Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ'

ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артюхова Татьяна Юрьевна, Артюхов Алексей Николаевич, Шелкунова Татьяна Васильевна

Неоспоримым является факт осознанного первичного выбора профессии. В статье рассматривается проблема личностного выбора профессии с позиции развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Приведены данные психологического исследования (на примере помогающих профессий) различий в структуре личности у выбирающих профессию как осознанно, так и нет. Математически доказано, что осуществление личностного выбора профессии детерминировано личностными особенностями оптанта. Среди наиболее значимых определены: осознанная ответственность за собственную жизнь, способность не только ставить цели, но и достигать их. Важны также сформированные представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Понимание возможности быть автором своей жизни - важная составляющая личностного выбора. Это становится возможным при значимо сформированных внутренних мотивах выбора профессии. Первичный выбор профессии приходится на конец подросткового - начало юношеского возраста. Для максимального соответствия психофизиологическим особенностям, внутренним мотивам, ценностям оптанта необходимо создавать условия для расширения представлений о мире профессий, современным требованиям к их осуществлению. Представлено направление стратегии развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов, связанное с обеспечением осознанного выбора профессии. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов определена через тренд ранней профориентационной деятельности. Формирование осознанного личностного выбора профессии важно осуществлять с учетом потребности регионального рынка труда. При разработке программы формирования осознанного выбора профессии в системе профориентационной работы Красноярского края акцент делается на привлечение к работе потенциальных работодателей как носителей профессии. Личностная включенность подростка/юноши на этапе выбора профессии значительно уменьшит количество преждевременно отчисленных из образовательной организации, а работодатель «получит» готового к осуществлению профессиональной деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артюхова Татьяна Юрьевна, Артюхов Алексей Николаевич, Шелкунова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHOICE OF PROFESSION AS A RESOURCE OF THE REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION

The fact of conscious primary choice of profession is indisputable. The article deals with the problem of personal choice of profession from the perspective of the development of the regional system of professional orientation of the Krasnoyarsk Territory. The data of psychological research (using the example of helping professions) are presented. There are no differences in the personality structure of those who choose a profession both consciously and not. It is mathematically proved that the implementation of personal choice of profession is determined by the personal characteristics of the optant. Among the most significant are identified: conscious responsibility for one's own life, the ability not only to set goals, but also to achieve them. It is also important to have formed ideas about yourself as a strong personality with freedom of choice to build your own life in accordance with your goals and desires. Understanding the possibility of being the author of your life is an important component of personal choice. This becomes possible with significantly formed internal motives for choosing a profession. The primary choice of profession falls at the end of adolescence - the beginning of adolescence. For maximum compliance with psychophysiological characteristics, internal motives, values of the optant, it is necessary to create conditions for expanding ideas about the world of professions, modern requirements for their implementation. Some directions of the development strategy of the regional vocational guidance system of the Krasnoyarsk Territory for the period 2021-2030 are presented. The trajectory of the development of the regional vocational guidance system of the Krasnoyarsk Territory for the period 2021-2030 is determined through the trend of early career guidance activities. It is important to form a conscious personal choice of profession taking into account the needs of the regional labor market. When developing a program for the formation of an informed choice of profession in the career guidance system of the Krasnoyarsk Territory, the emphasis is on attracting potential employers to work as carriers of the profession. The personal involvement of a teenager / young man at the stage of choosing a profession will significantly improve the quality of education, reduce the number of prematurely expelled from an educational organization, and the employer will "get" a specialist ready to carry out professional activities.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»

6. Дурдымурадова, Б.Я. Описание микрополей функционально-семантического поля квалитативности / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 103-108.

7. Кипкеева, З.К Влияние знания иностранного языка на развитие социального процесса / З.К. Кипкеева, Е.А. Лепшокова - Ялта: Педагогический вестник. - 2021. - № 20. - С. 18-20.

8. Лепшокова, Е.А Применение фольклора в системе национального воспитания / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Фольклорный текст: рубеж тысячелетий. - Сборник статей. Нальчик: 2021. - С. 93-96.

9. Лепшокова, Е.А. Экономические оценки «человеческого капитала» / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Основные тенденции развития экономики и управления в современной России / Материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. - Карачаевск, КЧГУ, 2020. - С. 72-75.

10. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

11. Лепшокова, Е.А. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли / Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2021. - С. 95-98.

12. Лепшокова, Е.А. Проблема нынешней политической идеологии, ее содержание / Е.А. Лепшокова, З.К. Кипкеева // В сборнике: Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Махачкала, 2021. - С. 98-101.

