«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
И.В. Арендачук
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Россия.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫМИ
СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Аннотация: Проблема профессионального выбора рассматривается в контексте психологических особенностей современных школьников. Раскрывается понятие психологической готовности личности к профессиональному выбору. Рассматриваются стратегии профессионального выбора и образовательные траектории старшеклассников при реализации профессионального выбора. Предлагаются основные направления профориентационной работы со старшеклассниками.
Ключевые слова: профессиональный выбор, психологическая готовность к выбору профессии, стратегии профессионального выбора.
Профессиональное самоопределение является одной из важнейших задач развития в старшем подростковом возрасте. Именно в этот период перед молодыми людьми общество ставит задачу выбора профессии, с которой будет связана их дальнейшая жизнь. Поэтому все жизненные планы, программы, цели и перспективы строятся старшеклассниками в контексте профессионального выбора: сознательно планируя свою жизнь, они стремятся сделать все возможное, чтобы их решения и поступки вели к достижению этих планов. В то же время, непрерывный процесс формирования и развития личности и реальные условия действительности ведут к корректировке этих планов и представлений о жизни, существенно сказываясь на выборе подростками своего профессионального пути. Вместе с тем, опросы старшеклассников показывают, что более 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать; около 30% учащихся в начале 10-го класса еще не определились с выбором учебного заведения и, следовательно, своей будущей профессии или не уверены в правильности собственного выбора, а значит, не определились с тем, на изучение каких предметов следует обратить пристальное внимание [11].
Сложность ситуации профессионального выбора обусловлена неопределенностью подлежащих рассмотрению альтернатив и следствий принятого решения, результаты которого будут определять социальную позицию в структуре общества в отдаленной перспективе. Кроме того, в современном обществе происходит некоторая подмена профессионального выбора образовательным, когда выпускник выбирает
научный журнал
не столько саму профессию, сколько уровень профессионального образования (среднее или высшее) и конкретное учебное заведение, в котором представлены программы профессиональной подготовки в интересующей его сфере деятельности [13].
Ключевым звеном в выборе профессии Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова считают конструктивно-познавательную деятельность построения возможных вариантов будущего, ведь чтобы построить относительно реалистичный образ последствий того или иного решения, надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить и экстраполировать тенденции, представить себе следствия определенных решений [8].
По мнению Е. А. Климова, выбор профессии - это не только отдельный выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов, которая «обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений, наконец, формулировка того или иного решения» [7, с. 386], но и активность в постоянном проектировании и реальном построении своего профессионального трудового пути.
В целом выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей, он требует высокой активности субъекта, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.
Следует отметить, что проблема выбора профессии наиболее актуальна для учащихся старшего подросткового возраста, приходящегося на период обучения в 8-11 классах, общая тенденция которого - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего «Я», тесно связанные с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития. По мере взросления подростка расширяется его временная перспектива в прошлое и особенно в будущее, самосознание становится тесно связанным с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. По мнению Л. И. Божович, старший школьный возраст - время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос об общем смысле человеческого бытия и своего собственного существования сочетается с планированием дальнейшей жизни, определением ее целей, способов их достижения. Решается не только вопрос о том, кем быть, но и каким быть, утверждается мир нравственных понятий. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит
научный журнал
стабилизация юношеского образа «Я», наблюдается рост самоуважения [5]. В. А. Бодров характеризует старший подростковый возраст как период подготовки к жизни и труду: происходит овладение системой социально-значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути; усвоение системы должных отношений к миру взрослых; формирование информационных основ моральной, социальной и профессиональной направленности, самооценки собственной пригодности на основе анализа своих возможностей и степени развития профессионально важных качеств; осуществляются активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования,
самоорганизации [4].
Выбор профессии у старшеклассников связан с жизненным самоопределением, т.к. к этому времени у них формируется психологическая готовность к профессиональному самоопределению (именно в этот период появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, и существует вероятность их существенной коррективы в юности). Под психологической готовностью к выбору профессии И. С. Арон понимает сложное многоуровневое личностное образование, которое включает следующие компоненты: а) мотивационный (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности); б) познавательный (понимание обязанностей, задач, оценки ее значимости, знание средств достижения цели); в) эмоциональный (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления); г) волевой (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий) [3].
По мнению исследователей, концептуальная структура психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению, включает в себя положительное отношение их трудовой деятельности; потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учётом своих возможностей; умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения; сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений; адекватную самооценку профессионально значимых качеств личности [3].
