Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Чернов Денис Сергеевич

В статье авторы подчеркивают необходимость повышения качества работы по формированию карьерной траектории обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Под карьерной траекторией авторы понимают некую цепочку, которая состоит из ряда этапов, достижение которых позволит претендовать на более высокую позицию. Определяются способы формирования карьерной траектории. Приводятся результаты анкетирования студентов 1, 2 и 3 курсов очной формы обучения ГБПОУ «Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.». Цель анкетирования - выявить понимание студентами своей карьерной траектории и способов карьерного развития. В выводах авторы отмечают осознанность обучающимися колледжа выбора будущей профессиональной деятельности, наличие высокой внутренней мотивации к построению своей карьерной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Чернов Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMING THE CAREER TRAJECTORY OF STUDENTS IN COLLEGES OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

In the article, the authors underline the need to improve the quality of work on the formation of a career trajectory for students in institutions of secondary professional education. The career trajectory means a certain chain, which consists of a number of stages, the achievement of which will allow you to apply for a higher position. There are ways of forming a career trajectory. The authors present the results of a survey of students of the 1st, 2nd and 3rd courses of full-time education at the Nizhny Novgorod Polytechnic College named after the Hero of the Soviet Union Rudnev A.P. The purpose of the survey is to reveal students' understanding of their career trajectory and ways of career development. In the conclusions, the authors note the awareness of students studing in the college about treir the choice of future professional activity and the presence of high intrinsic motivation to build their career trajectory.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Ответы помогли сформировать список тем сюжетов для иллюстраций. В этот список вошли: контраст климатических условий летом и зимой; граница с Китаем, что дает городу многообразие паназиатской кухни и множество привезенных необычных сладостей, как аналог популярным европейским производителям; Арт-фестиваль «Не сакура», который проводится в ТОГУ среди студентов в честь цветения луизеании или миндаля трехлопастного, цветки которого так похожи на цветущую сакуру; знаменитые слова песни Аркадия Федотова «Вдоль Амура белым парусом...», ставшие негласным гимном Хабаровска; по мнению горожан самое вкусное мороженое «Камелия»; вид на «Алексеевский мост», изображенный на пятитысячной купюре, бренде, хорошо известном всем россиянам.

По итогу, готовые иллюстрации дипломница расположила на сувенирных рекламных носителях - серии открыток и настенном перекидном календаре. А также в рамках проекта был создан логотип, в основу которого легло юбилейное число 165, заключающее в себе различные достопримечательности города (колесо обозрения на «Центральной набережной имени адмирала Г.И. Невельского», «Алексеевский мост», символы города - амурский тигр и белогрудый медведь, стела «Город воинской славы», праздник «Не сакура», церкви и многоэтажные жилые здания с особой архитектурой).

Тренд на авторские и уникальные иллюстрации способствует популяризации молодежного туризма в городе по сравнению со стандартными комплектами сувенирных открыток и календарей со стоковыми фото города, пользующихся спросом у более старшего поколения жителей и гостей города.

Город Хабаровск, являющийся для большинства наших студентов малой родиной, один из самых солнечных и зеленых городов России, вкупе с одной из величайших рек мира, не оставляет равнодушными жителей и гостей города, и способствует творческому вдохновению будущих педагогов-художников, дизайнеров, мастеров декоративно-прикладного искусства.

При разработке профильных рабочих программ дисциплин необходимо адаптировать тематики учебных заданий так, чтобы учитывать современные веяния в молодежной среде с использованием элементов традиций и особенностей творчества народностей Дальневосточного региона.

Будущие специалисты в области искусства в стенах ВУЗа воспитывают в себе бережное отношение к малой Родине, развивают свой художественный вкус и эстетически обогащают свой внутренний мир.

В процессе получения профессиональных умений и навыков студенты должны овладеть знаниями по истории искусства не только в целом нашей многонациональной Родины, но и родного края.

