Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2234
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна, Шутова Наталья Вадимовна, Мешкова Галина Андреевна

Одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку является поиск эффективных средств обучения. Изменяющаяся действительность, развитие технологий, доступ к новым источникам информации меняют образовательный процесс, наполняя его новыми элементами, которые могут быть использованы для развития индивидуальных способностей учащихся, раскрытия их потенциала, повышения уровня языковой подготовки и формирования навыков. Реалии современного мира показали, что учителю необходимо быть гибким и креативным, чтобы учебный процесс оставался продуктивным вне зависимости от окружающей обстановки. В связи с переходом на дистанционное обучение проблема поиска новых форм работы, ресурсов, позволяющих реализовать главную цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции - встала особенно остро. Формирование ИКК невозможно без развития лексических навыков. Лексика лежит в основе как рецептивных, так и продуктивных видов деятельности. Именно поэтому изучение содержания лексического аспекта речи и анализ эффективности внедрения Интернет-ресурсов в процесс формирования лексических навыков является целью настоящего исследования. Посредством Интернет-ресурсов реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обучения, склонностей и творческого потенциала. В статье приводится анализ Интернет-ресурсов, которые представляются наиболее эффективными при формировании лексических навыков Nearpod, Baamboozle, Educandy, Quizlet, Learnis, Edpuzzle, Flippity, Wordwall, Learning.Aps, Gamestolearnenglish и Kahoot. Авторами проанализированы Интернет-ресурсы на основе выделения ключевых особенностей их использования: возрастная группа, уровень языковой подготовки, необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ, возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися), этап изучения лексики, преимущества, недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна, Шутова Наталья Вадимовна, Мешкова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET RESOURCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

One of the most urgent problems in the methodology of teaching a foreign language is the search for effective teaching tools. Development of technologies, easy access to new sources of information are changing the educational process, filling it with new elements that can be used to develop students skills, unlock their potential, increase the level of language skills. A modern teacher needs to be flexible and creative so that the educational process remains productive. In connection with the transition to distance learning, the problem of finding new forms of work, resources that allow realizing the main goal of teaching a foreign language - the formation of foreign language communicative competence - has become particularly acute. The formation of communicative competence is impossible without the development of lexical skills. Vocabulary is the basis of both receptive and productive activities. That is why the study of the lexical aspect of speech and the analysis of the effectiveness of the introduction of Internet resources in the process of forming lexical skills is the purpose of this study. Through Internet resources, a personality - oriented approach to learning is implemented, individualization and differentiation of learning is provided, taking into account the abilities of students, their level of learning, aptitudes and creative potential. The article provides the analysis of Internet resources that seem to be the most effective in the formation of lexical skills, i.e. Nearpod, Baamboozle, Educandy, Quizlet, Learnis, Edpuzzle, Flippity, Wordwall, Learning.Aps, Gamestolearnenglish and Kahoot. The authors analyze the Internet resources on the basis of highlighting the key features of their use: age group, level of language training, previous preparation, the varieties of using (including self-study), the stage of learning vocabulary, advantages, disadvantages.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №4, Том 9 / 2021, No 4, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-4-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN421.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Архипова М.В., Жерновая О.Р., Шутова Н.В., Мешкова Г.А. Особенности использования Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №4, https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN421.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Arkhipova M.V., Zhernovaya O.R., Shutova N.V., Mishkova G.A. (2021). Internet resources in teaching a foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN421 .pdf (in Russian)

УДК 37 ГРНТИ 14.85

Архипова Мария Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6775-1413 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=802749

Жерновая Оксана Романовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»,

Нижний Новгород, Россия Заведующая кафедрой «Иностранных языков и лингвокультурологии»

Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=321552

Шутова Наталья Вадимовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»,

Нижний Новгород, Россия Профессор

Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=485083

Мешкова Галина Андреевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: [email protected]

Особенности использования Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку

Аннотация. Одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку является поиск эффективных средств обучения. Изменяющаяся действительность, развитие технологий, доступ к новым источникам информации меняют образовательный процесс, наполняя его новыми элементами, которые могут быть использованы для развития

https:// mir-nauki. com

индивидуальных способностей учащихся, раскрытия их потенциала, повышения уровня языковой подготовки и формирования навыков. Реалии современного мира показали, что учителю необходимо быть гибким и креативным, чтобы учебный процесс оставался продуктивным вне зависимости от окружающей обстановки. В связи с переходом на дистанционное обучение проблема поиска новых форм работы, ресурсов, позволяющих реализовать главную цель обучения иностранному языку — формирование иноязычной коммуникативной компетенции — встала особенно остро. Формирование ИКК невозможно без развития лексических навыков. Лексика лежит в основе как рецептивных, так и продуктивных видов деятельности. Именно поэтому изучение содержания лексического аспекта речи и анализ эффективности внедрения Интернет-ресурсов в процесс формирования лексических навыков является целью настоящего исследования. Посредством Интернет-ресурсов реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обучения, склонностей и творческого потенциала. В статье приводится анализ Интернет-ресурсов, которые представляются наиболее эффективными при формировании лексических навыков Nearpod, Baamboozle, Educandy, Quizlet, Learnis, Edpuzzle, Flippity, Wordwall, Learning.Aps, Gamestolearnenglish и Kahoot. Авторами проанализированы Интернет-ресурсы на основе выделения ключевых особенностей их использования: возрастная группа, уровень языковой подготовки, необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ, возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися), этап изучения лексики, преимущества, недостатки.

