EDN: EOFQSE
Н.К. Шеметова - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, Уральский институт управления - филиал ФГБОУВО РАНХиГС, [email protected],
N.K. Shemetova - Cand. Sc. (Economics), Assoc, Prof. at the Department of economics and management, Ural Institute of Management - a branch of FSBEI HE RANEPA;
Д.В. Амеличева - обучающаяся института экономики и управления, ФГАОУ ВО УрФУ им. Б.Н. Ельцина, [email protected],
D.V. Amelicheva - student of the Economics and Management Faculty, FSAEI HE UrFU;
E.А. Семенова - обучающаяся института экономики и управления, ФГАОУ ВО УрФУ им. Б.Н. Ельцина, [email protected],
E.A. Semenova - student of the Economics and Management Faculty, FSAEI HE UrFU,
Н.Е. Тиханов - обучающийся факультета экономики и менеджмента, Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС, [email protected],
N.E. Tikhanov - student of the Economics and Management Faculty, Ural Institute of Management -a branch of FSBEI HE RANEPA.
АДАПТАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОТУРБУЛЕНТНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ТРУДА ADAPTATION REFORMS OF HIGHER EDUCATION IN HIGHLY TURBULENT LABOR MARKET CONDITIONS
Аннотация. В настоящее время индустрия образования сталкивается с глобальными вызовами: важность высшего образования снижается, зависимость между уровнем образования и уровнем заработной платы ослабляется, традиционные форматы теряет популярность. Реформирование системы высшего образования является крайне актуальной проблемой, решение которой способно привести к масштабным изменениям индустрии с позитивным эффектом для всех заинтересованных сторон. Целью исследования является выявление факторов снижения ценности высшего образования, анализ трендов в индустрии и разработка предложений по реформированию структуры образования для повышения уровня ее соответствия запросам внешней среды. В статье выявлены наиболее важные для работодателей факторы подбора персонала, на основании оценки значимости факторов, учитываемых работодателями при найме, приведена основанная на сочетании лучших мировых практик система мер адаптации объектов образовательной индустрии к и запросам рынка труда.
Abstract. Currently, the education industry is facing global challenges: the importance of higher education is declining, the dependence between education level and wage level is weakening, traditional formats are losing popularity. Reforming the higher education system is an extremely urgent problem, the solution to which may lead to large-scale changes in the industry with a positive effect for all stakeholders. The purpose of the study is to identify factors of decreasing the value of higher education, analyze trends in the industry and develop proposals for reforming the structure of education to increase its compliance with the requirements of the external environment. The article identifies the most important recruitment factors and based on them proposes a system, which is a combination of the best world practices, of adaptation measures for education industry to correspond to the needs of the labor market.
Ключевые слова: адаптация к трендам; высшие учебные заведения; индустрия образования; оценка кандидатов; реформа высшего образования; студенты вузов; требования работодателей; факторы найма.
Keywords: adaptation to trends, higher educational institutions, the education industry, candidate evaluation, higher education reform, university students, requirements to employees, hiring factors.
Введение. Индустрия образования, традиционно воспринимаемая как мало подверженная влиянию внешних факторов сфера, в настоящее время сталкивается с глобальными вызовами. Ограниченность личных коммуникаций во время пандемии COVID-19, активно стимулируемая цифрови-зация, смена поколений вкупе с другими факторами привели к снижению ценности высшего образования как инструмента успешного трудоустройства и развития карьеры. Темпы развития рынка труда продолжают расти, провоцируя новые структурные сдвиги в требованиях работодателей к кандидатам - в особенности, к выпускникам вузов. В то же время традиционное высшее образование все больше отдаляется от удовлетворения запросов работодателей на практические навыки и знания выпускников, что влечет за собой появление все новых вызовов для системы, которые уже не могут быть решены узкими локальными реформами.
Ключевой проблемой образования в настоящий момент является его обесценение, служащее триггером возникновения новых проблем и задач - в частности, затруднения адекватной оценки знаний, умений и навыков выпускников вузов [1], вынужденности бизнеса корректировать требования рекрутмента или организовывать дополнительное обучение сотрудников, необходимости студентов совмещения учебы с дополнительными активностями [2], что в определенной мере добавляет хаотичности во взаимоотношения субъектов, заинтересованных в актуализации высшего образования.
