УДК 39.371.398-053.2(470.23-25)
Н. В. Марочкина
Этнокультурный компонент в образовательном процессе детских школ искусств Санкт-Петербурга
Поднимается вопрос о необходимости проведения комплексного педагогического исследования образовательных программ этнокультурной направленности в системе детских школ искусств Санкт-Петербурга. Автор формулирует направления и задачи этнокультурного образовательного поля, которые должны сформировать общие подходы к реализации образовательных программ, включающих в себя этнокомпонент. Востребованность этнопедагогики в детских школах искусств подтверждается длительными исследованиями социального запроса населения на образовательные услуги. Молодые родители, вопреки современным тенденциям массовой культуры, стараются найти возможность приобщить своих детей к родной культуре и традиционным ценностям своего народа. Автор статьи предполагает, что роль первой ступени погружения в мир народной традиционной культуры должны на себя взять именно детские школы искусств.
Ключевые слова: этнокомпонент, дополнительное образование, этнопедагогика, этнокультурное образовательное поле, социальный запрос, преемственность обучения, детские школы искусств
Natal'ya V. Marochkina
Ethnocultural component in Saint Petersburg children's schools of art educational process
The article raises the question of the need for a comprehensive pedagogical study of educational programs of ethnocultural orientation in the system of children's art schools in Saint Petersburg. The author formulates the directions and tasks of the ethnocultural educational field, which should form general approaches to the implementation of educational programs, including the ethnic component. The demand for ethno-pedagogy in children's art schools is confirmed by long-term studies of the social demand of the population for educational services. Young parents, despite the modern trends of mass culture, are trying to find an opportunity to involve their children in their native culture and the traditional values of their people. It is suggested that children's art schools should take the leading role in the first stage of such immersion into the world of folk traditional culture.
Keywords: ethnic component, additional education, ethnic pedagogy, ethnocultural educational field, social request, continuity of studying, children's art schools DOI 10.30725/2619-0303-2019-2-124-127
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. четко определяет вектор изменения системы образования, выделив приоритетным направлением комплексный подход в воспитании личности, предполагающий опору на традиционные духовные ценности отечественной культуры. Стратегия выдвигает на первый план задачу восстановления и формирования национальной культурной идеи, усиление роли этнокультурного компонента в концепции образования, воспитания и формирования культуры в рамках как дополнительного, так и общего образования [1].
В развитии национальной системы образования, в том числе системы дополнительного образования детей в области культуры, неоценима роль детских школ искусств, которые в некоторых регионах страны являются единственными объектами культуры, а значит и важным связующим звеном в процессе формирования личности и общества в целом.
Следует отметить, что ранее российское законодательство, регулирующее систему дополнительного образования, уравнивало детские школы искусств с досуговыми учреждениями. Безусловно, последствия такого положения дел отрицательно сказались на организации и внутреннем содержании образовательного процесса. Принцип досуговой деятельности полностью нивелировал уникальность методов обучения музыкальному (художественному) искусству, ограничивал возможности выявления и развития одаренных детей.
Современные процессы модернизации системы образования отделили детские школы искусств от сферы досуга и перевели эти учреждения в обособленное поле предпрофес-сионального образования. Открылась возможность реализовывать специализированные образовательные программы, в том числе направленные на изучение форм традиционного народного творчества. Так этнокомпонент впер-
вые официально был введен в систему детского дополнительного образования, тогда как в предыдущие годы программы изучения фольклора и народного пения носили экспериментальный характер.
Автором статьи с 2003 по 2019 г. проводится анализ социального запроса на формы и содержание образовательных услуг. В ходе аналитических мероприятий был обнаружен устойчивый рост потребности современного родительского сообщества в музыкально-эстетическом развитии ребенка. Более того, проведенный анализ выявил заинтересованность родителей в обучении детей с применением традиционных форм народной педагогики (этнопедагогики), особенно на ранних стадиях развития. Также была отмечена личная заинтересованность родителей в изучении традиций и музыкальной культуры своего государства.
На сегодняшний день можно считать весьма актуальным внимание современных родителей к формам фольклора, которые опосредовано можно приравнять к школе социального опыта. Интуитивный интерес к совокупности традиционных знаний, несущих в себе определенный объем жизненно необходимой информации, есть следствие сформированной потребности более глубокого понимания жизненной парадигмы и современных социальных процессов.
Однако желание родителей включить в повседневную жизнь хотя бы некоторые формы традиционной культуры, научиться передаче ее ценностей не всегда продумано. Не определен психолого-педагогический подход, нет опыта реализации такого рода задач, нет понимания механизма преемственности накопленного опыта, или такой механизм работает фрагментарно, несистематично. Наряду с этим родителями не учитывается и детский уровень психоэмоционального развития, что негативно отражается на качестве понимания и восприятия смысловой нагрузки этнокультуры, тем самым нивелируя идею самоидентификации.
