2. Интернет-платформа Kahoot. Available at: https://create.kahoot.it/creator
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре. Язык и культура. 2008; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture
4. Хамдамова Х.О. Трудности в формировании лексических навыков на уроках иностранного языка. Достижения науки и образования. 2018; № 8 (30). Available at: https:// scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-8-30/DNO-8-30--1.pdf
5. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К. Английский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Macmillan: «Русское слово», 2012. 93.
References
1. Strokan' V.I. Aktual'nost ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № S8: 61 - 66. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470109.htm
2. Internet-platforma Kahoot. Available at: https://create.kahoot.it/creator
3. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Ispol'zovanie sovremennyh uchebnyh Internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku i kul'ture. Yazykikultura. 2008; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture
4. Hamdamova H.O. Trudnosti v formirovanii leksicheskih navykov na urokah inostrannogo yazyka. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2018; № 8 (30). Available at: https:// scientifictext.ru/images/PDF/2018/DN0-8-30/DN0-8-30--1.pdf
5. Komarova Yu.A., Larionova I.V., Grendzher K. Anglijskijyazyk5 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Macmillan: «Russkoe slovo», 2012. 93.
Статья поступила в редакцию 01.11.20
УДК 372.882
Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Terentyeva V.V., MA student, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
BOOKTRAILER AS A MEANS OF ACTIVATING READING ACTIVITY OF STUDENTS. The article examines features of a new type of book advertising - a book trailer as a means of attracting the attention of schoolchildren to reading works of art. The relevance of using a book trailer in the educational environment is due to the context of the time, social trends and characteristics of the modern reader-viewer. A survey of teachers of the Russian language and literature of the Republic of Sakha (Yakutia) was used as an experimental research method. The elective program "Booktrailer: create, look, read", tested in a multilingual environment (grades 5-7 MBOU "2 Malzhagarskaya secondary school named after M.E. Vasilyeva") is presented. The result of the students' activities is a website "Booktrailers of Yakutia", created by them, which is a modern platform for the development of readers' interests, cognitive, research, information and communication abilities of students.
Key words: book trailer, reading activity, elective program, information and communication technologies.
Н.И. Никонова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: [email protected]
В.В. Терентьева, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: [email protected]
БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассмотрены особенности нового вида рекламы книги - буктрейлера в качестве средства привлечения внимания школьников к чтению художественных произведений. Актуальность применения буктрейлера в образовательной среде обусловлена контекстом времени, общественными тенденциями и особенностями современного читателя-зрителя. В качестве экспериментального метода исследования использован опрос учителей русского языка и литературы Республики Саха (Якутия). Представлена элективная программа «Буктрейлер: создавай, смотри, читай», апробированная в полилингвальной среде (5 - 7 классы МБОУ «2-я Мальжагарская СОШ им. М.Е. Васильевой»). Реультатом деятельности учеников явился созданный ими веб-сайт «Буктрей-леры Якутии», который является современной платформой для развития читательских интересов, познавательных, исследовательских, информационно-коммуникационных способностей обучающихся.
Ключевые слова: буктрейлер, читательская деятельность, элективная программа, информационно-коммуникационные технологии.
Очередная революция в чтении, происходящая в современном мире, циф-ровизация и виртуализация образования, визуализация книг послужили основанием для поиска новых способов продвижения книг и чтения. Одним из новых и привлекающих внимание видов рекламы становится буктрейлер - рекламный ролик книги, пик распространения которого приходится на начало XXI века. Этимология понятия «буктрейлер» указывает на его коммуникативную природу (от англ. trail - «тянуть», образованного от существительного «след») [1]. Буктрейлер призван продвигать книгу, способствовать доведению ее содержания до читателя, оставить след в его сознании. В то же время он должен интриговать, вызывать желание самостоятельно прочитать книгу. Создание буктрейлеров - это прекрасная перспектива привлечения новых читателей.
