Научная статья на тему 'ТРУД КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА'

ТРУД КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / труд / трудолюбие / профессиональная деятельность / интеллектуальный ресурс / value / labor / hard work / professional activity / intellectual resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Н. Мальчукова

В данной статье рассматривается труд как одна из общечеловеческих ценностей, которая направлена на повышение у будущего инженера интеллектуального уровня, что способствует ускорению процесса становления конкурентоспособного специалиста и формированию интеллектуальных ресурсов предприятий агропромышленного комплекса. В воспитательном процессе вуза необходимо обратить внимание на умение студентов прогнозировать и корректировать будущую деятельность в рамках общекультурных компетенций. Для повышения отношения к труду необходимо проводить мероприятия, мотивирующие студентов к труду. Решение этой проблемы могут осуществлять кураторы студенческих групп вуза. Значимость труда как общечеловеческой ценности играет важную роль в становлении личностно-профессиональных качеств будущего агроинженера. В статье четко отразилось, что привитое студентам трудолюбие помогает им добиться успехов в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR AS ONE OF THE PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE AGRICULTURAL ENGINEER

In this article, the researchers consider labor as one of the universal values, which is aimed at increasing future engineers’ intellectual level, thereby accelerating the process of becoming a competitive specialist and contributing to the formation of intellectual resources of the agro-industrial complex. In the educational process of a university, it is necessary to pay attention to the ability of students to predict and adjust future activities within the framework of general cultural competencies. To increase the attitude to work, it is necessary to conduct activities that motivate students to work. The solution to this problem can be carried out by university curators of student groups. The importance of work as a universal value plays an important role in the development of personal and professional qualities of the future agricultural engineer. The article clearly shows that the hard work instilled in students helps them achieve success in their profession.

Текст научной работы на тему «ТРУД КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА»

Библиографический список

1. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020: 1097 - 1103.

2. Top 100 tools for education. Available at: http://c4lpt.co.uk/top100tools/top100-edu/

3. George D.R., Dellasega C. Use of social media in graduate-level medical humanities education: two pilot studies from Penn State College of Medicine. Medical teacher. 2011; № 33 (8): 429 - 434.

4. Passey D. Mobile learning in school contexts: can teachers alone make it happen? IEEE Transactions on Learning Technologies. 2010; № 3 (1): 68 - 81.

5. Albayrak D., Yildirim Z. Using Social Networking Sites for Teaching and Learning: Students' Involvement in and Acceptance of Facebook as a Course Management System. Journal of Educational Computing Research. 2015; № 52 (2): 155 - 179.

6. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media. Business horizons. 2010; № 53 (1): 59 - 68.

7. Grami G.M.A. The effects of integrating peer feedback into university-level ESL writing curriculum: A comparative study in a Saudi context. Newcastle University, 2010.

8. Gibbons S. Collaborating like never before: Reading and writing through a wiki. English Journal. 2010; № 99 (5): 35 - 39.

9. Lepi K. 25 ways teachers can integrate social media into education. Available at: http://www.edudemic.com/a-teachers-guide-to-social-media/

10. Liu Y. Social media tools as a learning resource. Journal of Educational Technology Development and Exchange. 2010; № 3 (1): 101 - 114.

11. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Hall C. NMC Horizon Report: 2016. Higher Education Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium. Retrieved from http://cdn.nmc.org/media/2016-nmc-horizon-report-he-EN.pdf

12. Lee K., Brett C. Dialogic understanding of teachers' online transformative learning: A qualitative case study of teacher discussions in a graduate-level online course. Teaching and Teacher Education. 2015; № 46: 72 - 83.

13. Выготский Л. Мысль и язык. Москва: Педагогика, 1986.

14. Wells G. The social context of language and literacy development. Handbook of child development and early education: Research to practice. London, 2009: 271 - 302.

15. Picardo J. Teaching and learning with social networks: Barriers to adoption. Network. Ed. 2011.

16. Hansman C.A., Wilson A.L. Teaching writing in community colleges: A situated view of how adults learn to write in computer based writing classrooms. Community College Review. 1998; № 26 (1): 21 - 42.

