УДК 372.881.111.1
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ
ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УМК «ENGLISH FILE 3rd
EDITION») Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н. (e-mail: [email protected]) Колдина Маргарита Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье авторы обращаются к рассмотрению вопросов развития лексических навыков в процессе иноязычной подготовки у студентов неязыковых специальностей вуза. Авторы указывают на значимость обучения лексике, которая является средством развития и совершенствования всех видов речевой деятельности. В статье уточнена сущность лексического навыка, его компонентный состав. Рассмотрены основные этапы формирования лексического навыка. Описаны и проанализированы особенности процесса обучения лексической стороне иноязычной речи у студентов неязыковых специальностей, изучающих английский язык по учебно-методическому комплексу «English File 3rd Edition Pre-Intermediate».
Ключевые слова: высшее образование, студент, иноязычная подготовка, лексический навык, продуктивные навыки, рецептивные навыки, процесс обучения.
Главной целью обучения английскому языку в неязыковом вузе является развитие устных и письменных форм коммуникации в ситуациях межличностного и профессионального общения [6-7], поэтому работа над лексическим аспектом является неотъемлемой предпосылкой достижения данной цели. Формирование и дальнейшее совершенствование лексических навыков в работе над усвоением лексического материала является центральным звеном в процессе обучения иностранному языку [13, с. 3].
Поскольку работа над лексической стороной иноязычной речи является одним из наиболее сложных аспектов изучения иностранного языка, вопросы развития лексических навыков постоянно находятся в поле зрения ученых и исследователей [1-2, 9]. Так, например, Е.Ю. Котельникова и И.А. Шпортько, описывая особенности работы над иноязычной лексикой в техническом вузе, выделяют ряд сложностей данного процесса и отмечают, что «небольшой словарный запас заставляет студентов чувствовать неуверенность и даже нередко вызывает нежелание говорить на иностранном
языке» [4, с. 118]. Н.А. Кузякина подчеркивает, что «систематическое накопление и расширение словарного запаса является одной из главнейших задач при обучении иностранному языку» [5, с. 53]. И.Р. Рыбина и И.Ю. Попова говорят о необходимости определения наиболее рациональных и эффективных способов формирования лексической компетентности [11, с. 303], что особенно важно в условиях неязыкового вуза, где количество учебного времени, выделяемого на дисциплину «Иностранный язык» является весьма ограниченным [8,10].
Обратимся к определению и сущности термина «лексический навык». В педагогической и методической литературе существует множество трактовок данного термина. Лексический навык рассматривается как «способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами» [12, с. 338], как «знание значения и формы лексических единиц и умение их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. владение навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и умение понимать лексические единицы на слух и при чтении» [3, с. 287-288] или как «навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации, а также узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений» [14, с. 120].
В состав лексического навыка входят два основных компонента:
1. Продуктивные навыки (навыки словоупотребления) - навыки, необходимые для говорения и письма. В их число входят навыки правильного выбора лексических единиц в соответствии с коммуникативным целями и задачами; правильной сочетаемости слов в словосочетаниях и предложениях; корректного выбора слова из синонимических и антонимических рядов и выполнения эквивалентных замен.
2. Рецептивные навыки (навыки словообразования) - навыки, необходимые для восприятия на слух и чтения. К ним относят навыки правильного соотнесения звукового и зрительного образа слова с его значением; узнавания и понимания изученных лексических единиц в речевом потоке или в графическом тексте; догадки значения слова с помощью контекста; дифференциации сходные по звучанию и написанию слов [3, с. 288].
Помимо продуктивных и рецептивных навыков Н.Д. Гальскова в состав лексического навыка включает:
- социокультурные знания и умения в области лексики. Коммуникация на иностранном языке будет успешной, если учащиеся будут также знать безэквивалентную лексику и понимать ее в контексте; лексику, обозначающую реалии стран изучаемого языка; знать речевые и этикетные формулы различных сфер общения и уметь строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка;
- лингвистические знания в области лексики. В их число входят знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости; знание строевых и служебных слов как средств связи в предложениях и текстах; знание понятий, значение которых выражается по-разному в различных языках.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина студенты универсального бакалавриата нелингвистических специальностей изучают дисциплину «Иностранный (английский) язык» на первом и втором курсах. Дисциплина «Иностранный язык» является базовой дисциплиной модуля «К.М.03.Иностранный язык» и рассчитана на курс обучения английскому языку общей трудоемкостью 15 зачётных (кредитных) единиц (540 академических часов: 180 часов аудиторной работы, 108 часов контактной работы, 252 часа самостоятельной работы).
Обучение английскому языку ведется с использованием учебно-
rd
методического комплекса (УМК) «English File 3 Edition Pre-Intermediate» авторы Oxenden C., Latham-Koenig Ch., Seligson P. [15-16]. В процессе обучения используются следующие компоненты учебно-методического комплекса: учебник (Student's Book); рабочая тетрадь (Workbook); книга для учителя (Teacher's book), снабженная дополнительными учебными материалами; книга с тестовыми материалами (Test Booklet), а также учебные аудио и видео материалы.
