Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ "УЧИ.РУ" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ "УЧИ.РУ" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христианова Наталья Валерьевна, Шаповалова Ксения Владимировна

Данная статья посвящена изучению вопроса интеграции интернет-технологий в процесс обучения английскому языку школьников младших классов общеобразовательной школы. Материалом исследования послужили онлайн-уроки по дисциплине «Английский язык» для второго класса, размещённые на онлайн-платформе «Учи.ру». Организация процесса обучения младших школьников предполагает поэтапное формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции, учитывая их психофизиологические особенности на каждом этапе обучения. Успешное формирование лексической компетенции, как основополагающего компонента коммуникативной, предусматривает развитие умения пользоваться изученной лексикой в процессе иноязычной коммуникации. Актуальность исследования обусловлена повсеместным включением в процесс обучения иностранным языкам новых информационных технологий, способствующих формированию лексической компетенции учащихся младших классов. Современная образовательная платформа «Учи.ру» предоставляет широкий спектр разнообразных лексических заданий, мультимедийных игр, ролевых ситуаций, интерактивных марафонов, основанных на принципах активной включённости, наглядности, доступности, системности, мотивированности, что позволяет активизировать образовательный процесс, улучшает качество усвоения лексического материала, способствует овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, развивает личностные качества обучающихся и устойчивую мотивацию к познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христианова Наталья Валерьевна, Шаповалова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE ONLINE PLATFORM "UCHI.RU" AS A MEANS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

This article is devoted to the study of the integration of Internet technologies into the process of teaching English to primary school students. The material of the research was online lessons of the discipline «English» for the second grade, posted on the online platform «Uchi.ru». The organization of the process of teaching primary school students presupposes the gradual formation of the basis of foreign language communicative competence, taking into account their psychophysiological features at each stage of education. The successful formation of lexical competence, as a fundamental component of communicative competence, provides for the development of the ability to use the studied vocabulary in the process of foreign language communication. The relevance of the study is due to the widespread inclusion of new information technologies in the process of teaching foreign languages, which contribute to the formation of lexical competence of primary school students. The modern educational platform «Uchi.ru» offers a wide range of various lexical tasks, multimedia games, role-playing situations, interactive marathons based on the principles of active involvement, visibility, accessibility, consistency, motivation, which intensifies the educational process, improves the quality of learning lexical material, contributes to mastering the ability to acquire new knowledge independently, develops the personal qualities of students and sustainable motivation for cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ "УЧИ.РУ" КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna and others THE USE OF THE ONLINE PLATFORM...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

VTTk"' '57П1'? IH iTl 02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у AM4- J ' |(сс) IfCg Tbs is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3 -2021-1003-005 1 ltá™3»E™(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ «УЧИ.РУ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1662-2650 AuthorID: 787949 ResearcherID: V-7758-2017 ORCID: 0000-0002-9298-1541

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и

межкультурной коммуникации

Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая, 105, e-mail: nvhristianova@sfedu.ru) SPIN: 9486-1722

ШАПОВАЛОВА Ксения Владимировна, студент магистратуры, кафедра межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105, e-mail: shapovalova@sfedu.ru) Аннотация. Данная статья посвящена изучению вопроса интеграции интернет-технологий в процесс обучения английскому языку школьников младших классов общеобразовательной школы. Материалом исследования послужили онлайн-уроки по дисциплине «Английский язык» для второго класса, размещённые на онлайн-платформе «Учи.ру». Организация процесса обучения младших школьников предполагает поэтапное формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции, учитывая их психофизиологические особенности на каждом этапе обучения. Успешное формирование лексической компетенции, как основополагающего компонента коммуникативной, предусматривает развитие умения пользоваться изученной лексикой в процессе иноязычной коммуникации. Актуальность исследования обусловлена повсеместным включением в процесс обучения иностранным языкам новых информационных технологий, способствующих формированию лексической компетенции учащихся младших классов. Современная образовательная платформа «Учи.ру» предоставляет широкий спектр разнообразных лексических заданий, мультимедийных игр, ролевых ситуаций, интерактивных марафонов, основанных на принципах активной включённости, наглядности, доступности, системности, мотивированности, что позволяет активизировать образовательный процесс, улучшает качество усвоения лексического материала, способствует овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, развивает личностные качества обучающихся и устойчивую мотивацию к познавательной деятельности.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, лексическая компетенция, инновационные методы обучения, интерактивные образовательные онлайн-платформы, мультимедийные технологии, психофизиологические особенности развития младших школьников.

