Научная статья на тему 'Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств'

Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1464
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЪТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ETHNIC CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL BACKGROUND / FOLK ART CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенкова Людмила Германовна

Рассматривается вопрос об этнокультурной среде как психолого-педагогическом условии этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Организованная на материале народной художественной культуры переселенцев Сибири этнокультурная среда является эффективным условием приобщения дошкольников к миру традиционной культуры, формирования качественно новых психических образований, что в целом способствует развитию личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL BACKGROUND AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITION OF ETHNIC AND CULTURAL PRESCHOOL EDUCATION IN CHILDS ART SCHOOL

The article deals with the question of ethnic and cultural background as psychological and pedagogical condition of ethnic and cultural preschool education in Childs Art School. Ethnic and cultural background created on folk art culture facts of migrants of Siberia is affective condition for childrens introduction to the world of traditional culture, for creation the new psychological formations. These factors promote the development of childs personality.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная среда как психолого-педагогическое условие этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств»

УДК 373.2.035.6.015.3:7.01

Л. Г. Зенкова

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Рассматривается вопрос об этнокультурной среде как психолого-педагогическом условии этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Организованная на материале народной художественной культуры переселенцев Сибири этнокультурная среда является эффективным условием приобщения дошкольников к миру традиционной культуры, формирования качественно новых психических образований, что в целом способствует развитию личности ребенка.

Ключевые слова: этнокулътура, этнокультурная среда, народная художественная культура, этнокультурное воспитание дошкольников.

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают потребность в определении новых педагогических подходов, направленных на развитие у подрастающего поколения высокого уровня культуры межнационального общения, воспитания будущего гражданина, осознающего значимость культурных ценностей, способного к толерантности и поликультурному общению.

Современное понимание воспитания личности рассматривается многими учеными, исследователями непосредственно в контексте культуры. И максимальное развитие личности ребенка, по их мнению, осуществляется через вхождение его в контекст культуры, определенные культурные и социально-экономические условия (А. Н. Джурин-ский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин).

Для гуманистической педагогики целью воспитания является культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Как правило, результат воспитания - воспитанность человека. Поэтому значимо мнение Т. А. Ромм, что должно быть такое воспитание, где результатом станет человек как носитель социально заданных качеств, востребованных данным обществом, неукоснительно соблюдающий традиции, официальные нормы, ориентированный на социальные авторитеты [1, с. 28]. Применительно к этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста согласимся с позицией Л. А. Шилина: воспитание - это целенаправленный процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [2, с. 12].

В педагогической науке к настоящему времени накоплен немалый теоретический и практический

опыт этнокультурного образования детей. Однако потенциал народной культуры в педагогической практике используется недостаточно полно. К примеру, в отечественных исследованиях совсем не освещается проблема этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Проблема этнокультурного обучения и воспитания нашла свое отражение в ряде исследований ученых-теоретиков, педагогов-практиков Т. И. Баклановой, В. Г Волкова, Л. И. Васеха, Е. В. Ершовой, А. С. Каргина, М. Ю. Новицкой, С. Б. Серяко-вой, Т. Я. Шпикаловой и др. Известен исследовательский опыт А. Б. Афанасьевой, Т. Ф. Бабыни-ной, Е. С. Бабуновой, Э. Ф. Вертяковой, Г. И. Губа, А. П. Елисеевой, В. Б. Манджиевой, Н. А. Минули-ной, В. В. Модоровой, А. Б. Панькина, О. Н. Степановой. Разработанные и реализуемые психологопедагогические методы направлены на совершенствование художественного воспитания и образования учащихся на лучших традициях народной культуры.

Анализ исследовательских работ последних десятилетий показывает, что в основном они направлены на изучение моноэтнических подходов, углубленных в культуру одного отдельного этноса. Как правило, в основе исследований - конкретный этнос, с его характерными положительными чертами, ценностными ориентациями, типичными только для конкретной этнокультуры, на основе чего и происходит обучение и воспитание подрастающего поколения.

Определяя этнокультурную среду как психоло-го-педагогическое условие воспитания дошкольников в детской школе искусств, необходимо рассмотреть термин «этнокультура», определения «этнокультурное воспитание», «этнокультурная среда».

Понятие этнокулътура сложилось на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях.

Вестник ТГПУ (ТБРББиШИп). 2012. 4 (119)

Так, например, Л. И. Васеха считает, что этно-культура, будучи сложной и внутренне противоречивой иерархией сакральных и профанных идеалов, солидализирует людей, консолидирует их совокупную деятельность, представляя собой единое целое. Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла [3, с. 178].

В исследованиях Э. Ф. Вертяковой, А. П. Елисеевой, В. Б. Манджиевой, Н. А. Минулиной, В. В. Мо-доровой этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе [4-8].

Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта.

Таким образом, основываясь на современных подходах в определении понятия «этнокультура», можно сделать вывод, что она неизменна в своих проявлениях, так как в ее основе лежит традиция, которая не подвержена различным изменениям, происходящим в нашем обществе, и является устойчивой формой с устоявшимися ценностями, народной мудростью.

