https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.97
Колова Светлана Дмитриевна, Врублевский Александр Сергеевич
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ БУКТРЕЙЛЕРА В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье предпринята попытка осмысления специфики буктрейлера как технологии современного литературного образования школьников, оценены ее образовательные и педагогические возможности. Буктрейлер трактуется авторами как особая разновидность медиатекста, являющаяся одновременно и предметом изучения, и обучающим средством. Его методическая мобильность, временная экономичность, интеграционный характер содержания представляют значительные педагогические возможности для различного уровня литературной подготовки обучающихся. Исследователи обосновывают образовательную эффективность использования данной технологии на каждом из этапов работы над художественным текстом на уроке литературы и во внеурочной деятельности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/3/97.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 462-465. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Методика преподавания литературы
Literature Teaching Techniques
УДК 372.882 Дата поступления рукописи: 18.12.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.97
В данной статье предпринята попытка осмысления специфики буктрейлера как технологии современного литературного образования школьников, оценены ее образовательные и педагогические возможности. Буктрейлер трактуется авторами как особая разновидность медиатекста, являющаяся одновременно и предметом изучения, и обучающим средством. Его методическая мобильность, временная экономичность, интеграционный характер содержания представляют значительные педагогические возможности для различного уровня литературной подготовки обучающихся. Исследователи обосновывают образовательную эффективность использования данной технологии на каждом из этапов работы над художественным текстом на уроке литературы и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова и фразы: современные информационно-коммуникационные технологии; литературное образование школьников; визуализация; мультимедиа; медиатекст; технология буктрейлера; интерактивные возможности; классификации буктрейлеров; читательская, аналитическая, интерпретационная, литературно-творческая деятельность читателя-подростка.
Колова Светлана Дмитриевна, к. пед. н., доцент
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск svetlanakolova@yandex. ru
Врублевский Александр Сергеевич
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва wroblewskialeksandr@gmail. com
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ БУКТРЕЙЛЕРА В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Поступательное развитие российского образования в современных условиях отвечает технологическим вызовам общества, ориентируясь на информационно-коммуникационную компетентность как учителя, так и обучающегося. Наиболее проблемным направлением развития системы изучения и преподавания литературы в различного рода образовательных организациях России, на наш взгляд, является «формирование базы общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности учащихся и педагогических работников» [7].
Использование интернет-технологий, современных компьютерных систем коммуникаций особенно в гуманитарных областях образования требует введения адекватных методических форматов обучения. В этом смысле их поиск отвечает одному их основных требований Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (от 9 апреля 2016 г.): «...совершенствования методики и приемов формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий.)» [Там же]. Технология работы с буктрейлером, развивающая универсальный «навык XXI века» и отвечающая специфике литературной подготовки школьников, может помочь в решении данной методической проблемы.
Как показала практика, этот новый жанр рекламно-иллюстративного характера, интегрирующий визуальное искусство, художественную образность и мультимедиа-технологии, доказал свою методическую эффективность в школьном литературном образовании. Буктрейлер был заимствован методикой преподавания литературы в качестве обучающей технологии из области рекламы и продвижения книги, в которой осмысливался как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения).
Доктор педагогических наук, профессор МИТУ Ю. В. Щербинина, «вписывая» его в образовательный контекст, под буктрейлером предлагает рассматривать «видеокомпозицию из экранизированных эпизодов
литературного произведения» [9]. Но в практике литературного образования это понятие толкуется шире, применительно не только к специально срежиссированной учащимися игровой постановке по сюжету книги, но и к созданию видеоролика с музыкальным сопровождением или набора слайдов несложной компьютерной презентации о прочитанном (или рекомендуемом к прочтению) произведении.
Мы, в свою очередь, понимание данной обучающей технологии напрямую связываем со спецификой учебного предмета «Литература» - постижением учащимися текста художественной литературы, его чтением и анализом, основанном на осмыслении образной природы произведения искусства. Таким образом, определение буктрейлера как технологии литературного образования нами предлагается как особого типа визуальной интерпретации художественного (как классического, так и современного) текста средствами мультимедиа с целью привлечения читательского внимания.
