Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулюмова Мария Андреевна, Сичинский Евгений Павлович

В статье сквозь призму эволюции понятия «профессиональная ориентация» рассмотрен опыт создания региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В основу системы положена Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, для реализации которой с учетом региональной специфики и опыта создана областная система управления профориентационной работой, позволяющая координировать и контролировать данное направление в регионе. Ее основными элементами являются областной координационный совет, областное методическое объединение, территориально разделенное на пять секций, институт ответственных за внедрение Концепции во всех муниципальных органах управления образованием и образовательных организациях, а также куратор проекта - ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Результативность работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся представлена в виде итогов мониторинга реализации мероприятий Комплексного плана внедрения Концепции за 2021 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулюмова Мария Андреевна, Сичинский Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A REGIONAL SYSTEM FOR SUPPORTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CHELYABINSK REGION

In the article, through the prism of the evolution of the concept of “vocational guidance”, the experience of creating a regional system for supporting the professional self-determination of students is considered. The system is based on the Concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students of the Chelyabinsk region (hereinafter referred to as the Concept). Taking into account regional specifics and experience, a regional career guidance management system has been created for the implementation of Concept. That allows coordinating and controlling this direction in the region. Its main elements are the regional coordinating council, the regional methodological association, territorially divided into five sections, the institution responsible for the implementation of the Concept in all municipal education authorities and educational organizations, as well as the project curator - the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. The effectiveness of work to support the professional self-determination of students is presented in the form of the results of monitoring the implementation of the activities of the Comprehensive Plan for the Implementation of the Concept for 2021.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

6. Molchanov S. G. Distantsionnaya tekhnologiya vospitaniya v usloviyakh autoizolyatsii v sem'e [Remote technology of education in conditions of self-isolation in the family], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 119-128. (In Russian)

7. Vaslyaeva L. Yu. Virtual'naya psikhologicheskaya studiya po formirovaniyu i razvitiyu lichnost-nykh osobennostey studenta s uchetom vzaimootnosheniy v triade «student — roditel' — klassnyy rukovoditel'» [Virtual psychological studio for the formation and development of a student's personal characteristics, taking into account the relationship in the triad "student — parent — class teacher"], Sbornikmaterialov Vseros. nauch.-prakt. foruma "Virtual'nye masterskie — tekhnologiya umnozheniya professional'no-poznavatel'nykh vozmozhnostey obuchayushchikhsya SPO", Ekaterinburg, 31 marta 2021 goda [Digest of materials Vseros. scientific-practical. forum "Virtual workshops — a technology for multiplying the professional and cognitive capabilities of students", Yekaterinburg, March 31, 2021]. ed. E. F. Zeer. Ekaterinburg, Rossiyskiy gosudarstvennyy professional'no-pedagogicheskiy un-t, 2021, pp. 82-85. (In Russian)

8. Polat E. S. (ed.) Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovani-ya : ucheb. posobie [New pedagogical and information technologies in the education system: textbook. allowance]. Moscow, Akademiya, 2008, 224 p, ISBN 978-5-7695-4788-1. (In Russian)

Башарина Ольга Валентиновна, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru

Пономарева Марина Николаевна, директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», Российская Федерация, Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: secretar@ztte.ru

Basharina Olga Valentinovna, Head of the Laboratory of Informatization of Vocational Education and Sociological Research, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: basholgachel@mail.ru

Ponomareva Marina Nikolaevna, Director, Zlatoust College of Technology and Economics, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: secretar@ztte.ru

Для цитирования: Гулюмова, М. А. Реализация региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области / М. А. Гулюмова, Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 118-126.

УДК 373 ББК 74.200.53

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛьНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

профессионального самоопределения обучающихся

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

М. А. Гулюмова, Е. П. Сичинский

В статье сквозь призму эволюции понятия «профессиональная ориентация» рассмотрен опыт создания региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В основу системы положена Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, для реализации которой с учетом региональной специфики и опыта создана областная система управления профориентационной работой, позволяющая координировать и контролировать данное направление в регионе. Ее основными элементами являются областной координационный совет, областное методическое объединение, территориально разделенное на пять секций, институт ответственных за внедрение Концепции во всех муниципальных органах управления образованием и образовательных организациях, а также куратор проекта — ГБУ ДПО

«Челябинский институт развития профессионального образования». Результативность работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся представлена в виде итогов мониторинга реализации мероприятий Комплексного плана внедрения Концепции за 2021 год.