Выводы. Патриотическое воспитание в стенах Педагогического ВУЗа имеет особое значение. Сформированные патриотические качества выпускников позволяют им в их дальнейшей профессиональной деятельности качественно осуществлять патриотическое воспитание своих будущих учеников и воспитанников. Благодаря правильно выстроенной системе патриотического воспитания в стране, люди, живущие в ней, становятся личностями с ярко выраженной гражданской и патриотической позицией, способны обеспечить достойное будущее нашего Отечества.

Литература:

1. Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь / Б.А. Райзберг. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 628 с.

2. Тавадов, Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов - Москва: Диалог культур, 2011. - 702 с.

Педагогика

УДК 377.5

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Чернов Денис Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КАРЬЕРНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖАХ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы подчеркивают необходимость повышения качества работы по формированию карьерной траектории обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Под карьерной траекторией авторы понимают некую цепочку, которая состоит из ряда этапов, достижение которых позволит претендовать на более высокую позицию. Определяются способы формирования карьерной траектории. Приводятся результаты анкетирования студентов 1, 2 и 3 курсов очной формы обучения ГБПОУ «Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского Союза Руднева А.П.». Цель анкетирования - выявить понимание студентами своей карьерной траектории и способов карьерного развития. В выводах авторы отмечают осознанность обучающимися колледжа выбора будущей профессиональной деятельности, наличие высокой внутренней мотивации к построению своей карьерной траектории.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, карьерная компетентность, карьерная траектория.

Annotation. In the article, the authors underline the need to improve the quality of work on the formation of a career trajectory for students in institutions of secondary professional education. The career trajectory means a certain chain, which consists of a number of stages, the achievement of which will allow you to apply for a higher position. There are ways of forming a career trajectory. The authors present the results of a survey of students of the 1st, 2nd and 3rd courses of full-time education at the Nizhny Novgorod Polytechnic College named after the Hero of the Soviet Union Rudnev A.P. The purpose of the survey is to reveal students' understanding of their career trajectory and ways of career development. In the conclusions, the authors note the awareness of students studing in the college about treir the choice of future professional activity and the presence of high intrinsic motivation to build their career trajectory.

Key words: secondary professional education, vocational training, career competence, career trajectory.

Введение. Процессы глобализации, которые наблюдаются в последнее время в различных сферах экономики, отражаются в той или иной степени в идеологии и содержании образования [4, 7]. Необходимость повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров для современной экономики с точки зрения проектирования карьерного

продвижения и реализации карьерных стратегий профессионального развития актуализирует роль учреждений среднего профессионального образования (СПО) [3, 61. По данным ВШЭ, начиная с 2010 года, значительно повысилась востребованность программ обучения именно СПО. В 2021/22 учебном году на данную форму обучения было зачислено более 1 млн. человек в возрасте от 15 до 19 лет. Данная категория обучающихся составляет 39,7%. «Всего программы СПО на начало 2021/2022 учебного года осваивало 3,4 млн. человек. Из них 83,2% готовились стать специалистами среднего звена, 16,8% - квалифицированными рабочими и служащими. Больше всего студентов осваивают профессии квалифицированных рабочих и служащих в расчете на 10 тыс. человек населения в Республике Тыва и Архангельской области (по 77), меньше всего - в Москве (15)» [9, 10].

В 2023 году в России стартовала программа для средних учебных заведений «Профессионалитет» с целью более быстрого и качественного обучения молодежи тем навыкам, которые запрашивает рынок труда. Определяются три условия, которые необходимо реализовать при обучении по программам СПО: вовлечение в процесс образования представителей работодателей, интексификация процесса обучения при уменьшении сроков освоения программы и организация различных центров для поддержания инициатив молодежи [8]. Поскольку поступление абитуриентов в учреждения СПО является первым важным этапом в построении карьерной траектории будущего специалиста, ее проектирование важно осуществлять с самого начала обучения. К сожалению, часть студентов испытывают разочарование в своем выборе. Это происходит в результате возникших опасений перед неизвестными перспективами и отсутствием информации о предоставляемых образовательным учреждением возможностях [51.

