Научная статья на тему 'Буктрейлеры к периодическим изданиям: перспективы развития жанра'

Буктрейлеры к периодическим изданиям: перспективы развития жанра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1169
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКТРЕЙЛЕР / ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ / КОНКУРС / TRAILER / PERIODICALS / LITERARY MAGAZINE / THE COMPETITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевцова Наталья Вячеславовна

Изучается, какое место занимают буктрейлеры к периодическим изданиям среди традиционных книжных роликов, характеризуются единичные буктрейлеры к специализированным изданиям и журналам, а также рассматривается ситуация, когда через видеоролик к художественному произведению рекламируется литературный журнал. Автор выясняет причины непопулярности буктрейлеров к периодическим изданиям и на основании анализа существующих видеороликов показывает содержащиеся в них возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article studies the place occupied Trailer to periodicals among traditional book movies. Trailer a roller-miniature, which visualizes the book encourages her to read. Until recently, that is, until 2013, there was no Trailer to periodicals. The article analyzes the Trailer to the magazine “Fisherman”, “Ultra new reality”, almanac “Russian fantasy” and the video for the story Eletsky writer Alexander Konovalov, “Victim lots earth”, published in the literary magazine “Petrovsky bridge”. Typically, these are typical staged Trailer rollers like a musical presentation. Against the background of the illustrations from the magazine submitted regular columns and titles of articles with photos of authors, given their brief characteristics. Otherwise look Trailer to two issues of the magazine «Ultra-reality» can be called atmospheric.It designed to capture the spirit of the new magazine, with its appeal to nanotechnology, mysteries of the universe. Another way to promote periodicals via Trailer -a talk about the work published in this edition. The experience such advertising has Lipetsk Regional Youth Library, where they rented a Trailer Eletsky story writer Alexander Konovalov, “Victim lots earth” family drama about Lermontov. This story was published in a thick literary magazine “Petrovsky Bridge”, as demonstrated in the Trailer. Despite the small size of the present moment Trailer to periodicals, we can talk about the allocation of the specific features of this kind of movies. The most successful are the Trailer, which tells about the new edition, for literary and art magazines Trailer representing the literary trends of the next issue, can make a unique video feed.

Текст научной работы на тему «Буктрейлеры к периодическим изданиям: перспективы развития жанра»

8. Chemyak, M. A. (2005) "Prognozirovanie chitatilskoy retseptsii v noveyshey otechestvennoy massovoy literature" [=Prediction of reasder's reception of modern domestic mass literature], in Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena [=Proceedings of Herzen Russian State Pedagogical University], Volume 11, issue 5, p. 127 (in Russ.).

9. Shipnigov, I. (2014) "Tolko detskie knigi pisat" [=Write children's books only], in: Prochtenie [=Perusal], available at: http://prochtenie.ru/reviews/27826, accessed 12.09.2014 (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 291-296.

УДК 808.54

Н. В. Шевцова

буктрейлеры к периодическим изданиям: перспективы развития жанра

Изучается, какое место занимают буктрейлеры к периодическим изданиям среди традиционных книжных роликов, характеризуются единичные буктрейлеры к специализированным изданиям и журналам, а также рассматривается ситуация, когда через видеоролик к художественному произведению рекламируется литературный журнал. Автор выясняет причины непопулярности буктрейлеров к периодическим изданиям и на основании анализа существующих видеороликов показывает содержащиеся в них возможности.

Ключевые слова: буктрейлер; периодическое издание; литературный журнал; конкурс.

Буктрейлер - это ролик-миниатюра, который визуализирует книгу, побуждает ее прочесть, тем самым повышая интерес к чтению. Сегодня буктрейлеры выделяются в отдельный самостоятельный жанр, синтезирующий визуальное искусство, литературу, литературную критику, рекламу и Интернет (что касается последнего, то подавляющее большинство таких видеороликов выкладываются на видеохостинге YouTube, в социальных сетях, на сайтах библиотек и т. п.). «Буктрейлер, - по мнению писателя и литературного критика Александра Архангельского, куратора Всероссийского конкурса буктрейлеров, - должен быть перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную в книге» [4].