17. Wiid J., Cant M., Nell C. Social Media as an Educational Tool: Students' Perspectives and Usage. European Conference on e-Learning. Academic Conferences International Limited, 2013: 511.

18. Alvarez I.M., Olivera-Smith M. Learning in social networks: rationale and ideas for its implementation in higher education. Education Sciences. 2013; № 3 (3): 314 - 325.

19. Creswell J.W. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Sage publications, 2013.

20. Davis F.D., Bagozzi R.P., Warshaw P.R. User acceptance of computer technology: a comparison of two theoretical models. Management science. 1989; № 35 (8): 982 - 1003.

21. Дунаева Н.И., Суворова О.В. проблема конкурентоспособности личности студента в образовательной среде вуза в отечественных и зарубежных исследованиях. Вестник Мининского университета. 2020; № 8 (1): 8.

22. Ляшенко М.С., Фролова Н.Х. Система управления обучением как эффективное средство электронного обучения. Мировой журнал прикладных наук. 2013; № 27 (13): 100 - 104.

23. Ляшенко М.С., Минеева О.А. методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях. Перспективы науки и образования. 2018; № 5 (35): 10 - 17.

24. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов. Вестник Мининского университета. 2020; № 8 (1): 10.

References

1. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020: 1097 - 1103.

2. Top 100 tools for education. Available at: http://c4lpt.co.uk/top100tools/top100-edu/

3. George D.R., Dellasega C. Use of social media in graduate-level medical humanities education: two pilot studies from Penn State College of Medicine. Medical teacher. 2011; № 33 (8): 429 - 434.

4. Passey D. Mobile learning in school contexts: can teachers alone make it happen? IEEE Transactions on Learning Technologies. 2010; № 3 (1): 68 - 81.

5. Albayrak D., Yildirim Z. Using Social Networking Sites for Teaching and Learning: Students' Involvement in and Acceptance of Facebook as a Course Management System. Journal of Educational Computing Research. 2015; № 52 (2): 155 - 179.

6. Kaplan A.M., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media. Business horizons. 2010; № 53 (1): 59 - 68.

7. Grami G.M.A. The effects of integrating peer feedback into university-level ESL writing curriculum: A comparative study in a Saudi context. Newcastle University, 2010.

8. Gibbons S. Collaborating like never before: Reading and writing through a wiki. English Journal. 2010; № 99 (5): 35 - 39.

9. Lepi K. 25 ways teachers can integrate social media into education. Available at: http://www.edudemic.com/a-teachers-guide-to-social-media/

10. Liu Y. Social media tools as a learning resource. Journal of Educational Technology Development and Exchange. 2010; № 3 (1): 101 - 114.

11. Johnson L., Adams Becker S., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Hall C. NMC Horizon Report: 2016. Higher Education Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium. Retrieved from http://cdn.nmc.org/media/2016-nmc-horizon-report-he-EN.pdf

12. Lee K., Brett C. Dialogic understanding of teachers' online transformative learning: A qualitative case study of teacher discussions in a graduate-level online course. Teaching and Teacher Education. 2015; № 46: 72 - 83.

13. Vygotskij L. Mysl' i yazyk. Moskva: Pedagogika, 1986.

14. Wells G. The social context of language and literacy development. Handbook of child development and early education: Research to practice. London, 2009: 271 - 302.

15. Picardo J. Teaching and learning with social networks: Barriers to adoption. Network. Ed. 2011.

16. Hansman C.A., Wilson A.L. Teaching writing in community colleges: A situated view of how adults learn to write in computer based writing classrooms. Community College Review. 1998; № 26 (1): 21 - 42.

17. Wiid J., Cant M., Nell C. Social Media as an Educational Tool: Students' Perspectives and Usage. European Conference on e-Learning. Academic Conferences International Limited, 2013: 511.

18. Alvarez I.M., Olivera-Smith M. Learning in social networks: rationale and ideas for its implementation in higher education. Education Sciences. 2013; № 3 (3): 314 - 325.