В ходе реализации данной технологии создатель буктрейлера решает важную для сегодняшнего дня задачу - пробудить у обучающегося желание прочитать предложенное произведение и осмыслить его содержание. Поэтому на уровне базовой литературной подготовки такая система взаимосвязанной интерактивной деятельности учителя и обучающихся направлена на достижение следующих предметных результатов:
- адекватного понимания художественного текста и его смыслового анализа, интерпретации прочитанного, отбора произведения для чтения;
- определения цели чтения художественной литературы, выбора произведения для самостоятельного чтения;
- выявления и интерпретации авторской позиции и определения своего отношения к ней, и на этой основе формирования собственных ценностных ориентаций;
- определения актуальности произведений для читателей разных поколений и вхождения в диалог с другими читателями;
- создания собственного текста аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставления произведения словесного искусства и его воплощения в других искусствах.
На повышенном уровне обученности в предметной области «Литература» технология буктрейлера направлена на развитие таких способностей литературно одаренных школьников, как:
- сопоставление «чужих» текстов интерпретирующего характера, их аргументированной оценки;
- оценивание интерпретации художественного текста, созданной средствами других искусств;
- сопоставление произведений русской и мировой литературы, самостоятельное (или под руководством учителя) определение линии сопоставления, отбор аспектов для сопоставительного анализа;
- осуществление самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформление её результатов в разных форматах (проект, работа исследовательского характера, реферат).
Таким образом, при методической востребованности использование формата буктрейлера как технологии литературного образования содержит значительный потенциал для различных профилей подготовки школьников.
Проблема использования технологии буктрейлера в практике чтения и изучения литературы на различных этапах обучения находится только в начале исследования. Педагог Т. В. Банина обобщила опыт самостоятельного создания буктрейлера дошкольниками, который позволяет формировать навыки работы будущих школьников с мультимедийным оборудованием [2, с. 24]. В статье молодых ученых М. В. Бабкиной и Е. А. Барановой доказана эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством самостоятельного создания школьниками буктрейлеров [1]. Методисты-практики Н. В. Волкова [4] и О. А. Мохунь [6] считают данную технологию эффективным способом формирования читательского интереса старшеклассников. Исследователь данной методической проблемы Н. А. Колодина совершенно обоснованно рассматривает буктрейлер как новую и эффективную форму проектной деятельности обучающихся [5].
При этом ученые и педагоги-практики в целом почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса обучающихся к чтению, усиления их познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков.
Для определения образовательных и педагогических возможностей данной технологии в условиях литературного образования школьников учителю необходимо иметь представление об иллюстративных, культурных, кинематографических особенностях буктрейлеров, об их функциях в продвижении чтения художественных произведений, об их методическом потенциале для развития читательской компетентности и мотивации к чтению.
В зависимости от типа и вида буктрейлера, учитель-словесник вправе выбирать область его применения как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрим существующие типологии буктрейлеров.
Авторы программы КПК по проблеме развития читательской компетентности школьников Е. Ю. Лазарева и Д. А. Кудрявцева предлагают классифицировать их на: функциональные (буктрейлеры мотивирующего характера), тематические (буктрейлеры по классической русской и зарубежной, детской, современной литературе), жанровые (буктрейлеры разных киноповествовательных жанров) [3, с. 6].
Более последовательные и методически выдержанные классификации буктрейлеров предложила ученый-методист Ю. В. Щербинина [9]. Она разделила их по способу визуального воплощения художественного текста, выделив в ней игровые, неигровые, анимационные. В качестве методических возможностей исследователь определила у первой группы буктрейлеров развитие интерпретационных и культурологических, текстовых компетенций учащихся посредством создания мини-фильма по книге.
Неигровые виды буктрейлеров, формирующие читательские, коммуникативные и текстовые компетенции школьников, могут быть представлены, по мнению Ю. В. Щербининой, набором слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п. Наиболее сложной в техническом воплощении анимационной формой в этой классификации будет являться мультфильм по книге.
