Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменская Ирина Борисовна

В статье обобщается опыт организации довузовской подготовки обучающихся психолого-педагогического класса под руководством преподавателя университета в рамках проекта «Предуниверсарий КФУ им. В.И. Вернадского». Показана целесообразность организации довузовской подготовки старшеклассников как коллективной проектно-исследовательской деятельности, нацеленной на формирование проектно-исследовательской культуры, предполагающей владение базовыми когнитивными умениями и коммуникативными стратегиями аргументативного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменская Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS: THE COMMUNICATIVE AND COGNITIVE ASPECT OF THE PRE-UNIVERSITY

The article summarizes the experience of organizing pre-university training of pupils of the psychological-pedagogical class under the guidance of a university teacher in the framework of the project “V.I. Vernadsky Crimean Federal Unviersity Pre-University”. There has been shown the expediency of organizing pre-university training of high school students as a collective project-research activity aimed at the formation of a project-research culture that implies the possession of basic cognitive skills and communicative strategies of argumentative discourse.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ»

3. Бичева, И.Б. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 2(15). - С. 58-62

4. Бичева, И.Б. Профессиональная подготовка обучающихся в современных условиях/ И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 5 (47). - С. 112-118

5. Зинатуллина, Я.В. Сопровождение образовательной и карьерной траектории студентов высшей школы / Я.В. Зинатуллина, Ю.А. Федорова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С. 16-20

6. Коновалов, А.А. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / А.А. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 2.

7. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. - С. 10.

8. Профессионалитет 2023. - URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professionalitet/ (дата обращения: 10.03.2023)

9. Тренды в развитии СПО в России назвали эксперты ВШЭ. - URL: https://ug.ru/trendy-v-razvitii-spo-v-rossii-nazvali-eksperty-vshe/ (дата обращения: 10.03.2023)

10. Симакова, А.В. Выстраивание карьерной траектории студентами СПО в субъектах Арктической зоны России / А.В. Симакова // Арктика и Север. - 2021. - № 44. - С. 158-172

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой филологических дисциплин и методик их преподавания Каменская Ирина Борисовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ

Аннотация. В статье обобщается опыт организации довузовской подготовки обучающихся психолого-педагогического класса под руководством преподавателя университета в рамках проекта «Предуниверсарий КФУ им. В.И. Вернадского». Показана целесообразность организации довузовской подготовки старшеклассников как коллективной проектно-исследовательской деятельности, нацеленной на формирование проектно-исследовательской культуры, предполагающей владение базовыми когнитивными умениями и коммуникативными стратегиями аргументативного дискурса.

Ключевые слова: довузовская подготовка, предуниверсарий, проектно-исследовательская деятельность, когнитивно-коммуникативные умения.

Annotation. The article summarizes the experience of organizing pre-university training of pupils of the psychological-pedagogical class under the guidance of a university teacher in the framework of the project "V.I. Vernadsky Crimean Federal Unviersity Pre-University". There has been shown the expediency of organizing pre-university training of high school students as a collective project-research activity aimed at the formation of a project-research culture that implies the possession of basic cognitive skills and communicative strategies of argumentative discourse.

Key words: pre-university training, Pre-University, project-research activity, cognitive-communicative skills.

Введение. Проблема эффективной организации довузовского образования старшеклассников, реализующего функции ранней профориентации, углублении подготовки по профильным предметам, обеспечении преемственности в образовательной системе «школа - вуз» и предварительной адаптации школьников к академической среде, не нова. Разработаны как теоретико-методологические основы (В.И. Блинов, Л.Н. Мазаева, Н.Ф. Талызина, Э.Е. Чеканова и др.), так и различные практические подходы к реализации довузовского образования (Н.В. Бойко, Т.Л. Бухарина, Е.Е. Кравцова, В.А. Кузнецов, И.И. Либина, В.Р. Лозинг, Г.Б. Ховрина, О.А. Фиофанова и др.).