Ключевые слова: образование; иностранный язык; Интернет-ресурсы; лексические Навыки

Исследованием проблем, связанных с особенностями формирования лексических навыков, занимались многие ученые, среди которых Дж. О'Мэлли, А. Чэмот, Г. Палмер, Ч. Фриз, И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, Гальскова, И.А. Грузинская, Г.В. Гольдештейн, А.А. Любарская, С.В. Калинина, Н.В. Николаев, Е.И. Пассов и другие [1-3].

Значительный вклад в изучение Интернет-ресурсов и их эффективности в отношении развития лексических навыков внесли О.В. Амелина, З.Р. Девтерова, О.А. Обдалова, Н.В. Шарыпова [4-6].

С конца XIX века зарубежные и отечественные ученые изучали лексическую сторону речи. Новый взгляд на обучение лексике в нашей стране связывают с именами методистов И.А. Грузинской, Г.В. Гольдештейн, А.А. Любарской, которые впервые ввели термины «активная лексика» и «пассивная лексика», а также обозначили разницу в подборе упражнений для работы с ними. А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов, В.С. Цетлин опубликовали методическую типологию лексики, что в дальнейшем позволило выделить трудности при изучении лексических единиц [7]. Дж. О'Мэлли и А. Чэмот также исследовали стратегии обучения иностранному языку [1]. Полученные данные стали основой для исследований в данной области и классификации стратегий обучения Р. Оксфорд [8]. Заслуга И.Л. Бим заключается в изучении трудностей при усвоении лексических единиц. Учитывая обнаруженные трудности, И.Л. Бим предложила принципы работы с лексикой [2]. Составлением методической типологии лексических единиц занимались С.В. Калинина, М.С. Латушкина, А.А. Залевская Г. Палмер, Ч. Фриз. На сегодняшний день в методике обучения иностранному языку наиболее распространена типология Н.В. Николаева. Е.И. Пассов занимался исследованием лексических

Введение

навыков. В методике прочно закрепились подходы к семантизации слов, предложенные Е.И. Пассовым.

В аспекте исследования Интернет-ресурсов необходимо отметить труды О.В. Амелиной. Она доказала особую эффективность применения электронных ресурсов в образовательном процессе [4]. З.Р. Девтерова и О.А. Обдалова исследовали влияние Интернет-ресурсов на формирование лексических навыков и личность учащегося. Им удалось доказать, что Интернет-ресурсы позволяют реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся [5].

Цель исследования заключается в рассмотрении возможностей использование Интернет-ресурсов при обучении лексике на уроках английского языка.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

1. Изучить содержание обучения лексической стороне речи на уроке английского языка.

2. Рассмотреть особенности использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе.

3. Выделить ключевые характеристики Интернет-ресурсов и особенности их использования в обучении иностранному языку.

Результаты исследования

Обучение лексике представляет собой один из важнейших вопросов методики обучения иностранному языку. Начиная с конца XIX по настоящий момент методисты, как в нашей стране, так и за рубежом, исследуют этот вопрос с целью поиска эффективных способов, приемов, а также средств обучения, которые позволят успешно овладевать лексической стороной речи на уроках иностранного языка.

В нашей стране вплоть до 60-х годов ХХ века роль лексики недооценивалась. Упражнения для формирования лексических навыков и речевых умений не использовались, поскольку существовало мнение, что лексика запоминается в результате работы над грамматикой, чтения текстов и т. д. Важным этапом в развитии методики обучения иностранному языку стало признание важности упражнений при обучение лексике и разработка принципов, учет которых позволил повысить эффективность запоминания ЛЕ.

Некоторое время спустя, ученые сошлись на том, что овладение лексикой — неотъемлемая и важная часть формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Методисты стали глубже исследовать лексические навыки, способы их формирования, а также содержание обучения лексике. Выделение лингвистического, психологического и методического компонентов содержания обучения позволило изучить лексический аспект, и выделить ключевые моменты обучения лексике.

