УДК 159.9
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Медведенко Ольга Николаевна, аспирантка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Выбор профессии как оптимальное сочетание важных актов, отражающих специфические составляющие человеческой жизни и деятельности. Успешность обучения определяется устойчивой профессиональной направленностью студента. Условия для профессионального становления каждой личности. Личность формируется в социально-культурной среде. Главная цель ориентации — достижение профессионализма. Ключевые слова: выбор профессии, «формула профессии», профессионализм, проф-ориентология, интегральная индивидуальность.
Выбор профессии — один из векторов самоопределения личности, и от оптимальности выбора зависит качество жизни будущего профессионала. Из обширного психолого-методологического материала в качестве методологической основы мы выбрали следующее:
— концепция выбора — психологический контекст (Г.А. Балл, Ф.Е. Василюк, В.Т. Кудрявцев и др.);
— теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, Б.Я. Вяткин и др.);
— типология индивидуальных стилей профессиональной деятельности (Е.А. Климов и др.);
— профориентация как научное направление (Ю.К. Васильев, Л.А. Колосова и др.)
— средовые преобразования субъекта профессионального становления (Н.В. Соловьёва) [3].
Выбор в контексте нашего исследования — это оптимальное сочетание важных актов, отражающих специфические составляющие человеческой жизни и деятельности. В качестве основы определения выбора примем данную Ф.Е. Василюком трактовку: «Действие субъекта, которым он отдаёт предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определённом основании». Г.А. Балл преодолевает абстрактность, дополняя определение обозначением активной системы, ситуации взаимодействия, актом выбора, внутренним выбором [1].
Личностный выбор всегда сопряжён с ценностными ориентациями, что становится ещё одним локальным аспектом исследования. Функциональные результаты деятельности В.С. Мерлина представляют собой ещё не доведённую до достаточного обоснования лавину идей, среди которых генеральной является идея интегральной индивидуальности. В его научной деятельности можно выделить направления: организация научной школы, индивидуальная работа с каждым учеником, формирование фундаментальной концепции.
Мерлин В.С., реализуя широкий фокус интересов, давал каждому студенту дальновидно продуманные индивидуальные задания, но при этом не принуждал идти в каком-то одном стереотипном направлении. Иногда выбирал разные темы для одного студента и с помощью принципа воспитывания на положительном переживании (даже от малей-
шего продвижения в деле) выделял более плодотворную деятельность в определённой сфере; помогал студенту её развивать [3]. Даже оставляя отзывы на курсовые работы, подходил к будущим специалистам индивидуально и творчески, чем помогал «подрастающим психологам» [3].
Школа В.С. Мерлина, как и любая научная школа, — многопризнаковый феномен, востребующий от руководителя и учеников эмпирического обоснования понятийных конструкций. Мерлин акцентировал внимание на том, что теория индивидуальности — это одно из условий научного обоснования деятельности психологических служб. Имея много работ по темпераменту, В.С. Мерлин провёл связь между типом нервной системы и типом темперамента, и наибольшие успехи им и его учениками были достигнуты в изучении психологических характеристик темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы. В.С. Мерлин и его ученики занимаются изучением не отдельных свойств человека, а целостной индивидуальной характеристики — интегральной индивидуальности.
Представителем уральской школы, обратившим внимание на оптимальный профессиональный выбор, является академик Е.А. Климов. Благодаря ему, его ученикам и длительному сотрудничеству с В.С. Мерлиным было положено начало новому направлению в мировой психологии — типологическим исследованиям выбора профессии и индивидуальных стилей профессиональной деятельности.
Основные идеи Е.А. Климова, вошедшие в учебники (Н.В. Соловьёва) по профессиональному самоопределению, — это вопросы, связанные с выбором профессии, теми, кто [4]:
— уже определились с выбором профессии (начинающие, развивающиеся, инволюционные профессионалы);
— предполагает включиться в данную профессию.
Что касается ответов, то вопрос «кем быть?» это одновременно вопрос «с кем быть?», а не только «что делать?», «где учиться?». Работа всегда связана с определённым образом жизни и кругом общения. Поэтому в структуру мотивов выбора профессии (старшеклассниками или безработными взрослыми) входит и отношение к общности предполагаемых коллег. В отдельных случаях это отношение может быть доминирующим над собственно «деятельными» мотивами. Профессия как область приложения сил отдельного человека представляется областью труда, жёстко регламентированной, фиксированной социальными нормами, которые находят своё отражение в традициях, документах, вещественном сопровождении. Казалось бы, каждого оптанта должны интересовать подробности профессии, но в точном выражении.