Отмечая, что индивидуальная стратегия профессионального выбора включает три основных блока: 1) образование и самообразование; 2) самопознание; 3) самореализация школьника как субъекта процесса, С. Н. Чистякова с соавторами определили критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Образование и самообразование выступают как накопление общеобразовательных знаний, включающих и знания о различных профессиях или как добытые в результате целевого поиска познания о конкретной профессии, ее особенностях (в результате самоограничения, сужения границ поиска и
научный журнал
перспектив). Самопознание происходит как в широком плане (как индивида, человека вообще - его образа «Я», реального и желаемого, положительных и отрицательных личностных качеств), так и целенаправленно (как субъекта профессионального самоопределения, его профессионально важных качеств). Самореализация может происходить как активное участие в любых видах деятельности (пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и места) и выступать как увлеченное творчество в конкретной предметной деятельности (показывая устойчивость направленной содержательно активности, значимой для профессионального самоопределения) [12].
С позиций личностного подхода, готовность к выбору профессии можно охарактеризовать как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности, положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, организованность, самообладание и т.д., опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания.
В условиях современных школ проблема выбора профессии остро встает в связи с профилизацией образования. Учащиеся сначала должны определить свою профессиональную направленность, чтобы в дальнейшем продолжать обучение в школе с учетом будущей специальности, т.е. учеба в старших классах должна быть направлена на подготовку к поступлению в колледж или вуз по выбранной профессии.
Профильное образование в старших классах современной школы по замыслу несет в себе функцию упорядочения индивидуального выбора, т.е. выбор профиля должен осуществляться с учетом уже выбранной профессиональной области и дальнейшего маршрута обучения. Однако реальный уровень личностной зрелости и готовности к осознанному профессиональному выбору многих старшеклассников не позволяет этого сделать [9]. Как показывают масштабные экспериментальные исследования развития способности к планированию и ориентации подростков на будущее, проведенные Д.А. Леонтьевым и Е.В. Шелобановой, не у всех выпускников школы познавательная сфера вполне готова для таких сложных действий [8]. Все это говорит о психологических трудностях у старшеклассников в период профессионального выбора, которые дополняются и трудностями социально-психологического порядка.
Изучение факторов, определяющих выбор профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих. По данным Ю. В. Тюриной, 25% учащихся выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9%
научный журнал
руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности [10].
Анализируя мотивы и стратегии выбора профессии старшеклассниками М. Ю. Дроздова и А. Г. Миронов показали, что среди основных факторов, влияющих на их выбор своего дальнейшего пути и на удовлетворенность таким выбором является престиж учебного заведения: современные выпускники 9 и 11 классов считают, что после его окончания улучшается перспектива дальнейшего трудоустройства. Также значительно предопределяет будущий профессиональный выбор старшеклассников уровень их притязаний к качеству жизни. Авторы также выделяют три основные стратегии выбора старшеклассниками дальнейшей учебно-профессиональной траектории.
1) самоопределение «от предмета» (выбор предметов ЕГЭ и подготовка к ним ^ выбор учебного заведения, как правило, с параллельной трудовой деятельностью ^ трудовая деятельность) - такая стратегия осуществляется старшеклассниками (5-15 % от общего числа обучающихся), отличающимися либо слабой степенью готовности к профессиональному самоопределению либо, наоборот, твердым выбором какого-то специфического рода будущего занятия;
2) самоопределение «от профессии» (выбор профессии ^ выбор учебного заведения ^ выбор предметов ЕГЭ и подготовка к ним), характерное для 22-30% старшеклассников - у них отмечается сформированность целеполагания и наличие карьерно-профессионального плана, психологическая готовность к профессиональному самоопределению, осознанность в выборе профессии и учебного заведения, ответственность в выборе (поскольку текущий выбор экзаменационного предмета они осуществляют независимо от степени его сложности);
3) самоопределение «от учебного заведения» (выбор учебного заведения ^ выбор предметов ЕГЭ и подготовка к ним ^ выбор профессии или получение еще одного образования), свойственно большинству современных школьников выпускных классов (33-55%), которые имеют высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению и выбирают познавательное студенчество, престижность вуза, его контингент, качество образования (уровень социальной успешности выпускников) [63].
