УДК 372.881.111.1
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОБЛАКА СЛОВ)
© 2018
Сапух Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка»
Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. Поскольку облако слов представляет собой интересный и полезный в обучении иностранным языкам инструмент и является новым и эффективным путем активизации процесса обучения, актуальным становится рассмотрение облака слов как средства формирования лексических навыков учащихся средней школы. Лексический навык представляет собой способность автоматизировано вызывать из памяти слово, словосочетание или же фразу, которые соответствуют коммуникативному заданию, потребностям общения. Лексический навык определяется устойчивостью, автоматизированностью, обусловленностью, самостоятельностью и репродуктивностью. Работа над накоплением словаря проходит в течение всего процесса обучения. Согласно школьной программе, на каждом втором уроке должно происходить ознакомление с новым словом и его же усвоение. То, что учащиеся свободно смогут участвовать в диалогах на иностранном языке, будет являться самым убедительным и показательным свидетельством владения учащимися словарем, определенной лексикой. Многие методисты и ученые выделяют три этапа формирования лексических навыков: ознакомление, тренировка и речевая практика. Данные этапы работы над лексикой представляют собой единое целое, а вычленение каждого отдельного этапа проводится в методических целях. Формирование лексического навыка осуществляется с помощью разного рода средств обучения, выбор которых обуславливается целями, условиями обучения и, несомненно, методической концепцией авторов. Облако слов является одним из подобных информационных средств обучения. Облако слов (word cloud) - это визуальное представление ключевых слов текста в виде гиперссылок разного шрифта и цвета, выполненное в определённой графической форме (обычно в виде облака). Облако слов как средство обучения помогает учителю разнообразить процесс обучения, способствует мотивации учащихся, формирует необходимые условия для развития как критического, так и пространственного мышления, ценностные и эмоциональные категории, аналитические способности учащихся, навыки структурирования и моделирования, умения выделять самое главное и основное, развивает творчество и способность к самообразованию. В статье приведены фрагменты уроков, в которых автор демонстрирует опытную работу по применению данного средства на разных этапах обучения лексике (семантизация, тренировка и речевая практика) в средней школе. Автор приходит к выводу, что облако слов представляет собой необычное и полезное средство обучения лексике, вызывающее интерес, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Облако слов успешно применяется в изучении большинства тем и практически на всех этапах урока. Данное средство может выступать как средство мотивации обучаемых, так и способствовать развитию мотивационно-ценностной составляющей образованности учащихся.
Ключевые слова: лексический навык, формирование лексических навыков, средство формирования лексических навыков, визуализация, облако слов, семантизация лексики, ознакомление, тренировка, речевая практика, ключевые слова, учащиеся средней школы.
MODERN MEANS FOR FORMING THE LEXICAL SKILLS OF STUDENTS AT ENGLISH LANGUAGE LESSONS (ON THE EXAMPLE OF WORD CLOUDS)
© 2018
Sapukh Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "English philology and methods of English language teaching"
Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. Since word cloud is an interesting and useful tool in teaching foreign languages and is a new and effective way to enhance the learning process, it is important to consider the word cloud as a means of forming the lexical skills of high school students. A lexical skill is the ability to automatically recall from memory a word, word combination or phrase that corresponds to a communicative task, the needs of communication. The lexical skill is determined by stability, automatism, conditionality, independence and reproductive performance. Work on the accumulation of vocabulary takes place during the entire learning process. According to the school curriculum, every second lesson should familiarize with the new word and its assimilation. The fact that students can freely participate in the dialogue in a foreign language will be the most convincing and revealing evidence of the possession of the certain vocabulary. Many methodologists and scientists distinguish three stages of the formation of lexical skills: familiarization, training and speech practice. These stages of work on vocabulary represent a single whole, and the isolation of each individual stage is carried out for methodological purposes. The formation of a lexical skill is carried out with the help of various kinds of teaching aids, the choice of which is determined by the aims, conditions of instruction and, undoubtedly, the methodical concept of the authors. A word cloud is one such learning tools. A word cloud is a visual representation of text keywords in the form of hyperlinks of different font and color, executed in a certain graphic form (usually in the form of a cloud). A word cloud as a means of teaching helps the teacher to diversify the learning process, encourages students to motivate, creates the necessary conditions for the development of both critical and spatial thinking, value and emotional categories, students' analytical abilities, structuring and modeling skills, skills to highlight the most important and basic, develops creativity and ability to self-education. The article contains fragments of lessons in which the author demonstrates an experimental work on the application of this tool at different stages of teaching vocabulary (semantisation, training and speech practice) in high school. The author comes to the conclusion that a word cloud is an unusual and useful tool of teaching vocabulary, provoking interest, both from the teacher and from the students. A word cloud is successfully used in the study of most of the topics and practically at all stages of the lesson. This tool can act as a means of motivating students, as well as contribute to the development of a motivational and value components of the education of students.