Академик Е.А. Климов создал «формулу профессий», с помощью которой он разделяет все виды работ на типы, классы, отделы и группы профессий, а затем интегрирует в единую конфигурацию [2].
Успешность обучения определяется формированием и развитием устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В наше время выявлена проблема недостаточной сформированности профессиональной направленности студентов. И это связано не только с психологической адаптацией выпускников к новым социально-экономическим условиям, но и с развитием профессионально важных качеств в период учёбы. Одним из важных условий развития профессиональной направленности становится осознанно выбранное, положительное отношение студента к профессии и её составляющим. Содержание профессиональной направленности связано с познавательной активностью, с осознанием цели деятельности, с ощущением профессиональной умелости и включает в себя несколько компонентов: коммуникативный (проявления личности в коммуникациях); деятельностный (внутренние мотивы учебной деятельности); мотивационный (мотив достижения на отдельных этапах индивидуального роста); целевой (складывающаяся система целей); ценностно-потребностный (система восприятия человеком социальных ценностей). Без достаточного уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и выбираемой им профессиональной дея-
тельностью (наша работа по оптимизации развития профессиональной направленности заключается в повышении её уровня).
В начале XXI века сформировалась профориентология — научное направление о профессиональном ориентировании человека как субъекта жизнедеятельности. Проф-ориентология раскрывает процесс согласования «человека с профессией», и главное её назначение — обеспечить правильный, сознательный выбор профессии в соответствии с потребностями общества и интересами личности.
Предметом научного исследования профориентологии является процесс профессионального становления человека. Содержание профориентологии представляется многоуровневым и многоаспектным, решающим социально-экономические, биологические, психолого-педагогические и производственные задачи. Профориентология используется в двух аспектах: в период профессионального ориентирования помогает сформироваться положительным мотивам выбора профессии, инициировать нравственные интересы личности и включает в себя тщательный анализ профессии, оценку студентом профпригодности (психофизиологических свойств, качеств и сил, необходимых в избранном образе деятельности). Сложность ориентирования в профессиональном самоопределении обусловливается действием разноплановых факторов, которые можно объединить в три группы:
— общественного воздействия на мотивы выбора профессии, то есть сопряжённые с ценностно-смысловыми и социально-одобряемыми ориентациями;
— личностного характера, то есть способности, интересы и психологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;
— связанные с потребностями народного хозяйства и государственной службы в кадрах, с характером требований к профессии.
На профессиональное ориентирование человека существенно влияют факторы социально-психологического и психологического порядка. Социально-психологические факторы, исследованию которых уделяется особое внимание в профориентологии, воздействуют посредством общественного мнения о престиже профессий, а также через сложившиеся установки, моду и традиции, через мнение авторитетных лиц.
Собственно психологический фактор, определяющий пригодность к тому или иному типу профессиональной деятельности, объединяет комплексы, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта, привычек, установок, черт характера, навыков, знаний, отражающих сложившиеся условия предшествующего воспитания, а также способностей и интересов.
Наш опыт столкновения с недостаточно осведомлённой молодёжью показывает, что недостаточно изучены психологические факторы, определяющие профессиональное ориентирование (чаще всего являющиеся субъективными оценками, в том числе познавательного и этического характера), касающиеся содержательной стороны избираемой деятельности. Существенное влияние оказывают как приобретённые личностные качества, так и характер ориентирования, определяющий на будущее личный профессиональный план, ближайшие и отдалённые цели и т.д.
Важной группой факторов субъективного характера в профессиональном ориентировании являются индивидуально-психологические различия, базирующиеся на природных данных, от которых зависит возможность выбора и успешность овладения рядом профессий, сущностную структуру которых необходимо исследовать.
Профессиональное ориентирование человека как субъекта своей деятельности — это сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы и социальные, образовательные и психологические [5]. Для профориентологии в сфере образования выдвигается задача подготовки человека к воспроизводству и дальнейшему обогащению культуры общества, охватывающей все области жизни, к саморазвитию и реализации своих возможностей на благо общественного прогресса, исходя из реальных условий общественного развития.
