Научная статья на тему 'Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексиче- ских навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе'

Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексиче- ских навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1006
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / ПРОГРАММЫ-ОБОЛОЧКИ / ПРОГРАММА-ПРИЛОЖЕНИЕ QUIZLET / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина М.В.

В данной статье идет речь об опыте использования программы-приложения Quizlet для развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе. Раскрывается смысл понятий «лексика», «лексический навык». Рассматриваются возможности использования программ-приложений на занятиях по иностранному языку. Разрабатываются методические рекомендации по использованию программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе. На основе проведенной диагностики уровня сформированности лексических навыков студентов проводится их апробация. Используются методы теоретического анализа педагогической и методической литературы, тестирования, анкетирования, опытной работы. Автор приходит к выводу, что современные технологии, в частности программы-приложения, предоставляют большие возможности для организации качественной тренировочной работы на занятиях по иностранному языку, и предлагают рациональные стратегии овладения лексикой как на практических занятиях, так и в рамках самостоятельной работы. Применение на занятиях по иностранному языку рекомендуемого автором бесплатного Интернет-ресурса Quizlet конструктора словарных флеш-карт, позволяющего создавать словари в виде карты со словом и его определением и/или изображением, способствует оптимизации процесса обучения лексической стороне речи, делает процесс обучения более интересным и творческим. Апробация программы-приложения на занятиях по практике устной и письменной речи студентов показала положительную динамику, что подтверждает сравнительный анализ уровня сформированности лексических навыков студентов. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и проведении занятий по иностранному языку в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексиче- ских навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе»

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

УДК 372.8:811.112, ББК 74.268.13 © М. В. Лопатина

М. В. Лопатина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ-ПРИЛОЖЕНИЯ QUIZLET В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В данной статье идет речь об опыте использования программы-приложения Quizlet для развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе. Раскрывается смысл понятий «лексика», «лексический навык». Рассматриваются возможности использования программ-приложений на занятиях по иностранному языку. Разрабатываются методические рекомендации по использованию программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе. На основе проведенной диагностики уровня сформированности лексических навыков студентов проводится их апробация. Используются методы теоретического анализа педагогической и методической литературы, тестирования, анкетирования, опытной работы. Автор приходит к выводу, что современные технологии, в частности программы-приложения, предоставляют большие возможности для организации качественной тренировочной работы на занятиях по иностранному языку, и предлагают рациональные стратегии овладения лексикой как на практических занятиях, так и в рамках самостоятельной работы. Применение на занятиях по иностранному языку рекомендуемого автором бесплатного Интернет-ресурса Quizlet - конструктора словарных флеш-карт, позволяющего создавать словари в виде карты со словом и его определением и/или изображением, способствует оптимизации процесса обучения лексической стороне речи, делает процесс обучения более интересным и творческим. Апробация программы-приложения на занятиях по практике устной и письменной речи студентов показала положительную динамику, что подтверждает сравнительный анализ уровня сформированности лексических навыков студентов. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и проведении занятий по иностранному языку в образовательном учреждении.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, программы-оболочки, программа-приложение Quizlet, информационно-коммуникационные технологии

В настоящее время основной задачей вузов является проблема обеспечения повышения качества образования. Решение этой проблемы связано помимо всего прочего с оптимизацией методик и технологий организации образовательного процесса. Целью преподавательского состава должно стать создание и использование методов обучения, которые обеспечивают достаточно интенсивное протекание учебного процесса и его высокую результативность за счет оптимальной организации всего процесса обучения. Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) приобретают в последнее время приоритетное значение в реализации образовательного процесса в вузе. Их использование позволяет обеспечивать интерактивность обучения и создавать специальную обучающую среду.

Актуальность данного исследования обусловлена процессом модернизации российского образования, связанным с приобщением к информационным возможностям и обеспечением самоорганизации в учебном процессе. Рост возможностей по накоплению и хранению информации, а также появление новых форм коммуникации приводят к изменению нашего коммуникативного пространства. Глобальное коммуникативное пространство стало неотъемлемой частью современной действительности.