Вторая классификация Ю. В. Щербининой выделена по содержательному признаку и предполагает три разновидности буктрейлеров:
- знакомящие читателя через музыку и иллюстрации с основами сюжета, который сохраняет элементы недосказанности и таинственности (повествовательные);
- акцентирующие внимание школьника на волшебном и магическом (атмосферные), они содержат, как правило, выразительные иллюстрации с таинственными пейзажами и необычными существами;
- основанные на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, т.е. на смысловом содержании книг (концептуальные) [Там же].
Данные классификации, на наш взгляд, отражают специфику литературы как учебного предмета, в большей степени формируя метапредметные компетенции.
Методическое использование буктрейлеров в образовательной деятельности предполагается в двух основных формах: 1) знакомство и сопоставление готового видеоролика с содержанием произведения (возможно с имеющимися представлениями о личности писателя, культурно-исторической эпохе); 2) самостоятельное создание и презентация обучающимся буктрейлера по заданию учителя или в рамках проекта. На уроках литературы и во внеурочной деятельности буктрейлер все прочнее утверждается в качестве особой разновидности медиатекста, являющего одновременно и предметом изучения, и обучающим средством.
Придя на смену ставшей традиционной презентации, несущей в большей степени информационную нагрузку, буктрейлер имеет значительные образовательные и педагогические возможности, личностную оценку изучаемого литературно-художественного или культурологического материала. Следует отметить, что рассматриваемая нами технология, в отличие от презентации, дает широкие возможности для раскрытия творческих способностей современного школьника. Исходя из этих особенностей, литературно-художественный бук-трейлер реализует основной методологический принцип обучения - интеграции школьниками не только знаний из разных областей, но также их предметных и метапредметных компетенций. В процессе его использования на уроке литературы у обучающегося создается не разрозненное и мозаичное, а единое читательское представление о литературном факте, о личности писателя, об историко-литературном явлении.
Методическая мобильность (может использоваться как в урочной, так и во внеурочной литературной деятельности учащихся, монографическом и обзорном изучении) и временная экономичность (продолжительность составляет от 1 до 3 минут) делают эту мультимедийную технологию, безусловно, востребованной в современном образовательном пространстве.
Для уроков литературы важен и интерактивный характер работы школьников по созданию и презентации литературно-художественного буктрейлера. В ходе его подготовки осуществляется не только творческое взаимодействие учителя и ученика, но и создание образовательного продукта в творческих или проектных группах школьников. Данная технология обладает интерактивными возможностями потому, что обращается к интерактивным средствам обучения - видеофрагментам, мультимедиа-материалам, кластерам и другим формам.
Реализация системно-деятельного подхода в свете требования ФГОС осознается нами еще одним важнейшим методологическим принципом работы учащихся с буктрейлером. Тогда как читательская, аналитическая, интерпретационная, литературно-творческая и презентационная деятельность читателя-подростка позволяет использовать буктрейлер как методически эффективный инструмент в литературной подготовке современных школьников. Технология буктрейлера универсально «вписывается» в каждый из этапов работы над художественным текстом на уроке литературы:
- создание буктрейлера на этапе знакомства с биографией писателя, литературно-культурологической эпохой реализует потенциал рекламы и продвижения личности автора или культурно-исторического периода развития литературы: например, создание буктрейлера «Самое воздушное воплощение поэта, каким его рисует себе романтизм» (мое читательское представление о Ф. И. Тютчеве) или «Читайте поэзию Серебряного века!»;
- этап чтения литературного произведения также эффективно реализует образовательные возможности буктрейлера как «читательской истории». Содержание художественного текста становится основным предметом осмысления и интерпретации читателем-подростком в мультимедиа-формате, когда буктрейлер используется на уроках литературы («Мой Пушкин», «Мое читательское открытие Эрнеста Хемингуэя»);
- этап анализа и интерпретации литературного произведения предоставляет возможность автору бук-трейлера обратиться не только к литературоведческим средствам создания художественного образа, но и к внетекстовым материалам (критике, комментарию, мемуарам, дневникам, историческим документам, художественно-творческим интерпретациям другими видами искусства). Являясь особым типом визуальной интерпретации текста, буктрейлер в данном случае значительно расширяет возможности киноэкранизации как методического приема сопоставления с художественным произведением («М. А. Булгаков как словесный киномастер», «8 кинообразов Анны Карениной»);
