022.

Статья поступила в редакцию 30.09.22

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: ivaya@maii.ru

Solomonova G.S., Head of Qualifications Development Center (Project Office), North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: solomonovags@mail.ru

INTRODUCTION OF A QUALIFICATION-ORIENTED MODEL OF TEACHER TRAINING USING THE TOOLS OF THE NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies a problem of new approaches to organization of educational activities at a university in the context of implementation of design solutions for the transformation of the content of pedagogical education. The ambitious goals of reforming education systems in many countries show increasing demands on the level of qualification of teachers and high public expectations of the results of their activities. The changing requirements for the qualifications of modern teachers are largely related to the conclusions about the role of quality education in shaping the economic competitiveness of countries. Professional standards that translate the current personnel needs of employers, and an independent assessment of qualifications is a quality management system for training personnel for Russia's economic breakthrough. There is a need to develop unified approaches to the formation of the educational space of training, evaluation, professional development of teachers who meet the modern challenges of the XXI century. The purpose of the article is to reveal a qualification-oriented model of teacher training using the tools of the national qualifications system of the Russian Federation.

Key words: national qualifications system, qualification, professional standard, labor actions, professional exam, qualification-oriented model, practice-oriented training.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: ivaya@mail.ru

Г.С. Соломонова, рук. Центра развития квалификаций (проектный офис) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

г. Якутск, E-mail: solomonovags@mail.ru

ВНЕДРЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РФ

Статья посвящена проблеме новых подходов к организации образовательной деятельности в вузе в условиях внедрения проектных решений трансформации содержания педагогического образования. Амбициозные цели реформирования систем образования во многих странах показывают возрастающие требования к уровню квалификации педагогов и высокие общественные ожидания от результатов их деятельности. Изменения требований к квалификации современных педагогов во многом связаны с выводами о роли качественного образования в формировании экономической конкурентоспособности стран. Профессиональные стандарты, транслирующие актуальные кадровые потребности работодателей, и независимая оценка квалификации - это система управления качеством подготовки кадров для экономического прорыва России. Назрела необходимость выработки единых подходов к формированию образовательного пространства подготовки, оценивания, профессионального развития педагогов, отвечающих современным вызовам XXI века. Целью статьи является раскрытие квалификационно-ориентированной модели подготовки учителей с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ.

Ключевые слова: национальная система квалификаций, квалификация, профессиональный стандарт, трудовые действия, профессиональный экзамен, квалификационно-ориентированная модель, практико-ориентированное обучение.

Актуальность рассматриваемой темы связана со значительными изменениями нормативной рамки регулирования педагогического образования, с внедрением проектных решений по трансформации содержания педагогического образования. В качестве основного пути решения этих задач по направлению подготовки педагогических кадров для системы образования региона Центром развития квалификаций (проектный офис) СВФУ выбрана ключевая линия изме-

нений образовательного процесса - внедрение квалификационно-ориентированной модели подготовки педагога с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ.

Цель настоящего исследования: проектирование профессионала на основе профессионального ядра педагогического образования, обеспечивающей «регулируемый» вход в профессию, различные траектории подготовки,

навигацию профессиональной карьеры и трудоустройство во время обучения в СВФУ.

Основной задачей исследования является развитие в университете единого пространства педагогического образования для реализации траектории становления учителя: Мотивированный абитуриент - Успешный студент - Современный учитель.

Новизна исследования: разработка и внедрение квалификационно-ориентированной модели подготовки учителя будущего с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ: «проектирование профессионала на основе профессионального ядра педагогического образования, обеспечивающей систему «регулируемого» входа в профессию и предоставляющей различные траектории подготовки, в том числе способствующие навигации профессиональной карьеры и трудоустройства в стенах вуза.

В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что определены педагогические условия внедрения механизмов независимой внешней оценки образовательных результатов обучающихся университета. Практическая значимость исследования: проектная деятельность по вопросам внедрения инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность вуза, в том числе реализации Пилотного проекта Минобрнауки России и Национального агентства развития квалификаций по внедрению практики сопряжения ПА / ГИА-НОК.