Вопрос применения буктрейлера в практике чтения и изучения литературы на различных ступенях образования начинает активно изучаться. В исследовании педагога Т.В. Баниной приведен обобщенный опыт работы над созданием буктрейлера дошкольниками, который позволяет формировать навыки работы будущих школьников с мультимедийным оборудованием [2]. М.В. Бабкина и Е.А. Баранова доказывают, что самостоятельное создание буктрейлеров обучающимися «положительно влияет на формирование универсальных учебных действий» [3]. На сегодня полным исследованием этого медиапродукта, по нашему мнению, является работа доктора педагогических наук, профессора МИТУ Ю. Щербининой [4], в которой изучаются особенности буктрейлерства как издательской стратегии в современной России. Буктрейлеры анализируются автором с позиций литературоведения, семантики и психологии.
В зарубежных исследованиях анализируются «модели трейлеров цифровых книг и возможности их использования в образовательных целях» [5], определяется эффективность цифрового инструмента, который способствует продвижению и приобретению литературной компетенции при начальной подготовке
учителей [6], создание трейлеров к книгам содействует изучению классической литературы [7].
Таким образом, создание буктрейлеров не только расширяет читательскую аудиторию, но и повышает уровень качества чтения, развивает учебные компетенции, формирует языковую личность, что является важным направлением развития современного образования.
Для обоснования необходимости работы по активизации читательской деятельности школьников через создание буктрейлеров провели анкетирование среди учителей русского языка и литературы школ Республики Саха (Якутия). В анкетировании принял участие 31 респондент, средний педагогический стаж опрошенных составляет 15 лет
Анкетирование включало следующие вопросы:
1. Как Вы думаете, актуальна ли на сегодняшний день проблема читательской пассивности школьников?
2. Используете ли Вы средства повышения читательской активности в своей практике? Если используете, то какие?
3. Знаете ли Вы, что такое буктрейлер? Используете ли его в своей педагогической практике?
По результатам анкетирования стало ясно, что 93,5% учителей считают актуальной проблему читательской пассивности школьников. Абсолютно все опрошенные (100%) уверены, что уровень читательской активности необходимо повышать.
Опрос показал, что 90,3% педагогов используют в своей практике различные средства повышения читательской активности. Учителя используют следующие методы и приёмы: список рекомендованной литературы, информирование о новинках литературы, викторины, игры и конкурсы, ведение читательского дневника, посещение библиотек, тесты по прочитанному, читательские конфе-
ренции, литературные вечера. Интересными для нас оказались такие средства, как быстрочтение, реклама электронных и экранизированных книг, лингвистическая сказка, чтение с пометками, составление опорной схемы, сравнительной таблицы, часы чтения, рекламные пятиминутки и т.д.
На вопрос «Знаете ли Вы, что такое буктрейлер? Используете ли его в своей практике?» опрошенные ответили следующим образом: 29% учителей используют буктрейлеры как средство развития читательского интереса, 58,1% знают про это средство, но не используют его на практике, 12,9% респондентов не знают, что такое буктрейлер.
Таким образом, опрос показал, что буктрейлер как методическое средство остается малоизученным и требует апробации для включения в систему применяемых на практике методов и приёмов. Считаем, что использование буктрей-леров в педагогической практике станет эффективным средством повышения читательского интереса обучающихся.
Рассмотрим элективную программу «Буктрейлер: создавай, смотри, читай», разработанной для обучающихся 5 - 7 классов МБОУ «2 Мальжагарская СОШ им. М.Е. Васильевой» муниципального района «Хангаласский улус». Программа разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся, реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа «Буктрейлер: создавай, смотри, читай» (см. табл. 1) направлена на реализацию требований ФГОС основного общего образования [8] с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы, обеспечивая тем самым формирование и развитие образовательных навыков в области информационно-коммуникационных технологий. Обучающиеся учатся искать, обрабатывать информации с помощью средств информационно-коммуникационных технологий; работать в программе «Киностудия. Windows Movie Maker», «Vegas Pro 17».