19. Creswell J.W. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Sage publications, 2013.

20. Davis F.D., Bagozzi R.P., Warshaw P.R. User acceptance of computer technology: a comparison of two theoretical models. Management science. 1989; № 35 (8): 982 - 1003.

21. Dunaeva N.I., Suvorova O.V. problema konkurentosposobnosti lichnosti studenta v obrazovatel'noj srede vuza v otechestvennyh i zarubezhnyh issledovaniyah. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; № 8 (1): 8.

22. Lyashenko M.S., Frolova N.H. Sistema upravleniya obucheniem kak 'effektivnoe sredstvo 'elektronnogo obucheniya. Mirovojzhurnalprikladnyh nauk. 2013; № 27 (13): 100 - 104.

23. Lyashenko M.S., Mineeva O.A. metodologicheskie podhody k ponimaniyu pedagogicheskoj kul'tury v pedagogicheskih issledovaniyah. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; № 5 (35): 10 - 17.

24. Sorokoumova S.N., Elshanskij S.P., Puchkova E.B., Suhovershina Yu.V. kognitivnye stili i personalizaciya obucheniya studentov-psihologov. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; № 8 (1): 10.

Статья поступила в редакцию 08.10.20

УДК 378.1

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals

(Tyumen, Russia), E-mail: Npescova06@yandex.ru

LABOR AS ONE OF THE PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE AGRICULTURAL ENGINEER. In this article, the researchers consider labor as one of the universal values, which is aimed at increasing future engineers' intellectual level, thereby accelerating the process of becoming a competitive specialist and contributing to the formation of intellectual resources of the agro-industrial complex. In the educational process of a university, it is necessary to pay attention to the ability of students to predict and adjust future activities within the framework of general cultural competencies. To increase the attitude to work, it is necessary to conduct

activities that motivate students to work. The solution to this problem can be carried out by university curators of student groups. The importance of work as a universal value plays an important role in the development of personal and professional qualities of the future agricultural engineer. The article clearly shows that the hard work instilled in students helps them achieve success in their profession.

Key words: value, labor, hard work, professional activity, intellectual resource.

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. нак, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: Npescova06@yandex.ru

ТРУД КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА

В данной статье рассматривается труд как одна из общечеловеческих ценностей, которая направлена на повышение у будущего инженера интеллектуального уровня, что способствует ускорению процесса становления конкурентоспособного специалиста и формированию интеллектуальных ресурсов предприятий агропромышленного комплекса. В воспитательном процессе вуза необходимо обратить внимание на умение студентов прогнозировать и корректировать будущую деятельность в рамках общекультурных компетенций. Для повышения отношения к труду необходимо проводить мероприятия, мотивирующие студентов к труду. Решение этой проблемы могут осуществлять кураторы студенческих групп вуза. Значимость труда как общечеловеческой ценности играет важную роль в становлении личностно-профессиональных качеств будущего агроинженера. В статье четко отразилось, что привитое студентам трудолюбие помогает им добиться успехов в профессии.

Ключевые слова: ценность, труд, трудолюбие, профессиональная деятельность, интеллектуальный ресурс.

Первостепенная задача каждого вуза - повысить конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, а для этого необходимо сформировать у них общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, предусмотренные соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), то есть помочь выпускнику стать компетентным в решении различных задач будущей профессиональной деятельности.

Развитие социума определяется существующими в нём интеллектуальными ресурсами и общечеловеческими ценностями. Формирование интеллектуальной базы будущего конкурентоспособного инженера зависит от уровня развития его личностных качеств, одним из которых является трудолюбие. Развитие трудолюбия формируется через привитие такой общечеловеческой ценности, как труд.

Актуальность развития общечеловеческих ценностей в жизни России отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Основной задачей высшей школы, сформулированной в «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», является подготовка не только высококвалифицированного, ответственного специалиста, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной, духовно развитой личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В агропромышленном комплексе нужны специалисты, которые не боятся трудностей и готовы к инновациям. Ведь самосовершенствование человека и заключается в том, чтобы через труд повысить свой интеллектуальный уровень и стать квалифицированным специалистом.