В процессе обучения английскому языку преподаватели уделяют особое внимание развитию лексических навыков студентов и ставят своими основными задачами работу над:
- накоплением и расширением у студентов продуктивного и рецептивного словарного запаса по изучаемым темам;
- формированием представлений о системе английского языка: словообразовательных моделях; семантических полях слов; коллокациях слов;
- совершенствованием навыков работы со словарями и другой справочной литературой;
- овладением различными стратегиями и приемами усвоения новых лексических единиц;
- развитием компенсаторских умений, т. е. решением проблем нехватки слов и выражений;
- повышением мотивации к результативной работе над расширением словарного запаса.
Формирование лексических навыков с использованием УМК «English File 3rd Edition Pre-Intermediate» происходит в несколько этапов.
На первом этапе происходит первичное введение новых лексических единиц. Целью данного этапа является ознакомление учащихся со звуковым и графическим образом лексической единицы, с его семантическими особенностями. Новые лексические единицы в рамках определенных тем вводятся как отдельные слова и выражения вне контекста, так и в контексте небольших рассказов или текстов.
Раскрытие значения слов (семантизация) осуществляется беспереводным способом, что предполагает опору на языковую и экстралингвистическую наглядность. Для раскрытия значения слов в УМК широко используются картинки, дефиниции, толкование и контекстуальная догадка.
Например, в разделе 1 С (file 1С) изучается лексика по теме «Одежда». Первое задание, направленное на введение новых слов - это задание на сопоставление слов с предметами одежды, изображенными на картинке: Look at the pictures. What are the models wearing? Match the words and clothes. Важно отметить, что задание носит коммуникативный характер (рис.1).
Рисунок 1 - Пример задания на семантизацию новых слов (File 1C)
В конце учебника находится раздел Vocabulary Bank, в котором новые лексические единицы распределены по темам. Примерами заданий на се-мантизацию отдельных лексических единиц могут быть следующие:
- Match the phrases and the pictures (file 2A);
- Match the questions and the answers (file 2A);
- Complete the chart with necessary prepositions (file 2B);
- Match the adjectives with their definitions (file 1B);
- Complete the Opposite column with an adjective from the list (file 1B);
- Put the words in the right column (file 5B) (рис. 2).
□ boots С shirt
I_, shoes
Оskirt
□ top ^ trousers
WHAT IS THERE TO SEE?
rastle "1;<j:íJ< с at bedial,' k a'ffi :d ral church HJ&tp department its«! Air'pQrtnBni 5Ы market "mo: tit/ mosque -museum niju/iiam.'' palace pactó shopping centre />puj stah« "«а-Ф temple ."tempi/ tnwn hall ,'saun 'Ь:1/
Religious buildings Places where ynu can ii iy I Kings
Рисунок 2 - Пример задания из раздела Vocabulary Bank на семантизацию новых слов (File 5B)
Новые слова и выражения вводятся также в контексте, и в данном случае семантизация происходит на основе контекстуальной догадки. Например:
- Read the text about shopping online. Then complete it with words from the list (file 4B);
- Read the article again. Look at the highlighted words related to health and the body. Match them to a picture or definition (file 5C);
- Look at the highlighted verbs and verb phrases. With a partner, try to guess their meaning from the context (file 9A).
На втором этапе происходит тренировка учащихся в усвоении значения, формы и употребления новых слов при помощи упражнений, направленных на формирование продуктивного лексического навыка и его дальнейшее совершенствование. Тренировочные упражнения находятся как в учебнике в разделе Vocabulary Bank, так и в рабочей тетради (рис. 3). Список тренировочных упражнений разнообразен. Перечислим некоторые из них:
- Match the verbs and nouns (file 1A);
- Complete the opposites (file 1B);
- Complete the crossword (file 4B);
- Complete the expressions with these verbs (file 4A);
- Match the sentences with definitions (file 7B);
- Write the opposite verb in each place (file 6A).
1 VOCABULARY phobias and words
related to fear
a Complete the phobias with the missing vowels.
I hen match them with the definitions.
1 a g о г a ph о h i a I11 i a ten ■ ■ I \ j и Je t s
2 tl__8K_|)ll_b__i_J b fear ofopen spaces
3 г chn ph h [ ] с fear of heights
4 gl_ss.._ph._.b _I d fear of closed spaces
.s _c.r_ph b____I J e fear r>F public spiking
b Complete the sentences with a suitable word.
1 Are you I iii ¡Ji. ,<■■ >: м iI.iv-' Л lot of people are,
2 Гтп quiteяс_of spiders. I don't like
them much.
3 If you suffer from a f of flying, you iMи [ travel by plane.
4 My ftlster Is re__nf big tings. She always
crosses tlie road if slit" sees one.
5 My children don't like swimming. 1 hey're a____of wa ter.
6 Olgatusa pb__of ii I set is, SI it- never
goes to the country.
