Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Башкаева Оксана Пилаловна, Халкечева Индира Тахировна

В статье рассматриваются методы и средства дистанционного обучения. Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Согласованность достигается при помощи разнообразных методов. Это обмен печатными данными через e’mail и телефакс, проведение аудио, видео и компьютерных конференций. Тема актуальна. Дистанционное обучение - это особый вид занятия, особенностью которого является on-line общение обучающихся. Присутствие педагога не обязательно, так как дистанционное обучение - индивидуальное освоение темы. При удаленном занятии осуществляется индивидуальный подход к учебе, совершается наибольшая самостоятельность обучения. Это также перспективный способ для обучения учащихся, проживающих в отдаленных сельских местностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльканова Айшат Амыровна, Башкаева Оксана Пилаловна, Халкечева Индира Тахировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MEANS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses methods and means of distance learning. Distance education is a set of technologies that guarantee the delivery of the greater part of the material to scholars, the communicating contact of pupils and educators in the education procedure, providing scholars with the chance to learn individually to have the material being studied, as well as in the education procedure. Communication is delivered by numerous ways, such as the interchange of produced materials by e’mail and telefax, audio, video, computer conferences. The topic is relevant. Distance learning is a special type of lesson, a feature of which is the on-line communication of students. The presence of a teacher is not necessary, since distance learning is an individual development of the topic. With a remote lesson, an individual approach to learning is carried out, the greatest independence of learning takes place. It is also a promising way to teach students living in remote rural areas.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Онлайн школа Фоксфорд. - URL: https://foxford.ru/ (дата обращения 19.07.2022).

7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

8. Примерная основная программа основного общего образования: [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)]. - Москва: Просвещение, 2015. - 553 с.

9. Российская электронная школа. - URL: https://resh.edu.ru (дата обращения: 19.07.2022).

10. Учи.ру. - URL: https://uchi.ru (дата обращения 19.07.2022).

11. Федеральная образовательная платформа. - URL: https://express.adobe.com/page/kYvLa/ (дата обращения 19.07.2022).

12. Якласс. Цифровой образовательный ресурс для школ. - URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).

13. Duolingo. - URL: https://ru.duolingo.com(дата обращения 19.07.2022).

14. LECTA. - URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (дата обращения 19.07.2022).

15.Lingualeo. - URL://startpack.ru/application/lingualeo-leam-language(дата обращения 16.05.2022).

16. Puzzle English. - URL: https://puzzle-english.com (дата обращения 16.05.2022).

17. Teen talk. - URL: https: //www.nd.ru/catalog/products/teentalk (дата обращения 16.05.2022).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Башкаева Оксана Пилаловна Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Халкечева Индира Тахировна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются методы и средства дистанционного обучения. Дистанционное обучение -совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Согласованность достигается при помощи разнообразных методов. Это обмен печатными данными через e'mail и телефакс, проведение аудио, видео и компьютерных конференций. Тема актуальна. Дистанционное обучение - это особый вид занятия, особенностью которого является on-line общение обучающихся. Присутствие педагога не обязательно, так как дистанционное обучение -индивидуальное освоение темы. При удаленном занятии осуществляется индивидуальный подход к учебе, совершается наибольшая самостоятельность обучения. Это также перспективный способ для обучения учащихся, проживающих в отдаленных сельских местностях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, информация, познавательная деятельность, контроль, управление.

Annotation. The article discusses methods and means of distance learning. Distance education is a set of technologies that guarantee the delivery of the greater part of the material to scholars, the communicating contact of pupils and educators in the education procedure, providing scholars with the chance to learn individually to have the material being studied, as well as in the education procedure. Communication is delivered by numerous ways, such as the interchange of produced materials by e'mail and telefax, audio, video, computer conferences. The topic is relevant. Distance learning is a special type of lesson, a feature of which is the on-line communication of students. The presence of a teacher is not necessary, since distance learning is an individual development of the topic. With a remote lesson, an individual approach to learning is carried out, the greatest independence of learning takes place. It is also a promising way to teach students living in remote rural areas.

Key words: distance learning, education, information, cognitive activity, control, management.

Введение. Удаленное получение знаний имеет большое преимущество для взрослых, которые днем находятся на работе. Для них общий порядок обучения нецелесообразен [1].

Дистанционное обучение проводится при помощи средств новейших информационных методов. В итоге анализа литературы и изучения практической работы удаленного обучения было выявлено, что в образовательном процессе дистанционное обучение стало широко распространенным вследствие общего применения информационных технологий. В большинстве случаев на некоторое время обучающемуся выдается набор учебно-методических средств.

Объект изучения: дистанционное обучение.

Предмет изучения: методы и средства удаленного обучения.

Целью является анализ средств и методов удаленных занятий. В них сконцентрирован дидактически отработанный контент занятий. Это дает возможность говорить о них, как о средствах и методах удаленного обучения.

В статье поставлена задача: рассмотреть методы и средства дистанционного обучения.

