12. Приказ Рособрнадзора «Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования» от 19.08.2020 № 847
13. Резильентность. Оценка по модели PISA-2020. Москва: ФИОКО, 2021. - 44 с. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%202020.pdf (дата обращения: 23.06.2022).
14. Bourdieu, P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Eds. J. Richardson. Westport, CT: Greenwood, 1986. p. 241-258. - URL: http://www.socialcapitalgateway.org/sites/socialcapitalgateway.org/files/data/paper/2016/10/18/rbasicsbourdieu1986-theformsofcapital.pdf (дата обращения: 23.06.2022).
15. Isaev, E.I. Western European experience of prevention and overcoming school failure among children living in families with low socio-economic status / E.I. Isaev, S.G. Kosaretsky, A.M. Mikhailova // Journal of Modern Foreign Psychology. - 2019. - Vol. 8, №1. - pp. 7-16. - doi: 10.17759/jmfp.2019080101.
16. Luthar, S.S. The Construct of Resilience: A Critical Evaluation and Guidelines for Future Work / S.S. Luthar, D. Cicchetti, B. Becker // Child Development. - 2020. - №71(3). - P. 543-562.
17. Masten, A.S. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity / A.S. Masten, K.M. Best, N Garmezy // Development and psychopathology. - 1990. - №2(04). - P. 425-444.
18. Pronk, S. Differences between adolescents who do and do not successfully completetheir program within a non-residential alternative education facility / S. Pronk, E.A. Mulder, G. van den Berg, G.J.J.M Stams &. Children and Youth Services Review. -2020, Vol. 109. - https://doi.org/10.1016/jxhildyouth.2019.104735
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат педагогических наук, доцент Шкабара Ирина Евгеньевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания эффективной образовательной среды на уроках английского языка при обучении лексической стороне иноязычной речи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современный учитель иностранного языка нуждается в надежном и эффективном инструментарии для достижения главной цели обучения иностранному языку - развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Среди имеющихся в российском образовательном пространстве электронных ресурсов внимание автора привлекли образовательные интернет-платформы. На основе метода анализа данных интерактивных средств обучения в статье определены преимущественные характеристики и отличительные свойства образовательных интернет-платформ. К ним относятся оптимальность, эффективность и доступность. В статье дается перечень образовательных интернет-платформ, программы которых соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. На примере образовательной интернет-платформы «Взнания показано, что образовательные интернет-платформы являются эффективным средством для формирования лексических навыков обучающихся. Приводятся данные соответствия данной образовательной платформы Примерной программе по английскому языку для уровня основного общего образования, а также этапам формирования лексического навыка при овладении лексическим аспектом речи на уроках английского языка. В статье сделан вывод о целесообразности применения данной и подобных интернет-платформ не только для формирования лексических навыков, но и для организации развивающего обучения как основы учебного процесса по иностранном языку.
Ключевые слова: образовательная среда, информационная площадка, электронные образовательные ресурсы, образовательная интернет-платформа, обучение иностранному языку, обучение лексическому аспекту речи, лексический навык.
Annotation. The article is devoted to the problem of creating an effective educational environment in English lessons when teaching the lexical side of the foreign language speech. The relevance of this problem is due to the fact that a modern foreign language teacher needs reliable and effective tools to achieve the main goal of teaching a foreign language - the development of foreign language communicative competence. Among the electronic resources available in the Russian educational space, the author's attention was attracted by educational Internet platforms. Based on the method of data analysis of interactive learning tools, the article identifies the predominant characteristics and distinctive properties of educational Internet platforms. These include optimality, efficiency and accessibility. The article provides a list of educational Internet platforms whose programs comply with federal state educational standards. Using the example of the educational Internet platform "Knowledge", it is shown that educational Internet platforms are an effective means for the formation of lexical skills of students. The data on the compliance of this educational platform with the Approximate English Language Program for the level of basic general education, as well as the stages of lexical skill formation when mastering the lexical aspect of speech in English lessons are presented. The article concludes that it is expedient to use this and similar Internet platforms not only for the formation of lexical skills, but also for the organization of developmental learning as the basis of the educational process in a foreign language.
Key words: educational environment, information platform, electronic educational resources, educational Internet platform, teaching a foreign language, teaching the lexical aspect of speech, lexical skill.
