Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников'

Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16924
1948
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / ВОСПРИЯТИЕ / УПОТРЕБЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ НАВЫК / СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / VOCABULARY / PERCEPTION / USE / FORMATION / DEVELOPMENT / LEXICAL SKILL / SPEECH ACTIVITY / LEXICAL SPEECH SKILL / USE OF THE WORD / DERIVATION / LEXICAL UNIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бронская Вера Сергеевна

Лексика это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Правильность восприятия и употребления лексики в различных ситуациях общения на иностранном языке зависит от целенаправленного формирования и развития лексических навыков во всех видах речевой деятельности. Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Процесс введения лексики начинается с предъявления лексической единицы и ее объяснения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бронская Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEXICAL SKILLS AT SCHOOL

Vocabulary a set of words that makes up a particular language or dialect. The correctness of perception and use of language in different communicative situations in a foreign language depends on the targeted formation and development of lexical skills in all kinds of speech activity. Lexical speech skill includes two main components: use of the word and derivation. The process introducing vocabulary begins with presentation of a lexical unit and its explanation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников»

УДК 373

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ Бронская Вера Сергеевна, аспирант

Московский Гуманитарный Педагогический Институт, г. Москва, Россия

Faithme@mail. ru

Лексика - это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Правильность восприятия и употребления лексики в различных ситуациях общения на иностранном языке зависит от целенаправленного формирования и развития лексических навыков во всех видах речевой деятельности. Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Процесс введения лексики начинается с предъявления лексической единицы и ее объяснения.

Ключевые слова: лексика; восприятие; употребление; формирование; развитие; лексический навык; речевая деятельность; лексический речевой навык; словоупотребление; словообразование; лексическая единица.

THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEXICAL SKILLS AT SCHOOL

Vera Bronskaya, Postgraduate Student

Moscow Humanitarian Pedagogical Institute, Moscow, Russia

Faithme@mail. ru

Vocabulary - a set of words that makes up a particular language or dialect. The correctness of perception and use of language in different communicative situations

in a foreign language depends on the targeted formation and development of lexical skills in all kinds of speech activity. Lexical speech skill includes two main components: use of the word and derivation. The process introducing vocabulary begins with presentation of a lexical unit and its explanation.

Keywords: vocabulary; perception; use; formation; development; lexical skill; speech activity; lexical speech skill; use of the word; derivation; lexical unit.

Лексика в системе языковых средств является основной составляющей, несущей смысловые содержательные связи. Под лексикой понимают совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Овладение лексикой в условиях обучения иностранному языку имеет системообразующее значение. Лексика является одним из основных компонентов речевого общения. Она тесно взаимосвязана с фонетикой и грамматикой. Тем не менее, при обучении различным аспектам языка особое предпочтение должно отдаваться лексическому, так как на начальном этапе или в разговорной речи можно общаться отдельными словами, не владея при этом знаниями грамматики. Однако полноценное общение требует взаимодействия всех вышеперечисленных аспектов.

Слововосприятие и словоупотребление тесно связаны с процессами формирования, формулирования и оформления мысли лексическими средствами иностранного языка. И. Л. Бим отмечает, что овладеть словом означает овладеть его значением, формой (звуковой и графической), уметь его употреблять в контексте [2, С. 164]. Известный филолог С. Г. Тер-Минасова считает непростой задачей употребление слова в контексте: «Узнав новое иностранное слово, эквивалент родного, следует быть очень осторожным с его употреблением: за словом стоит понятие, за понятием - предмет или явление реальности мира, а это мир иной страны, иностранный, чужой, чуждый» [5, с. 42]. Таким образом, выделяется культурный компонент, влияющий на употребление слова.

Для того чтобы правильно воспринимать и употреблять лексику в различных ситуациях общения на иностранном языке, необходимо целенаправленно формировать и развивать лексические навыки во всех видах речевой деятельности.

Лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [1, с. 133]. Профессор Р.К. Миньяр-Белоручев определяет сущность лексического навыка как способность:

• мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи;

• включать его в речевую цепь [6].

Лексические навыки подразделяют на рецептивные (в аудировании и чтении) и продуктивные (в говорении и письме). Под продуктивными лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями и целями коммуникации. Под рецептивными лексическими навыками подразумеваются навыки узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений. Таким образом, лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование (соотносить зрительный/звуковой образ слова с семантикой, дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова, раскрывать значение слов с помощью контекста, узнавать и понимать изученные слова и словосочетания в речевом потоке/графическом тексте) [3].

Для того чтобы сформировать лексические навыки, учителю необходимо четко представлять этапы работы над лексическим материалом. Процесс введения лексики начинается с предъявления лексической единицы и ее объяснения. Внимание учащихся следует обратить на употребление слова в конкретном предложении, его сочетаемость и форму. Затем целесообразно

провести звукобуквенный анализ. При помощи семантизации (система адекватных действий) следует раскрыть значение слова. Основными приемами семантизации лексики являются опора на предметную наглядность, на языковую и речевую наглядность, толкование на родном или иностранном языке, перевод.

Объяснение значения слова также включает в себя разъяснение звукового и графического образа лексической единицы, его лексической и грамматической валентности (сочетаемости). Для того чтобы школьник мог прочно запомнить и воспроизвести новые слова, необходимо, чтобы одновременно предъявляемый ему ряд лексических единиц равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 + 2 (закон Миллера) [4, с. 53].

Известно, что повторение способствует лучшему запоминанию. Необходимо как минимум четыре повторения: сразу после запоминания, потом через 20-30 минут, через день, через две-три недели. Для лучшего запоминания используются следующие методы: метод ассоциаций, метод связок, метод мест. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Метод связок заключается в объединении новых слов в единый рассказ. Метод мест базируется на зрительных ассоциациях. Нужно представить предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места [4, с. 53-54].

За этапом введения лексической единицы следует этап закрепления, затем этап практики в общении. Для этого в отечественной методике принято использовать следующую систему упражнений: подготовительные упражнения (языковые и речеподготовительные) и речевые, или коммуникативные. Подготовительные упражнения предназначены для формирования лексического навыка. Речевые упражнения предназначены для формирования коммуникативных умений. Закрепление лексического материала происходит через серию подготовительных языковых упражнений. Дальнейшее

формирование лексических навыков должно осуществляться также через серию языковых и речевых упражнений на базе слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства и текста.

Подготовительные языковые упражнения бывают:

• на имитацию

• на идентификацию и дифференциацию

• на подстановку

• на трансформацию.

Они могут быть:

• конструктивными

• подготовительными условно-речевыми

• речевыми

• контролирующими.

Можно сделать вывод, что для формирования лексического навыка необходимы не только сведения формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, а также социокультурные знания и лингвистические знания в области лексики (знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости, знание служебных слов, знание этимологии отдельных слов.

Литература

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. - СПб: Златоуст, 1999, с. 133.

2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988, с. 164.

3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1989.

4. Психология и педагогика /Под ред. В. М. Николаенко. - М. - Новосиб.: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000. - с. 53-54.

5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: МГУ, 2004, с. 42.

6. http://www.bspu.ru/node/8846

Рецензент:

Червова А.А., д.п.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.