Вообще, буктрейлеры создаются как к художественным текстам (это основной массив подобных видеороликов), так и к нехудожественной литературе. Так, предметом интереса в последнем случае становятся учебная литература (учебник для вузов «Машины для земляных работ» в двух частях, под ред. В. И. Баловне-ва), словари («Толковый словарь» С. И. Ожегова, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Словарь языка Пушкина»), спра-

вочные издания (библиографический указатель «Криминалистика», содержащий сведения о диссертациях и авторефератах диссертаций, монографиях, учебниках и учебных пособиях, статьях, посвящённых проблемам следственной и экспертной деятельности), литературоведческие исследования («Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа, «Женская проза нулевых» З. Прилепина), документально-историческая литература («1812 год в письмах и дневниках», «Жернова» И. Фролова, «Сибирская добровольческая» под ред А. Ширяева), экономическая литература («Капитал» К. Маркса, «12 принципов производительности» Г. Эмерсона,), Уголовный кодекс РФ, Красная книга России. Иногда буктрейлер снимается даже не к какой-либо книге, а к событию, мероприятию (например, буктрейлер к году истории от Слободской Центральной районной библиотеки).

Буктрейлер до сих пор не становится предметом специального научного интереса. С 2012 года, когда вышли статьи А. Добрянской в «Октябре» [6] и Ю. Щербининой в «Вопросах литературы» [10], за редким исключением трудно назвать сколько-нибудь заслуживающие внимания работы. Как правило, в Интер-

нете выкладываются инструкции, в которых расписывается пошаговое создание буктрей-лера, но природа нового жанра, его адаптация к отечественной литературной ментальности и мультмедийной среде не изучается.

В нашей статье мы будем опираться на классификацию буктрейлеров, которую дает Ю. Щербинина. По способу визуального воплощения выделяются три разновидности роликов: 1) игровые (минифильм по книге); 2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.); 3) анимационные (мультфильм по книге). По содержанию встречаются буктрейлеры: 1) повествовательные (презентующие эпическую сторону, основу сюжета произведения); 2) атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); 3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста) [10].

Сегодня большинство буктрейлеров в России изготавливается любителями (к этому стимулируют конкурсы, объявляемые среди учащихся) и библиотеками, чаще всего провинциальными, но есть ролики, снятые издательствами (например, это широко практикует издательство «Эксмо»). В 2014 году состоялся третий всероссийский конкурс буктрейлеров, жюри которого (в него вошли режиссер В. Тодоровский, писатели А. Геласимов и З. Приле-пин, кинокритик А. Долин, глава издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и др.) отметило, что уровень видеороликов заметно вырос. Существует группа ВКонтакте по созданию буктрейлеров «Буктрейлеры для вас. Делаем качественные буктрейлеры».

Тем не менее до недавнего времени, а именно до 2013 года, не было ни одного буктрей-лера к периодическим изданиям; «индустрия» буктрейлеров (а масштабы, которые принимает это увлечение, позволяют о нем говорить в подобных выражениях), развивалась автономно от периодики, последняя служила лишь для информирования читателя об очередном конкурсе буктрейлеров и его победителях.

С 1 июня по 8 ноября 2013 года состоялся конкурс буктрейлеров «Книга. Новый формат» в Нижнем Тагиле. Здесь впервые речь зашла о периодике, которая фигурирует в трех номинациях: «Мой литературный Тагил» (видеоролик

о периодическом издании - газете, журнале, альманахе, издаваемом в Нижнем Тагиле); «Книга из детства» (видеоролик о журнале, газете для детей) и «Сокровенная книга» (видеоролик о любимом журнале, газете, издании).

Еще один конкурс буктрейлеров, где были заявлены периодические издания, состоялся в Салехарде с 24 января по 10 марта 2014 года «Книга в кадре» в рамках проведения ежегодной Всероссийской Недели детской и юношеской книги.

К сожалению, выяснить, поступили ли на конкурсы буктрейлеры, соответствующие заявленным номинациям, не удалось (на сайтах конкурсов были выложены только несколько лучших видеороликов, но все они к художественным произведениям).

Однако мы все же нашли несколько видеороликов, рекламирующих периодические издания. Это буктрейлеры к журналам «Рыболов», «Сверхновая реальность», альманаху «Русский фантастический» и видеоролик к повести елецкого писателя А. Коновалова «Жертва жребия земного», опубликованной в литературно-художественном журнале «Петровский мост».

Буктрейлер к журналу «Рыболов» (2.03), снятый Н. Н. Чачиной, сотрудником эколого-краеведческого отдела Центральной городской библиотеки г. Губаха Пермского края, выстраивается как типичный постановочный ролик, напоминающий музыкальную презентацию. На фоне иллюстраций из журнала представляются постоянные рубрики, дается их краткая характеристика.