С начала XX появляются новые направления общей дидактики и частной методики, в образовательный процесс начинают постепенно входить новые средства обучения. Достижения технического прогресса оказали серьезное влияние на обучение иностранному языку, появились способы создания иноязычной языковой среды, новые инструменты формирования навыков.

https:// mir-nauki. com

Роль учителя в XXI веке изменилась, из носителя и транслятора знаний учитель превратился в организатора учебного процесса, который помогает учащимся сформировать новые навыки и умения, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого.

Информативность, мобильность, разнообразие — основные требования к современным средствам. Интернет-ресурсы (образовательные сайты) удовлетворяют данным требованиям, именно поэтому, в последние годы их использование становится все более распространенным и популярным.

Существует несколько определений термина «Интернет-ресурс». Наиболее общим и часто встречающимся является следующее определение Интернет-ресурса как совокупности интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической и звуковой формах [9].

Под Интернет-ресурсами также понимается вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления [10].

Поскольку мы ведем речь об эффективности использования Интернет-ресурсов при обучении школьников, целесообразно исследовать особенности образовательных Интернет-ресурсов.

В представлении Н.В. Шарыповой образовательные Интернет-ресурсы — это ресурсы, которые были созданы специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области, а также предназначенные для информационного обеспечения системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием [6]. Как мы видим, образовательные Интернет-ресурсы отличает то, что они специально созданы для использования в образовательном процессе.

Принято считать, что применение Интернет-ресурсов приобретает особую актуальность на старшей ступени обучения, поскольку именно в этом возрасте учащиеся могут проявлять большую самостоятельность при изучении иностранного языка. Однако современные Интернет-ресурсы разработаны таким образом, чтобы быть доступным каждому учащемуся вне зависимости от возраста и уровня языковой подготовки. Они выступают как средство получения информации, расширения словарного запаса и знаний, а также средство формирования когнитивно-коммуникативных навыков.

Являясь средством интерактивного обучения, Интернет-технологии развивают психологические и социальные качества учащихся 1 . Создание благоприятной атмосферы обучения мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, а положительный эмоциональный отклик на совершаемые действия повышает эффективность выполнения тех или иных заданий [5; 11-13].

Важным преимуществом использования Интернет-ресурсов является то, что они выступают средством, способным оптимизировать индивидуализацию обучения. Самостоятельный подбор Интернет-ресурсов позволяет учителю учитывать особенности психических процессов обучающихся, восприятие, мышление и память. Кроме того, многие образовательные сервисы представляют собой библиотеки готовых шаблонов, в связи с чем

1 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1182. Страница 4 из 17

01PDMN421

учитель сам определяет уровень сложности задания с учетом текущего уровня языковой подготовки учащегося.

Еще одним важным преимуществом Интернет-ресурсов для учителя является система тестирования, которая значительно сокращает время и усилия на проверку выполненных заданий. Упрощение системы контроля и самоконтроля положительным образом сказывается на процессе обучения иностранному языку, поскольку система оценивания работ также автоматизируется, что снимает все недопонимания и ошибки.

Интернет-ресурсы — средство, которые подразумевает многократное использование, а это значит, что учащийся может всегда вернуться к заданию, которое не понял или выполнил плохо, прочитать информацию, чтобы напомнить себе ключевые моменты. Вся информация хранится в сети в открытом доступе, учащийся может самостоятельно и более эффективно разобраться со своими трудностями.

0.В. Амелина провела исследование эффективности применения электронных ресурсов в образовательном процессе, доказав, что Интернет-ресурсы:

1. Увеличивают познавательную активность учащихся.

2. Обеспечивают положительную мотивацию обучения.

3. Формируют навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности

[4].

Таким образом, мы видим, что использование Интернет-ресурсов в процессе обучения становится требованием реальности, вызванной информационно-технологической грамотностью обучающихся. Умение подбирать Интернет-ресурсы, использовать их в соответствии с возможностями учащихся, а также работать с предложенным арсеналом инструментом, позволяет учителю значительно повысить эффективность обучения [14; 15].

Обратимся к особенностям использования некоторых Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку на основе ключевых особенностей использования каждого:

1. Возрастная группа.

2. Уровень языковой подготовки.

3. Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ.

4. Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися).

5. Этап изучения лексики.

6. Преимущества.

7. Недостатки.

Quizlet https://quizlet.com/

— это американское онлайн-приложение для обучения иностранному языку, которое было выпущено в 2007 году. На данный момент Quiz1etявляется одним из самых популярных Интернет-ресурсов для изучения английского языка посредством различных обучающих инструментов, игр и тестов. Сайт Quiz1etпозволяет создавать карточки для изучения слов в различных режимах.

Возрастная группа

Интернет-ресурс Quizletможет быть использован при обучении иностранному языку учащихся разных возрастных групп, начиная от младших школьников и заканчивая студентами вузов.