Цель статьи: рассмотрение возможности формирования карьерной траектории у студентов СПО.

Изложение основного материала статьи. Различными аспектами управления карьерой занимались такие ученые, как Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Резник С.Д. (в области управления персоналом в организациях); Ксенофонтова А.Н., Сорокина Е.Л., Тарасенко В.В., Яровых Ю.В. (в области управления карьерой в образовательных учреждениях); Ситникова И.В., Храмова О.Б., Янченко И.В. (в области карьерного развития в учреждениях высшего образования).

Термин «карьерная траектория» используются наравне с термином «профессиональная траектория». По мнению Р.Р. Ахметвалеева, А.А. Караваева, А.И. Караваева в этом понятии отражается определенная поведенческая стратегия «соискателя на рынке труда, которая разрабатывается на определенный период времени; результат планирования профессиональных и карьерных достижений» [21. Следовательно, карьерная траектория представляет собой некую цепочку, которая состоит из ряда этапов, достижение которых позволит претендовать на более высокую позицию. Этот карьерный трек поможет составить план профессионального развития, который включает различные варианты продвижения к более высокой должности, к получению более высокого дохода и т.д. Таким образом, человек сам определяет, кем он хочет стать, развивая нужные ему способности.

Выделяются несколько подходов в области проектирования карьерной траектории (рис. 1).

«

содержательный

• определение оптимального набора факультативных и элективных дисциплин и целях повышения удовлетворенности студента процессом и результатами обучения

-■

личностно-ориентированный

• разработка моделей адаптивного формирования образовательной траектории с учетом индивидуальных особенностей студентов

компетентностный

• повышение конкурентоспособности посредством приобретения узкопрофильных компетенций

цифровой

• информационныесистемы, позволяющие реализовать дистанционные технологии и методики непрерывного образования

Рисунок 1. Подходы к проектированию карьерно-образовательной траектории [1]

Симакова А.В. подчеркивает, что у обучающихся СПО «вектор будущей карьеры закладывается уже в процессе освоения образовательных программ специальной дисциплины, прохождения производственной практики и стажировок, то есть карьерная траектория формируется в рамках образовательной траектории» [6, С. 159]. Исследователь указывает, что после окончания учреждения СпО траектория может разделиться: первый трек - это продолжение обучения на следующей ступени системы образования, второй трек - это выход на рынок труда.

Успешное профессиональное становление и разработка карьерной траектории определяются развитием карьерных компетенций. Рассмотрим механизмы, которые формируют эти компетентности у обучающихся в ГБПОУ «Нижегородский политехнический колледж им. Героя Советского Союза Руднева А.П.». На 01.09.2022 года в колледже обучается 1180 студентов, из них 999 студентов на бюджетной основе. Анализ некоторых документов за 2022 год структурных подразделений колледжа (Приемная комиссия, Отдел дополнительного образования, Центр содействия трудоустройства выпускников), позволил выделить профориентационные мероприятия с целью формирования карьерных компетентностей обучающихся по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» (табл. 1).

Мероприятия по профессиональной ориентации для студентов колледжа

Мероприятия Время проведения

1 2

Знакомство студентов с выбранной специальностью. сентябрь

Родительское собрание: предмет обсуждения - качество освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы. октябрь

Серия тематических КВИЗов, направленных на формирования интереса студентов к выбранной специальности в рамках реализации проекта «Интеллектуальный калейдоскоп». октябрь

Посвящение в студенты «День первокурсника». Проведение в рамках «Дня первокурсника» конкурсов в очном режиме: - «Презентация специальности»; - Интерактивная электронная газета о группе и специальности. октябрь

«Что такое профессиональная этика и принцип профессионального скептицизма?» Проведение тематических классных часов, мастер - классов, викторин по профилю специальности. ноябрь

Участие в 1 этапе Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг. декабрь

Круглый стол с представителями работодателей, бывшими выпускниками. Организация встреч с работниками Центра занятости населения. январь