Центром развития квалификаций (проектным офисом) СВФУ (руководитель Соломонова ГС.), объединившем проектные группы разных структур университета (ФЭУ, УРПиКП, ДЦТ, ФЭИ, кафедры по педагогическому образованию) по направлениям деятельности, 20 мая 2021 года заключено Соглашение о сотрудничестве в области развития системы профессиональных квалификаций в сфере образования на территории Республики Саха (Якутия) с Советом по профессиональным квалификациям в сфере образования (председатель - Л.Н. Духанина) и ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Это третий отраслевой Совет, с которым у СВФУ установлено сотрудничество. 28 мая 2021 года Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования наделил наш университет полномочиями экзаменационного центра для проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена по квалификациям Учитель (по программам начального общего образования) (6.1, 6.2, 6.3 уровням квалификации); Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (6.1, 6.2, 6.3 уровням квалификации); Учитель (по программам начального общего образования (5 уровень квалификации), Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (5 уровень квалификации). Экзаменационный отдел Центра оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, сформированный на базе СВФУ (руководитель Бугаева А.П.), призван стать связующим звеном между студентом и рынком труда, своего рода оператором конструирования профессиональной карьеры обучающегося.

По данным Отчета об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год, количество учителей в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) составляет 14 203 педагогов. Доля учителей с высшим профессиональным образованием - 84,85% (в 2019 г - 85,1%). Снизилась доля учителей в возрасте до 35 лет на 0,26% и достигает 28,74% (в 2020 г - 29%), количество учителей с педстажем до 3 лет составляет 9,12% (9,26% - 2019 г, 8,9% - 2020 г). Система образования республики испытывает потребность в учителях математики и информатики, физики, химии, иностранных языков, наблюдается нехватка педагогических кадров для школ Севера и Арктики [1].

Профессиональное педагогическое образование сегодня не может развиваться как закрытая система, без учета запроса, формулируемого работодателями. В настоящее время под эгидой Минпросвещения России реализуются проектные решения по трансформации содержания педагогического образования, ставится необходимость создания единого образовательного и воспитательного пространства на территории всей страны, разработана Концепция ядра высшего педагогического образования, внесены изменения в статьи Закона об образовании РФ, а также многое другое, что решит ключевую государственную задачу создания такой системы педагогического образования, которая будет формировать кадры для сферы школьного образования. Противоречие между требованиями школьного образования и результатами, обеспечиваемыми профессиональными образовательными организациями, - одна из причин снижения качества подготовки кадров. Очевидно, что диалог между системой образования и сферой труда должен строиться на основании четких взаимных обязательств, устраняющих разрыв между содержанием профессиональной подготовки учителей будущего и школьным образованием. В качестве инструмента, который позволяет выстраивать такой диалог, во многих странах используется национальная система квалификаций (далее - НСК). Неслучайно история национальных систем квалификаций в мире началась не так давно: в 60-е годы ХХ века в США с общественной критики системы школьного образования, когда потребовали измерения компетентности учителей, возникла идея введения четко определенных результатов обучения.

Механизмами НСК, позволяющими адекватно реагировать на запросы рынка труда и обеспечивать качественную подготовку кадров, являются мониторинг рынка труда, профессиональные стандарты, отраслевые рамки квалификаций,

независимая оценка квалификации, профессионально-общественная аккредитация. В 2017 году вступил в силу федеральный закон № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации». По итогам состоявшегося в марте 2020 года совместного заседания Госсовета и Совета при Президенте России по образованию и науке вышло поручение главы государства В.В. Путина о проведении в рамках пилотного проекта профессиональных экзаменов для выпускников вузов. Такой пилотный проект в среднем профессиональном образовании уже завершается.

На заседании отраслевой рабочей группы на Форуме DID Summer Camp 2022 председатель СПК в сфере образования Л.Н. Духанина в своем выступлении выделила: «Национальная система квалификаций должна обеспечить формирование «рынка квалификаций», где ценность работника будет определяться его реальным профессиональным уровнем. Но, кроме этого, она позволяет пересобрать систему образования, систему подготовки кадров на основании актуальных задач». Л.Н. Духанина отметила, что профстандарты в сфере образования задают требования к 3,5 млн педагогических работников в России, которые ежегодно обеспечивают качество образования 17 млн школьников и 6 млн студентов. На сегодняшний день СПК в сфере образования принял на себя ответственность за выстраивание общей методологии создания системы квалификаций в сфере образования (Источник: из выступления председателя СПК в сфере образования Л.Н. Духаниной 01.06.2022 г на Форуме DID Summer Camp 2022 на площадке университета Иннополис в Казани) [2].

Вопросам разработки профессиональных стандартов деятельности педагогов, внедрению стандартов в систему образования, различным аспектам их использования, возможностям и рискам, связанным с этим, посвящены работы А.А. Марголиса [3; 4].

Монография авторов Духаниной Л.Н., Семеновой Л.В., Ушанова Ю.В. содержит анализ основных тенденций развития рынка образования на основе европейских исследований, а также описание опыта проведения процедуры независимой оценки квалификации в образовательной системе РФ [5].

