Научная статья на тему 'Выбор профессии как психологический феномен'

Выбор профессии как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7228
825
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / МОДЕЛИ ВЫБОРА / СМЫСЛОВОЙ ВЫБОР / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВЫ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / CHOICE OF PROFESSION / MODEL OF CHOICE / MOTIVATION PROCESS / PERSONALITY CHOICE / MOTIVES AND AIMS OF ACTIVITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ретунская Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии. Рассматриваются различные варианты развития личности, связанные с профессиональным самоопределением, а также личностные мотивационные механизмы, ведущие к формированию выбора профессии. На примере различных моделей выбора показано, что в процессе профессионального самоопределения происходит взаимопроникновение и взаимовлияние ценностно-смысловой и потребностной сфер личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ретунская Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of profession as a psychological phenomenon

The key problem of this article is the theoretical investigation of an actual problem of profession choice and namely the mechanisms, which form motivation for choosing a profession. Topicality of the investigations in this sphere can be explained by the negative social effect of professional frustration and insufficient awareness of matriculants. There are presented different variants of personality development closely connected with professional self-determination, and also motivation mechanisms, which lead to profession choice. By the examples of different models, typology of choice it is shown that in the process of professional self-determination there occurs inter-penetration and inter-influence of of personality's value and need spheres.

Текст научной работы на тему «Выбор профессии как психологический феномен»

Т.Н. РЕТУНСКАЯ, ст. преподаватель

Выбор профессии как психологический феномен

В статье представлены результаты исследования, посвященного актуальной проблеме выбора профессии и механизмам, лежащим в основе формирования мотивации выбора профессии. Рассматриваются различные варианты развития личности, связанные с профессиональным самоопределением, а также личностные мотивационные механизмы, ведущие к формированию выбора профессии. На примере различных моделей выбора показано, что в процессе профессионального самоопределения происходит взаимопроникновение и взаимовлияние ценностно-смысловой и потребностной сфер личности.

Ключевые слова: выбор профессии, модели выбора, смысловой выбор, личностный выбор, мотивационный процесс, мотивы и цели деятельности, профессиональное самоопределение.

Процессы, связанные с формированием человека как субъекта труда, постоянно находятся в центре внимания социологов и психологов [1]. При этом вопросы профессионального самоопределения и становления, самореализации личности в профессии приобрели в настоящее время особую значимость, так как общество предъявляет к человеку новые требования, среди которых - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, умение осуществлять свободный выбор.

Выбор профессии - одно из важнейших событий, во многом определяющих жизненный путь человека, поэтому вопрос о научном понимании этого процесса приобретает все большую актуальность. «Выбор и принятие профессии - всегда критический момент в развитии личности. Этот процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которых лежит развивающаяся оппозиция между индивидуальными и социальными потребностями», - пишет Ю.П. Поваренков [2]. Известный украинский ученый Е.И. Головаха отмечает, что выбор профессии - это первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, которые вынужден делать человек на различных этапах своего жизненного пути. Профессиональный выбор - «это

решение, затрагивающее лишь ближайшую перспективу в жизни школьника » [3].

В контексте проблемы выбора профессии изучение возрастных закономерностей формирования личности рассматривают многие психологи (Л.И. Божович, И.С. Кон и др.). В частности, подчеркивается, что у старших школьников ведущей является потребность в самоопределении, что и становится главным личностным новообразованием и важнейшей детерминантой при осуществлении профессионального выбора и в процессе профессионального самоопределения. В работах А.В. Байметова, С.А. Боровиковой, И.И. Каменева, Н.Е. Касаткиной, Т.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, Н.С. Пряжникова, Е.С. Романовой, О.В. Степаносовой, Е.В. Шелобановой и других такие понятия, как «профессиональное самоопределение», «профессиональное становление » и «выбор профессии», употребляются как синонимы.

Необходимо отметить, что феномен выбора профессии изучается в современной психологии в контексте более общей проблемы - личностного выбора (исследования Л.А. Головей, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, А.К. Марковой и др.). Обращение к научной литературе, посвященной этому вопросу (В.В. Авдеев, П.К. Анохин, Н.Д. Завалишина, Р.А. Зигангиров,

Из жизни кафедры

127

Е.П. Ильин, А.В. Карпов, А.И. Китов, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков,

В.Д. Шадриков и др.), показывает, что в настоящее время нет однозначности в понимании самой сути ситуации выбора, т.е. в отечественной науке отсутствует достаточно разработанная психологическая теория выбора.