Последние включают широкий диапазон форм организации учебного процесса: это и достаточно традиционные подготовительные курсы, принявшие форму дополнительных образовательных программ, и предуниверсарии как форма профильного привузовского образования старшеклассников на материальной базе вуза [11], и так называемые «университетские субботы», когда для школьников проводятся лекционные и практические занятия по профильным предметам преподавателями вуза в стенах вуза, разнообразные лектории, олимпиады, конкурсы. Подобный опыт анализируется, обобщается и распространяется, в первую очередь, в академическом дискурсе. Исследования [3; 4; 7; 8] показывают достаточно высокую эффективность перечисленных форм довузовской подготовки в плане большей успешности ребят при поступлении в вуз, большей удовлетворенности собственным выбором будущей профессии, меньшими трудностями в освоении профессиональной образовательной программы.

Тем не менее, сейчас проблема определения оптимального содержания и эффективной организации довузовской подготовки школьников актуализируется с новой силой, особенно для направлений подготовки, не пользующихся популярностью как в обществе в целом, так и в подростковой среде, в частности. К сожалению, к таким направлениям традиционно относится и педагогическое, «Низкий социальный престиж профессии педагога, снижающий привлекательность педагогических программ для лучших выпускников системы общего образования» [9, С. 49].

Целью статьи является обобщение опыта проектно-исследовательской внеурочной деятельности в психолого-педагогическом классе с исходной низкой мотивацией обучающихся.

Изложение основного материала статьи. В текущем учебном году ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» поставил перед собой достаточно амбициозную задачу - охватить довузовской подготовкой в рамках Предуниверсария обучающихся психолого-педагогических классов Республики Крым с целью формирования у них мотивации и готовности к овладению профессией учителя либо психолога. В качестве организационной формы работы апробировалась проектно-исследовательская деятельность ребят под руководством преподавателя университета во внеурочной деятельности.

Если исходить из понимания предуниверсария как формы «школьного общего образования, которая заключается в формировании единого образовательного кластера на базе университета с целью осуществления непрерывного профильного образования» [3, С. 6], то важнейшей предпосылкой эффективности такой формы образования выступает мотивированность выбора обучающимися того или иного профиля обучения. Практика показывает, что зачастую зачисление десятиклассников

в психолого-педагогический класс происходит по остаточному принципу, в результате чего в него попадают ребята, чья академическая успешность оказалась недостаточно высока для других профилей, например, математического или биологического. Подобное печальное наблюдение подтвердил и опрос школьников, который выявил, что лишь двое из двадцати шести обучающихся психолого-педагогического класса одной из школ г. Евпатории намерены связать свою жизнь с педагогической деятельностью. Еще троих интересует профессия психолога, о которой они имеют лишь общее представление.

Исходя из результатов анкетирования, проведенного ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» по вопросам профориентации и выбору дальнейшего направления обучения в высшей школе, большинство обучающихся данного класса (71,5%) не определились ни с выбором будущей профессии, ни с выбором конкретного вуза. Организацию внеурочной деятельности по овладению теоретическими основами педагогической науки в таких мотивационных условиях вряд ли можно рассматривать как целесообразную.

Необходимо было найти такую организационную форму и такое содержание внеурочной деятельности, которые развивали бы метапредметные когнитивные умения старшеклассников и способствовали бы формированию личностных качеств, необходимых выпускнику средней школы независимо от выбранной в дальнейшем профессиональной деятельности, то есть, базовые когнитивные умения. К последним относят умения наблюдения и установления аналогий, сопоставления и контрастирования явлений и фактов, сравнения нового с известным, использования индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза, а также умения структурирования, систематизирования и категоризации [1].

Полноценное формирование и развитие когнитивных умений неотделимо от развития коммуникативных умений [6, С. 112], обеспечивающих адекватное восприятие, переработку и передачу информации в вербальном коде. В частности, перспектива коммуникации выпускников школы в академическом и «аудиторном дискурсе требует овладения коммуникативными стратегиями доказательства, воздействия и убеждения» [5, С. 129].