Задачи экономики в связи с этим и нацелены на максимальное использование основных национальных ресурсов страны, а именно: людей, их возможностей
и устремлений. Каждое государство, заинтересованное в своём процветании, оптимизирует кадровую политику, создаёт условия для того, чтобы граждане приобрели необходимые знания, умения, вплоть до мастерства и стремления к самореализации; работали согласно своим интересам и развитым способностям. Востребованость согласования личных и общественных интересов предполагает интеграцию многоплановых подходов к теоретическому и практическому совершенствованию. Активизация и внедрение идей профориентологии в образовательных учреждениях оптимизирует познавательную активность учащихся, способствует раскрытию их способностей и дарований, повышает эффективность профессионального ориентирования в жизненном самоопределении. Профориентологическая деятельность в образовательной системе стимулирует обучение и развитие учащихся, создаёт профориентационное и вместе с тем воспитывающее пространство (реализуются модели «ученик — учитель», свойственные российскому менталитету).
Профессиональное ориентирование человека — сложный и многофакторный процесс, охватывающий значительный период жизни оптанта. Эффективность его, как правило, определяется степенью согласованности биологических и психологических особенностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности иных способностей во взаимодействии с изменяющейся социокультурной средой. Профессиональное становление человека, формирование карьеры — это длительный и непрерывный процесс жизнедеятельности [5]. Естественно, здесь предполагается управление и самоуправление, единство внешних воздействий и собственных усилий в творческом развитии и профессиональном ориентировании (при этом активизируются принципы объект-субъектных и субъект-субъектных отношений).
В профориентологии рассматриваются такие социально-экономические факторы, как общественные условия жизни, состояние экономики, социальная и профессиональная среда, целенаправленное воспитание и др. Социализация и профессиональное ориентирование человека в трудовом становлении — это двуединый процесс. Человек, выбирая профессию, формируя своё профессиональное мастерство и карьеру, вносит определённый вклад в развитие общества и цивилизации. В свою очередь, в обществе создаются условия для профессионального становления каждой личности. Личность формируется в социально-культурной среде, и главная цель ориентации — достижение профессионализма. Перед педагогами, осуществляющими поддержку в профессиональном выборе, возникает комплекс взаимосвязанных задач: раскрытие способностей и дарований, посредничество в приобретении максимального количества знаний в различных направлениях, формирование умений и навыков нравственного поведения, использования знаний, социальных условий для успешной реализации в мире профессий.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.,1997.
[2]. Климов Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Уч. пособие. — М.: МПСИ, 2006.
[3]. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. — М.: МОДЭК, 2009. С. 27-29.
[4].Соловьёва Н.В. Профессиональное самоопределение. — М.: РосНОУ, 2008.
[5]. Соловьёва Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социально-культурной среды: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. — Казань, 1997.
METHOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF OPTIMAL CHOICE OF PROFESSION
Olga N. Medvedenko, graduate student, The Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article discusses the choice of profession as an optimal combination of the main acts which reflect the specific components of human life and activity. The success of the training is determined by the formation and development of a sustainable professional orientation of each student. In society, the conditions for the professional development of each individual. Personality is formed in the socio-cultural environment, and the main purpose of orientation — the achievement of professionalism.
Key words: choice of profession, «the formula of the profession», professionalism, proforientologiya, integrated personality.
REFERENCES
[1]. Vasiljuk F.E. Psihotehnika vybora // Psihologija s chelovecheskim licom: Gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii/pod red. D.A. Leont'eva, V.G. Shhur. — M., 1997.
[2]. Klimov E.A. O stanovlenii professionala: priblizhenie k idealam kul'tury i sotvorenie ih (psiho-logicheskij vzgljad). Uch. posobie. — M.: MPSI, 2006.
[3]. Merlin VS.Psihologija individual'nosti. — M.: MODJeK, 2009. S. 27-29.
[4]. Solov'jovaN.V. Professional'noe samoopredelenie. — M.: RosNOU, 2008.
[5]. Solov'jova N.V. Professional'noe stanovlenie specialista s vysshim obrazovaniem v uslovijah izmenjajushhejsja social'no-kul'turnoj sredy: Avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. — Kazan', 1997.