8. Lizunov P. V., Savchenkov A. V. Vnedrenie jelementov dual'nogo obuchenija v ramkah setevo-go vzaimodejstvija professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i predprijatij [Introduction of elements of dual education in the framework of network interaction of professional educational organizations and enterprises], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 1 (17), pp. 61-63. (In Russian)
9. Sologubov Yu. P. Nastavnichestvo kak instrument povyshenija kachestva obrazovanija pod-gotovki magistrantov v vysshej shkole [Mentoring as a tool to improve the quality of education for the preparation of undergraduates in higher education], Informacija i obrazovanie: granicy kommu-nikacii [Information and education: the boundaries of communication], 2015, no. 7 (15), pp. 42-43. (In Russian)
10. Tokareva O. A. Nastavnichestvo v sisteme profilaktiki deviacij studentov «gruppy riska» v uchrezhdenijah SPO [Mentoring in the system of prevention of deviations of students of the "risk group" in institutions of secondary vocational education], Sb. materialov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf "Psihologija v sisteme social'no-proizvodstvennyh otnoshenij" [Materials III Intern. scientific-practical conf "Psychology in the system of social and industrial relations']. Krasnoyarsk, Publishing house of Sib. State University of Science and Technology named after acad. M. F. Reshetnev, 2020, pp. 78-81. (In Russian)
Чекменева Оксана Юрьевна, начальник отдела среднего профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Гнатышина Елена Александровна, директор Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Chekmeneva Oksana Yurievna, Head of the Department of Secondary Professional Education, Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Gnatyshina Elena Aleksandrovna, Director of the Professional Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Швачко, Е. В. Этнокультурная среда как фактор профессионального самоопределения личности / Е. В. Швачко, А. В. Глинкин, Т. А. Данилова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 145-153.
УДК 159.923 ББК 88.3
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Е. В. Швачко, А. В. Глинкин, Т. А. Данилова
Тенденции сокращения квалифицированных кадров, старения педагогических кадров и медленного пополнения отраслей молодыми специалистами сохраняются не первый год. Актуальным на сегодняшний день является поиск профориентационных ресурсов и способов профессионального самоопределения личности. Разрешение вышеуказанных противоречий авторы статьи видят в реализации задач национального проекта «Образование», в том числе в использовании практики погружения детей и молодежи в этнокультурную среду. Деятельность учреждений дополнительного образования является самоопределяющим фактором ранней профессиональной ориентации. Одной из задач реализации дополнительных предпрофес-сиональных общеобразовательных программ в детских школах искусств является подготовка обучающихся к получению дальнейшего профессионального образования. В статье приводится статистическая информация о предпрофессиональных общеобразовательных программах
в области музыкального искусства, реализуемых в Челябинской области. Особое внимание уделено анализу программы «Музыкальный фольклор». Обосновывается закономерность взаимосвязи между погружением детей и подростков в этнокультурную среду и их профессиональным выбором в будущем.
Ключевые слова: этнокультурная среда, профессиональное самоопределение, профессиональная навигация, профориентационный ресурс, профессиональный выбор, этнокультурное образование, учреждения дополнительного образования, детские школы искусств, традиционная народная культура, музыкальный фольклор.
В последние годы деятельность различных региональных институтов направлена на осознание того, что человеческий капитал есть ресурс модернизации и ориентира региональной образовательной и культурной политики. Осмысление проблемы подготовки кадров и профессиональной ориентации подрастающего поколения в Челябинской области отражено в ряде педагогических и культурологических исследований [1-5].
Исходя из заданных параметров проблем, в 2019 году было проведено социологическое исследование, направленное на прогнозирование потребности в кадрах учреждений культуры Челябинской области. Всего в опросе приняли участие респонденты, представляющие собой управленческий состав 206 учреждений культуры и искусства Челябинской области. Проведенный анализ оценки кадровой укомплектованности учреждений культуры позволил обобщить существующие проблемы. Кадровый дефицит по ряду специальностей и направлений подготовки отмечали руководители многих учреждений сферы культуры: в ДШИ (60 %), в централизованной клубной системе (64 %), в театрах (70 %) [6].
