Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» / культура безопасности / классно-урочная система обучения / внеурочная деятельность / предметная область «Безопасность жизнедеятельности» / integration / school course “Fundamentals of Life Safety” / subject “Life Safety” / safety culture / classroom-based learning system / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Кононова

Статья посвящена актуальному направлению организации процесса основного общего образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» – реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» как средство развития культуры безопасности обучающихся. В материалах статьи приведен ряд дефиниций «интеграция в образовании», используемых в педагогических исследованиях для повышения качества школьного предметного образования. Определены направления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного образования в условиях преподавания предметной области «Безопасность жизнедеятельности». В статье рассмотрен элемент процессуального компонента структурно-содержательной модели реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности с целью развития культуры безопасности у обучающихся на практике с учетом освоения школьного предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности» (8 класс). Также приводятся результаты опроса школьников на выявление результативности данного элемента модели, исходя из которых в статье приводится вывод о том, что организация процесса интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» способствует повышению уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Кононова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF REGULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE SUBJECT AREA “LIFE SAFETY” AS A MEANS OF DEVELOPING A SAFETY CULTURE OF STUDENTS

The article deals with a relevant direction of organization of the process of basic general education on “Life Safety” – the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities on “Life Safety” as a means of developing a safety culture of students. Materials of the article contain a number of definitions of “integration in education” used in pedagogical research to improve the quality of school subject education. The directions of the interrelation of regular and extracurricular activities in the context of school education in the context of teaching “Life Safety” are determined. The article considers an element of the procedural component of the structural and content model of the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities in order to develop safety culture among students in practice, taking into account the development of school subject education in the field of “Life Safety” (8th grade). Results of a survey of schoolchildren to identify the effectiveness of this element of the model are also presented, based on which the article concludes that the organization of the process of integration of scheduled and extracurricular activities in the subject “Life Safety” contributes to an increase in the level of formation of a safety culture among students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

29. Chelyabinskaya oblast vo Vtorojmirovoj vojne. Available at: https://archive74.ru/Exhibitions/ww2

30. Arhiv - shkole. Ob'edinennyj gosudarstvennyj arhiv Chelyabinskoj oblasti. Available at: https://archive74.ru/arhiv-shkole

31. Odna na vseh Pobeda. Available at: http://www.chelmuseum.rU/projects/museum_odna_na_vsekh_pobeda/videolekcii/#content

32. Zipunnikova N.N., Kalinina A.V. Pamyat' o Velikoj Otechestvennoj vojne: strategii i praktiki sohraneniya i translyacii (na primere Ural'skogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta). Nauchnyjzhurnal«Diskurs-Pi». 2020; № 4 (41): 40-53.

33. Voroshin S.D. Muzei Yuzhno-Ural'skogo medicinskogo universiteta: k istorii vozniknoveniya i deyatel'nosti. Vestnik YuUrGU. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki. 2016; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/muzei-yuzhno-uralskogo-meditsinskogo-universiteta-k-istorii-vozniknoveniya-i-deyatelnosti; https://www.susu.ru/ru/campus-life/ culture/muzey-istorii

Статья поступила в редакцию 12.05.23

УДК 378

Kononova E.I., postgraduate, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail knnvakat@yandex.ru

INTEGRATION OF REGULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE SUBJECT AREA "LIFE SAFETY" AS A MEANS OF DEVELOPING A SAFETY CULTURE OF STUDENTS. The article deals with a relevant direction of organization of the process of basic general education on "Life Safety" - the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities on "Life Safety" as a means of developing a safety culture of students. Materials of the article contain a number of definitions of "integration in education" used in pedagogical research to improve the quality of school subject education. The directions of the interrelation of regular and extracurricular activities in the context of school education in the context of teaching "Life Safety" are determined. The article considers an element of the procedural component of the structural and content model of the implementation of the integration of scheduled and extracurricular activities in order to develop safety culture among students in practice, taking into account the development of school subject education in the field of "Life Safety" (8th grade). Results of a survey of schoolchildren to identify the effectiveness of this element of the model are also presented, based on which the article concludes that the organization of the process of integration of scheduled and extracurricular activities in the subject "Life Safety" contributes to an increase in the level of formation of a safety culture among students.