Методами исследования явились дискурсивный анализ, функциональный анализ.

Изложение основного материала статьи. При дистанционном занятии преподаватель и обучающийся владеют инструментами обучения. Они выступают в качестве показа контента обучения, проверки и руководства учебно познавательной работой обучающихся. Всякий материал можно изобразить различными инструментами обучения (средствами массовой информации, аудио-видео и др.), располагающими своими дидактическими потенциалами [2].

При удаленных занятиях материалом могут быть:

1. Обучающие книги;

2. Информационные обучающие версии в примитивном и мультимедийном вариантах;

3. Аудио книги;

4. Видео книги;

4. Лабораторные дистанционные практикумы;

6. Упражнения с удаленным выходом;

7. Базы данных и сведений с удаленным выходом;

8. Электронные библиотеки с удаленным выходом;

9. Средства обучения на базе квалифицированных обучающих методов;

10. Средства обучения на базе возможной действительности [3].

Согласно идеям, принятым в традиционном образовательном процессе, успешно используются технические средства обучения. Это магнитофоны, видеомагнитофоны, кинопроекторы, проекторы слайдов, кодоскопы, компьютеры. Технические средства обучения являются частью учебных инструментов, которые содержат лабораторное оборудование (приборы, микроскопы, химическая посуда и ученические столы т.д.) [4].

Следует отметить, что в удаленном обучении средства обучения употребляются при помощи средств последних информационных методов. В итоге рассмотрения литературы и исследования практической работы удаленного обучения было обнаружено, что в образовательном процессе дистанционное обучение стало широко распространенным вследствие общего применения вышеуказанных инструментов. В большинстве случаев на определенное время обучающемуся выдается набор учебно-методических средств («кейс») [5].

Выбор методов дистанционного обучения зависит от способа общения преподавателей с обучаемыми.

1. Метод обучения посредством диалога обучаемых, практических занятий или тренировки с обучающими материалами. При этом преподаватели, тьюторы, консультанты, научно-технические руководители принимают самое малое участие. Для использования этого метода преподаватели и воспитатели вырабатывают и добавляют многообразные обучающие средства. Это данные СМИ, аудио- и видео ресурсы. Используются книги, которые распространяются через сети (интерактивные ресурсы, электронные издания и компьютерные натаскивающие системы) [6].

2. Метод автономного преподавания и обучения. Этот метод характеризуется взглядами обучающихся, которым требуется научно-техническая содействие. Этим занимаются педагоги, тьюторы, научные руководители. В помощь этому методу приходят телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Skype [7].

3. Метод, при котором учебный материал базируется на материале, предоставленным педагогом. Здесь обучаемые не принимают активное участие в общении. Такой метод используется учителем, тьютором при групповом занятии с обучаемыми [8].

Этот метод применяется также при подготовке к испытаниям. Он приемлем при консультировании студентов по различным предметам. Эта методика характерна для обычной системы образования. Она создается на базе новейших информационных методов. Например, вместо лекций, записанных на аудио- или видеокассеты, используются в нынешнем дистанционном обучении электронные лекции. Они читаются по компьютерным сетям [9].

Электронную лекцию, которую готовят и читают педагоги, тьюторы, консультанты можно использовать в качестве данных для статей или фрагментов из них. Их можно применять и как обучающие данные. Они могут обучить детей к дальнейшему анализу [10].

4. Метод, которому характерна энергичная слаженность между всеми участниками образовательной деятельности. Он направлен на общую работу обучающихся. Этот метод является более подходящим для дистанционного обучения. В нем планируется широкое употребление всяческих методов исследования и обучения [11].

Педагог при таком обучении устанавливает учебную задачу для обучающихся. Потом ему надо создать такую сферу диалога и психологическую ситуацию, где обучаемым предоставляется возможность работать совместно [12].

Преподаватель следит за слаженностью и руководством анализа. Он также руководит подготовкой практических занятий, составлением планов работы, обсуждаемых вопросов и заданий.

5. В метод проектов входит общее прохождение занятий, позволяющий научить студентов самостоятельно составлять план организации и контроля своего учебного труда. Он основывается на воспитании познавательных, креативных интересов студентов, умений индивидуально формировать свои знания.

6. Метод проблемного обучения строится на идее рассмотрения нелегких когнитивных задач, решение которых представляет значительный интерес. На семинарах студенты обсуждают существенные проблемы. Они способствуют познавательной инициативности, помогают формированию умений и опыта по разрешению этих вопросов. Педагогу надо только управлять процессом обучения.

7. При исследовательском методе обучения наличествуют цели, которые четко определены. Они необходимы для широкого применения методов проведения исследования, употребления научных способов обрабатывания итогов [13].

Методической характерной чертой дистанционного обучения является то, что приобретение знаний, умений и навыков, предопределенных учебными планами, осуществляется не на традиционных занятиях, а методом персональной работы обучаемого при содействии разнообразных средств - носителей данных. В средоточии хода дистанционного обучения стоит не само обучение, а учение, то есть личная учебная деятельность студента по приобретению знаний, умений и навыков. При этом обучающийся должен не только уметь работать с компьютером, но и уметь рабоать с учебной информацией, встречающейся во время дистанционного обучения [14].