13. Лепшокова, Е.А. Агентивные суффиксы в словообразовании английского языка / Е.А. Лепшокова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 5-1. - С. 120-123.

14. Лепшокова, Е.А. Фразеологические единицы и история их развития / Е.А. Лепшокова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов-на-Дону, 2013. - № 6 (32). - С. 133-137.

15. Лепшокова, Е.А Особенности процесса обучения чтению / Е.А Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования / Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2017. - С. 142-148.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Артюхова Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск), Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Красноярск); методист отдела развития квалификаций регионального методического центра национальной системы квалификаций Артюхов Алексей Николаевич

КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» (г. Красноярск); магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация. Неоспоримым является факт осознанного первичного выбора профессии. В статье рассматривается проблема личностного выбора профессии с позиции развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Приведены данные психологического исследования (на примере помогающих профессий) различий в структуре личности у выбирающих профессию как осознанно, так и нет. Математически доказано, что осуществление личностного выбора профессии детерминировано личностными особенностями оптанта. Среди наиболее значимых определены: осознанная ответственность за собственную жизнь, способность не только ставить цели, но и достигать их. Важны также сформированные представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Понимание возможности быть автором своей жизни - важная составляющая личностного выбора. Это становится возможным при значимо сформированных внутренних мотивах выбора профессии. Первичный выбор профессии приходится на конец подросткового - начало юношеского возраста. Для максимального соответствия психофизиологическим особенностям, внутренним мотивам, ценностям оптанта необходимо создавать условия для расширения представлений о мире профессий, современным требованиям к их осуществлению. Представлено направление стратегии развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов, связанное с обеспечением осознанного выбора профессии. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 2021-2030 годов определена через тренд ранней профориентационной деятельности. Формирование осознанного личностного выбора профессии важно осуществлять с учетом потребности регионального рынка труда. При разработке программы формирования осознанного выбора профессии в системе профориентационной работы Красноярского края акцент делается на привлечение к работе потенциальных работодателей как носителей профессии. Личностная включенность подростка/юноши на этапе выбора профессии значительно уменьшит количество преждевременно отчисленных из образовательной организации, а работодатель «получит» готового к осуществлению профессиональной деятельности специалиста.

Ключевые слова: профессия, личностный выбор, профессиональная ориентация, региональная система профориентации.

Annotation. The fact of conscious primary choice of profession is indisputable. The article deals with the problem of personal choice of profession from the perspective of the development of the regional system of professional orientation of the Krasnoyarsk Territory. The data of psychological research (using the example of helping professions) are presented. There are no differences in

the personality structure of those who choose a profession both consciously and not. It is mathematically proved that the implementation of personal choice of profession is determined by the personal characteristics of the optant. Among the most significant are identified: conscious responsibility for one's own life, the ability not only to set goals, but also to achieve them. It is also important to have formed ideas about yourself as a strong personality with freedom of choice to build your own life in accordance with your goals and desires. Understanding the possibility of being the author of your life is an important component of personal choice. This becomes possible with significantly formed internal motives for choosing a profession. The primary choice of profession falls at the end of adolescence - the beginning of adolescence. For maximum compliance with psychophysiological characteristics, internal motives, values of the optant, it is necessary to create conditions for expanding ideas about the world of professions, modern requirements for their implementation. Some directions of the development strategy of the regional vocational guidance system of the Krasnoyarsk Territory for the period 2021-2030 are presented. The trajectory of the development of the regional vocational guidance system of the Krasnoyarsk Territory for the period 2021-2030 is determined through the trend of early career guidance activities. It is important to form a conscious personal choice of profession taking into account the needs of the regional labor market. When developing a program for the formation of an informed choice of profession in the career guidance system of the Krasnoyarsk Territory, the emphasis is on attracting potential employers to work as carriers of the profession. The personal involvement of a teenager / young man at the stage of choosing a profession will significantly improve the quality of education, reduce the number of prematurely expelled from an educational organization, and the employer will "get" a specialist ready to carry out professional activities.

Key words: profession, personal choice, professional orientation, regional career guidance system.

Введение. Выбор профессии во все времена был актуален, личностно значим. Современная ситуация характеризуется быстро изменяющимися требованиями к личностным и психофизиологическим особенностям личности ввиду быстрого роста, в частности, цифровых технологий. Уходят одни профессии, на смену приходят другие. Рождается термин «мягкие компетенции». Подготовка специалиста в учебном заведении экономически затратна, а число обучающихся, решивших отчислиться преждевременно велико. Возникает ситуация, когда вопросы личностного выбора профессии важно обсуждать и изучать. Эта проблема приобретает научную значимость.