Ключевые слова: сопровождение профессионального самоопределения, региональная система, организация и координация сопровождения профессионального самоопределения.

Проблема выбора профессии как социальная и научная проблема, по мнению исследователей, возникла во второй половине XIX века, когда в обществе началось осознание потребности в оказании такой помощи. Большинство из них связывают ее появление с изданием в 1849 г. во Франции первой книги «Руководство по выбору профессии», открытием в 1903 г. в Страсбурге и в 1908 г в Бостоне специальных учреждений по оказанию помощи в ее выборе и принятием в 1922 г в Германии и Франции законов, регулирующих эту деятельность. Однако отдельные, наиболее увлеченные исследователи видели элементы системы оказания помощи в выборе профессии еще в высказываниях социалистов-утопистов или даже в практиках профотбора чиновников Древнего Китая.

В России зарождение системы оказания помощи в выборе профессии исследователи связывают с изданием книг «Выбор факультета и происхождение университетского курса» (Н. И. Киреев, 1887 г.) и «Кающийся энциклопедист» (1900 г.), а также появлением в 1897 г. первой службы «по приисканию работы» [1].

На протяжении достаточно долгого времени проблема выбора профессии изучалась в рамках смыслового поля, определенного понятием «профессиональная ориентация». Впервые этот термин был употреблен в 1909 г. в докладе Ф. Парсона о профессиональном обучении молодежи, под которым он понимал «процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела» [2, с. 53]. То есть в основу понятия профориентации была заложена идея внешнего воздействия на личность при выборе профессии.

На протяжении более чем ста лет исследователи неоднократно делали попытки уточнения данного определения, но с точки зрения М. В. Разумовой, которая проанализировала различные подходы в его понимании, «определение сущности профориентации является до сих пор во многом нерешенной задачей, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения» [2, с. 57]. Сложившаяся ситуация

во многом связана с междисциплинарным характером проблемы, которая изучается философами, педагогами, психологами, социологами, медиками, и, как следствие, «ведомственной» разобщенностью специалистов.

В начале ХХ века у проблемы оказания помощи в выборе профессии появляется еще одна грань. С подачи философов, которые, учитывая влияние профессиональной деятельности на становление личности, начинают применять понятие «самоопределение» к выбору профессии, в 1980-е гг. «профессиональное самоопределение» прочно входит в научный оборот [3], создав нескончаемый поток публикаций, в которых авторы объясняли свое понимание сложной диалектики взаимоотношений «профессиональной ориентации» и «профессионального самоопределения».

Если появление понятия «профессиональная ориентация» исследователи связывают с переходом от традиционного к индустриальному обществу, то «профессиональное самоопределение» возникает под влиянием формирования постиндустриального общества. В последнем случае на процесс выбора профессии определяющее влияние оказывает такая черта постиндустриального общества, как ускоряющаяся динамика смены технологий. В результате на протяжении жизни одного поколения происходит как изменение содержания традиционных профессий, так и появление новых, замена живого человеческого труда автоматическим производством. Сопутствующим обстоятельством для российского рынка труда является переход от плановой экономики к рыночной, где вследствие конкурентной борьбы закрываются даже предприятия-гиганты и человек оказывается в состоянии нового профессионального выбора. Поэтому профессиональная траектория личности, которая раньше воспринималась как единая карьера, сегодня имеет тенденцию к дроблению на множество коротких самостоятельных треков, чередующихся с периодами освоения новых квалификаций. Таким образом, в отличие от профориентаторов индустриального общества, которые работали в условиях относительной

стабильности рынка труда и поэтому могли уверенно советовать, кем быть, с учетом индивидуальных особенностей человека, современные специалисты затрудняются дать определенный ответ о востребованности профессий на среднесрочную, а тем более на долгосрочную перспективу.