Проблемы сферы образования выступают основной тематикой множества научных статей, что свидетельствует о повышении внимания к теме и фактическом распространении недостатков образования. С.А. Беляев, В.Н. Рудаков, Я.М. Рощина, П. В. Травкин, Т. Л. Клячко, А.А. Панова неоднократно
обращались к проблематике реформирования системы высшего образования в том или ином ключе, связывая необходимость изменений с различными факторами - от массовости и доступности цифровых технологий (в том числе, в образовании) до изменения жизненных ценностей и ориентиров молодого поколения (см., например, [1; 9-12]). В особенности необходимо отметить вклад исследователей НИУ ВШЭ в развитие теоретических и эмпирических исследований в области рынка труда и индустрии образования. Однако, несмотря на растущий интерес к теме исследования, вопросы дальнейшего развития объектов сферы высшего образования рассмотрены недостаточно ввиду того, что существующие статьи, как правило, в большей мере обозревают проблему, чем предлагают пути решения.
Целью данной статьи является разработка мер по повышению эффективности системы образования и ее адаптивности к современным трендам и вызовам внешней среды, а также выявление важнейших для работодателя характеристик соискателей-выпускников с учетом высокой турбулентности рынка.
Методы исследования. Методика исследования основана на комплексном анализе роли высшего образования на рынке труда в России и его специфики как социального института, обуславливающей дальнейшее развитие. В ходе решения теоретических и эмпирических задач исследования применялись общенаучные методы, в том числе систематизация и обобщение, описание и анализ данных, сравнение, критический анализ, формализация. В рамках исследования был проведен сбор информации о релевантных запросах работодателей на крупнейших рекрутинговых площадках с помощью технологий Big-data. В рамках процесса разработки рекомендаций авторами были проанализированы и критически оценены как классические концепции высшего образования, так и современные, применяющиеся в топ-100 лучших вузах мира по оценке международной рейтинговой ассоциации QS Rankings. Авторы полагают, что результаты исследования являются объективными и отражают общие тенденции развития высшего образования в исследуемой сфере.
Результаты и их обсуждение. В настоящее время воспринимавшийся ранее как непоколебимый статус высшего образования ставится под сомнение несколькими вовлеченными в процесс сторонами. Так, исследования рекрутинговых компаний на протяжении нескольких последних лет выделяют снижение количества вакансий, требующих от кандидата законченного высшего образования как такового или по какой-либо специальности. По данным рекрутинговых порталов HeadHunter и SuperJob в 2020 году только 30 % вакансий содержали требования к высшему образованию соискателей, при этом в 58 % вакансий требования к образованию включены не были [3].
Исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС показало, что более 60 % молодых россиян не включают получение диплома о высшем образовании в число факторов карьерного успеха, в то время как ключом к успеху считают готовность уделять работе пропорционально значительную часть жизни и наличие опыта работы в интересующей их сфере (таблица 1) [4].
Таблица 1 - Конкурентные преимущества выпускников вузов с точки зрения студентов.
Тендерные особенности, % (Источник: рассчитано авторами по данным [4])
Конкурентные преимущества соискателей с точки зрения студентов Мужчины Женщины
Везение 10,4 9
Внешность 1,6 3,9
Пол 3,8 1,8
Возраст 13,2 14,4
Наличие связей 10,9 8,5
Готовность к постоянному усовершенствованию знаний и навыков 28,7 40,8
Готовность много работать 41,7 41,3
Опыт работы 55,5 54,8
Хорошее образование 28,7 37,8
Согласно данным исследования SuperJob, только 43 % выпускников школ планируют стать абитуриентами вузов [3], что также подтверждает результаты исследования, проведенного авторами ранее, показавшего снижение числа потенциальных абитуриентов вузов среди представителей поколения Ъ в сравнении с предшествующими ему в связи с ростом популярности форматов занятости, не требующих высшего образования [5]. Иными словами, восприятие высшего образования в значительной мере видоизменилось, из-за чего его популярность и первостепенность для построения карьеры в глазах молодежи ставится под сомнение.
В то же время невозможно утверждать о полной утере смысла высшего образования, поскольку оно все еще является важнейшим фактором найма. Диплом о высшем образовании в первую очередь сви-
детельствует о способности выпускника к освоению больших массивов информации, его ответственности, общем уровне знаний и круге общения, что в любом случае необходимо при приеме на должности, подразумевающие интеллектуальный труд в условиях изменчивости внешней среды [6; 7; 8].