По мнению Министерства образования и науки Челябинской области, в регионе нет дефицита педагогических кадров: обеспеченность ими составляет более 90 %. Однако в возрастном составе педагогов преобладают работники 41-50 лет (около 30 %). Стабильно высоким остается количество педагогов пенсионного возраста [7] — эта категория составляет приблизительно шестую часть от общего числа педагогических работников в системе образования. Число молодых специалистов, приходящих в муниципальные образовательные учреждения после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования, составляет лишь третью часть от общей потребности в кадрах. Тенденция старения педагогических кадров сохраняется не один год.
С одной стороны, мы видим потребность в высококвалифицированных кадрах. С другой,
в сегодняшней ситуации ставить перед ребенком вопрос «Какую профессию выбрать?» бессмысленно: это нерелевантно тому, что происходит в современном мире. Правильнее размышлять глобально, обрисовывать тематические поля выбора, формировать индивидуальную профессиональную траекторию и профессиональное самоопределение.
Мы согласны с мнением К. С. Бурова, который под профессиональным самоопределением понимает «явление, характеризующее совокупность психических процессов, существенными признаками которых будут являться: самосознание ценности профессии на основе осведомленности о ней, самооценка своих возможностей в освоении профессии и самореализации в ней, соотнесенная с внешней оценкой. Все это приводит к определенности, убежденности в отношении к профессиональной деятельности, увлеченности отдельными ее аспектами, что побуждает личность к действию на разных возрастных этапах становления личности: выбор направления профессионального образования, подготовка к профессии в рамках образовательных программ, выбор сферы профессиональной деятельности, выбор конкретной профессии и должностных компетенций» [8, с. 62].
Отметим, что работа по прогнозированию и разрешению вышеизложенных проблем в регионе ведется. Так, приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14 августа 2020 года № 01/1739 была утверждена Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2020-2024 годы [9].
В соответствии с Концепцией, учреждения дополнительного профессионального образования осуществляют профессиональную навигацию представителей взрослого населения, испытывающих затруднения в профессионально-трудовой деятельности; организовывают профессиональное обучение и повышение квалификации специалистов, обеспечивают организационно-педагогическое сопровождение обучающихся; участвуют
в определении приоритетных направлений сопровождения профессионального самоопределения; выявляют, изучают и транслируют инновационные методы и средства сопровождения профессионального самоопределения; формируют информационные и методические материалы по всем направлениям психолого-педагогической и социально-адаптационной деятельности; внедряют современные формы и методы профориен-тационной работы и психологической поддержки населения региона [9].
Одним из важных социальных институтов системы профессионального самоопределения считаем учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Являясь стейкхол-дерами, они выполняют такие функции, как: адаптация обучающихся к жизни в обществе и профессиональная ориентация детей; осуществление профессионально-образовательных проб; организация и проведение для обучающихся профессионально ориентированных мероприятий и др.
Учреждения дополнительного образования, как и все уровни образования в Российской Федерации, задействованы в реализации задач национальных проектов. «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [10], — именно такая цель обозначена в национальном проекте «Образование».
Создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждения дополнительного образования. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности [11].
Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств (далее — ДШИ), детские музыкальные школы (далее — ДМШ), детские художественные школы (далее — ДХШ). В нашей статье мы акцентируем внимание на программах в области музыкального искусства.
Согласно нормативным документам, ДШИ должны реализовывать два вида образовательных программ в области музыкального искусства: дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессио-нальные программы [12; 13].
Дополнительные общеразвивающие образовательные программы должны ориентироваться на доступность этнокультурного и художественного образования, развитие творческих способностей подрастающего поколения и формирование интереса к творческой деятельности.