Уровень языковой подготовки

Поскольку Интернет-ресурс подходит для всех возрастных групп обучающихся, уровень языковой подготовки может также варьироваться от beginnerдо advanced. Карточки создаются в соответствии с изучаемой темой, а это значит, что слова могут быть разной сложности.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Важным аспектом при работе с Интернет-ресурсом является подготовка к его использованию. При создании карточки со словом, необходимо ввести слово, подобрать картинку (либо из имеющихся в библиотеке приложения, либо загрузить свою), а также подобрать вариант перевода.

Учитель может создать свои карточки, либо же найти разработки других учителей по нужной теме. В библиотеке Quizletхранятся карточки по разным УМК.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Приложение предлагает ряд режимов для запоминания лексики: Карточки (Flashcards). Заучивание (Learn). Письмо (Speller). Правописание. Тест.

Все вышеперечисленные режимы подходят как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе. Однако при индивидуальной работе эффективность изучения лексики с помощью данного приложения несколько выше.

В режиме «Тест» учащимся предлагаются разные типы заданий (multiplechoice, true/false, matchingandtranslation), что может быть также использовано в качестве текущего контроля на уроке иностранного языка. При этом учащиеся могут работать с данным режимом и самостоятельно, чтобы проверить свои знания.

Также есть возможность изучения и закрепления слов посредством игр. Сайт предлагает три режима:

• Подбор.

• Гравитация.

• Live.

Важное отличие режима «Live» от прочих заключается в том, что он представляет собой коллективную образовательную игру. Ученики могут играть в команде или сами по себе, однако игра подразумевает использование разных аккаунтов, что не всегда можно реализовать на уроке при очном обучении, однако при дистанционном обучении игра может стать важным инструментом для повторения слов на разных этапах урока.

https:// mir-nauki. com

Этап изучения лексики

Ресурс может быть использован как на этапе тренировки НЛЕ, так и на этапе проверки усвоенных знаний. Стоит отметить, что в ряде случаев режим «Карточки» может быть использован и для презентации НЛЕ.

Преимущества

Главным преимуществом Интернет-ресурса 0ш2^является разнообразие режимов для изучения лексики, а также простота их использования. Задания универсальны и подходят для учащихся всех возрастов и разных уровней подготовки. Не требует регистрации учеников, задания доступны по ссылке.

Недостатки

Приложение не имеет серьезных недостатков. Единственное, что можно отметить, запоминание лексики более эффективно при самостоятельной работе с приложением, а значит, при очном обучении подразумевается работа с ресурсом дома.

Baamboozle https://www.baamboozle.com/

Американская образовательная платформа Baamboozle представляет собой конструктор по созданию различных образовательных игр во многом схожих с викторинами.

Возрастная группа

Интернет-ресурс Baamboozle может быть использован при обучении иностранному языку учащихся разных возрастных групп, начиная от младших школьников и заканчивая студентами вузов.

Уровень языковой подготовки

Интернет-ресурс подходит для всех учащихся вне зависимости от языковой подготовки. Задания могут быть созданы как для уровня beginner, так и для advanced. Поскольку карточки могут быть созданы учителем, он самостоятельно определяет уровень сложности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Функционал приложения позволяет создавать карточки самостоятельно, при этом большая библиотека викторин позволяет выбрать подходящие задания из уже имеющихся. На подготовку заданий не требуется много времени. Для создания викторины нужно внести вопрос в специальное поле и указать верный. Для наглядности можно использовать картинки.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс подходит для групповой работы учащихся. В качестве тренировки ЛЕ можно разделить учащихся класса на несколько групп, организовав таким образом викторину при помощи режима «Play». Ресурс можно использовать и для фронтальной работы. В режиме "Study" учащиеся могут учить слова, самостоятельно контролируя степень запоминания слов.

Этап изучения лексики

Платформа может быть использована в качестве warm — up activity, для повторения лексики или же ее тренировки.

Преимущества

Baamboozle не требует регистрации учащихся, для самостоятельной работы учащимся достаточно иметь ссылку на заранее подготовленные задания. Режим "Play" позволяет организовать увлекательную игру для учащихся в командах. Преимуществом является также то, что один набор карточек дает возможность сыграть большое количество раз, при это игры будет отличаться друг от друга.

Недостатки

Работа с материалом может осуществляться только в двух режимах.

Educandy https://www.educandy.com/

Интернет-платформа Educandy появилась недавно, однако уже сейчас многие сходятся во мнении, что использование данного сайта позволяет упростить изучение ЛК. Educandy предлагает различные инструменты для работы с лексическим материалом.

Возрастная группа

Ресурс подходит для учащихся разных возрастных групп, задания будут интересны как младшим школьникам, так и учащимся средней школы. Использование данного Интернет-ресурса при обучении учащихся старшей школы может иметь ряд особенностей и зависит от интересов учащихся, поскольку оформление может показаться подросткам неуместным.