С точки зрения современных исследователей, на протяжении всей своей жизни человек должен быть готов к повторяющемуся профессионально-образовательному выбору в мире множественных динамично меняющихся компетенций, которые необходимо постоянно осваивать. В условиях неопределенности рынка труда от каждого работника требуются умения очень быстро учиться и переучиваться, постоянно быть готовым к обновлению своей карьеры. Но для того, чтобы сформировалась таким образом понимаемая готовность к профессиональной мобильности, она должна войти в число обязательных требований к выпускнику любой образовательной организации [4]. Таким образом, традиционное понимание содержания профессиональной ориентации, связанное с внешним влиянием на выбор профессии, наполняется новым содержанием — это формирование компетенции профессионального самоопределения, к которой человек будет прибегать на протяжении всей своей жизни.

И хотя в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» нет понятия «профессиональное самоопределение», тем не менее данный подход вполне соотносится с требованием, где перед общим образованием ставятся задачи не только обучения и воспитания, но и формирования компетенции осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»). Это позволяет рассматривать сопровождение профессионального самоопределения как особую составляющую педагогического процесса, равноправную с обучением и воспитанием и обладающую своими результатами.

На сегодняшний день вопрос профессионального самоопределения становится все более актуальным. Современная молодежь в процессе образовательной и профессиональной деятельности все чаще сталкивается с проблемой дальнейшего выбора, будь то выбор направления следующего уровня образования или же смена сферы деятельности. Поэтому задача педагогов и образовательных организаций в целом заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осознанно подойти к этому выбору, сформиро-

вать у него знания и умения, которые позволят через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей выбрать оптимальный карьерный трек.

В то же время задачами региональных органов власти являются формирование региональной системы и обеспечение условий для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Прежде всего, именно на уровне региона должна быть обозначена заинтересованность в профессионально-трудовой успешности молодого поколения, ведь это напрямую связано с удовлетворением потребностей экономики в квалифицированных кадрах [5].

Несмотря на аксиоматичность профори-ентационной деятельности образовательных организаций в частности и системы образования в целом, в научной литературе достаточно часто присутствуют отрицательные оценки ее состояния. В первую очередь исследователи критикуют остаточный принцип в отношении к профориентации, мероприятийный подход в ее организации и использование устаревших форм и методов.

Под влиянием мнения ученых и объективной оценки состояния профориентационной работы в регионе еще в 2013 г. была принята Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 гг. Ее главная цель заключалась в том, чтобы переломить сложившуюся на протяжении более двух десятилетий негативную ситуацию, связанную с явной диспропорцией между уровнями высшего и среднего профессионального образования, которая отрицательно влияла на развитие экономики. В концепции определялись этапы и содержание профори-ентационной работы, ее принципы, средства и методы, целевые группы, организационные структуры, ответственные за ее проведение, механизмы финансирования.

Реализация концепции привела к разработке пакета документов, обеспечивающих нормативно-правовую сторону профориентационной деятельности образовательных организаций. Были созданы областной центр профориентации СПО Челябинской области, центры профориентации в профессиональных образовательных организациях, руководители которых входили в состав областного методического объединения. Научное и методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных организациях области обеспечило условия для внедрения новых форм и наполнения старых форм современным содержанием,

а также для количественного увеличения охвата участников профориентационых мероприятий. Был организован ряд областных конкурсов проф-ориентационной направленности. По-новому раскрылся профориентационный потенциал чемпионатов по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» ^огЫ^кйф. Отдельным направлением стала работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Подводя итоги работы по выполнению концепции, коллегия Министерства образования и науки Челябинской области констатировала увеличение конкурса заявлений на одно бюджетное место в профессиональные образовательные организации, повышение среднего балла аттестата зачисленных на первый курс и рост числа трудоустроенных выпускников.