Задачей реализации дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ является подготовка обучающихся к получению дальнейшего профессионального образования.
На сегодняшний день в Челябинской области сложилась достаточно устойчивая система учреждений дополнительного образования (детских школ искусств в области музыкального искусства), осуществляющих этнокультурное воспитание подрастающего поколения в новых условиях.
В результате анализа основных показателей развития детских музыкальных, художественных школ и школ искусств на 1 сентября 2020 г., представленных ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области» [14], мы констатировали, что несмотря на сложившуюся современную финансово-экономическую и социально-культурную ситуацию в регионе и по России в целом, материально-техническое состояние, финансовое и кадровое обеспечение большинства учреждений дополнительного образования можно оценить как выше среднего.
Всего в регионе функционируют 127 образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей в области культуры и искусства, в том числе в городских округах — 56, в муниципальных районах — 71. Контингент обучающихся ДШИ, ДМШ, ДХШ соответственно составляет: в городских округах — 26 158 человек, в муниципальных районах — 16 059 человек. Всего по области количество учащихся составляет 42 217 человек [14].
Сегодня много пишут и говорят о необходимости возрождения традиционной культуры народа. Фольклору в различных его проявлениях отводится важное место в формировании и развитии личности, ориентации ее на духовно-нравственные ценности. Отметим, что с этим справедливо связывается надежда на оздоровление нравственного климата в обществе, на сохранение и развитие национального менталитета. Положительно оценивая работу общеобразовательных школ, детских клубов и центров народного творчества, вместе с тем следует признать,
что такими методами поставленной задачи не решить. Необходимо перевести этнокультурное образование детей с развлекательно-любительского уровня на уровень учебно-образовательный. Поэтому особое внимание мы уделяем дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Музыкальный фольклор» (далее — программа «Музыкальный
фольклор»), образовательная деятельность которой реализуется на основе ценностей традиционной народной культуры.
Данная программа в Челябинской области реализуется в 27 детских школах искусств, что составляет 21 % от общего количества учреждений дополнительного образования (ДО) (табл. 1).
Реализация программы «Музыкальный фольклор» в детских школах искусств Челябинской области
Таблица 1
Тип муниципального образования Учреждения ДО, работающие по образовательной программе «Музыкальный фольклор» Программы учебных предметов
Златоустовский ГО МБУ ДО ДШИ № 2, г. Златоуст ПО 01. Музыкальное исполнительство ПО 01. УП 01. Фольклорный ансамбль ПО 01. УП 02. Музыкальный инструмент (фортепиано) ПО 02. Теория и история музыки ПО 02. УП 01. Сольфеджио ПО 2. УП 02. Народное музыкальное творчество ПО 02. УП 03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) В 00. Вариативная часть В 01. УП 01. Фольклорная хореография В 01. УП 02. Сольное пение
Копейский ГО МУДО ДШИ № 1, № 2, г. Копейск
Чебаркульский ГО МБУ ДО ДШИ, г. Чебаркуль
Усть-Катавский ГО МКУ ДО ДШИ, г. Усть-Катав
Трехгорный ГО МБУ ДО ДШИ, г. Трехгорный
Миасский ГО МБУ ДО ДШИ № 2, г. Миасс
Челябинский ГО МБУ ДО ДШИ № 2, МУДОД ДШИ № 4, № 5, СДШИ ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского
Южноуральский ГО МАУ ДО ДШИ, г. Южноуральск
Ашинский МР МБУ ДО ДШИ, г. Аша
Брединский МР АКУ ДО ДШИ, п. Бреды
Варненский МР МУДО ДШИ, п. Новый Урал
Еманжелинский МР МБУО ДШИ № 2, ДШИ № 3
Карталинский МР МУДО ДШИ, п. Варшавский
Красноармейский МР МОУ ДОД ДШИ, с. Бродокалмак
Нагайбакский МР МКУДО ДШИ, п. Кассельский, п. Остроленский, п. Куликовский, п. Нагайбакский
Пластовский МР МКУ ОД ДШИ, г. Пласт
Сосновский МР МБУ ДО ДШИ, п. Рощино
Троицкий МР МКУ ДО ДШИ, п. Бобровка
Увельский МР МБУ ОУ ДШИ, п. Увельский
Выступая базисной основой традиционной культуры любого народа, фольклор, с одной стороны, закрепил в своих формах надежды и чаяния народа, с другой — стал своеобразным резервуаром реализации его творческого потенциала. Подтверждением тому служит неисчерпаемое богатство форм, жанровое разнообразие, художественная беспредельность фольклора [15].