Рисунок 3 - Пример условно-речевого упражнения из рабочей тетради (file
9B)
Кроме заданий из рабочей тетради, преподаватель может предложить учащимся выполнить дополнительные упражнения на закрепление нового лексического материала, которые представлены в книге для учителя (рис.
3B VOCABULARY What's the preposition?
^ Are [he prepositions in bold right (/) or wrong (X)? Correct the wrong ones.
1 What time does your piane arrive in Madrid? /
2 at When t arrived to the museum, it was closed.
3 He depends of his parents to give him money.
4 1 completely agree with you.
5 Can you ask the teacher to a photocopy?
Рисунок 4 - Пример тренировочного лексического упражнения из книги
для учителя (file 3B)
Заключительный, третий, формирования лексического навыка - это этап применения лексических единиц в продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. На данном этапе студенты выполняют задания по составлению монологических и диалогических высказываний в рамках изучаемых тем, написанию писем личного и делового характера, биографии и эссе. Приведем примеры заданий из учебника:
- Work in pairs. Ask your partner about his/her holiday. Show interest in what he/she says, and ask for more information (file 2A);
- Write about your favourite photo (file 2B);
- Look at the questions. Plan your answers. Answer them truthfully, but invent one answer to make your weekend sound more exciting (file 4C);
- Write a biography of a person you know, or a famous person (file 9C).
Важным этапом процесса работы над лексической стороной иноязычной
речи является этап контроля. Контроль усвоения новых лексических единиц происходит регулярно и в несколько этапов. Первый этап - это выполнение заданий небольшого теста (quick test). Назначением данного теста является контроль грамматического, лексического и фонетического материала по каждому разделу (файлу) учебника. Второй этап - это более объемный тест (file test), который студенты выполняют после изучения каждого раздела учебника. Этот тест включает в себя такие разделы как грамматика, лексика, фонетика, чтение, аудирование, письмо и говорение. Этот тест помогает контролировать уровень сформированности как рецептивных, так и продуктивных лексических навыков. Третий и четвертый этапы - это отсроченный контроль, один из этапов которого проводится после изучения половины разделов учебника (файлы 1-6), когда студенты выполняют progress test 1, и второй этап - это итоговый контроль после изучения материала всего учебника, когда студенты выполняют progress test 2 и end-of-course-test.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что прочное владение лексикой способствует свободному владению иностранным языком, поскольку каче-
ственно сформированные лексические навыки и богатый словарный запас являются главными условиями успешного общения на иностранном языке.
Список литературы
1. Архипова М.В., Белова Е.Е. Возможности использования современных интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 27-30.
2. Белова Е.Е., Гаврикова Ю.А. Современный подход к обучению чтению на английском языке // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 80-83.
3. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидакти-ка и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
4. Котельникова Е.Ю., Шпортько И. А. К вопросу об обучении иноязычной лексике в техническом вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 1. С. 117-126.
5. Кузякина Н.А. Особенности обучения иностранной лексике как необходимой составляющей обучения иностранному языку в военном авиационном вузе // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. № 1 (07). С. 52-56.
6. Ляшенко М.С., Даричева М.В. Мультикультурный аспект преподавания английского языка посредством социальных сайтов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-12. С. 173-182.
7. Минеева О.А. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический университет. Нижний Новгород, 2009. 23 с.
8. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А. Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (44). С. 76-80.
9. Минеева О.А., Жулина Е.В. Технология работы с аутентичными текстами, содержащими социокультурный компонент, на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. №1 (35). С. 71-77.
10. Оладышкина А.А., Минеева О.А. Проектно-ориентированный метод обучения иностранному языку: на примере веб-квестов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С.131-134.
11. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Формирование лексической компетентности при обучении английскому языку студентов экономических специальностей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). С. 302-305.
12. Филатов, В. М. Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 416 с.
13. Шамов А. Н. Иноязычная лексическая компетенция в структуре компетентност-ной парадигмы обучения языку // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 2-10.
14. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
15. Oxenden C., Latham-Koenig Ch., Seligson P. English File 3rd Edition Pre-Intermediate: Student's Book. - Oxford University Press, 2012.
16. Oxenden C., Latham-Koenig Ch., Seligson P. New English File. Pre-Intermediate Workbook. - Oxford University Press, 2012.
Mineeva Olga Aleksandrovna, Cand. Ped. Sci., associate professor (e-mail: [email protected]) Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. (e-mail: [email protected])
Koldina Margarita Igorevna, Cand. Ped. Sci., associate professor
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod Russia
(e-mail: [email protected])
PECULIARITIES OF TEACHING LEXICAL ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE SPEECH
Abstract. In this paper, the authors focus their attention on the development of lexical skills of undergraduate students of non-linguistic specialities. The authors point out the importance of learning vocabulary, which is a means of learning all types of speech activity. The essence of lexical skills and its component composition have been clarified in the paper. The main stages of lexical skills formation have been considered. The peculiarities of teaching lexical aspect of foreign language speech to undergraduate students of non-linguistic specialities are described and analyzed.
Keywords: higher education, student, foreign language training, lexical skills, productive skills, receptive skills, learning process