Этнопедагогика на сегодняшний день приобретает статус главного канала передачи подрастающему поколению нравственных и эстетических идеалов, а также понимания механизмов социокультурного взаимодействия. Проведенный анализ подталкивает к следующим выводам: унификация массовой культуры, которую отмечают многие социологи и культурологи, существовавшая как в годы советской власти, так и на текущем этапе развития культуры, вызвала скорее обратный эффект. Внедряемая стандартизация и унификация общественного сознания на сегодняшний день достигла опасного уровня, тем самым вызвав в среде думающей образован-
ной общественности потребность в самоидентификации.
Очевидно, что современное общество не вернется никогда к традиционному укладу жизни, забыты многие формы и жанры народного творчества, основная масса населения незнакома с традиционной культурой своего народа. Однако фольклор всегда присутствовал в жизни и культуре государства. Разной оказывалась политика и идеологические установки, тем самым оказывая влияние на «удельный вес» традиционных видов творчества в системе национальной культуры. Еще в 1909 г. Л. Н. Толстой в письме В. Ф. Булгакову писал: «Думаю, что при постановке в основу образования религии и нравственности изучение жизни себе подобных, т. е. людей, что называется этнографией, займет первое место и что точно так же соответственно своей важности для разумной жизни займут соответствующие места зоология, математика, физика, химия и другие знания» [2].
И только на современном этапе социально-экономического развития, когда основные аспекты этнокультурного образования стали более понятными, этнокультурный образовательный компонент вышел на уровень государственной поддержки. Почему реализация образовательных программ, включающих в себя этнокомпонент, оправдана именно в среде детских школ искусств?
Безусловно, одно из главных мест в традиционной народной культуре принадлежит музыкально-поэтическому началу, и сама специфика музыкального фольклора, образцы песенных и инструментальных форм музицирования, коллективность и импровизационная основа исполнительства обуславливают востребованность программ этномузыкального направления именно в среде детских школ искусств. Поиски путей компенсации восприятия аутентичных форм народной традиционной культуры в рядах педагогического сообщества на сегодняшний день отражены в процессе реализации узкоспециализированных учебных программ.
Так, уже около тридцати лет в системе детских школ искусств Санкт-Петербурга реализуются программы этнохудожественной направленности. В городе всего лишь пять учреждений имеют отделы музыкального фольклора, и общее количество учащихся по предпрофес-сиональным программ составляет всего около 250 детей. Большой вопрос и опасение вызывает сложившаяся ситуация. Имея по разным аналитическим данным устойчивый рост социального запроса на программы, включающие этнокомпонент, имея государственную поддержку в развитии этнопедагогики и народного творчества,
Н. В. Марочкина
система детского музыкального образования Санкт-Петербурга, однако, не стремится развивать данную сферу.
Многолетняя практика работы, активное взаимодействие с педагогической общественностью и целенаправленная методическая деятельность по становлению этнопедагогики в Санкт-Петербурге дают возможность сделать некоторые заключения.
Анализ содержания образовательных программ этнокультурного направления привел к выводу, что общая методологическая база имеет колоссальную разобщенность в концептуальных подходах. Отсутствует единый педагогический взгляд на результат деятельности. Наполнение учебных планов предметами не отражает основной идеи изучения этнокультуры, зачастую отсутствуют межпредметные связи, нет единого понимания вариантов адаптации и применения художественных форм фольклора в современных образовательных условиях. Не продуманы методы сопоставления фольклора с академическими жанрами и жанрами современной музыки, отсутствует понимание восприятия фольклора и воспитания этнослуха [3]. Главное - не отработан механизм подготовки учащихся к дальнейшему профессиональному обучению как в среде профессиональных исполнителей, так и в подготовке научно-педагогических кадров.
Формулировать основные принципы и педагогические подходы, обосновывать систему концептуально-теоретических идей, педагогических условий и форм, реализации этноком-понента - сложная, но важная задача. Решение этой задачи должно помочь обеспечить возможность формирования общего этнокультурного образовательного пространства и, в частности, этномузыкального образования как целостной и эффективной образовательной системы.
Основываясь на личном опыте и анализе материалов (А. Б. Афанасьева, Г. Н. Волков, Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко, М. О. Шавае-ва, Л. А. Роганова), сформулируем, на наш взгляд, основные направления, цели и задачи деятельности в процессе формирования единых механизмов реализации образовательных программ этнокультурного образования.
Этнокультурное образовательное пространство стоит разделить на несколько взаимосвязанных направлений, освоение которых имеет иерархическую зависимость: художественное (полихудожественное, этнохудоже-ственное, в том числе этномузыкальное); гуманистическое (этнокультурное, поликультурное); социальное (социологическое, психолого-педагогическое); историческое (культурологиче-
ское). Процесс реализации направлений должен привести к приобретению этнокультурной компетентности как учащихся, так и педагогических работников. Принимая во внимание данную иерархию направлений этнокультурного образовательного пространства, выделим основополагающие цели каждого из направлений.
Художественное направление: формирование ценностно-творческой мотивации как начальной ступени погружения в систему этнокультуры; приобретение опыта освоения эт-нохудожественного наследия через изучение аутентичных образцов народного прикладного и музыкального творчества; начальные навыки аналитической деятельности - историография, диалектология, этимология, семантика, символизм, типологизация.