Вместе с тем исследование «Выстраивание профессиональной траектории студентами профессиональных образовательных организаций Челябинской области», проведенное специалистами ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ГБУ ДПО ЧИРПО) среди первокурсников, показало, что при наличии положительных тенденций сохраняется ряд нерешенных проблем, в результате которых более половины выпускников девятых классов, покидая школу, не имеют определенных профессиональных планов [6]. В результате отсутствие мотивации при поступлении влияет на микроуровне на освоение новой профессиональной деятельности и готовность ей заниматься, а на макроуровне — на сохранение дисбаланса между кадровыми потребностями рынка труда и трудоустройством выпускников СПО.

В результате проведенного регионального исследования, изучения опыта работы сети профильных экспериментальных площадок центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», объединенных сквозной темой «Разработка и апробация региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся», изучения выводов современных исследований по профориентации и профессиональному самоопределению [7] в Челябинской области была разработана Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области (далее — Концепция).

Концепция определила основные направления деятельности, общие принципы, а также целевую составляющую системы работы по само-

определению и профессиональной ориентации обучающихся [8]. В свою очередь, содержание и структура Концепции сформулированы на основе государственной социальной политики в интересах молодежи с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области [9]. Основные направления реализации Концепции были отражены в Комплексном плане внедрения Концепции, который определяет наличие системы профориентационных мероприятий, направленных на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2021-2025 гг.

Для реализации новых целей и решения поставленных задач Концепцией была усовершенствована структура управления профориента-ционной работы, позволяющая координировать и контролировать процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Челябинской области (рис. 1).

В качестве совещательного и консультативно-экспертного органа при Министерстве образования и науки Челябинской области был создан Координационный совет по вопросам организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региона. Координационный совет определяет направления деятельности по обеспечению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Для реализации идей, сформулированных в Концепции, и организации выполнения мероприятий, запланированных в Комплексном плане внедрения Концепции, во всех муниципальных органах управлениях образования и подведомственных им образовательных организациях, а также образовательных организациях (большей частью профессиональных), подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, созданы структуры или определены лица, ответственные за про-фориентационную работу.

Для объединения их усилий и создания профессионального сообщества педагогов-профори-ентаторов организовано областное методическое объединение (далее — ОМО) ответственных лиц, осуществляющих работу, направленную на профессиональное самоопределение обучающихся Челябинской области. Основным назначением ОМО выступает профессиональный рост его членов, который осуществляется через знакомство с современными методами и формами организации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся,

выявление профессиональных дефицитов и организацию деятельности по их устранению, информирование педагогического сообщества о наиболее эффективных профориентационных практиках, методическое обеспечение процесса профессионального самоопределения, удовлетворение информационной потребности членов ОМО. Рост профессионального мастерства пе-дагогов-профориентаторов станет основой для координации деятельности лиц, ответственных за профориентационную работу и совершенствование деятельности по повышению эффективности существующей в регионе системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Исходя из масштабов системы образования области и ее протяженности, объединение состоит из пяти территориальных секций, в обязательном порядке включающих в себя

организации общего, профессионального и дополнительного образования. Регламент работы ОМО предусматривает как общеобластную конференцию, так и секционные заседания. Тем самым на организационном уровне через совместную работу прокладывается линия взаимодействия между всеми видами и уровнями образования.

В качестве координатора, курирующего работу по реализации идей, изложенных в Концепции, и мероприятий Комплексного плана по ее внедрению, приказом Министерства образования и науки Челябинской области определено ГБУ ДПО ЧИРПО. Для выполнения этой функции в его структуре создан центр профессионального самоопределения, деятельность которого охватывает все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным.

Рис. 1. Организационная структура системы работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области

Несмотря на ограничения, вызванные пандемией COVID-19, проведенный по итогам работы 2021 г. мониторинг реализации мероприятий Комплексного плана внедрения Концепции показал наличие положительных тенденций в формировании системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в области (далее — мониторинг).

Во всех муниципальных образованиях и профессиональных образовательных организациях Челябинской области назначены лица, ответственные за внедрение Концепции, разработаны локальные документы, регламентирующие процессы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в муниципальных образованиях и образовательных организациях, разработаны

муниципальные планы реализации Концепции на основе регионального Комплексного плана.