Работы многих ученых-методистов (Е. С. По-лат, А. А. Андреева, М. Н. Евстигнеева, П. В. Сысоева, С. К. Гураль) посвящены проблемам преподавания иностранного языка с использованием ИКТ. В данных публикациях анализируются теоретико-методологические и концептуальные основы становления и этапы создания информационно-образовательной среды, направленной на формирование и развитие языковых умений и навыков студентов. Авторами разработаны различные методики обучения всем видам речевой деятельности на основе Интернет-технологий и обоснована эффективность применения ИКТ в образовательном процессе.

Целью данного исследования является разработка и теоретическое обоснование методических рекомендаций по использованию программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе.

В качестве задач можно выделить следующие:

1) на основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы раскрыть ключевые понятия «лексика», «лексическая единица», «лексический навык», а также рассмотреть возможности использования программ-приложений на занятиях по иностранному языку в вузе;

2) провести диагностику уровня сформирован-ности лексических навыков студентов;

3) разработать и апробировать методические рекомендации по использованию программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе.

В качестве методов исследования следует отметить: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, тестирование и анкетирование, опытная работа.

Новизна опыта данной работы заключается в изучении потенциала программ-приложений как эффективного инструмента, применяемого на занятиях по иностранному языку в вузе.

Практическая значимость определяется тем, что материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и проведении занятий по немецкому языку в вузе.

Роль лексики для овладения иностранным языком невозможно переоценить. Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. Кроме того, лексика имеет решающее значение для развития способности мыслить на иностранном языке. Элементарные акты сознания человека включены в семантическую структуру слова в виде его значений и конкретных смыслов. Мыслительные процессы и их результаты в виде суждений, понятий, категорий и концептов фиксируются в сознании обучаемого с помощью все тех же лексических единиц языка. Таким образом, любое иноязычное слово с помощью своего внутреннего содержания активно участвует в процессах развития и становления речевого и языкового сознания обучаемых [7, с. 3].

Лексика - это словарный состав языка, совокупность слов. Чем богаче и разнообразнее словарный запас учащихся, тем легче им решать стоящие перед ними речевые задачи. Поэтому они должны владеть «набором» лексических средств, включающим единицы разного уровня сложности: слова, устойчивые сочетания, речевые клише и фразеологические обороты - лексические единицы. На основе лексических единиц формируются лексические навыки.

Согласно словарю методических терминов, лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [2, с. 133].

Приобретаемые лексические навыки влияют: а) на правильный выбор соответствующего значения иноязычного слова; б) на способность комбинировать лексические единицы между собой на основе правил лексической и грамматической валентности; в) на умение выражать мысли имеющимися лексическими средствами [3, с. 106].

Обучение лексике осуществляется в соответствии с тремя этапами формирования навыков. Этап введения, включающий в себя семантизацию нового слова и первичного его воспроизведения. За ним следует этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях. И, наконец, варьирующий ситуативный этап - этап создания динамичных лексических

речевых связей, предполагающий «новокомбиниро-вание» знакомых лексических элементов в различных контекстах [6, с. 85].

Главное в обучении лексике - добиться того, чтобы учащиеся умели употреблять ее в собственной речи и понимать ее в речи других, то есть были способны «осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1, с. 6].

Именно так сформулирована общекультурная компетенция, входящая в состав компетенций, которыми должен обладать выпускник программы бакалавриата в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 «Педагогическое образование».

В процессе обучения студенты должны освоить следующие лексические навыки: правильно выбирать и сочетать лексические единицы при построении предложений в соответствии с коммуникативным намерением, выполнять эквивалентные замены; соотносить звуковой образ слова с семантикой, раскрывать значение слов с помощью контекста; а также соблюдать правила диалогового общения на межкультурном уровне, подразумевающие знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта страны изучаемого языка, а также речевых и этикетных формул профессиональной коммуникации, что позволит им успешно реализовывать межкультурное общение в профессиональной сфере.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой широкое разнообразие цифровых средств, которые используются с целью формирования, транслирования и распространения информации и включают аппаратные средства, программные средства, сотовые, спутниковые и беспроводные технологии связи и многое другое. Под термином Интернет-технологии в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет [5, с. 101].