Гуманистическое направление: формирование целостного представления о феномене и ценности этнокультуры; понимание и принятие культуры иных этносов; формирование цивилизационного этнического сознания.
Социальное направление: передача индивиду этнокультурных традиций, актуализация его в современных социокультурных условиях; формирование многоуровневой этнокультурной идентичности личности; понимание межкультурного взаимодействия.
Историческое направление: освоение системы этногенеза; освоение исторических и ме-такультурных знаний о механизмах развития и формировании этнокультуры своего народа; освоение этнокультур разных этносов - история, культурологическая география, филология, эт-номузыкология.
Нужно отметить, что процесс этнокультурного образования должен рассматриваться в контексте единства педагогических исследований, научного анализа, обучения и воспитания, которое, на наш взгляд, целесообразно начинать на этапе художественного направления. Этнокультурное образовательное пространство, формируемое в среде детских школ искусств, должно охватывать начальные этапы погружения в огромное этнокультурное поле, начиная с сугубо узкого формирования этнокультуры у детей посредством реализации художественного (этнохудожественного) направления.
Так, художественное (этнохудожественное, и в том числе этномузыкальное образование) -это особый вид, или одна из важных частей этнокультурного образовательного пространства. Вид, который обладает своей спецификой, в отличие от чисто художественного или историко-теоретического образования. Образование, выполняющее функцию передачи системы специальных знаний. Образовательное
поле, вырабатывающее механизмы восприятия самого себя в социокультурном пространстве, дающее психоэмоциональный опыт коммуникации, очерчивающее границы идентификации и самоидентификации.
Предполагая, что начальный этап этнокультурного образования целесообразен в среде детских школ искусств, достижение вышесфор-мулированных целей требует обозначить комплекс педагогических задач.
Обучающие задачи: формировать у детей систему знаний об этнокультуре; формировать ценностные ориентации этнокультурного характера; приобретать мировоззренческий и эстетический опыт овладения этнокультурными ценностями; обогащать опыт восприятия, анализа и интерпретации этнокультурного материала; формировать способы восприятия образов и смыслов этнокультурного материала в системе исторической преемственности и процессе развития культуры; стимулировать творческую деятельность этнокультурного содержания.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к традиционной культуре своего народа и иных этносов; формировать этническое и метаэтническое самосознание; формировать многоуровневую идентичность личности.
Развивающие задачи: развивать и совершенствовать умения и навыки (лингвистические, художественные, коммуникативные, поведенческие) в процессе освоения различных элементов традиционной культуры; развивать познавательный интерес обучающихся к этнокультурному наследию; развивать образное, аналитическое, историческое, системное мышление; развивать художественные, творческие способности обучающихся; развивать эстетический вкус; развивать эмоциональную рефлексию в процессе освоения этнокультурного наследия в традиционных и современных формах.
Комплекс поставленных задач чрезвычайно многогранен, он объединяет в себе как категории высшего порядка (система мировоззрения, патриотизм, толерантность, эстетический вкус), так и сферы исключительно утилитарного характера (практические навыки владения формами этнохудожественной культуры).
Поскольку целью данной статьи было позиционирование этнокультурного образовательного пространства как одной из главных ветвей системы реализации государственной
политики при формировании национальной культурной идеи, считаем необходимым инициировать целостное педагогическое исследование существующих образовательных процессов. Необходимо проведение комплексного системного анализа педагогических и методологических моделей, с направляющим вектором модернизации в сторону трехступенчатой образовательной системы: детская школа искусств (ДШИ) - среднее профессиональное образование (СПО) - вуз в области этнокультуры в Санкт-Петербурге.
Так учитывая специфику системы современного образования, принимая во внимание сложившуюся систему дополнительного образования в Санкт-Петербурге, основываясь на анализе социального запроса и опираясь на важнейшие концептуальные аспекты специального этноху-дожественного образования, автор настоящей статьи выводит на первый план назревшую проблему модернизации системы этнопедагогики в дополнительном образовании. Программы этномузыкального направления должны стать первой универсальной ступенью в реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г. URL: http: // legalacts.ru (дата обращения: 2019-04-19).
2. Толстой Л. Н. О воспитании: ответ на письмо В.Ф. Булгакова // Лев Толстой: сайт. Ясная Поляна, 2013-2019. URL: http: // tolstoy.ru (дата обращения: 2019-04-19).
3. Земцовский И. И. Апология слуха // Музыкальная академия. 2002. № 1. URL: https:// academia.edu (дата обращения: 2019-04-19).
References
1. On approval of Strategy of development of education in Russian Federation for period up to 2025: order of Government of Russian Federation № 996-р, May 29, 2015. U RL: http: // legalacts.ru accessed: 2019-04-19) (in Russ.).
2. Толстой Л. Н. About education: answer to letter by V. F. Bulgakov. Lev Tolstoi: site. Yasnaya Polyana, 2013-2019. URL: http: // tolstoy.ru accessed: 2019-04-19) (in Russ.).
3. Zemtsovskii I. I. Apology of hearing. Muzykal'naya akademiya. 2002. 1. URL: https:// academia.edu accessed: 2019-04-19) (in Russ.).