Народная художественная культура переселенцев Сибири определяет основу и содержание этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития дошкольников, направлена на освоение детьми народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение положительного результата.

Этнокультурное воспитание дошкольников определено автором как целенаправленный процесс приобщения детей к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности; развитию лучших

черт ребенка, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный эмоциональный фон развития. Поэтому одним из психолого-педагоги-ческих условий этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств является организация целостной этнокультурной воспитательной среды.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е гг. XX в., когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок и его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия -среда, окружение, межличностные отношения, деятельность; внутренние условия, содержащие эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. Ребенок обретает вторую жизнь в предметах культуры, образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких отношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к окружающей среде определяет его активность в ней. В связи с этим психология представляет среду как условие, процесс и результат развития личности (А. Н. Леонтьев).

Под этнокультурной средой в условиях детской школы искусств понимается естественная комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, среди которых особое место занимают предметы старины (этнографические экспонаты школьного музея, кабинеты ремесел и промыслов, выставки учащихся и преподавателей, выдержанные в народной традиции). Определяющим моментом в создании этнокультурной среды является педагогическая идея, цель, которыми руководствуется детская школа искусств, - сохранение народной художественной культуры, обучение и воспитание детей на основе ее лучших образцов.

Календарно-обрядовые праздники с песенно-игровыми, танцевальными особенностями, красочной атрибутикой; этнографический музей, основанный на экспонатах, привезенных из экспедиций, в котором широко представлены предметы старины (люлька, ткацкий станок, прялка, одежда и др.), создают атмосферу традиционного быта переселенцев Сибири. Подлинные старинные экспонаты надолго остаются в памяти детей, способст-

вуют развитию интереса к предметам старины, истории своего края. Музейный предмет, обрядовый праздник, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызвать чувство сопричастности к культуре и истории своего края.

Кабинеты школы, оформленные в традициях народных ремесел и промыслов работами преподавателей и детей («Роспись по дереву», « Береста», «Гончарный круг», «Глиняная игрушка», «Народная художественная культура»), расширяют визуальную палитру ребенка, способствуют развитию эстетического вкуса, потребности заниматься и включаться в творческий процесс. Разнообразие фольклорного материала (устного и музыкального) активно развивает память, речь, слух, метроритм. Таким образом, все многообразие народной художественной культуры образует целостную этнокультурную среду.

Этнокультурная среда - организованное пространство с аудио- и визуальными составляющими, основанное на материале народной художественной культуры и направленное на развитие и становле-

ние личности дошкольника и его личностных качеств, раскрытие индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности, обогащение жизненного опыта. Она влияет на интересы и потребности ребенка, способствует овладению специфическими видами деятельности, обеспечивает зону его ближайшего развития, раскрывает творческие способности. Организованная этнокультурная среда оказывает позитивное воздействие на дошкольника, так как позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Воспитательный потенциал этнокультурной среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств; и удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в творчестве. Таким образом, этнокультурная среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и этнокультуры, развития творчества дошкольника.

Список литературы

1. Ромм Т. А. О социальном в воспитании // Вопросы воспитания. 2009. № 1. С. 28-31.

2. Шилин А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). C. 12-14.

3. Проблемы этнологии и этнопедагогики: сб. ст. и мат-лов / под ред. Л. И. Васеха. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. Вып. 8. 183 с.

4. Вертякова Э. Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998.

5. Елисеева А. П. Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2008. 18 с.

6. Манджиева В. Б. Воспитание детской одаренности в образовательном учреждении с этнокультурной ориентацией (аспект научно-методического обеспечения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Элиста, 2002. 26 с.

7. Минулина Н. А. Реализация воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в учреждениях дополнительного образования детей раннего возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 2009. 18 с.

8. Модорова В. В. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай 90 гг. ХХ - нач. ХХ1 в.: дис. ... канд. пед. наук. Горно-Алтайск, 2003. 157 с.

Зенкова Л. Г., соискатель, директор МБОУ ДОД ДШИ «Берегиня».

Московский педагогический государственный университет.

Ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991.

E-mail: zenkova_2903@mail.ru

Материал поступил в редакцию 22.02.2012.

L. G. Zenkova

ETHNIC AND CULTURAL BACKGROUND AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITION OF ETHNIC AND CULTURAL PRESCHOOL EDUCATION IN CHILD’S ART SCHOOL

The article deals with the question of ethnic and cultural background as psychological and pedagogical condition of ethnic and cultural preschool education in Child’s Art School. Ethnic and cultural background created on folk art culture facts of migrants of Siberia is affective condition for children’s introduction to the world of traditional culture, for creation the new psychological formations. These factors promote the development of child’s personality.

Key words: ethnic culture, ethnic and cultural background, folk art culture, ethnic and cultural preschool education.

Moscow State Pedagogical University.

Ul. Malaya Pirogovskaya, 1, str. 1, Moscow, Russia, 119991.

E-mail: zenkova_2903@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.