Уровень языковой подготовки

Формат заданий Интернет-ресурса подойдет для учащихся с разным уровнем языковой подготовки. Предлагаемые задания являются универсальными при обучении лексике.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Подготовка не требует больших затрат времени, поскольку учитель составляет список слов в одном из режимов с переводом или объяснением, и ресурс предлагает инструменты для изучения лексики. Так, например, в режиме "Words" можно использовать такие инструменты как WordSearch, Hangman, Anagrams.

Режим "Matching pairs" позволяет заучивать слова посредством следующих игр: Noughts&Crosses, Crossword, Match-up, Memory, Multiple choice.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс эффективен при тренировке ЛЕ, подходит как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в дистанционном режиме. При этом применение игр на уроке при работе в очном формате позволяет проверить успешность усвоения новых знаний.

Этап изучения лексики

Игры ресурса могут быть использованы в качестве warm-upactivity, для тренировки и закрепления НЛЕ.

Преимущества

Яркое оформление игр и разнообразие режимов работы выделяет ресурс Educandy среди прочих. Для использования ресурса не требуется длительная подготовка. Возможно, работа с материалом по ссылке, регистрация учащихся не требуется. Educandy предлагает эффективные упражнения для работы с ЛЕ.

Недостатки

При работе с приложением недостатков обнаружено не было.

Nearpod https://nearpod.com/

Возрастная группа

Ресурс может быть использован для обучения учащихся разных возрастных групп, при этом нужно более тщательно подходить к оформлению презентаций и выбору заданий, если речь идет о младших школьниках.

Уровень языковой подготовки

Ресурс может быть использован при работе с учащимися с разным уровнем языковой подготовки. Nearpod — современное средство обучения, которое позволяет учителю включать в урок те задания, которые могут быть успешно выполнены учащимся с теми или иным уровнем языковой подготовки.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

На создание интерактивной презентации на платформе Nearpod требуется достаточно много времени, поскольку необходимо детально продумать каждый из этапов работы с ней. Презентация НЛЕ подразумевает оформление слайдов с подбором соответствующих иллюстраций. На этапе тренировки необходимо создать упражнения разного уровня сложности.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс подходит как для работы на уроке в классе, так и для дистанционного обучения. Отличительной особенностью является также то, что каждый учащийся может работать с презентацией самостоятельно, в своем темпе, при этом учитель контролирует успешность выполнения заданий.

Этап изучения лексики

Nearpod может быть использован как на этапе презентации НЛЕ, так и для их тренировки. Кроме того, разнообразные задания могут служить формой контроля освоенности ЛЕ. Квиз "TimetoClimb" — интерактивный способ проверить текущий уровень знаний учащихся в форме компьютерной игры.

Преимущества

Главным преимуществом Nearpodявляется многообразие инструментов для изучения ЛЕ. Ресурс позволяет включать в презентацию не только картинки, но также аудио и видео файлы, разные виды упражнений. При самостоятельной работе учитель может контролировать успешность работы с ресурсом каждого учащегося.

Недостатки

Подготовка к занятию с применением Nearpod требует некоторых затрат времени.

Learnis https://www.learnis.ru/

Данный сайт позволяет создавать различного рода интеллектуальные игры, квесты и онлайн-игры, которые могут быть использованы при изучении лексике — всего 4 вида различных шаблонов.

https:// mir-nauki. com

Возрастная группа

Интернет-ресурс подходит для учащихся средней и старшей школы.

Уровень языковой подготовки

Формат заданий несколько сложнее предыдущих, поэтому ресурс не подходит для младших школьников. Однако все зависит от конкретной группы учащихся. Предполагается, что платформа может быть использована для учащихся с уровнем языковой подготовки не ниже pre-intermediate.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Подобно предыдущим заданиям учителю требуется заполнить готовые шаблоны игр, чтобы в последующем использовать Интернет-ресурс для обучения лексике.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс может быть использован в различных режимах. Учащиеся могут работать с веб-инструментами в индивидуальном режиме. Работа с разделом "Интерактивное видео" позволяет включать вопросы на протяжении всего видеоролика. Таким образом, учащийся слушает материал, после чего проверяется понимание услышанного. Учителю предоставляется возможность увидеть количество верных ответов после просмотра видео. Веб-квест «Выберись из комнаты» включает задания, для успешного выполнения которых требуются не только знания ЛЕ, но и логика.

Интеллектуальная и терминологическая игры подходят для групповой или коллективной работы на уроке, как очно, так и дистанционно.

Этап изучения лексики

Leamis подходит для тренировки ЛЕ, позволяя внести разнообразие в учебный процесс, поскольку формат заданий не является традиционным.

Преимущества

Интересная форма заданий способна вовлечь учащихся в изучение ЛЕ, повысить мотивацию учения. Инструменты эффективны при изучении лексики.

Недостатки

Ресурс больше подходит для работы с учащимися средней и старшей школы, при этом требует от учителя четких и ясных указаний.