«Вы спрашивали?» - ответы экспертов на вопросы, заданные в ходе постоянной интернет-конференции.

Рубрика «Снасти и снаряжение» поможет узнать, что входит в обычную оснастку опытного рыболова.

В рубрике «Советы начинающим» вы найдете полезные рекомендации экспертов и т. д. [1]

В заключении, как это нередко делается в буктрейлерах, читатели приглашаются в библиотеку, которая и подготовила видеообзор журнала «Рыболов».

Наиболее интересный опыт по созданию буктрейлеров к периодическим изданиям имеет журнал сообщества «Третий проект» футуристической направленности «Сверхновая реальность», который начал издаваться с 2008 года. Сотрудниками Нижегородской библиотеки им. Заломова Алексем Улитиным и Еленой Лекановой были сняты три буктрейле-

ра - к номерам 4, 5 и 6. В данном случае создание буктрейлеров имеет непосредственную цель продвижения нового журнала. Он предстает как «позитивная альтернатива официальным СМИ, отрицающая тенденцию сознательного самоуничижения и самобичевания России. Полная противоположность искусственному нагнетанию депрессии и ожиданию развала страны. Все материалы несут в себе позитивный посыл, вселяют уверенность в возможность преодоления любых трудностей, встающих перед нашим многонациональным обществом, веру в достоинство и разум наших соотечественников в России и во всём мире» [9]. Примечательно, что, судя по комментариям в «Живом журнале», главный редактор «Сверхновой реальности» Юрий Дробышев присылает скринштоты для трейлеров, то есть поддерживаются связи между авторами бук-трейлера и редакцией.

Первые два буктрейлера являются скорее атмосферными, призванными передать дух нового журнала, с его обращенностью к нано-технологиям, тайнам Вселенной. Неслучайно музыкальное сопровождение - ария Рассказчицы «В звёздном вихре времён» из техно-оперы Виктора Аргонова «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» - отражает идею бесконечного стремления человечества к заветной цели.

Видеоролик к четвертому номеру (3.44) начинается как сказка-быль: Когда-то, Давным-давно В одном из секторов Бескрайнего Космоса Произошло то, Что изменило Весь ход вещей. Это был... Большой БУМ!!!

Далее предстает история освоения космоса человеком, сопровождаемая черно-белыми иллюстрациями из номера журнала. Текст строится таким образом, что на вопрос, задаваемый людям нашей эпохи, приводится ответ со страницы журнала.

«Что вы сделаете?» - спросили их однажды. Мы вновь летим к звездам! (это заголовок статьи) и т. д. [8]

В первом буктрейлере появляется девиз издания «Мир нашего будущего прекрасен!».

Второй буктрейлер также доносит до читателя концепцию журнала, вовлекает его в процесс размышления о своем будущем.

В каком будущем Вы мечтаете жить?

В том, где мы лет через 10 будем...

Бразилией?

А Вам не скучно?

Не тоскливо?

Тогда те, кто не пал духом,

Знайте,

Что есть другой вариант, Вариант,

Который Вам дает.. СВЕРХНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ [3]. Далее авторы ролика отвечают на предвосхищаемый вопрос читателя о том, что вкладывается ими в понятие 'сверхновая реальность', вводя в круг идей журнала. В видеоролике используется динамичная композиция «Встань, страх преодолей» металл-группы «Ария», поддерживающая позитивный импульс издания, побуждающая проявить свои возможности.

От этих двух буктрейлеров принципиально отличается третий и последний (2.50) к номеру, посвященному советскому прошлому. Он является более традиционным и сосредоточивается на конкретных статьях, вошедших в номер. Вместо размышлений о развитии человеческого общества и попыток представить себе будущую реальность читателю предлагаются названия статей с фото авторов и серия вопросов или тезисов, раскрывающих проблематику каждой из них.

Текст появляется под исполнение пионерской песни «Эх, хорошо в стране советской жить!» детским хором Метрополитена им. Кагановича и оркестром Государственного Академического Большого Театра под управлением И. Дунаевского.

Андрей Ильич Фурсов,

Академик Международной Академии наук, Австрия

Что такое «советский проект»? или Для нас мировой кризис должен стать шансом

Как СССР снял три противоречия самодержавной системы

Как СССР сорвал все 4 плана Запада в отношении России

Как реализовалась диалектика истории СССР и Запада

Как кризис стал временем реванша для СССР

Виктор Дяченко

Если бы не было войны, или Как сорвался реальный план построения коммунизма

Когда был создан первый советский легковой автомобиль?