Одним из аргументов в пользу идеи поддержки фольклора является ссылка на уникальные воспитательные возможности, присущие традиционной народной художественной культуре, которые и в сегодняшних условиях должны быть востребованы для достижения педагогических целей.
В большинстве случаев этнокультурная среда понимается как средство консервации, сохранения и восстановительной ретрансляции культур коренного населения. Однако глобальная цель — это расширение культурного горизонта на весь поликультурный ландшафт российского суперэтноса. Педагогические средства этнокультурного образования и воспитания должны быть ориентированы на местные территориальные локусы [16]. Авторы статьи предостерегают, что в неумелых руках эти средства могут оказать и отрицательный эффект. Задача педагогов — рассматривать арсенал существующих компонентов этнокультурной среды с целью оценки эффективности достижения цели, а не решения одних лишь прикладных
и частных задач этнокультурного образования. Заметим, традиционная народная культура включает в себя не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народную художественную культуру (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Народная художественная культура представлена устным народным творчеством, народной музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием.
Изучаемые на отделении учебные предметы обеспечивают сохранение и развитие этнокультурного потенциала Челябинской области.
Учебные предметы программы «Музыкальный фольклор» объединены в единый комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, инструментальных, игровых видов народного творчества и этнографических знаний. Все это составляет содержательную основу образовательного потенциала традиционной народной культуры и обеспечивает формирование духовно-нравственных качеств и художественно-творческих навыков ребенка.
Предмет «Фольклорный ансамбль» включает в себя: историю народного песенного творчества; виды и жанры народных песен; формирование навыков ансамблевого исполнения; обучение навыкам народной песенной импровизации; практическое использование элементов народного танца, традиционных музыкальных инструментов.
Изучение предмета «Музыкальный инструмент» способствует приобретению основных навыков (исполнительских приемов) игры на фортепиано, таких как: развитие игрового аппарата; разбор текста и чтение нот с листа; подбор на слух; ансамблевое музицирование; развитие импровизационных навыков.
Содержание такого предмета, как «Сольфеджио» включает элементы музыкального языка (лад, звукоряд, интервал, аккорд) и предполагает развитие мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и чистоты интонирования.
Содержательной стороной предмета «Народное музыкальное творчество» являются
основные жанры детского фольклора, к которым относятся: колыбельные песни, пестушки, прибаутки, небылицы-перевертыши, заклички и приговоры, считалки, дразнилки, скороговорки, народные музыкальные игры.
Предмет «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) включает изучение: творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов; музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов; музыкальных стилей, жанров и форм; особенностей национальных традиций; основных музыкальных терминов.
Кроме основных предметов учебного плана целесообразно включать в образовательный процесс предметы по выбору.
В основе предмета «Фольклорная хореография» лежит изучение элементов народного танца; хороводных и плясовых движений; упражнений для рук; региональных особенностей народного танцевального творчества; отдельных танцев (плясовых, хороводов, кадрилей), сопровождающих ансамблевое пение.
Целью предмета «Сольное пение» является овладение обучающимися певческими навыками, в том числе правильным дыханием, артикуляцией, чистым интонированием, дикцией, идущей от естественной манеры произнесения слов; формирование народной манеры пения по принципу «пой, как говоришь».