Укрепляется взаимодействие по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся между общим, профессиональным и дополнительным образованием. Проводимые общеобразовательными организациями проф-ориентационные мероприятия предусматривают привлечение ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий. Каждое региональное мероприятие проводится на основании положений об организации и проведении мероприятий.

Для профориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций проводится акция «Билет в будущее». В 2021 г. в мероприятиях данного проекта приняли участие более 20 884 учащихся.

С целью повышения значимости и престижа рабочих профессий и специальностей, а также привлечения внимания родителей к подготовке рабочих кадров в системе профессионального образования Челябинской области осуществляются организация и проведение профори-ентационных мероприятий для школьников в рамках регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WSR). Всего за 2021 г. состоялось 282 профориентационных мероприятия в рамках регионального чемпионата, в которые было вовлечено 2786 обучающихся (в том числе участники категории «юниоры»).

Особое внимание уделяется сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории обучающихся в 2021 г. образовательными организациями проведено более 3510 мероприятий, в которые были вовлечены 20 776 обучающихся. Вместе с тем были организованы и проведены профориентационные мероприятия в рамках регионального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (68 мероприятий, в которые вовлечено 780 обучающихся, в том числе участники категории «школьники»).

С учетом необходимости организации системы связей между образовательными организациями и будущими работодателями обучающихся реализуется региональный проект «День профессии», которым за 2021 г. было охвачено 23 217 обучающихся; а для популяризации научно-технического творчества и повышения престижа инженерных профессий у обучающихся организовано проведение региональных

соревнований «ИКаР», которыми охвачено более 580 участников. С этой же целью реализуется региональный фестиваль детского творчества «PROFEST», в рамках которого было проведено более 40 мероприятий, охвативших 214 обучающихся.

Как показал мониторинг, сопровождение профессионального самоопределения обучающихся основано на выстраивании взаимодействия систем общего и профессионального образования, а также на привлечении работодателей Челябинской области, что подтверждается наличием не только совместных мероприятий, но и заключенных договоров по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. В 2021 г. 527 общеобразовательных организаций (более 60 %) заключили договоры с профессиональными образовательными организациями и 327 школ (около 40 %) юридически оформили свое партнерство с предприятиями и организациями реального сектора экономики области.

Также в Челябинской области активно осуществляется информационное обеспечение профориентационной деятельности; в 100 % профессиональных образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием в открытом доступе размещается информация о мероприятиях профориентаци-онной направленности для обучающихся и их законных представителей.

Значительную помощь в профессиональном информировании населения оказывает регулярно обновляемый интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в организациях среднего профессионального образования Челябинской области». Ежегодно его посещает более 20 000 человек. В связи с высокой социальной значимостью и востребованностью он стал победителем в областном конкурсе «Лучший интернет-ресурс — 2014» в номинации «Лучший сервис по оказанию услуг населению».

Исходя из потребности в выявлении и распространении эффективных практик сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в 2022 г. впервые состоялся областной конкурс «Лучшие практики организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» среди образовательных организаций Челябинской области. Наибольшее количество практик было представлено в номинации «Практика профессиональной образовательной организации по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения

школьников», что еще раз подтверждает укрепление линии взаимосвязи системы общего и профессионального образования по вопросам профориентации.

В 2022 г. планируется запустить еще один конкурс, направленный на выявление лучших практик внедрения Концепции среди муниципальных органов управления образованием.

Таким образом, в современном меняющемся обществе происходит изменение содержания профориентационной работы. Ее акценты смещаются на формирование у обучающихся компетенций профессионального самоопределения. Это достаточно сложный процесс, в том числе и в силу консервативности системы обра-

зования, в связи с чем он нуждается в концептуальном осмыслении целей, задач, результатов, ролей его участников, а также в создании механизмов его сопровождения с учетом региональных особенностей, которые через объединение усилий всех уровней и видов образования и иных заинтересованных сторон (семья, работодатели, органы государственной власти и т. д.) позволят создать эффективную систему выбора профессии через осознанное согласование личного интереса и общественной потребности. Поэтому одной из задач настоящего переходного периода в профориентации является обобщение и тиражирование региональных практик управления этими процессами.