Сколько квартир планировалось построить в 1942-47 годах?

Артельный труд - малый бизнес при Сталине

Как должны выглядеть советские горо-да?[2]

Очевидно, что после атмосферных буктрейлеров, в случае с периодическим изданием, неизбежно возникает необходимость обратиться к контенту.

У нового альманаха «Русский фантастический» появился пока только один видеоролик (0.42). В конце июня 2014 года вышел и поступил в продажу второй выпуск альманаха, сформированный по итогам конкурсного отбора в Интернете. Создатель буктрейлера - один из авторов второго выпуска Алексей Провоторов. Он дебютировал в «большой» литературе совсем недавно, но уже успел получить признание - его сборник «Чувство долга» был отмечен Гран-при премии «Рукопись года».

Текст появляется на фоне компьютерной графики, представляющей собой нечто похожее на медленно движущиеся обломки метеорита.

Издательство «Астрель СПб. Литературное бюро Silverbook». Современная отечественная фантастика. Русский фантастический альманах. Новые грани фантастики и фэнтези, лучшие рассказы отечественных авторов - дебютантов и мастеров жанра.

Миры, впервые открытые взглядам читателей; истории, мимо которых нельзя пройти.

Тексты, которые удивляют.

Русский фантастический альманах фантастики и фэнтези. Уже в продаже. Выпуск № 2. Фантограф [7].

На наш взгляд, буктрейлер получился очень коротким и малосодержательным, скорее, приближается к телевизионной рекламе.

Еще один способ продвижения периодического издания с помощью буктрейлера - это рассказать о произведении, опубликованном в этом издании, то есть читателя призывают обращаться не в библиотеку, а к номеру журнала. Опыт такой рекламы имеет Липецкая областная юношеская библиотека, где сняли бук-трейлер к повести елецкого писателя А. Коновалова «Жертва жребия земного» о семейной драме Лермонтовых (2.01). Эта повесть была опубликована в толстом литературно-художественном журнале «Петровский мост» (№ 4, 2011; № 1, 2012). А буктрейлер к ней подготовили позже к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

В буктрейлере используются фрагменты фильма «Лермонтов» и «Барышня-крестьянка» (эпизод катания маленького Лермонтова с отцом на лодке является центральным), цитируются отрывки из письма Юрия Петровича Лермонтова к сыну. Характерно, что в кадре, рекламирующем журнал «Петровский мост», слева и справа появляются обложки двух номеров журнала - за 2011 и 2012 годы, в которых публикуется повесть [5].

Подобные буктрейлеры могли бы использоваться столичными толстыми литературно-художественными журналами, когда в них публикуются примечательные в том или ином плане произведения, а несколько таких видеороликов могли бы составить «визитную карточку» издания.

Итак, несмотря на малочисленность к настоящему моменту буктрейлеров к периодическим изданиям, можно говорить о выделении специфических черт такого рода видеороликов. Это прежде всего преобладание содержательного компонента и постановочности, атмосферные буктрейлеры могут реализовывать свои задачи исключительно в начале существования издания. На наш взгляд, наиболее органичными в этом отношении являются буктрейлеры, преследующие определенную коммуникативную цель - рассказать о новом издании, донести до читателя круг основных проблем, к которым предполагается обращаться. Для литературно-художественных журналов буктрейлеры, представляющие литературные новинки очередного номера, могут сделаться своеобразным видеосопровождением. Невостребованность в конкурсных номинациях такого вида роликов свидетельствует о трудностях видеовоплощения длительного во времени проекта, в отличие от книги, которая является единовременно написанным и завершенным артефактом.

Список литературы

1. Буктрейлер к журналу «Рыболов» [Электронный ресурс]. URL: http://ohotairybalka. tv/article/2082_buktreyler_k_zhumalu_rybolov (дата обращения: 19.01.2015).

2. Буктрейлер к журналу «Сверхновая реальность» [Электронный ресурс]. URL: http:// zalomov-lib.livejournal.com/14094.html (дата обращения: 19.01.2015).

3. Буктрейлер к пятому номеру журнала «Сверхновая реальность» [Электронный ресурс]. URL: http://zalomov-lib.livejournal.

com/3942.html (дата обращения: 19.01.2015).

4. Всероссийский конкурс буктрейле-ров [Электронный ресурс]. URL: http:// www.booktrailers.ru/about (дата обращения: 19.01.2015).

5. Всероссийский конкурс буктрейлеров [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 19.01.2015).