Выбор был сделан в пользу коллективной проектно-исследовательской деятельности, что в целом соответствует ключевой функции предуниверсария, которая заключается «в формировании исследовательской и проектной культуры» [3, С. 7]. Исследователи справедливо полагают, что «Такой подход особенно необходим среди „непопулярных" профессий» [2, С. 170]. Преподавателю вуза, ведущему внеурочную работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников, отводилась роль наставника, который реализовывал одну «из функций предуниверсария -выступление в качестве площадки формирования исследовательской культуры и когнитивного сознания» [3, С. 7].

В качестве содержательного аспекта исследовательского проекта школьников было избрано изучение молодежного сленга, что обосновано привлекательностью темы для подростков, а также исследовательским потенциалом темы, который позволял школьникам овладеть рядом эмпирических и практических методов исследования, такими как анализ и обобщение современной лингвистической литературы по проблеме исследования, отбор сленгизмов в речи молодых носителей русского языка методом сплошной выборки, семантический и этимологический анализ, ассоциативный эксперимент, анкетирование, описательный метод.

Перед преподавателем-наставником стояла первоочередная задача - добиться осознания ребятами гносеологической ценности такого исследования, которая заключалась не столько в овладении теоретическим знанием и составлением словаря молодежного сленга, сколько в понимании причин возникновения сленга как явления, его психологической и социальной природы и в конечном итоге - в лучшем понимании тех, кто пользуется сленгом в своей речи, то есть, самих себя. Такому пониманию способствовало предварительное анкетирование участников проекта, в задачи которого входило: повышение интереса к теме исследования; демонстрация неоднозначности и противоречивости сленга как социолингвистического явления; определение их собственного отношения к сленгу; понимание причин его популярности в подростковой среде. Так, ненавязчиво и избегая дидактичности, до старшеклассников доводилась мысль об эмпатии и интересе к личности как основных ценностей педагогической деятельности.

Для повышения мотивации проектно-исследовательской деятельности школьников было необходимо создать ситуацию успеха, «что является сильнейшим фактором активизации учебной деятельности» [7, С. 111]. С такой целью, прежде всего, предполагаемый план проекта прошел стадию коллективного обсуждения, в результате которого класс был поделен на пять проблемных групп с собственной зоной ответственности каждой и были определены исследовательские задачи каждой из групп, материал и методы исследования, которые нужно будет применить. На основе этой информации школьники самостоятельно выбирали поле своей деятельности. Класс условно разделился на теоретиков и практиков. Первая проблемная группа обосновывала актуальность исследования, подбирала научную литературу по проблеме исследования, определяла объект, предмет, цели и задачи исследования; вторая проблемная группа изучала научную литературу, определяла содержание категории «молодежный сленг», описывала его источники и способы образования, систематизировала функции сленга. Третья группа десятиклассников находила сленговые слова и выражения, систематизировала их по семантическому признаку, группировала в тематические группы. Четвертая группа проводила анкетирование и ассоциативный эксперимент и анализировала их результаты. Наконец, пятая группа отвечала за окончательное редактирование актуального словаря молодежного сленга.

Роль наставника на предварительных этапах проектно-исследовательской деятельности школьников заключалась в целевой помощи каждой из проблемных групп, предупреждении и преодолении возникающих трудностей. Так, при написании введения к проекту было недостаточно объяснить школьникам различие между объектом и предметом исследования и принцип формулирования целей и задач исследования. Отметим, что с этой задачей не всегда справляются студенты при написании курсовых и даже выпускных квалификационных работ. Школьникам было предложено изучить формулировки объекта и предмета исследования в ряде научных работ по проблеме исследования, эти формулировки «переводились» на доступный ребятам язык, анализировались методом выделения ключевых слов и сопоставления объема понятий методом графического моделирования. Затем ребята предлагали свои формулировки и учились их аргументировать, попутно овладевая научным метаязыком.

Наибольшей трудностью для второй проблемной группы предсказуемо оказалось не столько нахождение необходимой научной информации, сколько ее анализ, который дополнительно осложнялся незнанием лингвистической терминологии. Здесь эффективными способами усвоения научной информации оказались приемы «объясни другому» и «скажи другими словами». Затем различные определения понятия «сленг» сопоставлялись путем выявления схожих и различных признаков анализируемого понятия, сравнивались с определениями близких лингвистических явлений (социолект, жаргон, арго). Наиболее важным результатом такой деятельности оказался проделанный и осознанный ребятами путь от «не понимаю» к «понимаю» и «могу объяснить». Лучшему пониманию источников и способов образования сленговых слов способствовало задание по подбору собственных иллюстративных примеров, а усвоению функционального диапазона сленгизмов -короткие ролевые игры, которые позволили школьникам непосредственно почувствовать те эмоциональные и экспрессивные коннотации, которыми богат сленг.