Key words: integration, school course "Fundamentals of Life Safety", subject "Life Safety", safety culture, classroom-based learning system, extracurricular activities

Е.И. Кононова, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: knnvakat@yandex.ru

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена актуальному направлению организации процесса основного общего образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» - реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» как средство развития культуры безопасности обучающихся. В материалах статьи приведен ряд дефиниций «интеграция в образовании», используемых в педагогических исследованиях для повышения качества школьного предметного образования. Определены направления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного образования в условиях преподавания предметной области «Безопасность жизнедеятельности». В статье рассмотрен элемент процессуального компонента структурно-содержательной модели реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности с целью развития культуры безопасности у обучающихся на практике с учетом освоения школьного предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности» (8 класс). Также приводятся результаты опроса школьников на выявление результативности данного элемента модели, исходя из которых в статье приводится вывод о том, что организация процесса интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» способствует повышению уровня сформированности культуры безопасности у обучающихся.

Ключевые слова: интеграция, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», культура безопасности, классно-урочная система обучения, внеурочная деятельность, предметная область «Безопасность жизнедеятельности»

Специфика реализации школьного курса ОБЖ проявляется в организации различных форм осуществления учебно-воспитательного процесса в рамках классно-урочной системы обучения и проведения занятий по внеурочной деятельности в контексте предметного образования.

Следует отметить, что урок был и остается основной единицей образовательного процесса. Заблаговременное планирование, четкая организация деятельности учителя и ученика по достижению поставленных целей и соблюдению всех компонентов структуры урока обеспечивают систематическое усвоение результатов обучения. Наряду с этим занятия в рамках урока располагают ограниченными возможностями по развитию креативных способностей обучающихся, учета их личностных особенностей для организации реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, а также создания условий по результативной социальной адаптации и развитию сотрудничества в совместной деятельности между взрослыми и детьми [1].

Данная проблема особо значима для предметов, реализация которых рассчитана на один час в неделю, каким и является школьный курс ОБЖ.

Цель исследования: обоснование и определение методики развития культуры безопасности у обучающихся 8 классов в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности».

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач: сконструировать модель методики формирования культуры безопасности у обучающихся 8 классов; разработать учебно-методические материалы для проведения уроков и внеурочных занятий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности по модулю «Безопасность в быту» (ОБЖ, 8 класс); провести опрос для определения промежуточного результата сформированности уровня культуры безопасности у обучающихся 8 класса.

Научная новизна: определили направления интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного предметного образования в предметной

области «Безопасность жизнедеятельности»; уточнили понятие «интеграция в образовании» непосредственно в контексте преподавания предметной области «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке модели интеграции дидактических единиц урочной и внеурочной деятельности по модулю № 2 «Безопасность в быту» ОБЖ 8 класс. Практическая значимость состоит в том, что в статье предложены варианты деятельности обучающихся в процессе интегрированного преподавания по модулю № 2 «Безопасность в быту» (ОБЖ 8 класс) (рис. 2), которые могут быть применены в процессе освоения дисциплины.

На ступени основного общего образования вводится базовый школьный курс «ОБЖ» в 8 классе как урок, до этого момента вопросы безопасности частично присутствуют в тематических планах предметов естественно-научного цикла и предмета «Физическая культура», а также на занятиях по внеурочной деятельности. Вместе с тем в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС ООО) говорится, что «...требования к предметным результатам освоения базового курса «Основ безопасности жизнедеятельности» должны отражать: сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора.» [2, с. 22].

Следовательно, возникает проблема между практико-ориентированным образовательным потенциалом предмета «Основа безопасности жизнедеятельности» и достаточно ограниченными возможностями по его реализации в школьной практике.

В современной системе школьного образования предусмотрены возможности по решению проблем такого характера, а именно - организация и проведение

Таблица 1

Дефиниции «интеграция в образовании», используемые в педагогических исследованиях

Интеграция в образовании

Автор Определения Источник определения

Е. С. Рапацевич «Объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей» Педагогика: Большая современная энциклопедия сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современ. слово», 2005 -720с.

Н.Н. Светловская «Процесс приспособления определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой или функциональной их однотипности» Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении Н.Н.Светловская 7 НШ.-1990.~№11. - С. 57-60

В.З. Лямина «Объединение, слияние в известных пределах в одном предмете обобщенных знаний той или иной области» Лямина В.З. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам В.З. Лямина / НШ, - 1995.~№11.- С. 21-25

Е.В. Ширшов «Процесс взаимопроникновения, уплотнения (свертывания, унификации) знания» Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений 2017. Ширшов Е.В.