Анализируя формулировки общекультурных компетенций будущего агроин-женера, можно сделать вывод, что они базируются на формировании общечеловеческих и личностных ценностях человека, одной из которых является труд. Труд, в свою очередь, есть основа будущей трудовой деятельности выпускников вуза. Как правило, общекультурные компетенции для инженерных направлений подготовки согласно учебному плану формируются при изучении гуманитарных дисциплин. Решать эту задачу только на определенных дисциплинах невозможно. Формирование компетенций и компетентности в целом должно продолжаться весь период обучения студента как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

Для повышения устойчивого положительного отношения к труду необходимо проводить мероприятия, мотивирующие студентов к трудолюбию. Решение этой проблемы могут осуществлять кураторы студенческих групп вуза. Работа куратора может способствовать формированию индивидуальной компетентности - готовности к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способностью к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Максимально раскрыто понятие «труд» в работе Л.П. Буевой, Демина В.Я., М.В. Суслова Э. Фромма, А. Маслоу, Ф. Херцберга, где труд рассматривается через такие категории, как «предрассудки о труде», «чувство собственной значимости (идентичности)» и др. [1].

Отношение к труду как общечеловеческой ценности у будущих инженеров рассмотрим в качестве одной из целей воспитательного процесса в вузе. Труд имеет неоценимое значение в жизни каждого человека [2].

В мировой науке существует большое количество определений понятия «ценность». П. Менцер определяет ценности как то, к чему стоит стремиться, относиться с признанием, уважением, почтением. С.В. Кульневич связывает ценности с предпочтением или отвержением определенных смыслов, на основе которых человек отбирает способы своего поведения [3].

Великий философ Джордано Бруно основой нравственных ценностей человека называет - труд. «Прочь от меня, - пишет философ, - всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность» [4].

В воспитательном процессе вуза необходимо обратить внимание на умение студентов прогнозировать свою будущую профессиональную деятельность в рамках компетентностного подхода, обладая такой общечеловеческой ценностью, как труд, понять, на каком уровне сформировано данное умение. Будущий инженер должен развить так это умение, чтобы мог самостоятельно корректировать свою трудовую деятельность, понимать, что только труд поможет достичь высоких результатов и повысить интеллектуальный уровень, чтобы стать компетентным специалистом.

Исследование, проводилось на базе ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ГАУ Северного Зауралья)» в 2018 - 2020 учебных годах. В исследовании приняли участие 127 студентов. Оно проходило во внеаудиторное время. В качестве методов исследования были использованы следующие: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анкетирование и тестирование; сравнительный анализ результатов исследования; качественный и количественный анализ полученных данных.

Исследование проходило в два этапа. Первый этап проводился со студентами первого курса 2016 - 2017 учебного года на кураторских часах, целью которых было мотивировать первокурсников агроинженерного профиля ГАУ Северного Зауралья на устойчивое положительное отношение к общечеловеческим ценностям, в том числе и труду. Второй этап осуществлялся с тем же контингентом студентов, перешедших на второй курс. Цель второго этапа - выявить изменения отношения студентов к исследуемой теме.

Мероприятия первого этапа включают опрос и анкетирование первокурсников, проведение тематических кураторских часов с целью развития личностных качеств конкурентоспособного специалиста на основе повышения положительного отношения к общечеловеческим ценностям. Трудовым воспитанием в вузе, по мнению студентов, должны заниматься кураторы. На протяжении всего процесса обучения в вузе студенты должны чувствовать поддержку со стороны куратора, который способствует установлению в группе благоприятного климата [5].

На первоначальном этапе исследования был проведен опрос студентов на знание и понимание общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности всегда передавались из поколения в поколение каждой семье. У современных студентов отношение к семье очень серьезное, ценность семьи по упоминанию заняла первое место (54%). Ведь в процессе становления и развития молодежи важное место занимают семейно-брачные отношения [6]. Вместе с тем важными ценностями оказались доброта (15%) и любовь (11%). О духовности упомянуло 8% респондентов. По 9% тестируемых отнесли к ценностям дружбу и гуманизм, немного уступили им жизнелюбие и милосердие (по 5т%). Реже всего респонденты упоминали о верности, преданности, искренности, нравственности, бескорыстии (по 1%), хотя данные понятия являются качествами личности, а не ценностями. Очень странно, что в этом списке оказались скептицизм и отдых (другое), которые никогда не относились к общечеловеческим ценностям.