В современный учебный процесс постоянно разрабатываются и внедряются в практику инструментальные программы, ориентированные на создание учебных курсов и тестирующих систем по различным учебным дисциплинам для использования в режимах автономного обучения, в локальной и глобальной сетях. Поскольку участие преподавателя в разработке компьютерных учебных пособий и программ не всегда возможно, возникает необходимость в специальных программных средствах, которые позволяли бы преподавателю создавать компьютерные учебные материалы или вносить необходимые изменения в используемые материалы самостоятельно, не прибегая к помощи программиста. Среди таких программ основное место занимают инструментальные программные средства - программное средство (совокупность программных средств), предназначенное для конструирования программных средств (систем)

учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы [4, с. 58].

Наиболее распространенными видами инструментальных программных средств являются программы-оболочки, которые позволяют преподавателям создавать собственные учебные курсы и задания на основе предоставляемых программой сценариев обучения и средств их реализации. Среди таких оболочек немало сетевых разработок, которые позволяют создавать и использовать задания в режиме онлайн. Для организации работы студентов с Интернет-ресурсами также существуют специальные инструментальные средства, позволяющие преподавателю подготовить собственные задания и разместить их в Интернете.

Инструментальные программы-оболочки, используемые для изучения иностранных языков, можно классифицировать по принципу формирования тех или иных речевых навыков: лексических, грамматических, орфографических и произносительных.

Одной из возможных форм улучшения качества преподавания может стать внедрение программ-оболочек в учебный процесс. Они могут применяться на различных этапах занятия: при подготовке, непосредственно на занятии и для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала. В рамках предложенной Гете-институтом программы повышения квалификации «Einführung in das BYOD-Prinzip/Unterricht mit Jugendlichen» (Ознакомление с использованием технологий BYOD (Bring Your Own Device)/уроки с подростками) предлагается следующая классификация инструментальных программ-оболочек (Apps):

- программы-приложения для пополнения словарного запаса обучаемых (Wortschatz/Mindmapes): QUIZLET, TRICIDER, COGGLE, POPPLET LITE, WORTWOLKEN, TEXT2MINDMAP;

- программы-приложения для организации викторин и конкурсов (Quiz/Wettbewerb): ANSWERGARDEN, PINGO, LEARNINGAPPS.COM, SOCRATIVE, KAHOOT, LINOIT;

- программы-приложения для работы с фотографиями, аудио- и видеоданными (Arbeit mit Fotos, Hördateien und Videos): FLIPAGRAM, EVERNOTE, PUPPET PALS 2, TELLAGAMI, AUDIOMEMOS, PIC COLLAGE;

- программы-приложения для развития письменных навыков (Schreiben): FODEY, PADLET, BLOGGER, VOKI, MY POSTCARD, PHRASE.IT, COMICLIFE/COMICSTRIPIT;

- программы-приложения для развития коммуникативных навыков (Sprechen/Kommunikation): INSTA3D, VOCAROO.

Трудности овладения лексикой иностранного языка и большое значение лексики для формирования умений речевой деятельности свидетельствуют о важности правильной организации контроля ее усвоения.

Для проведения диагностики сформированно-сти лексических навыков студентов использовалась тестовая форма контроля, которая дает возможность систематизировать знания и навыки учащихся, вы-

явить их потенциальные возможности и определить возможные причины трудностей.

Обучение речевой деятельности предполагает выполнение учащимся определенных действий и операций со словом, т. е. не только знание формы, значения и особенностей употребления лексической единицы, но и владение навыками оперирования лексикой в процессе коммуникации. Эти же объекты обучения являются объектами контроля. С целью проверки сформированности лексических навыков студентам могут предлагаться задания, направленные на тестирование знаний формы, значения и употребления лексической единицы; а также задания, направленные на проверку навыков учащихся осуществлять операции, составляющие лексический навык. Для проверки сформированности социокультурного компонента лексических знаний подходят задания страноведческого характера, задания на выявление специфики разного выражения понятий в двух языках, правил письменного общения.

Для первичной диагностики уровня сформиро-ванности лексических навыков студентам третьего курса факультета иностранных языков ОмГПУ в рамках дисциплины «Практика устной и письменной речи (немецкий язык)» предлагалось выполнить три серии заданий по каждому из блоков, описанных выше, по темам 5 семестра «Школа, образование. Работа и профессия».