1 2

Проведение тренингов делового общения в группах. февраль

Участие в финальном этапе Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг. февраль

Круглый стол с представителями малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями города по вопросам организации собственного бизнеса, по правовым аспектам предпринимательства. март

День открытых дверей для родителей учащихся школ: - творческая презентация колледжа; - экскурсии по колледжу. апрель

Участие в региональных соревнованиях по предпринимательству апрель

День открытых дверей для учащихся школ: - творческая презентация колледжа; - экскурсии по колледжу. май

В колледже работает специально созданный Центр содействия трудоустройства выпускников колледжа, основными видами деятельности которого являются:

1) информирование обучающихся и выпускников колледжа о состоянии и тенденциях трудоустройства, организация работы по содействию их трудоустройству, в том числе, временному;

2) установление взаимодействия с потенциальными работодателями различных предприятий и организаций;

3) сотрудничество с органами по труду и занятости населения.

В настоящее время колледж сотрудничает со следующими предприятиями г. Н. Новгорода: ПАО «Завод «Красное Сормово», ПАО «Нижегородский машиностроительный завод», АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», ОАО «Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева», АО «Судостроительный завод «Волга», АО «Красный Якорь», ЗАО «Завод ТРУД», ООО «Си Тех», ООО «Электротехническая промышленная компания», ЭЛПРОКОМ; ООО «Эллой», ООО Инжиниринговая компания «Энергосберегающие Технологии - Эра», ЗАО «Сормовское Электромонтажное предприятие».

Следующий способ формирования карьерной траектории - прохождение производственных и преддипломных практик. Мы считаем, что именно практика способна развить интерес к выбранной специальности и сформировать необходимые личностно-профессиональные характеристики будущего специалиста. В табл. 2 выделены виды практики, которые предусмотрены для специальности СПО 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» (срок обучения 2 года 10 месяцев).

Таблица 2

Виды практики

Наименование практики Курс/семестр Продолжительность, нед.

1 2 3

Учебная 2 /2 1

3/1 2

3/2 1

Производственная практика (по профилю специальности) 2 /2 1

3/1 1

3/2 4

Производственная практика (преддипломная) 3/2 4

Таким образом, за весь период обучения студенты, обучающиеся по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», находятся на практике в течение 14 недель.

В марте 2023 года нами было проведено анкетирование среди 203 студентов 1, 2 и 3 курсов очной формы обучения колледжа (табл. 3).

Специальности, участвующие в анкетировании

Специальность Курс Количество групп

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» 1 2

2 1

3 2

15.02.08 «Технология машиностроения» 1 1

2 1

3 1

4 1

26.02.02 «Судостроение» 2 1

Цель анкетирования - выявить понимание студентами своей карьерной траектории и способов карьерного развития. Результаты анкетирования выглядят следующим образом.

Рисунок 2. Ответы на 1-ый вопрос «Планируете ли вы во время профессионального обучения в учреждении

СПО выстраивать свою карьерную траекторию?»

Из диаграммы видно, что подавляющее большинство студентов (61,6%) уже начинают выстраивать свою карьерную траекторию, обучаясь в колледже, однако 13,3% студентов не задумывались о своей будущей карьере.

Рисунок 3. Ответы на 2-ой вопрос «Выстраиваете ли вы карьерные планы на ближайшие 5 лет?»

Ответы на 2-ой вопрос анкеты подтвердили тот факт, что 82,8% опрошенных студентов выстраивают свои карьерные планы на ближайшие 5 лет, обучаясь в образовательном учреждении.

Результаты ответа на следующий вопрос анкеты распределился следующим образом (рис. 4).

Рисунок 4. Ответы на 3-ий вопрос «Что может помочь вашему карьерному развитию? (возможно несколько

вариантов ответа)»

148 опрошенных студентов (72,9%) полагают, что карьерному развитию способствует интерес к будущей профессии. Это значит, что выбор специальности был осознанным, и студенты планируют реализовывать себя именно в этой сфере. Вторым по степени выбора является ответ «самообразование». Следовательно, студенты понимают необходимость самостоятельного развития. Интересен тот факт, что многие опрошенные студенты связывают свое карьерное развитие с получением образования, как в колледже, так и в дальнейшем в вузах (по 65 % соответственно). Также 65% респондентов выбрали ответ «личностные качества».