Изложение основного материала статьи. Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющейся, как правило, источником существования; нормативно зафиксированная социальная роль, обладающая определенным статусом и престижностью [1].

Е.А. Климов отмечает, что «профессия - это определённый вид трудовой деятельности, имеющий свои компоненты: предмет, цель, средства и условия деятельности...при работе человек направляет свое внимание на предмет труда» [2, С. 17].

Для того, чтобы человеку определиться с профессией, необходимо сделать ее выбор.

Выбор профессии в жизни человека - одно из важнейших решений. В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике «выбор профессии определяется как сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься» [4, С. 64]. При выборе профессии учитывается много факторов: состояние здоровья, социальная значимость, престижность, возможность проявить свои способности, добиться успеха. Все это осуществляет «оптант», по Е.А. Климову, - человек, который находится на этапе профессионального самоопределения [2]. В ситуации оптанта человек может оказаться в любом возрасте, но более характерна данная ситуация для старшего подростка и ранней юности [3]. Именно этот возрастной период относится к периоду первичного профессионального выбора. Подготовка к профессиональной деятельности осуществляется образовательной организацией, содержание образования в которой должно (в идеале) отличаться гибкостью, соотносимостью с потребностями общества. Получение образования становится осознанным, если профессиональный выбор является личностным, обусловленный внутренними («внутренние индивидуально значимые мотивы», «внутренние социально значимые мотивы», «внешние положительные мотивы», «внешние отрицательные мотивы») [3, С. 3] и внешними (заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д.) [6, С. 153] факторами.

Итак, профессиональное самоопределение - это «выбор, который осуществляет человек в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями, предъявляемыми профессией» [2, С. 114].

Важной составляющей при выборе профессии выступает профориентационные практико-ориентированные задания/кейсы, позволяющие наиболее полно оценить свои возможности и навыки в предложенной профессии, погрузиться в процесс выполнения трудовых функций. Качественно проведенная профессиональная ориентация со школьниками во многом способствует осуществлению более осознанного выбора рода деятельности в будущем. По нашему мнению, школьники, осуществившие осознанный выбор профессии, будут иметь более четкое понимание о своих дальнейших целях и действиях относительно будущей деятельности. Для того, чтобы помочь школьникам, студентам, молодым специалистам получить реальный опыт проектирования своего профессионального пути в самом его начале, ориентироваться в мире квалификаций, Базовый центр подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций запустил новый перспективный проект под названием «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры». Для информирования молодежи была разработана брошюра с ответами на вопросы по планированию профессионального развития и карьеры [8].

Своевременно сделанный личностный выбор профессии оправдан и с государственной точки зрения: инвестиции на образование конкретного человека будут расходоваться по назначению. Идеальным вариантом станет выпускник, продолжающий трудовую деятельность по полученной специальности, т.е. работающий по той профессии, к которой пришел самостоятельно осознанно.

Для проведения пилотажного исследования по определению различий в ценностно-смысловой сфере нами был применен комплекс валидных методик, респонденты (представители, выбирающие помогающие профессии) на основании структурированного интервью были поделены на две группы: «участники, осуществившие личностный выбор» - группа 1, «участники, осуществившие условно не личностный выбор» - группа 2.

С помощью методики СЖО Д.А. Леонтьева мы выясняли уровень осмысленности в жизни, уровень убеждений респондентов одной и другой группы по поводу управляемости своей жизнью, свободы принятия решений и выбора. На основе полученных результатов отметим, что цели в жизни придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу. Баллы испытуемых, выбравших профессию самостоятельно - выше, чем баллы испытуемых, выбравших профессию случайно (111,13 и 81,64 б.).

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель позволяет судить о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Опять же мы видим результаты у испытуемых, выбравших профессию случайно, баллы ниже, чем у испытуемых, самостоятельно сделавших выбор (24,93 против 32,88 б.). Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией - 20,64 и 27,47 соответственно - баллы по этой шкале

отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Таким образом, испытуемые, выбравшие профессию случайно, обладают низким уровнем осмысленности жизни, в то время как испытуемые, осуществившие личностный выбор профессии, имеют баллы по общему показателю осмысленности жизни выше среднего. Соответственно, по остальным показателям субшкал наблюдаются различия. Испытуемые группы 1 по всем субшкалам имеют значения выше или средние, это говорит о том, что они способны осуществить личностный выбор профессии, осознают ответственность за собственную жизнь, могут ставить цели и достигать их. У испытуемых группы 1 сформированы представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Это подтверждают баллы по субшкале «Локус контроля

- Я» (16 и 22,88 б.), а баллы по субшкале «Локус контроля - Жизнь» (25,71 и 33,66 б.) подтверждают, что при осуществлении личностного выбора профессии испытуемые имеют убеждения о том, что им дано контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их. Обработка полученных данных с помощью ^критерия Стьюдента, позволяет констатировать: полученные различия находятся в зоне значимости.