На выбор можно использовать и другие предметы, непосредственно отражающие содержание традиционной народной культуры: «Декоративно-прикладное творчество», «Народное инструментальное творчество».
Многочисленные народы транслируют разнообразные культуры, и особенности каждой культуры в первую очередь ассоциируются с национальными особенностями [17]. Южный Урал — регион многонациональный, и эти аспекты здесь нельзя не учитывать, иначе в недалеком будущем мы можем наряду с безусловной ценностью — восстановлением этно-культур Российской Федерации — столкнуться с растущим этноцентризмом и усилением центробежных сил российских этнокультурных регионов, что представляет собой опасность не только в культурном, но и в политическом аспектах [16].
Результаты нашего исследования демонстрируют определенную картину. До поступления на отделение этнохудожественного творчества Челябинского колледжа культуры большинство ребят были участниками творческих коллективов, окончили ДШИ, участвовали
в различных конкурсах и фестивалях. Из поступивших абитуриентов (набор 2015-2021 гг.) таких обучающихся было 87 %.
После окончания колледжа (выпуск с 2017 по 2021 гг.) 68 % выпускников продолжили обучение по профилю в вузах, что подтверждает неслучайность их профессионального выбора и построения профессиональной образовательной траектории.
На сегодняшний день из обучающихся на отделении этнохудожественного творчества студентов, поступивших в 2018 г., через погружение в этнокультурную среду прошли 100 %; из поступивших в 2019 г. — 100 %; в 2020 г. — 83 %; в 2021 г. — 85 %.
Можно выделить и конкретные ДТТТИ, с которыми у отделения этнохудожественного творчества колледжа сложились давние партнерские отношения: это МБУ ДО ДШИ с. Бродокалмак Красноармейского муниципального района, МБУ ДО ДШИ п. Рощино Сосновского муниципального района, с. Варламово Чебаркульского района Челябинской области.
Таким образом, можно утверждать, что сегодня возрастает интерес к изучению педагогических компонентов культуры и стремление ученых-практиков эффективно применять для достижения педагогических целей различные возможности и ресурсы культуры в целом и этнокультуры в частности. Мы видим четкую закономерность в том, что погружение детей и молодежи в этнокультурную среду является значимым профориентацион-ным ресурсом, профессиональным навигатором, основной движущей силой профессионального самоопределения личности. Авторы статьи убеждены, что именно в традиционной народной культуре, в этнокультурной среде заложен тот сгусток духовно-нравственных ценностей, которые в процессе присвоения их личностью становятся важнейшим фактором формирования как культурного потенциала личности, так и здорового бытия общества во всех его проявлениях, обеспечивающим сохранность и развитие этнокультурного потенциала региона, способствующим будущему культурному и профессиональному наполнению Челябинской области.
Библиографический список
1. Бетехтин, А. В. Кадровый резерв в сфере культуры: ориентиры и стратегии региональной культурной политики / А. В. Бетехтин // Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 4 (64). — С.58-63.
2. Сичинский, Е. П. Поиск стратегии развития профессионального образования на рубеже ХХ-ХХ1 веков (к 80-летию создания трудовых резервов) / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 22-30.
3. Сташкевич, И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. — Красноярск, 2016. — С. 304-310.
4. Суйкова, О. А. Концептуальные основания формирования в Челябинской области системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся / О. А. Суйкова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Механизмы управления качеством образования в контексте реализации региональной политики в сфере оценки качества образования : сб. материалов V Межрегион. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : РЦОКИО, 2020. — Ч. 1. — С. 138-149.
5. Тарасова, Ю. Б. Детские школы искусств как пространство формирования и сохранения культуры: ожидания родителей / Ю. Б. Тарасова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. — № 1 (29). — С. 68-71.
6. Зубанова, Л. Б. Художественное образование многофункциональных городов: социологические показатели развития / Л. Б. Зубанова // Художественная культура и трансформация индустриального менталитета в условиях моногорода : сб. тр. II Всеросс. (национальной) науч. конф. ; под общ. ред. В. А. Жилиной. — Магнитогорск : Магнитогорский гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2020. — С. 47-50.