Edpuzzle https://edpuzzle.com/

Edpuzzleпредставляет собой популярный Интернет-ресурс, предназначенный для работы с видео файлами.

Возрастная группа

Платформа может использоваться при обучении школьников разных возрастов. При этом возможно использование программы для обучения взрослых, если это необходимо.

Уровень языковой подготовки

Ресурс подходит для обучения школьников с разным уровнем языковой подготовки. Поскольку учитель самостоятельно подбирает видео и задания к нему, появляется возможность самостоятельно выбрать уровень сложности.

https:// mir-nauki. com

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Учителю необходимо подобрать обучающее видео, которое будет полезным при обучении лексике, выделить в нем ключевые моменты, разделив на смысловые части. В соответствии с выбранным делением, учитель включает упражнения и задания в видео, которые позволяют определить, насколько успешно учащийся усвоил новый материал.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Интернет-ресурс Edpuzzle может быть использован как самостоятельно учащимися дома, так и при очной и дистанционной работе с учителем.

Этап изучения лексики

Ресурс подходит для презентации ЛЕ, их тренировки и закрепления. Можно использовать Edpuzzle в качестве warm — upactivity.

Преимущества

Интернет-ресурс не только воспроизводит видео, но и позволяет включить в него то количество заданий и упражнений, которые будут способствовать эффективному усвоению новых знаний, при этом учитель имеет полный контроль над пониманием учащимися услышанного и увиденного. Интересный формат заданий способен положительно повлиять на мотивацию учения.

Недостатки

При работе с Интернет-ресурсом недостатков обнаружено не было. Ресурс соответствует всем заявленным требованиям.

Flippity https://www.flippity.net/

Возрастная группа

Интернет-ресурс подходит для работы, как с младшими школьниками, так и с учащимися среднего и старшего звена.

Уровень языковой подготовки

Ресурс представляет собой достаточно универсальный арсенал инструментов, которые могут быть использованы при обучении учащихся с разной языковой подготовкой.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Каждая игра имеет своеобразную «заготовку», в которую могут быть внесены любые изменения. Для создания игры не требуются дополнительные ресурсы и много времени.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Составленные задания могут быть использованы на уроке иностранного языка при помощи технических средств. Такой формат подходит для коллективной работы. Созданные игры могут быть распечатаны и использованы как для индивидуальной работы, так и групповой или парной.

Этап изучения лексики

Ресурс предусмотрен для тренировки ЛЕ.

Преимущества

Ключевым преимуществом ресурса является разнообразие шаблонов, каждый из которых является языковым упражнением. Интернет-ресурс эффективен для тренировки ЛЕ, способствует их успешному запоминанию.

Недостатки

Существенным недостатком является то, что сайт не позволяет вносить ответы в некоторые игры в режиме онлайн. Подразумевается, что созданные игры печатаются или демонстрируются на экране.

Word Wall https://wordwall.net/

Word Wall — Интернет-ресурс, который представляет собой хранилище инструментов для работы на уроке или индивидуально.

Возрастная группа

Интернет-ресурс Word Wall подходит для обучения лексике учащихся разных возрастов, как младших школьников, так и учащихся среднего и старшего звена.

Уровень языковой подготовки

Платформа универсальна, поскольку шаблоны упражнений не ставят никаких ограничений по языковой подготовке учащихся. Задания могут быть использованы для работы как с учащимися с уровнем beginner, так и с учащимися с более высокой языковой подготовкой.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Для создания игры необходимо внести необходимые ЛЕ с их переводом или определением. Игра создается автоматически на основе внесенных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Разнообразные инструменты могут быть использованы при индивидуальной, коллективной или групповой работе в классе, а также в режиме дистанционного обучения. Задания подходят и для самостоятельной работы учащихся дома.

Этап изучения лексики

Ресурс широко используется на этапе тренировки ранее изученных ЛЕ.

Преимущества

Яркое и анимированное оформление заданий с возможность проверки сразу после выполнения того или иного упражнения. Разнообразие упражнений позволяет сделать процесс обучения лексике интересным и продуктивным для учащихся.

Недостатки

При работе с Интернет-ресурсом недостатков обнаружено не было. Ресурс соответствует всем заявленным требованиям.

Learning Apps.org https://l earningapps .org/createApp.php

Интернет-ресурс LearningApps.org является эффективным средством обучения лексике, поскольку предлагает большое разнообразие шаблонов для работы на уроке и индивидуально.

https:// mir-nauki. com

Сайт разработан для работы не только на уроках иностранного языка, но и на любых других предметах.

Возрастная группа

Интернет-ресурс может использоваться при обучении как младших школьников, так и учащихся старших классов. Он универсален и подходит для учащихся разного возраста.