Библиографический список

1. Пряжникова, Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы образования. — 2006. — № 3. — С.224-225.

2. Разумова, М. В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» / М. В. Разумова // Профессиональное образование и общество. — 2014. — № 1 (9). — С. 51-59.

3. Буров, К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К. С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2017. — Т. 9, № 4. — С. 57-67.

4. Сергеев, И. С. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза / И. С. Сергеев, Н. Ф. Родичев, М. А. Сикорская-Декано-ва // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 39-50.

5. Каменский, А. М. Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена / А. М. Каменский, З. Ш. Акбарова // Человек и образование. — 2016. — № 2 (47). — С. 111-113.

6. Малова, Е. О. Выстраивание профессиональной траектории студентами профессиональных образовательных организаций Челябинской области: результаты социологического исследования / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 54-62.

7. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (2015 г.) / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.] ; Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» // Центр профессионального образования Самарской области. — [сайт]. —2022. — URL: https://cposo. ru/rs/cppk/profmaterial/SPS-2015.v.2.0.pdf?ysclid=l6t708p6n1599878097 (дата обращения: 18.06.2022).

8. Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 № 01/1739 (в ред. пр. от 22.01.2021 № 01/123)] // Министерство образования и науки Челябинской области : [офиц. сайт]. — URL: https://minobr74.rU/uploads/100/6/docs/prikaz_123.pdf (дата обращения: 11.07.2021).

9. Суйкова, О. А. Концептуальные основания формирования в Челябинской области системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся / О. А. Суйкова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования : сб. материалов V Межрегион. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : РЦОКИО, 2020. — Ч. 1. — С. 138-149.

For citation: Gulyumova, M. A. Implementation of a regional system for supporting professional self-determination of students in the Chelyabinsk region / M. A. Gulyumova, E. P. Sichinskiy // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 3 (35). — P. 118-126.

IMPLEMENTATION OF A REGIONAL SYSTEM FOR SUPPORTING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CHELYABINSK REGION

M. A. Gulyumova, E. P. Sichinskiy

In the article, through the prism of the evolution of the concept of "vocational guidance", the experience of creating a regional system for supporting the professional self-determination of students is considered. The system is based on the Concept of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students of the Chelyabinsk region (hereinafter referred to as the Concept). Taking into account regional specifics and experience, a regional career guidance management system has been created for the implementation of Concept. That allows coordinating and controlling this direction in the region. Its main elements are the regional coordinating council, the regional methodological association, territorially divided into Ave sections, the institution responsible for the implementation of the Concept in all municipal education authorities and educational organizations, as well as the project curator — the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development. The effectiveness of work to support the professional self-determination of students is presented in the form of the results of monitoring the implementation of the activities of the Comprehensive Plan for the Implementation of the Concept for 2021.

Key words: support of professional self-determination, regional system, organization and coordination of support of professional self-determination.

References

1. Pryazhnikova E. Yu. K voprosu ob istorii razvitiya proforientatsii i professional'nogo samo-opredeleniya [On the history of the development of career guidance and professional self-determination], Voprosy obrazovaniya [Educational Issues], 2006, no. 3, pp. 224-225. (In Russian)

2. Razumova M. V. K voprosu o traktovke ponyatiya «proforientatsiya» [To the question of the interpretation of the concept of "career guidance"], Professional'noe obrazovanie i obshchestvo [Vocational education and society], 2014, no. 1 (9), pp. 51-59. (In Russian)

3. Burov K. S. Professional'noe samoopredelenie kak nauchnoe ponyatie [Professional self-determination as a scientific concept], Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences"], 2017, vol. 9, no. 4, pp. 57-67. (In Russian)

4. Sergeev I. S., Rodichev N. F., Sikorskaya-Dekanova M. A. Professional'noe samoopredelenie i ego soprovozhdenie v postindustrial'nom mire: popytka prognoza [Professional self-determination and its support in the post-industrial world: an attempt to forecast], Professional'noe obrazovanie iry-nok truda [Vocational education and labor market], 2018, no. 4, pp. 39-50. (In Russian)