THE USE OF THE ONLINE PLATFORM «UCHI.RU» AS A MEANS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

© The Author(s) 2021

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Intercultural Communication and Methodology of Teaching Foreign Languages, Institute of Philology,

Journalism and Intercultural Communication Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105, e-mail: nvhristianova@sfedu.ru) SHAPOVaLOVA Ksenia Vladimirovna, graduate student of the Department of Intercultural Communication and Methodology of Teaching Foreign Languages, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication

Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105, e-mail: shapovalova@sfedu.ru) Abstract. This article is devoted to the study of the integration of Internet technologies into the process of teaching English to primary school students. The material of the research was online lessons of the discipline «English» for the second grade, posted on the online platform «Uchi.ru». The organization of the process of teaching primary school students presupposes the gradual formation of the basis of foreign language communicative competence, taking into account their psychophysiological features at each stage of education. The successful formation of lexical competence, as a fundamental component of communicative competence, provides for the development of the ability to use the studied vocabulary in the process of foreign language communication. The relevance of the study is due to the widespread inclusion of new information technologies in the process of teaching foreign languages, which contribute to the formation of lexical competence of primary school students. The modern educational platform «Uchi.ru» offers a wide range of various lexical tasks, multimedia games, role-playing situations, interactive marathons based on the principles of active involvement, visibility, accessibility, consistency, motivation, which intensifies the educational process, improves the quality of learning lexical material, contributes to mastering the ability to acquire new knowledge independently, develops the personal qualities of students and sustainable motivation for cognitive activity.

Keywords: foreign language communicative competence, lexical competence, innovative teaching methods, interactive online learning platforms, multimedia technologies, psychophysiological features of the development of primary school students.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир - это мир компьютерных и мультимедийных технологий, которые сопровождают человека практически во всех сферах жизни (совершение покупок, медицина, получение государственных, муниципальных, банковских услуг и т.д.). В условиях ограничений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции, мультимедийные технологии оказались осо-

бенно актуальными, постольку открыли человечеству возможность виртуально посещать выставки, театры, музеи, получать образование, изучать иностранные языки, не покидая пределов своей страны и не выходя из дома.

Интеграция информационных технологий в современную методику преподавания иностранных языков предоставляет необходимые условия для совершенство-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ...

вания учебного процесса. Использование онлайн-плат-форм, интерактивных учебников, онлайн-игр и др. способствует повышению эффективности усвоения учебного материала, необходимого для успешной коммуникации на иностранном языке.

Как известно, обязательное изучение иностранных языков начинается со 2 класса в объёме двух часов в неделю, способствуя ранней коммуникативной адаптации младших школьников к новому языковому миру. ФГОС НОО устанавливает определённые требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предметные результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» на начальном этапе обучения включают в себя как элементарные навыки иноязычного общения в устной и письменной форме, так и основы речевого этикета в процессе коммуникации с целью формирования толерантного отношения к представителям иной культурной среды [1, с. 8]. Таким образом, изучение иностранного языка в начальной школе позволяет заложить основы иноязычной коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в средней и старшей школе.

МЕТОДОЛОГИЯ

Проблемам исследования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, Н.И. Гез, В.В. Сафонова, Г. Пифо, Д. Хаймс, Дж. Савиньон, Д. Равен и др.).

Так, И.Л. Бим относит к иноязычной коммуникативной компетенции способность и готовность к общению с носителями другого языка [2, с. 159-160].

В.В. Сафонова соотносит искомое понятие с языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями [3, с. 11].

Р.П. Мильруд при определении иноязычной коммуникативной компетенции акцентирует внимание на демонстрируемое и практическое знание языка, которое способствует достижению определённых коммуникативных целей в различных формах (устной, письменной, продуктивной, рецептивной, монологической и диалогической [4, с. 4].

Таким образом, иноязычная коммуникативная компетенция объединяет в себе способность обучаться иностранному языку и умение общаться на нем с носителями в различных коммуникативных ситуациях. Как известно, к общепринятым компонентам иноязычной коммуникативной компетенции относятся языковой (знание лексики, грамматики, фонетики изучаемого языка), речевой (формирование навыков говорения, чтения, письма), социокультурный (знание этикета изучаемого языка), компенсаторный, учебно-познавательный (развитие общих, метапредметных, универсальных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными способами самостоятельного изучения языков, используя информационные технологии) [5, с. 34].