Рисунок 5. Ответы на 4-ый вопрос «Что может помешать карьерному развитию? (возможно несколько

вариантов ответа)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из диаграммы видно, что, с точки зрения студентов, карьерному развитию мешают внутренние факторы: собственная лень (76,4%), отсутствие интереса к будущей профессии (64,5%). В этом мы видим некоторое противоречие с ответами на предыдущий вопрос. Возможно, такой выбор студентов обусловлен наличием у них некоторых опасений. Например, интерес к профессии будет падать под воздействием внешних факторов (трудность в изучении материала, непринятие преподавателя, отсутствие интереса к изучаемой дисциплине). 21,7% опрошенных считают, что их карьерному развитию может помешать отсутствие интереса со стороны руководства колледжа. Кроме того, к ключевым факторам, которые могут препятствовать карьерному росту, студенты отнесли состояние здоровья и отсутствие времени (33% и 30% соответственно).

Последний вопрос анкеты позволил нам выявить, что студенты понимают под карьерной траекторией (рис. 6).

Рисунок 6. Ответы на 5-ый вопрос «Что вы понимаете под карьерной траекторией (не более 3-х вариантов ответа)»

Под карьерной траекторией большинство респондентов (67,5%) понимают продвижение по карьерной лестнице каждые 3 года. Получение высокой заработной платы, по мнению 54,7% студентов, также является карьерной траекторией. Почти половина опрошенных (46,8%) отметили открытие собственного бизнеса. Для некоторых студентов карьерная траектория -это получение определенной должности в организации (42,4%) и работа по профилю специальности (38,4%).

Выводы. Таким образом, анкетирование студентов колледжа свидетельствует об осознанности выбора профессиональной деятельности, наличии высокой внутренней мотивации. При этом они готовы выстраивать свою карьерную траекторию после окончания колледжа: часть респондентов планируют расширить свои знания, поступив в вузы, часть планируют реализовывать себя уже в определенной организации.

Литература:

1. Абдрахманова, А.А. Реализация индивидуальной образовательно-карьерной траектории как инструмент формирования конкурентоспособности будущих специалистов / А.А. Абдрахманова // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 12(142). - С. 59-63

2. Ахметвалеев, Р.Р. О формировании карьерной траектории студентов ИТ-направленности / Р.Р. Ахметвалеев, А.А. Караваев, А.И. Караваева // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000196 (дата обращения: 10.03.2023)

3. Бичева, И.Б. Условия формирования готовности обучающихся к конкурентной профессиональной деятельности / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 2(15). - С. 58-62

4. Бичева, И.Б. Профессиональная подготовка обучающихся в современных условиях/ И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 5 (47). - С. 112-118

5. Зинатуллина, Я.В. Сопровождение образовательной и карьерной траектории студентов высшей школы / Я.В. Зинатуллина, Ю.А. Федорова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С. 16-20

6. Коновалов, А.А. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета / А.А. Коновалов, А.И. Лыжин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 2.

7. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №3. - С. 10.

8. Профессионалитет 2023. - URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professionalitet/ (дата обращения: 10.03.2023)

9. Тренды в развитии СПО в России назвали эксперты ВШЭ. - URL: https://ug.ru/trendy-v-razvitii-spo-v-rossii-nazvali-eksperty-vshe/ (дата обращения: 10.03.2023)

10. Симакова, А.В. Выстраивание карьерной траектории студентами СПО в субъектах Арктической зоны России / А.В. Симакова // Арктика и Север. - 2021. - № 44. - С. 158-172

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой филологических дисциплин и методик их преподавания Каменская Ирина Борисовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ

Аннотация. В статье обобщается опыт организации довузовской подготовки обучающихся психолого-педагогического класса под руководством преподавателя университета в рамках проекта «Предуниверсарий КФУ им. В.И. Вернадского». Показана целесообразность организации довузовской подготовки старшеклассников как коллективной проектно-исследовательской деятельности, нацеленной на формирование проектно-исследовательской культуры, предполагающей владение базовыми когнитивными умениями и коммуникативными стратегиями аргументативного дискурса.