5. Kamenskiy A. M., Akbarova Z. Sh. Osobennosti professional'no orientirovannogo obucheniya spetsialistov tekhnicheskogo profilya srednego zvena [Peculiarities of professionally oriented training of middle-level technical specialists], Chelovek i obrazovanie [Human and education], 2016, no. 2 (47), pp. 111-113. (In Russian)

6. Malova E. O. Vystraivanie professional'noy traektorii studentami professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya [Building a professional trajectory by students of professional educational organizations of the Chelyabinsk region: the results of a sociological study], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 54-62. (In Russian)

7. Blinov V. I., Sergeev I. S. et al. Kontseptsiya soprovozhdeniya professional'nogo samoopre-deleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya (2015 g.) [The concept of supporting the professional self-determination of students in the conditions of continuity of education (2015)]. Tsentr professional'nogo obrazovaniya FGAU «Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya» [Center for Vocational Education FGAU "Federal Institute for the Development of Education"], 2022, available at: https://cposo.ru/rs/cppk/profmaterial/SPS-2015.v.2.0.pdf?ysclid=l6t708p6n1599878097 (accessed: 18.06.2022). (In Russian)

8. Ob utverzhdenii Kontseptsii organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya profes-sional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya Chelyabinskoy oblasti : [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.08.2020 № 01/1739 (v red. pr. ot 22.01.2021 № 01/123)], Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti, available at: https://minobr74. ru/uploads/100/6/docs/prikaz_123.pdf (accessed: 11.07.2021). (In Russian)

9. Suykova O. A. Kontseptual'nye osnovaniya formirovaniya v Chelyabinskoy oblasti sistemy raboty po samoopredeleniyu i professional'noy orientatsii obuchayushchikhsya [Conceptual foundations for the formation in the Chelyabinsk region of a system of work on self-determination and professional orientation of students], Sb. materialov V Mezhregion. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. «Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Mekhanizmy upravleniya kachestvom obrazovaniya v kontekste realizatsii regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya» [Proceedings of V Interregional. scientific-practical. conf. in 2 parts "Problems and prospects for the development of systems for assessing the quality of education. Mechanisms of education quality management in the context of the implementation of regional policy in the field of education quality assessment"], Chelyabinsk, RTsOKIO, 2020, part 1, pp. 138-149. (In Russian)

Гулюмова Мария Андреевна, начальник Центра самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Челябинской области ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: gma@chirpo.ru

Сичинский Евгений Павлович, ректор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор исторических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: esichinski@rambler.ru

Gulyumova Maria Andreevna, Head of the Center for self-determination and career guidance of students, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: gma@chirpo.ru

Sichinskiy Evgeniy Pavlovich, Rector of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: esichinski@rambler.ru

Для цитирования: Докшин, А. Я. Возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации в воспитании патриотических качеств личности студентов / А. Я. Докшин, О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 3 (35). — С. 126-133.

УДК 37.0 ББК 74.200.52

возможности социообразовательной среды профессиональной образовательной организации

В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

А. Я. Докшин, О. А. Суйкова

В статье предлагаются выводы, сделанные по результатам деятельности педагогических работников ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» по программе региональной инновационной площадки на тему «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления». Показана конструкция патриотически ориентированной социообразовательной среды и ее содержательное наполнение, обеспечивающее научность и системность воспитательной работы по формированию патриотических качеств личности студентов. Обозначена активная роль студенческого самоуправления и социального партнерства в коллективной воспитательной работе; названы некоторые методы и средства, обеспечивающие результат. В статье предложены критерии и показатели оценивания патриотичности, конгруэнтно соотнесенные с показателями ФГОС СПО в части Ок 6 и местными национально-культурными традициями. Приведены некоторые оцифрованные результаты. Авторами представлены организационно-педагогические условия успешной реализации инновационного проекта и критерии эффективности процесса патриотического воспитания студентов ПОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.