Р.А. Зигангиров, рассматривая психологические механизмы личностного выбора, подчеркивает, что эта тема на сегодняшний день актуальна и для теоретической, и для практической психологии. Так, в теории наметился ряд проблем, требующих своего разрешения. Во-первых, недостаточным для понимания процесса осуществления выбора оказывается исследование динамики ценностно-смысловой сферы человека без должного осмысления конкретнооперациональных аспектов выбора. Здесь встают вопросы об элементарной единице оперирования ценностно-смысловой сферой человека в ситуации выбора, о внутренней структуре выбора. Что касается первого вопроса, непонятным остается то, каким образом сознание человека, осуществляющего выбор, мгновенно оперирует массой необходимых атрибутов: мотивов, смыслов, ценностей, установок, диспозиций, целей, потребностей. Второй важной общетеоретической проблемой выбора, по мнению данного автора, является проблема порождения активности человека в некоторых ситуациях выбора. Онасвязана, например, с явлением постановки перед собой сверхзадач. Решение видится в разработке психотехнического аспекта проблемы [4].

Трактовку понятия «выбор» в контексте деятельностного подхода предложили Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова. Рассматривая различные модели выбора, они классифицируют их следующим образом:

1) простой выбор, где задача субъекта -определение того, какая из альтернатив лучше всего соответствует заданному критерию, чтобы предпочесть ее остальным;

2) смысловой выбор - здесь нет крите-

риев для сравнения альтернатив (например, при выборе профессии), субъект должен сам их сконструировать, найти основания для сопоставления разных альтернатив и сформулировать критерии их оценки;

3) личностный, или экзистенциальный, выбор - жизненно важный выбор в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы [5].

Модель простого выбора разрабатывается в теории принятия решения. В русле этого подхода выбор трактуется как один из элементов или звеньев принятия решения. Выбор здесь - это запрограммированный механический акт, решающий задачи оптимизации на основе заданного алгоритма.

Акт смыслового выбора характеризует жизнедеятельность во внешне легком, а внутренне сложном жизненном пространстве, в котором сталкиваются разные жизненные позиции. Выбор между ними, с одной стороны, необходим, с другой - невозможен. По мнению Ф.Е. Василюка, «подлинный выбор» - «это лишенный достаточно рационального основания, рискованный, не вытекающий из прошлого и на-

стоящего акт, действие, не имеющее точки опоры » [6]. Психолог полагает, что человек неизбежно попадает на жизненные развилки, где он должен делать выбор. За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других, потерей смысла жизни, множеством невротических проблем.

Личностный выбор - это свободный выбор наиболее рациональной индивидуальной стратегии в ситуации неопределенности. Он происходит в условиях, которые обеспечивают внутренние личностные предпосылки, с одной стороны, для построения новыхальтернатив выбора и с другой - для осуществления любой выбранной альтернативы.

С.Е. Пиняева и Н.В. Андреев, рассматривая формирование и структуру психологической системы деятельности, подробно останавливаются на изучении каждого блока общей архитектуры этой системы. В частности, блок принятия решения авторы трактуют как выбор одной альтернативы из нескольких. Возникновению этого блока предшествует формирование мотивов и цели деятельности, ее информационной основы (условий деятельности), представлений о результате и программе деятельности. Общая схема принятия решения выглядит следующим образом:

а) осознание проблемы;

б) разрешение проблемы, что предполагает освоение решающего правила, способа решения, формирование критерия достижения цели;

в) проверка решения;

г) коррекция выбора (где это возможно) [7].

Таким образом, авторы объединяют понятия «принятие решения» и «выбор» в одно целое. Аналогичные выводы делают в своих работах и другие исследователи (И.И. Каменев, А.В. Карпов, Т.В. Корнилова, О.В. Степаносова).

Необходимость выбора одной альтернативы из нескольких возможных, равных по значимости, возникает на всех этапах профессионализации. Причем все они реализуются, как правило, не только в условиях дефицита информации, но и в ограниченные отрезки времени. Решения, принимаемые человеком, различаются между собой степенью их личностной значимости. На основе этого Ю.П. Поваренков дифференцирует функциональный выбор и выбор личностный, которые «отличаются друг от друга скорее по содержанию, чем по форме. Первый тип выбора связан с решением конкретных задач деятельности и подчинен их целям. Такие выборы количественно преобладают на отдельных стадиях профессионализации. Второй тип выбора связан с решением задач, которые затрагивают интересы, потребности, установки, убеждения человека и поэтому имеют для него не только чисто функциональный, прагматический, но и личностный смысл» [2].