Цель программы: формировать и развивать у обучающихся потребность в чтении художественных произведений посредством создания буктрейлеров, так как «буктрейлер является таким же творческим результатом труда, как и рекламируемое в нем литературное произведение» [9].
Таблица 1
Тематическое планирование курса «Буктрейлер: создавай, смотри, читай»
№ Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия
1. Что такое буктрейлер? 1 Инструктаж по ТБ. Введение. Понятие буктрейлера. История буктрейлера. Классификация буктрейлеров.
2. Буктрейлер как результат осмысленного чтения 2 Работа с текстом. Плавная мысль произведения. Идея. Плавные герои. Позиция автора. Чтение произведений
3. Что читают в мире? 1 Ознакомление с новинками литературы. Рекомендация произведений. Просмотр буктрейлеров
4. Выбор книги для рекламы 1 Выбор группой книги для создания буктрейлера. Разработка аннотации книги и слогана
5. Создание сценария 1 Разработка плана работы. Создание сценария буктрейлера. Выбор вида и стиля буктрейлера.
6. Как это работает? 2 Знакомство с работой фотоаппарата, видеокамеры, диктофона. Знакомство с программами «Киностудия. Windows Movie Maker », «Vegas Pro 17»
7. Снимаем буктрейлер 3 Работа со сценарием. Съемка видео-и фотоматериалов. Создание рисунков. Запись закадрового голоса. Выбор материалов
8. Монтаж и создание бук-трейлера 4 Процесс создания видеофильмов в программах «Киностудия. Windows Movie Maker», «Vegas Pro 17». Подготовка клипов. Монтаж фильма. Применение видеоэффектов. Добавление переходов. Вставка титров и надписей. Работа с аудиоматериалами. Сохранение фильма
9. На финишной прямой 1 Просмотр созданных буктрейлеров. Корректировки. Внесение изменений
10. Во всех библиотеках страны 1 Публичный показ буктрейлеров. Оценки. Рефлексия
Проанализируем несколько буктрейлеров, созданных во время элективного курса. Буктрейлер к произведению «Королевство кривых зеркал» В.П Губарева построен по сюжету рассказа и описывает судьбу главной героини. Приятное музыкальное сопровождение и качественный закадровый голос притягивают зрителя. Вызывает интерес использованные в трейлере собственные рисунки авторов, они помогают глубже погрузиться в атмосферу повести. Авторы бук-трейлера создали интригующий финал, что вызывает желание прочитать данное произведение. Недостатком этого ролика является неполная передача смысла и идеи произведния. В буктрейлере к серии книг о Гарри Поттере Дж.К. Роулинг мы видим быструю смену кадров; качественное анимационное сопровождение и подбор актеров позволяют вызвать интерес у зрителя. Существенным недостатком данного трейлера является отстутствие закадрового голоса и в связи с этим отстутствие описания сюжета произведений.
Для популяризации буктрейлеров как современной формы продвижения книг и чтения создан сайт «Буктрейлеры Якутии» (www.btrailers.ru), в котором размещена информация о буктрейлерах: история, определение, характеристики и особенности; рекламные ролики книг созданные обучающимися школ и библиотекарями Республики Саха (Якутия) и инструкция для создания собственных буктрейлеров.
В современном мире повышается значимость чтения как базовой потребности, важнейшего ресурса личностного развития, источника приобретения знаний. Стремительный рост объема информации, которую необходимо усвоить для успешной жизнедеятельности, требует увеличения темпа чтения, скорости и качества понимания прочитанного и принятия решения. В настоящее время буктрейлер как социокультурный феномен занял своё прочное место в арсенале методических средств, цель которых - мотивировать личность обучающегося к активной познавательной деятельности.
Библиографический список
1. Байков В.Д. Англо-русский русско-английский словарь: 45 000 слов и словосочетаний. Москва: Эксмо, 2013.
2. Банина Т.В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать. Образование: ребенок и ученик. 2015; № 2: 24.
