Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ - КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ»)'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ - КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазетдинова Елена Николаевна

Цель исследования - обосновать эффективность используемых подходов методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с применением инструментов национальной системы квалификаций. В статье поднимается проблема профессионального самоопределения обучающихся в процессе получения профессионального образования. Научная новизна исследования заключается в апробации инструментов национальной системы квалификаций и выявлении эффективности их применения в процессе методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В результате анализа полученных данных удалось выявить, что представленные подходы методического сопровождения профессионального самоопределения способствуют формированию осознанного профессионального намерения, планированию своего карьерного развития, успешному трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тазетдинова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A FUTURE SPECIALIST USING THE TOOLS OF THE NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM (WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT “THE NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM AS A CAREER DESIGNER”)

The study aims to substantiate the effectiveness of the approaches chosen for methodological support of students’ professional self-determination using the tools of the national qualifications system. The paper raises the problem of students’ professional self-determination in the process of professional education. The scientific novelty of the study lies in testing the tools of the national qualifications system and identifying the effectiveness of their application in the process of methodological support of students’ professional self-determination. As a result of analysing the data obtained, it has been revealed that the presented approaches of methodological support of professional self-determination promote the formation of a conscious professional intention, planning of one’s career development and successful employment.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ - КОНСТРУКТОР КАРЬЕРЫ»)»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 4. С. 448-452 | 2023. Volume 8. Issue 4. P. 448-452

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Методическое сопровождение

профессионального самоопределения будущего специалиста с применением инструментов национальной системы квалификаций (в рамках реализации проекта «Национальная система квалификаций -конструктор карьеры»)

Тазетдинова Е. Н.

Аннотация. Цель исследования - обосновать эффективность используемых подходов методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с применением инструментов национальной системы квалификаций. В статье поднимается проблема профессионального самоопределения обучающихся в процессе получения профессионального образования. Научная новизна исследования заключается в апробации инструментов национальной системы квалификаций и выявлении эффективности их применения в процессе методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В результате анализа полученных данных удалось выявить, что представленные подходы методического сопровождения профессионального самоопределения способствуют формированию осознанного профессионального намерения, планированию своего карьерного развития, успешному трудоустройству.

EN

Methodological support

of professional self-determination of a future specialist using

the tools of the national qualifications system

(within the framework of the project

"The National Qualifications System as a Career Designer")

Tazetdinova E. N.

Abstract. The study aims to substantiate the effectiveness of the approaches chosen for methodological support of students' professional self-determination using the tools of the national qualifications system. The paper raises the problem of students' professional self-determination in the process of professional education. The scientific novelty of the study lies in testing the tools of the national qualifications system and identifying the effectiveness of their application in the process of methodological support of students' professional self-determination. As a result of analysing the data obtained, it has been revealed that the presented approaches of methodological support of professional self-determination promote the formation of a conscious professional intention, planning of one's career development and successful employment.

Введение

Профессиональное самоопределение личности начинается с момента формирования профессионального намерения. Такой процесс не заканчивается выбором профессии, а осуществляется в течение всей профессиональной деятельности.

Формирование профессионального самоопределения в период получения образования имеет ряд особенностей. Во-первых, выбор будущей профессии уже сделан, но он не всегда является осмысленным, а значит, остается не завершенным. Во-вторых, за время получения образования может появиться неверное представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Проблема профессионального самоопределения представлена в работах ученых-теоретиков и практиков Е. Ф. Зеера (2023), О. Г. Кондратьевой (2012), Л. В. Антипенко (2010).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230055

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

По нашему мнению, профессиональное самоопределение личности - это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, который носит комплексный характер и реализуется через адаптацию к профессиональным требованиям.

Кроме того, особенность современной профессиональной деятельности состоит в том, что она не является в первую очередь продуктом профессионального или школьного образования, а становится результатом некоторого рационально организованного и непрерывного процесса познания в течение жизни, обусловлена наличием умений определять свои профессиональные потребности, ставить цели, осознанно планировать и строить свою карьерную лестницу (Тимошенко, Карелина, Букова, 2022).

Карьерная траектория является ориентиром для профессионального самоопределения будущего специалиста. Сегодня в этом процессе активную роль выполняют работодатели, формируя свои требования к специалисту, выходящему на рынок труда. С 2021 по 2022 год профессиональные образовательные организации Санкт-Петербурга и Нижегородской области совместно с отраслевыми работодателями принимали участие в проекте базового центра Национального агентства развития квалификаций «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры». Оператором проекта на территории Санкт-Петербурга и Нижегородской области было Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (СПБ ГБ ПОУ) «Радиотехнический колледж». Основная деятельность оператора сводилась к осуществлению организационного и методического сопровождения участников проекта по применению инструментов национальной системы квалификаций, способствующих профессиональному самоопределению личности. Основная цель проекта направлена на информирование обучающихся профессиональных образовательных организаций о рынке труда, национальной системе квалификаций и создание условий для применения инструментов национальной системы квалификаций в планировании карьеры.