Введение. Достижение целей по обеспечению глобальной конкурентоспособности Российского образования непосредственно связано с качеством и условиями работы педагогов. Современные образовательные программы требуют кардинальных изменений в области методики обучения школьным предметам, в частности, иностранному языку. Создание эффективной образовательной среды на уроке иностранного языка, понимаемой как совокупность возможностей, предоставляющая обучающемуся необходимый набор информационных, предметно-пространственных, личностно-деятельностных ресурсов для обучения, воспитания и развития средствами данного учебного предмета - насущная потребность времени. За последнее время появилось множество методических разработок, рассматривающих методы и приемы развития различных видов речевой деятельности, формирования аспектов иностранного языка с помощью аутентичных и учебных интернет-ресурсов, блогов, вики технологий, подкастов, лингвистического корпуса. Каждый
педагог испытывает потребность в использовании данных ресурсов, целью которых является повышение интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества образования на всех ступенях образовательной системы [3, С. 34]. Однако не все учителя-предметники имеют специальную подготовку, позволяющую им как создавать сетевые образовательные ресурсы, так и надлежащим образом пользоваться готовыми. Поэтому, в качестве одного из решений данной проблемы, может быть предложено внедрение в учебный процесс по иностранному языку образовательных интернет-платформ, в которых «максимально облегчены процедуры создания и размещения учебных материалов, проверки и оценивания заданий, доступа к разнообразным ресурсам, необходимым для полноценного учебного процесса» [4, С. 132].
Изложение основного материала статьи. Образовательная интернет-платформа - это комплексный продукт, созданный в образовательных целях и имеющий в своем составе образовательные сервисы и интерактивные учебные он-офлайн курсы [11]. Представляя собой информационную площадку в сети Интернет, образовательная интернет-платформа позволяет организовать учебное сотрудничество педагогов и обучающихся на основе заранее предусмотренных различных способов дистанционного взаимодействия. Создателями образовательных интернет-платформ выступают коммерческие организации, авторы - специалисты отдельных научных областей, группы лиц, университеты. Образовательная интернет-платформа может быть разработана в рамках социального проекта, поддерживаемого государством. В настоящее время существуют образовательные интернет-платформы, программы которых соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) и прошли научную и педагогическую экспертизу Российской академии наук. В качестве примера можно привести известные и широко употребляемые в настоящее время такие образовательные интернет-платформы, как:
- ЯКЛАСС [12],
- Мобильное электронное образование [5],
- Российская электронная школа [9],
- Онлайн школа Фоксфорд [6],
- Учи.ру [10],
- LECTA [14],
- Duolingo [13],
- Teen talk [17],
- Lingualeo [15],
- Puzzle English [17].
К главным характеристикам представленных образовательных интернет-платформ относятся:
1) широкая база интерактивных образовательных ресурсов;
2) возможности для достижения личностных и метапредметных результатов обучения;
3) технологии создания личностно-ориентированного обучения;
4) наличие социальной сети для организации целостного образовательного процесса, включающего обмен опытом, достижениями, проектами и т.п.;
5) инструментарий для проектирования образовательных курсов [11].
Анализ отличительных свойств образовательных интернет-платформ свидетельствует о том, что они обладают большим образовательным потенциалом, обеспечивающим достижение цели обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая является основой для успешной социализации и самореализации личности обучающегося. В связи с тем, что уровень владения лексикой определяет степень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, так как лексика - это важный компонент таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение, аудирование и письмо, можно говорить о бесспорном преимуществе использования образовательных интернет-платформ в процессе обучения лексическому аспекту иноязычной речи.
Одной из таких платформ может быть названа образовательная интернет-платформа «Взнания» [2], которая предоставляет материал для реализации электронного обучения и выполняет главные требования ФГОС основного общего образования к образовательным интернет-ресурсам. Образовательная платформа «Взнания» имеет ряд достоинств: 1) бесплатная; 2) содержит интерактивные задания, направленные на развитие лексических навыков; 3) дает возможность использовать готовые задания и проектировать уроки, учитывая уровень овладения учащимися учебным материалом; 4) позволяет осуществлять мониторинг образовательного процесса. На основе данной образовательной платформы учитель может моделировать коммуникативную ситуацию общения; вводить в речь клише, речевые обороты, устойчивые словосочетания; совершенствовать навыки всех видов чтения; создавать комфортные условия для восприятия изучаемого материала. Использование данного ресурса способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, поскольку учитывает возрастные и индивидуальные особенности при выборе содержания обучения, предоставляет эффективные и разнообразные по методической направленности методы и приемы формирования лексического навыка.
Лексический навык - это автоматизированное действие по выбору и восприятию лексической единицы, которое происходит согласно нормам ее сочетания с остальными единицами продуктивной речи и со значением в рецептивной речи [1, С. 97]. Закрепленный лексический навык предопределяет успешность владения лексическим аспектом иноязычной речи, так как автоматизированность и прочность лексических навыков приводит к ситуативному употреблению слова в речи. Формирование устойчивых лексических навыков происходит во взаимодействии с формированием других языковых навыков (грамматическими, произносительными) и охватывает этапы ознакомления, тренировки и речевой практики новых лексических единиц, что соответствует по Е.И. Пассову этапам семантизации лексических единиц, автоматизации лексических единиц, дальнейшего совершенствования лексического навыка [7]. Следует подчеркнуть, что в ходе развития лексического навыка следует связывать все высшие интеллектуальные действия и операции с наглядно-действенными способами их осуществления в рамках определенных выше этапов, что и обеспечивает анализируемая интернет-платформа «Взнания».