Keywords: lexical skill, formation of lexical skills, means of formation of lexical skills, visualization, word cloud, se-mantization of vocabulary, acquaintance, training, speech practice, keywords, high school students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с мирование лексических навыков, являясь основной це-важными научными и практическими задачами. Фор- лью работы над лексикой в школе, представляет собой
Сапух Татьяна Викторовна СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ...
сложную задачу. Зачастую учащимся трудно запомнить форму того или иного слова, его значение и употребление. Так, многими учеными (М.Ф. Стронин, Е.А. Маслыко) были придуманы различные методы, приемы и средства, которые помогают качественно обучать, поддерживать интерес учащихся к иностранному языку, повышать эффективность урока и, к тому же развивать личностный потенциал учащихся. На сегодняшний день одним из востребованных и современных средств, с успехом развивающих образованность обучаемых, является использование облака слов, позволяющее создать уникальную образовательную среду [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Лексический навык может рассматриваться как составляющая речевого акта, и как самостоятельный естественный навык. Согласно Р. К. Миньяр-Белоручеву, лексический навык представляет собой способность автоматизировано вызывать из памяти слово, словосочетание или же фразу, которые соответствуют коммуникативному заданию, потребностям общения [2].
Для того, чтобы лексический материал лучше запоминался, важно активное участие всех видов памяти:
- слуховой (этот вид памяти развивается при восприятии иностранного языка на слух и, конечно же, в процессе устной речи);
- зрительной (этот вид памяти тренируется с помощью чтения, а также с помощью написания слов);
- моторной (этот вид памяти тесно связан с работой всех органов речи и актом написания слов);
- логической (этот вид памяти способствует осмыслению и продумыванию всего усвоенного материала) [2].
Лексический навык определяется устойчивостью, автоматизированностью, обусловленностью, самостоятельностью и репродуктивностью. Помимо этого, характерным для него является языковая (лексическая) оснащенность [2].
Что же значит знать слово? Согласно Е.Н. Солововой, знать слово, значит, знать его форму, значение и употребление.
Под формой мы понимаем фонетическую форму, без которой трудно распознать слово и правильно озвучить его самому, а также орфографическую форму, без которой учащийся не сможет узнать слово при чтении и корректно его написать. Кроме этого, нельзя забывать о грамматических особенностях слова и его структуре [3].
Что касается семантической стороны слова, то в английском языке слова зачастую могут иметь несколько значений. Несомненно, знать все значения одного слова невозможно, но наиболее частотные и употребляемые из них необходимо знать. Помимо этого, особую трудность могут вызывать фразовые глаголы и фразеологические обороты, так как значение подобных лексических единиц часто нельзя узнать по их составляющим [3].
Говоря об употреблении слова, мы подразумеваем как коннотацию слова, так и его управление в предложении. В первом случае понимается социальный подтекст слова, а во втором - место слова в предложении и его типичные сочетания с другими словами.