6. Добрянская, А. Бройлерные трейлеры [Электронный ресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/october/2012/3/d13.html (дата обращения: 19.01.2015).

7. Представляем буктрейлер к альманаху «Русский фантастический № 2. Фантограф» [Электронный ресурс]. URL: http://www.astrel-

spb.ru/arkhiv-novostej/2840-predstavlyaem-buktrejler-k-almanakhu-russkij-fantasticheskri-2-fantograf.html (дата обращения: 19.01.2015).

8. Сверхновая реальность: презентация и трейлер [Электронный ресурс]. URL: http:// zalomov-lib.livejournal.com/1931.html (дата обращения: 19.01.2015).

9. Формула журнала [Электронный ресурс]. URL: http://www.sverxnova.ru/ (дата обращения: 19.01.2015).

10. Щербинина, Ю Смотреть нельзя читать [Электронный ресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/voplit/2012/3/s8.html (дата обращения: 19.01.2015).

Шевцова Наталья Вячеславовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

nvshevtsova@mail.ru

trailer to periodicals: prospects for development genre

This article studies the place occupied Trailer to periodicals among traditional book movies. Trailer -a roller-miniature, which visualizes the book encourages her to read. Until recently, that is, until 2013, there was no Trailer to periodicals. The article analyzes the Trailer to the magazine "Fisherman", "Ultra new reality", almanac "Russian fantasy" and the video for the story Eletsky writer Alexander Konovalov, "Victim lots earth", published in the literary magazine "Petrovsky bridge". Typically, these are typical staged Trailer rollers like a musical presentation. Against the background of the illustrations from the magazine submitted regular columns and titles of articles with photos of authors, given their brief characteristics. Otherwise look Trailer to two issues of the magazine «Ultra-reality» can be called atmospheric .It designed to capture the spirit of the new magazine, with its appeal to nanotechnology, mysteries of the universe. Another way to promote periodicals via Trailer - a talk about the work published in this edition. The experience such advertising has Lipetsk Regional Youth Library, where they rented a Trailer Eletsky story writer Alexander Konovalov, "Victim lots earth" family drama about Lermontov. This story was published in a thick literary magazine "Petrovsky Bridge", as demonstrated in the Trailer. Despite the small size of the present moment Trailer to periodicals, we can talk about the allocation of the specific features of this kind of movies. The most successful are the Trailer, which tells about the new edition, for literary and art magazines Trailer representing the literary trends of the next issue, can make a unique video feed.

Keyworlds: trailer; periodicals; literary magazine; the competition.

References

1. Buktrejler k zhurnalu «Rybolov» [Trailer to the magazine "Fisherman"], available at: http:// ohotairybalka.tv/article/2082_buktreyler_k_zhurnalu_rybolov: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

2. Buktrejler k zhurnalu «Sverhnovaja real'nost'», nomer 6 [Trailer to the magazine "Ultra-Reality", Number 6], available at: http://zalomov-lib.livejournal.com/14094.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

3. Buktrejler k pjatomu nomeru zhurnala «Sverhnovaja real'nost'» [Trailer for the fifth edition of "Supernova reality"], available at: http://zalomov-lib.livejournal.com/3942.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

4. Vserossijskij konkurs buktrejlerov [All-Russian Competition Trailer], available at: http://www. booktrailers.ru/about: accessed 19.01.2015 (in Russ.).

5. Vserossijskij konkurs buktrejlerov[All-Russian Competition Trailer], available at: http://www. booktrailers.ru/post/645: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

6. Dobrjanskaja, A (2012) "Brojlernye trejlery" [Broiler trailers], available at: http://magazines.russ. ru/october/2012/3/d13.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

7. Predstavljaem buktrejler k al'manahu «Russkij fantasticheskij №2. Fantograf» [Introducing the Trailer to the anthology "Russian fantasy №2. "Fantograf'], available at: http://www.astrel-spb.ru/ arkhiv-novostej/2840-predstavlyaem-buktrejler-k-almanakhu-russkij-fantasticheskij-2-fantograf.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

8. Sverhnovaja real'nost': prezentacuija i trejler [Ultranew reality: presentation and Trailer], available at: http://zalomov-lib.livejournal.com/1931.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

9. Formula zhurnala [Formula magazine], available at: http://www.sverxnova.ru/ accessed 19.01.2015 (in Russ.)

10. Shherbinina, Ju (2012) "Smotret' nel'zja chitat'" [See you can not read[, available at: http:// magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html: accessed 19.01.2015 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.