Таким образом, актуальным является создание условий в профессиональных образовательных организациях для применения обучающимися инструментов национальной системы квалификаций, способствующих профессиональному самоопределению будущего специалиста.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать подходы методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с применением инструментов национальной системы квалификаций;

- выявить динамику осведомленности студентов о содержании трудовых функций до и после участия в проекте «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры»;

- представить предложения по сопровождению профессионального самоопределения студентов участникам проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры».

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось при помощи теоретических, эмпирических и статистических методов, позволивших изучить проблему в динамике. Исследование проводилось Национальным агентством развития квалификаций совместно с СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж», в нем участвовало 1264 обучающихся профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга и Нижегородской области.

Теоретической базой исследования послужили научные статьи и методическая литература по формированию профессионального самоопределения личности Э. Ф. Зеера (2023), Т. Н. Ретунской (2018), Н. Д. Фирер (2020); по теории и практике организации воспитательного процесса в организациях профессионального образования Л. В. Мардахаева (2021), Б. С. Патралова и Н. Ф. Гейжан (1994), А. И. Тимонина (2008); по применению инструментов национальной системы квалификаций в деятельности образовательной организации В. И. Блинова, С. А. Осадчевой и А. И. Сатдыкова (2019), А. А. Факторович (2022).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования уточненных научных представлений о подходах методического сопровождения профессионального самоопределения будущего специалиста при разработке учебных занятий, внеурочных мероприятий, методических пособий и рекомендаций образовательными организациями и работодателями.

Обсуждение и результаты

Работа в проекте «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» осуществлялась поэтапно в соответствии с разработанной дорожной картой и предполагала организационно-методическое сопровождение педагогов и обучающихся.

На подготовительном (апрель-июнь 2022 г.) этапе проводились опрос и обучение педагогов, входной опрос обучающихся и интерпретация результатов.

На формирующем этапе (сентябрь-ноябрь 2022 г.) осуществлялись реализация участниками проекта учебной дисциплины «Карьерное моделирование» и проведение внеклассных мероприятий.

На итоговом (оценочном) этапе (декабрь 2022 г.) проведены повторный опрос обучающихся, анализ полученных результатов, оформлены выводы.

Подготовительный этап. Базовым центром Национального агентства развития квалификаций разработана программа повышения квалификации «Проектирование и реализация учебной дисциплины (курса) "Карьерное моделирование"». Перед началом обучения (май 2022 г.) мы провели опрос среди педагогов - участников проекта, который позволил нам определить уровень осведомленности о национальной системе квалификаций и ее инструментах. В опросе приняло участие 25 педагогов профессиональных образовательных

организаций Санкт-Петербурга и Нижегородской области. Полученные ответы стали основанием для актуализации тематики лекционных и практических занятий курса. Например, у педагогов были затруднения в понимании актуальности независимой оценки квалификаций и применении проектного подхода в профессиональном и карьерном развитии студентов. Мы поставили перед собой задачу познакомить педагогов с механизмами, позволяющими транслировать запрос рынка труда системе образования и переводить требования работодателей в содержание обучения: профессиональные стандарты, в которых приведена отвечающая современным реалиям характеристика квалификации. Итоговая аттестация по программе повышения квалификации была в форме защиты рабочей программы дисциплины «Карьерное моделирование».