Работа над накоплением словаря проходит в течение всего процесса обучения. Согласно школьной программе, на каждом втором уроке должно происходить ознакомление с новым словом и его же усвоение. Учащиеся должны быть заинтересованы в постоянном, непрерывном расширении словарного запаса. То, что учащиеся свободно смогут участвовать в диалогах на иностранном языке, будет являться самым убедительным и показательным свидетельством владения учащимися словарем, определенной лексикой.
В дополнение к вышесказанному Е.Н. Соловова в пособии «Методика обучения иностранным языкам» говорит о том, что каждый учащийся обладает своим индивидуальным семантическим полем, которое по своей
природе не статично, а имеет динамику. Кроме этого, существует ряд субъективных факторов, которые обуславливают эту динамику:
- слова должны быть введены в определенном контексте (это помогает сформировать определенные ассоциации: чем больше подобных ассоциаций, тем выше вероятность запоминания и различнее употребление того или иного слова);
- создание разнообразных связей слова в различных контекстах (здесь формируются как парадигматические, так и смысловые связи слова на уровне контекста его же употребления);
- соединение смежных семантических полей;
- проблемный характер речевой установки (чем выше уровень проблемности речевой установки, тем интереснее задания и ответы на них);
- обеспечение постоянной актуализации уже изученной лексики и ее максимальная смена (необходимо увеличивать активный словарь за счет творческого подхода к выученной лексике, используя ее в новых контекстах, а не за счет механического изучения новой лексики) [3].
Многие методисты и ученые выделяют три этапа формирования лексических навыков: ознакомление, тренировка и речевая практика. Данные этапы работы над лексикой представляют собой единое целое, а вычленение каждого отдельного этапа проводится в методических целях.
Главной проблемой первого этапа является введение и способ семантизации лексических единиц, т.е. раскрытие их значения. Р.К. Миньяр-Белоручев утверждает, что лексический материал «закладывается» в память не в качестве бессистемного, беспорядочного набора звуковых и орфографических комплексов, а с помощью системы связей (денотативных, сигнификативных, фоновых, ситуационных, знаковых), характерных для того или иного слова, словосочетания [2].
Установление выше перечисленных связей новых лексических единиц называется семантизацией. Раскрытие значения слова осуществляется разнообразными способами:
- переводной;
- беспереводной [4].
Выбор способа семантизации обуславливается многими факторами такими как, качественные характеристики слова, его принадлежность к рецептивному или продуктивному минимуму, этап обучения и уровень языковой подготовки как учащихся, так и учителя.
Следующим этапом работы над лексикой является тренировка. При формировании лексических навыков тренировка нацелена на закрепление установленных связей новой лексики и её расширение. Работа над новым словом, проведённая в процессе тренировки, укрепляет денотативные, семантические, ситуационные и знаковые связи [5].
Обычно тренировка над новым словом начинается с рецептивных упражнений, которые помогают закрепить ситуационные и денотативные связи. Например, упражнения, предложенные Р.К. Миньяр-Белоручевым:
1. Упражнения на узнавание новых слов в контексте.
2. Упражнения на определение значения слова, которые являются производными от уже изученных слов.
3. Упражнения на узнавание слов в аудируемом тексте.
4. Упражнения на развития сигнификативных связей слова (имеется в виду полисемия слова).
5. Упражнения, направленные на работу с синонимами или антонимами [2].
Е.Н. Соловова также предлагает свою классификацию лексических упражнений, которые основываются на принципе от простого к сложному (имеется в виду от уровня слова к уровню сверхфразового единства) [3].
1. Упражнения на уровне слова.
а) выразить то же самое, но с помощью одного слова (с помощью данного упражнения учитель формирует
разнообразные уровни коммуникативной компетенции, при этом включая и социолингвистическую и социокультурную;
б) подобрать антонимы или синонимы к слову;
в) упражнения на отбор слова с наиболее общим значением (подобные упражнения учат генерализировать, обобщать понятия);
г) расположить слова в определённом порядке (например, по скорости передвижения и др.);
д) выбрать слово, не подходящее к данной группе слов (подобные упражнения становятся интереснее, если сделать выбор не столь очевидным).