Отметим, что успешность иноязычной коммуникации напрямую зависит от качественно сформированных лексических навыков. Поэтому уже на начальных этапах обучения иностранному языку необходимо формировать у младших школьников основы лексической компетенции, которая, в свою очередь, является частью языковой и входит в структуру коммуникативной компетенции [6, с. 242]. И.П. Короткова включает в понятие лексической компетенции младших школьников способность распознавать лексические единицы, умение работать с учебными текстами, применяя в процессе чтения языковую догадку, и пользоваться изученной лексикой в процессе общения [7, с. 11].

Согласно А.И. Шамову, лексическая компетенция характеризуется четырьмя уровнями развития, и её формирование начинается с накопления эмпирических знаний,

то есть наблюдений за функционированием лексических единиц в различных текстах, знакомством с типичным коммуникативным поведением носителей языка в определённых ситуациях общения [8, с. 6-7]. Лексические единицы в начале обучения школьник воспринимает и изучает в основном через речь учителя, чаще в речевых образцах. Однако в течение учебного процесса дети начинают усваивать новую лексику и из текстов для чтения.

Для развития лексических навыков и умений на начальном этапе изучения иностранного языка педагоги разрабатывают учебные материалы с учетом возрастных особенностей и познавательных интересов школьников младшего возраста. Так, с первого года обучения иностранному языку развиваются такие способности учащихся как способность к установлению смысловых связей, к вероятностному прогнозированию; способность имитировать, выявлять языковые закономерности; фонетический слух; догадка [9, с. 49].

Период начального обучения (1-4 классы) характеризуется усиленным физическим и психофизиологическим развитием детей. Младшие школьники открыты и восприимчивы. Но их природная открытость проявляется только в среде родной культуры, поэтому учителя стремятся приобщить детей к иностранному языку через призму культуры изучаемого языка, совершенствуя, тем самым, их лингвистические и лингвокультурные знания [10. с. 2].

При формировании лексического навыка нужно иметь в виду, что у младших школьников довольно хорошо развито наглядно-образное мышление. Его сочетание с развивающимся абстрактным мышлением создаёт оптимальные условия для изучения иностранного языка в школе. Отметим также, что у детей лучше развита долговременная память, позволяющая им надолго запоминать определенную информацию. Однако в этом возрасте школьник ещё не может извлекать выученную им информацию из памяти и осознанно использовать ее в процессе коммуникации. Г.И. Шайметова считает, что помочь в этом может создание у младших школьников соответствующих установок, которые буду подталкивать их на запоминание разного учебного материала [11, с. 2].

Такие природные особенности детей, как общительность и эмоциональность, также влияют на эффективное освоение иностранного языка, и, в частности, на формирование лексического навыка. Эмоциональное сопереживание в процессе изучения иностранного языка позволяет учащимся младших классов развить критическое и интуитивное мышление, способствует их сосредоточенности и развитию внимания [12, с. 51].

Учащиеся младших классов отличаются большим воображением. Так как у школьника данного возраста развито творческое мышление, главным фактором в развитии его воображения является воссоздание образов по заданному образцу или описанию. Поэтому для развития лексического навыка на начальном этапе оптимально подходит сказка, особенно её драматизация. Благодаря воображению детей содержание сказки приобретает зрелищность, что в какой-то степени снижает языковой барьер и активизирует необходимую лексику в речи учащихся [13, с. 1].

Немаловажно при обучении лексике учитывать особенности восприятия младших школьников, поскольку восприятие является основой познавательной деятельности. Так, например, во втором классе у школьников активно формируется сенсорное развитие, благодаря которому совершенствуются ощущения, восприятие наглядных представлений, происходит овладение перцептивными действиями. Именно сенсорное развитие является основой для дальнейшего формирования восприятия [14, с. 92]. Следует подчеркнуть, что у детей этого возраста развито целостное восприятие информации, а не отдельных её составляющих. При восприятии речи они ориентируются на знакомые ключевые слова,

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna and others THE USE OF THE ONLINE PLATFORM...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

а с помощью картинок, действий и интонации могут догадываться о значении новых.

Таким образом, при формировании лексической компетенции младших школьников необходимо учитывать их психофизиологические особенности развития, немаловажными из которых являются природная открытость, развитые наглядно-образное мышление и долговременная память, общительность, эмоциональность, развитое воображение и целостное восприятие информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Успешному формированию лексических умений и навыков способствует, на наш взгляд, интеграция в традиционные методы преподавания иностранных языков мультимедийных инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность усвоения нового лексического материала. К данным мультимедийным технологиям относится, среди прочего, использование при обучении иностранному языку интерактивных образовательных платформ. Одной из таких платформ является портал «Учи.ру» [15].