Четвертая проблемная группа проводила анкетирование и ассоциативный эксперимент с обучающимися двух девятых

классов. Анкетирование было нацелено на выявление того, насколько современные старшеклассники понимают, что такое сленг и откуда он берется, насколько активно им пользуются их друзья и они сами, для чего он нужен, как они относятся к ровесникам и взрослым, употребляющим сленг в своей речи, вреден ли сленг как языковое явление и нужно ли его изучать. Вопросы анкеты были частично предложены наставником, частично являлись результатом коллективного творчества. Ребята научились корректному оформлению бланкированного анкетирования и приобрели опыт его проведения, оцененный ими самими как интересный и полезный.

Основные проблемы возникли на этапе анализа результатов анкетирования. Статистический анализ как в абсолютном, там и в относительном (процентном) измерении особых трудностей не вызвал. Качественная интерпретация статистических результатов анкетирования оказалась совершенно новым опытом для десятиклассников. Здесь роль наставника сводилась к тому, чтобы задать правильные вопросы, стимулировать обсуждение и скорректировать конечные выводы. Приведем пример одного из выводов: «Свое положительное отношение к сленгу большая часть опрошенных (38%) объясняют тем, что это способ творческого самовыражения человека, который делает его неординарным и в то же время сближает со сверстниками. 26,1% опрошенных считают, что молодежный сленг создает наиболее благоприятные психологические условия общения. Достаточно большая часть опрошенных (20,7%) видят в употреблении сленга вызов общепринятым скучным стандартам общества и выражение неприятия его норм. 12% считают, что сленг употребляют для того, чтобы сделать смысл сообщения непонятным для посторонних. Отдельные респонденты (3,3%) видят в сленге коллективную языковую игру. В целом, 50% участников анкетирования согласны с тем, что сленг помогает подросткам чувствовать себя более уверенно и комфортно».

Ситуация с проведением ассоциативного эксперимента выглядела аналогично: не возникло проблем с организацией его проведения и общением с респондентами, но интерпретация результатов оказалась еще сложнее, что обусловлено трудностью определения типологии ассоциативной реакции. Задача наставника на этом этапе работы заключалась в том, чтобы ребята сами высказывали гипотезы относительно той или иной ассоциативной реакции испытуемых на стимул -сленговое слово. В результате мозгового штурма было выявлено пять типов ассоциативных реакций: фонетический, семантический, образный, этимологический и морфологический. При этом десятиклассники самостоятельно выявили случаи, когда ассоциативная реакция испытуемого находится на пересечении двух типов, например, семантического и морфологического. Нельзя не отметить увлеченность споров ребят при обсуждении множества высказываемых ими версий типологии той или иной реакции и постепенную все возрастающую степень аргументированности доказательства собственной точки зрения.

У проблемной группы, занимавшейся поиском и семантической группировкой сленгизмов, возникли трудности с определением тематической принадлежности сленговых слов, а также выражаемой ими коннотации. В результате коллективной работы этой группы выделены следующие тематические группы сленгизмов: означающие характеристику человека; относящиеся к общению и взаимоотношениям; означающие предметы и абстрактные понятия; означающие действия; означающие либо выражающие эмоции и оценки. Статистический анализ тематической отнесенности сленгизмов, также входивший в задачи этой проблемной группы, позволил подтвердить гипотезу другой проблемной группы насчет основной функции сленгизмов, заключающейся в выражении эмоций и оценок, поскольку именно эта тематическая группа оказалась наиболее многочисленной. Подчеркнем первостепенную важность не столько овладения методом сплошной выборки при подборе сленгизмов, сколько умениями интерпретирования полученных результатов с точки зрения антропоцентрического подхода - почему именно эта, а не другая группа наиболее широко представлена и что такой результат говорит о тех, кто употребляет сленг в своей речи.