А.С. Воронин «Ориентация на восприятие системноструктурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер. наличие междисциплинарных зависимостей и связен» Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

внеурочной деятельности, которая способствует расширению образовательного пространства и создает дополнительные возможности по развитию обучающихся. По мнению И.С. Елизаровой, «современный учитель не должен ограничивать свою деятельность проведением уроков, она должна продолжаться и развиваться во внеурочное время»[3, с. 13]. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность в школе являются взаимодополняющими частями целостного образовательного пространства и могут быть реализованы посредством интеграции в процессе образования.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы позволил нам выделить ряд дефиниций «интеграции в образовании» [4], используемых в педагогических исследованиях, некоторые из них мы представили в материалах табл. 1.

В свою очередь, в нашем исследовании мы определяем понятие «интеграция в образовании» непосредственно в рамках предметной области «Безопасность жизнедеятельности» и предполагаем следующее определение дефиниции: интеграция в процессе образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» является результатом процесса объединения и слияния содержательных элементов, подходов и методов, применяемых в различных видах деятельности (урочной, внеурочной, дополнительной и др.) в контексте предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности» [5].

Проведенный анализ литературы по теме исследования и школьной практики позволил нам выделить основные векторы интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности» (рис. 1).

У рочная деятельность ^

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления.

Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Освоение возрастного нормативного

пространства.

Социализация детей, формирование социально- адаптированной личности

—) Внеурочная деятельность

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы лишь одно из средств раскрытия.

Построение пространства саморазвития.

Индивидуализация, воспитание свободной, самобытной личности.

Рис. 1. Направления интеграции урочной и внеурочной деятельности в контексте школьного предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривая интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников в контексте образования стойких педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса при освоении школьного предметного образования в области «Безопасность жизнедеятельности», мы исходили из:

- единства целей, задач, обусловленных приоритетом содержательного компонента (содержательных единиц) при интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- применения различных форм работы, взаимодополняющих и являющихся логическим продолжением создания целостной системы процесса обучения в предметной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- использования разнообразных проблемных вопросов, практических заданий, ситуативных задач в процессе обучения.

С учетом вышеизложенного мы создали модель реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности как средство развития культуры безопасности у школьников в процессе освоения предметной области «Безопасность жизнедеятельности» на ступени основного общего образования (8 класс) и провели целевое анкетирование обучающихся.

Обратимся к процессуальному аспекту модели интеграции дидактических единиц урочной и внеурочной деятельности (см. рис. 2), составленной по одному из модулей рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной ФГБНУ Институтом стратегии развития образования Российской академии образования для портала «Единое содержание общего образования»

Вышшивне Действия прнпопыпепроншяоЕеш в дои жшюнннх

комтвалышх сшаш

Просмотр ™6iho 4нльма

Посещены АварНН НЗ КОММуШЛЬНЫХ СЮШХ мгая

Рис. 2. Интеграция дидактических единиц урочной и внеурочной деятельности по модулю № 2 «Безопасность в быту» ОБЖ, 8 класс

Я могу перечислить каше лежарстш точно должны находиться б нашей домашней аптечке

Я точно ыогу спрогнозировать большинство в ар найтов опасных ситуаций у пена дона

Я звдунываюсь о последствиях своих поступков с ючкн зрения безопасности

Я смог бы сказать первую помощь члену своей семьи прн сильном кровотечении

Для пеня является принципиальным проверка срока годности продуктов, до момента их употребления

Я знаю алгоритм действий прн ожогах 2-й степени

Я владею информацией о способах остановки кровотечения прн глубоких порезах

Я достаточно знаю о первой помощи прн бытовых травмах

0 10 М 30 40 50 60

Я достаточно знаю о первой помощи при ■бытовых травмах Я владею информацией о способах остановки кровотечения прн глубоких порезах Я знаю алгоритм действий гри ожогах 2-й степени ДпЯМеНЯ является принципиальны ■V. проверка срока годности продуктов, до момента их употребления Я смог бы оказать первую помощь члену своей семьи при сильном кровотечении Я задумываюсь о последствия?; своих поступков сточки зрения безопасности Я точно могу спрогнозировать большинства вариантов опасных ситуаций у меня дама Я могу перечислить какие лекарства точно должны находиться в нашей домашней аптечке

