Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека'

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5976
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНИК / SENIOR PUPIL / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL CHOICE / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PROFESSIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суханова Наталья Александровна

В статье описаны основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе (профессиональное самоопределение, познание выпускником самого себя, задачи выбора будущей сферы деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of work dealing with the problems of choosing a profession in the present secondary school (professional self-determination, school-leavers' self-cognition, the problems of choosing the sphere of future activity) are described in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как способ самореализации человека»

ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Н. А. Суханова

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AT ADOLESCENCE AS A WAY OF HUMAN SELF-REALIZATION

Sukhanova N. A.

The main directions of work dealing with the problems of choosing a profession in the present secondary school (professional self-determination, school-leavers' self-cognition, the problems of choosing the sphere of future activity) are described in the article.

Key words: a senior pupil, professional choice, a profession, professional orientation, professional interests.

В статье описаны основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе (профессиональное самоопределение, познание выпускником самого себя, задачи выбора будущей сферы деятельности).

Ключевые слова: старший школьник, профессиональный выбор, профессия, профессиональная ориентация, профессиональные интересы.

УДК 37.3

Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника, т. к. самостоятельный выбор профессии -это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Основные направления работы по проблемам выбора профессии в современной общеобразовательной школе задаются, прежде всего, системой реальных противоречий между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и социально-педагогическим требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии; между потребностью подрастающего человека в советах и отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы; между профессиональными планами ученика, с одной стороны, и его личными качествами, с другой.

Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональных интересов получили обоснование в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Л. В. Ботяко-вой, А. Е. Голомштока, Е. А. Климова, А. Д. Сазонова, М. Н. Скаткина, Н. Н. Чис-

тякова, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира и других.

В психолого-педагогической литературе также исследовались проблемы о психологических основах профессионального обучения, формировании профессиональных интересов (С. П. Крягжде, К. К. Платонов, З. А. Решетова, М. Х. Титма), проблема психологического сопровождения выбора профессии (Л. М. Митина, И. В. Вачков,

A. К. Осницкий, И. М. Кондаков, В. Г. Колесников и другие), рассматривались вопросы характеристики и содержания профессиональных интересов старшеклассников (В. Ф. Афанасьев, Т. В. Бухарина, В. П. Грибанов, И. Н. Вакулова, В. И. Жуковская,

B. В. Кревневич, Е. Н. Прошицкая, Ю. В. Ры-сев, Г. П. Холопова, А. Ф. Эсаулов и другие).

Итак, ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» и «кем быть?». Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

Хотя переход из подросткового возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его психологическими симптомами, которые указывают на значительные индивидуальные различия, тем не менее наблюдается ряд общих тенденций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит опреде-

ленная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения (2, с. 33-34).

Заметно улучшается от подросткового к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст - это, с другой стороны, время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

Интеллектуальная зрелость, в том числе, нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных заведений, учебных программ, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности, разумеется, при выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются

профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается. Он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу (4, с. 27-28).

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление: субъект выбора, то есть тот, кто выбирает; объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают (6, с. 16-17).

Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от внешних условий и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте - это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

- первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

- этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

- профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

- профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

- самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом (3, с. 102-104).

Профессиональные интересы - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального

интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности (5, с. 41-42).

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентацион-ных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различ-

ные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обуславливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя -значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии (7, с. 27-28).

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что они только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. У них самооценка служит двум целям: самовоспитанию; прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на

уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует (7, с. 30-32).

Для старшеклассников-выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам (8, с. 83).

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

- высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий;

- средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоце-

нивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности;

- низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно.

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий юношей. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. Однако, он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Любая

профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у подростка способности, соответствующие профессионально важным качествам.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом старшеклассника. Скажем, если он общителен - ему больше подойдут профессии, свя-

занные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени (9, с. 52-54).

Таким образом, выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения, с познания самого себя. На этом этапе учащиеся должны сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 2003.

3. Горгома В. С. Формирование готовности подростков к профессиональному самоопределению в профильных классах школы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2007. — № 3. — С. 102-104.

4. Григорович С. С. Особенности профессионального самоопределния в ранней юности // Психология обучения. — 2008. — № 9. — С. 49-55.

5. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. — Минск, 1978.

6. Климов Е. А. Школа ...а дальше? — М., 1991.

7. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978.

8. Личко А. Е. Подростковая психология. — М., 1995.

9. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 2006.

Об авторе

Суханова Наталья Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии. Сфера научных интересов - профессиональное становление старшеклассников в системе профильного обучения. Р8уЬо-Крр @ stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.