2. Упражнения на уровне словосочетания.
а) Упражнение на составление или же подбор словосочетаний к данным словам (в подобных упражнениях необходимо обратить внимание на особенности управления и правильного выбора близких по значению слов);
б) упражнения на соединение разрозненных слов, с целью получить какие-либо пословицы, идиоматические выражения;
в) упражнения на подбор прилагательных или глаголов к данному слову.
3. Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.
а) ответы на вопросы;
б) сформулировать вопросы к данным словам;
в) закончить предложения;
г) соединить части предложений в связный, цельный текст;
д) придумать или же подобрать название-заголовок к картинкам;
ж) составить предложения и др. [3].
По коммуникативной направленности упражнения над работой с лексикой делятся на:
- языковые;
- условно речевые;
- речевые [4].
Первый тип упражнений ориентирован на усвоение языкового материала. Подобные упражнения нацелены на отработку языковой формы того или иного слова [4].
Второй тип упражнения ориентирован на тренировку слов в словосочетаниях и предложениях, предполагающих условную речевую задачу[4].
Третий тип упражнений предназначается для развития речи на базе уже ранее усвоенного языкового материала. Подобные упражнения нацелены на содержание высказывания [4].
Таким образом, лексический навык - это способность автоматизировано вызывать из памяти слова, словосочетания или же фразы, согласно потребностям общения. При формировании лексических навыков создаются знаковые, семантические, денотативные, сигнификативные, ситуационные и фоновые связи. Формирование лексического навыка осуществляется с помощью разного рода методов обучения, выбор которых обуславливается целями, условиями обучения и, несомненно, методической концепцией авторов [2].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи - показать возможности облака слов для формирования лексических навыков учащихся средней школы на уроках английского языка.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка не может подлежать сомнению, т.к. именно они помогают развивать коммуникативные способности учащихся [6]. Использование информационных технологий имеет огромное количество преимуществ. Так, например, они помогают запоминать ключевые слова того или иного текста, тренировать образную память, проводить мозговые штурмы, анализировать тексты и др. [7].
Облако слов является одним из подобных информационных средств обучения. Облако слов - облака клю-
чевых слов (word clouds) - это визуальное представление ключевых слов текста в виде гиперссылок разного шрифта и цвета, выполненное в определённой графической форме (обычно в виде облака) [6]. Облака слов позволяют показать частоту упоминаний того или иного слова, а также его важность. Чем популярнее ссылка, тем размер слова больше и ярче в цвете [8].
С точки зрения психологии восприятия информации, облака слов носят универсальный характер, так как большая часть людей обладает зрительным видом памяти и ярко выраженным визуальным восприятием. Из этого можно заключить, что проанализированная и отобранная человеком (учащимся) любая текстовая информация, которая представлена лаконично и красиво, может стать интеллектуальной собственностью индивида для последующей актуализации данной информации во всех видах речевой деятельности [9].
Кроме того, графическое представление облаков также играет большую роль, т. е. важно не только что написано, но и как написано (шрифт, цвет, размер надписи, её расположение) [9].
Использование облака слов помогает, в первую очередь, достичь цели по формированию у учащегося компетентности, которая способствует более продуктивному процессу овладения иностранным языком [10]. Облако слов как средство обучения помогает учителю разнообразить процесс обучения, способствует мотивации учащихся, формирует необходимые условия для развития как критического, так и пространственного мышления, ценностные и эмоциональные категории, аналитические способности учащихся, навыки структурирования и моделирования, умения выделять самое главное и основное, развивает творчество и способность к самообразованию [7].
Помимо этого на занятиях по английскому языку облака слов позволяют построить на их основе и самостоятельные виды работы, проводящиеся вне класса, и групповые и индивидуальные формы работ [8].
К тому же, существует огромное количество сайтов-генераторов, которые помогут с легкостью создать облако слов любой сложности и конфигурации: Wordle. net, Tagxedo.com, Tagul.com, Worditout.com и др. Здесь создатель (учители или ученик) сможет настроить различные макеты, формы, цветовые схемы и шрифты каждого облака [11].