■ После проведения интегрированных занятий 56 43 24 45 40 £1 50 52

■ До проведения интегрированных замятий 11 7 13 15 14 22 32 21

Рис. 3. Результаты опроса обучающихся 8-го класса ГБОУ школа № 102 до и после интеграции урочной и внеурочной деятельности

Из материалов, представленных на рис. 2, видно, что логическим дополнение м к урокампо модулю № 2 «Безопасность в быту»выступают занятия по внеурочной деятельности, выстроенные в единстве с тематикой модуля и его практическим подкреплением путем проведения тренировок алгоритма действий в смоделированных условиях различных опасных ситуациях в быту. Стоит заметить, что занятия по внеурочной деятельности не ограничены классно-урочной системой и позволяют не только расширять теоретические знания, полученные обучающимися на уроках, но и посещать различные музеи и комплексы, приглашать спетиултсуов длунетауирескихЗесед, орыанитоыыватоработус гррпуоР21-ми и индивидуальными проектами, а также использовать в полной мере современные образовательные технологии.

Всооюореуеы«,оночумо2ть притеоетияразличныых видов«оятеуь«ости в процессе образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» подуеызиваитсо врнбытрЭ.М.Киьелевоь,УР.Попооо2,В.Ю.Рбурм2ьой, отмечающих, что «.качество подготовки учащихся по основам безопасности деятельности во многом определяется методикой преподавания учебного предмета с yоe20мнoвыуcoБpяментыхт.ебовкний стандарта образования, необходимо изучение ОБЖ осуществлять с учетом использования разнообразных практических, ситуативных игровых и других методик и технологий обучения» [7, с. 74]. Это мы учитывали при разработке варианта интеграции дидактических единиц урочной и внеурочной деятельности в рамках модуля «Безопасность в быту».

Одним из эмпирических этапов нашего исследования выступил опрос, состоящий из утверждений (ученик или соглашается или не соглашается с представленными утверждениями), направленных на определение промежуточного результата сформированности уровня культуры безопасности у обучающегося до и после реализации тематической связки: урок на тему «Предупреждение бытовых травм» и внеурочное занятие на тему «Практика отработки приёмов и правил оказания первой помощи при бытовых травмах» (рис. 4). До проведения занятия среднее процентное значение показателей уровня культуры безопасности у обучающихся по теме «Предупреждение бытовых травм» была равна 32%. После реализации интеграции урока и занятия по внеурочной деятельности исследуемый нами аспект уровня культуры безопасности у экспериментальной группы обучающихся стал составлять 87%. Следовательно, возможно констатировать повышения уровня культуры безопасности у учеников экспериментальной группы по выбранным критерием на 55%, что больше подтверждает результативность реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной

области «Безопасность жизнедеятельности» как средства развития культуры бвзупарнсс«рор«чающится.

Второй опрос был направлен на составление общего представления о степени заинтересованности учеников в организации образовательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» путём интеграции урочной и внеурочной деятельности (рис. 4).

Нет

Считаешь ли га Согласии ли га с Согласии ли ты с Считаешь ли ты. что Хотел бы ты больше полезным проведение утверждением: Я лучше утверждением: Для практическое узнавать по предмету занятий внеурочной усваиваю меня являются закрепление на ОБЖ, чтобы повысить

деятельности по ОБЖ теоретический полезными, те знания внеурочной твой уровень культуры материал по ОБЖ. которые мы изучаем на деятельности того безопасности закршшяегона уроках и внеурочной теоретического практических занятиях деятельное™ по ОБЖ материала, который по внеурочной изучается на уроках

деятельности ОБЖ. поможет тебе

развитв твою культуру безопасности.

Рис. 4. Распределение ответов обучающихся 8-го класса на анкету по определению их заинтересованности в интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасностьжизнедеятельности»

Таблица 2

Процентное соотношение результатов опроса по определению степени заинтересованности учеников в организации образовательного процесса в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» путём интеграции урочной и внеурочной деятельности

№ утверждения Кол-во учеников, проявивших согласие с утверждением Процентное значение от общего числа участников опроса Кол-во учеников, проявивших несогласие с утверждением Процентное значение от общего числа участников опроса

1 37 66% 19 34%

2 46 82% 10 18%

3 42 75% 14 25%

4 39 70% 17 30%

5 44 79% 12 21%

Среднее процентное соотношение показателей 74% 26%

Проанализировав результаты опроса и представив их в графическом виде (табл. 2), мы можем сделать вывод, что из 56 обучающихся, которые приняли участие в целевом опросе, большинство учеников продемонстрировали заинтересованность в организации образовательного процесса в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» путём интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Данные показатели обусловливают индивидуальную заинтересованность обучающихся в расширении своих знаний в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» и в практическом закреплении данных теоретических знаний через участие в реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности».