«Учи.ру» - это российский сервис, который позволяет детям изучать школьные предметы онлайн, в том числе и английский язык. Интерактивная школа находится в свободном доступе после регистрации ученика учителем.

«Учи.ру» в большей степени ориентирован на учащихся начальной школы и включает в себя все предметы школьного курса с 1 по 4 классы. Каждый предмет разбит на связанные между собой разделы. Все задания соответствуют школьным программам, требованиям ФГОС и ПООП, а удобный интерфейс, занимательные задания, красивые картинки, игры, мультфильмы повышают мотивацию и интерес детей к обучению.

Онлайн-ресурс предусматривает возможность получения учителем подробного отчёта о результатах выполнения заданий каждым учеником в классе. В любой момент портал позволяет узнать, сколько заданий выполнили дети, когда, за какое количество времени, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность, сколько сделано ошибок, есть ли прогресс.

Учитывая результаты работы учеников, учитель может:

1. построить урок в классе таким образом, чтобы более подробно разобрать темы, с которыми у детей возникли затруднения;

2. в своей учётной записи на сайте формировать программу занятий учеников, направляя ученикам индивидуальные задания в раздел «Задания от учителя».

Ученики работают с заданиями во внеурочное время. При выполнении упражнений система как бы «разговаривает» с учеником. Если он отвечает правильно, она хвалит его и задаёт следующий вопрос, а если неправильно - задаёт уточняющие вопросы или подсказывает правильные ответы для верного усвоения пройденного материала, таким образом не вызывая у детей негативных эмоций, если они не способны выполнить какое-либо задание.

За успехами ребёнка могут следить и родители. Им доступны:

1. статистика обучения - успехи ребёнка за определённый промежуток времени (обычно за неделю и месяц), при этом указывается какие темы и уроки пройдены, а также время, потраченное на выполнение заданий и какие темы не освоены по программе;

2. рейтинг ребёнка - сравнение успехов ребёнка внутри класса и школы по количеству пройденных карточек, каждая из которых включает в себя определённое количество заданий. Статистика и рейтинг отправляются родителю на электронную почту.

Разработчики мотивируют детей к участию в соревнованиях друг с другом внутри класса и школы и классов между собой, проводя марафоны. Суть марафонов заключается в том, что ученики занимают места в зависимости от количества пройденных карточек. За успеш-

но пройденный марафон школьники получают грамоты с любимыми героями, стакеры, и их рейтинг виден всем ученикам и учителям школы.

Ещё одной особенностью портала «Учи.ру» является то, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают грамоту или диплом.

Онлайн-платформа «Учи.ру» предоставляет целый ряд упражнений по английскому языку, способствующих формированию лексических и речевых навыков у ребёнка. Все слова в заданиях озвучиваются на британском английском. При этом озвучивание осуществляется не только взрослыми, но и детьми, что ещё больше привлекает маленьких учеников.

Лексические задания разработаны таким образом, чтобы изучение осуществлялось от простого задания к сложному, постепенно и последовательно накапливались и закреплялись знания. Сайт не позволяет ученику перейти к следующей теме, пока он не освоит предыдущую.

Дисциплина «Иностранный язык» включает 3 тематических раздела, каждый из которых содержит определённое количество тем (от 5 и более). Тема состоит из определённого количества уроков (карточек), состоящих из заданий, которые охвачены одной тематикой. Количество заданий в последующих уроках увеличивается. После того как учащийся закончил изучение раздела, ему предлагается урок на самоконтроль знаний. Анализ платформы «Учи.ру» показал, что при формировании лексического навыка на начальном этапе обучения упор делается на такие виды речевой деятельности, как аудирование и чтение.

Рассмотрим структуру одного из разделов дисциплины «Английский язык» для учащихся 2 класса. Раздел «Me and my family» включает в себя следующие уроки:

Урок 1. My family: изучение звуков «MNOP», «Family tree», «Personal pronouns»;

Урок 2. My mood: изучение звуков «QRST», «Mood», «Verb to be»;

Урок 3. My body: изучение звуков «UVW», «My face», «His or her?»;

Урок 4. My clothes: изучение звуков «XYZ», «Clothes», «Have got»;

Урок 5. Culture: «Story: traditional clothes»;

Урок 6. Revision.