Облако слов, по нашему мнению, является одним из наилучших средств обучения лексике. Ниже будут приведены фрагменты уроков, в которых мы попытались применить данное средство на разных этапах обучения лексике (семантизация, тренировка и речевая практика) в средней школе.
Как было сказано выше, первым этапом обучения лексике является семантизация слов, то есть раскрытие их значения. В приведенном ниже фрагменте мы рассмотрим облако слов как один из способов семантиза-ции слова на основе учебника «English 7» под редакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапы, Э. Ш. Перегудовой и др. [12].
1 урок по теме «Are you a friend of the planet»?
Today we are going to learn a new topic, which is devoted to our planet Earth. Before we're going to read our text, let's pay attention to some words that will be helpful for our further work (учитель раздает учащимся облака слов, один на пару). Now you work in pairs. Your task is to study the words in the word cloud and, using your dictionaries, match them with their translation. I give 5 minutes to do this task. After that we'll check your work together.
Следующим этапом формирования лексики является тренировка, направленная на закрепление установленных связей новой лексики и её расширение. Облако слов также может использоваться и на этом этапе обучения лексике. Так, ниже представлен фрагмент урока, основанный на учебнике «Spotlight» под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс [13]._
Сапух Татьяна Викторовна СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ...
2 урок по теме «Food & Shopping».
Today we are going to do some tasks to practice your knowledge that is connected with our topic - «Food& Shopping» (учитель раздает каждому учащемуся облако слов). Now pay attention to word clouds, you've got. Your task is to find the ways eggs, potatoes, vegetables, chicken, rice, fish can be cooked. To do this task properly, use different crayons to define each kind of food. Be careful, several variants are possible. I give 5-7 minutes to do this task, and then we'll check it together.
damage озеро уничтожать
Earth disturb среда pondnature исчезать
spoil P J вредить disappear портить QcSLlOy
беспокоить заЩиЩать Земля
u перерабатывать
pollute environmentrecvcle
save Hass стекло
glass стекло
загрязнять , ,
ро11и11оппр^оДа protect
загрязнение
Рисунок 1 - Облако слов на тему «Are you a friend of
the planet»? * Составлено автором в сервисе Worditout Последним этапом обучения лексике, как мы знаем, является речевая практика. На данном этапе учащиеся должны уметь с легкостью вызывать слово из памяти, правильно его употреблять в той или иной ситуации. Здесь изучаемое нами облако слов будет служить средством развития умений всех видов речевой деятельности. В приведенном ниже фрагменте, мы рассмотрим облако слов как средство развития монологической речи учащихся средней школе на основе учебника «Enjoy English 9» под редакцией М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк и др. [14]
5 урок по теме «Families and Friends: Are We Happy Together»?
Now let's open our books on page 25 exercise 42. There is the text, we read last time. Today you are going to retell it. (учитель раздает каждому учащемуся облако слов). Please, have a look at your word clouds. Today they are your helpers. Your task is to retell the text, using these words and think of a possible variant of what could happen next. To do this task, I give 10 minutes.
Stop Heading
Enjoy Garb wing
Broke* C(oseFHenhs Vfcfiu Water\ СШШ
harden
Unique Wcnhrfuf
Take Cm Of
у V / ' w i < n I *< у H v Ш v ш я
Dead
flown:i
Bright
Keep Company
Kittu
Fabeb V
No Fence
Рисунок 2 - Облако слов как средство развития монологической речи * Составлено автором в сервисе Tagul P6: Once upon a time there lived two girls, Kitty and Vicky. They had been very close friends since their childhood. There were two gardens in front of their houses but there was no fence. Kitty enjoyed gardening, but Vicky didn't. She always kept Kitty company, reading something. One day a wonderful bright flower had grown there. It was unique. Kitty watered the flower, took care of it. Vicky stopped reading in the garden, as it was cold. One day Kitty
went out to the garden and saw a broken dead and faded flower...