Насторожило отношение будущих инженеров к понятию «трудолюбие». Только 6% респондентов вспомнили об этом качестве личности, полагая, что это общечеловеческая ценность. Несмотря на единичные мнения, высказанные респондентами, такие как «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Без труда не поешь», «Труд помогает стремиться к цели» и «Через труд достигается прогресс», общее восприятие трудолюбия остается неопределенным. Многие из них не задумывались о пользе труда и трудолюбия в жизни человека вообще и своей жизни в частности, не воспринимают труд как основу своей будущей профессиональной деятельности. Первокурсникам было предложено оценить по степени значимости лично для них общечеловеческие ценности, такие как человек, традиции, общение, познание, красота, отечество, труд и жизнь.

Для реализации первого этапа исследования был составлен план проведения кураторских часов. Известно, что привитие любви к труду может осуществляться только через собственную трудовую деятельность, а в вузе включиться в

такую деятельность можно через участие в студенческих отрядах. Поэтому один из первых кураторских часов для первокурсников направления подготовки «Агро-инженерия» был посвящен встрече с командирами и бойцами студенческих отрядов ГАУ Северного Зауралья. Цель кураторского часа - мотивировать студентов на работу в студенческих отрядах в летний каникулярный период.

Кураторский час проводился в форме пресс-конференции. Каждый представитель кратко анонсировал свой отряд, рассказал о специфике работы. Было сказано, что в университете созданы студенческие специализированные отряды по профессиональному признаку. Бойцы отряда «Энергия» устанавливают проводку кабеля в новостройках города. Для будущих агрономов создан отряд «Бригантина», занимающийся озеленением университетского студенческого городка и отдельных объектов в городе. Отряд «Механизатор» помогает в посевной и уборке урожаю различным сельскохозяйственным предприятиям юга Тюменской области. Бойцы педагогического отряда «Мечта» работают вожатыми в детских лагерях. Отряд «Водник» создан для будущих ихтиологов. В 2012 году в университете появился противопожарный отряд для студентов профиля «Пожарная безопасность». Член областного штаба студенческих отрядов представил работу областных отрядов.

На брифинге первокурсники задали множество вопросы. Студентов интересовало все: почему представители предпочли работу в студенческих отрядах вместо летних каникул, какая заработная плата в отряде, какой режим работы, на каких объектах и в каких организациях трудятся бойцы, какие необходимы документы для того, чтобы стать бойцом отряда. Представители увлеченно и откровенно ответили на все вопросы, объяснили, что лично им дает участие в студенческом трудовом движении, какие уроки извлекли из работы в трудовом коллективе, какие качества в себе воспитали. Представители объяснили, что в трудовом коллективе никто не создает тепличных, комфортных, удобных условий для работы бойцам студенческого отряда. Студенты учатся жить и работать в условиях, приближенных к действительности, в которую они попадут по окончании вуза [7].

Интерес со стороны первокурсников был неподдельным. Студенты желали как можно больше узнать о работе отрядов и решить для себя - участвовать или не участвовать в студенческом трудовом движении. После пресс-конференции более трети первокурсников записалось бойцами в студенческие отряды. Интересно было наблюдать за ходом беседы, особенно когда речь зашла о заработных платах. Труд бойцов в разных отрядах оплачивается по-разному. Самый большой заработок имеют бойцы строительного отряда, самый маленький - педагогического. По сути, перед ребятами возникла внутренняя дилемма - что предпочесть: хороший заработок или профессиональный первичный опыт? Каждый решал для себя сам. Например, большинство студентов профиля «Электрооборудование и электротехнологии АПК» выбрали профессиональную ориентацию и записались в отряд «Энергия», в котором они научатся прокладывать внутреннюю проводку в строящихся жилых домах. Студенты профилей «Технические системы в агробизнесе» и «Технический сервис в агропромышленном комплексе» предпочли отряд «Механизатор», в котором можно освоить работу на современной сельскохозяйственной технике. Два человека, чувствуя в себе педагогические задатки, записались в отряд «Мечта». Остальные студенты выбрали областной строительный отряд.