С помощью методики «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова нам удалось оценить, каковы приоритеты жизненных смыслов у обучающихся. Мы предполагали, что для осуществления личностного выбора профессии для человека должны быть важными экзистенциальные смыслы, а также так как в нашем исследовании рассматриваются представители помогающих профессий, следовательно, у обучающиеся, выбравших свою профессию, исходя из своих интересов, потребностей и возможностей, то есть осуществивших личностный выбор профессии, должны быть приоритетными еще и альтруистические смыслы.

После прохождения респондентами выбранной нами методики можно сделать вывод, что испытуемые с личностным выбором профессии имеют в личной системе жизненных смыслов приоритеты экзистенциальных, альтруистических и коммуникативных смыслов, а это значит, что они ценят, прежде всего, свободу выбора (это важная составляющая при выборе профессии!), что отличает от группы, которая осуществила выбор профессии по каким-либо случайным обстоятельствам, по рекомендациям и т.п. Альтруистические смыслы важны для представителей помогающих профессий. Мы предполагаем, что это связано с тем, что многие из респондентов второй группы взамен своей профессии хотели бы также профессию из категории человек - человек (по Климову), а для профессий данного типа коммуникативные смыслы важны.

Результаты имеют статистически значимые различия: для экзистенциальных смыслов tЭмп= 4,4, для альтруистических tЭмп = 2,8.

Анализ результатов по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой связан с определением ведущего типа мотивации при выборе профессии.

Нами предполагалось, что ведущий тип мотивации при выборе профессии у испытуемых первой группы будет -внутренние индивидуально значимые мотивы, а у респондентов второй группы будут преобладать внешние мотивы.

Испытуемые обеих групп при выборе группы помогающих профессий руководствовались внутренними индивидуально значимыми мотивами, но показатели по внутренним индивидуально значимым мотивам группы 1 выше (21 б.), чем группы 2 (16 б.), а показатели внешних отрицательных мотивов и внешних положительных мотивов выше у группы 2 (13 и 15 б. против 10 и 14 б. соответственно). Таким образом, можно сделать вывод о том, что при осуществлении личностного выбора профессии респонденты в большей степени руководствуются внутренними мотивами, чем те, кто осуществил условно не личностный выбор, что подтверждается обработкой данных математическим методом - tЭмп= 8,4, значение tЭмп находится в зоне значимости.

Предполагалось, что у обучающихся, осуществивших личностный выбор помогающей профессии будут преобладать в системе ценностей следующие: универсализм, доброта, комфортность, традиция, безопасность, по полученным результатам видно, что у первой группы преобладают самостоятельность, универсализм, безопасность, конформность, гедонизм, у второй группы - гедонизм, стимуляция, доброта, достижения, самостоятельность.

В процессе выбора профессии наиболее важным критерием является самостоятельность, так как определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости. Личностный выбор профессии характеризуется самостоятельностью и автономностью. Критерием Стьюдента подтверждено значимое различие между группами по критерию самостоятельности.

Итак, личностный выбор профессии характеризуется преобладанием внутренних мотивов, но и условно не личностный выбор тоже охарактеризовался преобладанием внутренних мотивов, однако, согласно результатам математической статистики, разница между группами статистически значима. Предполагаемая нами система собственных ценностей для помогающих профессий подтвердилась по результатам методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца и методики «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые, выбравшие профессию случайно, обладают более низким уровнем осмысленности жизни по отношению к своим сверстникам, осуществившим личностный выбор профессии. Соответственно, по остальным показателям субшкал наблюдаются различия. Испытуемые группы 1 по всем субшкалам имеют значения выше или средние, это говорит о том, что они способны осуществить личностный выбор профессии, осознают ответственность за собственную жизнь, могут ставить цели и достигать их. У испытуемых группы с личностным выбором сформированы представления о себе, как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения собственной жизни в соответствии со своими целями и желаниями. Это подтверждают баллы по субшкале «Локус контроля

- Я», а баллы по субшкале «Локус контроля - Жизнь» подтверждают, что при осуществлении личностного выбора профессии испытуемые имеют убеждения о том, что им дано контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их. Таким образом, по отношению к обучающимся с отсутствием личностного выбора необходимо проведение целенаправленной профориентационной работы.