Национальным агентством развития квалификаций издаются сборники на основании результатов деятельности Базового центра профессиональной подготовки, включающие аналитические статьи по актуальным вопросам оценки профессиональных и общих компетенций, признания результатов неформального образования, приоритетов в развитии профессионального образования, диалога бизнеса и системы подготовки кадров, а также описание и инфографику задач, содержания, основных этапов реализации, результатов и перспектив ключевых проектов [6].

Квалификационно-ориентированная модель подготовки учителя с использованием инструментов национальной системы квалификаций РФ в нашем проекте предполагает:

- проектирование профессионального обучения, обеспечивающего готовность к осуществлению профессиональной деятельности в школе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в Профессиональном стандарте педагога, выступающем как целевой ориентир подготовки кадров для системы высшего педагогического образования с синхронизацией ФГОС ВО - ПС - ФГОС (НОО, ООО) (см. рис. 1);

- существенные нормативно-правовые основы проектирования основных профессиональных образовательных программ представлены на рис. 2;

- развитие системы целевого наставничества в модели «Школа профессионального развития», где могут реализоваться формы «работодатель - студент вуза», «педагог - педагог». Через целевое наставничество обеспечивается построение педагогической практики на принципах поэтапности, системности в организации со второго по выпускной курс за счет модульного подхода, направленного на всестороннее и последовательное овладение основными видами профессионально-педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков профессиональной деятельности;

- внедрение механизмов внешней оценки качества образовательных результатов: подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе путем проведения независимых профессиональных экзаменов), в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 06.02.2020 г. №589 п.1 е-4 для участия в пилотном проекте, направленном на апробирование системы совмещения государственной итоговой/промежуточной аттестации и независимой оценки квалификации (Федеральный закон № 238-Ф3 от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификации») (рис. 3);

- обновление содержания подготовки учителей во взаимодействии с базовыми кафедрами как научно-методическими центрами, площадками для развития региональных педагогических технологий, научно-исследовательской педагогической деятельности студентов, старшеклассников как среды выявления и развития педагогически одаренных обучающихся, а также как проектно-исследовательских центров развития образования и подготовки учителя будущего;

- проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов, в том числе по результатам освоения модулей профессиональных образовательных программ, дающих возможность одновременного получения обучающимся нескольких квалификаций (внесение изменений в ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» п. 8 от 19 мая 2021 г.) (рис. 4);

Квапификационно-оримитированное обучение Готовность к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в Профессиональном стандарте

Изменение требований к результатам ОПОП

I

ФГОСВО компетенции

ПС

трудовые действия

Изменение структуры ОПОП с целью профессионализации

Профессиональный экзамен /ИГА (защита ВКР)

ФГОСНОО ФГОС ООО

Модульность программ (комплексная практико-теоретическая единица формирования ТФиПД)

Апробация освоенного ПД в

условиях реальной образовательной организации в каждом модуле

Концепция «Ядро высшего педагогического образования»

Модель «Школа профессионального развития» (The Holmes Group, 1986). \ Базовые школы

_-

«Работодатель -сщдепт вуза»

«Педагог-педагог»

РисЛКвапификационно-ориентированноеобучениебудущегопедагога

Норматив

нй-правовые основы

Вмк«£нс тяенейий и статьи 46 а 1US ФЧ ccCXj жрлтлллвлсм а rticcElcKdt Фезершпп» <2 пил п 1Q20 года) исшуск иЛучиищиик! Ой ОП ED к шдтки

ПНШППККОВ ДЕ*ТТР_1ЬНОГГН

ВнктимиининиЗ в ФЗ.ЧПЗ «Od

o6|M3WIIIIP 1 Уостнйгкоя

tpe.iepjmrn» пЛ<ФГЛ1сд|) itnnpiMi ОП ВО. считывают вфзышевостъ оан&врсмншо и тучи. TL сб^-чаннрнчгя нрггалыснж ква.тнфлкаант! (I? паи 2WI г.)

ilpjiKii МлHÉlvTep-:te: j вал кн ji ■ылмго btytïiyB тля ГФ и Мявитгрп-в.1 гтрппи-псспвя РФ .V* 885 .1ÏO «О практической шигогговке обучакшяхгл» (5 ш)та 2020 г.)