Однако в настоящее время работодатели не полагаются на факт получения соискателем высшего образования - они в большей степени склонны доверять бренду вуза, в котором обучался кандидат, что в первую очередь касается статусных столичных вузов, а в настоящее время и некоторых интенсивно развивающихся региональных [9; 10]. Такое смещение ориентира связано с тем, что университеты, занимающие высокие позиции в рейтингах, как правило, имеют доступ к более эффективному финансированию, а значит, преподавательский состав в них более квалифицирован и мотивирован, чем в других вузах [10].
В связи с тем, что наличие диплома о высшем образовании в большинстве случаев не является достаточным условием для принятия решения о приеме кандидата на должность (однако, чаще всего является необходимым) [11], студенты вынуждены получать дополнительные навыки, умения и знания во время обучения в университете. Феномен совмещения студентами учебы и работы в настоящее время настолько распространен в России, что его можно назвать массовым: более половины студентов бакалавриата и специалитета и 84 % магистрантов так или иначе получают опыт работы в течение учебы [12].
Среди факторов, мотивирующих студентов на совмещение учебы и работы (рисунок 1), преобладают причины, связанные с необходимостью или желанием улучшения финансового положения, и стремление получить опыт работы. При этом нетворкинг (выстраивание связей с потенциально способными помочь в построении карьеры людьми) остается наименее популярной причиной совмещения учебы и работы [12].
Рисунок 1 - Причины совмещения учебы и работы студентами, % (Источник: построено авторами по данным [11])
Большинство студентов, совмещающих учебу и работу, занимают бюджетные места в вузах и вовлечены в научную деятельность - иными словами, предположительно обладают более высоким уровнем способностей и изначальных знаний в сравнении с общей массой обучающихся. На основе этих данных представляется возможным говорить о тесной взаимосвязи высокого уровня способностей, благодаря которому такие абитуриенты получают бюджетные места или поступают в престижные университеты посредством сдачи ЕГЭ на высокие баллы или успешного написания различных олимпиад школьников, а также возможностей совмещения обучения и научной деятельности, с потенциалом к безвредному для учебы совмещению ее с работой [12].
Работодатели, в свою очередь, также активно стимулируют процесс переориентации студентов с учебы в направлении раннего поучения опыта работы. Согласно исследованию рекрутингового портала Работа.ру, наиболее показательными качествами соискателей являются релевантный опыт и навыки, которые выделяют его на фоне других выпускников. Продвинутые работодатели все чаще обращают внимание на наличие дополнительного образования у кандидатов, что также в их глазах свидетельствует о высоком уровне внутренней мотивации соискателя и его адекватном восприятии запросов рынка труда на работоспособных специалистов, ориентированных на результат [13].
Не менее значимой причиной снижения уровня качества высшего образования стала его массовость и буквальная обязательность, ставшая трендом в последние десятилетия, которая заставила работодателей пересмотреть ценности при найме, а абитуриентов - критически отнестись к возможностям, предоставляемым вузами [14; 15]. Процесс оценки кандидата-выпускника предполагает уде-ление значительного внимания внеучебной деятельности соискателя. Работодатели более заинтересо-
ваны в наличии и качестве опыта работы, поскольку не могут быть уверены в дипломе как в гаранте наличия требуемых компетенций, знаний и навыков соискателя [16].
Маркерами студенческой проактивности становятся также научная деятельность, участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, публичных мероприятиях (и их организация), конференциях и кейс-чемпионатах, поскольку вовлеченность студента в подобные виды деятельности наряду с успешной учебой характеризует его как ответственного человека, не упускающего возможностей для собственного личностного и профессионального развития, грамотно распределяющего время. Более того, внеучебная деятельность является одним из самых эффективных способов обрести и развить soft-skills, столь высоко ценимые большинством работодателей, поскольку именно они позволяют наиболее быстро и эффективно внедриться в новый коллектив, изучать новые области знания, расширять спектр навыков, налаживать контакты. По результатам исследований НИУ ВШЭ и РЭУ им. Г.В. Плеханова самыми востребованными навыками при приеме на работу являются именно гибкие навыки [16; 17]. Популярность soft-skills исследователи объяснили их универсальностью: они нужны практически в любой работе, и именно они во многом предопределяют востребованность молодых специалистов на рынке труда.