Важно также отметить, что формирование образовательных стратегий старшеклассников в связи с профессиональным самоопределением детерминируется системой мотивов и потребностей, которые они планируют реализовывать через выбираемую профессию. Кроме того, этот возрастной период является наиболее оптимальным для
научный журнал
формирования мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному выбору, поэтому его развитие может успешно проводиться при специально организованной профориентационной работе в общеобразовательных учреждениях.
По нашему мнению, подкрепленному эмпирическими исследованиями, психолого-педагогическая работа по сопровождению профессионального самоопределения и выбора профессии учащимися старших классов общеобразовательной школы должна быть направлена:
- на психолого-педагогическую помощь в становлении субъектности учащихся, а не только на помощь в выборе профессии, что предполагает формирование и развитие у них самостоятельности, ответственности, способности к самопознанию и самоанализу, социально-психологических компетенций, позволяющих осуществить осознанный профессиональный выбор в динамично меняющихся условиях современного общества, адекватно соотнести свои устремления, возможности и социальный заказ общества на профессии;
- на помощь в осознании учащимися своих личных предпочтений и склонностей, в самопознании психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей, которые могут быть реализованы в будущей профессиональной деятельности;
- на формирование адаптационной готовности старшеклассников к условиям профессионально-образовательной среды колледжа или вуза, как системы «приобретенных и развитых в процессе развития индивидуально-психических качеств, социальных свойств, умений и навыков оперативного реагирования, обеспечивающих подготовленность личности к определенным способам действия в ситуациях изменений условий деятельности, угрожающих ее психологической безопасности» [12, с. 109], результатом сформированности которой является не только самостоятельный и осознанный профессиональный выбор, но и наличие личностного профессионально-жизненного плана, развитость представлений о себе, как о субъекте будущей профессиональной деятельности, способность выстраивать зрелые отношения с окружающими людьми на основе социально-ответственного поведения;
- на формирование у школьников профессиональной компетентности на основе их осведомленности о мире профессий и о профессионально-важных качествах - тех свойствах личности человека, которые являются необходимыми для успешного осуществления того или иного вида профессиональной деятельности [1, с. 73-74].
К сожалению, школа как социальный институт, не рассматривается старшеклассниками как серьезный помощник в профессиональном выборе, но непосредственно в ней созданы оптимальные условия для получения учащимися старших классов знаний о мире профессий,
научный журнал
сведений об их личностных особенностях и степени выраженности у них профессионально важных качеств. Это позволяет говорить о том, что профессиональное самоопределение учащихся должно стать серьезной психолого-педагогической проблемой, решение которой связано с разработкой программ психолого-педагогического сопровождения этого процесса на всех этапах школьного обучения, начиная с младших классов. Результатом такой работы педагогов и школьных психологов должен стать сформированный каждым выпускником профессионально-жизненный план, учитывающий как интересы, потребности и способности самих молодых людей, так и востребованность их будущей профессии современным обществом.
Библиографический список
1. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 70-77.
2. Арендачук И. В. Этапы развития адаптационной готовности личности к рискам образовательной среды //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 108-113.
3. Арон И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 233-237.
4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
511 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
6. Дроздова М. Ю., Миронов А. Г. Мотивы выбора старшеклассниками профессиональной и образовательной траекторий // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. С. 48-52.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с.
8. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
9. Сидоренко Д. Д., Батура Т. Л. Представления старшеклассников о будущем и готовность к выбору как аспекты их профессионального самоопределения // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. С. 76-80.
10. Тюрина Ю. В. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Материалы IV Международного студенческого форума. 15 февраля по 31 марта 2012 г. Москва. □Электронный ресурс □. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1464.pdf (дата обращения 21.03.2017).
11. Чернякова М. М. Модернизация образования через создание системы раннего профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 264-275.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
12. Чистякова С. Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина, Е. Н. Землянская и др. М.: Ин-т общего среднего образования РАО, 1997. 80 с.
13. Шарова Е. Н. Рискологический подход к пониманию проблем профессионального самоопределения молодежи: соотношение определенности и неопределенности // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарное знание: история и современность». Мурманск: МГТУ, 2011. С. 256-260.
I.V. Arendachuk
The problem of choice of profession in modern high school students
Abstract. The article discusses the problem of professional choice in the context of the psychological characteristics of modern schoolchildren. The author discloses the concept of psychological readiness of a person for professional choice and discusses the strategies of professional choice and the educational trajectories of high school students in the implementation of professional choice. The author are offered the main directions of vocational guidance work with high school students.
Keywords: professional choice, psychological readiness to choose a profession, professional choice strategies.