после 2 курса по ДОП (кружки, секшш)

После 3 курса по ООП

Модульный принцип прпркчн(][шинни программ

здание схем эстра^зания академической

Шкчиьно yiTB.Bq)r(rreTfi.w шрггн^ ¡ц-тш>

CfTPBoc [^нчодейггЕк iÎÂicuahiï кафедр СВФУ

Лигьчд Мнпаперпга прдсаешглня 7Ф от январи

1Û1Ù г. N MP^-ï/tï «о 1ап;ае.тенЕВ ne левов нмыв катдннчста ■ иетдлнткп

jjrKUiii-H.J.auuûii

N

Hf.lflll» ro.( [ Ii 14MtK J, qjvlPHIlF Тр^(1>ттрорстВ»

Рис2.Нормативная правовая базапроектирования ОПОП

Профессиональный экзамен

Внесение изменений в статьи 46 и 108 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2 июня 2020 года) допуск обучающимся по ОП ВО к занятию педагогической деятельности

равнее «вхождение» в профессию в а 3 курсе руководитель кружна /секции поДОП

После 3 курса

Сопряжение промежуточной аттестации/ НОК

Свидетельство о подтверждении квалификации 5 уровень

На 4 курсе обучение в ВУЗе / работа в школе учителем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диплом о присвоении квалификации

Сопряжение ГИА/НОН

Свидетельство о подтверждении квалификации 6.1, 6.2, 6.3

Рис. 3. «Раннее вхождение в профессию»

Модель подготовки педагогических кадров, обеспечивающая «регулпруемый» вход в» профессию, предоставляющаяразличиые ИОТ том числе, конструирование профессиональной карьеры н трудоустройство во время обучения в ВУЗЕ

Индивидуальная об|шзовательнаятрае ктория

Поучение дв°х квалификация

Получение одной квалификации

44.03.01. Подалдгиоиское

образование ввМоцемафцод»

Получение двух свалификапии (включение педагогического модуля в программы по непедагогическим впосвлсвшш лодгстовкн)

Руководитель

кружка «Олпмпиадиая

Диплом (ГИА)

с одной квалификацией

Свидетельство о подтверждении квалификации (НОК) 5 уровень — «входной» после 3 курса, 6 уровень (6.1,6,2, 6.3) - при сопряжении ГИА-НОК

Диплом (ГИА)

с двумя кв али фикация ми по УГС/Н:

Диплом (ГИА)

Свидетельство о подтверждении квалификации (НОК) 6 уровень (6.1,6.2,6.3)-нрн сопряжении ГИА-НОК

Диплом (ГИА) с двумя кв олиф titea циялш

Свидетельство о подтверждении квалификации

(НОК) 6 уровень (6.1,6.2, 6.3) - при сопряжении ГИА НОК

Рис. 4. Возможности освоения дополнительных профессиональных квалификаций при квалификационно-ориентированной модели

- проектирование профессиональной карьеры обучающихся в стенах вуза с ориентацией на лучшие практики «Моя история успеха» в сотрудничестве с внешними стейкхолдерами проекта: школы г Якутска - (партнер - УО г Якутска), клубом «Учитель года Республики Саха (Якутия)» (Кынатов Ю.В.), школами ассоциации «Северо-Восточный образовательный округ»;

- актуализация ОПОП в части характеристик профессиональной деятельности выпускника и планируемых результатов освоения ОПОП, и КОС, в части спецификаций заданий для теоретического и практического этапов профессионального экзамена, самих заданий, обновление ФОС под квалификационные требования.

Решение задач проекта позволит обеспечить интеграцию СВФУ в образовательное пространство Республики Саха (Якутия), объединяющее научно-методические ресурсы образовательных организаций, устраняющее разрыв между содержанием университетской педагогической подготовки и школьным образованием, обеспечивающее согласованную кадровую стратегию, развитие системы практической подготовки студентов, единую методологию разработки и реализации образовательных программ, поддерживающее качественный рост квалификации педагогов, что приведет к повышению качества подготовки педагогических кадров, повышению качества школьного образования, снижению кадрового дефицита, оперативное удовлетворение кадровых потребностей в сфере образования.

Стейкхолдеры - внешние участники проекта: Национальное агентство развития квалификаций, Совет профессиональных квалификаций в сфере образования, Российское общество «Знание», педагогическое экспертное сообщество, клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)», школы ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательных округ», Управление образования ОА г. Якутска, школы г. Якутска, Ассоциация развития педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, вузы - участники пилотного проекта по сопряжению ИГА-НОК (Московский городской педагогический университет, Псковский государственный университет), базовые кафедры СВФУ.