По результатам первичной диагностики уровня сформированности лексических навыков студентов были выявлены проблемы при выполнении заданий, направленных на проверку умений учащихся осуществлять операции, составляющие лексический навык, а именно использование словообразовательных элементов для преобразования одних частей речи в другие и замещение пропусков в предложении этими словами, понимание значения предложенных лексических единиц и правильное их употребления в соответствии с сочетаемостью слов на основе связного текста.

При первичной диагностике уровня сформиро-ванности лексических навыков нами было проведено анкетирование для сбора данных об отношении студентов к интерактивным технологиям (см. рис. 1). Это позволило нам определить условия, в которых будет проводиться опытная работа с новым средством обучения лексической стороне немецкоязычной речи.

Все респонденты воспринимают применение программы-приложения Quizlet в процессе обучения иностранному языку положительно, находят применение интерактивных технологий полезным при изучении иностранного языка. Что касается преимуществ программы-приложения Quizlet при изучении лексики, то 40% респондентов считают, что благодаря игровой форме процесс запоминания новых слов происходит эффективнее, а доступность приложения (его мобильная версия) позволяет повторять слова в любое удобное время и в любом удобном месте, 12% отметили такое достоинство ресурса как возможность создания собственных модулей, а 8-ми % приложение позволяет заучивать слова быстрее, чем традиционные методы.

Преимущества программы-приложения Quizlet

■ игровая форма заучивания ■ быстрота заучивания

■ создание собственных модулей ■ доступность

Рис. 1. Премущества использования программы-приложения Quizlet на занятиях по иностранному языку

по мнению студентов 3 курса.

Рассмотрим возможности использования про- ленной теме как дополнительный инструмент к мате-граммы-приложения Quizlet на занятиях по ино- риалам учебника (см. таблица 1). странному языку для изучения лексики по опреде-

Таблица 1

Методические рекомендации по использованию программы-приложения Quizlet для формирования лексических навыков

№ Шаги по использованию ИКТ Этапы методики формирования лексических навыков Задачи этапа Виды заданий

1. Этап подготовки к занятию Этап введения новой лексики - семантизация Соотношение звукового образа с семантикой Просмотр специальных списков -модулей (Lernsets): • список слов с переводом • перечень различных понятий, картинок или фотографий с описанием

2. Применение программы-приложения на занятии Этап создания прочных и гибких лексических речевых связей Правильный отбор и сочетание лексических единиц Выполнение эквивалентных замен Отработка словообразования и группировки лексических единиц на основе значения словообразовательных элементов Работа с карточками в пленуме Игровые варианты заучивания слов: «подбор» и «гравитация» Коллективная игра Quizlet live

3. Организация самостоятельной работы учащихся Этап создания динамичных лексических речевых связей, предполагающий «ново-комбинирование» знакомых лексических элементов в различных контекстах. Отработка словоупотребления в рамках предложенного контекста Режимы «заучивание», «письмо», «правописание» Итоговый тест по модулю

На этапе подготовки к занятию осуществляется семантизация новой лексики. Для этого преподавателем отбирается лексический минимум согласно следующим критериям:

- соответствие теме;

- частотность употребления;

- прагматичность или возможность дальнейшего использования;

- словообразовательная ценность.

Основой программы-приложения Quizlet являются специальные списки - модули или Lernsets. Это может быть как список слов с переводом, так и перечень различных понятий, картинок или фотографий с описанием. Оптимальный вариант для начального этапа обучения - это только немецкое слово и картинка. Такой механизм позволяет миновать процесс «перевода», закладывает информацию, поданную в графической форме в виде рисунка (картинки, фото) напрямую в память. Для студентов 3-5 курсов, когда лексический запас расширяется и предполагает широкое синонимические связи слов, целесообразнее давать к картинке и перевод. Важно, что есть функция озвучивания написанного, что помогает тренировать навыки произношения. Эффективность применения этой технологии для тренировки лексики высока, так как одни и те же лексические единицы многократно повторяются и озвучиваются в различных упражнениях. Подобранные картинки существенно облегчают процесс запоминания слов путем образования ассоциаций.