Необходимо отметить тот факт, что использование облака слов в процессе обучения позволило:
- активно развивать когнитивный компонент образованности учащихся за счёт возможности выбора индивидуального пути изучения того или иного учебного материала, а также за счёт регулирования темпа его же усвоения;
- разумно организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- адаптироваться к интеллектуальным системам поддержки учебного процесса;
- организовывать групповые и командные формы работ, служащие развитию коммуникативных умений и качеств [15].
Таким образом, основываясь на нашей опытной работе, можно сделать вывод, что облако слов является одним из интересных, ярких и занимательных средств формирования лексических навыков. Кроме того, как мы видели, облако слов может использоваться на разных этапах обучения лексике. Так, на каждом этапе изучаемое нами средство привносило в урок новизну, оригинальность и неповторимость.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, облако слов представляет собой необычное и полезное средство обучения [16-19], вызывающее интерес, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Облако слов успешно применяется в изучении большинства тем и практически на всех этапах урока. Данное средство может выступать как средство мотивации обучаемых, так и способствовать развитию мотивационно-ценностной составляющей образованности учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ramsden A. Using word clouds in teaching and learning / A. Ramsden, A. Bate. Режим доступа: http:// opus.bath.ac.uk.
2. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» / Р.К. Миньяр-Белоручев. -М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Астрель, 2009. - 238 с.
4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
5. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
6. Тороп В.В. Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля // XXIV Международная конференция «Применение инновационных технологий в образовании» (дата публикации 26.06.2013) [Электронный ресурс] URL: http:// mining.evnts.pw/materials/123/16782/ (дата обращения 31.07.2018).
7. Дашкевич И.В. Word Cloud как прием активизации речи на уроке английского языка (из опыта работы) / Электронный ресурс. Режим доступа: http:// nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-azyk/ library/2014/11/01/word-cloud-kak-priem-aktivizatsii.
8. Tafazoli D. Wordling: using word clouds in teaching English language / D. Tafazoli. - Iran, 2013. - P. 53-56.
9. Осадчая О.В. Облака слов в обучении иностранному языку для специальных целей студентов инженерно-технического вуза / О.В. Осадчая // Образование. Наука. Инновации / О.В. Осадчая, А.С. Трач. - Ростов-на-Дону, 2014. - С. 187-197.
10. Чуносова М.О. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка (на примере «облака слов») / М.О. Чуносова // Филологическое образование и современный мир. XII молодёжная научно-
практическая конференция с международным участием. - Чита, 2016. - С. 194-198.
11. Тихонова Е.В. Активные формы обучения на занятиях по английскому языку на примере образовательных интернет-технологий / Е.В. Тихонова, Г.А. Хорохорина // Психология образования в поликультурном пространстве. № 28 (4) - Елец, 2014. - С. 29-35.
12. Кузовлев В.П. Английский язык: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд. / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова. - 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 252 с.
13. Ваулина Ю.Е. Англйиский язык: учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. / Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.
14. Биболетова, М.З. Английский язык: Английский с удовольствием 9 Enjoy English: учебник для 9 кл. общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, О.И. Кларк, А.Н. Морозова, И.Ю. Соловьева. - 2-е изд., испр. и перераб. - Обнинск: Титул, 2013. - 240 с.
15. Петухова Т.П. Использование облачных сервисов как средств формирования информационной образованности старшеклассника / Т.П. Петухова // Современные информационные технологии и ИТ-образование / Т.П. Петухова, И.В. Минина. - М.: «Лига-интернет лига», 2015. - С. 291-295.
16. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
17. Митин А.Н. Облачные технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.
18. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
19. TAFAZOLI Dara, CHIRIMBU Sebastian Cristian, CARTIS Anca Dejica Web 2.0 in English language teaching: using word clouds // Professional communication and translation studies, 7(1-2) / 2014, pp. 167-172.
Статья поступила в редакцию 07.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018