СВФУ является членом Ассоциации развития педагогического образования и взаимодействует в вопросах формирования единой образовательной среды, целостного образовательного и воспитательного пространства, соединяющего все уровни образования (общее, среднее профессиональное, высшее) и дополнительное образование, достижения целевых показателей национального проекта «Образование».

Библиографический список

В настоящее время выстраиваются направления сотрудничества с университетом Иннополис - развитие цифровых компетенций у педагогов; сквозные цифровые технологии в подготовке педагогических кадров.

С 2022-2023 учебного года СВФУ наряду с другими педагогическими вузами перешел на подготовку кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)».

Таким образом, по итогам реализации квалификационно-ориентированной модели подготовки педагогических кадров мы планируем следующие результаты:

1. Трансформация педагогического образования «Учитель будущего Якутии: приоритеты 2030»: повышение качества подготовки педагогических кадров для системы образования региона через внедрение механизмов независимой внешней оценки образовательных результатов обучающихся университета: сопряжение ПА / ГИА + НОК (профессиональный экзамен для студентов).

2. Повышение квалификационного уровня ППС через внедрение инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность.

3. Качественное изменение ОПОП и ДПП, разработанных на основе профессиональных стандартов, достижение соответствия содержания ОПОП (ВО) и дополнительных профессиональных программ актуальным требованиям рынка труда и требованиям профессиональных стандартов (с участием отраслевых методических объединений, профессиональных сообществ), увеличение количества образовательных программ, прошедших через процедуру профессионально-общественной аккредитации.

4. Увеличение доли магистрантов, аспирантов (укрупненная группа направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки), в общей численности обучающихся, в том числе поступающих из других университетов.

5. Формирование устойчивой системы взаимодействия с работодателями, привлечение к участию в проектировании и реализации профессиональной образовательной программы; в организации проектной работы обучающихся; в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения; в установлении тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

6. Повышение качества выпускников, качественное трудоустройство будущих педагогов через подтверждение квалификации(ий) - «портфель компетенций и квалификаций», в том числе оценка soft skills в контексте профессиональной деятельности.

1. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2021 году и задачах на 2022 год. Available at: https://minobrnauki. sakha.gov.ru/Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

2. Цифровые компетенции педагогов в профстандартах обсудили на DID Summer Camp 2022. Available at: https://duhanina.online/?p=10617

3. Духанина Л.Н., Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Независимая оценка квалификации: новые вызовы реальности. Москва: РУСАЙНС, 2021.

4. Марголис А.А. Профессиональный стандарт педагога: разработка и использование в России и за рубежом. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ 2019.

5. Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.

6. Система подготовки кадров: тонки роста. Москва: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2020; Выпуск 4.

References

1. Otchet ob itogah deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (Yakutiya) v 2021 godu izadachah na 2022 god. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/ Ob-ispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja

2. Cifrovye kompetenciipedagogov v profstandartah obsudili na DID Summer Camp 2022. Available at: https://duhanina.online/?p=10617

3. Duhanina L.N., Semenova L.V., Ushanov Yu.V. Nezavisimaya ocenka kvalifikacii: novye vyzovy real'nosti. Moskva: RUSAJNS, 2021.

4. Margolis A.A. Professional'nyj standart pedagoga: razrabotka i ispol'zovanie v Rossii i za rubezhom. Moskva: FGBOU VO MGPPU, 2019.

5. Margolis A.A. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Moskva: FGBOU VO MGPPU, 2019.

6. Sistema podgotovkikadrov: tochkirosta. Moskva: ANO «Nacional'noe agentstvo razvitiya kvalifikacij», 2020; Vypusk 4.

Статья поступила в редакцию 30.09.22

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: ivaya@mail.ru

REALIZATION OF THE VALUE-ORIENTED FUNCTION OF EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL IN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA).

The article is dedicated to spiritual and moral development of younger schoolchildren, realizing the axiological function of education on attitude (to the world, oneself, others), aimed at the development of the value-semantic sphere of students by strengthening the educational function of primary school subjects; a model of spiritual and moral education of younger schoolchildren has been developed and tested, implementing a system of spiritual and moral formation of younger schoolchildren in the educational environment of primary school in the conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the article is to reveal a model of spiritual and moral education of younger schoolchildren, implementing a system of spiritual and moral formation of younger schoolchildren in the educational environment of primary school, in which the axiological function of education is determined, covering a person's attitude to the world (to another person, nature, society, culture, knowledge, communication), himself and moral concepts revealed in the system.

Key words: spiritual and moral education, value-semantic orientation of the content, ethno-cultural, all-Russian, universal values, value-orientating function of education, educative training, ethnization of education, regionalization of education.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: ivaya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.