Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ KAHOOT'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ KAHOOT Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / Kahoot / изучение иностранных языков / сеть Интернет / онлайн-обучение / обучающая платформа / онлайн-ресурсы. / vocabulary / Kahoot / foreign language teaching / the Internet / online learning / learning platform / online resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Г. Матвеева, А.И. Николаев, Н.В. Арчахова

Изучение применения обучающих онлайн-ресурсов в образовательной среде является одной из актуальнейших проблем современного образования. В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся 5 классов посредством использования платформы Kahoot на уроках английского языка. Исследование проведено на примере обучающей платформы Kahoot на уроках английского языка в 5 «А» классе МОБУ «НПСОШ № 2». Развитие цифровых технологий нашло свое отражение в обучении с интеграцией обучающих онлайн-ресурсов в образовательную среду. С теми возможностями, которые предоставляет Интернет, стало неизбежным его использование и в системе образования. С широким использованием смартфонов и доступом в Интернет в любое время суток, в любом месте можно обеспечить обучающимся и учителям возможность развиваться всесторонне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOCABULARY SKILLS USING THE KAHOOT PLATFORM IN ENGLISH LESSONS IN THE 5TH GRADE

The development of digital technologies is reflected in training with the integration of online learning resources into the educational environment. The development of technology in recent years has made possible changes in the learning process. With the opportunities provided by the Internet, it has become inevitable to use it in the education system. With the extensive use of smartphones and the Internet access at any time of the day, anywhere you can ensure that students and teachers develop comprehensively. The article is dedicated to the introduction of online learning resources in the educational environment in secondary schools in Yakutsk. The study was conducted on the example of the Kahoot learning platform at English lesson in grade 5A of Secondary School No. 2. The article examines the formation of lexical skills of students in the 5th grade using the Kahoot platform in the English lesson.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ KAHOOT»

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39; № 20.

References

1. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah Respubliki Belarus'. Problemy sovremennoj 'ekonomikt sbornik materialov XXXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 59 - 63.

2. Loginov Yu.P., Kazak A.A. Trudovoe vospitanie i proforientacionnaya napravlennost' - osnova podgotovki sovremennogo specialista-agronoma dlya sela. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej O.N. Goncharenko, L.I. Yakobyuk. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2014: 221 - 222.

3. Yakobyuk L.I. Trudovoe vospitanie v rossijskom obrazovanii na sovremennom 'etape. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 10 (70): 162 - 165.

4. Logacheva T.N. Formirovanie u starsheklassnikov cennostnogo otnosheniya k kul'turnym tradiciyam v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

5. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

6. Goncharenko O.N. Faktory, vliyayuschie na formirovanie cennostej sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 197 - 201.

7. Kulikova S.V. Rol' studencheskih otryadov v poluchenii professional'nogo opyta studentov. Integraciya naukiipraktikidlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 477 - 481.

8. Berezuev E.A. Processy marginalizacii v Rossii i marginalizaciya sel'skogo naseleniya. Sovremennye nauchno-prakticheskie resheniya v APK: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 238 - 246.

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39; № 20.

Статья поступила в редакцию 27.10.20

УДК 372.881.1

Matveeva A.G., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: angelinamtvvva@mail.ru

Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nickan07@mail.ru

Archakhova N.V., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: archakhova@mail.ru

FORMATION OF VOCABULARY SKILLS USING THE KAHOOT PLATFORM IN ENGLISH LESSONS IN THE 6th GRADE. The development of digital technologies is reflected in training with the integration of online learning resources into the educational environment. The development of technology in recent years has made possible changes in the learning process. With the opportunities provided by the Internet, it has become inevitable to use it in the education system. With the extensive use of smartphones and the Internet access at any time of the day, anywhere you can ensure that students and teachers develop comprehensively. The article is dedicated to the introduction of online learning resources in the educational environment in secondary schools in Yakutsk. The study was conducted on the example of the Kahoot learning platform at English lesson in grade 5A of Secondary School No. 2. The article examines the formation of lexical skills of students in the 5th grade using the Kahoot platform in the English lesson.

Key words: vocabulary, Kahoot, foreign language teaching, the Internet, online learning, learning platform, online resources.