Национальным агентством развития квалификаций была разработана программа, предназначенная для повышения квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин в части организации и проведения практико-ориентированных профориентационных мероприятий со школьниками (открытый доступ).

КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» - региональный методический центр НСК в Красноярском крае уже в мае 2021 года откликнулся на инициативу формирования профессиональных предпочтений у 20 педагогических работников - представителей шести городов Красноярского края, непосредственно влияющих на формирование личностного выбора профессии обучающихся.

На практических заданиях преподаватели организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) с учетом полученных экспериментальных данных создавали методические рекомендации по наполнению содержанием

профориентационных встреч со школьниками - будущими абитуриентами, обучающимися колледжей. В ходе итоговой аттестации были защищены программы профориентационных проб в СПО Красноярского края с учетом профессиональных стандартов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Пристального внимания заслуживает экспериментальный проект «Профессионалитет» для СПО. Учебные программы будут реализованы совместно с представителями предприятий - потенциальными работодателями, что создает реальную возможность подросткам и юношам встретиться с пространством будущей профессии. В рамках этого проекта не только уменьшается срок обучения в СПО (станет 2-2,5 года), но и предоставляется возможность получить опыт от наставников-производственников. Появятся занятия по развитию soft skills - управленческих способностей, навыков эмоционального интеллекта, клиентоориентированности, работы в команде.

Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок, при этом наблюдается невысокий уровень межрегиональной мобильности. Следовательно, основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы осуществляется на региональном уровне. Во многом именно по этой причине в соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае» Правительством Красноярского края утверждена Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года.

Выводы:

1. Ранняя профессиональная ориентация подрастающего поколения должна осуществляться при системном межведомственном и межинституциональном взаимодействии.

2. Личностный выбор профессии обусловлен системой внутренних мотивов, ценностями с преобладанием самостоятельности, универсализма, безопасности, конформность, гедонизм.

3. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 20212030 годов учитывает тренд ранней профориентационной деятельности, направленной на формирование осознанного личностного выбора профессии с учетом потребности регионального рынка труда [5].

4. Для реализации программ формирования осознанной профориентационной направленности обучающихся школ необходимо привлекать потенциальных работодателей как носителей профессии, владеющих ее содержанием и новыми требованиями к ее осуществлению.

5. Осознанный выбор профессии значительно повысит качество образования в ходе подготовки специалиста, «на выходе» из образовательной организации работодатель «получит» желающего и готового к осуществлению профессиональных функций работника.

Литература:

1. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н.И. Конюхов. - Москва, 1992. - 348 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

3. Выбор профессии: Российская социологическая энциклопедия - URL: https://russian-social-enc.slovaronlmexom/184%D0%B2%D1%8B%

D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата

обращения: 01.09.2021).

4. Личностный выбор: Энциклопедический словарь по педагогике и психологии. - URL: https://psycholoy_pedaoy.academic.ru/4029/%D0%92%

D0%AB%D0%91%D0%9E%D0%A0_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A4%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98 (дата обращения: 01.04.2022).

5. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года [Утвержден распоряжением Правительства Красноярского края от 05.03.2021 г. №127-р]. - Красноярск, 2021. - 36 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. -Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

7. Леонтьев, Д.А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. - Москва: Смысл, 2015. - 464 с.

8. Национальное агентство развития квалификаций. - URL: https://nark.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).

Психология

УДК 159.99

кандидат педагогических наук Барышева Анна Викторовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы родительского отношения осужденных мужчин. В теоретической части исследования описаны основные подходы к определению «родительское отношение», охарактеризованы компоненты родительства (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Авторами проработана характеристика нескольких классификаций родительского отношения. Кроме того, приведена развернутая характеристика факторов, влияющих на формирование типа родительского отношения. В исследовании дается характеристика осужденных мужчин, делается акцент на возможностях реализации родительского потенциала в условиях исправительного учреждения. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе исправительного учреждения. Приводится анализ результатов, полученных с помощью трех методик (мотивационно-потребностная сфера отца, диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), незаконченные предложения). Исследование позволило выделить особенности родительского отношения мужчин осужденных за насильственные преступления. В качестве особенностей родительского отношения данной категории осужденных выделены: высокая мотивация социального одобрения и самоутверждения; авторитарность; проявление интереса к потребностям ребенка; желание проводить с детьми больше времени; низкий уровень способности к выражению позитивных чувств, касающихся достижений и успехов детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.