- заключительный этап работы над художественным произведением в большей мере, чем предыдущие этапы, отвечает специфике данной образовательной формы, т.к. обобщает, оценивает, подводит итоги изученного, значит, создает концепцию «читательского буктрейлера». Он дает возможность развитию литературно-
творческих способностей школьников. Именно на этом этапе дается итоговое оценочное читательское суждение, которое ложится в основу сюжета буктрейлера («Стихотворение в прозе "Русская литература"», «Трагедия "Гамлет": Шекспир лишь комментирует то, что мы знаем», «Иззаметок Стародума. О Родине»);
- внеурочная деятельность школьников в области литературного образования рассматривает буктрейлер как продукт проектной деятельности, которая может осуществляться как индивидуально, так и в групповой форме. Внеклассное чтение школьников в этом случае становится материалом проектов, результат которых - рекламные, мотивирующие читательские буктрейлеры по произведениям зарубежной, национальной (родной) классической и современной литературы, возможно, в сопоставлении с их киноверсиями (буктрейлер «С любовью к Винсенту» по роману «Жажда жизни» И. Стоуна и анимационному фильму Д. Кобела и Х. Уэлшман). Педагогическим принципом организации содержания такого рекламного ролика является интеграция знаний из разных образовательных областей. Это позволяет эффективно развивать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся.
Таким образом, образовательные возможности буктрейлера как школьной технологии могут быть эффективно реализованы в наиболее важных для формирования читателя-подростка областях учебной деятельности на уроках литературы и во внеурочной работе: в процессе актуализации его читательского воображения, в развитии читательского интереса школьников, в аналитической и интерпретационной деятельности, в литературном творчестве, в проектной деятельности (учебного или итогового характера). Буктрейлинг в школьном образовании утверждается как способ развития читательской компетентности и повышения интереса к чтению у современных подростков.
Список источников
1. Бабкина М. В., Баранова Е. А. Формирование познавательных, регулятивных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. № 5-6 (109). С. 7-9.
2. Банина Т. В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать // Образование: ребенок и ученик. 2015. № 2.
3. Буктрейлер как форма развития читательской компетентности обучающихся: программа повышения квалификации ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». М.: МПГУ, 2017. 14 с.
4. Волкова Н. В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209-213.
5. Колодина Н. А. Использование ИКТ на уроках литературы... // Образование. Наука. Карьера: сборник тезисов региональной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ. М.: Перо, 2016. С. 89-91.
6. Мохунь О. А. Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции (г. Саратов, 4 декабря 2015 г.). Саратов, 2016. С. 76-80.
7. О Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71591850/ (дата обращения: 18.12.2018).
8. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста» (г. Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г.) / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: Лема, 2016. 118 с.
9. Щербинина Ю. В. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.rU/voplit/2012/3/s8.html (дата обращения: 13.12.2018).
EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF BOOK TRAILER TECHNOLOGY IN SCHOOLCHILDREN'S LITERARY EDUCATION
Kolova Svetlana Dmitrievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk svetlanakolova@yandex. ru
Vrublevskii Aleksandr Sergeevich
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow wroblewskialeksandr@gmail. com
The article attempts to reflect on the specifics of the book trailer as a technology of modern literary education of schoolchildren. Its educational and pedagogical possibilities are evaluated. The book trailer is interpreted by the authors as a special kind of media text, which is both a subject of study and a teaching tool. Its methodological mobility, timesaving character and integrational nature of the content represent significant pedagogical possibilities for various levels of pupils' literary training. The researchers substantiate the educational effectiveness of using this technology at each stage of work on a literary text in Literature class and in extracurricular activity.
Key words and phrases: modern information and communication technologies; literary education of schoolchildren; visualization; multimedia; media text; book trailer technology; interactive possibilities; classifications of book trailers; reader's, analytical, interpretational, literary and creative activity of a teenage reader.