Наконец, в задачи проблемной группы, составляющей и редактирующей словарь молодежного сленга (эта задача на данный момент находится в стадии решения), входит не только корректное оформление словарных гнезд, но и этимологический анализ сленгизмов и подбор примеров их употребления.

Отдельного упоминания заслуживает завершающий этап работы над коллективным исследовательским проектом десятиклассников - подготовка каждой проблемной группой компьютерной презентации результатов работы и самостоятельное оценивание вклада каждого члена группы в коллективный результат. Ребята на достаточном уровне владеют навыками работы в редакторе PowerPoint, и техническая сторона работы не вызвала проблем. Трудности возникли в процессе визуализации накопленной информации, своеобразном ее переводе с вербального на графический, образный код. Такая работа способствовала формированию умений систематизации информации, выделения в ней наиболее существенного, установление и отображение причинно-следственных связей и противоречий, сопоставления и контрастирования ее компонентов. В процессе работы над презентациями школьники отмечали, что содержание обрабатываемой таким образом информации становится более понятной им самим, а процесс «перевода» из тяжелого и утомительного превращается в интересный и увлекательный.

Самооценивание и оценивание работы над проектом товарищей по команде оказалось процессом, наименее подлежащим контролю со стороны наставника, поскольку львиную долю работы ребята проделывали самостоятельно. Полагаем, что положительное оценивание работы практически всех членов проблемных групп их товарищами говорит о благотворном влиянии коллективной деятельности на взаимоотношения в детском коллективе и повышении его сплоченности. Наличие нескольких оценок «удовлетворительно» (и согласие с ними) наряду с доминирующими оценками «отлично» и «хорошо» свидетельствует о способности к адекватному оцениванию вклада каждого члена группы в общий результат.

Выводы. Опыт организации довузовской подготовки обучающихся психолого-педагогического класса с исходной низкой мотивацией обучающихся под руководством преподавателя университета в рамках проекта «Предуниверсарий КФУ им. В.И. Вернадского» показал, что коллективную проектно-исследовательскую деятельность обучающихся по теме «Молодежный сленг» можно рассматривать как соответствующую ключевой функции предуниверсария - формированию проектно-исследовательской культуры. Совместная работа десятиклассников над проектом способствовала формированию у участников проекта базовых когнитивных умений наблюдения и установления аналогий, сопоставления и контрастирования явлений и фактов, сравнения нового с известным, использования индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза, а также умений структурирования, систематизирования и категоризации информации. Промежуточные этапы проектной деятельности, предусматривавшие коллективное обсуждение и коррекцию достигнутых результатов, способствовали овладению обучающимися коммуникативными стратегиями аргументативного дискурса: коммуникативными тактиками доказательства, воздействия и убеждения.

Целенаправленно создаваемые и поддерживаемые наставником проекта ситуации успеха способствовали активизации познавательной деятельности старшеклассников. Как содержание, так и сам процесс коллективной творческой работы, соответствовавшей общему алгоритму «узнать - понять - объяснить» были направлены на обеспечение понимания старшеклассниками основных ценностей педагогической деятельности: эмпатии, интересе к личности, просвещения.

Литература:

1. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / Г.А Атанов, И.И. Пустынникова; под ред. Г.А. Атанова. - Донецк: Изд-во ДонНТУ, 2004. - 50 с.

2. Бойко, Н.В. Первый предуниверсарий в Кемеровской области: результаты работы, перспективы развития / Н.В. Бойко, Н.В. Кудреватых // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - № 1 (346). - С. 167176

3. Болвачев, А.И. Эмпирическая модель предуниверсария / А.И. Болвачев, К.А. Кушнарев // Открытое образование. -2022. - Т. 26. - № 3. - С. 4-16

4. Емелева, А.Ю. Необходимость трансформации старшей школы в предуниверсарий / А.Ю. Емелева, Л.Ф. Розанова // Социальные и гуманитарные науки в условиях вызовов современности : материалы II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, 21-23 ноября 2022 г., г. Комсомольск-на-Амуре: в 2-х ч. / редколлегия: И.В. Цевелева (отв. ред.), Н.Э. Ракитина, Н.В. Малышева. - Комсомольск-на-Амуре, 2022. - Ч. 2. -С. 55-57