Уровень языковой подготовки

Учащийся с любым уровнем языковой подготовки может выполнять задания, составленные с помощью вышеуказанного Интернет-ресурса, поскольку все задания составляются учителем, и он может варьировать уровень сложности.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Для создания заданий на платформе Learning Apps.org необходимо внести языковые единицы в готовые шаблоны, после чего создается упражнение.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс может быть использован при индивидуальной, групповой и коллективной работе на уроке иностранного языка, как в классе, так и при дистанционной работе. Учащиеся могут самостоятельно выполнять упражнения дома.

Этап изучения лексики

Интернет-ресурс Learning Apps.org является эффективным инструментом для тренировки НЛЕ.

Преимущества

Большое количество шаблонов позволяет разнообразить обучение лексике, при этом сделать его эффективным. Учитель самостоятельно заполняет шаблоны, тем самым может подстраивать упражнения под тему, уровень языковой подготовки учащихся. В библиотеке платформы хранятся уже готовые упражнения по темам, которые также могут быть использованы на уроке.

Недостатки

При работе с Интернет-ресурсом недостатков обнаружено не было. Ресурс соответствует всем заявленным требованиям.

Данный сервис предлагает ряд игр на отработку лексики. В библиотеке представлены все основные темы, изучаемые на уроках английского языка в средней школе.

Возрастная группа

Ресурс может быть использован при обучении учащихся разного возраста, однако учитывая тот факт, что задания больше предназначены для индивидуальной работы, ученик должен быть достаточно взрослым, чтобы самостоятельно выполнять задания.

Уровень языковой подготовки

Многие задания включают в себя лексику разного уровня сложности, в связи с чем учащиеся с низким уровнем языковой подготовки не смогут выполнить и успешно освоить материал.

Games to Learn English https://www.gamestolearnenglish.com/

https:// mir-nauki. com

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Ресурс не требует специальной подготовки. Все задания уже сохранены в библиотеке и не могут быть изменены.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Ресурс подходить для самостоятельной в качестве домашнего задания для тренировки ЛЕ. Упражнения могут быть использованы для коллективной работы.

Этап изучения лексики

Платформа предназначена исключительно для тренировки ЛЕ.

Преимущества

Яркое оформление и необычные задания, которые способствуют формированию лексических навыков. Слова из упражнений озвучены, что помогает запоминать верное произношение ЛЕ.

Недостатки

Сайт не предоставляет возможности для создания своих собственных игр с нужной лексикой. При организации учебного процесса можно только выбрать подходящие по теме, в связи с чем платформа является неким «дополнением» к уроку, нежели его основной частью.

Интернет-ресурс Kahootra данный момент является одним из самых популярных средств обучения, как в нашей стране, так и за рубежом. Ресурс может быть использован не только при обучении иностранному языку, возможности его использования позволяют создавать викторины и по другим учебным предметам, а также междисциплинарные тестирования.

Возрастная группа

Задания подходят для учащихся разного возраста, могут быть использованы на уроках, как в младших классах, так и при работе с учащимися старших классов.

Уровень языковой подготовки

Для работы с ресурсом не требуется определенный уровень языковой подготовки. Задания могут быть успешно выполнены как учащимся с низким уровнем подготовки, так учащимися с высоким уровнем, поскольку все задания создаются учителем, и он определяет уровень сложности.

Необходимая подготовка для использования при работе с ЛЕ

Для создания Интернет-викторины необходимо внести вопросы и варианты ответов, после чего задания сохраняются и могут быть использованы на уроке. Бесплатная версия приложения предлагает две формы заданий — multiplechoice и true/false.

Возможности использования (в том числе самостоятельного использования учащимися)

Интернет-ресурс предназначен для индивидуальной работы, однако возможны и другие способы его использования. Kahootиспользуется также для проведения викторины при дистанционной работе. При работе в классе, если учащиеся не используют свои электронные

Kahoot https: //kahoot.com/

https:// mir-nauki. com

средства и класс не оборудован достаточным количеством компьютеров, ресурс подходит только для коллективной работы.

Этап изучения лексики

Проведение викторины может являться частью проверки освоенности лексических единиц, либо использоваться для тренировки. Созданные викторины в kahoot часто используются в качестве warm-upactivity.

Преимущества

Яркое оформление игры и звуковое сопровождение способны положительно повлиять на учебную мотивацию учащихся. Соревновательный момент позволяет вовлечь учащихся в деятельность. Возможность самостоятельного создания викторин позволяет использовать ресурс при работе над разными лексическими темами.

Недостатки

При работе с Интернет-ресурсом недостатков обнаружено не было. Ресурс соответствует всем заявленным требованиям.