7. Кадровая арифметика. Школы Челябинской области нуждаются в притоке молодых педагогов // Южноуральская панорама : [сайт]. — 2017. — 17 мая. — URL: https://up74.ru/articles/ obshchestvo/94415/ (дата обращения: 19.08.2021).
8. Буров, К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К. С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2017. — Т. 9. — № 4. — С. 57-67.
9. Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области : [приказ Минобрнауки
Челябинской области от 14.08.2020 № 01/1739 (в ред. пр. от 22.01.2021 № 01/1230)] // Министерство образования и науки Челябинской области : [офиц. сайт]. — URL: https://minobr74.ru/ documents/doc/11408 (дата обращения: 02.09.2021).
10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента России от 07.05.2018 № 204 // Президент России : [офиц. сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.09.2021).
11. Дополнительное образование детей / под. ред. О. Е. Лебедева. — Москва : Владос, 2000. — 256 с. — ISBN 5-691-00487-5.
12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной Думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.08.2021).
13. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе : [приказ Минкультуры России от 12.12.2014 № 2156 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/420242391 (дата обращения: 29.08.2021).
14. Основные показатели развития детских музыкальных, художественных школ и школ искусств / сост. М. Г. Будникова, Е. В. Абрамова // ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области» : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.umciscult74.ru/SchoolInformation/ (дата обращения: 29.08.2021).
15. Лазарев, А. И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение: избранное / А. И. Лазарев ; сост. и науч. ред. А. С. Гришин, Г. А. Губанова. — Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2008. — 384 с. — ISBN 8-94839-155-8.
16. Швачко, Е. В. Этнокультурное образование и воспитание: к вопросу агрегации основных подходов к практике осуществления // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы Междунар. науч.-творч. форума (31 октября — 3 ноября 2016 г.) ; сост. Е. В. Швачко. — Челябинск : Челяб. гос. ин-т культуры, 2016. — 358 с.
17. Усанова, О. Г. Роль русского языка как иностранного в этнокультурном образовании / О. Г. Усанова // IX Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: память культуры и культура памяти» : сб. материалов Междунар. науч. конф. (Челябинск, 26 февраля — 2 марта 2020 г.); сост. Л. Н. Лазарева. — Челябинск : ЧГИК, 2020. — С. 376-378.
For citation: Shvachko, E. V. Ethnocultural environment as a factor of professional self-determination of personality / E. V. Shvachko, A. V. Glinkin, T. A. Danilova // Innovative development of vocational education. — 2021. — N° 4 (32). — P. 145-153.
ETHNOCULTURAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONALITY
E. V. Shvachko, A. V. Glinkin, T. A. Danilova
Trends in the reduction of qualified personnel, aging of the teaching staff and the slow replenishment of industries with young specialists have persisted for several years. The search for career guidance resources and ways of professional self-determination of a person is relevant today. The authors of the article see the resolution of the above contradictions in the implementation of the tasks of the national project "Education", including in the use of the practice of immersing children and youth in the ethnocultural environment. The activity of institutions of additional education is a self-determining factor in early vocational guidance. One of the tasks of implementing additional pre-professional general education programs in children's art schools is to prepare students for further professional education. The article provides statistical information on pre-professional general education programs in the field of musical art, implemented in the Chelyabinsk region. Special attention is paid to the analysis of the Musical Folklore program. The article substantiates the regularity of the relationship between the immersion of children and adolescents in the ethnocultural environment and their professional choice in the future.
Key words: ethnocultural environment, professional self-determination, professional navigation, career guidance resource, professional choice, ethnocultural education, institutions of additional education, children's art schools, traditional folk culture, musical folklore.