Ввиду снижения воспринимаемой ценности высшего образования как со стороны обучающихся, так и со стороны работодателей, этот социальный институт в настоящее время остро ощущает необходимость кардинальной трансформации: структурных изменений, реформы процессов взаимодействия между участниками образовательного процесса, смыслового наполнения программ обучения, а также вынужденного повышения гибкости. Основной причиной необходимости переориентации системы образования выступает возрастающая роль интеллектуального капитала, который становится решающим фактором модернизации экономики, адекватного ответа бизнеса и государства на вызовы глобальной конкуренции, стимулирования научного прогресса.
На основе международного опыта и современных трендов, авторы исследования предлагают следующие пути повышения эффективности высших школ, и как следствие, восстановления их значимости для всех заинтересованных в процессе сторон:
1) персонализация образования;
2) нелинейность и гибкость образовательного процесса;
3) синергия образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности;
4) фокус на предпринимательство;
5) укоренение дуальной системы образования («вуз - бизнес»).
Рассмотрим каждый из путей подробнее.
Персонализация образования. Персонализация - процесс адаптирования образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся. Персонализация, в понимании авторов, помимо предоставления студентам возможности выбора образовательных модулей по индивидуальной траектории обучения включает в себя качественное изменение модели общения между преподавателями и учащимися от авторитарно-подчинительных отношений в пользу наставнического формата. Персонализация сможет повысить привлекательность вузов для абитуриентов, что будет также обеспечено отказом от устаревших стандартов, которые ограничивали возможность освоения дисциплин «на стыке» разных наук, которые являются особенно востребованными во многих современных профессиях. Взаимодействие с наставниками - тьюторами - поспособствует повышению усвояемости материала студентами и станет конкурентным преимуществом вузов по сравнению с альтернативными форматами получения образования - в частности, онлайн-платформами. Эффективность внедрения данной модели - ее влияния на трудоустройство выпускников вузов и их карьерный успех - подтверждается британской системой университета интернатного типа [18].
Нелинейность и гибкость образовательного процесса. В текущей системе образования необходимо отказаться от сформировавшийся линейно-клишированной системы («сад - школа -вуз») и предоставить молодому поколению возможность осознанного выбора профессионального пути. Некоторые продвижения, доказывающие практическую эффективность предложенной меры, в данном направлении уже сделали Скандинавские страны. Так, отказ от следования Болонской системе в пользу нелинейного продвижения в процессе гибкого образовательного процесса (признание того, что каждый ученик имеет свой собственный путь обучения и уже обладает определенными знаниями, навыками и установками, когда он/она начнет учиться), позволило молодым специалистам лучше понять собственные интересы и выстроить процесс получения профессиональных знаний наиболее эффективным способом.
Синергия образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Университет должен одновременно реализовывать три миссии: образовательную, научно-
исследовательскую и инновационную, направленную на коммерциализацию знаний. Из консервативного социального института университет становится центральным звеном развития инновационной экономики и социальной сферы - научно-образовательным и инновационным центром, продуцирующим социально-экономическое развитие конкретного региона, страны в целом, а также глобальных процессов [19]. По мнению Виссема Йохана, эти критерии являются основными для Университета 3.0. При этом инновационная деятельность и коммерциализация знаний рассматривается как не менее важная по сравнению с образованием и наукой [20]. Именно поэтому в экономике знаний такие университеты становятся инструментами экономического роста и существуют в тесной связи с бизнесом и властью.
Фокус на предпринимательство. Модель предпринимательского университета должна включать в себя следующие принципы: предпринимательство как дисциплина, предпринимательство как метод обучения и предпринимательство как партнерство с бизнесом. Предпринимательский подход в обучении выражается в выборе наиболее подходящего метода и технологии для достижения планируемого результата с учетом особенностей целевой аудитории. Преподаватели должны иметь свободу выбора методов и технологий обучения. При этом необходимо ввести контроль над актуальностью преподносимой студентам информации - например, прибегая к независимой оценке существующих курсов ведущими экспертами из соответствующих индустрий. Также необходимо развивать инфраструктуру поддержки студенческого предпринимательства - например, путем создания университетских студий студенческого технологического предпринимательства, бизнес-инкубаторов, акселераторов, центров поддержки предпринимательства, стимулирования выполнения дипломных работ в форме стартапов. Представление об университете в сознании школьников, абитуриентов и их родителей, а также работодателей таким образом может быть осовременено.