Использование Интернет-ресурсов позволяет решить ряд важных дидактических задач: повышение эффективности процесса обучения, повышение мотивации учащихся, индивидуализация обучения, активизация познавательной деятельности. Кроме того, Интернет-ресурсы предоставляют учителю возможность использовать широкий спектр наглядности. Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обучения, склонностей и творческого потенциала. Именно индивидуализация и дифференцированный подход к обучению становится все более популярным в последние годы, несколько вытесняя традиционные формы обучения. Посредством компьютерных технологий преподаватель создает условия для широкого использования интересов и склонностей обучающихся в учебном процессе. Также использование Интернет-технологий при обучении иностранному языку способствует развитию навыков, которые связаны не только с общением на иностранном языке, а скорее выходят за его рамки. В результате использование Интернет-сервисов, развиваются следующие мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение и т. д.

Особенности использования Интернет-ресурсов обязательно должны учитываться учителем, при организации урока. Использование на уроке только лишь технических средств для обучения может не только препятствовать должному восприятию информации, но и нести негативный характер — вред здоровью, связанный с утомляемостью, рассеянность внимания и прочие. Однако большинство педагогов все же сходятся во мнении, что Интернет-ресурсы при обучении лексике увеличивают познавательную активность учащихся, и, как следствие, формируют мотивацию к изучению иностранного языка, развивают лексические навыки, а также такие мыслительные операции как синтез, анализ и т. д. Указанные выше особенности работы с Интернет-ресурсом не являются поводом для исключения их из образовательного процесса. Скорее напротив, имея представление о возможных недостатках, учитель может оптимизировать использование технических средств.

Заключение

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

O'Malley, J.M., & Chamot, A.U. Learning strategies in second language acquisition. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1990.

Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. — М.: Русский язык, 1977. — 278 с.

Пассов Е.И. Образование и методика: от сущего к должному // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания 2017. Т. 15 № 4. с. 389-413.

Амелина О.В. ЭОР НП (Электронные образовательные ресурсы нового поколения) как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного метода обучения. // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 2(20), — c. 48-51.

Девтерова З.Р. Новые образовательные технологии: компьютерные телекоммуникации в обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2009. — № 1.

Шарыпова Н.В., Мезенцев А.В. Использование образовательных Интернет-ресурсов в преподавании школьного курса биологии // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 9.

Миролюбов А.А. Становление и развитие принципов сознательности и учета родного языка в отечественной методике обучения иностранным языкам // Мир образования — образование в мире. 2006. № 2(22). С. 63-70.

Oxford R.L. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. Boston, 1990.

Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов — новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.

Соловова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. Использование свободного программного обеспечения в образовательном процессе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 6. С. 146-147.

Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Концепции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. — 2021. — Том 9, № 1 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1182 (Дата обращения 30.05.2021).

Gruzdeva, M.L., Vaganova, O.I., Kaznacheeva, S.N., Bystrova, N.V., Chanchina, A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education (2020). Lecture Notes in Network and Systems, 73, p. 1097-1103.

Шутова Н.В., Баранова Ю.М. Оценка риска интернет-зависимости для психического здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 6. С.568-572.

Грин Н.В. Интернет как средство обучения // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 5. — С. 59-61.

Brianna, D., Derrian, R., Hunter, H., Kerra, B., Nancy, C. (2019). Using EdTech to enhance learning. International Journal of the Whole Child, 4(2), 57-63.

Arkhipova Maria Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6775-1413 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=802749

Zhernovaya Oksana Romanovna

Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected] РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=321552

Shutova Natalya Vadimovna

Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=485083

Mishkova Galina Andreevna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Internet resources in teaching a foreign language

Abstract. One of the most urgent problems in the methodology of teaching a foreign language is the search for effective teaching tools. Development of technologies, easy access to new sources of information are changing the educational process, filling it with new elements that can be used to develop students skills, unlock their potential, increase the level of language skills. A modern teacher needs to be flexible and creative so that the educational process remains productive. In connection with the transition to distance learning, the problem of finding new forms of work, resources that allow realizing the main goal of teaching a foreign language — the formation of foreign language communicative competence — has become particularly acute. The formation of communicative competence is impossible without the development of lexical skills. Vocabulary is the basis of both receptive and productive activities. That is why the study of the lexical aspect of speech and the analysis of the effectiveness of the introduction of Internet resources in the process of forming lexical skills is the purpose of this study. Through Internet resources, a personality — oriented approach to learning is implemented, individualization and differentiation of learning is provided, taking into account the abilities of students, their level of learning, aptitudes and creative potential. The article provides the analysis of Internet resources that seem to be the most effective in the formation of lexical skills, i.e. Nearpod, Baamboozle, Educandy, Quizlet, Learnis, Edpuzzle, Flippity, Wordwall, Learning.Aps, Gamestolearnenglish and Kahoot. The authors analyze the Internet resources on the basis of highlighting the key features of their use: age group, level of language training, previous preparation, the varieties of using (including self-study), the stage of learning vocabulary, advantages, disadvantages.

Keywords: education; foreign languages; Internet resources; lexical skills

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.