Научная статья на тему 'Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка'

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7424
1026
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / ФОРМИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарубина Ю. И., Бодулева А. Р.

В статье рассматриваются методы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Авторы описывают три основных этапа работы над лексикой и комплекс упражнения для автоматизации лексических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка»

тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игры значительно экономят время обучения. При условии правильного проведения и при достижении результатов игра обладает большой эффективностью по сравнению с традиционным уроком.

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -Махачкала, «ДГПУ» 2015 г.

2.Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 2001.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,2005.

© Гаджиева П.Д., 2017

УДК 372.881.111.1

Ю.И. Зарубина

5 курс

ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация А.Р. Бодулева к.филол.наук ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматриваются методы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Авторы описывают три основных этапа работы над лексикой и комплекс упражнения для автоматизации лексических навыков.

Ключевые слова

Лексическая компетенция, лексический минимум, формирование и автоматизация лексических навыков

Лексическая компетенция является основой при обучении иностранному языку. Более того, лексическая компетенция - это составная часть коммуникативной компетенции в целом, поэтому развитие лексических навыков играет важнейшую роль в изучении иностранного языка. Человек с недостаточным словарным запасом не сможет ни понять собеседника, ни выразить свои мысли, поэтому следует обратить особое внимание на развитие этих навыков [1].

Развитие лексических навыков отвечает требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Важнейшим средством обучения лексике является использование различных упражнений, а они в свою очередь являются основной формой организации деятельности. При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесения качеств упражнения с содержанием, намеченной целью и условиями ее достижения. Проблемой обучения лексической стороне речи занимались такие методисты как Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, И.В. Рахманов, Л.В. Щерба и другие.

Процесс формирования лексических навыков школьников является длительным и трудоемким. В методической литературе принято выделять 3 основных этапа работы над лексикой. Первый этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения. Второй этап -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

стереотипизирующий или ситуативный этап, предполагающий тренировку и создание прочных речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях. Третий этап - варьирующий ситуативный этап, на котором создаются динамичные лексические речевые связи, то есть происходит обучение новокомбинированию знакомых лексических элементов в разнообразных контекстах [1]. При обучении лексике на любом этапе обучения иностранному языку педагогу необходимо учитывать основополагающие методические принципы, а также осуществлять дозировку количества лексических единиц на каждое занятие.

Лексический минимум по иностранному языку должен состоять из двух частей: активной и пассивной лексики. Действующий государственный образовательный стандарт определяет для базового уровня следующее сочетание: 1800 лексических единиц для рецептивного усвоения (аудирование и чтение) и 800 лексических единиц для продуктивного (монологическая и диалогическая речь, письмо) [2].

Лексика активного минимума должна вводиться в устной форме в отдельных предложениях или в связанном рассказе. Нужно стремиться к максимальной яркости первого знакомства учащихся с новыми лексическими единицами и стараться связать их с той или иной жизненной ситуацией, так как первое восприятие имеет большое значение для запоминания. Примером запоминающегося введения таких слов как «тарелка», «нож», «вилка», «ложка», «чашка» может служить следующий. Учитель рассказывает о том, как известный детям герой, попав в богатый дом, вынужден учиться пользоваться всеми этими предметами во время еды. Эту сценку можно тут же разыграть с учащимися. Запоминаются слова также и при введении их с использованием предметов, ими обозначаемых, которые учитель приносит в класс. Яркое введение лексических единиц эффективно проводится при помощи картинной наглядности [3].

После устного вступления учитель произносит новые слова (каждое слово в отдельности), а учащиеся повторяют их индивидуально и хором. Это нужно для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно также записать, и при наличии трудностей провести звукобуквенный анализ.

Лексику пассивного минимума следует вводить также в устном рассказе (или в отдельных предложениях), но возможно и в виде отдельных лексических единиц, изолированно от контекста. Раскрытие значения и объяснение в данном случае объединены. Объяснять приходится особенности звуковой и графической формы слова, объём значения, оттенки значения, отклоняющиеся от правил грамматические формы. Трудности узнавания лексических единиц при чтении и аудировании связаны с омонимичностью (совпадение по форме разных лексических единиц), многозначностью, с фразеологической связанностью слов (два рядом стоящих слова не имеют самостоятельного значения и должны быть поняты как единое целое). Также, как и при введении единиц активного запаса, при работе над пассивным минимумом обязателен этап закрепления звуковой и графической форм, проговаривание новых слов, чтение вслух [2].

Для автоматизации лексических навыков педагогам целесообразно тщательно подбирать комплекс упражнений. При этом могут быть использованы упражнения следующих видов.

Упражнения на трансформацию (Key Word Transformation)

Complete the questions using the words in bold. Use two to five words.

1. Did he manage to persuade the board of directors?

SUCCEED Did he ... the board of directors?-

2. Do they plan on moving to the countryside?

INTENTION Isn't ... to the country? -

3. Can you enter this area?

ALLOWED ... you ... this area?

4. How long did it take them months to repair their houses?

SPEND How long did they ... their houses?

5. Would you mind if I left an hour earlier?

OBJECT Do you ... an hour earlier?

Описание фото / картинки (Discussing a photo / a picture)

Discuss the photo, follow the stages below.

-Who are the people?

- What is their relationship?

- How do you think they feel about each other?

- Where are they? What are they doing? -What do you think they are talking about?

- Which of the people would you like to meet?

Подборка синонимов и антонимов Write down the synonyms (syn) or antonyms (ant) to the following words:

1. to spend free time with friends (syn) -

2. self-esteem (syn) -

3. to disclose (syn) -

4. to concentrate on smth (syn) -

5. to allow smth (ant) -

6. to prevent smb from smth (syn) -

7. to do several activities at the same time (syn) -

8. to be connected with smth (syn) -

9. to follow smb (syn) -

10. in remote place (ant) -

Использование синонимов и антонимов в речи способствует наполнению речевого ряда контрастными лексическими единицами.

Методически грамотно подобранные методы и приемы обучения лексическим навыкам развивают прочные умения речевой деятельности, что предполагает последовательное формирование навыков использования в речи новых лексических единиц. Список использованной литературы:

1. Бухбиндер В.А., Миролюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Педагогика. - 2012. - № 10. - С.16-21.

2. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 2012. - 257 с.

3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2013. -324 с.

© Зарубина Ю.И., Бодулева А.Р., 2017

УДК 378.1

Исаева В. А., магистрант, факультет управления и социально-технических сервисов

НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация Румянцева Н. А., магистрант, факультет управления и социально-технических сервисов

НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация Трутанова А. В., магистрант, факультет управления и социально-технических сервисов

НГПУ им. Козьмы Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

Развитие творческих способностей у студентов педагогических направлений в системе современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.