Для более лёгкого усвоения материала, учитывая возрастные особенности учеников, все упражнения представлены в игровой форме. Например:

1. собери слова из частей (слово разбивается на части, которые нужно собрать в виде пазла, что формирует зрительную память в правильном написании слова);

2. раскрась слово (ученику предлагается слово, которое необходимо раскрасить в цвета, ассоциирующиеся у него с этим словом; для выполнения упражнения ребёнок должен понимать значение слова, например, «angry» - «злой, сердитый» можно раскрасить в красный цвет);

3. составь слово (ребёнку демонстрируется слово, затем буквы разлетаются в разные стороны, и слово нужно восстановить по шаблону);

4. составь предложение (на экран выводится предложение с правильным порядком слов, затем некоторые слова удаляются из предложения, и ребёнок должен вставить нужное слово, опираясь на смысл предложения, проиллюстрированного картинкой);

5. соедини картинки со словами (ученику с помощью картинок объясняется значение новых слов, затем ребёнок должен правильно соотнести слова с картинками);

6. аудирование (ученику предлагается прослушать слова и выбрать картинки, соответствующие услышанным словам, таким образом школьник изучает правильное звучание слова);

7. задания на изучение слов в единственном и множественном числе (ученику нужно распределить карточки

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна и другие ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ...

по столбцам с одним предметом или несколькими предметами);

8. поставь вопросы к высказываниям (например, «I am happy.» - «Am I happy? », «He is small» - «Is he small?

9. прочитай предложение и укажи, является ли оно верным (если неверно - ребёнок ставит крестик, а если верно - галочку, например, «A cat can fly», «A dog can bark»);

10. заполни пропуски в предложении верными словами (из нескольких слов необходимо выбрать одно правильное, подходящее по смыслу);

11. подбери к слову антоним (например, «different» -«the same»);

12. найди предметы (ребёнку дают описание и расположение предмета, например, «It's in front of the bookcase. It's red», и он должен найти этот предмет на картинке).

Отметим, что упражнения, представленные на он-лайн-платформе, помогают учащимся не только легко усваивать лексический материал, но и активизировать речемыслительную деятельность с помощью наглядных пособий, ярких картинок и мультфильмов, которые максимально приближены к естественным жизненным ситуациям.

ВЫВОДЫ

В результате изучения иностранного языка в начальной школе при грамотно организованном процессе обучения у детей формируется иноязычная коммуникативная компетенция на элементарном уровне, которая позволяет школьникам общаться с носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей в устной и письменной формах. Комбинация традиционных и мультимедийных инновационных технологий в обучении иностранному языку способствует более эффективному развитию лексических навыков учащихся.

Интерактивные платформы позволяют, среди прочего, формировать основы навыков самостоятельной работы школьников, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом изучение иностранного языка приобретает деятельностный характер, что в свою очередь является дополнительным стимулом к усвоению новых знаний.

Особенности информационно-аналитического обеспечения цифровых платформ, позволяющие оперативно структурировать данные о результатах выполненных учащимися заданий, предоставляют педагогу дополнительную возможность быстрой диагностики успеваемости учеников, а также прогнозирования и корректировки последующего изложения лексического материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fgos_ru_nach.pdf.pdf

2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

3. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. — М.: Еврошкола, 2004. 114 с.

4. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся //Английский язык в школе, 2007. № 1. 4 с.

5. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки». Учебный проект «Иностранный язык». — М., 2017. 89 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. predmetconcept.ru/public/f48/download/Proekt_nauchno-obosnovannoj_ koncepciijnodernizacii_InostrannyjJazyk.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Балина Е.А. Формирование у младших школьников иноязычной лексической компетенции //Вестник университетов, № 14. — М.: изд-во Государственного университета управления, 2013. С. 242-244.

7. Короткова И.П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дис. — М., 2012. 26 с.

8. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: Моделирование и реализация. — Н. Новгород: НГЛУ, 2006. 278 с.

9. Кибирева, Е.К. Формирование лексических навыков на на-

чальном этапе обучения // Молодой учёный, 2016. № 7.5 (111.5). С. 49-50. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/111/27890/

10. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников, 2014. 6 с.

11. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку. — ФЭН-Наука, 2011. №3. 7 с.

12. Белянко Е.А. Использование приёма драматизации при обучении иностранному языку //ИЯШ, 2010. № 5. С. 51-53.

13. Райнициани-Костров Дж. Ролевые игры, школьный театр на уроках английского языка «Time to act is time to learn» //Иностранный языки: Интернет-издание для учителя, 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2014/08/timetoact-timetolearn/

14. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/

15. Учи.ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uchi.

ru/

Статья поступила в редакцию 15.02.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.