В целом, на средней ступени обучения иностранному языку при овладении лексическим аспектом речи на уроках английского языка у учащихся должны быть развиты такие учебные действия как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода, умение пользоваться двуязычными словарями, участие в проектной деятельности межпредметного характера. В Примерной основной программе по иностранному языку для уровня основного общего образования сказано, что по окончанию средней образовательной ступени у обучаемого должно произойти:
1. Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексическим единицам, усвоенным школьниками ранее, добавляются около 300 новых лексических единиц.
2. Развитие навыков распознавания лексических единиц и употребления их в речи.
3. Увеличение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и овладения новыми словообразовательными средствами [8, С. 258].
Нами был проведен анализ образовательной среды интернет-платформы «Взнания» на предмет соответствия заявленным требованиям Примерной программы по английскому языку для уровня основного общего образования.
Таблица 1
Анализ инструментария образовательной среды интернет-платформы «Взнания» при формировании
лексического навыка
Критерии анализа «Взнания»
1. Расширение потенциального словаря. Включение в тему урока 25 слов с изображениями и голосовым сопровождением.
2. Расширение объема рецептивного лексического минимума. Выбор заданий: 1. Послушай, воспроизведи. 2. Найди нужную пару. 3. Вставь пропущенную букву. 4. Напиши слово.
3. Расширение объема продуктивного лексического минимума. Блок заданий на словоупотребление: 1. Правда/неправда. 2. Составь предложение, вставь нужное слово (к видео, аудио фрагменту). 3. Описание картинки.
4. Распознавание и употребление в речи 1. Работа с видео, аудио фрагментами (Инструменты для редактирования видео, заметок, составление вопросов). 2. Найти последовательность.
5. Словообразование Тестовые задания.
Комментарий Разделение урока на три части: 1. Vocabulary drilling. 2. Evaluate your progress. 3. Video. Большой спектр лексических игр.
Как видно из приведенной таблицы, образовательная интернет-платформа «Взнания» имеет логическую структуру в соответствии с этапами формирования лексического навыка, широкий спектр заданий для речевой практики в работе с видео и аудиофайлами.
Кроме того, следует подчеркнуть, что образовательная платформа «Взнания» обладает модульной структурой и состоит из 3 типов модулей: информационный (лекционный) модуль; практический (лабораторный, интерактивный) модуль; контролирующий (тестовый) модуль. Цель информационного модуля - предоставление учебной информации, иллюстрирование лексических единиц, закономерностей, понятий, для выполнения учащимся самостоятельной работы, что соответствует этапу семантизация лексических единиц. Практический модуль, работа по которому приходится на этап автоматизации лексических единиц, содержит тренажёры для постепенного формирования лексических навыков посредством упражнений. Представленная в модуле система лексических упражнений является действенным средством для функционирования лексической составляющей механизма речи. Наряду с этим, в практическом модуле предлагаются режимы «помощь» и «подсказка», которые помогают ученикам, совершившим ошибки, проанализировать ошибки и провести соответствующую коррекцию. Контролирующий модуль - этап дальнейшего совершенствования лексических навыков - выполнен в виде тестовых, игровых и проектных заданий. Цель этого модуля - повторение и закрепление изученного материала, текущий, тематический и итоговый контроль. Предложенный в модуле спектр заданий позволяет учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями, а ученику - показать степень овладения учебным материалом.
Выводы. Образовательная платформа «Взнания» является удачным источником дидактически оформленной информации для формирования лексического навыка учащихся среднего звена, так как инструментарий этой образовательной интернет-платформы учитывает возрастные и коммуникативные особенности обучающихся данного возраста, способствуют быстрому запоминанию слов, посредством вовлекающего обучения и предоставления упражнений для отработки лексического минимума на разных этапах его формирования, а также соответствуют всем требованиям к результатам языковых знаний и навыков в области лексической стороны речи на уровне ООО. К достоинствам образовательной интернет-платформы «Взнания» можно отнести:
1) возможность дистанционного обучения;
2) дифференцированный подход к обучению, использование и разработку разноуровневых заданий и варьирование объема наполняемости темы;
3) объективность программы в оценивании учащегося с получением подробного отчета по каждому ученику;
4) наличие медиатеки для обучающихся и методических материалов для учителя.
Использование данной и подобных образовательных интернет-платформ при формировании лексических навыков в обучении иностранному языку - это возможность сделать учебный процесс более интенсивным и интересным, повысить уровень мотивации обучающихся к изучению предмета, сделать развивающее обучение основой учебного процесса по иностранном языку.
Литература:
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Икар, 2010. - 448 с.