Ключевые слова: довузовская подготовка, предуниверсарий, проектно-исследовательская деятельность, когнитивно-коммуникативные умения.

Annotation. The article summarizes the experience of organizing pre-university training of pupils of the psychological-pedagogical class under the guidance of a university teacher in the framework of the project "V.I. Vernadsky Crimean Federal Unviersity Pre-University". There has been shown the expediency of organizing pre-university training of high school students as a collective project-research activity aimed at the formation of a project-research culture that implies the possession of basic cognitive skills and communicative strategies of argumentative discourse.

Key words: pre-university training, Pre-University, project-research activity, cognitive-communicative skills.

Введение. Проблема эффективной организации довузовского образования старшеклассников, реализующего функции ранней профориентации, углублении подготовки по профильным предметам, обеспечении преемственности в образовательной системе «школа - вуз» и предварительной адаптации школьников к академической среде, не нова. Разработаны как теоретико-методологические основы (В.И. Блинов, Л.Н. Мазаева, Н.Ф. Талызина, Э.Е. Чеканова и др.), так и различные практические подходы к реализации довузовского образования (Н.В. Бойко, Т.Л. Бухарина, Е.Е. Кравцова, В.А. Кузнецов, И.И. Либина, В.Р. Лозинг, Г.Б. Ховрина, О.А. Фиофанова и др.).

Последние включают широкий диапазон форм организации учебного процесса: это и достаточно традиционные подготовительные курсы, принявшие форму дополнительных образовательных программ, и предуниверсарии как форма профильного привузовского образования старшеклассников на материальной базе вуза [11], и так называемые «университетские субботы», когда для школьников проводятся лекционные и практические занятия по профильным предметам преподавателями вуза в стенах вуза, разнообразные лектории, олимпиады, конкурсы. Подобный опыт анализируется, обобщается и распространяется, в первую очередь, в академическом дискурсе. Исследования [3; 4; 7; 8] показывают достаточно высокую эффективность перечисленных форм довузовской подготовки в плане большей успешности ребят при поступлении в вуз, большей удовлетворенности собственным выбором будущей профессии, меньшими трудностями в освоении профессиональной образовательной программы.

Тем не менее, сейчас проблема определения оптимального содержания и эффективной организации довузовской подготовки школьников актуализируется с новой силой, особенно для направлений подготовки, не пользующихся популярностью как в обществе в целом, так и в подростковой среде, в частности. К сожалению, к таким направлениям традиционно относится и педагогическое, «Низкий социальный престиж профессии педагога, снижающий привлекательность педагогических программ для лучших выпускников системы общего образования» [9, С. 49].

Целью статьи является обобщение опыта проектно-исследовательской внеурочной деятельности в психолого-педагогическом классе с исходной низкой мотивацией обучающихся.

Изложение основного материала статьи. В текущем учебном году ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» поставил перед собой достаточно амбициозную задачу - охватить довузовской подготовкой в рамках Предуниверсария обучающихся психолого-педагогических классов Республики Крым с целью формирования у них мотивации и готовности к овладению профессией учителя либо психолога. В качестве организационной формы работы апробировалась проектно-исследовательская деятельность ребят под руководством преподавателя университета во внеурочной деятельности.

Если исходить из понимания предуниверсария как формы «школьного общего образования, которая заключается в формировании единого образовательного кластера на базе университета с целью осуществления непрерывного профильного образования» [3, С. 6], то важнейшей предпосылкой эффективности такой формы образования выступает мотивированность выбора обучающимися того или иного профиля обучения. Практика показывает, что зачастую зачисление десятиклассников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.