Следующим этапом было прохождение студентами в течение года обучения по специфике работы выбранного отряда.

Наша задача состоит в психологической подготовке первокурсников к работе в трудовом коллективе, которая включает осознание студентами важности общечеловеческих ценностей (труд, дружба, нравственность) и воспитание в себе человеческих качеств (умение идти на компромисс, доброта, честность, бескорыстие, жизнелюбие). Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у обучающихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств [8].

Нас интересовал вопрос: как изменилось отношение студентов к ценности труда после проведения кураторских часов и участия первокурсников в студенческих отрядах. Для этого был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования студентов. Одному и тому же контингенту студентов дважды была

Библиографический список

предложена анкета - сначала на первом, а затем на втором курсе. Результаты получились следующие.

Для определения понятия труд было предложено пять вариантов ответа. Большинство респондентов на первом курсе считало труд жизненной необходимостью (58%), что хорошо согласуется с результатами опроса о значимости ценностей для человека. Для первокурсников труд есть необходимость, некая обязанность, без которой не прожить, но не имеет приоритетного значения.

По 17% анкетируемых представляют труд смыслом человеческой жизни и нравственной ценностью, отнеслись к этому понятию больше философски, чем прагматически. 1% респондентов (один человек) определяет труд как повинность. Скорее всего, это тот человек, который воспринимает отдых как общечеловеческую ценность, поэтому труд для него - тяжкая доля. 7% респондентов предложили свое определение, например, труд - это развитие, цель выживания (по смыслу совпадающее со вторым вариантом ответа).

На втором курсе студенты изменили свое мнение. Резко увеличился процент тех, кто считает труд смыслом жизни. Приобретя опыт практических навыков и трудовых отношений в студенческих отрядах, молодые люди высоко оценили значение этой ценности в их жизни и изменили свое отношение в положительную сторону. Вместе с тем хотя уменьшилось количество тех, кто рассматривает труд как жизненную необходимость, но все же процент остается достаточно высоким.

Также студентам было предложено однозначно ответить на вопрос: можно ли труд считать ценностью современного общества? Большинство студентов утвердительно ответили на этот вопрос (что не могло не порадовать), причем процент возрос на втором курсе с 70% до 84%. Высокая оценка труда будущими инженерами неслучайна, так как умственный и физический труд поможет им реализовать себя в профессии и стать конкурентоспособным. Лишь небольшое количество респондентов дали отрицательный ответ (16% и 11% соответственно), полагая, что «люди стали более ленивыми» и им чаще требуется отдыхать. 14% первокурсников не смогли дать определение понятию труд, поскольку никогда об этом не задумывались. На втором курсе этот показатель снизился до 5%. Возможно, эти студенты не прошли школу студенческих отрядов.

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод, что целенаправленная работа кураторов помогла большинству студентов осознать значимость труда для самореализации себя в будущей профессии. Важно, какие человеческие качества молодые люди считают главными для реализации себя в будущей профессиональной деятельности

Студенты первого и второго курсов выделили два главных качества: профессиональные знания (36% и 38% соответственно) и трудолюбие (27% и 30% соответственно). Студенты подтвердили значимость труда и трудолюбия для человека. Менее важным, но значимым является мобильность, причем это качество второкурсники указывали чаще: в первом анкетировании 12% упоминаний, а во втором - 14%. Реалии современной жизни заставляют человека быстрее реагировать на изменения и обновления информационного пространства. Первокурсники обратили внимание на такие качества, как сила воли и инициативность (по 10%), на втором курсе эти показатели снизились вдвое (по 5%). Несколько первокурсников посчитало главным качеством умение слушать руководителя (2%), на втором курсе это мнение укрепилось (3% респондентов). Почти никто не отметил пунктуальность (всего 1% и 2% соответственно). Значит, необходимо кураторам и преподавателям акцентировать внимание студентов на самоорганизации и самодисциплине [9].

Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Значимость труда как общечеловеческой ценности играет важную роль в становлении личностно-профессиональных качеств будущего агрария инженерного профиля. В ходе исследования мы выяснили, что привитое студентам трудолюбие помогает им добиться успехов в профессии.

2. Конкурентоспособный специалист аграрного профиля по окончании вуза должен обладать трудолюбием, чтобы в течение всей профессиональной деятельности быть способным повышать свою интеллектуальную базу, что положительно отразится на интеллектуальных ресурсах предприятий аграрного сектора экономики.

1. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс как основной компонент оценки интеллектуальной активности национальной экономики в современных институциональных условиях Республики Беларусь. Проблемы современной экономики: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2017: 59 - 63.

2. Логинов Ю.П., Казак А.А. Трудовое воспитание и профориентационная направленность - основа подготовки современного специалиста-агронома для села. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Гончаренко, Л.И. Якобюк. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014: 221 - 222.

3. Якобюк Л.И. Трудовое воспитание в российском образовании на современном этапе. Агропродовольственная политика России. 2017; № 10 (70): 162 - 165.

4. Логачева Т.Н. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мальчукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

6. Гончаренко О.Н. Факторы, влияющие на формирование ценностей сельской молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 197 - 201.

7. Куликова С.В. Роль студенческих отрядов в получении профессионального опыта студентов. Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. 2017: 477 - 481.

8. Березуев Е.А. Процессы маргинализации в России и маргинализация сельского населения. Современные научно-практические решения в АПК: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2017: 238 - 246.

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39; № 20.

References

1. Golovchanskaya E.'E. Intellektual'nyj resurs kak osnovnoj komponent ocenki intellektual'noj aktivnosti nacional'noj 'ekonomiki v sovremennyh institucional'nyh usloviyah Respubliki Belarus'. Problemy sovremennoj 'ekonomiki sbornik materialov XXXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 59 - 63.

2. Loginov Yu.P., Kazak A.A. Trudovoe vospitanie i proforientacionnaya napravlennost' - osnova podgotovki sovremennogo specialista-agronoma dlya sela. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej O.N. Goncharenko, L.I. Yakobyuk. Tyumen': GAU Severnogo Zaural'ya, 2014: 221 - 222.

3. Yakobyuk L.I. Trudovoe vospitanie v rossijskom obrazovanii na sovremennom 'etape. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 10 (70): 162 - 165.

4. Logacheva T.N. Formirovanie u starsheklassnikov cennostnogo otnosheniya k kul'turnym tradiciyam v obuchenii gumanitarnym disciplinam. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

5. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

6. Goncharenko O.N. Faktory, vliyayuschie na formirovanie cennostej sel'skoj molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 197 - 201.

7. Kulikova S.V. Rol' studencheskih otryadov v poluchenii professional'nogo opyta studentov. Integraciya naukiipraktikidlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 477 - 481.

8. Berezuev E.A. Processy marginalizacii v Rossii i marginalizaciya sel'skogo naseleniya. Sovremennye nauchno-prakticheskie resheniya v APK: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 238 - 246.

9. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. 2018; Vol. 39; № 20.

Статья поступила в редакцию 27.10.20

УДК 372.881.1

Matveeva A.G., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: angelinamtvvva@mail.ru

Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nickan07@mail.ru

Archakhova N.V., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: archakhova@mail.ru

FORMATION OF VOCABULARY SKILLS USING THE KAHOOT PLATFORM IN ENGLISH LESSONS IN THE 6th GRADE. The development of digital technologies is reflected in training with the integration of online learning resources into the educational environment. The development of technology in recent years has made possible changes in the learning process. With the opportunities provided by the Internet, it has become inevitable to use it in the education system. With the extensive use of smartphones and the Internet access at any time of the day, anywhere you can ensure that students and teachers develop comprehensively. The article is dedicated to the introduction of online learning resources in the educational environment in secondary schools in Yakutsk. The study was conducted on the example of the Kahoot learning platform at English lesson in grade 5A of Secondary School No. 2. The article examines the formation of lexical skills of students in the 5th grade using the Kahoot platform in the English lesson.