2. Взнания. Образовательная платформа. - URL: //http:vznzniya.ru (дата обращения 16.05.2022).
3. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. -2002. - №3. - C. 33-41.
4. Левина, К.Е. Координатор образовательной онлайн-платформы как перспективная специальность в сфере образования / К Е. Левина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2015. - № 2(26). -С. 131-135.
5. Мобильное электронное образование. - URL: https://mob-edu.ru (дата обращения 19.07.2022).
6. Онлайн школа Фоксфорд. - URL: https://foxford.ru/ (дата обращения 19.07.2022).
7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
8. Примерная основная программа основного общего образования: [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)]. - Москва: Просвещение, 2015. - 553 с.
9. Российская электронная школа. - URL: https://resh.edu.ru (дата обращения: 19.07.2022).
10. Учи.ру. - URL: https://uchi.ru (дата обращения 19.07.2022).
11. Федеральная образовательная платформа. - URL: https://express.adobe.com/page/kYvLa/ (дата обращения 19.07.2022).
12. Якласс. Цифровой образовательный ресурс для школ. - URL: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения: 19.07.2022).
13. Duolingo. - URL: https://ru.duolingo.com(дата обращения 19.07.2022).
14. LECTA. - URL: https://lecta.rosuchebnik.ru (дата обращения 19.07.2022).
15.Lingualeo. - URL://startpack.ru/application/lingualeo-leam-language(дата обращения 16.05.2022).
16. Puzzle English. - URL: https://puzzle-english.com (дата обращения 16.05.2022).
17. Teen talk. - URL: https: //www.nd.ru/catalog/products/teentalk (дата обращения 16.05.2022).
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики Эльканова Айшат Амыровна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Башкаева Оксана Пилаловна Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Халкечева Индира Тахировна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются методы и средства дистанционного обучения. Дистанционное обучение -совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Согласованность достигается при помощи разнообразных методов. Это обмен печатными данными через e'mail и телефакс, проведение аудио, видео и компьютерных конференций. Тема актуальна. Дистанционное обучение - это особый вид занятия, особенностью которого является on-line общение обучающихся. Присутствие педагога не обязательно, так как дистанционное обучение -индивидуальное освоение темы. При удаленном занятии осуществляется индивидуальный подход к учебе, совершается наибольшая самостоятельность обучения. Это также перспективный способ для обучения учащихся, проживающих в отдаленных сельских местностях.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, информация, познавательная деятельность, контроль, управление.
Annotation. The article discusses methods and means of distance learning. Distance education is a set of technologies that guarantee the delivery of the greater part of the material to scholars, the communicating contact of pupils and educators in the education procedure, providing scholars with the chance to learn individually to have the material being studied, as well as in the education procedure. Communication is delivered by numerous ways, such as the interchange of produced materials by e'mail and telefax, audio, video, computer conferences. The topic is relevant. Distance learning is a special type of lesson, a feature of which is the on-line communication of students. The presence of a teacher is not necessary, since distance learning is an individual development of the topic. With a remote lesson, an individual approach to learning is carried out, the greatest independence of learning takes place. It is also a promising way to teach students living in remote rural areas.
Key words: distance learning, education, information, cognitive activity, control, management.
Введение. Удаленное получение знаний имеет большое преимущество для взрослых, которые днем находятся на работе. Для них общий порядок обучения нецелесообразен [1].
Дистанционное обучение проводится при помощи средств новейших информационных методов. В итоге анализа литературы и изучения практической работы удаленного обучения было выявлено, что в образовательном процессе дистанционное обучение стало широко распространенным вследствие общего применения информационных технологий. В большинстве случаев на некоторое время обучающемуся выдается набор учебно-методических средств.
Объект изучения: дистанционное обучение.
Предмет изучения: методы и средства удаленного обучения.
Целью является анализ средств и методов удаленных занятий. В них сконцентрирован дидактически отработанный контент занятий. Это дает возможность говорить о них, как о средствах и методах удаленного обучения.
В статье поставлена задача: рассмотреть методы и средства дистанционного обучения.
Методами исследования явились дискурсивный анализ, функциональный анализ.
Изложение основного материала статьи. При дистанционном занятии преподаватель и обучающийся владеют инструментами обучения. Они выступают в качестве показа контента обучения, проверки и руководства учебно познавательной работой обучающихся. Всякий материал можно изобразить различными инструментами обучения (средствами массовой информации, аудио-видео и др.), располагающими своими дидактическими потенциалами [2].
При удаленных занятиях материалом могут быть:
1. Обучающие книги;
2. Информационные обучающие версии в примитивном и мультимедийном вариантах;
3. Аудио книги;
4. Видео книги;
4. Лабораторные дистанционные практикумы;
6. Упражнения с удаленным выходом;
7. Базы данных и сведений с удаленным выходом;