Для создания прочных и гибких лексических речевых связей происходит отработка правильного отбора и сочетания лексических единиц в рамках однотипных речевых ситуаций на занятии. Для этого модули составляются по отдельным текстам, которые разбираются при изучении той или иной темы, для тренировки словоупотребления в рамках предложенного контекста. Для отработки какого-то аспекта, например, словообразования можно группировать лексические единиц на основе значения словообразовательных элементов. Закрепление отобранного материала происходит с помощью следующих режимов работы, предлагаемых программой-приложением Quizlet:

- «карточки» - главный режим для заучивания слов, их можно переворачивать: с одной стороны немецкое слово, с другой картинка или картинка и перевод;

- «заучивание» - режим заучивания в виде теста, предлагающий четыре варианта ответа;

- «письмо» - режим тренировки письменных навыков: нужно написать предлагаемое слово, правда, не допускаются отклонения от изначальной формы подачи слова, замену умлаута гласной «е» система расценит как ошибку;

- «правописание» - тренировка навыка звукового восприятия слов: нужно написать слово, которое предлагается послушать.

Программа снабжена и игровыми вариантами заучивания слов: это «подбор» и «гравитация». В первой необходимо соотнести картинку и перевод путем их перетаскивания мышкой друг на друга, при

правильном соотнесения элементы с экрана исчезают. А во второй нужно написать перевод слова, которое «ползет» сверху вниз по экрану в виде астероида, допускается одна ошибка, можно установить один из трех уровней сложностей в зависимости от скорости движения «астероида». Обе игры - игры на время, результат фиксируется, его можно улучшать. Описанные режимы работы дают студентам возможность для самостоятельного определения уровня освоения лексики и многократного прохождения тестов.

Для отработки, а также контроля усвоения лексического материала можно использовать коллективную игру Quizlet live, сочетающую в себе соперничество и сотрудничество и вовлекающую в работу каждого студента. Для этого преподавателю необходимо выбрать модуль и дать обучающимся код для участия в игре. Студенты объединяются в команды, командам задаются одни и те же вопросы, но каждый игрок видит разные варианты ответов. Только у одного игрока команды будет отображен правильный вариант ответа. Студентам необходимо взаимодействовать, чтобы выбрать правильный вариант и перейти на следующий этап игры. В процессе игры экран преподавателя представляет собой интерактивный список лидеров и отображает прогресс каждой команды, подстегивая соревновательный дух. Если команда отвечает неправильно, она возвращается в начало, поэтому просто быстрые ответы тут не помогут. Необходима сплоченная работа команды, которая продвинет ее к финишу. Побеждает та команда, которая первой отвечает на все вопросы правильно. По окончании игры преподаватель может провести обзор материала или начать другой раунд, чтобы дать игрокам еще один шанс. Для игры необходимы подключение к Интернету, одно устройство (смартфон, планшет, ноутбук) на каждого студента, компьютер преподавателя и экран для проекции.

Динамичные лексические речевые связи создаются в результате прохождения всех этапов методики формирования лексических навыков, но процесс непосредственного заучивания новых слов происходит в рамках самостоятельной работы учащихся. Для этого в распоряжении учащихся есть все режимы работы Quizlet, кроме того для самостоятельного контроля усвоения лексического материала программа предлагает итоговый тест по модулю, состоящий из четырех заданий, направленных на проверку усвоения лексического материала: 5 вопросов для письменного ответа, 5 заданий на выбор соответствия, 5 заданий на выбор правильного ответа из предложенных и 5 вопросов на выбор «верно-неверно».

Для создания собственных модулей можно использовать и чужие, созданные другими пользователями: их можно изменять и подстраивать под себя. Это очень полезная опция в плане привлечения студентов к самостоятельному составлению подобных списков: в процессе редактирования и оформления задания эффективнее происходит процесс формирования новых знаний и навыков, и в итоге мы получаем законченный продукт самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности.

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Практика устной и письменной речи» темой 6 семестра студентов 3 курса является «Телевидение и его роль в жизни общества. Пресса», по которой нами были разработаны различные учебные модули в программе-приложении Quizlet. При составлении модулей были учтены выявленные у студентов трудности в операциях лексического навыка. Так, для развития умений правильного словоупотребления в рамках предложенного контекста модули создавались в рамках определенных текстов, предлагаемых учебниками по заданной теме. Заучивание слов модуля осуществлялось студентами самостоятельно, но контроль проводился на занятии в форме не просто опроса или словарного диктанта, а путем перевода предложений, в которых содержалась проверяемая лексическая единица, то есть студент должен был не только знать слово, но и уметь его употреблять на основе определённого контекста с учетом грамматических и синтаксических связей.