Укоренение дуальной системы образования. Партнерство с бизнесом должно развиваться по всем направлениям деятельности и в различных формах - как традиционных для вуза (организация производственной практики, привлечение специалистов-практиков к преподаванию), так и через консалтинговые проекты, участие в профессиональных сообществах, экспертную деятельность, развитие бизнес-инкубаторов.
Тесное взаимодействие с бизнесом поможет преодолеть сложившиеся пропасти между реальным запросом работодателей на компетенции молодых специалистов и образовательной программой вузов [21]. Дуальность системы образования на всех этапах обучения поможет не только адаптировать курсы под запросы рынка, но и приобрести вузам дополнительное конкурентное преимущество в виде предоставления возможности трудоустройства в компаниях-партнерах. Бизнес же, в свою очередь, сможет снизить издержки на поиск качественных молодых кадров и в большей степени доверять знаниям выпускников.
Заключение. Таким образом, падение авторитета вузов, обусловленное недоверием к качеству получаемых в рамках академического учебного процесса знаний, умений и навыков - как со стороны обучающихся, так и со стороны работодателей, - вынуждает участников рынка труда существенно преобразовывать паттерны поведения. С точки зрения работодателя диплом о высшем образовании в настоящее время скорее служит маркером уровня общего развития и кругозора соискателя, нежели свидетельствует о его компетенциях, и, к сожалению, не обеспечивает выпускнику вуза конкурентных преимуществ. В этой связи студенты, обладающие высокими амбициями, нацеленные на построение успешной карьеры, прибегают к активному участию во внеучебной деятельности, в результате чего получению знаний как основному элементу учебного процесса уделяется значительно меньше внимания, что закономерно приводит к снижению качества знаний. Усугубление ситуации и отсутствие мер по сокращению сущностного разрыва между требованиями к выпускникам со стороны работодателей и программами обучения могут привести к всеобъемлющей девальвации высшего образования как ключа к успешному трудоустройству и построению карьеры, а также негативно сказаться на экономическом развитии государства. Для преодоления текущего кризиса авторы работы предложили пять направлений трансформации высшего образования, которые обладают необходимым для позитивно направленного изменения ситуации и смогут помочь высшему образованию стать ключевым звеном как на рынке труда, так и в экономике станы в целом.
Источники:
1. Беляев С .А. Обесценивание престижа высшего образования как фактор снижения численности обучающихся на заочной форме обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №>1(34). С. 21-24. DOI: https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1001-0003.
2. Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы // Вопросы образования. 2013. №3. С. 92-104.
3. Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы (2021). Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru. URL: https://www.superjob.ru/rynok-truda/ (дата обращения 03.04.2022).
4. Трудоустройство молодежи. Опыт работы или хорошее образование / под ред. Т. Л. Клячко. М., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 22 с.
5. Амеличева Д.В., Семенова Е.А., Тиханов Н.Е., Белова О.Р. Рынок труда после 2025: ценности и поведенческие модели поколения Z как триггер экономических изменений / Сборник докладов XVI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», Екатеринбург, 18 ноября, 2021. Екатеринбург: УрФУ, 2022. С. 266-270.
6. Аранжин В.В. Влияние цифровой экономики на трудовые ценности поколения, входящего на рынок труда // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. №4(35). С. 91-100. DOI: https://doi.org/ 10.18799/26584956/2019/4(35)/1006.
7. Леонид Черный - о том, нужен ли диплом будущим специалистам (2020). РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/ trends/education/cmrm/5fc4ee849a79471e0fb548ad (дата обращения: 15.04.2022).
8. Охотников О.В., Казакова Ю.Е. Молодежный рынок труда: ожидания выпускников вуза // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. №10. С. 47-55.
9. Панова А.А., Бывальцева А.А. Академическая автономия и академическая свобода в российских вузах: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 32 с.
10. Платонова Д.П., Никифорова Н.Ю. Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 36 с.
11. Емелина Н.К., Рожкова К. В., Рощин С. Ю., Солнцев С. А., Травкин П. В. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с.
12. Рожкова К.В., Травкин П.В. Карьерные планы студентов вузов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 40 с.
13. Пресс-служба рекрутингового сервиса Работа.ру (2021). URL: https://press.rabota.ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
14. Рудаков В.Н., Рощина Я.М., Битокова Л.А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 84 с.