А.Г. Матвеева, бакалавр, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: angelinamtvvva@mail.ru

А.И. Николаев, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: nickan07@mail.ru

Н.В. Арчахова, ст. преп., Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: archakhova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ KAHOOT

Изучение применения обучающих онлайн-ресурсов в образовательной среде является одной из актуальнейших проблем современного образования. В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся 5 классов посредством использования платформы Kahoot на уроках английского языка. Исследование проведено на примере обучающей платформы Kahoot на уроках английского языка в 5 «А» классе МОБУ «НПСОШ № 2». Развитие цифровых технологий нашло свое отражение в обучении с интеграцией обучающих онлайн-ресурсов в образовательную среду. С теми возможностями, которые предоставляет Интернет, стало неизбежным его использование и в системе образования. С широким использованием смартфонов и доступом в Интернет в любое время суток, в любом месте можно обеспечить обучающимся и учителям возможность развиваться всесторонне.

Ключевые слова: лексика, Kahoot, изучение иностранных языков, сеть Интернет, онлайн-обучение, обучающая платформа, онлайн-ресурсы.

Современная система образования испытывает существенные изменения, обусловленные развитием различных информационных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека. Они всё больше интегрируются в учебную среду. Во многих странах при изучении новой темы или закреплении полученных знаний часто используются различные виды приложений, программ, онлайн-ресурсов, такие как Kahoot, Socrative, Quizlet и Quizziz [1].

Использование обучающей платформы Kahoot на уроках, на наш взгляд, будет логичным решением, так как нынешние обучающиеся, начиная с 5-х классов, хорошо осведомлены о том, что такое Интернет и смартфон. Также это будет эффективным способом контроля знаний обучающихся и передачи знаний в новой для них форме. Цель данной работы - разработать и апробировать систему работы с помощью платформы Kahoot как дополнительный способ формирования, закрепления и усвоения лексических навыков на уроке английского языка в 5 классе.

Kahoot был разработан для социального обучения, когда учащиеся собираются вокруг общего экрана или монитора компьютера. Сайт также можно использовать с помощью инструментов совместного использования экрана, таких как Skype, Zoom или Google Hangouts [1]. Игровой процесс прост: все участники подключаются с помощью сгенерированного игрового PIN-кода, показанного на общем экране, и используют устройство для ответа на вопросы, созданные учителем. Эти вопросы могут быть изменены на премиальные баллы. Затем очки появляются в таблице лидеров после каждого вопроса. Kahoot может воспро-

изводиться через различные веб-браузеры и мобильные устройства через свой веб-интерфейс. Он подходит к системе Windows и IOS [2].

Так в чем же заключаются основные преимущества платформы Kahoot?

Во-первых - доступность платформы. Обучающимся не нужно делать лишних движений, не нужно ничего скачивать и устанавливать. Платформа сама по себе не требует установки на ПК, так как сервис доступен в онлайн-виде на всех площадках.

Во-вторых - это удобство. Задания возможно разработать на несколько часов до урока. Удобство - один из важных элементов в использовании информационных технологий на уроках.

В-третьих - возможность обучаться дистанционно. В связи с эпидемиологической ситуацией в мире использование дистанционного обучения стало обязательным. И поэтому эта возможность контроля знаний обучающихся является неоспоримым преимуществом данной платформы. Доступ к платформе осуществляется с помощью Интернет-подключения. Главное условие - это то, что обучающиеся должны знать ПИН-код, который предоставляется учителем. Данная особенность платформы делает его незаменимым для контроля знаний обучающихся на расстоянии. Однако данный метод обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации не так популярен, по крайней мере, в некрупных городах [3].

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной - аудирования, говорения, письмен-

S1

ной - чтения и письма. Лексика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений [4].

Серия проверочных работ проводилась в период с 25.04.2020 по 21.05.2020 в МОБУ «Национальной политехнической средней общеобразовательной школы № 2» (с углубленным изучением отдельных предметов) г Якутска.

Апробация была направлена на проверку гипотезы: если использовать платформу Kahoot на уроках английского языка, то это содействует формированию лексических навыков. Серия проверочных работ в сервисе Kahoot ориентирована на обучающихся 5-го класса основной школы, количество человек, принимающих участие, - 28 (15 девочек, 13 мальчиков). Не отходя от методического планирования, мы апробировали серию проверочных работ, всего их было 8. Каждая проверочная работа занимала 10 минут времени от урока.