Л.А. Головей сравнивает выбор профессии с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными. «Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом огромном разнообразии, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы» [8].

Е.П. Ильин в монографии «Мотивация и мотивы» пишет: «Выборпрофессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью» [9]. Выбрать профессию, по мнению Л.Ф. Ше-ховцовой, значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять этические нормы, ценности, образ жизни этой группы [10]. Н.С. Пряжников отмечает влияние жизненных сценариев на профессиональное самоопределение, взяв за основу теорию Э. Бер-

Из жизни кафедры

129

на, где жизненные сценарии рассматриваются как программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни [11].

Проблемы выбора рассматривались многими зарубежными психологами. В рамках когнитивной психологии подробно исследуются факторы, способствующие совершению выбора в конкретной ситуации. В этом плане одной из наиболее детально разработанных является теория конструктивного альтернативизма Дж. Келли, которая предполагает, что реальность по-разному интерпретируется разными людьми. То есть люди воспринимают мир при помощи систем или моделей, называемых конструктами. Они обладают набором конструктов, из которого выбирают те, что необходимы для интерпретации событий своей жизни. Более того, каждый день они должны выбирать, какой конструкт использовать для понимания событий. Основной постулат Келли гласит: «Процессы личности - это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Это означает, что поведение определяется тем, как человек прогнозирует будущие события.

К. Роджерс для обозначения людей, которые полностью используют свои способности, реализуют свой потенциал и стремятся к познанию себя, применил термин «полноценно функционирующий человек». Характеризуя таких людей, Роджерс подчеркивает, что основой выбора для них служит внутреннее ощущение «я поступаю правильно», тогда как многие люди в ситуации выбора полагаются на социальные нормы, на суждения других или на прошлый опыт. Еще одной характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода как чувство внутренней силы, которое позволяет делать ему из множества возможностей

свободный выбор, так как единственный, кто отвечает за свои действия и их последствия, это он сам.

По убеждению Э. Эриксона, выбор профессии, по существу, превращается в выбор образа жизни в целом, так как различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни. Чтобы сделать правильный выбор, у молодого человека должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области он мог бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни. В конечном счете выбор той или иной профессии (по выражению Эриксона -«карьеры») может дать представление о том, какого типа личностью он хочет стать. Колебания в выборе профессии у подростков часто являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере их личной идентичности. Проблема с выбором карьеры, согласно Э. Эриксону, может быть частным проявлением кризиса идентичности [12].

Таким образом, в настоящее время нет однозначности в понимании ситуации выбора, в науке отсутствует соответствующая теория. Проблема профессионального выбора как частный случай личностного выбора является, таким образом, крайне актуальной, но недостаточно разработанной.

Литература

1. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология

профессий: история, методология и практика исследований // Социс. 2009. № 8. С. 36-46; Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Акад. проспект, 2008. 336 с.; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 159 с.

2. Поваренков Ю.П. Психологическое содер-

жание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и

профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

4. Зигангиров Р.А. Актуальные проблемы

психологических механизмов личностного выбора // Тезисы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (12-15 апреля 1999 г.). М., 1999.

5. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профес-

сиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопро сы психологии. 2001. №1. С. 57-66.

6. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Высшая школа, 1997. С. 284-314.

7. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и

профессиональное развитие в период

зрелости // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 3-10.

8. Головей Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ: Учеб. пособие / Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 79 с.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.

10. Шеховцова Л.Ф. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. СПб: Изд-во гос. ун-та педагогического мастерства, 2000. 98 с.

11. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 476 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

RETUNSKAYA T. CHOICE OF PROFESSION AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON The key problem of this article is the theoretical investigation of an actual problem of profession choice and namely the mechanisms, which form motivation for choosing a profession. Topicality of the investigations in this sphere can be explained by the negative social effect of professional frustration and insufficient awareness of matriculants. There are presented different variants of personality development closely connected with professional self-determination, and also motivation mechanisms, which lead to profession choice. By the examples of different models, typology of choice it is shown that in the process of professional self-determination there occurs inter-penetration and inter-influence of of personality’s value and need spheres.

Key words: choice of profession, model of choice, motivation process, personality choice, motives and aims of activity, professional self-determination.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.