Выводы. Итак, удаленное занятие - это не традиционная форма учебы, отличительной чертой которой является on-line общение всех членов учебного процесса. Присутствие педагога при этом не нужно, так как удаленное занятие - ход индивидуального освоения темы. При удаленном занятии осуществляется индивидуальный подход к учебе, совершается наибольшая самостоятельность обучения [15].

Согласно идеям, принятым в традиционном образовательном процессе, успешно используются технические средства обучения. Это магнитофоны, видеомагнитофоны, кинопроекторы, проекторы слайдов, кодоскопы, компьютеры. Технические средства обучения являются частью учебных инструментов, которые содержат лабораторное оборудование (приборы, микроскопы, химическая посуда и ученические столы т.д.).

Удаленным занятиям присущи как общепедагогические поучительные взгляды на обучение, так и заурядные взгляды. Применение последних информационных и on-line методов дает возможность реализовать согласованность членов дистанционного обучения, невзирая на их местопребывание при содействии e'mail, переписки, видео совещания, вебинара, онлайн-занятия.

Литература:

1. Боташева, Ф.Б. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассника / Ф.Б. Боташева., Е.А. Лепшокова // В сборнике: Наука, образование и инновации. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 32-35.

2. Браун, Д. Обучение с технологиями / Д. Браун. - Массачусетс: Анкер. 2000. - 320 с.

3. Фаррингтон, Г. Новые технологии и будущее бакалавриата / Г. Фаррингтон. - Сан-Франциско: Джози-Басс, 1999. - 298 с.

4. Дональд, Х.Е. Высшее образование в эпоху цифровой конкуренции: выбор и проблемы / Х.Е. Дональд. - Мэдисон, Висконсин: Издательство Этвуд, 2000. - 190 с.

5. Степанов, А.Н. Информатика / А.Н. Степанов. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 684 с.

6. Дурдымурадова, Б.Я. Описание микрополей функционально-семантического поля квалитативности / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 103-108.

7. Кипкеева, З.К Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова - Ялта: Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20.

8. Лепшокова, Е.А Применение фольклора в системе национального воспитания / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Фольклорный текст: рубеж тысячелетий. - Сборник статей. Нальчик: 2021. - С. 93-96.

9. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск, КЧГУ, 2020. - С. 72-75.

10. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

11. Лепшокова, Е.А. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли / Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2021. - С. 95-98.

12. Лепшокова, Е.А. Проблема нынешней политической идеологии, ее содержание / Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Махачкала, 2021. - С. 98-101.

13. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123.

14. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов-на-Дону, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137.

15. Лепшокова, Е.А Особенности процесса обучения чтению / Е.А Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования / Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2017. - С. 142-148.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Артюхова Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск), Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Красноярск); методист отдела развития квалификаций регионального методического центра национальной системы квалификаций Артюхов Алексей Николаевич

КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» (г. Красноярск); магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация. Неоспоримым является факт осознанного первичного выбора профессии. В статье рассматривается проблема личностного выбора профессии с позиции развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Приведены данные психологического исследования (на примере помогающих профессий) различий в структуре личности у выбирающих профессию как осознанно, так и нет. Математически доказано, что осуществление личностного выбора профессии детерминировано личностными особенностями оптанта. Среди наиболее значимых определены: осознанная ответственность за собственную жизнь, способность не только ставить цели, но и достигать их. Важны также сформированные представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Понимание возможности быть автором своей жизни - важная составляющая личностного выбора. Это становится возможным при значимо сформированных внутренних мотивах выбора профессии. Первичный выбор профессии приходится на конец подросткового - начало юношеского возраста. Для максимального соответствия психофизиологическим особенностям, внутренним мотивам, ценностям оптанта необходимо создавать условия для расширения представлений о мире профессий, современным требованиям к их осуществлению. Представлено направление стратегии развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов, связанное с обеспечением осознанного выбора профессии. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов определена через тренд ранней профориентационной деятельности. Формирование осознанного личностного выбора профессии важно осуществлять с учетом потребности регионального рынка труда. При разработке программы формирования осознанного выбора профессии в системе профориентационной работы Красноярского края акцент делается на привлечение к работе потенциальных работодателей как носителей профессии. Личностная включенность подростка/юноши на этапе выбора профессии значительно уменьшит количество преждевременно отчисленных из образовательной организации, а работодатель «получит» готового к осуществлению профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: профессия, личностный выбор, профессиональная ориентация, региональная система профориентации.

Annotation. The fact of conscious primary choice of profession is indisputable. The article deals with the problem of personal choice of profession from the perspective of the development of the regional system of professional orientation of the Krasnoyarsk Territory. The data of psychological research (using the example of helping professions) are presented. There are no differences in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.