Входной опрос проходил в мае 2022 г., в нем приняли участие 1200 обучающихся предвыпускных и выпускных курсов профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга и Нижегородской области до участия в проекте. Опрос был направлен на изучение готовности к построению карьеры и применению в этих целях инструментов национальной системы квалификаций. Представим количественную и качественную интерпретацию некоторых ответов. Источником информации о своей будущей профессиональной деятельности и ее особенностях 39% респондентов указали интернет-источники, 10% - профориентационные мероприятия. 48% не смогли правильно назвать получаемую квалификацию, 2% под квалификацией понимают разряд. Большая часть опрошенных (47%) осведомлены об инструментарии профессиональной деятельности, при этом испытывают затруднения при ответах относительно выполнения трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами и существующих ограничений при приеме на работу. 80% опрошенных выбирают экспертный (горизонтальный) вектор развития карьеры без указания конкретных должностей, не выражают намерений занять руководящую должность. 3% опрошенных считают, что план карьерного развития не нужен в вопросах профессионального самоопределения личности. Это говорит о том, что будущие выпускники, а в перспективе молодые специалисты, не владеют знаниями о специфике профессиональной деятельности, не представляют себе то, чем они должны заниматься на рабочем месте. На вопрос о желании пройти курс о трудоустройстве и проектировании карьеры положительно ответили 27% опрошенных студентов, отрицательно -47%, затруднились с ответом - 25%. Оставил вопрос без ответа 1 респондент. Проведенный опрос позволяет сделать вывод о том, что студенты задумываются о собственной траектории карьерного роста и готовы приступить к этому направлению, но не имеют достаточных для этого навыков теоретического и практического характера. Результаты, полученные на входном опросе студентов, легли в основу рекомендаций и предложений для участников проекта по формированию профессионального самоопределения обучающихся (Тазетдинова, 2022).

На формирующем этапе осуществлялась реализация основной части проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры». Профессиональные образовательные организации вводили курс «Карьерное моделирование» в учебный план основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности за счет часов вариативной части. Направление подготовки участники выбирали самостоятельно. Примерное содержание курса представлено следующим образом: общая характеристика национальной системы квалификаций РФ; инструменты национальной системы квалификаций России в сфере подготовки кадров; проектирование системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов и молодых специалистов. Реализация курса осуществлялась с сентября по декабрь 2022 года. Полученные данные входного опроса обучающихся стали основой для выработки подходов методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с применением инструментов национальной системы квалификаций:

- ориентировать обучающихся на специфику профессии/специальности с учетом требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов;

- развивать самостоятельные навыки проектирования индивидуального плана карьерного развития;

- содействовать прямому диалогу между обучающимися и работодателями.

Процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности проходит через адаптацию обучающихся к профессиональным требованиям, которые зафиксированы в профессиональных стандартах. Поэтому при подаче теоретического материала курса «Карьерное моделирование» основное внимание педагогов было направлено на применение профессиональных стандартов как основы требований работодателя к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций. В результате практических занятий обучающийся должен уметь: ориентироваться в понятийных аппаратах профессионального стандарта и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО); анализировать требования к квалификациям выпускника в ФГОС СПО и требования к квалификациям в профессиональных стандартах.

Перед тем как приступить к проектированию плана карьерного развития, обучающемуся необходимо уметь определять уровень собственной профессиональной квалификации. В этом вопросе участники проекта дополнительно знакомили студентов с содержанием отраслевых рамок квалификаций.

Региональный оператор (СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж») проводил серию вебинаров, на которых обсуждали индивидуальные особенности реализации курса «Карьерное моделирование». С целью обмена опытом приглашали к дискуссии представителей профессиональных образовательных организаций Иркутской и Свердловской областей.

О значимости национальной системы квалификаций в развитии кадрового потенциала страны, обеспечении эффективности национальной экономики, реализации национальных целей участники проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» совместно с обучающимися рассуждали в ходе прямых встреч с представителями советов по профессиональным квалификациям. Такие встречи способствуют

оперативному получению запроса рынка труда системе образования, а студенту дают представление о том, что в направлении проектирования карьеры нужно опираться на мнение потенциального работодателя.

В завершение курса «Карьерное моделирование» обучающиеся представили собственный план карьерной траектории, который содержал следующие разделы: сфера желаемого трудоустройства, должность, планируемый срок замещения должности, общие квалификационные требования к должности в соответствии с соответствующим профессиональным стандартом, высказали мнение о преимуществах независимой оценки квалификаций при трудоустройстве.

В декабре 2022 г. на итоговом (оценочном) этапе реализации проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» был проведен повторный опрос, в котором приняли участие 1264 обучающихся из профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга и Нижегородской области. В контексте осознанности построения карьерных траекторий с применением инструментов национальной системы квалификаций произошли следующие количественные и качественные изменения.

Большая часть опрошенных (87%) ориентируются в содержании профессиональных стандартов, осведомлены о трудовых функциях, входящих в профессиональный стандарт определенного вида профессиональной деятельности. 53% респондентов планируют пройти независимую оценку квалификаций.