References
1. Betehtin A. V. Kadrovyj rezerv v sfere kul'tury: orientiry i strategii regional'noj kul'turnoj politiki [Personnel reserve in the sphere of culture: guidelines and strategies of regional cultural policy], Vest-nik kul'tury i iskusstv [Bulletin of culture and arts], 2020, no. 4 (64), pp. 58-63. (In Russian)
2. Sichinskij E. P. Poisk strategii razvitija professional'nogo obrazovanija na rubezhe XX-XXI ve-kov (k 80-letiju sozdanija trudovyh rezervov) [Search for a strategy for the development of vocational education at the turn of the XX-XXI centuries (to the 80th anniversary of the creation of labor reserves)], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 22-30. (In Russian)
3. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas professij» [Vocational guidance opportunities of the Internet resource "Atlas of Professions"], Sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. «Professional'noe samoopredelenie molodezhi innova-cionnogo regiona: problemy i perspektivy» [Digest of articles based on materials from All-Russian scientific-practical conf. "Professional self-determination of youth in an innovative region: problems and prospects"]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 304-310. (In Russian)
4. Sujkova O. A. Konceptual'nye osnovanija formirovanija v Cheljabinskoj oblasti sistemy rabo-ty po samoopredeleniju i professional'noj orientacii obuchajushhihsja [Conceptual foundations for the formation in the Chelyabinsk region of a system of work on self-determination and vocational guidance of students], Sb. materialov VMezhregion. nauch.-prakt. konf. V2 ch. «Problemy iperspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. Mehanizmy upravlenija kachestvom obrazovanija v kontekste realizacii regional'noj politiki v sfere ocenki kachestva obrazovanija» [Digest of articles based on materials V Interregion. scientific-practical conf. at 2 parts "Problems and prospects of development of systems for assessing the quality of education. Mechanisms for managing the quality of education in the context of the implementation of regional policy in the field of assessing the quality of education"]. Chelyabinsk, RCOKIO, 2020, ch. 1, pp. 138-149. (In Russian)
5. Tarasova Ju. B. Detskie shkoly iskusstv kak prostranstvo formirovanija i sohranenija kul'tury: ozhidanija roditelej [Children's art schools as a space for the formation and preservation of culture: parents' expectations], Vestnik Cheljabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2012, no. 1 (29), pp. 68-71. (In Russian)
6. Zubanova L. B. Hudozhestvennoe obrazovanie mnogofunkcional'nyh gorodov: sociologicheskie pokazateli razvitija [Art education of multifunctional cities: sociological indicators of development], Sb. tr. II Vseross. (nacional'noj) nauch. konf «Hudozhestvennaja kul'tura i transformacija industrial'nogo mentaliteta v uslovijah monogoroda» [Digest of articles II All-Russian (national) scientific. conf. "Art culture and transformation of the industrial mentality in a monocity"]. ed. V. A. Zhilina, Magnitogorsk, Magnitogorskij gos. teh. un-t im. named after G. I. Nosov, 2020, pp. 47-50. (In Russian)
7. Kadrovaja arifmetika. Shkoly Cheljabinskoj oblasti nuzhdajutsja v pritoke molodyh peda-gogov. Juzhnoural'skaja panorama, 2017, available at: https://up74.ru/articles/obshchestvo/94415/ (accessed: 19.08.2021). (In Russian)
8. Burov K. S. Professional'noe samoopredelenie kak nauchnoe ponjatie [Professional self-determination as a scientific concept], Vestnik JuUrGU. Serija «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» [Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical Sciences"], 2017, vol. 9, no. 4, pp. 57-67. (In Russian)
9. Ob utverzhdenii Koncepcii organizacionno-pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja Cheljabinskoj oblasti: [prikaz Minobrnauki Cheljabinskoj oblasti ot 14.08.2020 № 01/1739 (v red. pr. ot 22.01.2021 № 01/1230)]. Ministerstvo obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti, available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11408 (accessed: 02.09.2021). (In Russian)
10. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta Rossii ot 07.05.2018 № 204. Prezident Rossii, available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 11.09.2021). (In Russian)
11. Lebedeva O. E. (ed.) Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education of children]. Moscow, Vlados, 2000, 256 p., ISBN 5-691-00487-5. (In Russian)
12. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 22.08.2021). (In Russian)
13. Ob utverzhdenii federal'nyh gosudarstvennyh trebovanij k minimumu soderzhanija, strukture i uslovijam realizacii dopolnitel'noj predprofessional'noj programmy v oblasti muzykal'nogo iskusstva «Muzykal'nyj fol'klor» i sroku obuchenija po jetoj programme: [prikaz Minkul'tury Rossii ot 12.12.2014 № 2156. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, available at: https:// docs.cntd.ru/document/420242391 (accessed: 29.08.2021). (In Russian)
14. Budnikova M. G., Abramova E. V. (ed.) Osnovnye pokazatelirazvitija detskih muzykal'nyh, hudozhestvennyh shkol i shkol iskusstv [The main indicators of the development of children's music, art schools and schools of arts]. GBUDPO «Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniju i povysheniju kvalifikacii rabotnikov kul'tury i iskusstva Cheljabinskoj oblasti», 2021, available at: http://www.umciscult74.ru/SchoolInformation/ (accessed: 29.08.2021). (In Russian)
15. Lazarev A. I., Grishin A. S., Gubanova G. A. (ed.) Fol'klor. Fol'kloristika. Narodovedenie: izbrannoe [Folklore. Folklore studies. Ethnology: selected]. Chelyabinsk, Cheljab. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2008, 384 p., ISBN 8-94839-155-8. (In Russian)
16. Shvachko E. V. Jetnokul'turnoe obrazovanie i vospitanie: k voprosu agregacii osnovnyh pod-hodov k praktike osushhestvlenija [Ethnocultural education and upbringing: on the issue of aggregation of the main approaches to the practice of implementation], Materialy Mezhdunar. nauch.-tvorch. foruma «Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka» (31 oktjabrja — 3 nojabrja 2016 g.) [Materials of the Intern. scientific-creative Forum "Youth in science and culture of the XXI century" (October 31 — November 3, 2016)]. Chelyabinsk, Cheljab. gos. in-t kul'tury, 2016, 358 p. (In Russian)
17. Usanova O. G. Rol' russkogo jazyka kak inostrannogo v jetnokul'turnom obrazovanii [The role of Russian as a foreign language in ethnocultural education], Sb. materialovMezhdunar. nauch. konf. «IX Lazarevskie chtenija "Liki tradicionnoj kul'tury v sovremennom kul'turnom prostranstve: pamjat' kul'tury i kul'tura pamjati"» (Cheljabinsk, 26 fevralja — 2 marta 2020 g.) [IX Lazarev readings "Faces of traditional culture in modern cultural space: the memory of culture and the culture of memory": collection of articles. materials Intern. scientific. conf. (Chelyabinsk, February 26 — March 2, 2020]. ed. L. N. Lazareva. Chelyabinsk, ChGIK, 2020, pp. 376-378. (In Russian)
Швачко Елена Викторовна, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Глинкин Анатолий Викторович, преподаватель отделения этнохудожественного творчества колледжа культуры Южно-Уральского государственного института им. П. И. Чайковского, кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Данилова Татьяна Алювановна, заведующая отделением этнохудожественного творчества колледжа культуры Южно-Уральского государственного института им. П. И. Чайковского, кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Shvachko Elena Viktorovna, Associate Professor of the Department of Development of the Educational System, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Glinkin Anatoly Viktorovich, Teacher of the Department of Ethno-Artistic Creativity of the College of Culture, South Ural State Institute named after P. I. Tchaikovsky, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Danilova Tatyana Alyuvanovna, Head of the Department of Ethno-Artistic Creativity of the College of Culture, South Ural State Institute named after P. I. Tchaikovsky, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]