В данном эксперименте присутствуют контрольная и экспериментальная группа:

- первая группа обучающихся - контрольная. Школьники этой группы обучаются по традиционному учебному методу;

- вторая группа - экспериментальная. Обучающиеся данной группы учатся по смешанному методу обучения, совмещая традиционные уроки с платформой КаГюо1

Если сравнивать работы обучающихся, то в экспериментальной группе добавляются в конце урока проверочные работы с помощью платформы КаГюо1 Главная особенность заключается в подаче материала через обучающий он-лайн-ресурс. Выполнение небольших тестов с четко выраженным заданием помогает обучающимся 5 класса качественно освоить и запомнить лексику, пополнив свой словарный запас.

Также педагогу нужно учитывать то, что мобильное обучение не должно быть постоянным. Регулярное использование онлайн-ресурсов и гаджетов в скором времени может стать чем-то обыденным, что может привести к потере концентрации и внимания [3]. Чтобы предотвратить негативные последствия, несколько уроков стоит проводить традиционно. Уроки 5 «А» класса проходили три раза в неделю: в понедельник, четверг и субботу.

При анализе результатов экспериментального обучения учитывались две работы. Первый (контрольный) был проведен в самом начале эксперимента, чтобы узнать, насколько обучающиеся усвоили предыдущую лексику без использования обучающих онлайн-ресурсов. Также стоит учитывать, что это один кпьсс, разделенный на подгруппы, и уровень знания английского языка у всех школьников на одном уровне.

Таблица1

Результаты первого контрольного теста

Как видно из табл. 1, по результатам первого контрольного теста большинство обучающихся в контрольной группе получили оценку «5» (47%), четверо -«4» (29%), двое - оценку «3» (24%) и один обучающийся получил 2. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что у данной группы средняя оценка - «хорошо».

Результаты экспериментальной группы следующие: «4» получили 5 о уча-ющихся, 7 учеников получили «5», это большинство обучающихся. Оценку «3» получили 3 ученика. Получается, что большинство обучающихся получили отличную оценку.

Если сравнивать средние оценки обеих групп, а также количество оценок «4» и «5», можно заметить, что разница минимальна. Это показывает, что уровень владения лексическими навыками у обеих групп находится на среднем уровне.

Результат экспериментального исследования доказал, что уровень лексических знаний у обучающихся обеих групп на среднем уровне. Согласньре-зультатам, возведенным на графиках, ни у контрольной, ни у эксперименталпьой групп нет преимущества перед экспериментом. Уровень знаний всех обучающихся данного класса одинаковый, и отследить процесс во время эксперимента уу-дет значительно легче.

Как показывает табл. 2, наблюдается прогресс у обучающихся из экс пери-ментальной группы. Отсюда следует, что количество троек сократилось до п-ля.

Библиографический список

Четверки получили шесть пятиклассников. Также следует обратить внимание на результаты контрольной группы. У них также наблюдается небольшой прогресс результатов. Количество троек сократилось с трех до двух, у получившим «хорошо» прибавился еще один ученик, неизмененным остается оценка «5». Так, в экспериментальной группе 9 обучающихся получили данную оценку, тогда как в контрольной группе наблюдается равномерность.

Таблица 2

Результаты формирующего контрольного теста

Контрольная группа: 13 учеников Экспериментальная группа: 15 учеников

Отлично - 6 Отлично - 9

Хорошо - 5 Хорошо - 6

Удовлетворительно - 2 Удовлетворительно - 0

Контрольный тест был проведен 12 уроком. Тест состоял из лексики по пройденным темам на всю практику и по Past Simple [5]. При составлении заданий акцент делался на вопросы, приближенные к лексике двух модулей, то есть пятиклассникам давалось задание преобразить глагол в правильную форму, вставить пропущенное слово в текст, перевести и составить предложения.

После контрольного эксперимента нами были получены результаты, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Результаты последнего контрольного теста

Контрольная группа Экспериментальная группа

13 обучающихся 15 обучающихся

Отлично (5) - 7 Отлично (5) - 11

Хорошо (4) - 5 Хорошо (4) - 4

Удовлетворительно (3)- 1 Удовлетворительно (3) - 0

По результатам последнего, контрольного теста (табл. 3) видно, что про-грессзаметенлупащихсяэксперилеитальной --ип пыпосравнению срезульта-тами -тисеати-ующиссзкихоринента. Тасвлоб-йзое, в-апнериеьореынсезрль-татов покаеывинт,чксз 9х°рчнющихияав1ла б.ениа «оапик но»,ан ыоваеднон набсюдеорсо цнстосЗЗ.Уарло оНуснющихбУноцеокай «хорашо»тнкжермонь-ойаеса рИдоО. Л олрое ейcцнcивнзсеoск гонорит ор мHщeжpнгви«виyриани ьнания йрггштиогл яьр.ьо. Болеопздрюбиыррез.лета-ырюжиннрблюдати ли оыпоНвг^еай дьегркмме (ем. рве. 1).