3. Бабкина М.В. Формирование познавательных, регулятивных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения. Молодой ученый. 2016; № 5: 7 - 9.
4. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России. Available at: http://magazines.russ.rü/voplit/2012/3/ s8.html
5. Dimova M., Slavova-Petkova S., Luchev D. Models of digital book trailers and applications of digital storytelling approach for educational purposes. Digital Presentation and Preservation of Cultural and Scientific Heritage. 2018; № 8: 197 - 206.
6. Romero Oliva M.F., Ponce H.H., Hernández M.S. The book-trailer as a digital tool in the training literary reading of the future teachers. A case study. Caracteres. 2019; № 8 (2): 92 - 128.
7. Baize J. Classics in Their Own «Words»: Analytical Remixes in a Land of Essays. Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019; № 62 (6): 625 - 633.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Available at: https://fgos.ru
9. Черных О.С. Буктрейлеры: классификация, идиостиль, композиция и связь с претекстом. Язык. Текст: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2018.
References
1. Bajkov V. D. Anglo-russkij russko-anglijskij slovar': 45 000 slov i slovosochetanij. Moskva: 'Eksmo, 2013.
2. Banina T.V. Buktrejler: smotret' nel'zya chitat'. Obrazovanie: rebenok i uchenik. 2015; № 2: 24.
3. Babkina M.V. Formirovanie poznavatel'nyh, regulyativnyh kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah literaturnogo chteniya. Sozdanie i ispol'zovanie buktrejlera na urokah literaturnogo chteniya. Molodoj uchenyj. 2016; № 5: 7 - 9.
4. Scherbinina Yu. Smotret' nel'zya chitat'. Buktrejlerstvo kak izdatel'skaya strategiya v sovremennoj Rossii. Available at: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html
5. Dimova M., Slavova-Petkova S., Luchev D. Models of digital book trailers and applications of digital storytelling approach for educational purposes. Digital Presentation and Preservation of Cultural and Scientific Heritage. 2018; № 8: 197 - 206.
6. Romero Oliva M.F., Ponce H.H., Hernández M.S. The book-trailer as a digital tool in the training literary reading of the future teachers. A case study. Caracteres. 2019; № 8 (2): 92 - 128.
7. Baize J. Classics in Their Own «Words»: Analytical Remixes in a Land of Essays. Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019; № 62 (6): 625 - 633.
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniyaAvailable at: https://fgos.ru
9. Chernyh O.S. Buktrejlery: klassifikaciya, idiostil', kompoziciya i svyaz' s pretekstom. Yazyk. Tekst: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: UrFU, 2018.
Статья поступила в редакцию 18.10.20
УДК 371
Abdulayeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SOME FEATURES OF THE METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL EXERCISES IN SECONDARY SCHOOLS. In modern conditions, an important task of the school to promote children's health is to instill in students a strong interest in physical exercise. In this regard, it is necessary to use forms of physical education at school, as well as independent physical exercises at home to increase physical activity, improve health and improve physical fitness of the younger generation. The paper reveals features of the method of organizing independent physical exercises in secondary schools. The author concludes that the complex development of physical capabilities of people with the help of independent physical exercises helps to focus all internal resources of the body on achieving the goal, improving performance and improving health. To prepare students for independent learning must begin with clear concise explanations to students the goals and objectives of specific individual lessons, gradually introducing them to a system of self-training and instilling the necessary technical and organizational skills.
Key words: methods of physical culture, physical exercises, independent classes, development of motor qualities, education of initiative, independence, education of healthy lifestyle habits, habits of independent physical exercises and selected sports, moral and volitional qualities of the individual, self-improvement and self-regulation of physical and mental states.