15. Малошонок Н. Г., Вилкова К.А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.
16. Исследование Плехановского университета: какие специалисты нужны работодателю сегодня (2022). РЭУ им. Г.В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/rezultaty-issledovania-plekhanovki.aspx (дата обращения: 15.04.2022).
17. Волгин А.Д., Гимпельсон В.Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях: препринт WP3/2021/05. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 34 с.
18. Тенденции развития высшего образования. Аналитический доклад-дайджест / Л.В. Константинова, Е.В. Шубенкова, Н.Н. Гагиев, Е.А. Смирнова, А.М. Петров, Р.А. Искандарян, Д.М. Маяков, О.Д. Никонова; Научно-исследовательский институт развития образования Российского экономического института имени Г.В. Плеханова, М., 2021. 199 с.
19. Pavlovskaya S., Chaikouskaya Y. The transformation of the higher education system in the digital age // Oikonomos: Journal of social market economy. 2021. Vol. 2(20). Pp. 73-80.
20. Виссема Й. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: «Олимп-Бизнес», 2016. 432 с.
21. Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Трансформация концепции управления включенными в организацию стейкхолдерами - заказчиками образования // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. №3(27). С. 73-80.
References:
1. Belyaev, S.A. (2021) 'Devaluation of the prestige of higher education as a factor in reducing the number of students studying by correspondence', Baltic Humanitarian Journal, 10(1), pp. 21-24. (In Russ.). doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0003
2. Xarchenko, V.S. (2013) 'Combining work with study in a higher education institution: new practices or new implications', Educational Studies Moscow, 3, pp. 92-104. (In Russ.).
3. SuperJob (2021) Labor market: monitoring, dynamics, indices. Available at: https://www.superjob.ru/rynok-truda/ (accessed on 03.04.2022). (In Russ.).
4. Klyachko, T.L. (ed.) (2019) Youth employment. Work experience or good education. Moscow: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (In Russ.).
5. Amelicheva, D.V. et al. (2022) 'Labor market after 2025: values and behavioral models of Generation Z triggering economic changes', XVI International conference "Russian regions in the focus of changes": conference materials. Ekaterinburg: Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, pp. 266-270. (In Russ.).
6. Aranzhin, V.V. (2019) 'Impact of the digital economy on labor values of generation, entering the labor market', Journal of Well-being Technologies, 4(35), pp. 91-100. (In Russ.). doi: https://doi.org/10.18799/26584956/ 2019/4(35)/1006.
7. Chernyi, L. (2020) Leonid Chernyi - about whether future specialists need a diploma. (In Russ.). Available at: https://trends.rbc.ru/trends/education/cmrm/5fc4ee849a79471e0fb548ad (accessed on 15.04.2022).
8. Oxotnikov, O.V., and Kazakova, Yu.E. (2018) 'Youth labor market: expectations of university graduates', Intellect. Innovations. Investments, 10, pp. 47-55. (In Russ.).
9. Panova, A.A., and Byvaltseva, A.A. (2021) Academic autonomy and academic freedom in Russian universities: newsletter. Мoscow: NRU HSE, 32 p. (In Russ.).
10. Platonova, D. P., and Nikiforova, N.Yu. (2022) Internal management of Russian universities: the view of practitioners in a changing environment: newsletter. Мoscow: NRU HSE, 36 p. (In Russ.).
11. Emelina, N. K. et al. (2022) 'Graduates of higher education in the Russian labor market: trends and challenges', XXIII Yasinskaya (April) International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development: conference materials. Moscow: NRU HSE, 160 p. (In Russ.).
12. Rozhkova, K.V., and Travkin, P.V. (2022) Career plans of university students: newsletter. Moscow: NRU HSE, 40 p. (In Russ.).
13. Rabota.ru (2021) Press service. (In Russ.). Available at: https://press.rabota.ru/ (accessed on 15.04.2022).
14. Rudakov, V.N., Roshhina, Ya.M., and Bitokova, L.A. (2019) Changes in strategies, motivation and economic behavior of students and teachers of Russian universities: newsletter. Moscow: NRU HSE, 84 p. (In Russ.).
15. Maloshonok, N. G., and Vilkova, K.A. (2022) Measuring student Engagement as a tool for assessing the quality of Russian Higher education: newsletter. Moscow: NRU HSE, 44 p. (In Russ.).