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

О 2 4 6 8 10 12

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Рис. 1. Сравнительные данныерезультататов эксперимента

Такио обрапом, ироведннкыы внмиэпсьеркБOй«пoкaзхцктезстользова-ние платформы Kahoot содействует усвоению лексических навыков и знаний у обучающихся 5 класса. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что поенияньно. ииcтe»оиичecкнжиипнльзевaнх-! о^иающипонйшн-рчй.рнов» р наеем случае паоыыеиаБKl ОбИоео кaедoпoлнетханчоа рутод«кмплокoтоики и самостоятельным, контрольным работам развивают лексические навыки обуча-ющхоря, то мх1оаайс в аоьтернщ«йюн о м знбк и й.

Taкамебpaзчеl,хцсднеа»ь,вoзьмкнющииулбучзющихирЩwlнcсапpи ьмр-мировании лексических навыков английского языка, могут быть преодолены при п рпрющеьии см ешанлучоеи па л^ч еныогощнеБещкиитользyеБиы и^д иц поныый рlБTOHPИипoльжoвaьнк«иинойнцйo^^н ойькемдчкщ зaклаплеахя снн«^, хпеинёи навыков школьников с помощью обучающего онлайн-ресурса, то есть платформы Км «но!

Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество обучающихся: 13 Количество обучающихся: 15

Мальчиков - 7 Девочек - 6 Мальчиков - 8 Девочек - 7

Отлично - 6 учеников Хорошо - 4 учеников Удовлетворительно - 2 ученика Не пройдено - 1 ученик Отлично - 8 учеников Хорошо - 4 ученика Удовлетворительно - 3 ученика

1. Строкань В.И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № S8: 61 - 66. Available http://e-koncept.ru/2017/470109.htm

2. Интернет-платформа Kahoot. Available at: https://create.kahoot.it/creator

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре. Язык и культура. 2008; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture

4. Хамдамова Х.О. Трудности в формировании лексических навыков на уроках иностранного языка. Достижения науки и образования. 2018; № 8 (30). Available at: https:// scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-8-30/DNO-8-30--1.pdf

5. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К. Английский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Macmillan: «Русское слово», 2012. 93.

References

1. Strokan' V.I. Aktual'nost' ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № S8: 61 - 66. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470109.htm

2. Internet-platforma Kahoot. Available at: https://create.kahoot.it/creator

3. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Ispol'zovanie sovremennyh uchebnyh Internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku i kul'ture. Yazykikultura. 2008; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture

4. Hamdamova H.O. Trudnosti v formirovanii leksicheskih navykov na urokah inostrannogo yazyka. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2018; № 8 (30). Available at: https:// scientifictext.ru/images/PDF/2018/DN0-8-30/DN0-8-30--1.pdf

5. Komarova Yu.A., Larionova I.V., Grendzher K. Anglijskijyazyk5 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Macmillan: «Russkoe slovo», 2012. 93.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 372.882

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Unversit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

Terentyeva V.V., MA student, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: taikka_17@mail.ru

BOOKTRAILER AS A MEANS OF ACTIVATING READING ACTIVITY OF STUDENTS. The article examines features of a new type of book advertising - a book trailer as a means of attracting the attention of schoolchildren to reading works of art. The relevance of using a book trailer in the educational environment is due to the context of the time, social trends and characteristics of the modern reader-viewer. A survey of teachers of the Russian language and literature of the Republic of Sakha (Yakutia) was used as an experimental research method. The elective program "Booktrailer: create, look, read", tested in a multilingual environment (grades 5-7 MBOU "2 Malzhagarskaya secondary school named after M.E. Vasilyeva") is presented. The result of the students' activities is a website "Booktrailers of Yakutia", created by them, which is a modern platform for the development of readers' interests, cognitive, research, information and communication abilities of students.