5. Каменская, И.Б. Структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Компетентностая модель филолога: коллективная монография / И.Б. Каменская, Я.М. Бузинская, А.И. Каменский, Ю.К. Картавая, А.Н. Шевченко; под общ. ред. И.Б. Каменской. - Симферополь: ИТ Ариал, 2017. - С. 97157

6. Каменский, А.И. Содержание и уровни сформированности профессиональн-когнитивной компетенции будущих филологов / А.И Каменский, И.Б. Каменская // Язык и культура. - 2012. - № 2 (18). - С. 110-114

7. Либина, И.И. Организация познавательной деятельности школьников в рамках довузовской подготовки по проекту «Предуниверсарий» / И.И. Либина, Н.Н. Морозова, М.Э. Хуторецкий // Прикладные информационные аспекты медицины. -2020. - Т. 23. - № 1. - С. 109-116

8. Лозинг, В.Р. Организационная модель старшей школы-предуниверсарий: индивидуальные учебные планы и образовательные маршруты / В.Р. Лозинг, О.А. Фиофанова // Народное образование. - 2015. - № 10. - С. 97-105

9. Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 41-57

10. Предуниверсарий - путь вхождения в профессию: методическое пособие / сост.: Е.Е. Кравцова, В.А. Кузнецов, Г.Б. Ховрина. - М.: МГПУ, 2021. - 32 с.

11. Федотова, Е.Л. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника / Е.Л. Федотова, Е.А. Никитина // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). - С. 137-140

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Жамалова Диляра Ильхамовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уздимаев Сергей Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Внимание к социальной безопасности в среде образовательных организаций, обусловленное увеличением рисков и угроз в школьной жизни, диктуется потребностями всех субъектов образования в устойчивой и защищенной деятельности. В результате теоретического анализа уточнены сущность и общее назначение социальной безопасности, состоящей в организации образовательной среды школы, ориентированной на творческое безопасное развитие обучающихся, их учебной деятельности и общения. Представляя сложное и многоплановое явление, охватывающее разнообразные вопросы безопасности: психологической, коммуникативной, информационной, физической, духовно-нравственной, гражданско-правовой, социальная безопасность раскрывается в логике гуманистических тенденций образования. Выполненная методическая разработка системной модели обеспечения социальной безопасности обучающихся в образовательной организации на основе школьного курса по безопасности жизнедеятельности реализует принципы приоритетного внимания к здоровью и безопасности обучающихся, непрерывности и преемственности в урочной и внеурочной работе, коммуникативности, природосообразности, ситуативности. Обосновано выделение взаимосвязанных мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного компонентов системной модели, представляющих структурность и логическую последовательность в формировании личности безопасного типа поведения. Раскрыты особенности реализации системной модели в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: социальная безопасность, социальные угрозы, образовательная организация, безопасность жизнедеятельности, урочная и внеурочная деятельность.

Annоtation. Attention to social security among educational organizations, due to increased risks and threats in school life, is dictated by the needs of all educational entities in sustainable and protected activities. As a result of theoretical analysis, the essence and general purpose of social security, which consists in organizing the educational environment of the school, focused on the creative safe development of students, their educational activities and communication, was clarified. Presenting a complex and multifaceted phenomenon covering a variety of security issues: psychological, communicative, informational, physical, spiritual and moral, civil and legal, social security is revealed in the logic of humanistic educational trends. The methodical development of a system model for ensuring social safety of students in an educational organization based on a school course on life safety implements the principles of priority attention to the health and safety of students, continuity and continuity in hours and after hours, communication, nature, situational. The identification of interconnected motivational, cognitive, practical, communicative, reflexive components of the system model, representing the structure and logical sequence in the formation of a person of a safe type of behavior, is justified. Features of system model implementation in time and out-of-hours activities are disclosed.

Key words: social security, social threats, educational organization, life safety, time and extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.