16. Plekhanov Russian University of Economics (2022) Plekhanov University research: what kind of specialists do employers need today. (In Russ.). Available at: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/rezultaty-issledovania-plekhanovki.aspx (accessed on 15.04.2022).
17. Volgin, A.D., and Gimpel'son, V.E. (2021) Demand for skills: analysis based on online job data: preprint WP3/2021/05. Moscow: NRU HSE, 34 p. (In Russ.).
18. Konstantinova, L.V, et al. (2021) Trends in the development of higher education. Analytical report-digest. Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 199 p. (In Russ.).
19. Pavlovskaya, S., and Chaikouskaya, Y. (2021) 'The transformation of the higher education system in the digital age' Oikonomos: Journal of social market economy, 2(20), pp. 73-80.
20. Vissema, J. (2016) Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Moscow: Olimp-Biznes. (In Russ.).
21. Ivanova, O.E., and Ryabinina, E.V. (2020) 'Transformation of the management concept of stakeholders - customers of education included in the organization' Actual Problems of Economics and Management, 3(27), pp. 73-80. (In Russ.).
EDN: ECUJEB
Т.А. Шильцова - к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, [email protected],
T.A. Shiltsova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health, Health and History of Medicine, Kuban State Medical University, Tshiltsova@yandex. ru;
С.К. Ахеджак-Нагузе - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанский государственный медицинский университет, [email protected],
S.K. Akhedzhak-Naguze - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health, Health and History of Medicine, Kuban State Medical University, [email protected];
А.А. Нагузе - обучающийся факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы, Российский государственный университет правосудия,
A.A. Naguze - student of the Faculty of Continuing Education for the training of specialists for the judicial system, Russian State University of Justice;
B.В. Пильщикова - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанский государственный медицинский университет,
V.V. Pilshchikova - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health, Health and History of Medicine, Kuban State Medical University.
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЕЧНОГО ФОНДА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА ANALYSIS OF THE USE OF THE BED FUND OF THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE REGION
Аннотация. Исследование, посвященное анализу общего коечного фонда здравоохранения Краснодарского края актуально, поскольку является приоритетным направлением в рамках развития системы здравоохранения. Приоритеты развития системы здравоохранения оказывают непосредственное влияние на доступность и качество оказываемой медицинской помощи в условиях стационара. Целью исследования явился анализ использования общего коечного фонда системы здравоохранения Краснодарского края. Для достижения поставленной цели в работе применялись различные методы, такие как аналитический, логический и статистический. Официальная статистическая информация по количеству, структуре и обеспеченности общего коечного фонда круглосуточных и дневных стационаров Краснодарского края послужила объектом для анализа. Анализ коечного фонда медицинских организаций на региональном уровне позволил выявить некоторые современные тенденции его использования за исследуемый период. В Краснодарском крае с 2016 по 2020 гг. произошло незначительное снижение общего числа коек. В ходе исследования на региональном уровне выявлено, что в структуре общего коечного фонда наибольший удельный вес занимают койки круглосуточных стационаров. Обеспеченность населения Краснодарского края койками (на 10 тыс. населения) уменьшилась в связи с ростом численности населения и развитием новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Среднегодовая занятость и оборот койки в крае имели тенденцию к снижению. Число пролеченных больных за исследуемый период в круглосуточном и дневном стационарах уменьшилось. Наблюдалась стабильная ситуация по показателю средней длительности пребывания на койке. Показатель больничной летальности увеличился из-за новой коронавирусной инфекции.
В результате исследования выявлено, что сокращение коечного фонда, перепрофилизация коек в связи развитием новой коронавирусной инфекции и рост численности населения привели к снижению обеспеченности койками в регионе, и неудовлетворенности потребности в госпитализации.
Abstract. The study devoted to the analysis of the total bed fund of health care in the Krasnodar Territory is relevant, since it is a priority direction in the development of the health care system. The priorities for the development of the health care system have a direct impact on the availability and quality of medical care provided in the hospital. The purpose of the study was to analyze the use of the total bed fund of the health care system of the Krasnodar Territory. To achieve the set Various methods were used in the work, such as analytical, logical and statistical. Official statistical information on the number, structure and availability of the total bed fund of round-the-clock and day hospitals of the Krasnodar Territory served as an object for analysis. Analysis of the bed fund of medical organizations at the regional level made it possible to identify some current trends in its use during the study period.