Key words: book trailer, reading activity, elective program, information and communication technologies.

Н.И. Никонова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: nikon_nad@mail.ru

В.В. Терентьева, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: taikka_17@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассмотрены особенности нового вида рекламы книги - буктрейлера в качестве средства привлечения внимания школьников к чтению художественных произведений. Актуальность применения буктрейлера в образовательной среде обусловлена контекстом времени, общественными тенденциями и особенностями современного читателя-зрителя. В качестве экспериментального метода исследования использован опрос учителей русского языка и литературы Республики Саха (Якутия). Представлена элективная программа «Буктрейлер: создавай, смотри, читай», апробированная в полилингвальной среде (5 - 7 классы МБОУ «2-я Мальжагарская СОШ им. М.Е. Васильевой»). Реультатом деятельности учеников явился созданный ими веб-сайт «Буктрей-леры Якутии», который является современной платформой для развития читательских интересов, познавательных, исследовательских, информационно-коммуникационных способностей обучающихся.

Ключевые слова: буктрейлер, читательская деятельность, элективная программа, информационно-коммуникационные технологии.

Очередная революция в чтении, происходящая в современном мире, циф-ровизация и виртуализация образования, визуализация книг послужили основанием для поиска новых способов продвижения книг и чтения. Одним из новых и привлекающих внимание видов рекламы становится буктрейлер - рекламный ролик книги, пик распространения которого приходится на начало XXI века. Этимология понятия «буктрейлер» указывает на его коммуникативную природу (от англ. trail - «тянуть», образованного от существительного «след») [1]. Буктрейлер призван продвигать книгу, способствовать доведению ее содержания до читателя, оставить след в его сознании. В то же время он должен интриговать, вызывать желание самостоятельно прочитать книгу Создание буктрейлеров - это прекрасная перспектива привлечения новых читателей.

Вопрос применения буктрейлера в практике чтения и изучения литературы на различных ступенях образования начинает активно изучаться. В исследовании педагога Т.В. Баниной приведен обобщенный опыт работы над созданием буктрейлера дошкольниками, который позволяет формировать навыки работы будущих школьников с мультимедийным оборудованием [2]. М.В. Бабкина и Е.А. Баранова доказывают, что самостоятельное создание буктрейлеров обучающимися «положительно влияет на формирование универсальных учебных действий» [3]. На сегодня полным исследованием этого медиапродукта, по нашему мнению, является работа доктора педагогических наук, профессора МИТУ Ю. Щербининой [4], в которой изучаются особенности буктрейлерства как издательской стратегии в современной России. Буктрейлеры анализируются автором с позиций литературоведения, семантики и психологии.

В зарубежных исследованиях анализируются «модели трейлеров цифровых книг и возможности их использования в образовательных целях» [5], определяется эффективность цифрового инструмента, который способствует продвижению и приобретению литературной компетенции при начальной подготовке

учителей [6], создание трейлеров к книгам содействует изучению классической литературы [7].

Таким образом, создание буктрейлеров не только расширяет читательскую аудиторию, но и повышает уровень качества чтения, развивает учебные компетенции, формирует языковую личность, что является важным направлением развития современного образования.

Для обоснования необходимости работы по активизации читательской деятельности школьников через создание буктрейлеров провели анкетирование среди учителей русского языка и литературы школ Республики Саха (Якутия). В анкетировании принял участие 31 респондент, средний педагогический стаж опрошенных составляет 15 лет

Анкетирование включало следующие вопросы:

1. Как Вы думаете, актуальна ли на сегодняшний день проблема читательской пассивности школьников?

2. Используете ли Вы средства повышения читательской активности в своей практике? Если используете, то какие?

3. Знаете ли Вы, что такое буктрейлер? Используете ли его в своей педагогической практике?

По результатам анкетирования стало ясно, что 93,5% учителей считают актуальной проблему читательской пассивности школьников. Абсолютно все опрошенные (100%) уверены, что уровень читательской активности необходимо повышать.

Опрос показал, что 90,3% педагогов используют в своей практике различные средства повышения читательской активности. Учителя используют следующие методы и приёмы: список рекомендованной литературы, информирование о новинках литературы, викторины, игры и конкурсы, ведение читательского дневника, посещение библиотек, тесты по прочитанному, читательские конфе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.