Key words: vocabulary, Kahoot, foreign language teaching, the Internet, online learning, learning platform, online resources.

А.Г. Матвеева, бакалавр, Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: angelinamtvvva@mail.ru

А.И. Николаев, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: nickan07@mail.ru

Н.В. Арчахова, ст. преп., Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: archakhova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМЫ KAHOOT

Изучение применения обучающих онлайн-ресурсов в образовательной среде является одной из актуальнейших проблем современного образования. В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся 5 классов посредством использования платформы Kahoot на уроках английского языка. Исследование проведено на примере обучающей платформы Kahoot на уроках английского языка в 5 «А» классе МОБУ «НПСОШ № 2». Развитие цифровых технологий нашло свое отражение в обучении с интеграцией обучающих онлайн-ресурсов в образовательную среду. С теми возможностями, которые предоставляет Интернет, стало неизбежным его использование и в системе образования. С широким использованием смартфонов и доступом в Интернет в любое время суток, в любом месте можно обеспечить обучающимся и учителям возможность развиваться всесторонне.

Ключевые слова: лексика, Kahoot, изучение иностранных языков, сеть Интернет, онлайн-обучение, обучающая платформа, онлайн-ресурсы.

Современная система образования испытывает существенные изменения, обусловленные развитием различных информационных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека. Они всё больше интегрируются в учебную среду. Во многих странах при изучении новой темы или закреплении полученных знаний часто используются различные виды приложений, программ, онлайн-ресурсов, такие как Kahoot, Socrative, Quizlet и Quizziz [1].

Использование обучающей платформы Kahoot на уроках, на наш взгляд, будет логичным решением, так как нынешние обучающиеся, начиная с 5-х классов, хорошо осведомлены о том, что такое Интернет и смартфон. Также это будет эффективным способом контроля знаний обучающихся и передачи знаний в новой для них форме. Цель данной работы - разработать и апробировать систему работы с помощью платформы Kahoot как дополнительный способ формирования, закрепления и усвоения лексических навыков на уроке английского языка в 5 классе.

Kahoot был разработан для социального обучения, когда учащиеся собираются вокруг общего экрана или монитора компьютера. Сайт также можно использовать с помощью инструментов совместного использования экрана, таких как Skype, Zoom или Google Hangouts [1]. Игровой процесс прост: все участники подключаются с помощью сгенерированного игрового PIN-кода, показанного на общем экране, и используют устройство для ответа на вопросы, созданные учителем. Эти вопросы могут быть изменены на премиальные баллы. Затем очки появляются в таблице лидеров после каждого вопроса. Kahoot может воспро-

изводиться через различные веб-браузеры и мобильные устройства через свой веб-интерфейс. Он подходит к системе Windows и IOS [2].

Так в чем же заключаются основные преимущества платформы Kahoot?

Во-первых - доступность платформы. Обучающимся не нужно делать лишних движений, не нужно ничего скачивать и устанавливать. Платформа сама по себе не требует установки на ПК, так как сервис доступен в онлайн-виде на всех площадках.

Во-вторых - это удобство. Задания возможно разработать на несколько часов до урока. Удобство - один из важных элементов в использовании информационных технологий на уроках.

В-третьих - возможность обучаться дистанционно. В связи с эпидемиологической ситуацией в мире использование дистанционного обучения стало обязательным. И поэтому эта возможность контроля знаний обучающихся является неоспоримым преимуществом данной платформы. Доступ к платформе осуществляется с помощью Интернет-подключения. Главное условие - это то, что обучающиеся должны знать ПИН-код, который предоставляется учителем. Данная особенность платформы делает его незаменимым для контроля знаний обучающихся на расстоянии. Однако данный метод обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации не так популярен, по крайней мере, в некрупных городах [3].

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом каждого вида речевой деятельности: устной - аудирования, говорения, письмен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.