М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современных условиях важной задачей школы по укреплению здоровья детей является привить ученикам сильный интерес к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использование форм физического воспитания в школе, а также самостоятельных физических упражнений в домашних условиях для повышения физической активности, укрепления здоровья и улучшения физической подготовки подрастающего поколения. В данной работе мы пытаемся раскрыть особенности методики организации самостоятельных физических упражнений в общеобразовательной школе. Автор делает вывод о том, что комплексное развитие физических возможностей людей с помощью самостоятельных физических упражнений помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышении работоспособности и укреплении здоровья. Подготовка студентов к самостоятельному обучению должна начинаться с четкого, лаконичного разъяснения студентам цели и задач конкретных самостоятельных занятий, постепенного ознакомления их с системой самообучения и привития необходимых технических и организационных навыков.
Ключевые слова: физические упражнения, методика физической культуры, самостоятельные занятия, развитие двигательных качеств, воспитание инициативности, самостоятельности, воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта.
Важнейшей задачей школьного физического воспитания является формирование сильных и здоровых молодых людей, полностью овладевших навыками и способностями, определенными учебной программой по физической культуре.
В настоящее время учеба и выполнение домашних заданий дома ложатся тяжелым бременем на организм ребенка, дети находятся очень мало времени на открытом воздухе, а выходные проводят за просмотром телевизора или за «сидячими» и компьютерными играми. Они меньше двигаются, больше сидят, что сказывается на мышечной активности и увеличивает статическую нагрузку. Дети, которые также занимаются музыкой, рисуют, сокращают свободное время и увеличивают статическую составляющую, имеют меньше физических нагрузок. Кроме того, возникает потребность в усвоении и обработке информации и, как следствие, в напряжении зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная физическая активность школьников в повседневной жизни сказывается на их здоровье.
Высокие умственные и статистические нагрузки в школе, отсутствие дополнительных физических нагрузок, малоподвижный образ жизни, неправильное питание приводят к тому, что у большинства детей школьного возраста ухудшается зрение, сердечно-сосудистая и дыхательная функции, нарушается обмен веществ, сопротивляемость организма различным воздействиям - болезни, приводящие к ухудшению их здоровья [1 - 6].
В современных условиях важной задачей семьи и учебы на работе для улучшения здоровья детей является привить ученикам устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. Поэтому важно использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные физические упражнения дома для повышения физической активности, улучшения здоровья и физического состояния молодежи [2].
В ходе исследования мы стремились выявить особенности методики организации самостоятельных физических упражнений в общеобразовательной школе. При этом мы надеялись, что это поможет студентам в их самостоятельных физических упражнениях. В настоящее время дети ведут малоподвижный образ жизни: учатся в школе, готовятся к урокам, смотрят телевизор, играют в компью-
терные игры - все это увеличивает напряжение зрительного аппарата, нагрузку на организм ребенка, поэтому наблюдается дефицит мышечной активности. Недостаточная физическая активность (гиподинамия) школьников в повседневной жизни отрицательно сказывается на их здоровье. У многих школьников в результате сильного умственного напряжения, неправильного питания (нерационального) и низкого уровня физической активности ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость организма различным заболеваниям. Поэтому необходимо приучать детей к самостоятельным физическим упражнениям, а также проводить больше уроков физкультуры в школе. Ведь очень важно, чтобы дети росли физически здоровыми. Самостоятельная работа должна включать:
- общеобъектные упражнения (скакалка, обруч, гантели, гантели, резиновый эспандер);
- различные подвески и остановки, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, метание мяча;
- различные полевые и спортивные игры: упражнения на разных тренажерах.
Приобщение студентов к физической культуре - важная часть формирования здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и совершенствованием организованных форм занятий физической культурой решающее значение имеют самостоятельные физические упражнения. Сложные и современные условия жизни предъявляют повышенные требования к биологическим и социальным возможностям человека. Общее развитие физических возможностей людей с помощью организованной физической активности (физических тренировок) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность и укрепляет здоровье.
Подготовка студентов к самостоятельному обучению должна начинаться с четкого, лаконичного разъяснения студентам цели и задач конкретных самостоятельных занятий, постепенного ознакомления их с системой самообучения и привития необходимых технических и организационных навыков. При этом учащимся нужно дать необходимые знания для самостоятельного выполнения