Также студентам предлагались на заучивание небольшие модули-рубрики по общей теме. В качестве контроля предлагалось написать, например, новостное сообщение с использованием слов и выражений определенной рубрики. В таком задании тренируются в комплексе все операции, составляющие лексический навык.

Для решения проблем со словообразованием карточки некоторых модулей были разработаны таким образом, что ассоциативная картинка была одна, а предложенных на запоминание слов несколько, например, имя существительное и глагол. Тем самым студенты запоминали слова в виде словообразовательной цепочки.

В конце тематического блока была проведена игра Quizlet live по материалам сводного учебного модуля. Он был составлен по материалам вышеуказанных текстовых модулей, но по принципу сочетания лексических единиц в рамках словосочетаний или устойчивых выражений. Этот модуль не включал в себя перевод слов на русский язык, а был ориентирован исключительно на проверку умений правильного отбора лексических единиц на основе предложенного контекста. Такая игровая форма итогового контроля не заняла много учебного времени, доставила массу положительных эмоций как студентам, так и преподавателю. А главное, способствовала повторению и закреплению активного словарного запаса по теме.

Для оценки результатов опытной работы студентам снова были предложены тестовые задания такого же формата как при первичной диагностике, но с другим тематическим наполнением, по теме ««Телевидение и его роль в жизни общества. Пресса».

На этот раз все виды заданий были выполнены гораздо лучше. Задания второго блока, ориентированные на проверку навыков словообразования и правильного подбора и употребления нужной лексической единицы, отрабатывались на двух уровнях: по отдельным текстовым модулям и по сводному модулю. Отдельные текстовые модули позволяют запоминать слова на основе заданного контекста. Сводный модуль был составлен с учетом тренировки проблемных моментов, выявленных первичной диагностикой, а именно способностей корректного сочетания лексических единиц в рамках определенного словосочетания, предложения или текста. Было уделено особое внимание выполнению заданий, обеспечивающих запоминание не отдельно взятых слов, а всего ряда однокоренных слов с использованием различных словообразовательных элементов.

Таким образом, положительные результаты повторной диагностики можно объяснить систематической отработкой всех операций, составляющих лексический навык, на занятиях и в качестве домашней самостоятельной работы. У студентов всегда была возможность повторить и просмотреть нужную лексику в приложении. Игровые и соревновательные моменты на занятиях оживляли атмосферу, повышали мотивацию к изучению языка.

В заключение следует отметить, что применение программ-приложений (как и других ИКТ) в процессе изучения иностранного языка в вузе - это только один из элементов наполнения содержания учебной дисциплины, который нужно использовать системно и в комплексе с другими инструментами, методами и методиками обучения. Однако, чем разнообразнее набор дидактических методов и инструментов каждого отдельного преподавателя, тем более эффективен учебный процесс вуза в целом.

Перспективы данного исследования заключаются в рассмотрении возможностей использования ИКТ, в частности различных программ-оболочек, в процессе развития других средств реализации речевого общения: в обучении грамматической или произносительной стороне немецкоязычной речи.

Библиографический список

1. ФГОС ВО от 09.02.2016 г. №91 по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/440305, свободный

2. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст]: слов. / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. - СПб.: Златоуст, 1999. - 472 с.

3. Воробьева, А. Е. Теоретические основы обучения иноязычной лексике студентов языкового вуза [Текст] / А. Е. Воробьева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №4(23). - С. 106-108.

4. Смирнова, Е. В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка [Текст] / Е. В. Смирнова. // Карельский научный журнал. - 2015. - №2(11). - С. 56-60.

5. Сысоев, П. В., Евстигнеев, М. Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре [Текст] / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2008. -№ 2. - С. 100-110.

6. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка [Текст]: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева - М.: Высшее образование, 2008. - 158 с.

7. Шамов, А. Н. К вопросу об интеллекте и мышлении как фактор совершенствования лексического аспекта речи на иностранном языке [Текст] / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2013. - №11. - С. 2-7.

Сведения об авторе:

Лопатина Марина Васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омского государственного педагогического университета» (644099, Российская Федерация, Омская область, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14), e-mail: m.lopatina@mail.ru).

Статья поступила в редакцию 05.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.