Резюмируя результаты проведенного опроса, заметим, что единство тематического наполнения уроков и занятий по внеурочной деятельности, верно выстроенное целеполагание по достижению образовательных результатов, выделение необходимых акцентов и главных приоритетов в подборе содержания, а также применение различных технологий и методов обучения обусловливают высокую образовательную ценность интеграции в процессе развития культуры безопасности. Таким образом, реализация интеграции урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» оказывает положительное влияние на обучающихся, прослеживается увеличение

Библиографический список

показателей познавательных интересов учеников, а также создаются условия для успешного формирования устойчивых взглядов, ценностных ориентиров и нравственных убеждений обучающихся, что, в свою очередь, соответствует системному безопасному мышлению, а, следовательно, и развитию культуры безопасности [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что процесс интеграции в образовании применяется в различных предметных областях, в частности, в предметной области «Безопасность жизнедеятельности», которая не является исключением.

Реализация на практике процесса интеграции урочной и внеурочной деятельности способствует формированию знаний из предметной области «Безопасность жизнедеятельности» в совокупности с развитием умений действовать во время опасных ситуаций, что содействует устойчивому пониманию обучающимися алгоритмов реагирования во время экстремальных условий.

Опираясь на результаты количественных показателей, представленные в статье, мы можем утверждать, что процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности при освоении предметной области «Безопасность жизнедеятельности» является средством для формирования культуры безопасности школьников.

1. Киселева Э.М., Попова РИ., Абрамова В.Ю. Технологии и методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2017.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: текст с изм. 2017 г Приказ от 29.06.2017 г № 613 Министерство образования и науки утвердило изменения в ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г Российское образование. Федеральный портал. Available at: https://edu.ru/ documents/view/60641/

3. Елизарова И.С. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы. Вестник ТГПУ. 2012; № 4: 13-16.

4. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования. Интеграция образования. 2013; № 2: 76-82.

6. Единое содержание общего образования. Available at: https://edsoo.ru/

7. Попова РИ., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 5.

8. Станкевич П.В., Вилейто Т.В., Ребко Э.М. Формирование личностных характеристик учащихся средней школы с использованием метаметодических приемов (в курсе географии и ОБЖ). Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография по материалам V Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016 300-304.

References

1. Kiseleva 'E.M., Popova R.I., Abramova V.Yu. Tehnologii i metodiki obucheniya i vospitaniya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Barnaul: IP Kolmogorov I.A., 2017.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya: tekst s izm. 2017 g. Prikaz ot 29.06.2017 g. № 613 Ministerstvo obrazovaniya i nauki utverdilo izmeneniya v FGOS srednego obschego obrazovaniya ot 17 maya 2012 g. Rossijskoe obrazovanie. Federal'nyj portal. Available at: https://edu.ru/documents/view/60641/

3. Elizarova I.S. Organizaciya vneklassnoj raboty po kursu «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti» s uchaschimisya starshih klassov: problemy. Vestnik TGPU. 2012; № 4: 13-16.

4. Zagvyazinskij V.l., Zakirova A.F., Strokova T.A. i dr. Pedagogicheskijslovar': uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

5. Polyankina S.Yu. Ponyatie integracii v kategorial'nom apparate filosofii obrazovaniya. Integraciya obrazovaniya. 2013; № 2: 76-82.

6. Edinoe soderzhanie obschego obrazovaniya. Available at: https://edsoo.ru/

7. Popova R.I., Avdeeva N.V. Vozmozhnosti kompetentnostno-orientirovannogo podhoda k organizacii uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya pri izuchenii kursa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 5.

8. Stankevich P.V., Vilejto T.V., Rebko 'E.M. Formirovanie lichnostnyh harakteristik uchaschihsya srednej shkoly s ispol'zovaniem metametodicheskih priemov (v kurse geografii i OBZh). Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovaniya, sohranenie i razvitie: kollektivnaya monografiya po materialam V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016 300-304.

Статья поступила в редакцию 17.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.