Абсолютное большинство опрошенных считают полезным курс «Карьерное моделирование» и в дальнейшем будут применять инструментарий национальной системы квалификаций при планировании профессионального развития. В результате изучения курса по карьерному моделированию 10% респондентов ответили, что смогут самостоятельно ставить карьерные цели и подбирать варианты их реализации. При этом остались затруднения в понимании разницы между квалификацией и квалификационным разрядом, содержания трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. Имеются затруднения в осведомленности обучающихся о наличии ограничений для допуска к работе по осваиваемой профессии или специальности. Стоит отметить расхождения в позициях предлагаемой и запрашиваемой заработной платы будущих специалистов. В этой связи требуется больше акцентировать внимание на изучении конкурентной среды будущих специалистов.

Общие результаты опроса подтверждают эффективность инструментов национальной системы квалификаций в профессиональном самоопределении обучающихся профессиональных образовательных организаций.

На основании полученных данных были сформулированы предложения по сопровождению профессионального самоопределения студентов участникам проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры».

Для развития самостоятельности студентов в ходе освоения курса «Карьерное моделирование» важно, чтобы они осознали необходимость систематической работы. Для этого рекомендуется разделить учебный процесс на ряд этапов контроля, на каждом из которых учитываются результаты текущей успеваемости студентов и аттестации по итогам освоения каждого раздела. Это позволит в комплексе оценить знания и умения.

Студенты должны иметь представление о базовых ориентирах, которые могут упрочить их положение на рынке труда после получения конкретной профессии/специальности. Данные ориентиры представлены в перечне рекомендуемых для изучения тем, который не является исчерпывающим. Он может быть расширен с целью учета специфики той или иной отрасли экономики в регионе. Это позволит выровнять представление будущего специалиста о рынке труда.

Результаты итогового опроса обучающихся, принимавших участие в проекте «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры», показывают, что сильными мотивационными факторами участия студентов в сдаче профессионального экзамена являются получение представления об уровне своей подготовки и перспективы трудоустройства и карьеры. В этой связи целесообразно организовать ряд мероприятий, посвященных подготовке к процедуре подтверждения соответствия получаемой квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Организация эффективного методического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с применением инструментов национальной системы квалификаций должна основываться на следующих подходах:

- сопряжение профессионального и образовательного стандартов при проектировании образовательных программ, что способствует достижению качественного результата - профессиональной квалификации выпускников, востребованной сферой труда;

- создание условий для подтверждения квалификаций обучающихся, полученных по итогам освоения профессиональных образовательных программ (или их модулей), с использованием инструментов независимой оценки квалификации, что обеспечивает наличие обратной связи, необходимой для повышения качества образовательных программ и развития взаимодействия с работодателями.

Проблема профессионального самоопределения обучающихся напрямую зависит от осведомленности студентов о содержании трудовых функций, закрепленных профессиональными или отраслевыми стандартами и может быть решена на основе проекта «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» посредством создания региональной или локальной системы поддержки профессионального и карьерного развития студентов с участием работодателей.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении практики профессионального самоопределения личности в образовательном процессе, подходов в выявлении и формировании профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Источники | References

1. Антипенко Л. В. Педагогические условия развития самоуправления студентов в колледже: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2010.

2. Блинов В. И., Осадчева С. А., Сатдыков А. И. Деятельность уб должность: применение профессиональных стандартов // Образовательная политика. 2019. № 1-2 (77-78).

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.

4. Кондратьева О. Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2012.

5. Мардахаев Л. В. Профессиональное воспитание в подготовке социальных педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2021. № 2.

6. Патралов Б. С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб., 1994.

7. Ретунская Т. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32).

8. Тазетдинова Е. Н. Организационно-методическое сопровождение планирования карьеры будущих специалистов // Среднее профессиональное образование. 2022. № 10 (326).

9. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: автореф. дисс. ... д. пед. н. Кострома, 2008.

10. Тимошенко А. И., Карелина Н. А., Букова О. М. Формирование профессиональной мобильности студентов среднего профессионального образования посредством участия в чемпионатном движении "ШогЫЗкШБ // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: мат. XXIII междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20 апреля 2022 г.). Челябинск: Изд-во Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022.

11. Факторович А. А. Национальная система квалификаций: время ставит амбициозные задачи // Стандарты и качество. 2022. № 6.

12. Фирер Н. Д. Факторы профессионального самоопределения студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Тазетдинова Елена Николаевна1, к. пед. н.

1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Tazetdinova Elena Nikolaevna1, PhD

1 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

1 nauka.helen@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 26.02.2023; опубликовано (published): 28.04.2023.

Ключевые слова (keywords): профессиональное самоопределение личности; национальная система квалификаций; карьерная траектория; профессиональный стандарт; методическое сопровождение профессионального самоопределения; professional self-determination of an individual; national qualifications system; career trajectory; professional standard; methodological support of professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.